Дополнительная образовательная программа «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА МАТЕМАТИКИ»
рабочая программа по алгебре (7 класс) по теме
Программа «За страницами учебника математике» строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха
Принцип динамики.
Принцип демократии.
Принцип доступности.
Принцип наглядности.
Принцип систематичности и последовательности.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Повышение уровня математической культуры, развитие математического мышления и творческой активности воспитанников.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- Совершенствование практических навыков решения разных типов задач;
- Формирование знаний о задачах олимпиадного уровня;
- Возможность реализации математических способностей.
Воспитательные:
- Привитие интереса к самостоятельной работе;
- Воспитание усидчивости, терпения, взаимопомощи, умения довести начатое дело до конца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma.doc | 216.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА МАТЕМАТИКИ»
Возраст детей 14 -15 лет
Срок реализации 2 года
Составитель:
Тумакова Елена Семеновна
учитель математики
2012г
ВВЕДЕНИЕ
Государственный образовательный стандарт определяет цель современного образования – воспитание компетентного выпускника, т.е. создание условия для оптимального развития способностей ребенка к дальнейшему самообразованию и совершенствованию. Она включает в себя сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмоционально чувственной сферы, социально-личностную адаптацию. Достижение поставленной цели возможно при овладении школьниками универсальными учебными действиями (умение учиться), основой этого является познавательная деятельность учащихся. Математика признана интеллектообразующим учебным предметом. Знания, умения и навыки, полученные школьниками на уроках математики, развиваются, расширяются, углубляются, находят практическое применение при хорошо организованной внеклассной работе, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
Для формирования социальных мотивов учения школьников важным для коллективной и групповой работы является наличие совместной деятельности школьников: выработка общей цели совместной работы, поиск способов выполнения. Резко возрастает инициатива школьников, число вопросов к учителю, товарищам, число контактов и разнообразных форм общения. Только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. Для формирования устойчивой положительной мотивации учебной деятельности очень важно, чтобы каждый ученик почувствовал себя субъектом учебно-воспитательного процесса. Понял, что этот процесс для него, что цели и задачи этого процесса его личные цели, что он играет в этом процессе активную и важную роль. Сегодня трудами многих поколений российских педагогов и психологов создана целостная система организации учебной деятельности, в том числе и математике.
Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего на «усвоение всей суммы знаний, которые выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.
Правильно поставленная и систематически проводимая внеклассная работа укрепляет математические знания учащихся, приобретенные ими на уроках, расширяет их математический и общий кругозор. На внеклассных занятиях происходит развитие информационных компетенций ученика.
Новые социальные ориентиры в системе образования проявились в различных направлениях: в построении системы непрерывного образования, в изменении ее структуры, в появлении форм альтернативного и вариативного образования, в обновлении содержания, в разработке новых подходов к определению результатов обучения и другие. Основная идея состоит в том, чтобы создать обучаемому оптимальные возможности получения образования желаемого уровня и характера в любой период его жизни.
Основной особенностью современного развития системы математического образования является ориентация на широкую дифференциацию обучения математики, позволяющую решить две задачи. С одной стороны – обеспечить базовую математическую подготовку, а с другой – сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, выявить и развить их математические способности, ориентировать на профессии, связанные с математикой, подготовить к обучению в ВУЗе. Практическая полезность дисциплины математика обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры реального мира.
Одним из основных направлений современной школы и системы дополнительного образования является усиление воспитывающей функции всего учебно-воспитательного процесса, дальнейшее обновление содержания, форм, методов обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами.
Математика давно стала языком науки и техники, в настоящее время все шире проникает в повседневную жизнь и обиходный язык, все более внедряется в традиционно далекие от нее области. Это предполагает наличие и конкретных математических знаний, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой. Область применения математики расширяется год от года. Человеческая деятельность во всем ее разнообразии достигает такого уровня развития, который требует применения точных методов мышления. Продолжается математизация общественных наук, совершенствуются математические модели социальных явлений, расширяется сфера применения вычислительной техники, в связи с этим уровень обучения школьников должен соответствовать потребностям современного общества, а это в свою очередь является реализацией одной из составных частей принципа научности.
