Рабочая программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушени
рабочая программа (6 класс)
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6a_ak.docx | 38.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
УТВЕРЖДАЮ: Приказ № 100 от «30» августа 2024 г. И.о. директора Центра: _____________ /О.В. Панасенкова/ | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР _______________ /О.В.Панасенкова/ | ПРИНЯТА: На педагогическом совете Протокол №1 от «28» августа 2024 г. | РАССМОТРЕНО: на МО учителей-предметников Протокол № 1 от «28» августа 2024 г. руководитель МО: __________ /А.А. Сайганова/ |
Рабочая программа по учебному предмету
«Альтернативная коммуникация»
предметная область «язык и речевая практика»
для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (Вариант II)
6 «А» класс.
на 2024 – 2025 учебный год
Программу составила: Исаева Елена Сергеевна учитель (русского языка, чтения) высшей квалификационной категории |
Смоленск 2024
- Пояснительная записка.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим обучение детей речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а так же на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
- Формирование способности пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
- Учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности;
- Развитие речи как средства коммуникации в связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребёнка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях.
- Формирование навыка чтения в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
- Формирование навыка письма в доступных ребенку пределах.
- Учить узнавать графический образ буквы.
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика». Программа реализуется в 6 классе для детей с умственной отсталостью (2 вариант).
- Планируемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Предметные результаты:
- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
- Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
- Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
- Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова.
- Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
- Самостоятельное написание изученных букв, слогов, слов.
- Чтение слогов, слов, предложений и небольших текстов с изученными буквами.
- соотнесение иллюстрации со знакомым текстом.
Личностные результаты:
- Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности.
- Владение правилами поведения в учебной ситуации.
- Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям.
- Умение реагировать на имя, просьбу, запрет.
- Умение понимать похвалу и простые формы вежливости.
- Реакция ожидания в ответ на ситуацию взаимодействия со знакомым взрослым.
- Проявления вербальных и невербальных средств коммуникации в конкретной ситуации взаимодействия со сверстником.
- Интерес к взаимодействию со знакомым сверстником.
Программа формирования БУД
Личностные:
- Приветствовать одноклассников при встрече, прощаться;
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- радоваться вместе с детьми;
- подражать действиям, выполняемыми педагогом;
- последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога.
Регулятивные:
- умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;
- умение выполнять инструкции педагога;
- умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;
- использование по назначению учебных материалов;
- формирование учебного поведения выполнение задания: в течение определенного периода, от начала до конца;
- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- последовательное выполнение нескольких заданий;
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Познавательные:
- делать выводы вместе с учителем в результате совместной работы всего класса.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- самостоятельное написание изученных букв, слогов, слов;
- Чтение слогов, слов, предложений и небольших текстов с изученными буквами.
- выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому.
Коммуникативные:
- учить оформлять свою мысль в устной речи (на уровне простого предложения или жестов);
- развивать умение слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся;
- сообщение учителю об окончании задания;
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- следить за объяснением учителя;
- поднимать руку при ответе. Вставать и выходить из-за парты;
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Содержание учебного предмета
В I полугодии – 16 часов, во в II полугодии – 18 часов, всего – 34часа.
1. Раздел «Коммуникация»
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением, поднятой рукой). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Прощание с собеседником звуком (словом предложением).
2. Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации».
Понимание простых по звуковому составу слов. Узнавание и различение имен членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет. Понимание обобщающих понятий. Понимание слов, обозначающих действие предмета. Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Называние и употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние и употребления простых по звуковому составу слов. Называние собственного имени. Называние имел членов семьи. Называние употребления слов обозначающих предмет. Называние обобщающих понятий. Называние и употребление слов, обозначающих число, количество предметов. Пересказ небольшого текста. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
3. Раздел «Чтение и письмо».
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использование элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв, написание прописных букв. Списывание слов и текстов. Самостоятельная запись букв, слов и предложений. Узнавание звука в слоге, слове. Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы. Называние буквы. Чтение слога, слова, предложения, текста.
