«Использование игровых технологий, как способ развития функциональной грамотности обучающихся в пространстве урока физической культуры»
методическая разработка по физкультуре
Использование игровых технологий, как способ развития функциональной грамотности обучающихся в пространстве урока физической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_gramotnost_na_urokah_fizicheskoy_kultury.docx | 30.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование игровых технологий, как способ развития функциональной грамотности обучающихся в пространстве урока физической культуры»
«Кажется, чего легче, как вести игру, – а между тем это самое трудное дело, и очень редко приходится встречать руководителя, стоящего на уровне своего положения»
П.Ф. Лесгафт
Функциональная грамотность – понятие метапредметное, формируется при изучении разных школьных дисциплин с целью формирования ключевых компетенций обучающихся. Однако перед педагогом возникает ряд актуальных научно-методических проблем по воспитанию и обучению школьников, которые необходимо решать для того, чтобы в современной социально-информационно-культурной ситуации развития общества привить им основы функциональной грамотности в сфере безопасного и здорового образа жизни.
Само по себе формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Потому, передо мной, как учителем стоит задача заинтересовать обучающихся, чтобы культура здоровья стала не неким общественным эталоном, а осознанной индивидуальной потребностью, необходимо достижение оптимального уровня функциональной грамотности обучающихся в сфере созидания собственного здоровья. А что наши дети делают с интересом, азартом, вместе, помогая друг другу? Конечно –играют!
Играя грамотно и планомерно в подобранные мной, как учителем, игры, обучающиеся незаметно для себя, овладевают навыками движений, при это развивается способность целенаправленно владеть своим телом, умениями быстрее и лучше мыслить, анализировать складывающуюся обстановку, принимать самостоятельные решения.
Для наиболее эффективного достижения образовательных целей мной была разработана и успешно апробирована модель использования игровой технологии по формированию функциональной грамотности на уроках физкультуры. На РМО учителей физкультуры мною представлен опыт работы по теме «Правила игры, организация и проведение соревнований по волейболу». На профессиональном педагогическом портале ns.portal опубликована методическая разработка «Использование игровых технологий, как способ развития функциональной грамотности обучающихся в пространстве урока физической культуры» и проводятся онлайн консультации с учителями физкультуры.
Описание использования:
В базовой модели при выборе игры для достижения метапредметных результатов я ориентируюсь на принципы новатора игровой технологии в России К.Д. Ушинского и адаптирую их под функциональные возможности каждого обучающегося.
1. В целях развития универсальных познавательных действий Принцип обучающей направленности игрового моделирования выражается в первую очередь в передаче и усвоении новых знаний, умений и навыков, при этом обучающиеся не получают готовые знания, компетентность, а сами приходят к ней в своей активности.
Источник: Преподаватель – техника элементов движения.
Партнеры: Обучающиеся +преподаватель – способы применения в игре.
Практическая ситуация: Обучающиеся – правила, риски, травмы.
Результат: Игровая ситуации - обучающиеся
Рефлексия: Самооценка - Обучающиеся.
2. Принцип упражнения основан на коллективном обсуждении проблемы и позволяет участникам игры с разных сторон рассмотреть актуальный вопрос, убедить других в своей точке зрения, выслушать позицию партнеров по команде, а затем и всех участников игрового комплекса, достичь планируемой цели. Таким образом формируются универсальные коммуникативные действия в умении наблюдать, анализировать и контролировать технику выполнения физических упражнений другими учащимися, сравнивать её с эталонным образцом, выявлять ошибки и предлагать способы их устранения
Источник: Обучающиеся- участники игры
Партнеры: Обучающиеся– анализ выполнения упражнения
Практическая ситуация: Преподаватель – способы исправления ошибок
Результат: Игровая ситуации - обучающиеся
Рефлексия: Самооценка - Обучающиеся.
3. Универсальные учебные регулятивные действия как составляющая функциональной грамотности находит свое отражение в Принципе равенства.
