Конспект открытого урока по родному языку 5 класс
план-конспект урока (5 класс)

Конспект открытого урока по родному языку 5 класс

Тема: "Культура речи (на примере речи военных)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkr_2.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

Сазонова Анна Александровна – учитель русского языка и литературы МОУ «Центр образования "Тавла" - Средняя общеобразовательная школа №17» города Саранска

Технологическая карта урока родного русского языка в 5 классе

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Форма урока: урок-исследование с применением ИКТ

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

УМК: Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И. и др., 2019г;

Тема: Культура речи: общее и частное (на примере речи военных)

Цели:

- содержательная: познакомиться с понятиями «культура речи», «речевой этикет», «профессионализмы», «общенародная лексика»;  научиться различать речь общенародную и узкоспециализированную, закрепить сведения о культуре речевого поведения, формировать умения и навыки лингвистического анализа текста и живой речи, проконтролировать уровень усвоения материала по теме.

- деятельностная: создание условий для усвоения темы, ситуации успеха, обучение индивидуальной рефлексии достижения цели.

Задачи: 

  • Обучающие:
  • обобщить знания учащихся о разделе «Культура речи»;
  • познакомиться с особенностями общепринятого и специфического речевого поведения;
  • закрепить понятие норм литературного русского языка
  • Развивающие:
  • развивать умение анализировать предложенный лингвистический материал;
  • вырабатывать умение воспринимать на слух информацию;
  • уметь выполнять работу с текстом, его анализом.
  • Воспитательные:
  • воспитывать языковую культуру и познавательный интерес к предмету через создание ситуации успеха на уроке, воспитывать патриотизм.

Основные понятия: культура речи, языковая норма, речевой этикет, речевое поведение, общение.

Межпредметные связи: русский язык-литература-история

Ресурсы: мультимедийный проектор, презентация, индивидуальные карточки с заданием, карточки для рефлексии.

Формы контроля: устные ответы, листы обратной связи, оценивание работы учащихся на уроке, доклады учащихся, рабочие листы.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительными в именительном падеже) на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при ее использовании в устной речи, схему данной конструкции; 

уметь по опознавательному признаку находить предложения с данной конструкцией; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом; заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; анализировать текст, опираясь на полученные знания.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию.

Организация образовательного пространства  урока

Этапы
урока

Цели

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Мотивационный

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Здравствуйте, ребята, посмотрите какой сегодня прекрасный день, давайте улыбнемся сейчас друг другу и пожелаем плодотворной работы на этом уроке. Слайд1.

– Сегодня мы с вами продолжим заниматься познавательной деятельностью на уроке родного русского языка. Ребята, этот год – юбилейный в связи с событиями Великой Отечественной войны. Недавно была годовщина освобождения от Блокады Ленинграда, а 2 февраля будет день памяти павшим в Сталинградской битве.

Слайд 2.

И я также хочу частично затронуть эту тему на нашем уроке.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Коммуникативные: работают в парах (об-мениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера,

в том числе и отличную от своей)

2.Актуализация
знаний

3.Целеполагание

Первичная рефлексия: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

– Но прежде повторим изученное.

Что мы проходили на прошлом уроке?

(ошибки в речи, окраску слов, как говорить правильно)

Каким было ваше самостоятельное задание?

(следить за речью одноклассников и учителя, найти «Слова-паразиты»)

Какие же слова, засоряющие нашу речь, вы обнаружили?

(отвечают)

А какой раздел мы с вами сейчас изучаем?

(Культура речи)

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, чтонеизвестно.

 Посмотрите на экран. Тема нашего урока скрылась за ребусами. Их нужно отгадать, чтобы узнать тему

Слайд 3.

Ребусы слов «культура речи». Этикет.

- Молодцы, ребята! Мы с вами будем изучать и закреплять раздел «культура речи», найдем общее и частное. Что такое частное? (это что-то малое, личное). Мы будем рассматривать культуру речи на примере речи военных. Вы видите, что разделены на две группы: одна из них анализирует общенародную речь, а другая специальную, военную.

Какие задачи мы должны решить в течение урока? Слайд 4.

(сравнить общую речь и профессиональную, узнать, что такое культура речи, проанализировать тексты)

- Молодцы! Но прежде чем мы начнем, хочу познакомить вас с нашими помощниками:

Это Знайка. К нему мы будем обращаться, если чего-то не будем знать.

