Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности учащихся
учебно-методический материал
Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_tekstom_kak_osnovnoy_sposob_razvitiya_funktsionalnoy_gramotnosti_uchashchihsya.doc | 401.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности учащихся СЛАЙД 1 Сегодня перед нашей системой образования стоит проблема повышения конкурентоспособности образования, его адаптации к складывающимся жизненным реалиям, так как в современном обществе человек живет и действует в условиях, требующих высокого профессионализма и значительных интеллектуальных усилий для принятия правильных решений в различных жизненных ситуациях. Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. СЛАЙД 2,3,4,5 Навык умения читать, понимать, интерпретировать текст (СЛАЙД 6), строить своё высказывание по прочитанному очень важен при написании итогового сочинения. Не прочитав вдумчиво задание, не осознав, что от него требуется, какова тема сочинения, какой будет основная мысль высказывания, какие аргументы необходимо использовать, выпускник не создаст логически построенного текста в полной его взаимосвязи: вступление-основная часть-заключение (тезис-аргументы-вывод). СЛАЙД 7 Особый интерес представляют исследования международных тенденций в оценке качества образования, изучение систем мониторинга результатов обучения, в первую очередь школьников. Одним из ведущих международных организаций системы мониторинга качества образования в мире является Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в числе приоритетных образовательных проектов которого находится PISA (Programme for International Student Assessment), в результате исследования которых выявились проблемы и затруднения учащихся при работе с текстом: СЛАЙД 8 (Проблемы )
СЛАЙД 9 (Результативность) Функциональное чтение – это чтение с определенной целью. Где предполагается способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, умение использовать их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Сущность понятия составляют признаки: понимание, рефлексия и использование. Они взаимосвязаны и обогащают друг друга. Рефлексия предполагает размышление о содержании (или структуре) текста, перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения. СЛАЙД 10 (Подготовка к ИС) Таким образом, навыки функционального чтения имеют более широкий диапазон применения, чем просто подготовка к итоговому сочинению, они способствуют, в том числе, и становлению функциональной грамотности выпускника (в частности, логической и информационной грамотности, воспитанность человека, что обеспечивает культуру общения, коммуникативную компетенцию и другое) Функциональная же грамотность становится фактором, содействующим участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, способности творчески мыслить и находить стандартные решения, умению выбирать профессиональный путь, уметь использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. СЛАЙД 11 ТеТексты, по ПИЗА, делят на сплошные и несплошные (графики, таблицы и др.). Как учитель-словесник работаю со сплошными текстами. С ними сталкиваются учащиеся и в повседневной жизни, и в школе. СЛАСЛАЙД 12 Виды анализа текста: Предварительный Информационный Комплексный Лингвистический Стилистический Литературоведческий Филологический описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и.т.д.); повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов); рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения). В итоговом сочинении (в результате полученного читательского и жизненного опыта) создается текст-рассуждение. Одной из составляющих успешного его создания и является функциональное чтение, которое способствует пониманию темы сочинения, формированию кругозора и опыта учащихся). СЛАЙД 13 В своей работе по формированию навыков функционального чтения, прежде всего, руководствуюсь словами Лихтенберга: «То, что вы вынуждены открыть сами, оставляет в вашем уме дорожку, которой вы можете воспользоваться, когда в этом возникает необходимость». То, что учащийся откроет сам, то и будет в его долговременной памяти, поэтому открытие - как результат любой деятельности, связанной с текстом, – основная составляющая и при функциональном чтении тоже. Моя позиция на уроках второстепенная: направлять помогать, корректировать. Обучение веду в интерактивном режиме по принципу «ученик – ученик», что подразумевает диалогическое обучение. Это работа в парах, микрогруппах. «… В диалоге ученики (равно, как и учителя) являются равноправными партнёрами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие и развивающие процесс совместного приобретения знаний». (профессор из Кембриджа Робин Александер) СЛАЙД 14
