Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант I)
рабочая программа (6 класс)

Цель: развитие умения у учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) читать доступный их пониманию литературный текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_chten.6v.docx64.74 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Центр образования и развития  «Особый ребенок» г. Смоленска»

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № 100

от «30» августа 2024 г.

И.о. директора Центра:

_____________

/О.В. Панасенкова/

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

_______________

/О.В.Панасенкова/

ПРИНЯТА:

на педагогическом совете

Протокол №1

от «28» августа 2024 г.

РАССМОТРЕНО:

  на МО учителей-предметников

Протокол № 1

от «28» августа 2024 г.

руководитель МО:

__________

/А.А. Сайганова/

Рабочая программа по учебному предмету

«Чтение»  

предметная область «язык и речевая практика»

для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 (Вариант I)

6 «В» класс

на 2024 – 2025 учебный год

Программу составила:

Исаева Елена Сергеевна

учитель (русского языка, чтения)

высшей  квалификационной категории

Смоленск 2024

Пояснительная записка

На уроках чтения в 6 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ним требуется большая методическая вариативность.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы: полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев. Давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Цель: развитие умения у учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) читать доступный их пониманию литературный текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное

          Задачи:

- образовательные:

формирование общеречевых навыков;

формирование техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания прочитанного;

обучение умению отвечать на вопросы, полно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать

основные события, изложенные в произведении;

обучение        умению        устанавливать        причинно-следственные связи  и, делать выводы, адекватно оценивать поступки героев;

обучение        пониманию        соответствия        описываемых        событий        жизненным ситуациям;

расширение кругозора учащихся через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;

создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

- коррекционно-развивающие:

коррекция недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы,

коррекция речевого развития;

развитие и обогащение словарного запаса;

развитие логического мышления, внимания, памяти, умения организовывать свою работу.

- воспитательные:

приобщение        учащихся        к        богатствам        отечественной        имировой художественной литературы;

формирование личности, гражданской нравственной позиции, целостного отношения к миру.

воспитание аккуратности, настойчивости, воли.

Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, распределение содержания программы, исходя из психофизиологических особенностей обучающихся.

               Использование современных технологий:

информационно-коммуникационные, личностно-ориентированное обучение; здоровьесберегающие, игровые.

Методы и формы обучения

Учитывая, что дети с нарушением интеллекта испытывают трудности в понимании смысла произведения, анализе его содержания, учителю необходимо методы и средства обучения классифицировать в зависимости от этапов обучения: сообщение новых знаний (знакомство с произведением), закрепление, повторение, контроль.

При сообщении новых знаний и знакомстве с произведением учащихся необходимо готовить к работе над текстами. Подготовка заключается в создании ярких представлений о предметах, явлениях и событиях описанных в тексте. Учитель стремится дать детям возможность опереться на собственный чувственный опыт, непосредственные наблюдения.

Правильное восприятие текста связано с установлением причинно- следственных связей и закономерностей, этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение, с правильным использованием иллюстративного материала, как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.

Также на уроках педагог использует «словесное» рисование картин к тексту; обучение детей оценивать поступки героев. Чтение по ролям, способствует более глубокому переживанию прочитанного, формирует эмоциональную отзывчивость, усиливает воспитательное воздействие прочитанного.

Таким образом, учитель в своей работе использует все методы обучения: словесные, наглядные и практические. Приоритет, какому-либо методу отдается в зависимости от темы, целей и содержания уроков.

Средства контроля.

Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся проводится согласно локальному нормативному акту ОУ.

За учебный год предполагается проведение творческих работ, письменные ответы на вопросы по тексту, а также тестирований, которые включают в себя итоговый контроль изучения темы, раздела в конце четверти или учебного года.

Текущая проверка показывает, могут ли учащиеся применить новые знания на практике. Она помогает выявить затруднения и оказать своевременную помощь учащимся, которые нуждаются в ней.

Осуществление межпредметных связей

          Материал уроков по предмету «Чтение» тесно взаимосвязан с такими предметами как: русский язык, математика, природоведение, изо, ручной труд.

          Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  • воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • владение        навыками        коммуникации        и        принятыми        нормами        социального взаимодействия;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра- вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
  • развитие нравственных чувств, регулирующих моральное поведение (чувство сострадания, сопереживания, вины, стыда и т.п.); развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями литературы;
  • понимание учебной задачи, поставленной учителем, и способность ее выполнять;
  • способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры действия;
  • умение строить сообщения в устной форме;
  • умение формулировать собственное мнение;
  • умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
  • умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Цели и задачи, решаемые при реализации программы.