В связи с этим обучение должно способствовать формированию у школьников взглядов, адекватных состоянию науки на данном этапе ее развития, поэтому есть смысл говорить об организации дополнительного математического образования.
Пояснительная записка.
Воспитание творческой активности обучающихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед педагогами дополнительного образования. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей обучающихся являются задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние математической подготовки детей, глубина усвоения учебного материала. Не случайно известный современный методист и математик Д. Пойа пишет: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». Решение нестандартных задач способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к математике.
Одним из основополагающих принципов новой концепции школьного образования является принцип приоритета развивающей функции обучения, заключающийся в том, что обучение каждого ребёнка должно быть ориентировано не на увеличение объёма информации, а на повышение интеллектуального и общекультурного развития обучающихся.
В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин естественнонаучного цикла, наблюдается тенденция к снижению познавательной преобразующей предметно-практической деятельности обучающихся. В связи с этим возникает потребность в создании комплексных программ, включающих одновременно несколько разделов образовательной области. Такие программы способствуют развитию интереса к предмету и служат переходным мостом от классной работы к внеклассной, хорошим материалом для выявления наиболее способных к математике детей.
Программа является межпредметной, так как проблемы
математического познания распространяются и на естественные науки.
Программа "За страницами учебника математики", носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основными приёмами решения задач, выходящих за рамки школьного курса математики. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального воспитания личности ребенка, профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации обучающихся. Вызывая интерес детей к предмету, программа способствует развитию математического кругозора, творческих способностей обучающихся, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества математической подготовки детей.
Следует отметить, что данная программа позволяет избежать монотонности в обучении, благодаря различным видам деятельности на занятиях.
Дополнительная образовательная программа разработана на основе типовых программ, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области "Математика". Материал курса не дублирует школьных программ, но позволяет взглянуть на школьную математику с более общих позиций и усмотреть единство предмета и метода математической науки, а также является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики. Поэтому важно не развивать в обучении те специальные методы, приёмы и навыки, которым обучают на уроках, а показать детям, как из материала школьного курса математики возникают общие концепции, обладающие теоретической и прикладной ценностью.
Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные и трудоёмкие приёмы решения задач, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении заданий.
Средний возраст обучающихся - 14-15 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление, развиваются познавательные умения и навыки. В этот период особенно важно как можно раньше определить сумеет ли ребёнок серьёзно заниматься математикой, есть ли у него к ней способности. Это важно по многим причинам, главная из которых заключается в том, что математика используется в самых разнообразных профессиях. Математика - предмет непростой, и определить свои способности к математике может каждый ребёнок, так как испытать себя в ней можно очень рано. Данная программа позволяет ребёнку определить свои способности к математике.
Программа «За страницами учебника математике» строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, презентации,
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Повышение уровня математической культуры, развитие математического мышления и творческой активности воспитанников.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- Совершенствование практических навыков решения разных типов задач;
- Формирование знаний о задачах олимпиадного уровня;
- Возможность реализации математических способностей.
Воспитательные:
- Привитие интереса к самостоятельной работе;
- Воспитание усидчивости, терпения, взаимопомощи, умения довести начатое дело до конца.
Развивающие:
Развитие логического мышления, математического кругозора;
Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе решения задач;
Разностороннее развитие детей;
Активизация познавательной и творческой деятельности.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения (136 часов). Программа разработана для учащихся 14-15 лет, количество детей в группе 12-15 человек. Режим работы объединения - 2 раза в неделю по 1 часу.
Программа рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования или во внеклассной работе общеобразовательных школ.
Формы подведения итогов и контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
- промежуточный – викторины, математические игры, занятия-зачеты, конкурсы по решению задач
- итоговый – общественный смотр знаний, тестовый контроль, творческие работы, защита проекта.
Конкурсы и викторины, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.
Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.
Общественный смотр знаний и олимпиады различного уровня являются одной из форм итогового контроля.
Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является тестовый контроль.
Данный курс не предполагает традиционных домашних заданий, но они не исключены для обучающихся, желающих совершенствовать свои знания и умения. Педагогу целесообразно подготовить комплект дополнительных карточек с заданиями разного уровня сложности для выдачи их на дом заинтересованным в этом детям.
