Контрольно-измерительные материалы по учебному предмету «Чтение» (предметная область «Язык и речевая практика») для обучающихся 5,8 классов (вариант I)
рабочая программа (6 класс)

Федотова Татьяна Александровна

Контрольно-измерительные материалы разработаны для тематического, текущего и промежуточного  контроля по учебному предмету «Чтение» (предметная область «Язык и речевая практика») для обучающихся 5-8 классов (вариант I) с целью контроля за результатами освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), рабочей программы по предмету «Чтение» (предметная область «Язык и речевая практика»).

Контрольно-измерительные материалы по чтению составлены  на основании методических рекомендаций «Чтение. Методические рекомендации. 5-9 классы» / учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / М.И. Шишкова. – М.: Просвещение, 2016.

Контрольно-измерительные материалы  соответствуют требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обладают большим воспитательным потенциалом, способствуют формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных учебных действий и личностных качеств обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kimy_chtenie_6a_8_klass_2023-2024.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 2

Контрольно-измерительные материалы

по учебному предмету  «Чтение»

(предметная область «Язык и речевая практика»)

(вариант I)

для обучающихся 6 «а», 8 классов

на 2023-2024 учебный год

        Составитель:

Федотова Татьяна Александровна

Учитель, высшая квалификационная категория

г. Нижний Новгород

       2023 год

Пояснительная записка

Контрольно-измерительные материалы разработаны для тематического, текущего и промежуточного  контроля по учебному предмету «Чтение» (предметная область «Язык и речевая практика») для обучающихся 5-8 классов (вариант I) с целью контроля за результатами освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), рабочей программы по предмету «Чтение» (предметная область «Язык и речевая практика»).

Контрольно-измерительные материалы по чтению составлены  на основании методических рекомендаций «Чтение. Методические рекомендации. 5-9 классы» / учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / М.И. Шишкова. – М.: Просвещение, 2016.

Контрольно-измерительные материалы  соответствуют требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обладают большим воспитательным потенциалом, способствуют формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных учебных действий и личностных качеств обучающихся.

В контрольно-измерительные материалы входят:

  • тексты для проверки  техники чтения обучающихся.

Тексты соответствуют требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Обязательный элемент каждого текста – контрольные вопросы и задания, которые позволяют учителю проверить осознанность чтения, развивать мышление и речь обучающихся.Тексты  подобраны для «входящего» контроля, предлагаемые в начале сентября, «текущие», предлагаемые в конце декабря, «промежуточные», используемые в конце учебного года.

При оценке техники чтения принимается во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями.

Критерии определения уровня техники чтения обучающихся:

- скорость чтения:

6 класс

1,2 группа  - (на начало года) – 50-60 слов, (на конец года) – 70-80 слов.

3 группа - (на начало года) – 35-40 слов, (на конец года) – 40-45 слов.

8 класс

1,2 группа -  (на начало года) – 90-100 слов, (на конец года) – 100-110 слов.

  1. группа - (на начало года) – 45-50 слов, (на конец года) – 50-55 слов.

- способ чтения (комбинированное чтение; чтение целыми словами; слоговое чтение; побуквенное чтение);

- осознанность чтения (ответы на вопросы по прочитанному тексту без подробного пересказа).

Оценка «5»

- чтение беглое, выразительное, правильное, осознанное, целыми словами, с соблюдением синтаксических пауз, интонации конца предложения в зависимости от знаков препинания;

-  общий смысл прочитанного текста  понимает, ответы на вопросы и передача содержания прочитанного полная, правильная, последовательная

Оценка «4»

- чтение целыми словам и группами слов, в основном правильное, беглое, выразительное;  

- допускает ошибки при чтении, соблюдении  смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;

- общий смысл прочитанного текста  понимает, допускает неточности в выделении основной мысли прочитанного теста, исправляет их с помощью учителя;

- допускает неточности в ответах на вопросы и при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно.

Оценка «3»

- чтение  побуквенно-слоговое, слоговое не осознанное,

- при чтении отмечается искажение звукобуквенного состава (пропуск букв, слогов, слов и строчек; перестановка букв, слогов; наличие повторов), допускает орфоэпические ошибки (неправильное ударение);

- не понимает общего смысла всего прочитанного текста;

- чтение не выразительное, при чтении, паузы не соблюдает (логическое ударение не делает, не находит нужную интонацию), не соблюдает интонацию конца предложения.  

