Открытый урок по чтению в 8Б классе "К.Г.Паустовский "Телеграмма" 14.03.2024
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Дорофеева Ольга Владимировна

Тема урока "Нет никого роднее матери"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_k.g.paustovskiy_8b.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-851-13-05 8-495-851-50-03                                        e-mail:cenreab@dszn.ru

Утверждаю

директор ГБОУ ТРОЦ

«Солнышко»

____________ Фролова Н.В.

Открытый урок по литературному чтению по теме:

 «Нет никого ближе и роднее матери. (К.Г. Паустовский, рассказ «Телеграмма»)»

АООП общего образования (вариант 9.1)

Урок проведен 14.03.2024 в 8Б классе.

Учитель: Дорофеева О.В.

Руководитель ШМО: Кольченко Е.А.

Цели урока:

Метапредметные:

1.Формирование представлений о нравственности: доброте,чуткости, отзывчивости, милосердии.

2.Раскрытие духовно-нравственных ценностей ,по которым живут герои.

Обучающие:

Формировать:

1.навыки самостоятельного анализа текста;

2.умение высказывать свое отношение к прочитанному;

3.умение выделять наиболее важные качества в человеке

4.способности раскрывать положительные и отрицательные черты характера героев.

Воспитательные:

1. Формирование привязанности и любви к родителям, способности быть заботливыми, внимательными и благодарными сыном или дочерью.

2. Воспитание нравственных ценностей доброты, любви, сострадания, ответственности, долга и человечности.

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята ,сегодня  у нас необычный урок – урок нравственности по рассказу   Г.К. Паустовского «Телеграмма», с которым  вы дома познакомились. Надеюсь, внимательно читали. А что же обозначает слово «нравственность»? Давайте обратимся к толковым словарям В. Даля и Ожегова.(учащиеся находят значение слова)

        Нравственность – внутренние духовные  качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определённые   этими качествами.(Ожегов)

- Как вы думаете, какие же понятия включает в себя нравственность?

  (Доброта, чуткость, милосердие, сострадание, совесть, отзывчивость, честность, справедливость).

  1. Беседа. Стратегия «Почтовый ящик»

Написанное письмо Катерины Петровны и телеграмму от Тихона вынимаем из почтового ящика.

- Скажите, а что такое письмо и что такое «телеграмма»? Вам приходилось получать письма или телеграммы? Представьте такой момент. Что бы вы испытали в подобной ситуации? (Когда не ждёшь никаких вестей, то первое чувство – тревога, беспокойство)

  1. Анализ текста.

  1. Выразительное чтение отрывка описания природы.

Прослушиваем музыку П.И.Чайковского «Октябрь» и обратим внимание на тональность музыки и настроение пейзажа в произведении.(звучит музыка)

  1. Образ Катерины Петровны

- Ребята что задело, тронуло вас в судьбе этой женщины"Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет?

 -Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее - известный художник, дом "мемориальный", она "последняя обитательница" его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго - французского писателя. Добрая - страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра.

- Как холодная осень дополняет чувство одиночества Катерины Петровны? Какие чувства вызывает у вас ее состояние?

  1. Образ Насти

-Что мы узнаем о жизни и занятии Насти?

 Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников; много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее. Один раз в два-три месяца шлет перевод на 200 рублей; последний раз приезжала три года назад..

-Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? (Спрятала в сумочку; раз пишет – значит жива).

 -Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна.

-Каково авторское отношение к Насте? Обратимся к эпизоду “На одной из площадок…”. Это в то время, когда в сумочке нераспечатанное письмо…

-Какой разоблачительный эпитет? (Холодные глаза – о жестоком сердце).

Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

                        Любили тебя без особых причин

                        За то, что ты – внук,

                        За то, что ты – сын,

                        За то, что малыш,

                        За то, что растешь,

                        За то, что на папу и маму похож.

                        И эта любовь до конца твоих дней

                        Останется тайной опорой твоей.

Эту-то опору в жизни и потеряла Настя. Так какие же качества характера мы увидели у Насти? (Черствость, равнодушие, бессердечность, эгоизм, показная доброта,  тщеславие ,фальшивость.)

  1. Нравственные уроки рассказа К.Г. Паустовского.

Да ,никакие поступки не могут оправдать дочь, если она забыла о родной матери. Выразительное чтение стихотворения, заранее подготовленное учеником.

Стихотворение «Заболела мать»

По  ночам  звучит  надрывный  кашель,

Старенькая  женщина  слегла.

Много  лет  она  в  квартире  нашей

Одиноко  в  комнате  жила.  

