Программа спецкурса "За страницами текста"
рабочая программа (10 класс)
Данный курс по подготовке к итоговому сочинению предполагает опору на знания, приобретенные учащимися на уроках литературы. На занятиях курса в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с текстами художественных произведений, анализом эпизодов, важных для понимания основной проблемы произведения. Материал будет полезен и при подготовке к олимпиаде по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetskurs_za_stranitsami_teksta.docx | 72.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 16 «Интерес» муниципального образования городской округ Люберцы Московской области (МОУ гимназия № 16 «Интерес»)
| ||||
СОГЛАСОВАНО на заседании МК (протокол № ___ от «01» марта 2023 г. Руководитель предметной кафедры ____________________(____________) | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ гимназии № 16 «Интерес» ____________ И.В. Снегирёва Приказ №____ от «15» марта 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
спецкурса «За страницами текста»
Учитель Мантрова Татьяна Николаевна
2023 г.
Настоящая Программа разработана в соответствии с:
- Конвенцией о правах ребёнка;
- Конституцией РФ;
- Законом «Об образовании в РФ» № 273 -ФЗ от 29.12.2012 г.
- Приказом Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;
- СП 2.4.4.969-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»;
- Уставом МОУ гимназии № 16 «Интерес».
При составлении программы учитывались возможности гимназии, уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы обучающихся и родителей.
Настоящая программа ориентирована на обучающихся 10 классов (15-16 лет).
Цели программы: формирование у школьников познавательного интереса к литературе, помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе.
Связь с основной программой по предмету: курс по подготовке к итоговому сочинению предполагает опору на знания, приобретенные учащимися на уроках литературы. На занятиях курса в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с текстами художественных произведений, анализом эпизодов, важных для понимания основной проблемы произведения. Материал будет полезен и при подготовке к олимпиаде по литературе
В результате изучения данного спецкурса учащиеся:
освоят более сложный уровень знаний по предмету;
научатся
-рассуждать на предложенную тему, выбирать путь ее раскрытия;
-использовать литературный материал для построения письменного высказывания и для
аргументации своей позиции;
-моделировать на основе накопленного материала сочинения на разные темы;
-точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические
конструкции;
-оценивать и совершенствовать результаты собственной речевой деятельности.
овладеют практическими умениями при работе с ИКТ;
углубят и систематизируют свои знания о писателях и их произведениях.
План проведения спецкурса: «За страницами текста»
№ п\п | Тема занятия | Используемые образовательные технологии | Используемое оборудование | Темы (навыки), которые углубляются, расширяются, развиваются |
1. |
Итоговое сочинение Вступительное занятие | Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Приѐм «Слово-магнит» приѐм «облако мыслей» | Компьютер, проектор, интерактивная доска, словари, справочники | Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания. Теоретико-литературные понятия и литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений. Аргументация толкование философских понятий ( дружба, благородство, преданность, смелость…), самопроверка и взаимопроверка по словарям разного типа: толковый, философский, энциклопедический. |
2. | Лаборатория текстов по проблеме «Становление личности» | Технология развития критического мышления через чтение и письмо Практическая работа в группах | Компьютер, проектор, интерактивная доска, тексты произведений,
| «Стать личностью означает определить себя во времени и пространстве, выйти из толпы, не выходя из нее» - Б. Васильев. Обсуждение цитаты . Поиск ответа на проблемные вопросы : Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»? Какого человека можно назвать сложившейся личностью? Когда человек становится личностью? Привлечение литературного материала 1.А.С.Грибоедов «Горе от ума», 2.А.С.Пушкин «Капитанская дочка» 3.Л.Н.Толстой «Война и мир» и др. |
3. | Мастерская текста по проблеме «Родительский дом – источник нравственности» | Здоровьесберегающая Мозговая атака | Компьютер, проектор, интерактивная доска, словари, справочники | «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (Лев Толстой) Что дом может рассказать о своём хозяине? Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта? Может ли человек прожить без Дома? Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути? В какой дом хочется приходить снова и снова? Какое значение в жизни человека имеют домашние традиции? Привлечение литературного материала Н.В. Гоголь «Мёртвые души». |
3. | Семинар по проблеме «Связь поколений «Век нынешний и век минувший» | ИКТ виртуальная экскурсия | Компьютер, проектор, интерактивная доска, | Обсуждение проблемных вопросов: 1.Чем может быть ценен для детей опыт отцов? 2.Что такое семейные традиции и зачем они нужны? 3.Почему «отцы и дети» – вечная тема ? 5.Важно ли человеку получить родительское напутствие? Привлечение литературного материала Д.И.Фонвизин «Недоросль» А.С. Грибедов «Горе от ума» А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Дубровский» А.Н. Островский «Гроза», «Бесприданница» И.А.Гончаров «Обломов» К.Г.Паустовский «Телеграмма» |
4. | Исследовательская мастерская по проблеме «Верность традициям» | Обучение в сотрудничестве Технология личностно-ориентированного обучения | Компьютер, проектор, интерактивная доска, | «Не надобно другого образца. Когда в глазах пример отца» (А. С. Грибоедов) Обсуждение цитаты . Поиск ответа на проблемные вопросы : Надо ли хранить верность традициям? Какие взгляды и поступки родителей вызывают уважение детей? Чему «отцы» могут поучиться у «детей»? Какое влияние семья оказывает на формирование личности? Привлечение литературного материала Н.С.Лесков «Левша» Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» А.С.Пушкин «Капитанская дочка» М.Ю.Лермонтов «Песня о купце Калашникове» |
5. | Эвристический диалог по проблеме Не сотвори себе кумира | Интегрированная, групповая дискуссия | Компьютер, проектор, интерактивная доска, | Поиск ответа на проблемный вопрос: Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»? Можно ли судить о поколении по его кумирам? Какие черты моего поколения я считаю положительными? С какими вызовами сталкивается современная молодёжь? Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения? Блок тем, связанных с понятием «гордость» и «гордыня» Почему «гордость» и «гордыня» – разные понятия? Должен ли человек смирять свою гордость? Можно ли считать гордость недостатком? Как победить в себе гордыню? Привлечение литературного материала А.С.Пушкин «Капитанская дочка», Л.Н. Толстой «Война и мир». |
6. | Семинар по проблеме «Человек и общество» Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. | ИКТ - виртуальная экскурсия) Технология личностно-ориентированного обучения. | Компьютер, проектор, интерактивная доска, словари, справочники | Взгляд на человека как на представителя социума, народа, поколения, эпохи Как богата Россия хорошими людьми! (А. П. Чехов) Какие поступки по отношению к другим свидетельствуют о духовной зрелости человека? Что значит быть авторитетным человеком в обществе? Всегда ли общество ценит достойных людей? Может ли один человек изменить общество ? Что такое репутация человека в обществе? Привлечение литературного материала Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» Л. Н. Толстой, «После бала». М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне» М. А. Шолохов, «Они сражались за Родину» |
7. | Диалогическая лаборатория по теме «Размышления об общественном благополучии, о личном и общественном вкладе в общественный прогресс»
| Обучение в сотрудничестве Технология личностно-ориентированного обучения | Поиск ответа на проблемные вопросы : Как связаны понятия «дом» и «отечество»? Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению? Привлечение литературного материала М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» А.С. Грибоедов «Горе от ума» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы А.П. Чехов «Ионыч» М.А. Шолохова «Тихий Дон» | |
8. | Вопросы исторического времени, сохранения исторической памяти, гражданских идеалов | Технология личностно-ориентированного обучения. Проектная. | Компьютер, проектор, интерактивная доска, словари, справочники | Поиск ответа на проблемные вопросы : Согласны ли Вы с Л. Н. Толстым, утверждающим, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»? Какие испытания несет человеку война? Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом? История и современность: нужен ли взгляд назад? Почему время называют лучшим лекарем? Когда человек забывает о времени? Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему? Что такое нравственные уроки истории? Существует ли что-то, неподвластное времени? Что такое «связь времён»? В какую историческую эпоху Вы хотели бы жить и почему? М.А. Булгаков Мастер и Маргарита» М.А. Шолохов «Судьба человека» «Тихий Дон». «Слово о полку Игореве». Борис Васильев «Завтра была война» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конкурсная программа "По страницам Красной книги"
конкурсы по истории Красной книги, редким растениям и животным России и Алтайского края. Мероприятие проходит в форме путешествий по станциям, где учащимся предлагается выполнить творческие и ин...
Дополнительная образовательная программа «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА МАТЕМАТИКИ»
Программа «За страницами учебника математике» строится на следующих концептуальных принципах:Принцип успехаПринцип динамики.Принцип демократии.Принцип доступности.Принцип наглядности. Принцип сис...
Программа "Листая страницы прошлого"
Программа "Листая страницы прошлого" посвящена Году литературы и апробирована в ДОЛ "Удача" с дневным пребыванием....
Рабочая программа "За страницами учебника математики" 9 класс
Данную рабочую программу можно использовать для кружковой работы, факльтативных занятий и элективного курса...
7 класс Рабочая программа "За страницами учебника Алгебра"
рабочая программа "За страницами учебника Алгебра"...
Программа "За страницами русского языка" для учащихся 9 класса
Данная программа предназначена для подготовки выпускников 9 классов к государственной итоговой аттестации в условиях реализации в школе платных образовательных услуг....
Программа «За страницами школьного учебника» 3 класс
Программа «За страницами школьного учебника» 3 класс...