На занятиях в объединении "За страницами учебника математики" основным дидактическим принципом является обучение в предметно-практической деятельности. Одним из способов организации учебной деятельности является упражнение, заключающееся в многократном выполнении необходимых действий.
В процессе реализации программы используются разнообразные виды деятельности: объяснительно-иллюстративная, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнения, решение различных типов задач, практические работы, проектная деятельность, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, применение ИКТ, занимательные «экскурсии» в область истории математики, неожиданное применение алгебры в практической жизни, других областях знаний.
С целью выявления уровней обученности предлагаются следующие методы обучения:
I уровень - репродуктивный (с помощью педагога);
II уровень - репродуктивный (без помощи педагога);
III уровень - продуктивный;
IV уровень - творческий.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Самым главным результатом данной программы является развитие интеллектуальных возможностей школьников и привитие стойкого интереса к предмету математике.
Дети прошедшие полный курс подготовки по данной программе обычно показывают хорошие результаты на олимпиадах по математики, легко без репетиторов поступают в математические школы и классы, а затем и в хорошие технические ВУЗы.
после первого года обучения должны приобрести навыки решения логических задач, задач с элементами комбинаторики; научиться решать нестандартные задачи различными способами, уметь их оформлять; научиться использовать свой творческий потенциал; оформлять работы; доказывать свою точку зрения, получить представление об истории возникновения математической науки, улучшить вычислительные навыки и навыки работы с процентами, учащиеся получат навыки самостоятельной и творческой работы с дополнительной математической литературой, навыки решения логических и олимпиадных задач; расширить кругозор; научиться составлять диаграммы, таблицы, схемы для решения задач, учащиеся должны иметь представления о различных системах исчисления и о пространственных фигурах,
после второго года обучения учащиеся должны приобрести навыки рационального решения задач; научиться анализировать, сопоставлять данные; расширить сведения о математике и необходимости ее изучения, поиск различных способов и методов решения систем уравнений, умение выступать перед аудиторией с подготовленными сообщениями, учащиеся должны распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
Большое внимание уделяется решению логических, олимпиадных задач, задачам на числа, дроби, проценты, уделяется внимание истории развития математики, математическим играм, фокусам, софизмам. Учащиеся знакомятся с биографиями великих математиков, их высказываниями, решают занимательные задачи.
Для определения качества образования и развития детей мы используем различные мероприятия для фиксации промежуточного и конечного результата:
- промежуточная рейтинговая система (открытая или закрытая, в зависимости от уровня группы);
- успехи выступления на олимпиадах (дипломы, грамоты и похвальные листы)
- итоговые зачеты по каждому году обучения (годовая олимпиада);
- награждение «Дипломами» в различных математических викторинах, боях, фестивалях и т.д.
Предполагаемый результат:
1. Участие в олимпиадах по математике различного уровня.
2. Участие в « Математическом марафоне» (8 класс).
3. Участие в международной олимпиаде Кенгуру.
Образовательная деятельность:
Образовательная деятельность включает следующие направления работы:
- Математическое (освоение теоретических знаний, решение задач различной сложности);
- Компьютерное (умение работать на компьютере пользователем)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Общее кккккккккол-во часов | В том числе: | |
Теор. | Практ. | |||
1год обучения | ||||
ТЕМА1 Из истории математики7ч | ||||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2-3 | Экскурсия в историю математики. тематики | 2 | 2 | - |
4-5 | Недесятичные системы счисления | 2 | 1 | 1 |
6-7 | Запись цифр и чисел у других народов | 2 | 1 | 1 |
ТЕМА 2 Математические игры и головоломки12ч | ||||