- пересказать текст самостоятельно затрудняется, на вопросы ответы односложные.

Оценки «2» и «1» в текущей, промежуточной аттестации не выставляются, так как такие баллы не приемлемы в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями

Текст для проверки техники чтения 6 класс

(сентябрь)

Чёрные руки.

В. Осеева

Бабушка замесила белое тесто. Оно пышное, мягкое.

Юра попросил испечь ему голубя. Бабушка начала лепить птицу из белого теста.

Юра не мог отвести глаз от бабушкиных рук. Словно впервые увидел он, что руки у бабушки чёрные, сухие, сморщенные, с тонкими подвижными пальцами.

Видит Юра, как появляется у голубя головка, крылышки. Каждое крылышко лёгкое и хрупкое.

Достала бабушка голубя из печки. Он белый, нежный. Вот-вот взлетит.

Юра спросил, почему руки у бабушки чёрные-чёрные, а голубь белый-белый.

- Если бы у меня были белые руки, не было бы ни пышного теста, ни белого голубя, - тихо сказала бабушка.  

7

19

32

42

53

55

65

77

92

97

Вопросы:

1. Какое тесто замесила бабушка?

2. Какие руки у бабушки?

3. Что ответила бабушка на вопрос Юры? Почему она так сказала?

Текст для проверки техники чтения 6 класс

(декабрь)

Купание медвежат.

В.В. Бианки

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и пестун - её годовалый сын, медвежья нянька.

   Медведица села. Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.

   Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом - в воду, как первого. Полоскал, полоскал его - да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорёт! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.

12

26

38

39

50

62

69

79

91

104

115

121

Вопросы:

1. Кто шёл по берегу реки?

2. Кто такой пестун?

3. Что он делал с медвежатами?

Текст для проверки техники чтения 6 класс

 (май)

Золотой луг.

М. Пришвин

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой».

   Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое.

   Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

   С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

14

24

26

41

55

68

83

86

97

104

117

130

Вопросы:

1. Почему луг был золотой?

2. Что увидел автор рассказа, когда встал рано?

3. Почему одуванчик стал одним из самых интересных цветов?

Текст для проверки техники чтения 8 класс

(сентябрь)

Мушка

В. В. Чаплина

   Однажды Люда пришла домой и принесла маленькую чёрную собачку. Собачка была грязная, худая и хромала на переднюю лапку. Когда Люда пустила её на пол, она поджала под себя больную лапку и со страхом оглядывалась по сторонам.

   Вообще Мушка была очень забавная собачка, одно плохо, что пугливая. Наверное, когда она жила на улице, её часто обижали. Случалось, выйдет Люда с ней погулять, а она всего боится. Хлопнет кто-нибудь из ребят или крикнет, а Мушка уже хвост подожмёт, отбежит в сторону и смотрит, куда ей спрятаться. Во дворе, да и в квартире все смеялись над Людой.

- Ну и собаку завела! Заяц и то храбрей. От такой защиты не жди.

   Только это оказалось совсем неверно. Как-то раз, когда Люда играла с детьми во дворе, из соседней квартиры выскочила огромная серая собака. Она залаяла и бросилась к детям. Дети испугались и побежали. Люда тоже побежала, но за что-то зацепилась и упала.

   Собака кинулась на Люду. Она уже была готова укусить её, но тут выскочила Мушка. Словно маленький чёрный шарик, визжа и лая, бросилась она на большую, страшную собаку. Собака так растерялась, что даже не тронула Мушку. В это время подоспел хозяин собаки. Он схватил её за ошейник и увёл домой. После этого случая Мушку уже никто не называл трусишкой, потому что она хоть  была маленькой и пугливой, но всё же свою хозяйку в беде не оставила.

9

20

33

36

46

57

71

83

95

108

120

130

142

150

162

171

181

193

206

217

225

Вопросы:

1. Почему над Людой все смеялись?

2. Откуда выскочила большая собака?

3. Как Мушка спасла Люду?