Цели курса:

Сформировать у обучающихся коммуникативно- речевые умения и навыки грамотного и осознанного чтения.

 Научить грамотно излагать свои мысли в диалогической и монологической речи.

 Развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельной работы с текстом и дополнительной литературой.

 Приобщать обучающихся к системе культурных и духовных ценностей своего Отечества.

Задачи курса:

Формирование и дальнейшее совершенствование навыка полноценного чтения как основы       понимания художественного текста.

Развитие и коррекция недостатков психического, в том числе речевого, развития, формирования речи как средства общения.

Воспитание нравственных качеств личности, усвоение нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий.

Расширение языкового диапазона выразительными лексическими средствами.

       Основные требования к умениям учащихся 6 класса

  •   читать вслух доступные тексты осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение (словосочетаниями), в трудных случаях —

целым словом;

  •   читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту;
  • делить текст на части под руководством учителя;
  • пересказывать текст (полностью или частично) по плану, используя опорные слова;
  •   определять мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним;
  •   выделять незнакомые слова в тексте (с помощью учителя);
  •     выучить наизусть 8—10 стихотворений;
  • читать внеклассную литературу под контролем учителя или воспитателя.

Навыки чтения

Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами с переходом на словосочетания. Использование специальных текстов, состоящих из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого, целостного восприятия слова и понимания значения прочитанного.

Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа.

Выразительное чтение произведений с опорой на авторские ремарки. Коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Интонация в конце предложения на основе различительных знаков препинания, интонация перечисления при однородных членах предложения.

Работа с текстом

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.

Выделение темы и идеи произведения, соотнесение их с заглавием текста. Прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации.

Выделение в соответствии с данным планом частей текста.

Озаглавливание частей текста (с помощью учителя) после коллективного выделения.

Полный и частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану. Включение в пересказ необходимых средств связи предложений и частей текста прочитанного произведения. Чтение по ролям и драматизация диалогов.

      Оценка характера героя, подбор подтверждающих эту оценку фактов (с   помощью учителя).

Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение

         непонятных слов (с помощью учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Выбор и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя, с опорой на наглядный материал). Определение отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя).

Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества: сказки, считалки, потешки,  пословицы, поговорки.

Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Предварительная подготовка детей в течение месяца к уроку внеклассного чтения.

Учебно-тематический план по предмету «Чтение» 6 класс.

Название раздела в программе

Количество

часов (135 ч)

I.

Устное народное творчество.

3

II

Люблю русскую природу.

33

III.

Удивительные животные.

11

IV.

Человек, будь человеком.

25

V.

Смешное и веселое.

20

VI.

Вечный свет подвига.

13

VII.

Писатели мира – детям.

29

Содержание рабочей программы «Чтение».

6 класс.

Название раздела в программе, содержание учебного материала.        

Количество часов 135

I.

Устное народное творчество.

3

1.

Былина «Илья Муромец и Соловей -разбойник»

2

2.

Загадки.

1

II

Люблю русскую природу.

33

1.

М. Пришвин «Моя родина»

1

2.

В. Бианки. Календарь.

9

3.

И. Бунин «Лес, точно терем расписной».

1

4.

И. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще».

1

5.

А. Никитин «Встреча зимы».        

1

6.

А. Дорохов «Тёплый снег».

1

7.

А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…».

1

8.

И. Никитин «Весело сияет месяц над селом…».

1

9.

И. Суриков «Белый снег пушистый…»

1

10.

С. Маршак «Двенадцать месяцев».

6

11.

С. Смирнов «Ничего еще не зацветало…»

1

12.

В. Песков «Весна идёт».

1

13.

М. Пришвин «Жаркий час».

1

14.

А. Твардовский «Как после мартовскихметелей…»

1

15.

А. Плещеев « И вот шатёр свой голубой…».

1

16.

В. Набоков «Дождь пролетел…».

1

17.

В. Астафьев «Зорькина песня».

1

18.

Н. Рыленков «Нынче ветер…».

1

19.

Внеклассное чтение.

2

III.

Удивительные животные.

11

1.

Ю. Качаев «Грабитель».

1

2.

Е. Носов «Хитрюга».

      2

3.

Г. Скребицкий «Весенняя песня».

2

4.

В. Жуковский «Жаворонок».