4. Календарно-тематическое планирование предмета
№ п/п | Содержание | Кол. Час. | Дата | ||
план | факт | ||||
I четверть – 9 часов |
| ||||
1. | Диагностика речи. | 1 | 03.09 | ||
2. | Приветствие – прощание (звуки, слова, жесты). | 1 | 10.09 | ||
3. | Беседа «Как я провел лето?». | 1 | 17.09 | ||
4. | Гласные А, О, У,И,Э,Ы. Чтение слогов. | 1 | 24.09 | ||
5. | Написание (обводка) букв, слогов. Узнавание звуков на слух. | 1 | 01.19 | ||
6. | Звук и буква М. Чтение слогов. Написание (обводка) букв, слогов. Узнавание звуков на слух. | 1 | 8.10 | ||
7. | Звук и буква С, З. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах. | 1 | 15.10 | ||
8. | Звук и буква Ж, Ш. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах. | 1 | 22.10 | ||
9 | Звук и буква Л, Н, Р. Чтение слогов, слов. | 1 | 29.10 | ||
II четверть – 7 час | |||||
10. | Звук и буква К, Г. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах. | 1 | 12.11 | ||
11. | Составление предложений по серии картинок. | 1 | 19.11 | ||
12. | Составление предложений по серии картинок. | 1 | 26.11 | ||
13. | Звук и буква В. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах. | 1 | 3.12 | ||
14. | Составление предложений по сюжетной картинке. | 1 | 10.12 | ||
15. | Составление предложений по сюжетной картинке. | 1 | 17.12 | ||
16. | Написание (обводка) букв и слогов под диктовку. | 1 | 24.12 | ||
III четверть – 10 час. | |||||
17 | Звук и буква Т, Д. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах. | 1 | 14.01 | ||
18 | Звук и буква Т, Д. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах. | 21.01 | |||
19 | Звук и буква Я, Е, Ё, Ю. | 1 | 28.01 | ||
20. | Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах. | 1 | 4.02 | ||
21. | Чтение слогов и слов с мягкими согласными. | 1 | 11.02 | ||
22 | Звук и буква Б, П. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах. | 1 | 25.02 | ||
23. | Звук и буква Й. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах. | 1 | 4.03 | ||
24. | Буква Ъ,Ь. Чтение слогов, слов. | 1 | 11.03 | ||
25. | Написание(обводка) слогов, слов. | 1 | 18.03 | ||
26. | Написание (обводка) букв и слогов под дик | 1 | 25.03 | ||
IV четверть – 8 часов | |||||
27. | Звук и буква Э. Написание строчной и заглавной буквы. Чтение слов и предложений, текстов. | 1 | 8.04 | ||
28. | Списывание слов с рукописного текста. | 1 | 15.04 | ||
29. | Звук и буква Ю. Написание строчной и заглавной буквы. | 1 | 22.04 | ||
30. | Чтение слов и предложений. Выделение звуков в словах. | 1 | 29.04 | ||
31. | Звук и буква Ц. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах. | 1 | 6.05 | ||
32. | Звук и буква Ч. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах. | 1 | 13.05 | ||
33. | Звук и буква Щ. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах. | 1 | 20.05 | ||
34. | Написание изученных слогов, слов под диктовку. | 1 | 27.05 | ||
Итого: | 34 часа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Деловое письмо» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант I) 10, 11 клас
Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учрежде...
Рабочая программа по учебному предмету «Деловое письмо» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант I) 11 «А» клас
Изучение курса «Деловое и творческое письмо» направлено на дальнейшее развитие коммуникативных навыков учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на основе совершенствования их р...
Рабочая программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушени
Обучение детей речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а так же на обучение использов...
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными н
. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая ко...
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными н
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающи...
Рабочая программа по учебному предмету «Вербальная и невербальная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественны
Цель: способствовать формированию коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального...
Рабочая программа по учебному предмету «Вербальная и невербальная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественны
Цель: способствовать формированию коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального...