Открытый урок по родной литературе в 6 классе: "К.Г. Паустовский. «Заботливый цветок» "
план-конспект урока (6 класс)
К.Г. Паустовский. «Заботливый цветок»
Цели: приобщать к миру литературы посредством расширения читательского опыта, опоры на социальный опыт; воспитывать экологическую культуру поведения; развивать исследовательские навыки.
Тема урока: К.Г. Паустовский «Заботливый цветок»
Планируемый результат: прочитанного произведения, к их поступкам. Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку литературного чтения, высказывают своё отношение к героям Метапредметный: обучающиеся демонстрируют личностные УУД (самоопределение, нравственноэтическое оценивание); регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция); познавательные УУД (формулирование познавательной цели, анализ, установление причинноследственных связей, смысловое чтение, структурирование знаний); коммуникативные УУД (планирование, умение с точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками). Предметный: обучающиеся познакомились с рассказом К.Г. Паустовского «Заботливый цветок», умеют оценивать содержание текста исходя из социальных и личностных ценностей, дают характеристику героям сказки. Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная. Тип урока: урок совершенствования способов действий (урок закрепления)
Этапы урока, задачи этапов 1.Организационно мотивационный этап. Задача: сконцентрировать внимание обучающихся на учителе и смотивировать их на предстоящую деятельность 2.Актуализация опорных знаний и способов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_po_rl._6_kl._paustovskiy_zabotlivyy_tsvetok.docx | 32.63 КБ |
Предварительный просмотр:
К.Г. Паустовский. «Заботливый цветок»
Цели: приобщать к миру литературы посредством расширения читательского опыта, опоры на социальный опыт; воспитывать экологическую культуру поведения; развивать исследовательские навыки.
Тема урока: К.Г. Паустовский «Заботливый цветок»
Планируемый результат: прочитанного произведения, к их поступкам. Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку литературного чтения, высказывают своё отношение к героям Метапредметный: обучающиеся демонстрируют личностные УУД (самоопределение, нравственноэтическое оценивание); регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция); познавательные УУД (формулирование познавательной цели, анализ, установление причинноследственных связей, смысловое чтение, структурирование знаний); коммуникативные УУД (планирование, умение с точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками). Предметный: обучающиеся познакомились с рассказом К.Г. Паустовского «Заботливый цветок», умеют оценивать содержание текста исходя из социальных и личностных ценностей, дают характеристику героям сказки. Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная. Тип урока: урок совершенствования способов действий (урок закрепления)
Этапы урока, задачи этапов 1.Организационно мотивационный этап. Задача: сконцентрировать внимание обучающихся на учителе и смотивировать их на предстоящую деятельность 2.Актуализация опорных знаний и способов
Ход урока
- Орг. Момент. 1 минута
Ребята, Вы хотели бы найти клад? А что это такое?
- Клад - это богатство, деньги, золото.
- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Именно, за таким кладом мы сегодня отправимся. Итак, в путь! (клад- знания)
“Я не знаю ничего более близкого мне, Чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля”. К.Г. Паустовский Как вы думаете, о чем хотел сказать К.Г.Паустовский, когда писал: “Я не знаю … ничего более прекрасного, чем наша земля”? Любимая тема произведений К.Паустовского стала тема родной природы. Писатель в своих произведениях показывает красоту Центральной России. Красоту скромную, неяркую, но всегда притягивающую к себе внимание человека наблюдательного, человека не устающего удивляться, на первый взгляд, обычным явлениям природы.
- Актуализация знаний.
Прочитайте текст и постарайтесь вспомнить автора, название произведения.
Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда огонь идёт, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех случаях, когда огонь их окружает. К. Г. Паустовский "Заячьи лапы"
Беседа об авторе. 7 минут
- Посмотрите на портрет, что вы можете сказать об этом человеке.
- Выслушиваются ответы детей.
- Попробуйте, глядя на фото, рассказать о жизни человека.
- Догадались, кто это?
- Паустовский Константин Георгиевич
- Знакомство с биографией. ( рассказ учителя или сообщение ребенка)
Константин Паустовский появился на свет 19 (31) мая 1892 года. Событие это произошло в семье Георгия Максимовича, железнодорожного статистика, и Марии Григорьевны Паустовских. Будущий писатель был третьим из четверых детей. У Константина Паустовского было двое старших братьев (Борис и Вадим) и сестра Галина.
В первые годы своей жизни Паустовский много переезжал вместе с родителями. Образование получил в классической гимназии Киева. Потом семья переехала в Москву
Осенью 1909 года возвратился в Киев и, восстановившись в Александровской гимназии , начал самостоятельную жизнь, зарабатывая репетиторством. Через некоторое время будущий писатель поселился у своей бабушки, Викентии Ивановны Высочанской, переехавшей в Киев из Черкасс. Здесь, в маленьком флигеле на Лукьяновке, гимназист Паустовский написал свои первые рассказы, которые были опубликованы в киевских журналах. Окончив гимназию в 1912 году, он поступил в Императорский университет св. Владимира в Киеве на историко-филологический факультет, где проучился два года.
Затем же, в 1912 году, поступил в Киевский университет, но вскоре продолжил обучение в университете Москвы. Там Паустовский учился на юридическом факультете. Однако завершить образование ему не удалось: из-за войны он покинул университет.
Работал кондуктором и вожатым на московском трамвае, затем служил санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах. на Брянском металлургическом заводе в Екатеринославе, на металлургическом заводе в Юзовке, на котельном заводе в Таганроге, с осени 1916 года в рыбачьей артели на Азовском море
Впоследствии Константин Георгиевич много ездил по югу России, жил два года в Одессе, работая в газетах «Станок» и «Моряк». В этот период Паустовский подружился с И. Ильфом, И. Бабелем , Э .Багрицким, Л. Славиным. Из Одессы Паустовский уехал в Крым, затем — на Кавказ. Жил в Сухуми, Батуми, Тбилиси, Ереване, Баку, побывал в северной Персии.
В 1923 году Паустовский вернулся в Москву. Несколько лет работал редактором РОСТА.
Трижды был номинирован на Нобелевскую премию, но так ее и не получил.
Умер в 1968 году после тяжелой болезни.
Физкульминутка
- Беседа перед прочтением.
Константин Георгиевич Паустовский за свою большую писательскую жизнь побывал во многих уголках нашей страны. Он так любил природу, что у него обычные явления природы становились удивительными. Своё стремление к чуду писатель воплотил в создании произведений. Они учат любить родную природу, быть наблюдательным, уметь фантазировать, быть добрым, честным, способным признать и самому исправить свою вину. Эти важные человеческие качества так необходимы в жизни.
“Я не знаю ничего более близкого мне, Чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля”. К.Г. Паустовский Как вы думаете, о чем хотел сказать К.Г.Паустовский, когда писал: “Я не знаю … ничего более прекрасного, чем наша земля”? Любимая тема произведений К.Паустовского стала тема родной природы. Писатель в своих произведениях показывает красоту Центральной России. Красоту скромную, неяркую, но всегда притягивающую к себе внимание человека наблюдательного, человека не устающего удивляться, на первый взгляд, обычным явлениям природы.
Со многими его произведениями вы уже знакомы. А как будет называться наше произведение?
- Прочитайте название произведения, о котором пойдет речь на уроке. Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением
- Дополните синквейн недостающим словом
- 1…….
- 2.Красивый,пахнущий.
- 3.Растёт,цветёт ,радует.
- 4.Мы все восхищаемся их красотой
- 5.Чудо. цветок
- Предположите жанр произведения.
Как вы понимаете это выражение. Синонимы к слову «заботливый»?
Но наше произведение называется не просто цветок, а «Заботливый цветок». Почему я начала урок с этих слов? Мы с вами пришли на урок с определённой целью.
- Я, например, пришла на урок, чтобы помочь вам учиться читать выразительно, осознанно, говорить, работать с учебником, общаться друг с другом. А вы?
- Поставьте цель урока. Закончите предложения.
Узнать …..(что-то новое)
Продолжать учиться …..(правильно читать)
Определить ….(главную мысль произведения)
Развивать …..(речь)
Сегодня на уроке мы побеседуем о жизни и творчестве К.Г. Паустовского, прочитаем его рассказ, будем учиться анализировать произведение.
5. Словарная работа.
Каждый ученик получает список слов из текста, значение которых им может быть непонятно. Ученик должен прочитать слова и и сделать пометки:
«+» - знаю значении и могу объяснить;
«-« слово незнакомо.
Соотнести со значением справа –толкованием из словаря Ожегова
Дребезжать – издавать дрожащий звон, звякать.
Отчаянный – безрассудно смелый.
Лесничество – участок леса и организация, ведающая этим участком.
Пожарище – место, где был пожар.
Гарь - выгоревшее или выжженное место в лесу.
Громкоговоритель - устройство для громкого воспроизведения звука (речи, музыки и т.п.).
Лесничество - участок леса как хозяйственная единица, а также учреждение, ведающее этим участком.
Самоотверженный - . своими интересами ради других, ради общего
Толчётся - дробя, превращать в мелкие кусочки, в порошок.
Полноводные – с высоким уровнем воды. Полноводная река.
- Знакомство с произведением
Чтение с остановками. ( Выделены в тексте красным)
Учитель читает начало рассказа до слов “Называется оно кипрей”.
1) остановка.
На слайде 2 показ обложки книги и самого цветка.
Что вы знаете о нем? Как его называют в народе? Проверим себя.
“ИНСЕРТ”
“+” - новое;
“-” - противоречит;
“v” - подтвердилось, совпало.
Учитель читает второй фрагмент (до слов лесничества Анна Петровна”.
2) остановка.
О каких беличьих запасах идет речь? (инсерт)
Продолжают читать третий фрагмент (до слов “…никто лучше белок не умеет собирать сосновые шишки”. Как вы думаете, правильно поступали дети , что отбирали шишки у белок?
3) остановка.
Не лучше ли собрать шишки с земли? (инсерт)
Дети читают до слов “... Выше омута на крутом берегу островами разросся кипрей”.
4) остановка.
Какое чувство вызывает автор у читателей, когда описывает местонахождение лесничества?
5) остановка.
“Кипрей-это наш помощник? Как может помогать кипрей?
6) остановка. Читают до конца.
Беседа по тексту
- 1. В какое время года происходят события, описанные в тексте? летом.
- Как называют кипрей в народе? иван-чай.
- Для чего дети ходили в лесничество?
- для сбора сосновых шишек.
- Почему белки хорошие помощники? белки собирают самые здоровые шишки.
- К какому жанру относится произведение? -рассказ.
Составление фишбоуна ( в группа) Стратегия “Фишбоун”
(Учитель на доске располагает полоски со словами 1 столбика чуть вверх наискосок, как верхние плавники рыбы, а полоски со словами 2 столбика чуть вниз наискосок, как нижние плавники рыбы, ещё рисует линию – хребет рыбы и линии – плавники рыбы) и хвост. Ученикам такое изображение напоминает рыбу.)
Предлагаю проверить наши предположения, прочитав этот рассказ. Только ли о людях, о животных, о почве может заботиться цветок. Читать мы будем не сразу целиком, а с остановками, чтобы обсудить прочитанное, поделиться своими мыслями.
О чьей жизни заботился простенький и скромненький цветок?
Какими словами заменил автор заботливый цветок? Дети дочитывают до конца.
Делают вывод:
Беседа по содержанию рассказа.
Вопрос для 1группы
- Почему рассказ назван «Заботливый цветок»? Найдите в тексте подтверждение своего мнения и прочитайте.( Ученики зачитывают последний абзац на стр.119)
Вопрос для 2 группы
- Какие научные сведения о кипрее узнали из рассказа?
Кипрей имеет способность отдавать тепло, благодаря нему молодые деревья зимой не замерзали.
Вопрос для 3 группы
- Как вы понимаете слово «забота»? Найдите значение слова по толковому словарю.
Забота – это беспокойство, обременительное дело. В словаре Ожегова: «Мысль или деятельность, направленная к благополучию кого или чего-нибудь. Внимание, попечение, уход».
Вопрос для 1группы -Подумайте и скажите, от чьего лица ведётся повествование? От лица автора. Как выражена авторская позиция? Объясните, авторское отношение к персонажам и способы его выражения.
Автор с искренним интересом слушал рассказы мальчиков о запасах белок, лесничего о растениях, а подарок Анюты его очень обрадовал.
Вопрос для 2 группы Расскажите о поступках и мотивации героев.
Мальчики умели доставать сосновые шишки из запасов белок. Лесничий Михаил Михайлович знал много о растениях леса, и умело о них заботился. Сотрудница лесничества Анна Петровна засушила цветок кипрея и подарила автору на память.
Вопрос для 3 группы. Разделите текст на смысловые части.
Во вступлении описывается кипрей. В основной части речь идёт о сборе сосновых шишек из беличьих запасов, затем рассказ лесничего о свойствах кипрея, о его значении для молодых сосен. В заключительной части автор помогает нам понять, что растения – лучшие друзья.
Вопрос для 4 группы. Назовите главных и второстепенных персонажей произведения.
Главными персонажами можно считать самого автора и лесничего, т.к. они являются участниками всех событий. Второстепенными персонажами произведения
можно считать мальчиков и Анюту, потому что они имеют эпизодическую роль.
Проблема. Польза от растений?
Причина: Факты:
- забота о людях – лекарство, одежда
- Защита почвы - сажают на склонах
- Красота - в зарослях скамейка для отдыха
- Защита растений - согревал молодые сосенки
- Пища – чай
Вывод: Жизнь растений бывает интереснее самых волшебных сказок
- Рефлексия
А сейчас я узнаю насколько вы были внимательны при чтении.
Выполним тест.
1.Высокое растение, с красными цветами называется – кипрей. (+)
2.Автор жил в большом городке? ()
3.Около городка сажали берёзы? ()
4.Мальчишки среди улицы играли в футбол. (+) 5.Руководить походом должна Ольга Васильевна. () 6.Поход в лес для сбора шишек и беличьих запасов. (+)
7.Мяч попал в корову. ()
8.Никто лучше зайцев не умеет собирать сосновые шишки.
() 9.Белки не обижаются. (+)
Оцените свою работу в выполнении теста. Давайте проверим.
На доске записаны три цитаты. Как вы считаете, какая из них больше всего отражает идею рассказа К. Паустовского. ∙ Охранять природу – значит защищать Родину. (М.Пришвин)
∙ Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять, ошибочное понимание приносит большой вред. (Микаэль Налбандян)
в рабочих тетрадях на печатной основе напишите отзыв о прочитанном рассказе. Какова тема урока? Основная мысль произведения? Как вы думаете все ли мы узнали о растениях?
Карточки
1. Лесничий называет кипрей самоотверженным цветком. КАК ПОНИМАЕТЕ ЭТО СЛОВО?
2. Почему кипрей называют тёплым цветком? Стр. 114
3. Почему белок называли помощниками? Стр. 112
4. Почему растения- наши помощники? Стр. 114
5. Какими красками пользуется писатель. Найдите в тексте. Стр. 111, 113
6. Мальчики наперебой начали рассказывать мне, что никто лучше белок не умеет собирать сосновые шишки. ( почему) Стр. 112
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по родной литературе 10 класс "П.Н.Тобуруокап ырыа буолбут хоһоонноро"
Урок внеклассного чтения с объяснительно-иллюстративным методом, использованием аудиопрослушивания и мультимедиа. Авторский образовательный ресурс «П.Н.Тобуруокап ырыа буолбут хоһоон...
Конспект открытого урока по родной литературе для 5 классов
Предмет: Якутская литература. Тема урока: "Поэзия - состояние души" («Хо´оон - дуу´а хамсаа´ынын таайыы») для 5-х классов. Учитель: Павлова Мария Егоровна, учитель якутского языка и литературы МБОУ-Ко...
Разработка открытого урока по родной литературе
привить любовь к родному языку;пробудить интерес к языку как учебному предмету;повысить общую языковую культуру;стимулировать познавательную активность учащихся...
Открытый урок по родному языку 5 класс, тема "Лексика"
Обобщаюший урок...
Конспект открытого урока по родному языку 5 класс
Конспект открытого урока по родному языку 5 классТема: "Культура речи (на примере речи военных)"...
Открытый урок по родной литературе, посвященный творчеству Расула Гамзатова (к 100-летию со дня рождения)
Открытый урок по родной литературе, посвященный творчеству Расула Гамзатова (к 100-летию со дня рождения) в музыкальном колледже. На уроке студенты познакомиятся с особенностями творчества ...
Открытый урок по чтению в 8Б классе "К.Г.Паустовский "Телеграмма" 14.03.2024
Тема урока "Нет никого роднее матери"...