Рабочая программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушени
рабочая программа (6 класс)

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6a_ak.docx38.17 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития  «Особый ребенок» г. Смоленска»

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № 100

от «30» августа 2024 г.

 И.о. директора Центра:

_____________

/О.В. Панасенкова/

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

_______________

/О.В.Панасенкова/

ПРИНЯТА:

На педагогическом совете

Протокол №1

от «28» августа 2024 г.

РАССМОТРЕНО:

 на МО учителей-предметников

 Протокол № 1

 от «28» августа 2024 г.

 руководитель МО:

__________

/А.А. Сайганова/

Рабочая программа по учебному предмету

«Альтернативная коммуникация»  

предметная область «язык и речевая практика»

для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (Вариант II)

 6 «А» класс.

на 2024 – 2025 учебный год

Программу составила:

Исаева Елена Сергеевна

учитель (русского языка, чтения)

высшей  квалификационной категории

Смоленск 2024

  1. Пояснительная записка.

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.

В связи с этим обучение детей речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а так же на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и общения.

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

     

Задачи:

  1. Формирование способности пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
  2. Учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности;
  3. Развитие речи как средства коммуникации в связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребёнка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях.
  4. Формирование навыка чтения в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
  5. Формирование навыка письма в доступных ребенку пределах.
  6. Учить узнавать графический образ буквы.

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика». Программа реализуется в 6 классе для детей с умственной отсталостью (2 вариант).

  1. Планируемые результаты

В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Предметные результаты:

  • Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
  • Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
  • Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
  • Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова.
  • Копирование  с образца отдельных букв, слогов, слов.
  • Самостоятельное написание изученных букв, слогов, слов.
  • Чтение слогов, слов, предложений и небольших текстов с изученными буквами.
  • соотнесение иллюстрации со знакомым текстом.

Личностные результаты:

  • Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности.
  • Владение правилами поведения в учебной ситуации.
  • Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям.
  • Умение реагировать на имя, просьбу, запрет.
  • Умение понимать похвалу и простые формы вежливости.
  • Реакция ожидания в ответ на ситуацию  взаимодействия со знакомым взрослым.
  • Проявления вербальных и невербальных средств коммуникации в конкретной ситуации взаимодействия со сверстником.
  • Интерес   к взаимодействию со знакомым сверстником.

Программа формирования БУД

Личностные:

  • Приветствовать одноклассников при встрече, прощаться;
  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
  • радоваться вместе с детьми;
  • подражать действиям, выполняемыми педагогом;
  • последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога.

Регулятивные:

  • умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
  • умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • формирование учебного поведения выполнение задания: в течение определенного периода, от начала до конца;
  •  переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
  • последовательное выполнение нескольких заданий;
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Познавательные:

  • делать выводы вместе с учителем в результате совместной работы всего класса.
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • самостоятельное написание изученных букв, слогов, слов;
  • Чтение слогов, слов, предложений и небольших текстов с изученными буквами.
  • выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому.

Коммуникативные:

  •  учить оформлять свою мысль в устной речи (на уровне простого предложения или жестов);
  • развивать умение слушать и понимать речь других;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся;
  • сообщение учителю об окончании задания;
  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
  • следить за объяснением учителя;
  • поднимать руку при ответе. Вставать и выходить из-за парты;
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Содержание учебного предмета

В I полугодии – 16 часов, во в II полугодии – 18 часов, всего – 34часа.

1. Раздел «Коммуникация»

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением, поднятой рукой). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Прощание с собеседником звуком (словом предложением).

2. Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации».

Понимание простых по звуковому составу слов.  Узнавание и различение имен членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет. Понимание обобщающих понятий. Понимание слов, обозначающих действие предмета. Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Называние и употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние и употребления простых по звуковому составу слов. Называние собственного имени. Называние имел членов семьи. Называние употребления слов обозначающих предмет. Называние обобщающих понятий. Называние и употребление слов, обозначающих число, количество предметов. Пересказ небольшого текста. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

3. Раздел «Чтение и письмо».

Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использование элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв, написание прописных букв. Списывание слов и текстов. Самостоятельная запись букв, слов и предложений. Узнавание звука в слоге, слове. Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы. Называние буквы. Чтение слога, слова, предложения, текста.

4. Календарно-тематическое планирование предмета

п/п

Содержание

Кол.

Час.

Дата

 план

 факт

I четверть – 9 часов

   

1.

Диагностика речи.

1

03.09

2.

Приветствие – прощание (звуки, слова, жесты).

1

10.09

3.

Беседа «Как я провел лето?».

1

17.09

4.

Гласные А, О, У,И,Э,Ы. Чтение слогов.

1

24.09

5.

Написание (обводка) букв, слогов. Узнавание звуков на слух.

1

01.19

6.

Звук и буква М. Чтение слогов. Написание (обводка) букв, слогов. Узнавание звуков на слух.

1

8.10

7.

Звук и буква  С, З. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах.

1

15.10

8.

Звук и буква Ж, Ш. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах.

1

22.10

9

Звук и буква Л, Н, Р. Чтение слогов, слов.

1

29.10

II четверть – 7 час 

10.

Звук и буква К, Г. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах.

1

12.11

11.

Составление предложений по серии картинок.

1

19.11

12.

Составление предложений по серии картинок.

1

26.11

13.

Звук и буква В. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах.

1

3.12

14.

Составление предложений по сюжетной картинке.

1

10.12

15.

 Составление предложений по сюжетной картинке.

1

17.12

16.

Написание (обводка) букв и слогов под диктовку.

1

24.12

III четверть – 10 час.

17

Звук и буква Т, Д. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах.

1

14.01

18

Звук и буква Т, Д. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах.

21.01

19

Звук и буква Я, Е, Ё, Ю.  

1

28.01

20.

Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах.

1

4.02

21.

Чтение слогов и слов с мягкими согласными.

1

11.02

22

Звук и буква Б, П. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах.

1

25.02

23.

 Звук и буква Й. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах.

1

4.03

24.

Буква Ъ,Ь. Чтение слогов, слов.

1

11.03

25.

Написание(обводка) слогов, слов.

1

18.03

26.

Написание (обводка) букв и слогов под дик

1

25.03

IV четверть – 8 часов

27.

Звук и буква Э. Написание строчной и заглавной буквы. Чтение слов и предложений, текстов.

1

8.04

28.

Списывание слов с рукописного текста.

1

15.04

29.

Звук и буква Ю. Написание строчной и заглавной буквы.

1

22.04

30.

Чтение слов и предложений. Выделение звуков в словах.

1

29.04

31.

Звук и буква Ц. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах.

1

6.05

32.

Звук и буква Ч. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах.

1

13.05

33.

Звук и буква Щ. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах.

1

20.05

34.

Написание изученных  слогов, слов  под диктовку.

1

27.05

            Итого:

34 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Деловое письмо» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант I) 10, 11 клас

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учрежде...

Рабочая программа по учебному предмету «Деловое письмо» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант I) 11 «А» клас

Изучение курса «Деловое и творческое письмо» направлено на дальнейшее развитие коммуникативных навыков учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на основе совершенствования их р...

Рабочая программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушени

Обучение детей речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а так же на обучение использов...

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными н

. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая ко...

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными н

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающи...

Рабочая программа по учебному предмету «Вербальная и невербальная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественны

    Цель: способствовать формированию коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального...

Рабочая программа по учебному предмету «Вербальная и невербальная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественны

    Цель: способствовать формированию коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального...