Открытый урок по родной литературе в 6 классе: "К.Г. Паустовский. «Заботливый цветок» "
план-конспект урока (6 класс)

Никулина Виктория Эдуардовна

К.Г. Паустовский. «Заботливый цветок»

Цели: приобщать к миру литературы посредством расширения читательского опыта, опоры на социальный опыт; воспитывать экологическую культуру поведения; развивать исследовательские навыки.

Тема урока: К.Г. Паустовский «Заботливый цветок»

Планируемый результат: прочитанного произведения, к их поступкам. Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку литературного чтения, высказывают своё отношение к героям  Метапредметный: обучающиеся демонстрируют личностные УУД (самоопределение, нравственно­этическое оценивание);  регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция);  познавательные УУД (формулирование познавательной цели, анализ, установление причинно­следственных связей, смысловое чтение, структурирование знаний); коммуникативные УУД (планирование, умение с точностью выражать свои мысли, планирование учебного  сотрудничества с учителем и сверстниками).  Предметный: обучающиеся познакомились с рассказом К.Г. Паустовского «Заботливый цветок», умеют оценивать содержание  текста исходя из социальных и личностных ценностей, дают характеристику героям сказки. Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная. Тип урока: урок совершенствования способов действий (урок закрепления)

Этапы урока, задачи  этапов 1.Организационно­ мотивационный этап. Задача: сконцентрировать   внимание обучающихся на  учителе и смотивировать их  на предстоящую  деятельность 2.Актуализация опорных  знаний и способов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_po_rl._6_kl._paustovskiy_zabotlivyy_tsvetok.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

К.Г. Паустовский. «Заботливый цветок»

Цели: приобщать к миру литературы посредством расширения читательского опыта, опоры на социальный опыт; воспитывать экологическую культуру поведения; развивать исследовательские навыки.

Тема урока: К.Г. Паустовский «Заботливый цветок» 

Планируемый результат: прочитанного произведения, к их поступкам. Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку литературного чтения, высказывают своё отношение к героям  Метапредметный: обучающиеся демонстрируют личностные УУД (самоопределение, нравственноэтическое оценивание);  регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция);  познавательные УУД (формулирование познавательной цели, анализ, установление причинноследственных связей, смысловое чтение, структурирование знаний); коммуникативные УУД (планирование, умение с точностью выражать свои мысли, планирование учебного  сотрудничества с учителем и сверстниками).  Предметный: обучающиеся познакомились с рассказом К.Г. Паустовского «Заботливый цветок», умеют оценивать содержание  текста исходя из социальных и личностных ценностей, дают характеристику героям сказки. Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная. Тип урока: урок совершенствования способов действий (урок закрепления)

Этапы урока, задачи  этапов 1.Организационно мотивационный этап. Задача: сконцентрировать   внимание обучающихся на  учителе и смотивировать их  на предстоящую  деятельность 2.Актуализация опорных  знаний и способов 

Ход урока

  1. Орг. Момент. 1 минута

Ребята, Вы хотели бы найти клад? А что это такое?

-  Клад - это богатство, деньги, золото. 

-  Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Именно, за таким кладом мы сегодня отправимся. Итак, в путь! (клад- знания)

 “Я не знаю ничего более близкого мне, Чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля”. К.Г. Паустовский Как вы думаете, о чем хотел сказать К.Г.Паустовский, когда писал: “Я не  знаю … ничего более прекрасного, чем наша земля”? Любимая тема произведений К.Паустовского стала тема родной природы.  Писатель в своих произведениях показывает красоту Центральной России. Красоту скромную, неяркую, но всегда притягивающую к себе внимание  человека наблюдательного, человека не устающего удивляться, на первый  взгляд, обычным явлениям природы.

  1. Актуализация знаний.

 Прочитайте текст и постарайтесь вспомнить автора, название произведения.

Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда огонь идёт, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех случаях, когда огонь их окружает. К. Г. Паустовский "Заячьи лапы" 

Беседа об авторе. 7 минут

  • Посмотрите на  портрет, что вы можете сказать об этом человеке.
  • Выслушиваются ответы детей.
  • Попробуйте,  глядя на фото, рассказать о жизни человека.
  • Догадались, кто это?
  • Паустовский         Константин Георгиевич
  1. Знакомство с биографией. ( рассказ учителя или сообщение ребенка)

Константин Паустовский появился на свет 19 (31) мая 1892 года. Событие это произошло в семье Георгия Максимовича, железнодорожного статистика, и Марии Григорьевны Паустовских. Будущий писатель был третьим из четверых детей. У Константина Паустовского было двое старших братьев (Борис и Вадим) и сестра Галина.

