урок по теме "Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина - синтез творчества писателя"
план-конспект урока (10 класс)

на уроке расскрывается художественое своеобразие сказок, прослеживается связь традий русской сатиры с современностью, проводится синтез творчества писателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл saltykov_-_shchedrin_2022.docx16.27 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ          «АМУРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Открытый урок литературы в Л-7 группе

1 курс

Тема: «Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – синтез творчества писателя»

Выполнила: преподаватель
русского языка и литературы
Карнаухова И.В.

Свободный, 2022 г.

Тема: «Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – синтез творчества писателя»

Тип урока: комбинированный урок

Цели:

  1. Раскрыть художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина.
  2. Проследить связь традиций русской сатиры Салтыкова-Щедрина с современностью.
  3. Дать оценку процессам и явлениям, характерным для того или иного времени.

Задачи:

  1. Закреплять навыки самостоятельной работы с художественным текстом.
  2. Развивать аналитические способности обучающихся.
  3. Прививать любовь к чтению художественной литературы.

Эпиграф к уроку:  

«В каждом порядочном человеке

                                                           русской земли Щедрин имеет

                                                               глубокого почитателя».

Н.Г. Чернышевский

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Сообщение темы и целей урока (слайд № 1, 2)

  1. Повторение.
  1. Какие формы смеха вы знаете?
  2. Каковы основные отличия юмора от сатиры?
  3. Почему сказки Салтыкова-Щедрина злободневны?
  4. Блиц опрос «не прерви цепочку» (вопросы задают обучающиеся друг другу).
  1. Словарная работа.
  1. Какие сатирические приемы вы знаете? Дать определение.

- гипербола;

- гротеск;

- эзопов язык. (слайд № 5)

  1. Объяснение нового материала.
  1. Дать определение слову «синтез».
  2. Немецкий философ Гегель сказал: «Восток и запад есть в каждой вещи». Как вы понимаете эту фразу?
  3. У каждого человека на подсознательном уровне существует стремление к анализу. Согласны ли вы с этим мнением?
  1. Закрепление.
  1. Сказка - малая энциклопедия сатиры Салтыкова-Щедрина.
  2. Какие группы сказок вы знаете?
  3. Кого высмеивает сатирик в своих сказках?
  4. Выполнение практической работы «угадай сказку». (слайд № 7-10)
  1. Подведение итогов.
  1. «Мышление под прямым углом» (слайд № 11)
  2. «Фишбоун» (слайд № 12)
  1. Домашнее задание.

Написать аннотацию сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина (по выбору).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)

Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...

План-конспект урока по литературе «Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина как синтез его творчества».

Данный конспект урока предназначен для учителей, работающих в 10 классе. В  разработке урока содержится материал, который знакомит учащихся с биографией писателя, а также анализ некоторых ск...

Методическая разработка. Урок по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина "В некотором царстве, в сказочном государстве..."

Литературная игра "Внекотором царстве, в сказочном государстве..." позволит более тесно соприкоснуться с творчеством М.Е. С-Щедрина, с его биографией, расширить литературный словарь. Ребята знакомятся...

Уроки по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина с компьютерной презентацией

Данная работа представляет собой разработки двух уроков по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина и компьютерную презентацию. Основа уроков - изложение нового и закрепление изученного материала, иллюстрироемо...

Учебно-методические материалы для организации итогового урока по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил"

Работа на уроке проходит в творческих группах или в формате веб-квеста. Каждая группа получает собственное задание, предполагающее работу с текстом, анализ собранных материалов, формулировку вывода ил...

Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности»

Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности» На данную тему отводится 2 учебных часа. Тип урока: урок комбинированный. Вид урока: урок-исследование....

Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности»

Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности» На данную тему отводится 2 учебных часа. Тип урока: урок комбинированный. Вид урока: урок-исследование....