Программа "За страницами русского языка" для учащихся 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Данная программа предназначена для подготовки выпускников 9 классов к государственной итоговой аттестации в условиях реализации в школе платных образовательных услуг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_platnyh_obrazovatelnyh_uslug_9_klass.docx | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса платных образовательных услуг «За страницами русского языка» предназначена для обучающихся 9 класса, которым предстоит пройти государственную итоговую аттестацию по русскому языку в качестве обязательного экзамена, проводящегося в форме и по материалам ОГЭ (основного государственного экзамена).
Данная форма экзамена представляет собой важную ступень на пути к ЕГЭ и ориентирована на проверку у выпускников основной школы сформированности основных компетенций, определенных федеральным государственным образовательным стандартом: коммуникативной, языковой, лингвистической. Проверке данных компетенций подчинена трехчастная структура самого экзамена, согласно которой и должна осуществляться подготовка выпускников. По сути ОГЭ по русскому языку объединяет все основные виды речевой деятельности: аудирование, чтение, письмо и выполнение связанных с ними лингвистических заданий. Кроме того, предполагается введение в 2017-2018 учебном году устной части экзамена, т.е. говорение.
Таким образом, выпускникам 9 класса при подготовке к ГИА предстоит дополнительно осваивать большой объем информации, систематизировать его, научиться применять в условиях временных ограничений, равных длительности экзамена. В связи с этим предлагаемая программа призвана актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка на уроках. Данная программа позволит выпускникам подготовиться к ГИА, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать задания КИМов из открытого банка, оценить их структуру и содержание, отработать навыки написания сочинения-рассуждения, сочинения-размышления, сочинения-объяснения, которые создаются на основе предложенного текста.
Одной из особенностей программы является то, что она акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии, пунктуации, культуры речи, стилистики. Программа не замещает уроки русского языка, а дополняет, расширяет и углубляет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
Цель программы: совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
Задачи:
- Помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена.
- Познакомить ребят с процедурой проведения ГИА по русскому языку.
- Научить выпускников правильному оформлению бланков ОГЭ.
- Помочь старшеклассникам подготовиться к ГИА, углубив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.
- Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.
- Опробовать разработанные КИМы, оценить их структуру и содержание.
Программа курса платных образовательных услуг реализуется в групповой форме в соответствии с заключенными с родителями договорами на период с 02.10.2017г. по 28.04.2018г. Периодичность занятий – 2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения программы «За страницами русского языка»
В ходе занятий учащиеся должны:
- овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции 9-классников;
- научиться грамотно писать сжатое изложение, используя соответствующие приѐмы компрессии текста; владеть формами обработки информации исходного текста;
- писать сочинение на лингвистическую и свободную тему в разных жанрах и стилях речи;
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста,
- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в еѐ смысл;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
- уметь работать с бланками экзаменационной работы;
- сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Содержание программы
Введение. Структура КИМа и требования к экзамену. Система заданий. Анализ демоверсии 2018 года. Система подготовки.
Подготовка к написанию сжатого изложения. Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. Понятие о сочинении-рассуждении и его разновидностях: сочинение-доказательство, сочинение-размышление, сочинение-объяснение. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.
Подготовка к выполнению тестовых заданий. Анализ исходного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос.
Лексика. Прямое и переносное значение слова. Отработка умения определять значение слова в тексте.
Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. Синонимы.
Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З- С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- , Ы, И после приставок.
Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий.
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения.
Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях.
Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения.
Предложение. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении.
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении.
Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение.
Сложные предложения с разными видами связи.
Особенности устной части экзамена. Процедура экзамена. Спецификация КИМ. Структура заданий. Понятие об интервью, монологе, условном диалоге. Виды и способы действий. Критерии оценивания.
