Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Гончарова Светлана Николаевна

 

Цели урока:

1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.

2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.

3. Воспитывать нравственные качества учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_skazke_saltykova-shchedrina_propala_sovest.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

«Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)

Цели урока:

1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.

2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.

3. Воспитывать нравственные качества учащихся.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

Совесть - когтистый зверь, скребущий сердце,

Совесть – незваный гость, докучный собеседник,

Заимодавец грубый, эта ведьма…

А.С.Пушкин «Скупой рыцарь»

- Какое слово в этом отрывке из поэмы А.С.Пушкина является ключевым? (Совесть)

- Оно сегодня и будет в центре нашего разговора на уроке.

2. Постановка цели и задач, формулировка темы урока.

Нужна ли человеку совесть или нет? Где ей место? На полу в узелке или в душе человека? Нужна ли она обществу в целом и отдельному человеку в частности? Это круг вопросов, на которые мы попытаемся ответить сегодня на уроке.

Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня? (запись числа и темы урока в тетрадь)

3. Лексическая работа

Ребятам предварительно было дано задание провести исследование слова «совесть» с разных аспектов: лексического, словообразовательного, этимологического.

1 группа- объясните лексическое значение слова «совесть» (словари В.И.Даля и С.И.Ожегова)

- Какое из этих толкований более точно определяет суть слова?

- Запишите определение слова «совесть» в тетрадь.

2 группа – работа со словом «совесть» по этимологическому и словообразовательному словарям.

4.Работа с текстом.

         Итак, совесть и человек. Поразмышляем над проблематикой сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».

Задание: по ходу работы с этой сказкой вы должны будете в тетради заполнять таблицу, выписывая в столбик слова и словосочетания.

Герои сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

с совестью    

без совести

Чтение начала сказки (1, 2 абзац)

- Какие слова в первом абзаце часто повторяет автор? Почему? ( «по- старому», «ничто»)

- Как меняются люди, потеряв совесть? (заполнение таблицы)

- С кем и с чем сравнивает писатель совесть? Какие слова для неё подбирает? О чем это говорит? («надоедливая приживалка», «последнее иго», «негодная ветошь», «вопиющее безобразие», «бедная изгнанница», «несчастная находка»).

- Почему же совесть несчастна? Может потому, что у неё нет хозяина? А если хозяин появится, сумеет ли она сделать его счастливым? Итак, совесть поднял горький пьяница, затем он всучил её хозяину кабака, жена которого затем подсовывает совесть квартальному надзирателю. В конце концов совесть очутилась у богатого банкира.

        Ребятам было дано опережающее задание проследить за изменениями, происходящими в человеке, к которому попала совесть.

Совесть появилась у

1 группа - Горького пьяницы

2 группа – Хозяина кабака, торгующего спиртным

3 группа – Квартального надзирателя

4 группа – Очень скупого и богатого финансиста, банкира

- Стало ли жить героям М.Е.Салтыкова-Щедрина с совестью легшее и лучше?

- Обратимся к таблице, которую вы заполняли по ходу урока.

Вывод: совесть стала людям в тягость, она мучила их.  « …лютейшая всех горесть –это горесть внезапно обретенной совести». Попытки человека стать лучше воспринимаются как болезнь, осуждаются обществом.

Обратимся к заключительной части сказки.

Чтение эпизода « И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть….» до «… ты никому не нужна».

- Найдите фразу, которая является итогом мытарств совести.

Обратимся к финалу произведения (чтение)

- Почему совесть просит отыскать для нее «маленькое русское дитя» и поселить её в его

сердце? В чём символический смысл финала?  

  ( Салтыков – Щедрин надеется, что молодое поколение не бросит совесть как негодную ветошь, не попытается от совести избавиться, а с его помощью выйдет она в люди.)

- Оправдались ли надежды великого сатирика? Стала ли совесть сильной и всеобъемлющей настолько, чтобы победить «все неправды, коварства и насилия»?

5. Диспут на тему «Нужна ли совесть сегодня? Современна ли она?

(рассуждения ребят)

Вывод: Совесть всегда современна, так как она помогает очистить свою душу. С совестью жить трудно, порой горько, порой больно, но в то же время и легко, и светло, ведь не надо тогда стыдиться перед самим собой, хорошим, который живет внутри каждого из нас. Совесть нужна каждому человеку для развития   его души , и если она на время куда-то пропадёт, выпадет из души, надо срочно вешать объявление:

Пропала совесть!!!

Особые приметы: чистая, честная, принципиальная, порядочная, рассудительная и мудрая. Нашедшего просим вернуть за большое вознаграждение.

6. Домашнее задание.

Написать завершение сказки «Пропала совесть» в писательской манере М.Е. Салтыкова- Щедрина или сочинение- рассуждение «Современна ли совесть?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интервью у литературных героев (По сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина для учащихся 7 класса)

 Кто из вас хочет побыть генералом? А помещи­ком? А на должность крестьянина-труженика есть желающие?Ведущий приглашает для участия в конкурсе по одному игроку от каждой команды и предлагает ребятам, ...

Урок литературы в 10 классе "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на Воеводстве" и "Орел - меценат"

Урок литературы в 10 классе  с применением компьютера и интерактивной доски по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Ор...

«Образ героя в сказке М.Е. Салтыкова – Щедрина» «Премудрый пескарь «.

В системе школьного литературного образования большую роль играют занятия внеклассного чтения. На них учащиеся знакомятся с произведениями, выходящими за рамки школьного учебника, что способству...

Разработка урока творчества- создание фанфика по сказке М. Е. Салтыкова - Щедрина "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Предложенная разработка урока литературы - пример СОТВОРЧЕСТВА учащихся и учителя. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь  при изменении роли ученика, который должен стать активн...

Уроки по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина с компьютерной презентацией

Данная работа представляет собой разработки двух уроков по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина и компьютерную презентацию. Основа уроков - изложение нового и закрепление изученного материала, иллюстрироемо...

Поговорим о совести (на основе сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»)

Это второй урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». Тип урока: комбинированный, групповая работа.Вид урока: исследование, урок-практикум.Методические приёмы:...

Учебно-методические материалы для организации итогового урока по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил"

Работа на уроке проходит в творческих группах или в формате веб-квеста. Каждая группа получает собственное задание, предполагающее работу с текстом, анализ собранных материалов, формулировку вывода ил...