А это наши актёры, которые будут нам показывать разные речевые ситуации.

На столах у вас лежат рабочие листы, которые вы должны заполнять в течение урока. Мы начинаем!

Смотрят презентацию. Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют тему и цели урока.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

4. « Открытие» новых знаний.

Первичное проектирование индивидуального маршрута приращения нового.

Давайте сначала обратим внимание: в центре стола у вас лежат лепестки и серединки ромашек со словами. Это не просто слова, а черты каждого типа речи. У первой команды: общего, у второй – военного. Однако один лепесток у Вас перепутан. Задача – склеить ромашку и поменяться лепестками с другой командой, пока Знайка нам будет рассказывать об этих чертах.

Знайка перечисляет черты:

Культуре общения военнослужащих присущ ряд особенностей:

- категорическая императивность (необходимость обязательного выполнения приказа);

- энергичная и четкая форма речевых действий;

- наличие "подъязыка" уставов и инструкций;

- эмоционально-образная выразительность в повелительной речевой форме;

- высокая импровизация, связанная с изменением боевой обстановки;

строгая субординация.

Особенности общенародного речевого этикета:

- требование общества к его выполнению;

- особые речевые формулы;

- нормативность;

- связь с вежливостью;

- есть тот, кто говорит и к кому речь обращена.

Мы склеили наши ромашки, теперь повесим их на доску, чтобы смотреть и сравнивать с тем, что будут говорить наши докладчики.
А теперь попрошу актеров и первого докладчика представить то, как происходит приветствие и прощание.

Слайд 5. (две ситуации, актеры показывают сценку, исходя из речевых формул «Здравствуйте» «Здравия желаю» и т.д. «До свидания» - «Честь имею»)

Теперь посмотрим, как можно что-либо попросить в обоих случаях

Слайд 6. (две ситуации, в первом случае действуют этикетные формы «Спасибо» -  «Пожалуйста», во втором случае «Выполнять» - «Есть!»)

Слайд 7. Обращение к старшим по возрасту и званию («Вы» - этикетное обращение по возрасту; «Товарищ…», «Разрешите обратиться…» - к старшему по званию).

И наконец, у нас осталась незаполненной строчка с терминами. Но перед этим сделаем перерыв.

 

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Смотрят сценки своих одноклассников, заполняют рабочие листы. Выступают с индивидуальными докладами

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. 

Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы, конспектируют основную информацию. 

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Физкультминутка

Утомились? Отдохнём!

Физминутку проведём.

Выполняется физкультминутка.

Выполняют простые физические упражнения

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

5. Первичное закрепление

Включение нового в систему усвоенного, закрепление нового при  выполнении практических заданий.

- И возвращаемся к уроку. Термины и особые понятия – это обязательно для узкоспециализированной профессиональной речи. Многие поэты, писавшие свои стихотворения о Великой Отечественной войне, употребляли такие слова, которые мы поймем не сразу.

Задание следующее: на слайде будут появляться отрывки стихотворений, нужно найти в них военные термины и выписать себе в рабочий лист. С толкованием этих слов нам поможет Знайка.

К доске пойдет (___).

Слайд 8. Мирное небо над крепостью Бреста,

В тесной квартире счастливые лица.

Вальс. Политрук приглашает невесту,

Новенький кубик блестит на петлице. (Ф. Лаубе)

(Политрук (синонимы: замполит, комиссар) — первоначально — заместитель командира военного подразделения по политическому руководству. (Слайд 9)

Кубик - в органах военной юстиции носились петлицы малинового цвета с окантовкой чёрного цвета, с эмблемой военной юстиции образца 1935 года и набором знаков различия – кубики («кубари») — для званий от младшего военюриста до военюриста.)

Слайд 10. Я миг непрожитого дня, я бой на дальнем рубеже.

Я пламя вечного огня, и пламя гильзы в блиндаже. (Юрий Левитанский)

(Блинда́ж — постоянное или временное подземное сооружение для защиты от снарядов) Слайд 10.

Слайд 11. А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки. (Д. Самойлов)

(уставная звёздочка – данная на службе, уставная кокарда, которая крепилась на головной убор) Слайд 11.

Слайд 12. И во всем этом мире

До конца его дней -

Ни петлички,

Ни лычки

С гимнастерки моей. (А. Твардовский)

(Петли́цы — парные знаки из материи на воротнике форменной одежды или формы обмундирования. Служили и служат знаками отличия, знаками различия чина. Слайд 13.