В первые годы своей жизни Паустовский много переезжал вместе с родителями. Образование получил в классической гимназии Киева. Потом семья переехала в Москву

 Осенью 1909 года возвратился в Киев и, восстановившись в Александровской гимназии , начал самостоятельную жизнь, зарабатывая репетиторством. Через некоторое время будущий писатель поселился у своей бабушки, Викентии Ивановны Высочанской, переехавшей в Киев из Черкасс. Здесь, в маленьком флигеле на Лукьяновке, гимназист Паустовский написал свои первые рассказы, которые были опубликованы в киевских журналах. Окончив гимназию в 1912 году, он поступил в Императорский университет св. Владимира в Киеве на историко-филологический факультет, где проучился два года.

Затем же, в 1912 году, поступил в Киевский университет, но вскоре продолжил обучение в университете Москвы. Там Паустовский учился на юридическом факультете. Однако завершить образование ему не удалось: из-за войны он покинул университет.

Работал кондуктором и вожатым на московском трамвае, затем служил санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах. на Брянском металлургическом заводе в Екатеринославе, на металлургическом заводе в Юзовке, на котельном заводе в Таганроге, с осени 1916 года в рыбачьей артели на Азовском море 

Впоследствии Константин Георгиевич много ездил по югу России, жил два года в Одессе, работая в газетах «Станок» и «Моряк». В этот период Паустовский подружился с И. Ильфом, И. Бабелем , Э .Багрицким, Л. Славиным. Из Одессы Паустовский уехал в Крым, затем — на Кавказ. Жил в Сухуми, Батуми, Тбилиси, Ереване, Баку, побывал в северной Персии.

В 1923 году Паустовский вернулся в Москву. Несколько лет работал редактором РОСТА.

 Трижды был номинирован на Нобелевскую премию, но так ее и не получил.

 Умер в 1968 году после тяжелой болезни.

Физкульминутка

  1. Беседа перед прочтением.

 Константин Георгиевич Паустовский за свою большую писательскую  жизнь побывал во многих уголках нашей страны. Он так любил природу,  что у него обычные явления природы становились удивительными. Своё  стремление к чуду писатель воплотил в создании произведений. Они учат  любить родную природу, быть наблюдательным, уметь фантазировать,  быть добрым, честным, способным признать и самому исправить свою  вину. Эти важные человеческие качества так необходимы в жизни. 

“Я не знаю ничего более близкого мне, Чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля”. К.Г. Паустовский Как вы думаете, о чем хотел сказать К.Г.Паустовский, когда писал: “Я не  знаю … ничего более прекрасного, чем наша земля”? Любимая тема произведений К.Паустовского стала тема родной природы.  Писатель в своих произведениях показывает красоту Центральной России. Красоту скромную, неяркую, но всегда притягивающую к себе внимание  человека наблюдательного, человека не устающего удивляться, на первый  взгляд, обычным явлениям природы.

Со многими его произведениями вы уже знакомы. А как будет называться наше произведение?

  • Прочитайте название произведения,  о котором пойдет речь на уроке. Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением
  • Дополните синквейн недостающим словом
  • 1…….
  • 2.Красивый,пахнущий.
  • 3.Растёт,цветёт ,радует.
  • 4.Мы все восхищаемся их красотой
  • 5.Чудо. цветок
  • Предположите жанр произведения.

Как вы понимаете это выражение. Синонимы к слову «заботливый»?

Но наше произведение называется не просто цветок, а «Заботливый  цветок». Почему я начала урок с этих слов? Мы с вами пришли на урок с определённой целью.

- Я, например, пришла на урок, чтобы помочь вам учиться читать выразительно, осознанно, говорить, работать с учебником, общаться друг с другом. А вы?

- Поставьте цель урока. Закончите предложения.

Узнать …..(что-то новое)

Продолжать учиться …..(правильно читать)

Определить ….(главную мысль произведения)

Развивать …..(речь)

Сегодня на уроке мы побеседуем о жизни и творчестве К.Г. Паустовского, прочитаем его рассказ, будем учиться анализировать произведение.

