Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности
статья по русскому языку

Алашова Татьяна Владимировна

Как разнообразить работу с текстом на уроке и во внеурочной деятельности? Чтобы сделать работу над пониманием текста интересной для учащихся, необходимо использовать тексты необычные,  вызывающие интерес, помогающие разобраться в каких-либо вопросах, связанных с обыденной жизнью. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алашова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №8

РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Оно рассматривается как технология интеллектуального развития, как способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем.

Сегодняшний школьник живет в открытом миру обществе, постоянно испытывает давление разнообразной информации, которая воздействует на его формирующееся мышление и эмоциональную сферу и создает потребительское  отношение к информации. Ребенок получает через визуальные каналы большой объем информации с уже заложенной в ней чужой интерпретацией, в то время как информация, получаемая через слово слышимое и читаемое, должна интерпретироваться им самим. Это создает серьезные проблемы, затрудняющие целостное развитие личности: недостаточный словарный запас, отсутствие собственного выработанного отношения к прочитанному. Увлечение виртуальным общением приводит к тому, что учащиеся психологически не готовы к коммуникации, у них недостаточен навык слушания и понимания слова как такового, в том числе и при чтении текстов.

В этой связи особую актуальность приобретает развитие интеллектуально-речевых умений учащихся, которые являются составной частью понятия функционально грамотная личность (см. ФГОС, базовые требования к содержанию образования на ступени основного общего образования: «…достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном мире, как по математическому и естественному, так и социально-культурному направлениям»).

Функционально грамотная личность – человек познающий, умеющий жить среди людей и самостоятельно развиваться. Данные качества могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы.

Функциональная грамотность – это уровень образованности, дающий возможность на основе практико-ориентированных знаний решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности (см. ФГОС «Задачи: формирование ключевых компетенций – готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач»).

Под функциональной грамотностью в более узком смысле понимается способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из реального текста – его понимания, компрессии, трансформации и передачи такой информации в реальном общении. Составной частью функциональной грамотности является владение умениями грамотного чтения. Это прежде всего умение анализировать письменные тексты,  использовать их содержание для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

Три фазы грамотного чтения

Понимание смысла текста, нахождение информации

Интерпретация текста

Осмысление и оценка прочитанного

  • просмотр
  • установление значимых слов
  • нахождение соответствий
  • узнавание фактов
  • воспроизведение и пересказ
  • объяснение и сопоставление
  • анализ
  • соотнесение с личным опытом
  • размышление над контекстом и выводами
  • выдвижение гипотез
  • формирование суждений
  • моделирование и обобщение
  • применение в жизни, учебе, профессии

В Федеральном государственном образовательном стандарте в ряду метапредметных умений одна из ведущих ролей отводится умениям по работе с текстами. Эта работа является связующим звеном всех учебных предметов, она позволяет добиться оптимального результата в обучении.

Понятие текст следует трактовать широко. Он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, таблиц, карт, графиков. Тексты принято делить на сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с визуальными изображениями).

Типы текстов

Сплошные

Несплошные

описание

графики, диаграммы

повествование

схемы

рассуждение

таблицы

карты местности

входные билеты

карты сайтов

А что такое «понимание текста»? С точки зрения лингвистики (теория И.Р.Гальперина) это вычитывание разных видов текстовой информации.

Обучение пониманию текста - это один из основных способов развития навыков функциональной грамотности. Он предполагает:

  • развитие внимания к сигналам текста, прежде всего к слову (непонятному, ключевому, образному) и связи слов;
  • формирование умения активно воспринимать текстовую информацию (видеть непонятное, задавать вопросы, прогнозировать содержание, проверять свои соображения, соотнося их с текстом);
  • стимулирование читательского воображения для воссоздания авторских образов;
  • нацеливание на поиск существенного, главного и выражение смысла текста во внешней речи;
  • побуждение к размышлению над текстовыми смыслами с целью определения собственной  позиции.

Работа с разными типами текстов

Чтобы сделать работу над пониманием текста интересной для учащихся, необходимо использовать тексты необычные,  вызывающие интерес, помогающие разобраться в каких-либо вопросах, связанных с обыденной жизнью. Как правило, учебные тексты часто детям непонятны, неинтересны, они большие по объему, в них мало информации, актуальной для современного школьника. Разнообразить работу на уроках можно с помощью «необычных» текстов.

