Открытый урок по чтению в 8Б классе "К.Г.Паустовский "Телеграмма" 14.03.2024
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Тема урока "Нет никого роднее матери"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_k.g.paustovskiy_8b.docx | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»
Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840
Телефон/Факс: 8-495-851-13-05 8-495-851-50-03 e-mail:cenreab@dszn.ru
Утверждаю
директор ГБОУ ТРОЦ
«Солнышко»
____________ Фролова Н.В.
Открытый урок по литературному чтению по теме:
«Нет никого ближе и роднее матери. (К.Г. Паустовский, рассказ «Телеграмма»)»
АООП общего образования (вариант 9.1)
Урок проведен 14.03.2024 в 8Б классе.
Учитель: Дорофеева О.В.
Руководитель ШМО: Кольченко Е.А.
Цели урока:
Метапредметные:
1.Формирование представлений о нравственности: доброте,чуткости, отзывчивости, милосердии.
2.Раскрытие духовно-нравственных ценностей ,по которым живут герои.
Обучающие:
Формировать:
1.навыки самостоятельного анализа текста;
2.умение высказывать свое отношение к прочитанному;
3.умение выделять наиболее важные качества в человеке
4.способности раскрывать положительные и отрицательные черты характера героев.
Воспитательные:
1. Формирование привязанности и любви к родителям, способности быть заботливыми, внимательными и благодарными сыном или дочерью.
2. Воспитание нравственных ценностей доброты, любви, сострадания, ответственности, долга и человечности.
- Вступительное слово учителя.
Ребята ,сегодня у нас необычный урок – урок нравственности по рассказу Г.К. Паустовского «Телеграмма», с которым вы дома познакомились. Надеюсь, внимательно читали. А что же обозначает слово «нравственность»? Давайте обратимся к толковым словарям В. Даля и Ожегова.(учащиеся находят значение слова)
Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определённые этими качествами.(Ожегов)
- Как вы думаете, какие же понятия включает в себя нравственность?
(Доброта, чуткость, милосердие, сострадание, совесть, отзывчивость, честность, справедливость).
- Беседа. Стратегия «Почтовый ящик»
Написанное письмо Катерины Петровны и телеграмму от Тихона вынимаем из почтового ящика.
- Скажите, а что такое письмо и что такое «телеграмма»? Вам приходилось получать письма или телеграммы? Представьте такой момент. Что бы вы испытали в подобной ситуации? (Когда не ждёшь никаких вестей, то первое чувство – тревога, беспокойство)
- Анализ текста.
- Выразительное чтение отрывка описания природы.
Прослушиваем музыку П.И.Чайковского «Октябрь» и обратим внимание на тональность музыки и настроение пейзажа в произведении.(звучит музыка)
- Образ Катерины Петровны
- Ребята что задело, тронуло вас в судьбе этой женщины? "Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет?
-Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее - известный художник, дом "мемориальный", она "последняя обитательница" его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго - французского писателя. Добрая - страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра.
- Как холодная осень дополняет чувство одиночества Катерины Петровны? Какие чувства вызывает у вас ее состояние?
- Образ Насти
-Что мы узнаем о жизни и занятии Насти?
Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников; много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее. Один раз в два-три месяца шлет перевод на 200 рублей; последний раз приезжала три года назад..
-Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? (Спрятала в сумочку; раз пишет – значит жива).
-Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна.
-Каково авторское отношение к Насте? Обратимся к эпизоду “На одной из площадок…”. Это в то время, когда в сумочке нераспечатанное письмо…
-Какой разоблачительный эпитет? (Холодные глаза – о жестоком сердце).
Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Эту-то опору в жизни и потеряла Настя. Так какие же качества характера мы увидели у Насти? (Черствость, равнодушие, бессердечность, эгоизм, показная доброта, тщеславие ,фальшивость.)
- Нравственные уроки рассказа К.Г. Паустовского.