5. Словарная работа.  

Каждый ученик получает список слов из текста, значение которых им может быть непонятно. Ученик должен прочитать слова и и сделать пометки:

 «+» - знаю значении и могу объяснить;

«-« слово незнакомо.

Соотнести со значением справа –толкованием из словаря Ожегова

Дребезжать – издавать дрожащий звон, звякать.

Отчаянный – безрассудно смелый.

Лесничество – участок леса и организация, ведающая этим участком.

Пожарище – место, где был пожар.

Гарь - выгоревшее или выжженное место в лесу.

Громкоговоритель - устройство для громкого воспроизведения звука (речи, музыки и т.п.). 

Лесничество - участок леса как хозяйственная единица, а также учреждение, ведающее этим участком.

Самоотверженный - . своими интересами ради других, ради общего 

Толчётся - дробя, превращать в мелкие кусочки, в порошок.

Полноводные – с  высоким уровнем воды. Полноводная река.

  1. Знакомство с произведением

Чтение с остановками. ( Выделены в тексте красным)

Учитель читает начало рассказа до слов “Называется оно кипрей”.

1) остановка.

На слайде 2 показ обложки книги и самого цветка.

Что вы знаете о нем? Как его называют в народе? Проверим себя.

“ИНСЕРТ”

“+” - новое;

“-” - противоречит;

“v” - подтвердилось, совпало.

Учитель читает второй фрагмент (до слов лесничества Анна Петровна”.

2) остановка.

О каких беличьих запасах идет речь? (инсерт)

Продолжают читать третий фрагмент (до слов “…никто лучше белок не умеет собирать сосновые шишки”. Как вы думаете, правильно поступали дети , что отбирали шишки у белок?

3) остановка.

Не лучше ли собрать шишки с земли? (инсерт)

Дети читают до слов “... Выше омута на крутом берегу островами разросся кипрей”.

4) остановка.

Какое чувство вызывает автор у читателей, когда описывает местонахождение лесничества?

5) остановка.

“Кипрей-это наш помощник? Как может помогать кипрей?

6) остановка. Читают до конца.

 Беседа по тексту

  • 1. В какое время года происходят события, описанные в тексте? летом.
  • Как называют кипрей в народе? иван-чай.
  • Для чего дети ходили в лесничество?
  • для сбора сосновых шишек.
  • Почему белки хорошие помощники? белки собирают самые здоровые шишки.
  • К какому жанру относится произведение? -рассказ.

Составление фишбоуна ( в группа) Стратегия “Фишбоун”

(Учитель на доске располагает полоски со словами 1 столбика чуть вверх наискосок, как верхние плавники рыбы, а полоски со словами 2 столбика чуть вниз наискосок, как нижние плавники рыбы, ещё рисует линию – хребет рыбы и линии – плавники рыбы) и хвост. Ученикам такое изображение напоминает рыбу.)

Предлагаю проверить наши предположения, прочитав этот рассказ. Только ли о людях, о животных, о почве может заботиться цветок. Читать мы будем не сразу целиком, а с остановками, чтобы обсудить прочитанное, поделиться своими мыслями.

О чьей жизни заботился простенький и скромненький цветок?

Какими словами заменил автор заботливый цветок? Дети дочитывают до конца.

Делают вывод:

Беседа по содержанию рассказа.

Вопрос для 1группы

- Почему рассказ назван «Заботливый цветок»? Найдите в тексте подтверждение своего мнения и прочитайте.( Ученики зачитывают последний абзац на стр.119)

Вопрос для 2 группы

- Какие научные сведения о кипрее узнали из рассказа?

Кипрей имеет способность отдавать тепло, благодаря нему молодые деревья зимой не замерзали.

Вопрос для 3 группы

- Как вы понимаете слово «забота»? Найдите значение слова по толковому словарю.

Забота – это беспокойство, обременительное дело. В словаре Ожегова: «Мысль или деятельность, направленная к благополучию кого или чего-нибудь. Внимание, попечение, уход».

Вопрос для 1группы  -Подумайте и скажите, от чьего лица ведётся повествование? От лица автора.  Как выражена авторская позиция? Объясните, авторское отношение к персонажам и способы его выражения.

Автор с искренним интересом слушал рассказы мальчиков о запасах белок, лесничего о растениях, а подарок Анюты его очень обрадовал.