8 | Математические головоломки и игры | 1 | 1 | |
9-10 | Математические закономерности | 2 | 1 | 1 |
11-12 | Магический квадрат | 2 | 1 | 1 |
13-14 | Числовые головоломки | 2 | 2 | |
15-16 | Арифметические ребусы | 2 | 2 | |
17-18 | Задачи на разрезание и перекраивание фигур | 2 | 2 | |
19 | Арифметическая викторина | 1 | 1 | |
ТЕМА3 Логические задачи, их типы и особенности 38ч | ||||
20-21 | Учитесь правильно рассуждать | 2 | 1 | 1 |
22-23 | Четность | 2 | 1 | 1 |
24-25 | Инварианты | 2 | 1 | 1 |
26-27 | Раскраски | 2 | 1 | 1 |
29-29 | Принцип Дирихле | 2 | 1 | 1 |
30-31 | Верные и неверные высказывания | 2 | 1 | 1 |
32-33 | Обратная и противоположная теоремы | 2 | 1 | 1 |
34-35 | Математические софизмы | 2 | 1 | 1 |
36-37 | Как научиться решать задачи | 2 | 1 | 1 |
38-39 | Задачи, решаемые с конца | 2 | 1 | 1 |
40-44 | Решение задач повышенной трудности | 5 | 5 | |
45-46 | Взвешивания | 2 | 1 | 1 |
47-48 | Переливания | 2 | 1 | 1 |
49-50 | Задачи со спичками | 2 | 2 | |
51-52 | Задачи в сказках, рассказах и стихах | 2 | 2 | |
53-54 | Задачи мудрецов | 2 | 2 | |
55-56 | Старинные задачи | 2 | 2 | |
57 | Игра «Умники и умницы» | 1 | - | 1 |
ТЕМА4Занимательные проценты11ч | ||||
58 | Что мы знаем о процентах | 1 | 1 | |
59-60 | Три основные задачи на проценты | 2 | 1 | 1 |
61-63 | Задачи на концентрацию (растворы, сплавы и др.) | 3 | 3 | |
64-65 | Задачи на сложные проценты. | 2 | 2 | |
66-67 | Занимательные задачи на проценты. | 2 | 2 | |
68 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
2 год обучения | ||||
ТЕМА1Линейные уравнения и системы линейных уравнений20ч . | ||||
69-70 | Линейные диофантовы уравнения | 2 | 1 | 1 |
71 | Из истории решения систем уравнений | 1 | 1 | |
72 | Линейные уравнения как важнейшее математическое средство при моделировании многих реальных объектов и явлений | 1 | 1 | |
73-74 | Решение систем методом подстановки. | 2 | 2 | |
75-76 | Геометрические приемы решения систем уравнений | 2 | 1 | 1 |
77-78 | Метод Крамера или метод определителей | 2 | ||
79-80 | Метод исключения неизвестных (метод Гаусса) | 2 | ||
81-82 | Системы симметричных уравнений | 2 | 1 | |
83-84 | Системы линейных уравнений с параметрами. | 2 | 2 | |
85-86 | Решение задач на составление уравнений | 2 | 2 | |
87-88 | Решение задач на составление систем уравнений | 2 | 2 | |
ТЕМА2 Страницы геометрии11ч
| ||||
89 | Из истории развития геометрии | 1 | 1 | |
90 | Геометрические фигуры и их свойства | 1 | 1 | |
91 | Площади | 1 | 1 | |
92 | Измерение сыпучих тел | 1 | 1 | |
93 | Измерение объёма жидкости | 1 | 1 | |
94-95 | Решение геометрических задач практическим содержанием | 2 | 2 | |
96-97 | Решение старинных задач | 2 | 2 | |
98-99 | Решения задач различных типов и различными методами. | 2 | 2 | |
ТЕМА3 Круги Эйлера, элементы комбинаторики и теории вероятностей17ч | ||||
100 | Круги Эйлера | 1 | 1 | |
101 | Комбинации | 1 | 1 | |
102 | Дерево возможных вариантов | 1 | 1 | |
103 | Достоверные, невозможные и случайные события | 1 | 1 | |
104-105 | Элементы комбинаторики, вероятности и статистики | 2 | 1 | 1 |
106-107 | Различные подходы к вычислению вероятности события | 2 | 1 | 1 |
108-109 | Решение задач по комбинаторики и теории вероятности | 2 | 2 | |
110-111 | Решение логических задач с использованием кругов Эйлера | 2 | 2 | |
112-113 | Решение задач, связанных с подсчетом количества вариантов | 2 | 2 | |
114-116 | Занимательные комбинаторные задачи | 3 | 3 | |
ТЕМА4Решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности. 20ч | ||||
117-118 | Разбор сложных, нестандартных задач | 2 | 1 | 1 |
119-120 | Особенности анализа условия, приемов решения и оформления олимпиадных задач | 2 | 1 | 1 |
121-123 | Приемы и подходы к решению задач на поиск закономерностей. | 3 | 1 | 2 |
124-126 | Решение олимпиадных задач по теории вероятности | 3 | 3 | |
127-130 | Решении вычислительных и логических задач | 4 | 4 | |
131-133 | Математические софизмы, фокусы и головоломки. | 3 | 1 | 2 |
134-135 | Решение олимпиадных задач прошлых лет | 2 | 2 | |
136 | Итоговое занятие | 1 | ||
ИТОГО: | 136 | 38 | 98 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения.