Да ,никакие поступки не могут оправдать дочь, если она забыла о родной матери. Выразительное чтение стихотворения, заранее подготовленное учеником.
Стихотворение «Заболела мать»
По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, только очень редко,
И тогда, не замечая нас,
Все ходила и шептала:
«Детки, вам ко мне собраться хоть бы раз».
Ваша мать согнулась, поседела,
Что поделать? Старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у нашего стола.
Вы под этот стол пешком ходили,
В праздник песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли
Вот попробуй всех вас собери!
Заболела мать! И той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
«Дети! Срочно! Дети! Очень срочно!
Приезжайте – заболела мать»
Из Одессы, Таллина, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко –
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь ….
Почему же дали вы разлуке
Между вами так надолго встать?
Мать ждала вас в бури, снегопады
В тягостной бессоннице ночей.
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! Пока у вас есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!
- Рефлексия
- Урок помог задуматься…
(о том, как страшно потерять маму;
об одиночестве, доброте и милосердии,
о человечности, об отношении к маме,
о моих родных, о том, какой ценой Настя расплатилась за свой эгоизм,
почему Настя не поняла, что не деньги были нужны её маме.)
6. Заключительное слово учителя.
-Очень жаль, что в сутолоке жизни, в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Поэтому пусть ваши раскаяния будут вовремя. Ведь Паустовский посылает телеграмму и нам. Это и нам предупреждение: не забывать о близких, которые нуждаются в нас , пока не поздно.
Мне очень хочется, чтобы вы чаще говорили своим мамам о том, что вы их любите. Попробуйте сделать это уже сегодня .Загляните в мамины глаза, может, ей сейчас так необходимо ваше понимание, забота, ваше тепло и участие.
Я думаю, у вас остались после урока «зарубки на сердце». И есть большое желание стать настоящими людьми, готовность пройти самое главное испытание – испытание на истинную человечность. Благодаря Паустовскому каждый сумел заглянуть в себя и задаться вопросом: «А я-то не пустельга?» и получить незабываемый урок нравственности.
Пусть телеграмма Паустовского поможет Вам избежать ошибок по отношению к близким и родным людям. Я желаю, чтоб в вашей жизни никогда не было телеграмм – предостережений.
Помните! Никого нет ближе и роднее матери!
И в заключении послушайте песню «Мама» в исполнении группы «Белый день»
7. Домашнее задание.
Напишите письмо маме, в котором можно выразить ей любовь и благодарность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературного чтения в 4 классе КОУ 8 вида
Урок литературеого чтения по теме:внеклассное чтение. Приключение Буратино или золотой ключик. А. Толстой...
Открытый урок внеклассного чтения "Лицо войны" (по стихотворению В.Шефнера "Зеркало") 7 класс.
Тема урока: "Лицо войны". Технология: элементы творческой мастерской....
ОТКРЫТЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В V КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ОСКАРА УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА».
Цель: создать условия для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира...
Открытый урок семейного чтения "Почитай мне!" Книги Н.Носова 3-6 кл.
Открытый урок семейного чтения «Почитай мне!» Книги Н.Носова.3-6кл.Цель: развитие у учащихся интереса к художественной книге на основе создания атмосферы «семейного чтения, воспитание у старших ...
Открытый урок по чтению на тему "Украинская народная сказка "Колосок", 3 класс.
Открытый урок по чтению на тему "Украинская народная сказка "Колосок", 3 класс....
Открытый урок по чтению По Г.Скребицкому "Сентябрь"
Цели:Познакомить с содержанием рассказа «Сентябрь»; учить правильному, осознанному чтению, правильно излагать свои мысли, отвечая на поставленные вопросы, объяснять значение выражений.Разви...
Конспект открытого урока по чтению и развитию речи на тему: Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» с детьми с ОВЗ.
Урок проводится о втором классе по разделу "Народные сказки". Большое внимание уделяется работе над текстом , формированию навыков выразительнлгл чтения. Урок имеет большое воспитательное значение....