План-конспект урока по литературе «Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина как синтез его творчества».
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Осянина Ольга Геннадьевна

Данный конспект урока предназначен для учителей, работающих в 10 классе. В  разработке урока содержится материал, который знакомит учащихся с биографией писателя, а также анализ некоторых сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_po_literature.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект урока литературы

Тема: «Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина как синтез его творчества».
Задачи:
 
Обучающие, формирование регулятивных УУД: 
- Выяснить причины обращения писателя к сказкам, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр;
- выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность;
- повторить значение литературных терминов («гротеск», «эзопов язык», «сарказм», «ирония», «литота» и другие)
Развивающие, формирование познавательных УУД: 
- развивать умение анализировать сказки;
- вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер;
- учить диалогу, умению работать в группе.
Воспитательные, формирование личностных УУД: 
- формировать коммуникативную компетентность в общении со взрослыми и сверстниками;

- определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках.
Тип урока - комбинированный
Форма урока урок - анализ
Оборудование:
1. Портрет писателя.
2 .Выставка популярных изданий щедринских произведений.
З. Высказывания современников о сатирике.
 
Эпиграф к уроку:
                                                       Сказки могучи по своей мысли, забавны и                                                                            

                                                      вместе с тем трагичны по своему ехидству,

                                                        очаровывают своим языковым        

                                                         совершенством.
                                                                                         А.В. Луначарский.
                                                     

                                                     Ход урока

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся.
    Сегодня мы продолжим изучение творчества М.Е Салтыкова-Щедрина и поговорим о его сказках. Какие слова в эпиграфе вы выделили бы логическим ударение? Почему?
    2. Проверка д/з:
    Предварительное д/задание.
    1. Из биографии писателя. Устно подготовить ответ на вопрос: какие факты
    биографии сатирика повлияли на формирование его мировоззрения?
    2. Прочитать сказки «Премудрый пискарь», «Дикий помещик».
    З. Подготовиться к инсценированию.                                                                                  
    З. Опрос по вопросам домашнего задания.
    - Какие факты биографии Салтыкова-Щедрина повлияли на
    формирование его мировоззрения?
    (Его детство на «лоне крепостного права», помещичьего произвола и семейного деспотизма. Вот что вспоминает писатель о своем детстве: «Я видел глаза, которые ничего не могли выражать, кроме испуга, я слышал вопли, которые раздирали сердце. В царстве испуга, физического страдания и желудочного деспотизма нет ни одной подробности, которая бы минула меня, которая в своё время не причинила бы мне боли»).
    - Сообщение ученика:
    - Каким человеком представляется вам Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин писатель-сатирик, критик и публицист?
    (Салтыков-Щедрин
    человек необычной работоспособности. Работа для него - непреодолимая потребность. «Он не мог не писать: ни  какие- нибудь дела, ни усталость и желание отдохнуть, ни знакомства и отношения, ни даже сама болезнь не могли удержать его от этого.., он садился к письменному столу и писал своим сжатым почерком «страничку другую», сколько мог»)
    (Салтыков
    - Щедрин представляется мне прямолинейным, настойчивым, умеющим сказать своё веское слово в защиту интересов русского мужика. Не случайно он вызвал ненависть официальных кругов России, которые называли его «вице-Робеспьером». Щедрин- создатель сатирических произведений.)
    - Как вы понимаете слово «сатира»? (Сатира - обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде. Сатирик в сущности тот же врач. Медик ищет способы оздоровления человеческого организма, а сатирик определяет диагноз «социально-классовых болезней», которые обнаруживают себя в человеческих характерах и отношениях.)
    Физиолог И. М. Сеченов называет Салтыкова-Щедрина «всеми уважаемым диагностом наших общественных зол и недугов».

4. Слово учителя. 
М. Е. Салтыкова-Щедрина всегда привлекали сказки своим юмором, осуждением зла, лени и трусости, прославлением добра, благородства. Еще в 1869 г. Щедрин написал три сказки («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть»).      