ТЕМА 1. Из истории математики
Теория: Счет у первобытных людей; числа разных народов; в мире больших чисел, метрическая система мер; происхождение математических знаков; старинные меры длины. Цифры и числа. Запись цифр у разных народов. Числа-великаны. Натуральные числа. Некоторые виды натуральных чисел и их свойства. Построение математиками фигурных чисел. Как возникла арифметика. Происхождение арифметических действий. Из истории возникновения нуля. Почему на нуль делить нельзя? Интересные арифметические упражнения. Интересные приёмы устных и письменных вычислений. Особенности быстрого арифметического счёта. Один из старинных способов вычисления на пальцах. Сложение нескольких последовательных чисел натурального ряда. Вычисления посредством таблиц. Вспомогательные средства вычислений. Простейшие электронные и счётные приборы, их историческое значение. Весёлый счёт.
Практика. Решение задач и примеров с использованием различных
систем счисления, старинных мер длины. Составление задач и примеров
с использованием данного теоретического материала.
Решение примеров и задач с использованием приемов устного счета.
Игра «Не собьюсь».
Форма проведения занятий – лекция, практикум
Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.
Дидактический материал: видеофильмы, презентации
Форма подведения итогов: тест, беседа.
ТЕМА2 Математические игры и головоломки.
Теория. Классификация математических головоломок. Разнообразные приемы их разгадывания. Арифметические закономерности. Задания на восстановление чисел и цифр в арифметических записях. Нахождение арифметических действий в зашифрованных действиях. Волшебные квадраты. Арифметические фокусы. Арифметические игры и головоломки Геометрические иллюзии, фокус «Продень монетку», геометрическая смесь, геометрия на клетчатой бумаге, разрезание на равные части, игры с пентамино, задачи со спичками ; геометрия в пространстве. Геометрические путешествия. Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги. Задачи на разрезание. Простейшие многогранники (прямоугольный параллелепипед, куб), изготовление моделей простейших многогранников.
Практика. Разгадывание головоломок. Танграм, лабиринты, оригами.
Как играть, чтобы не проиграть. Игры: «Не собьюсь», пословицы и
поговорки с числительными, «Математические понятия»,
«Перекладывание карточек», «Буриме» с числами, «Попробуй
сосчитай»
Решение задач с использованием геометрического материала. Простейшие задачи прикладного характера. Геометрические соревнования.
Форма проведения занятий – лекция, практикум
Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.
Дидактический материал: видеофильмы, презентации
Форма подведения итогов: тест, беседа.
ТЕМА3Логические задачи, их типы и особенности. Теория. Виды логических задач: задачи на внимание; задачи-шутки, задачи на сравнение, задачи на взвешивание, задачи на переливание, задачи на движение, задачи со спичками. Использование таблиц при решении логических задач. Принцип Дирихле. Особенности анализа условия, приемов решения и оформления олимпиадных задач. Математические задачи-загадки античных времен. Старинные занимательные истории по математике. Занимательные задачи. Задачи математического содержания на основе народных сказок. Некоторые задачи русских писателей.
Практика. Решение логических задач. Решение задач с использованием Принципа Дирихле. Решение различных олимпиадных задач. Разбор олимпиадных задач прошлых лет, подготовка к школьной и районной олимпиадам.
Форма проведения занятий – лекция, практикум
Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.
Дидактический материал: видеофильмы, презентации
Форма подведения итогов: тест, беседа.
ТЕМА4 Занимательные проценты.
Теория. Что мы знаем о процентах. Три основные задачи на проценты. Задачи на концентрацию (растворы, сплавы и др.) Задачи на сложные проценты.