Тематическое планирование
№п/п | Наименование раздела, темы урока | Количество часов по программе |
1 | Введение | 2 |
2 | Подготовка к написанию изложения | 8 |
3 | Подготовка к написанию сочинения-рассуждения | 16 |
4 | Подготовка к выполнению тестовых заданий | 12 |
5 | Особенности устной части экзамена | 10 |
6 | Итоговая практическая работа. Анализ и оценивание | 2 |
Итого: | 50 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Раздел, тема урока | Количество часов | Дата |
1-2 | Структура КИМа и требования к экзамену. Система заданий. Анализ демоверсии 2018 года. Система подготовки. | 2 | |
3-4 | Подготовка к сжатому изложению. Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Практическая работа №1. | 2 | |
5-6 | Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Практическая работа №2. | 2 | |
7-8 | Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Практическая работа №3. | 2 | |
9-10 | Практическая работа №4: прослушивание текста, написание сжатого изложения, редактирование написанного. Анализ и оценка. | 2 | |
11-12 | Подготовка к сочинению-рассуждению. Понятие о сочинении-рассуждении и его разновидностях. Тема, идея, проблема текста. Практическая работа № 5. | 2 | |
13-14 | Сочинение-доказательство на основе приведенного высказывания ученого-лингвиста. Структура, особенности аргументации. Критерии оценивания. | 2 | |
15-16 | Сочинение-доказательство (задание 15.1) на основе приведенного высказывания ученого-лингвиста. Структура, способы введения аргументов. Практическая работа № 6. | 2 | |
17-18 | Сочинение-объяснение (задание 15.2) на основе приведенной из предложенного текста цитаты. Структура, особенности аргументации. Критерии оценивания. | 2 | |
19-20 | Сочинение-объяснение (задание 15.2) на основе приведенной из предложенного текста цитаты. Структура, способы введения аргументов. Практическая работа № 7. | 2 | |
21-22 | Сочинение-размышление (задание 15.3) на основе комментария лексического значения предложенного слова. Структура, особенности аргументации. Критерии оценивания. | 2 | |
23-24 | Сочинение-размышление (задание 15.3) на основе комментария лексического значения предложенного слова. Практическая работа № 8. | 2 | |
25-26 | Позиция автора. Собственная позиция. Аргументация. Практическая работа № 9. Редактирование написанного. Анализ и оценка. | 2 | |
27 | Подготовка к выполнению тестовых заданий. Анализ исходного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. | 1 | |
28 | Лексика. Прямое и переносное значение слова. Отработка умения определять значение слова в тексте. Практическая работа № 10. | 1 | |
29 | Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. Синонимы. Практическая работа № 11. | 1 | |
30-31 | Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З-С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- . Ы, И после приставок. Практическая работа № 12. | 2 | |
32-33 | Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. Практическая работа № 13. | 2 | |
34-35 | Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа № 14. | 2 | |
36 | Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа № 15. | 1 | |
37 | Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. Практическая работа № 16. | 1 | |
38 | Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. Практическая работа № 17. | 1 | |
39-40 | Особенности устной части экзамена. Процедура экзамена. Спецификация КИМ. Структура заданий. Выразительное чтение вслух и пересказ текста. Система оценивания. Практическая работа № 18. | 2 | |
41-42 | Понятие об интервью. Виды и способы действий. Практическая работа № 19. | 2 | |
43-44 | Монологическое высказывание на основе предложенной фотографии. Критерии оценивания. Практическая работа № 20. | 2 | |
45-46 | Условный диалог. Система вопросов, подготовка ответов. Критерии оценивания. Практическая работа № 21. | 2 | |
47-48 | Отработка практических навыков этапа «Говорение»: чтение и пересказ текста, условный диалог, интервью, монологическая речь. Анализ и оценивание. Практическая работа № 22. | 2 | |
49-50 | Итоговая практическая работа. Анализ и оценивание. | 2 |
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
- ГИА. 9 класс. Русский язык. Под редакцией Н.А.Сениной. Легион, Ростов-на-Дону, 2017.
- Долинина Т. А. . Готовимся к ГИА. Русский язык. 9 класс. М., Русское слово, 2010.
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс
- Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. М., Дрофа, 2007.
- Петровская С. С., И.Н.Черников. Диктанты по русскому языку. 9 класс. М.: Дрофа, 2007.
- 7. Л.М.Рыбченкова Л. М., В.Л.Скляров. Русский язык. Сборник текстов для изложений. М., дрофа, 2004.
- Н.А.Шапиро Н. А. Тексты для занятий по синтаксису в 9 классе. М.: Чистые пруды, 2006.
- ФИПИ. ОГЭ. Русский язык. 2017. Под редакцией И.П.Цыбулько. М., Национальное образование, 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Страницы истории" для учащихся 8-9 классов.
Командная игра, в ходе которой нужно вспомнить имена исторических личностей, события и факты отечественной истории....
Игра - викторина для начальных классов ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ РУССКОЙ ИСТОРИИ
Викторина способствует закреплению знаний учащихся в изучении истории русского народа....
Сценарий интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» на тему: «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ» для учащихся 7-8 классов.
Предлагаю вашему вниманию сценарий интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» на тему: «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ», проводимой в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы. Дан...
Рабочая программа математического кружка "За страницами учебника"для учащихся 6,7-х классов"
Внеклассная работа - одна из эффективных форм математического развития учащихся. Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы только обучению детей на уроке. Успех учителя в работе оп...
Программа математического кружка "За страницами учебника" для учащихся 8,9 классов
Внеклассная работа - одна из эффективных форм математического развития учащихся. Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы только обучению детей на уроке. Успех учителя в работе оп...
2017 Рабочая программа элективного курса по физике «За страницами учебника» для учащихся 10-11 классов
Все разделы программы курса по выбору «За страницами учебника» тесно связаны по структуре и по методическим идеям с основным курсом физики. Она способствует дальнейшему совершенствованию у...
Внеклассное мероприятие "По страницам русских народных сказок" для учащихся с ОВЗ.
Внеклассное мероприятие "По страницам русских народных сказок" разработано для учащихся 1 класса с ОВЗ , имеющих нарушение интеллекта....