В построении игры не мало важным являются две составляющие: во-первых, равноценное участие всех игроков; во-вторых, равное распределение ответственности за ход и результаты игры. Ключевым моментом принципа является понимание, что ответственность за итоги игры несут все играющие, отвечая как за свои персональные действия и поступки, так и за командную работу в целом.
Источник: Обучающиеся- участники игры
Партнеры: Обучающиеся– команда
Практическая ситуация: распределение игрового амплуа
Результат: Игровая ситуации - обучающиеся
Рефлексия: Самоанализ равенства участия членов команды
Использование игровых технологий в образовании расширяет кругозор обучающихся, развивает познавательную активность, формирует разнообразные умения и навыки практической деятельности, а также является эффективным средством мотивации и стимулирования учащихся на обучение, так как создается благоприятная и радостная атмосфера.
Эффективность использования модели игровой технологии в моей педагогической деятельность мы видим в динамике следующих результатов.
Количество обучающихся в спортивных секциях «Игровые виды спорта: волейбол, баскетбол»
2019-2020 | 2020-2021 | 2021-2022 |
25 | 36 | 44 |
Спортивные соревнования муниципального уровня
2019-2020 | 2020-2021 | 2021-2022 | ||||||
Участники | Призеры и победители | Участники | Призеры и победители | Участники | Призеры и победители | |||
168 | 91 | 152 | 76 | 152 | 80 |
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников
2019-2020 | 2020-2021 | 2021-2022 | ||||||
Участники | Призеры и победители | Участники | Призеры и победители | Участники | Призеры и победители | |||
56 | 25 | 74 | 28 | 94 | 38 |
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников
2019-2020 | 2020-2021 | 2021-2022 | ||||||
Участники | Призеры и победители | Участники | Призеры и победители | Участники | Призеры и победители | |||
16 | 5 | 20 | 7 | 24 | 9 |
Мною создано социально-оздоровительное сообщество обучающихся гимназии «Волейбольная школьная лига», где право на игру имеет каждый!
Вывод: данная форма обучения способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый обучающимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс. Это позволяет сделать интересным и увлекательным процесс обучения на уроках физической культуры и на внеурочной деятельности, а также, повышает мотивацию к формированию культуры и ценностей здорового образа жизни, как основы устойчивого развития общества и качества жизни населения, что соответствует Стратегии развития и миссии государства в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет об...
Сохранение, возрождение и развитие народных промыслов и ремесел как один из способов развития функциональной грамотности учащихся
В рамках реализации воспитательной работы по направлению «Духовно-нравственное воспитание» и по инициативе Иволгинского дацана в школе началась работа по сохранению и воз...
Урок в 5 классе с использованием ЦОР для развития функциональной грамотности обучающихся на тему:" А. П. Платонов. Слово о писателе. Душевный мир главного героя в рассказе «Никита»"
Автор материалаПавлова Светлана ВладимировнаМесто работы, должностьУчитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №50»ПредметЛитератураКласс5 классНазвание материалаА. П. Платонов. Слово о п...
Применение практико-ориентированных задач на уроках алгебры, как способ развития функциональной грамотности (9 класс)
Применение практико-ориентированных задач на уроках алгебры, как способ развития функциональной грамотности (9 класс)...
Развитие функциональной грамотности обучающихся с умственной отсталостью, средствами педагогических технологий.
В настоящее время в различных сферах жизни, в том числе в образовании, серьезное внимание уделяется феномену функциональной грамотности....
Использование возможностей современной цифровой образовательной среды для развития функциональной грамотности обучающихся на уроках литературы
Методический продукт проблемно-творческой группыгородского профессионального объединения учителей русского языка и литературы[1]:Комплект методических разработок уроков по литературе с использованием ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Развитие функциональной грамотности обучающихся» (математическая грамотность)
Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности; способность использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах; го...