План-конспект урока по литературе «Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина как синтез его творчества».
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Данный конспект урока предназначен для учителей, работающих в 10 классе. В разработке урока содержится материал, который знакомит учащихся с биографией писателя, а также анализ некоторых сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_po_literature.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
План- конспект урока литературы
Тема: «Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина как синтез его творчества».
Задачи:
Обучающие, формирование регулятивных УУД:
- Выяснить причины обращения писателя к сказкам, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр;
- выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность;
- повторить значение литературных терминов («гротеск», «эзопов язык», «сарказм», «ирония», «литота» и другие)
Развивающие, формирование познавательных УУД:
- развивать умение анализировать сказки;
- вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер;
- учить диалогу, умению работать в группе.
Воспитательные, формирование личностных УУД:
- формировать коммуникативную компетентность в общении со взрослыми и сверстниками;
- определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках.
Тип урока - комбинированный
Форма урока — урок - анализ
Оборудование:
1. Портрет писателя.
2 .Выставка популярных изданий щедринских произведений.
З. Высказывания современников о сатирике.
Эпиграф к уроку:
Сказки могучи по своей мысли, забавны и
вместе с тем трагичны по своему ехидству,
очаровывают своим языковым
совершенством.
А.В. Луначарский.
Ход урока
- Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся.
Сегодня мы продолжим изучение творчества М.Е Салтыкова-Щедрина и поговорим о его сказках. Какие слова в эпиграфе вы выделили бы логическим ударение? Почему?
2. Проверка д/з:
Предварительное д/задание.
1. Из биографии писателя. Устно подготовить ответ на вопрос: какие факты
биографии сатирика повлияли на формирование его мировоззрения?
2. Прочитать сказки «Премудрый пискарь», «Дикий помещик».
З. Подготовиться к инсценированию. З. Опрос по вопросам домашнего задания.
- Какие факты биографии Салтыкова-Щедрина повлияли на
формирование его мировоззрения?
(Его детство на «лоне крепостного права», помещичьего произвола и семейного деспотизма. Вот что вспоминает писатель о своем детстве: «Я видел глаза, которые ничего не могли выражать, кроме испуга, я слышал вопли, которые раздирали сердце. В царстве испуга, физического страдания и желудочного деспотизма нет ни одной подробности, которая бы минула меня, которая в своё время не причинила бы мне боли»).
- Сообщение ученика:
- Каким человеком представляется вам Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин писатель-сатирик, критик и публицист?
(Салтыков-Щедрин — человек необычной работоспособности. Работа для него - непреодолимая потребность. «Он не мог не писать: ни какие- нибудь дела, ни усталость и желание отдохнуть, ни знакомства и отношения, ни даже сама болезнь не могли удержать его от этого.., он садился к письменному столу и писал своим сжатым почерком «страничку — другую», сколько мог»)
(Салтыков - Щедрин представляется мне прямолинейным, настойчивым, умеющим сказать своё веское слово в защиту интересов русского мужика. Не случайно он вызвал ненависть официальных кругов России, которые называли его «вице-Робеспьером». Щедрин- создатель сатирических произведений.)
- Как вы понимаете слово «сатира»? (Сатира - обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде. Сатирик в сущности тот же врач. Медик ищет способы оздоровления человеческого организма, а сатирик определяет диагноз «социально-классовых болезней», которые обнаруживают себя в человеческих характерах и отношениях.)
Физиолог И. М. Сеченов называет Салтыкова-Щедрина «всеми уважаемым диагностом наших общественных зол и недугов».
4. Слово учителя.
М. Е. Салтыкова-Щедрина всегда привлекали сказки своим юмором, осуждением зла, лени и трусости, прославлением добра, благородства. Еще в 1869 г. Щедрин написал три сказки («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть»).
5.Инсценирование.
1. Эпизод из сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» в исполнении 2 учащихся « двух генералов».
(Со слов «Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился, - вижу, будто живу я на необитаемом острове...» до слов «С нами крестная сила! Ведь этак мы друг друга съедим! И так мы попали сюда! Кто тот элодей, который над нами такую штуку сыграл!».)
2.Эпизод из сказки «Дикий помещик». Ученик в роли «одичавшего помещика».
«Кши... - бросился он на мышонка...» Нет, лучше совсем одичаю, лучше пусть буду с дикими зверьми по лесам скитаться, но да скажет никто, что российский дворянин... от принципов отступил!»
- Учитель: Вот вы и вспомнили героев щедринских сказок.