Практика. Занимательные задачи на проценты.
Форма проведения занятий –
Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.
Дидактический материал: видеофильмы, презентации
Форма подведения итогов: тест, беседа.
Второй год обучения.
ТЕМА1Линейные уравнения , системы линейных уравнений и
и методы их решения.
Теория. Линейные диофантовы уравнения. Из истории решения систем уравнения. Линейные уравнения как важнейшее математическое средство при моделировании многих реальных объектов и явлений.
Углубленное изучение линейных уравнений и их систем позволит подготовиться к восприятию более сложных математических понятий, развить навыки математического моделирования
Системы линейных уравнений как математические модели геометрических образов, реальных процессов, задач с реальной основой.
Решение систем методом подстановки. Геометрические приемы решения систем уравнений. Метод Крамера или метод определителей. Метод исключения неизвестных (метод Гаусса) . Системы симметричных уравнений. Системы линейных уравнений с параметрами.
Практика. Решение задач на составление уравнений, систем уравнений. , усовершенствовать умение решать трудные задачи.
Форма проведения занятий – лекция, практикум
Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.
Дидактический материал: видеофильмы, презентации
Форма подведения итогов: тест, беседа.
ТЕМА 2 Страницы геометрии
Теория. Геометрические фигуры: угол, треугольник, круг, окружность, прямоугольник, многоугольники. Свойства фигур. Площади. Старинные меры длины. Возникновение мер площадей. Единицы измерения площадей. Измерение сыпучих тел. Измерение объёма жидкости. Единицы измерения сыпучих и жидких тел. Из истории развития геометрии.(«Начала» Евклида, геометрия Н.И. Лобачевского).
Практика. Решение геометрических задач. Задачи с практическим содержанием. Решение задач на нахождение площадей. Нахождение площадей различных земельных участков. Составление плана квартиры и нахождение её площади. Диаграммы в повседневной жизни. . Решение старинных задач (задачи Вавилона, Д.Александрийского, Н. Тартальи, Л.Н.Толстого, Наполеона).
Формирование конструктивных навыков, развитие умений рассуждать и обосновывать свои построения и конструкции. Построение фигур с помощью циркуля и линейки.
Решения задач различных типов и различными методами.
Форма проведения занятий – лекция, практикум
Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.
Дидактический материал: видеофильмы, презентации
Форма подведения итогов: тест, беседа.
ТЕМА3Круги Эйлера, элементы комбинаторики и теории вероятностей. Теория. Круги Эйлера. Комбинации. Дерево возможных вариантов. Достоверные, невозможные и случайные события
Элементы комбинаторики, вероятности и статистики. Различные подходы к вычислению вероятности события: классический, основанный на подсчёте количества равновозможных исходов опыта; статистический, позволяющий делать выводы на основании результатов большого количества проведенных экспериментов.
Практика. Решение задач по комбинаторики и теории вероятности. Решение логических задач с использованием кругов Эйлера. Решение задач, связанных с подсчетом количества вариантов выбора некоторого числа элементов из заданной совокупности
Форма проведения занятий – лекция, практикум
Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.
Дидактический материал: видеофильмы, презентации
Форма подведения итогов: тест, беседа.
ТЕМА4 Решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности. Теория .Разбор сложных, нестандартных задач. Особенности анализа условия, приемов решения и оформления олимпиадных задач. Приемы и подходы к решению задач на поиск закономерностей.
Элементы комбинаторики (перестановки, размещение, факториал). Решение олимпиадных задач по теории вероятности.
Практика. Решение задач повышенной сложности. Решение различных олимпиадных задач. Разбор олимпиадных задач прошлых лет, подготовка к школьной и районной олимпиадам. Поиск закономерностей при решении вычислительных и логических задач. Шифровки. Разбор олимпиадных задач, задач интеллектуального марафона.
Математические софизмы, фокусы и головоломки. Демонстрация математических фокусов и софизмов. Топологические головоломки. Исчезновение фигур. Головоломки с отвлеченными числами.
Отгадывание математической идеи фокусов и софизмов.
Форма проведения занятий – практикум
Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.
Дидактический материал: видеофильмы, презентации
Форма подведения итогов: тест, беседа.
