Конспект открытого урока по родному языку 5 класс
план-конспект урока (5 класс)
Конспект открытого урока по родному языку 5 класс
Тема: "Культура речи (на примере речи военных)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkr_2.docx | 30.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Сазонова Анна Александровна – учитель русского языка и литературы МОУ «Центр образования "Тавла" - Средняя общеобразовательная школа №17» города Саранска
Технологическая карта урока родного русского языка в 5 классе
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Форма урока: урок-исследование с применением ИКТ
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная
УМК: Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И. и др., 2019г;
Тема: Культура речи: общее и частное (на примере речи военных)
Цели:
- содержательная: познакомиться с понятиями «культура речи», «речевой этикет», «профессионализмы», «общенародная лексика»; научиться различать речь общенародную и узкоспециализированную, закрепить сведения о культуре речевого поведения, формировать умения и навыки лингвистического анализа текста и живой речи, проконтролировать уровень усвоения материала по теме.
- деятельностная: создание условий для усвоения темы, ситуации успеха, обучение индивидуальной рефлексии достижения цели.
Задачи:
- Обучающие:
- обобщить знания учащихся о разделе «Культура речи»;
- познакомиться с особенностями общепринятого и специфического речевого поведения;
- закрепить понятие норм литературного русского языка
- Развивающие:
- развивать умение анализировать предложенный лингвистический материал;
- вырабатывать умение воспринимать на слух информацию;
- уметь выполнять работу с текстом, его анализом.
- Воспитательные:
- воспитывать языковую культуру и познавательный интерес к предмету через создание ситуации успеха на уроке, воспитывать патриотизм.
Основные понятия: культура речи, языковая норма, речевой этикет, речевое поведение, общение.
Межпредметные связи: русский язык-литература-история
Ресурсы: мультимедийный проектор, презентация, индивидуальные карточки с заданием, карточки для рефлексии.
Формы контроля: устные ответы, листы обратной связи, оценивание работы учащихся на уроке, доклады учащихся, рабочие листы.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительными в именительном падеже) на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при ее использовании в устной речи, схему данной конструкции;
уметь по опознавательному признаку находить предложения с данной конструкцией; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом; заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; анализировать текст, опираясь на полученные знания.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию.
Организация образовательного пространства урока
Этапы | Цели | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Мотивационный | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Здравствуйте, ребята, посмотрите какой сегодня прекрасный день, давайте улыбнемся сейчас друг другу и пожелаем плодотворной работы на этом уроке. Слайд1. – Сегодня мы с вами продолжим заниматься познавательной деятельностью на уроке родного русского языка. Ребята, этот год – юбилейный в связи с событиями Великой Отечественной войны. Недавно была годовщина освобождения от Блокады Ленинграда, а 2 февраля будет день памяти павшим в Сталинградской битве. Слайд 2. И я также хочу частично затронуть эту тему на нашем уроке. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: работают в парах (об-мениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей) |
2.Актуализация 3.Целеполагание | Первичная рефлексия: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | – Но прежде повторим изученное. Что мы проходили на прошлом уроке? (ошибки в речи, окраску слов, как говорить правильно) Каким было ваше самостоятельное задание? (следить за речью одноклассников и учителя, найти «Слова-паразиты») Какие же слова, засоряющие нашу речь, вы обнаружили? (отвечают) А какой раздел мы с вами сейчас изучаем? (Культура речи) | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. |
Постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, чтонеизвестно. | — Посмотрите на экран. Тема нашего урока скрылась за ребусами. Их нужно отгадать, чтобы узнать тему Слайд 3. Ребусы слов «культура речи». Этикет. - Молодцы, ребята! Мы с вами будем изучать и закреплять раздел «культура речи», найдем общее и частное. Что такое частное? (это что-то малое, личное). Мы будем рассматривать культуру речи на примере речи военных. Вы видите, что разделены на две группы: одна из них анализирует общенародную речь, а другая специальную, военную. Какие задачи мы должны решить в течение урока? Слайд 4. (сравнить общую речь и профессиональную, узнать, что такое культура речи, проанализировать тексты) - Молодцы! Но прежде чем мы начнем, хочу познакомить вас с нашими помощниками: Это Знайка. К нему мы будем обращаться, если чего-то не будем знать. А это наши актёры, которые будут нам показывать разные речевые ситуации. На столах у вас лежат рабочие листы, которые вы должны заполнять в течение урока. Мы начинаем! | Смотрят презентацию. Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют тему и цели урока. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы | |
4. « Открытие» новых знаний. | Первичное проектирование индивидуального маршрута приращения нового. | — Давайте сначала обратим внимание: в центре стола у вас лежат лепестки и серединки ромашек со словами. Это не просто слова, а черты каждого типа речи. У первой команды: общего, у второй – военного. Однако один лепесток у Вас перепутан. Задача – склеить ромашку и поменяться лепестками с другой командой, пока Знайка нам будет рассказывать об этих чертах. Знайка перечисляет черты: Культуре общения военнослужащих присущ ряд особенностей: - категорическая императивность (необходимость обязательного выполнения приказа); - энергичная и четкая форма речевых действий; - наличие "подъязыка" уставов и инструкций; - эмоционально-образная выразительность в повелительной речевой форме; - высокая импровизация, связанная с изменением боевой обстановки; строгая субординация. Особенности общенародного речевого этикета: - требование общества к его выполнению; - особые речевые формулы; - нормативность; - связь с вежливостью; - есть тот, кто говорит и к кому речь обращена. — Мы склеили наши ромашки, теперь повесим их на доску, чтобы смотреть и сравнивать с тем, что будут говорить наши докладчики. Слайд 5. (две ситуации, актеры показывают сценку, исходя из речевых формул «Здравствуйте» «Здравия желаю» и т.д. «До свидания» - «Честь имею») Теперь посмотрим, как можно что-либо попросить в обоих случаях Слайд 6. (две ситуации, в первом случае действуют этикетные формы «Спасибо» - «Пожалуйста», во втором случае «Выполнять» - «Есть!») Слайд 7. Обращение к старшим по возрасту и званию («Вы» - этикетное обращение по возрасту; «Товарищ…», «Разрешите обратиться…» - к старшему по званию). И наконец, у нас осталась незаполненной строчка с терминами. Но перед этим сделаем перерыв.
| Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Смотрят сценки своих одноклассников, заполняют рабочие листы. Выступают с индивидуальными докладами | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы, конспектируют основную информацию. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
Физкультминутка | Утомились? Отдохнём! Физминутку проведём. Выполняется физкультминутка. | Выполняют простые физические упражнения | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье | |
5. Первичное закрепление | Включение нового в систему усвоенного, закрепление нового при выполнении практических заданий. | - И возвращаемся к уроку. Термины и особые понятия – это обязательно для узкоспециализированной профессиональной речи. Многие поэты, писавшие свои стихотворения о Великой Отечественной войне, употребляли такие слова, которые мы поймем не сразу. Задание следующее: на слайде будут появляться отрывки стихотворений, нужно найти в них военные термины и выписать себе в рабочий лист. С толкованием этих слов нам поможет Знайка. К доске пойдет (___). Слайд 8. Мирное небо над крепостью Бреста, В тесной квартире счастливые лица. Вальс. Политрук приглашает невесту, Новенький кубик блестит на петлице. (Ф. Лаубе) (Политрук (синонимы: замполит, комиссар) — первоначально — заместитель командира военного подразделения по политическому руководству. (Слайд 9) Кубик - в органах военной юстиции носились петлицы малинового цвета с окантовкой чёрного цвета, с эмблемой военной юстиции образца 1935 года и набором знаков различия – кубики («кубари») — для званий от младшего военюриста до военюриста.) Слайд 10. Я миг непрожитого дня, я бой на дальнем рубеже. Я пламя вечного огня, и пламя гильзы в блиндаже. (Юрий