Чтение – сложный, многогранный процесс. Он подразумевает решение важнейших познавательных и коммуникативных задач – понимание (общее, полное, критическое), нахождение конкретной информации, интерпретация содержания. Работа с текстом проходит на всех уроках русского языка и литературы, начиная с 5 класса. Это и тексты упражнений из учебников, и тексты, предложенные учителем и даже учениками ( когда у них есть желание поработать и исследовать в содружестве с одноклассниками какой-либо текст, они предлагают его сами). Очень часто в своей работе дополняю грамматические задания учебника русского языка заданиями, направленными на восприятие текста, то есть развиваю навыки функционального чтения наряду с решением грамматических задач. Например, с 5 класса: определить тему, основную мысль, ключевые слова текста, с 6-7 класса: составить проблемный вопрос к тексту и ответить на него, используя материал текста, с 8 класса: аргументом к какой теме мог бы послужить данный текст, согласны ли вы с позицией автора, приведите пример из своего жизненного опыта, подтверждающий или опровергающий мнение автора. Таким образом планомерно, практически на каждом русского языка проходит работа, направленная на развитие навыков функционального чтения. На уроках литературы объектами для работы по функциональному чтению становятся художественные тексты, критические статьи и тексты учебников литературы. В учебниках литературы под редакцией В.Я.Коровиной достаточно интересные задания на развитие навыков функционального чтения, аналитического и образного мышления, на воспитание гражданской ответственности, духовности и культуры, удачно подобран художественный материал для работы с детьми. Свою работу по функциональному чтение как деятельности определяю через восприятие, узнавание, понимание, осмысление, рефлексию. Процесс чтения состоит из трех этапов (Обратите внимание на слайд) СЛАЙД 15
Для каждого этапа в своей работе использую различные типы заданий, которые позволяют развивать навыки функционального чтения поэтапно. СЛАЙД 16 Для развития навыков функционального чтения использую на уроках литературы и технологию Наталии Николаевны Светловской. Характеризуя технологию, она говорит, что это “…трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)”, дополняя к основным этапам работу с текстом до чтения, назовем его предварительным. (Предвосхищение) Цель: развитие антиципации (из психологического словаря: «Антиципация (от лат. anticipatio – предвосхищаю) — представление о результате того или иного процесса, возникающее до его реального достижения и служащее средством обратной связи при построении действия») Например, чтение фамилии автора и представление его учащимися (Редко применимо, т.к. статьи в учебнике редко имеют конкретных авторов), чтение заглавия произведения. (О чём мы сегодня будем говорить на уроке?), чтение ключевых слов. (Прочитай ключевые слова. Как ты думаешь, о чём мы сегодня узнаем на уроке?), рассматривание иллюстраций. (Предположи, о чем пойдет речь?), высказывание предположений о героях, теме, содержании текста. А также постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. Это готовит учащихся к заинтересованному функциональному ( целевому) чтению для проверки своих предположений. СЛАЙД 17 ( ФОРМУЛА УСПЕХА) Дальше практические задания 1 ЭТАП: Расшифровка текста, раскрытие смысла, содержания (СЛАЙД 18) Работа с текстом во время чтения. Я называю этот этап «Первичное знакомство с текстом» 1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. 2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. СЛАЙД 18- 30, 31 (Формула успеха) 2 ЭТАП: Извлечение смысла, интерпретация текста На втором этапе работы с текстом (я называю его «Погружение в текст») на уроках формирование навыков функционального чтения происходит через применение различных методов и приемов: «Шесть шляп», Инсерт (цель которого научить выделять главное, способствовать обмену мнениями о новой информации в группе), Венн диаграммы, самооценивания, построение концептуальных карт, метод «535» и др. С 7-8 класса учащиеся ведут читательский дневник, в который вносят информацию о героях произведения, содержательную сторону, а также выписывают цитаты, которые могут впоследствии стать аргументами в итоговом сочинении. Читательский дневник становится одной из итоговых форм работы с художественным произведением, его осмыслением. Для развития умения интерпретировать текст, развивать его концептуальный смысл учащимся предлагается сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию с информацией из других источников или личным опытом, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, по содержанию текста, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста, находить аргументы, подтверждающие мнения, высказывания, объяснить заглавие текста. Работа с текстом после чтения. Цель: достижение понимания текста на уровне содержания. 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной нормы). Виды творческих заданий: - сфера осмысления содержания: рассказ о герое (событии), выборочный краткий пересказ, составление плана, постановка вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы и др. - сфера воображения: составление диафильма, киносценария, комикса к тексту, творческий пересказ от лица разных персонажей, иллюстрирование, изготовление карт. Схем. Макетов, чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др. - эмоциональная сфера: выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом и др. - реакция на художественную форму: подробный художественный пересказ, стилистический эксперимент, стилизация, наблюдение над языком художественного текста и др.