Итоговое занятие -Творческий отчет. Ребусы, задачи, кроссворды по математике. Оформление работ.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Материально-технические условия реализации программы и дидактический материал:
Для проведения занятий математического объединения необходимо наличие:
- кабинета;
- ТСО;
- компьютера;
- мультимедийного проектора;
- экрана;
- чертежного инструмента.
- Инструменты и вспомогательные приспособления: весы без гирь, весы с гирями, микрокалькулятор, спички, карандаши, краски, циркуль, треугольник, транспортир, линейка.
- Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы: таблицы "Рациональные приёмы вычисления", «Простейшие приближённые формулы», «Решение уравнений в целых числах»; числовые ребусы; разработки интеллектуальных игр «Счастливый случай», «Умники и умницы»; презентация журнала «Математическая шкатулка»; дидактические карточки.
Рекомендуемая литература для учителя:
- Алтынов ПИ., Звавич ЛИ Математика 700 задач. Дрофа, 1999.
- Банк М.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1971.
- Брадис В. М. и др. Ошибки в математических рассуждениях. Пособие для учителей. М., «Просвещение» 1987.
- Гусева И.Л., Пушкин С.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Интеллект-центр. М., 2006.
- Германович П. Ю. Математические викторины. М, Учпедгиз, 1957.
- Газеты «Математика», приложение к «1 сентября».
- Журналы «Математика в школе»
- Максимовская М.А., Пчелинцев Ф.А. Тесты по математике. Олимп. 1999.
- Никитин В. В. Сборник логических упражнений. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1970
7. Саранцев Г. И. Обучение математическим доказательствам в школе.
Книга для учителя. М., «Просвещение», 2000. 8.Фукс Д. Б., Гавронский А. Л. Задачи по математике для внекласснойработы в 6 - 8 классах. Пособие для учителей. М., МИРОС, 1993.
Рекомендуемая литература для учеников:
- Гарднер Мартин. Математические чудеса и тайны. Математические фокусы и головоломки. М., «Наука», 1964.
- Германович П. Ю. Вопросы и задачи на соображение. М., Учпедгиз. 1987. З.Германович П. Ю. Сборник задач по математике на соображение. М.,
Учпедгиз. 1960.
- Глейзер Г. П. История математики в школе. 7 - 8 кл. М.,»Просвещение», 1982.
- Кострикина Н. П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 кл. М., «Просвещение», 1991.
6. Нагибин Ф. Ф., Канин Е. С. Математическая шкатулка. Пособие для
учащихся 5-8 кл. М., «Просвещение» 1988.
- Перельман^. И. Занимательная алгебра. М. - Л. ГИТТЛ. 1990.
- Перельман Я. И. Занимательная геометрия. М. - Л. ГИТТЛ. 1998.
- Проценты. Методическая разработка для учащихся заочного отделения МММФ.
- Ю.Фридман Л. М. Учись учиться математике. Книга для учащихся.
М., «Просвещение». 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей "За страницами учебника математики" (9 класс)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙестественно - научной направленности«За страницами учебника математики»Срок реализации: 1 год.Возраст обучающихс...
Образовательная программа дополнительного образования детей «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКОВ МАТЕМАТИКИ»
Программа «За страницами учебников математики» составлена на основе программы факультативного курса по математике для средней общеобразовательной школы и имеет естественно-научную на...
Дополнительная общеобразовательная программа "Репетитор" (За страницами учебника математики)
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся 8-12 лет и рассчитана на два года обучения....
Рабочая программа "За страницами учебника математики" 9 класс
Данную рабочую программу можно использовать для кружковой работы, факльтативных занятий и элективного курса...
Дополнительная общеобразовательная ПРОГРАММА по курсу «За страницами учебника математики»
Региональный предмет «Практикум по решению задач по математике (10 класс) –составная часть математической подготовки учащихся средней школы. Он направлен на повышение как мировоззренческой, так и обще...
Программа "За страницами учебника математики"
По представленной программе функционирует творческое объединение Дома детского творчества Дигорского района....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ГЕОГРАФИИ»
АННОТАЦИЯк дополнительной общеразвивающей программе «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ГЕОГРАФИИ» Направле...