Левитанский) (Блинда́ж — постоянное или временное подземное сооружение для защиты от снарядов) Слайд 10. Слайд 11. А это я на полустанке В своей замурзанной ушанке, Где звездочка не уставная, А вырезанная из банки. (Д. Самойлов) (уставная звёздочка – данная на службе, уставная кокарда, которая крепилась на головной убор) Слайд 11. Слайд 12. И во всем этом мире До конца его дней - Ни петлички, Ни лычки С гимнастерки моей. (А. Твардовский) (Петли́цы — парные знаки из материи на воротнике форменной одежды или формы обмундирования. Служили и служат знаками отличия, знаками различия чина. Слайд 13. Лычка – узкая поперечная нашивка на погонах (Слайд 14). Гимнастёрка – плотная тканевая удлиненная рубашка, которую носили с ремнём или поясом, элемент гражданской, ведомственной и форменной одежды). Слайд 15. -Молодцы, ребята. Скажите, а в общем речевом этикете есть особые термины? (Нет, т.к. эта речь должна быть понятна всем) - Зато в нашей с вами речи активно встречаются окрашенные слова, и в поэзии тоже. Слайд 16. Ребята, найдите в данном отрывке стилистически окрашенные слова. Ю. Друнина - Знаешь, Юлька, я - против грусти, Но сегодня она не в счет. Дома, в яблочном захолустье, Мама, мамка моя живет. Что же такое захолустье? Знайка, помоги нам узнать! (захолустье - место, далёкое от культурных центров, глухая провинция). | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Заполняют рабочие листы. Участвуют в опросе. | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
А теперь мы выполним задание в парах. Нередко военные термины появляются, когда у привычных нам слов есть еще одно значение. Как такие слова называются? (многозначные). Правильно. У вас на карточках написаны сами эти слова и их значения: одно – общепринятое, другое – военное. Ваша задача – сопоставить правильно слова и два их значения. Пара, которая выполнит работу быстро и правильно, получит оценку за урок. Башня
Аттестат
Гнездо
Заря
Магазин
Тигр
| Выполняют парную работу. Находят смысловые связи между словами. Знакомят с результатами работы группы. Слушают и обсуждают ответы товарищей. Задают вопросы для уточнения последовательности работы | Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | ||
6.Диагностика | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы, самопроверка умений применять новое | Анализируют знаки препинания. Записывают предложения, отвечают на вопросы | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы | |
Слушают запись. Отвечают на вопросы | Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | |||
7. Рефлексия | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов. | – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? – Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений | Личностные: стремятся к приобретению новых знаний и умений. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят монологические высказывания |
8. Домашнее задание. | - Спасибо за урок! Вашим домашним заданием будет составление кроссворда по разделу «Культура речи» и его защита на следующем уроке | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по родному языку (кумыкский) в 6 классе на тему:"Склонение имён существительных по падежам","Атлыкъланы гелишлеге гёре тюрлениши"
План-конспект открытого урока по родному языку (кумыкский) в 6 классе на тему:"Склонение имён существительных по падежам","Атлыкъланы гелишлеге гёре тюрлениши"...
Конспект открытого урока по родной литературе для 5 классов
Предмет: Якутская литература. Тема урока: "Поэзия - состояние души" («Хо´оон - дуу´а хамсаа´ынын таайыы») для 5-х классов. Учитель: Павлова Мария Егоровна, учитель якутского языка и литературы МБОУ-Ко...
Открытый урок по родному языку 5 класс, тема "Лексика"
Обобщаюший урок...
конспект открытого урока пр родному (татарскому) языку в 5 классе
приложение к открытому уроку "Иҗек. Иҗек калыплары" 5 класс...
Конспект открытого урока по родному русскому языку "Язык художественного литературы"
На примере лирического отступления в 11 главе поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души" рассматривается особенности языка художественной литературы. Домашнее задание направлено на повторение функциона...
Конспект открытого урока "Образ родного дома в лирике С.А.Есенина"
Конспект открытого урока...
Открытый урок по родному языку в 5 классе "Виды предложений по цели высказывания"
Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью.Анализиров...