Текст для проверки техники чтения 8 класс

 (декабрь)

По С. Воронину

Прошлую ночь Беляк провел на заснеженной лесной поляне. Светила луна, снег искрился. Беляк разгребал снежок, искал под ним траву. И вдруг рядом увидел молоденького Русака. Тут они начали носиться друг за другом. Набегавшись вдоволь, они принялись щипать траву. А потом опять играли. На рассвете разошлись по своим местам — Русак в поле, а Беляк — в перелесок.

   И только улеглись, как пошел дождь. Он лил и лил, согнал весь снег, и опять показалась черная земля... Беляк плотнее припал к кучке опавших листьев. Но только он поднял свои длинные уши, как услышал неподалеку треск. И в это же время увидел своего приятеля Русака. За ним гналась лиса. Она уже догоняла его. Тут надо бы Беляку выскочить, отвлечь ее внимание на себя. Тогда лиса погналась за ними обоими и, наверное, ни одного не поймала бы. Но Беляк не побежал, только плотнее прижал уши. Он даже готов был влезть в землю, лишь бы лиса его не заметила.

   Прошло немало времени, пока Беляк осмелился приподняться. Все было тихо. Дождь перестал. Успокоился ветер. Пошел снег, и к ночи земля снова побелела.

Беляк выскочил из-под елки и побежал к лесной поляне, где вчера так весело играл с Русаком. Беляк оглядывался по сторонам, не покажется ли где приятель? Но Русака не было видно. До самого рассвета он его ждал, но так и не дождался. Не пришел Русак на поляну и на другую ночь. Не было его и на третью. Больше его Беляк никогда не видел.

10

21

31

41

53

55

69

79

90

103

115

127

139

152

159

171

172

185

196

209

224

235

Вопросы:

1. Кого встретил Беляк на лесной поляне?

2. Как изменилась погода?

3. Как вел себя Беляк, когда его приятель оказался в опасности?

Текст для проверки техники чтения 8 класс

(май)

Сказка о весне

                                                                                                 Г. Скребицкий

Собралась Весна-красна в гости в северные края. Всю зиму она провела вместе с перелётными птицами на тёплом юге, а как стало солнышко всё выше на небе подниматься, тут она и решила лететь.

   Просит Весна перелётных птиц — гусей, лебедей: «Отнесите меня подальше на север, там меня ждут не дождутся и люди, и звери, и птицы, и разные крохотные жучки-паучки». Но птицы побоялись лететь на север: «Там, говорят, снег и лёд, холод и голод, там, говорят, мы все замёрзнем и погибнем». Сколько Весна ни просила, никто не хотел её в северные края отнести. Совсем она загрустила: что же, видно, придётся всю жизнь на юге проживать. Вдруг она слышит голос откуда-то с вершины: «Не печалься, Весна-красна, садись на меня, я тебя быстро на север доставлю». Взглянула вверх, а по небу над ней плывёт белое пушистое Облако. Обрадовалась Весна, забралась на Облако и полетела в северные края. Летит да вниз, на землю, поглядывает. А там, на земле, все радуются, все её встречают.

    Полетела Весна-красна с юга на север на белом пушистом Облаке. А следом за ней потянулись в родные края несметные стаи перелётных птиц — гусей, лебедей и всякой крылатой мелочи: жаворонки, скворцы, дрозды, зяблики, пеночки, славки...

     Так с той поры люди и заприметили: как покажется в небе первое пушистое облако — так, значит, на нём Весна-красна прилетит. Жди теперь со дня на день тепла, жди с юга весёлых крылатых гостей...

12

24

33

41

55

65

80

92

102

114

126

137

146

159

164

176

186

195

199

211

221

233

Вопросы:

1. Где провела зиму весна?

2. Почему птицы боялись лететь на север?

3. Что с той поры заприметили люди?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)

   Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общ...

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с УО Вариант 2

Основные задачи обучения грамматике и правописанию: -развитие у обучающихся устной и письменной речи, формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков; -коррекция активно...

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант I)

Цель: развитие умения у учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) читать доступный их пониманию литературный текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать проч...

Рабочая программа по учебному предмету «Деловое письмо» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант I) 10, 11 клас

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учрежде...

Рабочая программа по учебному предмету «Деловое письмо» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант I) 11 «А» клас

Изучение курса «Деловое и творческое письмо» направлено на дальнейшее развитие коммуникативных навыков учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на основе совершенствования их р...