1

5.

А. Толстой «Детство Никиты».

1

6.

А Баронина «Рассказы про зверей».

2

7.

Внеклассное чтение.

2

IV.

Человек, будь человеком.

25

1.

В. Песков «Отечество».

1

2.

А. Белорусец «Звонкие ключи».

3

3.

К. Паустовский Заячьи лапы».

3

4.

С. Михалков «Будь человеком».

1

5.

Е. Пермяк «Тайна цены».

3

6.

Д. Гальперина «Здравствуйте!».

1

7.

А. Чехов «Ванька».

2

8.

Ю. Рытхэу «Пурга».

1

9.

Ю Дмитриев «Таинственный ночной гость».

2

10.

К. Паустовский «Стальное колечко».

3

11.

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

3

12.

Внеклассное чтение.

2

V.

Смешное и веселое.

20

1.

Б. Житков «Белый домик».

1

2.

Б. Заходер «Петя мечтает».

1

3.

Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи».

3

4.

Д. Хармс «Пушкин».

3

5.

М. Зощенко «Ёлка».

2

6.

В. Астафьев «Злодейка».

1

7.

В. Драгунский «Кот в сапогах».

2

8.

Д. Хармс «Заяц и Ёж».

1

9.

И. Крылов «Зеркало и обезьяна».

1

10.

В. Медведев «Звездолёт «Брунька».

3

11.

Внеклассное чтение.

2

VI.

Вечный свет подвига.

13

1.

М. Ножкин «Россия».

1

2.

Ф. Глинка «Москва».

1

3.

С. Алексеев «Рассказы о русском подвиге».

4

4.

Е. Холмогорова «Великодушный русский воин».

5

5.

М. Дудин «Наши песни спеты на войне».

1

6.

Внеклассное чтение.

1

VII.

Писатели мира – детям.

30

1.

Д. Биссет «Слон и муравей».

1

2.

Д. Биссет «Кузнечик Денди».

1

3.

Д. Родари «Как один мальчик играл с палкой».

1

4.

Д. Родари «Пуговкин домик».

2

5.

Х.-К. Андерсен «Ель».

4

6.

Х.-К. Андерсен «Снежная королева».

9

7.

Р. Киплинг «Рикки – Тики – Тави».

7

8.

А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

3

9.

Внеклассное чтение.

1

Календарно-тематическое планирование

по чтению на 2024/2025 учебный год  

6в класс

Учитель: Исаева Е. С. 4 ч в неделю; 134 ч за год

Количество часов:      на первое полугодие         на второе полугодие              

                                        Всего _64_ ч.,              Всего _70_ ч.

       Планирование составлено по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М. Москва, «Просвещение» 2019 год   Допущено Министерством  образования и науки Российской Федерации

Учебник:_И. М. Бгажнокова, е. С. Погодина. Чтение  6 класс. М. Просвещение. 2019 г.

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

I четверть – 36 часов

 1.

В. Песков «Отечество»

1

3.09

2.

М. Ножкин «Россия» (Наизусть)

1

4.09

3.

М. Пришвин «Моя Родина»

1

5.09

4.

В. Бианки «Сентябрь»

1

6.09

5.

И. Бунин «Лес, точно терем расписной» (наизусть)

1

10.09

6.

Ю. Качаев «Грабитель»

1

11.09

7-8.

Б. Житков «Белый домик»

2

12,13

9.

Внеклассное чтение

1

17.09

10-12.

А. Белорусец «Звонкие ключи»

3

18-20

13-15.

К. Паустовский «Заячьи лапы»

3

24-26

 16.

И. Тургенев «Осенний день в березовой роще»

1

27.09

17-18.

Е. Носов «Хитрюга»

2

1,2

19.

В. Бианки «Октябрь»

1

3.10

20.

С. Михалков «Будь человеком»

1

4.10

21.

Б. Заходер «Петя мечтает» (наизусть)

1

8.10

22.

Внеклассное чтение

9.10

23.

Д. Биссет «Слон и муравей»

1

10.10

24.

Д. Биссет «Кузнечик Денди»

1

11.10

25.

Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой»

1

15.10

26-27.

Дж. Родари «Пуговкин домик»

2

16,17

28.

Внеклассное чтение

1

18.10

29-30.

«Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

2

22,23

31.

Ф. Глинка «Москва»

1

24.10

32.

В. Бианки «Ноябрь»

1

25.10

33.

С. Алексеев «Без Нарвы не видать моря»

1

29.10

34.

С. Алексеев «На берегу Невы»

1

30.10

35.

С. Алексеев «Медаль»

1

31.10

36.

С. Алексеев «Гришенька»

1

1.11

II четверть – 28 часов

37-41.

Е. Холмогорова. Рассказы

5

 12-19

42.

Внеклассное  чтение

1

 20.11

43-45.

Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи»

3

 21-26

46.

Внеклассное чтение

1

 27.11

47-49.

Е. Пермяк «Тайна цены»

3

 28-3

50.

Перевод с польского Д.Гальбериной «Здравствуйте!»

1

 4.12

51.

В. Бианки «Декабрь»

1

 5.12

52.

Е. Благинина. Загадки

1

 6.12

53.

А. Никитин «Встреча зимы»

1

 10.12

54.

А. Дорохов «Теплый снег»

1

 11.12

55.

А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя..» (наизусть)

1

 12.12

56-58.

Д. Хармс «Пушкин»

3

 13-18

59.

Внеклассное чтение

1

 19.12

60.

Подготовка стихов к Новому году.

1

 20.12

61.

В. Бианки «Январь»

1

 24.12

62-64.

Х.-К. Андерсен «Ель»

3

 25-27

III четверть – 42 часа

65.

Х.-К. Андерсен «Ель»

1

9.01

66-67.

А.Чехов «Ванька»

2

 10-14

68.

И. Никитин «Весело сияет месяц над селом…»

1

 14.01

69.

И. Суриков «Белый снег пушистый…» (наизусть)

1

 16.01

70-71.

М. Зощенко «Леля и Минька»

2

 17,21

72.

Ю. Рытхеу «Пурга»

1

 22.01

73-74.

Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость»

2

 23,24

75.

В. Бианки «Февраль»

1

 28.01

76-81.

С. Маршак «Двенадцать месяцев»

6

 29-6.

82-90.

Г.Х. Андерсен «Снежная королева»

9

 7-28

91.

С. Смирнов «Первые приметы» (наизусть)

1

 4.03

92.

В. Бианки «Март»

1

 5.03

93.

В. Песков «Весна идет»

1

 6.03

94.

Внеклассное чтение

1

 7.03

95.

М. Пришвин «Жаркий час»

1

 11.03

96-97.

Г. Скребицкий «Весенняя песня»

2

 12,13

98.

В. Жуковский «Жаворонок» (наизусть)

1

 14.03

99.

А. Толстой «Детство Никиты»

1

 18.03

100.

А. Твардовский «Как после мартовских метелей…» (наизусть)

1

 19.03

101.

А. Плещеев «И вот шатер свой голубой…»

1

 20.03

102.

В. Бианки «Апрель»

1

 21.03

103-105.

К. Паустовский «Стальное колечко»

3

 25-27

106.

Внеклассное чтение.

1

 28.03

VI четверть – 28 часов

107.

В. Астафьев «Злодейка»

1

8.04

108-109

Е. Баронина «Рассказы про зверей»

2

 9,10

110-111.

В. Драгуновский «Кот в сапогах»

2

 11,15

112.

Д. Хармс «Заяц и еж»

1

 16.04

113.

И. Крылов «Зеркало и обезьяна»

1

 17.04

114-120.

Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»

7

 18-30

121.

В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету» (наизусть)

1

 6.05

122.

В. Бианки «Май»

1

 7.05

123.

М. Дудин «Наши песни спеты на войне»

1

 13.05

124-126.

В. Медведев «Звездолет Брунька»

3

 14-16

127-129.

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

3

 20-22

130-132.

А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

3

 23-28

133.

В. Астафьев «Зорькина песня»

1

 29.05

134.

Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка весел» (наизусть)

1

30.05

                  Итого

134

Тематическое планирование составила

                              _________________/_Исаева Е.С./

                     (подпись)                           (расшифровка подписи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с тре­бо­ваниями Стандарта являются оценка образовательных до­сти­жений обучающихся.Система оценки достижения пла...

Рабочая программа по учебному предмету «Деловое письмо» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант I) 10, 11 клас

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учрежде...

Рабочая программа по учебному предмету «Деловое письмо» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант I) 11 «А» клас

Изучение курса «Деловое и творческое письмо» направлено на дальнейшее развитие коммуникативных навыков учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на основе совершенствования их р...

Рабочая программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушени

Обучение детей речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а так же на обучение использов...

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными н

. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая ко...