5.Инсценирование. 
1. Эпизод из сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» в исполнении 2 учащихся «
 двух генералов».
(Со слов «Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился,
- вижу, будто живу я на необитаемом острове...» до слов «С нами крестная сила! Ведь этак мы друг друга съедим! И так мы попали сюда! Кто тот элодей, который над нами такую штуку сыграл!».)
2.Эпизод из сказки «Дикий помещик». Ученик в роли «одичавшего помещика».
«Кши...
- бросился он на мышонка...»                                                                            Нет, лучше совсем одичаю, лучше пусть буду с дикими зверьми по лесам скитаться, но да скажет никто, что российский дворянин... от принципов отступил!»
- Учитель: Вот вы и вспомнили героев щедринских сказок.
В 80-е годы 19 века Салтыков-Щедрин за короткий срок создал книгу сказок (около 30). «Голова до сих пор полна... между прочим, сказками... Надобно отказаться от этой книги, которая не повредила бы  
. .»- писал сатирик.
В 80-е годы «разгул» реакции, цензурные гонения, закрыты «Отечественные записки». У писателя, по его словам, «отняли, скомкали и запечатали душу». Обращение Щедрина к сказкам нельзя объяснить только произволом цензуры, более важными оказались содержательные возможности сказок.
Сказки были напечатаны с многозначительным подзаголовком «для детей изрядного возраста» один из цензоров сказал : «То, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки
та же сатира, и сатира едкая... направленная против общественного и политического нашего устройства». Многие сказки так и не появились в печати при жизни писателя.
Запись в тетрадях:
«Сказки (для детей изрядного возраста)»
- итог многолетних жизненных наблюдений Салтыкова-Щедрина, итог его творческого пути.
6. Основные темы сказок. (Запись на доске.)
1. Народ и самодержавие («Медведь на воеводстве», Орел-меценат», «Сказка о ретивом начальнике».). 
2.
Народ и господствующие классы. («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»).
3. Народ и буржуазная обывательская интеллигенция («Премудрый
пискарь», «Либерал», «Карась-идеалист», «Вяленая вобла»).
7.
Работа над литературными терминами.
Вопросы:
- Вспомните, что такое «гротеск». Приведите примеры гротеска из известных
произведений Щедрина.
- Как вы понимаете смысл слов «сатира», «эзопов язык»?                                               -Что такое «фантастика», «пародия», «ирония», «сарказм», «литота»?   Фантастика - несуществующее в действительности, выдуманное.
Преувеличивая или преуменьшая, выдумывая неожиданное сочетание деталей, сатирик выявляет скрытые в обыденной жизни пороки и делает их в то же время смешными.
Пародия - произведение, подражающее другому произведению, автору или течению с целью их осмеяния. Пародия состоит в «передразнивании», в «переворачивании» оригинала, сведении его «высокого», серьёзного образного языка в низкий смешной план.
Ирония - отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. При иронии высказывается прямо противоположное тому, что подразумевается.                                                                                                        Сарказм - едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм-
 разновидность иронии. В сарказме  крайняя степень эмоционального отношения, высокий пафос отрицания, переходящий в негодование.
Литота-
 это образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления.
Эзопов язык -
 вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими насмешками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта б века до н. э. Эзопа, создателя жанра басни. Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках, вынужден был прибегать к аллегорическим образам животных, птиц. Эзопова речь-своеобразная форма сатирической речи. Это целая система обманных сатирических приёмов, призванных выразить художественно- публицистическую мысль не прямо, а иносказательно.
8.Анализ сказки «Премудрый пискарь» (1882-1883).
Время написания и публикации сказки-трудная пора реакции и террора
в стране. Салтыков -
 Щедрин: «Уж очень худое время наступает». В
нравственную атмосферу жизни проникают недоверие, подозрительность,
трусость, равнодушие.
- Какое впечатление произвела на вас эта сказка?
(уч-ся зачитывают написанные дома впечатления о сказке).
- Как вы понимаете смысл заглавия сказки «Премудрый пискарь»?
- Что означает эпитет «премудрый»?
(синонимы-умный, рассудительный, антонимы-
 глупый, бестолковый.
Смысл, который вкладывает автор в слово «премудрый», бесспорно,
ироничный.)
- Чем « премудрый» лучше «мудрёного», «мудрствующего»?
- Гротеск или гипербола, с вашей точки зрения, преобладают в сказке?
- Какие советы дает своему сыну старый пискарь?
(гляди в оба)
 
-
Вспомните, а какие советы дают своим детям другие отцы- герои
классических произведений русской литературы?
Чичикову-
 «Копи копейку, копейка не выдаст»
Молчалину-
 «Угождать всем людям без изъятья...»
Петру Гринёву-
 «Береги платье снову, а честь смолоду».
- К какому из «советов» ближе поучение старого пискаря?
(жизненная позиция пискаря не совпадает ни с одной из этих позиций).
- Какова жизненная позиция пискаря? Итог жизни пискаря? Что за мысли
«посещают» его перед смертью?
(чтение отрывков из сказки).
- Почему, на ваш взгляд, сатирик прибегает к иносказанию и изображает не
человека, а рыбу, наделённую обывательскими чертами?
- В какие моменты (найдите) и с какой целью (объясните) «рыбье» в пискаре
становится «человечьим»?
- Какая черта в пискаре вам наиболее неприятна?
- Учитель: М.Е. Салтыков-Щедрин пишет: «И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Всё дрожал, всё дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто... .только дрожит да одну думу думает: слава богу! Кажется, жив!» Изображением жалкой участи трусливого пискаря, замуровавшего себя в тесную норку, сатирик высказал свое презрение всем тем, кто, покоряясь инстинкту самосохранения, уходил от общественной жизни в узкий мир личных интересов. Салтыков- Щедрин приписал мелкой и жалкой рыбёшке человеческие черты и вместе с тем показал, что человеку присущи «рыбьи  черты.
Писатель напомнил современникам (и современным читателям) о цене человеческой жизни, о её смысле, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.
9. Запись вывода в тетради:
«Премудрость» пискаря, его обывательское равнодушие, трусость лишают человеческую жизнь всякого смысла, «умерщвляют ум, честь и совесть», сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о её смысле.
10. Итоги урока:
Итак, на примере сказки «Премудрый пискарь» мы увидели, какой смысл вкладывает в сказки писатель. В сказках сочетается реальное и
фантастическое, сказочное. Писатель мастерски пользуется эзоповской манерой письма (эзопов язык), прибегает к заострению образов» с помощью гиперболы, гротеска, иронии.
11. Домашнее задание.
Проанализировать сказки:
1 вариант-
 «Вяленая вобла»
2 вариант-
 «Медведь на воеводстве».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

Урок-викторина по сказкам М.Е.Салтыкова - Щедрина

Данный урок я провожу как урок внеклассного чтения,который предполагает  прочтение таких сказок САлтыкова-Щедрина, как "Премудрый пискарь, " "Самоотверженный заяц", "Повесть о том, как один мужик...

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

Презентация к уроку-игре по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина

Презентацию  и кроссворд можно использовать на уроках литературы в качестве одного из этапов урока....

урок по теме "Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина - синтез творчества писателя"

на уроке расскрывается художественое своеобразие сказок, прослеживается связь традий русской сатиры с современностью, проводится синтез творчества писателя....