Лычка – узкая поперечная нашивка на погонах (Слайд 14).

Гимнастёрка – плотная тканевая удлиненная рубашка, которую носили с ремнём или поясом, элемент гражданской, ведомственной и форменной одежды). Слайд 15.

-Молодцы, ребята. Скажите, а в общем речевом этикете есть особые термины? (Нет, т.к. эта речь должна быть понятна всем)

- Зато в нашей с вами речи активно встречаются окрашенные слова, и в поэзии тоже.

Слайд 16. Ребята, найдите в данном отрывке стилистически окрашенные слова.

Ю. Друнина

- Знаешь, Юлька, я - против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

Что же такое захолустье? Знайка, помоги нам узнать!

(захолустье - место, далёкое от культурных центров, глухая провинция).

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Заполняют рабочие листы.

Участвуют в опросе.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. 

Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы. 

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

А теперь мы выполним задание в парах. Нередко военные термины появляются, когда у привычных нам слов есть еще одно значение. Как такие слова называются? (многозначные). Правильно. У вас на карточках написаны сами эти слова и их значения: одно – общепринятое, другое – военное. Ваша задача – сопоставить правильно слова и два их значения. Пара, которая выполнит работу быстро и правильно, получит оценку за урок.

Башня

  • высокое столпообразное, как правило, каменное архитектурное сооружение, стоящее отдельно или являющееся частью здания
  • бронированное возвышение для орудий или пулемётов на судне, танке или бронеавтомобиле

Аттестат

  • Документ об окончании учебного заведения, присвоении учёного звания и т. п.
  • документ, удостоверяющий право военнослужащего на получение денежного, вещевого и другого довольствия

Гнездо

  • специально обустроенное место, где животные растят и выводят своих детенышей.
  • укрытое место, предназначенное для бойца с оружием

Заря

  • яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца
  • военный сигнал на барабане, горне или трубе в часы подъёма и при отходе ко сну

Магазин

  • специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям
  • устройство (ёмкость), обеспечивающее хранение и автоматическую подачу боеприпасов в стрелковом оружии

Тигр

  • Хищное млекопитающее сем. кошачьих, очень крупного размера, с полосатой шкурой.
  • наименование германского танка Т-VI, применявшегося во Второй мировой войне с 1943.

Выполняют парную работу. Находят смысловые связи между словами. Знакомят с результатами работы группы. Слушают и обсуждают ответы товарищей. Задают вопросы для уточнения последовательности работы

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. 

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

6.Диагностика

Обобщение

полученных

на уроке сведений, оценивание результатов работы, самопроверка умений применять новое

Анализируют знаки препинания. Записывают предложения, отвечают на вопросы

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

Слушают запись. Отвечают на вопросы

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности. 

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

7. Рефлексия

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов.

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

– Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Личностные: стремятся к приобретению новых знаний и умений. 

Регулятивные: оценивают свою работу. 

Коммуникативные: строят монологические высказывания

8. Домашнее задание.

- Спасибо за урок! Вашим домашним заданием будет составление кроссворда по разделу «Культура речи» и его защита на следующем уроке

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по родному языку (кумыкский) в 6 классе на тему:"Склонение имён существительных по падежам","Атлыкъланы гелишлеге гёре тюрлениши"

План-конспект открытого урока по родному языку (кумыкский) в 6 классе на тему:"Склонение имён существительных по падежам","Атлыкъланы гелишлеге гёре тюрлениши"...

Конспект открытого урока по родной литературе для 5 классов

Предмет: Якутская литература. Тема урока: "Поэзия - состояние души" («Хо´оон - дуу´а хамсаа´ынын таайыы») для 5-х классов. Учитель: Павлова Мария Егоровна, учитель якутского языка и литературы МБОУ-Ко...

конспект открытого урока пр родному (татарскому) языку в 5 классе

приложение к открытому уроку  "Иҗек. Иҗек калыплары" 5 класс...

Конспект открытого урока по родному русскому языку "Язык художественного литературы"

На примере лирического отступления в 11 главе поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души" рассматривается особенности языка художественной литературы. Домашнее задание направлено на повторение функциона...

Открытый урок по родному языку в 5 классе "Виды предложений по цели высказывания"

Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью.Анализиров...