Вопрос для 2 группы Расскажите о поступках и мотивации героев.

Мальчики умели доставать сосновые шишки из запасов белок. Лесничий Михаил Михайлович знал много о растениях леса, и умело о них заботился. Сотрудница лесничества Анна Петровна засушила цветок кипрея и подарила автору на память.

Вопрос для 3 группы.  Разделите текст на смысловые части.

Во вступлении описывается кипрей. В основной части речь идёт о сборе сосновых шишек из беличьих запасов, затем рассказ лесничего о свойствах кипрея, о его значении для молодых сосен. В заключительной части автор помогает нам понять, что растения – лучшие друзья.

Вопрос для 4 группы. Назовите главных и второстепенных персонажей произведения.

Главными персонажами можно считать самого автора и лесничего, т.к. они являются участниками всех событий. Второстепенными персонажами произведения

можно считать мальчиков и Анюту, потому что они имеют эпизодическую роль.

 Проблема. Польза от растений?

 Причина:                       Факты:

  • забота о людях – лекарство,  одежда
  • Защита почвы  - сажают на склонах
  • Красота -  в зарослях скамейка для отдыха
  • Защита растений -   согревал молодые сосенки
  • Пища – чай

Вывод: Жизнь растений бывает интереснее самых волшебных сказок

  1.  Рефлексия

 А сейчас я узнаю насколько вы были внимательны при чтении.

 Выполним  тест.

 1.Высокое растение, с красными цветами называется – кипрей. (+)

2.Автор жил в большом городке? ()

3.Около городка сажали берёзы? ()

 4.Мальчишки среди улицы играли в футбол. (+) 5.Руководить походом должна Ольга Васильевна. () 6.Поход в лес для сбора шишек и беличьих запасов. (+)

 7.Мяч попал в корову. ()

 8.Никто лучше зайцев не умеет собирать сосновые шишки.

 () 9.Белки не обижаются. (+)

 Оцените свою работу в выполнении теста. Давайте проверим.

На доске записаны три цитаты. Как вы считаете, какая из них больше  всего отражает идею рассказа К. Паустовского.  Охранять природу – значит защищать Родину. (М.Пришвин)

  Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять,  ошибочное понимание приносит большой вред. (Микаэль  Налбандян)

 в рабочих тетрадях на печатной основе напишите отзыв о  прочитанном рассказе.  Какова тема урока?  Основная мысль произведения?  Как вы думаете все ли мы узнали о растениях?

Карточки

1. Лесничий называет кипрей самоотверженным цветком. КАК ПОНИМАЕТЕ ЭТО СЛОВО?

2. Почему кипрей называют тёплым цветком? Стр. 114

3. Почему белок называли помощниками? Стр. 112

4. Почему растения- наши помощники? Стр. 114

5. Какими красками пользуется писатель. Найдите в тексте. Стр. 111, 113

6. Мальчики наперебой начали рассказывать мне, что никто лучше белок не умеет собирать сосновые шишки. ( почему) Стр. 112


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по родной литературе 10 класс "П.Н.Тобуруокап ырыа буолбут хоһоонноро"

Урок внеклассного чтения с объяснительно-иллюстративным методом,  использованием  аудиопрослушивания и мультимедиа. Авторский образовательный ресурс «П.Н.Тобуруокап ырыа буолбут хоһоон...

Конспект открытого урока по родной литературе для 5 классов

Предмет: Якутская литература. Тема урока: "Поэзия - состояние души" («Хо´оон - дуу´а хамсаа´ынын таайыы») для 5-х классов. Учитель: Павлова Мария Егоровна, учитель якутского языка и литературы МБОУ-Ко...

Разработка открытого урока по родной литературе

привить любовь к родному языку;пробудить интерес к языку как учебному предмету;повысить общую языковую культуру;стимулировать познавательную активность учащихся...

Конспект открытого урока по родному языку 5 класс

Конспект открытого урока по родному языку 5 классТема: "Культура речи (на примере речи военных)"...

Открытый урок по родной литературе, посвященный творчеству Расула Гамзатова (к 100-летию со дня рождения)

Открытый урок по родной литературе,  посвященный творчеству Расула Гамзатова (к 100-летию со дня рождения) в музыкальном колледже. На уроке студенты познакомиятся с особенностями творчества ...