Задания: чтение текста по частям с комментариями. (Статьи учебника разделены на смыслосодержащие части, каждая из которых имеет своё название, поэтому работу на уроке веду по частям) Условия осуществления: - читать должны дети, а комментировать – учитель, интересные аргументируемые суждения детей включать в общий разговор, - комментарии должны быть краткими и динамичными, - комментарии не должны превращаться в беседу, - соблюдать чувство меры. -диалог с автором. - находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. (Фактически все статьи учебника содержат прямые авторские вопросы. Они выделены различными значками. А вот скрытые вопросы дети учатся искать в тексте.), - задавать свои вопросы. - обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста. (Как ты думаешь, о чём ещё нам расскажет сегодня или мог бы рассказать автор?), - проверять, совпадают ли они с замыслом автора, - включать воображение. (Как ты думаешь, как видит …..), словарная работа (Необходима на каждом уроке, т.к. много непонятных для детей слов. Использую работу с различными источниками информации: со словарями, справочниками, интернетом. Даю задание заранее найти объяснение, подобрать синонимы, спросить у родителей и т.д.), озаглавливание частей текста (Чаще всего статья разбита на части, но иногда встречаются сплошные тексты объёмного содержания и сложные для понимания и запоминания. Вот их-то, по моему мнению, и необходимо делить на более мелкие части и озаглавливать) выборочное чтение (Найдите в тексте и прочитайте как…..), беседа по содержанию текста (Прочитайте 1-й абзац и ….. Скажите, а когда вы читали этот абзац, вы для себя ничего удивительного не открыли?) - Сравнивание содержания текста со своими предположениями. 3 ЭТАП: Присвоение добытых знаний, создание собственного смысла Работа с текстом после чтения На третьем этапе проводится работа по созданию собственного текста – сочинения от минимального объема, постепенно доходящего до объема итогового сочинения. Этому предшествует различная творческая деятельность учащихся: создание синквейнов, исследовательских проектов, рефлексии-эссе и др. Очень часто для создания текстов используется технология РАФТ ( RAFT-технология — это педагогический прием, направленный на создание письменных текстов определенной тематики. Творения могут различаться по жанру и оформлению. Данный метод учит школьников рассматривать тему с различных сторон и точек зрения, обучает навыкам письменной речи. Он является одним из способов обучения критическому мышлению, формирует систему суждений, способствует умению анализировать предметы, содержание, проблемы, формулировать свои обоснованные выводы, выносить свои оценки). Постановка проблемного вопроса к тексту. (К таким вопросам можно отнести от таких, как «Разделяешь ли ты мнение автора? Аргументируй свой ответ» или Согласен ли ты с тем, что… Аргументируй свой ответ» до « Может ли быть неверным благородное сердце?». От вопроса, основанного на одном произведении до вопроса, требующего более широкого читательского кругозора). Беседа о личности писателя, если авторов статей нет, но если рассказывается об открытии какого-либо учёного, то часто беседуем о его исследовательских качествах. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. (Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?) Высказывание и аргументация отношения к прочитанному. Анализ поступков героев. Выполнение творческих заданий. (Работа группами. Работа парами) Индивидуальные задания.
Подводя итог своему выступлению из опыта работы по функциональному чтению, хочу сказать, что на каждом уроке есть возможность для работы по развитию навыков функционального чтения. Анализируя деятельность учащихся на моих уроках, их ответы, способы решения ими заданий, я пришла к выводу, что функциональное чтение, действительно, расширяет кругозор, формирует мировоззрение, интерес к осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных заданий и способствует социализации учащегося и, конечно же, успешному написанию итогового сочинения. ПРИЛОЖЕНИЕ №1 RAFT-технология RAFT-технология — это педагогический прием, направленный на создание письменных текстов определенной тематики. Творения могут различаться по жанру и оформлению. Данный метод учит школьников рассматривать тему с различных сторон и точек зрения, обучает навыкам письменной речи. Он является одним из способов обучения критическому мышлению, формирует систему суждений, способствует умению анализировать предметы, содержание, проблемы, формулировать свои обоснованные выводы, выносить свои оценки. Аббревиатура РАФТ расшифровывается в следующей таблице:
Подготовка к проведению занятия Для применения метода РАФТ-технологии учителю следует определиться с темой. Она должна быть интересной и актуальной. При проведении подобного урока потребуется наличие глубоких знаний по заданной теме, фантазия и актерское мастерство. Перед занятием нужно подготовить таблицу, можно просто нарисовать ее на доске. Стоит помнить, что при обсуждении всех граф учителю необходимо будет зафиксировать все суждения так, чтобы они были видны учащимся на протяжении всего урока, потому как постоянно нужно будет обращаться к ним, обсуждать, анализировать и, возможно, дополнять. Желательно наличие наглядного материала, позволяющего лучше вникнуть в суть вопроса, прочувствовать окружение персонажа, способствовать воплощению в него. Стадии RAFT-технологии Согласно структуре и приемам обучения критическому мышлению, выделяют несколько стадий метода РАФТ-технологии. Стадия вызова Основной задачей на данном этапе является активизация учащихся, мотивирование их к активному участию в процессе. Оптимально сделать выбор в пользу методов, способных заинтересовать и вовлечь всех участников коллектива. Наиболее распространенными являются метод ассоциаций и мозгового штурма. Дети предлагают все возможные социальные группы, подходящие к выполнению данной роли. Возможно предоставление ролей учителем. В таблицу вносятся 4-5 позиций. Во вторую колонку записываются люди, группы людей, организации, которые могут выступать целевой аудиторией для данных текстов. Далее определяются возможные жанры, соотносимо с социальными ролями и вероятными читателями. Фиксируются в следующей колонке. В последнюю колонку заносятся основные мысли и идеи текста. Подводя итог, учителем зачитывается вся информация, представленная в таблице. Между учащимися распределяются социальные роли, и они приступают к написанию текстов. При этом нужно объяснить им, как важно попытаться прочувствовать, понять объект описания, попытаться перевоплотиться в него, не забывая учитывать условия, в которых может оказаться персонаж. Работа может быть индивидуальной или групповой. Во втором случае предпочтение отдается небольшим группам. Когда задание выполнено, зачитываются несколько текстов. Выбор может делаться либо по желанию, либо по жребию. Если количество исполнителей невелико, а время позволяет, можно дать возможность выступить всем участникам. Стадия осмысления Включает в себя работу с учебником или дополнительным материалом. На данном этапе учащиеся получают новую информацию, делают пометки и замечания в тетради. Подробнее о стадии осмысления >>> Стадия рефлексии Этап рефлексии предполагает анализ, осмысление пройденного материала. Дети обсуждают и сравнивают ранее известные факты и новую для них информацию, анализируют услышанное. Для достижения лучшего эффекта рекомендуется использование наглядного материала по заданной теме: фотографий, слайдов, образцов. Это способствует закреплению полученных знаний и формированию обсуждаемого образа. Области применения RAFT-технологии Рафт-технология может активно применяться практически на любых предметах. Приведем примеры: на уроках истории, для формирования понятий «рыцарь», «крестоносец», изучения определенных слоев или групп общества; на уроках литературы, для обсуждения персонажей любых произведений, понимания сущности понятия «писатель», «поэт», для написания сценариев небольших литературных постановок; а также при профориентации (при рассмотрении людей определенных профессий: журналистов, военнослужащих, учителей и т.д.). Пример. В качестве примера применения приема РАФТ-технологии приведем урок истории в 6 классе. Тема: «Феодалы и крестьяне». Урок рассчитан на 2 часа. Часть I. Учитель объявляет тему урока и поясняет особенности его проведения, связанные с применением метода RAFT-технологии. Для лучшего погружения в тему урока и выбранную роль, рекомендуется использовать наглядный материал. В данном случае это могут быть картинки или слайды с изображением особенностей быта крестьян и феодалов, работы крестьян, доспехов рыцаря, рыцарских турниров. Класс делится на группы, каждая из которых выбирает одну из предложенных учителем ролей: Феодал (как господин); Феодал (как рыцарь); Управляющий; Крестьянин; Ученый; Путешественник. Делая выбор, важно концентрировать внимание учащихся на необходимости перевоплощения в персонажа, поиска именно того способа воздействия на публику, который отразит особенности его характера, привычек, речи, условий окружающей среды. Лучше всего, если подбор роли ребята сделают по собственному желанию, исходя из своих предпочтений. Далее дети определяются с аудиторией, с теми лицами или группами лиц, которым будет предназначаться их сообщение. Например, крестьяне, вражеские войска, историки, потомки, случайные собеседники. Следующим этапом должен стать выбор жанра повествования: петиция, приказ, письмо, рассказ, заметки. Все данные учитель фиксирует в таблице, наглядно представленной всему классу. Каждый ученик копирует записи у себя в тетради. Перед определением тематики повествований, желательно разобрать особенности каждой роли, поделиться советами и мыслями, которые помогут при написании. Особенно, если урок с применением РАФТ-технологии проводится в классе впервые. В качестве домашнего задания выступает непосредственное создание текстов. Учителю стоит обратить внимание, что работа должна проходить с привлечением дополнительного материала. Часть II. Учитель повторяет тему урока: «Феодалы и крестьяне» и предлагает детям зачитать свои повествования. Важно распределить время урока так, чтобы все произведения учащихся были озвучены. Для закрепления материала может быть использован короткий фронтальный опрос. Итогом урока должно стать обсуждение проделанной работы, анализ результатов, выделение основных суммарных моментов повествований. Необходимо обратить внимание на разницу в изложении одних и тех же фактов разными людьми. В качестве домашнего задания выступает повторение пройденного материала и составление синквейна — нерифмованного стихотворения, состоящего из 5 строк, в каждой из которых имеется набор заданных слов. Метод RAFT способствует более полному погружению ученика в предметное содержание, его самореализации, заставляет проявлять творчество, импровизировать, анализировать возможные действия в заданных обстоятельствах, давать нравственную оценку событиям и личностям. ПРИЛОЖЕНИЕ №2 ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Метод «535» Задания, направленные на развитие умения находить информацию в тексте, применимы и на уроках русского языка. Например, при изучении темы «Сложносочиненные предложения», я предложила ученикам изучить ее самостоятельно. Изучение новой темы проходило по методу «535». Ученики в группе (состав группы 5 человек) в течение 5 минут самостоятельно читали новый материал из учебника, ресурсов Интернета, обсуждали прочитанные правила, находили и выписывали три ключевые идеи (можно на флипчарт). Затем устно презентуют свой мини-проект на установленное время, то есть выступление не более 2-3 минут, где слушающие оценивают их устные ответы, по ходу исправляют допущенные речевые ошибки. Задание такого типа для учеников не ново, навыки выполнения такого рода упражнений встречаются в грамматике, например, определить количество числительных в тексте, «сколько от общего числа количественных, порядковых, собирательных?», «найти синонимы, антонимы, омонимы». Задания для выполнения в основном поискового, исследовательского, творческого характера, проблемное объяснение новой темы, создание мини-проектов. Необходимую информацию дети берут из учебников, дополнительной литературы, словарей, Интернет ресурсов, т.е. разных источников. Работа проводится в рабочих тетрадях, читательских дневниках, учащиеся создают концептуальные карты, синквейны. Виды заданий Задания «множественного выбора»: 1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов; 2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту; 3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста. Задания «на соотнесение»: 1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами); 2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем и т. п.; 3) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/ антонимов). Задания «на дополнение информации»: 1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним словом; 2) дополнение (завершение) предложений. Задания «на перенос информации»: 1) заполнение таблиц на основе прочитанного; 2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного. Задания «на восстановление деформированного текста»: 1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
ЭТАПЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
1 этап.
Работа с текстом до чтения
Виды деятельности:
-чтение фамилии автора;
-чтение заглавия произведения;
-чтение ключевых слов;
-рассматривание иллюстраций;
-высказывание предположений о героях, теме, содержании текста.
2 этап
Расшифровка текста, раскрытие смысла, содержания
1. Попробуйте расшифровать следующий текст.
2. Удалось ли понять смысл текста? Как вы это сделали?
3. Какие выводы вы сделали?
оп рзелутьаттам исселовадний одонго англигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бкувы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, всѐ-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Причрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльености, а всѐ слово цликеом.
Цель подобного чтения:
Научиться структурировать информацию и восстанавливать ее недостающие элементы – это также вопрос развитости навыка чтения.
3 этап
Извлечение смысла, интерпретация текста
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Кожа на них потрескалась и стала мягче лошадиных губ. В приличном обществе в таких сапогах не появишься. Я этого и не делаю — сапоги предназначены для иного. Мне сшил их старый софийский сапожник десять лет назад. Он содрал с меня десять лир и сказал: «Господин, из меня уже давно репей вырастет, а ты все еще будешь носить эти сапоги и вспоминать Исаака добрым словом».
Не прошло и года, и на раскопках ассирийского города в Междуречье у левого сапога отлетел каблук. Мне пришлось вернуться в лагерь одному. Я хромал по раскаленному песку, ругал старого софийского мошенника последними словами и клялся, что сожгу сапоги на костре. Мои коллеги, британские археологи, не добрались до раскопок — на них напали всадники Рифат-бека и вырезали всех до одного. Я не сжег сапоги, я сменил каблук и заказал серебряные подковки.