Письма  были, только  очень  редко,

И  тогда, не замечая  нас,

Все  ходила  и  шептала:

«Детки, вам  ко  мне  собраться  хоть  бы  раз».  

Ваша  мать  согнулась, поседела,

Что  поделать? Старость  подошла.

Как  бы  хорошо  мы  посидели

Рядышком  у  нашего  стола.  

Вы  под  этот  стол  пешком  ходили,

В  праздник  песни  пели  до  зари,

А  теперь  разъехались, уплыли

Вот  попробуй  всех  вас  собери!

Заболела  мать! И  той  же  ночью

Телеграф  не  уставал  кричать:

«Дети! Срочно! Дети! Очень срочно!

Приезжайте – заболела  мать»  

Из  Одессы, Таллина, Игарки,

Отложив  до  времени  дела,

Дети  собрались, да  только  жалко –

У  постели, а  не  у  стола.  

Гладили  морщинистые  руки,

Мягкую  серебряную  прядь ….

Почему  же  дали  вы  разлуке

Между  вами  так  надолго  встать?  

Мать  ждала  вас  в  бури, снегопады

В  тягостной  бессоннице  ночей.

Разве  горя  дожидаться  надо,

Чтоб  приехать  к  матери своей?  

Неужели  только  телеграммы

Привели  вас  к  скорым  поездам?

Слушайте! Пока  у  вас  есть  мама,

Приезжайте  к  ней  без  телеграмм!  

  1. Рефлексия

- Урок помог задуматься…

            (о том, как страшно потерять маму;

             об одиночестве, доброте и милосердии,

             о человечности, об отношении к маме,

             о моих родных, о том, какой ценой Настя расплатилась за свой эгоизм,

             почему Настя не поняла, что не деньги были нужны её маме.)

6.  Заключительное слово учителя.

          -Очень жаль, что в сутолоке  жизни, в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Поэтому пусть ваши раскаяния будут вовремя. Ведь Паустовский посылает телеграмму и нам. Это и нам предупреждение: не забывать о близких, которые нуждаются в нас , пока не поздно.

           Мне очень хочется, чтобы вы чаще говорили своим мамам о том, что вы их любите. Попробуйте сделать это уже сегодня .Загляните в мамины глаза, может, ей сейчас так необходимо ваше понимание, забота, ваше тепло и участие.

            Я думаю, у вас остались после урока «зарубки на сердце». И  есть большое желание стать настоящими людьми, готовность пройти самое главное испытание – испытание на истинную человечность. Благодаря Паустовскому  каждый сумел заглянуть в себя и задаться вопросом: «А я-то не пустельга?» и получить незабываемый урок нравственности.

Пусть телеграмма Паустовского поможет Вам избежать ошибок по отношению к близким и родным  людям. Я желаю, чтоб в вашей жизни никогда не было телеграмм – предостережений.

Помните! Никого нет ближе и роднее матери!  

И в заключении послушайте песню «Мама» в исполнении группы «Белый день»

7. Домашнее задание.

Напишите письмо маме, в котором можно выразить ей любовь и благодарность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения в 4 классе КОУ 8 вида

Урок литературеого чтения по теме:внеклассное чтение. Приключение Буратино или золотой ключик. А. Толстой...

Открытый урок внеклассного чтения "Лицо войны" (по стихотворению В.Шефнера "Зеркало") 7 класс.

Тема урока: "Лицо войны". Технология: элементы творческой мастерской....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В V КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ОСКАРА УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА».

Цель: создать условия для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира...

Открытый урок семейного чтения "Почитай мне!" Книги Н.Носова 3-6 кл.

Открытый урок семейного чтения «Почитай мне!» Книги Н.Носова.3-6кл.Цель: развитие у учащихся интереса к художественной книге на основе создания атмосферы «семейного чтения, воспитание у старших ...

Открытый урок по чтению на тему "Украинская народная сказка "Колосок", 3 класс.

Открытый урок по чтению на тему "Украинская народная сказка "Колосок", 3 класс....

Открытый урок по чтению По Г.Скребицкому "Сентябрь"

Цели:Познакомить с содержанием рассказа «Сентябрь»; учить правильному, осознанному чтению,  правильно излагать свои мысли, отвечая на поставленные вопросы, объяснять значение выражений.Разви...

Конспект открытого урока по чтению и развитию речи на тему: Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» с детьми с ОВЗ.

Урок проводится о втором классе по разделу "Народные сказки". Большое внимание уделяется работе над текстом , формированию навыков выразительнлгл чтения. Урок имеет большое воспитательное значение....