Инфографика – это графический способ подачи данных, цель которого – быстро и четко преподнести сложную информацию. Она помогает систематизировать полученные знания, увидеть связи между понятиями или построить алгоритм действия для решения конкретной задачи. Инфографическая информация воспринимается проще, нежели текстовая. Полезно, чтобы школьники не только использовали готовую ифографику, но и создавали собственную: схемы, алгоритмы, символы. В процессе создания обучающиеся самостоятельно добывают необходимые сведения и обрабатывают их.

Примеры заданий:

  1. Составьте карту местности, на которой происходят события литературного произведения. (Д.Дефо «Робинзон Крузо»)
  2. Составьте схему передвижения героев. (А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»)
  3. Изучите плакат и расскажите о чудесах и свойствах русского языка.
  4. Рассмотрите рисунок и расскажите о лексике русского языка.

C:\Users\сергей\Desktop\конкурс\инфографика\Пушкин31.jpgC:\Users\сергей\Desktop\конкурс\инфографика\ru_yaz2.jpg

«Читаем мелкий шрифт». Материалом для этого вида работы могут служить различные рекламные листы, которых предостаточно в наших почтовых ящиках, буклеты туристических компаний, банков, крупных магазинов, входные билеты и т.д.

Примеры заданий:

  1. Изучи и сравни рекламные листы компаний, предоставляющих Интернет-услуги, ответь на вопросы и выбери для себя выгодный тариф.
  2. Изучи страницу сайта торгового центра и ответь на вопросы.
  3. Ваша семья собирается в поездку за границу, вам выдали опросный лист. Изучи его и ответь на вопросы.
  4. Ты приехал в чужой город. Тебе самому нужно добраться до определенного адреса. Проанализируй ситуацию на дорогах с помощью карты и ответь на вопросы.

«Псевдотексты» – это тексты-загадки, состоящие из отрывков произведений различных жанров. Задача учащегося примерить роль «сыщика», которому придется «услышать» голоса разных авторов (интонацию, особенности лексики, строя речи, стиля и жанра) и из этой «разноголосицы» отрывка выбрать предложения, имеющие отношение лишь к одному конкретному тексту.

Примеры заданий:

Горные вершины спят во тьме ночной; тихие долины полны свежей мглой. Две недели пребывания в горах пролетели незаметно. Невольно вспоминаешь, каким незабываемым остался в нашей памяти первый подъём на ледник. Небольшой группой поднялись мы по его склону. Куда ни глянь - всюду нетронутый снег. Горный рельеф образуется в результате сложных деформаций земной коры, обусловленных тектоническими движениями. Различают высокогорный, среднегорный и низкогорный типы рельефа. Не пылит дорога, не дрожат листы… Подожди немного, отдохнёшь и ты. А какая тишина! То была необыкновенная, никем из нас до сих пор не испытанная тишина, не нарушаемая ни одним звуком. Никто из нас не прерывал её. Каждый не мог не почувствовать неповторимой красоты гор.

Ответьте на вопросы:

  1. Сколько авторов рассказывает о горах?
  2. Вычленить тексты по четырём признакам:
  • единство темы
  • тип речи
  • стиль текста
  • способы связи предложений в тексте.

Где можно найти «необычные тексты»:

В.Ардов. Исторические романы (пародии)

Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 5-6 классов./Е.С.Антонова. – М.: Кейс, 2011.

Инфографика [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://infogaficsmag.ru/

Международный дистанционный конкурс по читательской грамотности «Почитай-ка». [Электронный ресурс] – Режим доступа: www/cerm.ru/

Список литературы

  1. Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 5-6 классов./Е.С.Антонова. – М.: Кейс, 2011.
  2. Басова Е.А. Способы формирования функциональной грамотности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин./ Е.А.Басова// Педагогические науки. Известия южного федерального университета. – Ростов н/Д, 2010. - №6. – С.47-52.
  3. Ванюшева Н.Д. Учимся читать по-новому./Н.Д.Ванюшева// Литература. – 2008.- №16.
  4. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования /И.Р.Гальперин. – М.: URSS, 2006.
  5. Захарова А. Инфографика на уроках русского языка./ А.Захарова// Русский язык. – 2013. - №9.
  6. Иваншина М.В. Чтение в XXI веке./ М.В.Иваншина // Литература. – 2008. - №18
  7. Международный дистанционный конкурс по читательской грамотности «Почитай-ка». [Электронный ресурс] – Режим доступа: www/cerm.ru/
  8. Соболева О.В. Понимание текста: зачем, кого, чему и как учить./ О.В.Соболева//Русский язык. – 2007. - №23.
  9. Толстова Н.Н. Использование инфографики на уроках русского языка как иностранного./ Н.Н.Толстова // Молодой ученый. – 2017. - №4 – С.391-393.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности

Слайд 2

Проблемы учебных текстов Часто неинтересные, непонятные; Неоправданно большие по объему; Мало информации, актуальной для учащихся; Редко дают возможность использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

Слайд 3

Изучите главную страницу сайта Грамота. Ру 1.Объясните значение слов: портал, медиа, форум, сайт. 2.Сайт Грамота.ру – выберите нужное: с айт для удобного общения людей; с айт, на котором происходит обсуждение тем; с айт, выдающий в ответ на запрос пользователя список веб-страниц; с айт справочно-информационный. 3. Сайт предлагает информацию: текстовую; ч исловую; г рафическую; з вуковую.

Слайд 4

Изучите листовку. Выпишите плюсы и минусы у потребления напитка. Сформулируйте вывод. 1. Изучите состав напитка «Кока-кола». Выпишите слова: диоксид углерода, ортофосфорная кислота, аспартам, ацесульфат калия. Найдите в Интернете информацию о данных веществах. 2.

Слайд 5

В этом году ты собираешься в туристическую поездку в Египет с мамой. Для этого вам нужны страховые полисы. Изучи полис, который выдали маме, и ответь на вопросы.

Слайд 6

Вопрос 1 . Куда вы обратитесь за немедленной медицинской помощью при несчастном случае во время поездки? А . В ОАО «МДМ-БАНК» Б . В «PECO-Гарантия» В . В « Alarm Centre » Г . В « Egypt » Д . В «ОГРН» (Москва) Вопрос 2. В каких денежных единицах указана страховая сумма? А . Российские рубли Б . Евро В . Доллары США Г . Египетские фунты Д . Британские фунты Вопрос 3. Какую информацию о страхователе можно получить на основании этого полиса ? А . ИНН страхователя: 7710045520 Б . Номер телефона страхователя: (8)91214267758 В . Номер паспорта страхователя: 5519027 Г . Возраст страхователя Д . Фамилия и имя страхователя

Слайд 7

Вопрос 1. Какой информации нет на рекламной листовке? А . Адрес пиццерии Б . Режим работы пиццерии В . Условия доставки Г . Маршруты до пиццерии Д . Телефон для заказа пиццы Вопрос 2. Какие прилагательные подобраны для того, чтобы привлечь посетителей? А . Куриная Б . Томатный В . Вкуснейшая Г. Сочные Д . Яблочный Вопрос 3. В вашей любимой пицце больше видов мясных продуктов, чем во всех остальных. Какое у неё название? А . Американка Б . С ветчиной В. Цезарь Г. Четыре сыра Д . Астория В почтовый ящик положили рекламную листовку . Изучите её и ответьте на вопросы

Слайд 8

Вопрос 4. Вы заказала пиццу домой. При расчёте вам дали чек. Ваш младший брат не знает, зачем нужны кассовые чеки. Подскажите ему . А. Чек подтверждает покупку товара в данном заведении Б . Чек содержит информацию обо всех услугах и товарах заведения В . Чек даёт право на получение рекламы Г . На чеке расписываются за доставку товара Д . Чек даёт право на бесплатное обслуживание. Вопрос 5. найдите логотип пиццерии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности учащихся

Работа с текстом   как основной способ развития  функциональной грамотности учащихся. Материал можно использовать для самостоятельного изучения, а также для выступления на методическом ...

Выступление по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся"

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся...

Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения

Для развития функциональной грамотности чтения необходимо работать с обучающимися на уровне осмысленного чтения....

Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"

Вашему вниманию предлагаются приёмы работы с текстом, которые формируют умения воспринимать текст, анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию на новом уровне. Эти приёмы помог...

Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"

Вашему вниманию предлагаются приёмы работы с текстом, которые формируют умения воспринимать текст, анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию на новом уровне. Эти приёмы помог...