В 1873 году, в мае, когда я направлялся в Хиву, проводник Асаф решил завладеть моими часами, моим ружьем и моим вороным ахалтекинцем Ятаганом. Ночью, когда я спал в палатке, проводник бросил в мой левый сапог эфу, чей укус смертелен. Но сапог просил каши, и эфа уползла в пустыню. Утром Асаф сам рассказал мне об этом, потому что усмотрел в случившемся руку Всевышнего.
Полгода спустя пароход «Адрианополь» напоролся на скалу в Термаикосском заливе. Я плыл до берега два с половиной лье. Сапоги тянули меня ко дну, но я их не сбросил. Я знал, что это будет равносильно капитуляции, и тогда мне не доплыть. Сапоги помогли мне не сдаться. До берега добрался я один, все остальные утонули.
Сейчас я там, где убивают, на войне. Каждый день над нами витает смерть. Но я спокоен. Я надеваю свои сапоги, за десять лет ставшие из черных рыжими, и чувствую себя под огнем, как в бальных туфлях на зеркальном паркете
( По Б. Акунину)
Вопросы и задания
1. О чём этот текст? Выбери правильный вариант ответа.
∙ Это текст об увлекательном путешествии.
∙ Это текст о качестве обуви.
∙ Это текст о ― «счастливых» сапогах.
2. Озаглавь текст (предложи 2-3 варианта заглавия).
3. Поставь значок v в нужную графу (верно/неверно/ нет информации в тексте
Верно /Неверно /Нет информ .
1. Сапоги сшил старый финикийский сапожник 10 лет назад.
2. Британские археологи занимались раскопками Трои.
3. Я не сжёг сапоги, а сменил серебряные подковки и
заказал каблук.
4. Я не сбросил сапоги, даже когда они мешали мне плыть.
5. Асаф хотел украсть у меня ружьё, Ятагана и часы.
4. Заполни кластер. Укажи, где/при каких обстоятельствах сапоги помогли/помогают герою.
Сапоги спасают/спасали меня
5. Продолжи предложения
Кожа на сапогах стала мягче, чем…
Проводник хотел убить меня, бросив в сапог…
Пароход «Адрианополь» в Термаикосском заливе…
Я чувствую себя под огнѐм…
6. Вставьте на месте пропусков подходящее по смыслу слово
Слова для справок: паркет, лье, ахалтекинец, эфа, капитуляция
________________________ – прекращение вооружённой борьбы и сдача вооружённых сил одного из воюющих государств.
_________________________ – верховая порода лошадей
_________________________ – старинная французская единица измерения расстояния
_________________________– напольное покрытие
7. Заполни пропуски в предложениях
1. Ты будешь носить эти сапоги даже тогда, когда…
2. Я хромал по раскаленному песку и клялся, что…
3. Британские археологи не добрались до раскопок, потому что…
4. За десять лет сапоги…
9. Объясни значение прилагательных в словосочетаниях
доброе слово / добрый человек
раскалѐнный песок / раскалённая сковорода
тянуть ко дну / тянуть время
серебряные подковки / серебряный голос
содрать 10 лир / содрать обои
4 этап
Присвоение добытых знаний, создание собственного смысла
10. Составь два предложения, в которых слово ПРОВОДНИК употреблено в разных значениях.
11. Расскажи в 5-7 предложениях о том, какая вещь и почему стала для тебя талисманом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности
Как разнообразить работу с текстом на уроке и во внеурочной деятельности? Чтобы сделать работу над пониманием текста интересной для учащихся, необходимо использовать тексты необычные, вызывающие...
Сохранение, возрождение и развитие народных промыслов и ремесел как один из способов развития функциональной грамотности учащихся
В рамках реализации воспитательной работы по направлению «Духовно-нравственное воспитание» и по инициативе Иволгинского дацана в школе началась работа по сохранению и воз...
Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности учащихся
Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности учащихся. Материал можно использовать для самостоятельного изучения, а также для выступления на методическом ...
Выступление по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся"
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся...
Программа вебинара по русскому языку и литературе на тему “ Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения”.
Сформировать обучающую основу для эффективной работы с текстом...
Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения
Для развития функциональной грамотности чтения необходимо работать с обучающимися на уровне осмысленного чтения....
Выступление на Педагогическом совете по теме "Критериальное оценивание как способ развития функциональной грамотности учащихся"
Выступление на Педагогическом Совете по теме: "Критериальное оценивание как способ развития функциональной грамотности учащихся"...