В 80-е годы 19 века Салтыков-Щедрин за короткий срок создал книгу сказок (около 30). «Голова до сих пор полна... между прочим, сказками... Надобно отказаться от этой книги, которая не повредила бы . .»- писал сатирик.
В 80-е годы «разгул» реакции, цензурные гонения, закрыты «Отечественные записки». У писателя, по его словам, «отняли, скомкали и запечатали душу». Обращение Щедрина к сказкам нельзя объяснить только произволом цензуры, более важными оказались содержательные возможности сказок.
Сказки были напечатаны с многозначительным подзаголовком «для детей изрядного возраста» один из цензоров сказал : «То, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки — та же сатира, и сатира едкая... направленная против общественного и политического нашего устройства». Многие сказки так и не появились в печати при жизни писателя.
Запись в тетрадях:
«Сказки (для детей изрядного возраста)» - итог многолетних жизненных наблюдений Салтыкова-Щедрина, итог его творческого пути.
6. Основные темы сказок. (Запись на доске.)
1. Народ и самодержавие («Медведь на воеводстве», Орел-меценат», «Сказка о ретивом начальнике».).
2. Народ и господствующие классы. («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»).
3. Народ и буржуазная обывательская интеллигенция («Премудрый
пискарь», «Либерал», «Карась-идеалист», «Вяленая вобла»).
7. Работа над литературными терминами.
Вопросы:
- Вспомните, что такое «гротеск». Приведите примеры гротеска из известных
произведений Щедрина.
- Как вы понимаете смысл слов «сатира», «эзопов язык»? -Что такое «фантастика», «пародия», «ирония», «сарказм», «литота»? Фантастика - несуществующее в действительности, выдуманное.
Преувеличивая или преуменьшая, выдумывая неожиданное сочетание деталей, сатирик выявляет скрытые в обыденной жизни пороки и делает их в то же время смешными.
Пародия - произведение, подражающее другому произведению, автору или течению с целью их осмеяния. Пародия состоит в «передразнивании», в «переворачивании» оригинала, сведении его «высокого», серьёзного образного языка в низкий смешной план.
Ирония - отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. При иронии высказывается прямо противоположное тому, что подразумевается. Сарказм - едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм- разновидность иронии. В сарказме крайняя степень эмоционального отношения, высокий пафос отрицания, переходящий в негодование.
Литота- это образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления.
Эзопов язык - вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими насмешками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта б века до н. э. Эзопа, создателя жанра басни. Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках, вынужден был прибегать к аллегорическим образам животных, птиц. Эзопова речь-своеобразная форма сатирической речи. Это целая система обманных сатирических приёмов, призванных выразить художественно- публицистическую мысль не прямо, а иносказательно.
8.Анализ сказки «Премудрый пискарь» (1882-1883).
Время написания и публикации сказки-трудная пора реакции и террора
в стране. Салтыков - Щедрин: «Уж очень худое время наступает». В
нравственную атмосферу жизни проникают недоверие, подозрительность,
трусость, равнодушие.
- Какое впечатление произвела на вас эта сказка?
(уч-ся зачитывают написанные дома впечатления о сказке).
- Как вы понимаете смысл заглавия сказки «Премудрый пискарь»?
- Что означает эпитет «премудрый»?
(синонимы-умный, рассудительный, антонимы- глупый, бестолковый.
Смысл, который вкладывает автор в слово «премудрый», бесспорно,
ироничный.)
- Чем « премудрый» лучше «мудрёного», «мудрствующего»?
- Гротеск или гипербола, с вашей точки зрения, преобладают в сказке?
- Какие советы дает своему сыну старый пискарь?
(гляди в оба)
- Вспомните, а какие советы дают своим детям другие отцы- герои
классических произведений русской литературы?
Чичикову- «Копи копейку, копейка не выдаст»
Молчалину- «Угождать всем людям без изъятья...»
Петру Гринёву- «Береги платье снову, а честь смолоду».
- К какому из «советов» ближе поучение старого пискаря?
(жизненная позиция пискаря не совпадает ни с одной из этих позиций).
- Какова жизненная позиция пискаря? Итог жизни пискаря? Что за мысли
«посещают» его перед смертью?
(чтение отрывков из сказки).
- Почему, на ваш взгляд, сатирик прибегает к иносказанию и изображает не
человека, а рыбу, наделённую обывательскими чертами?
- В какие моменты (найдите) и с какой целью (объясните) «рыбье» в пискаре
становится «человечьим»?
- Какая черта в пискаре вам наиболее неприятна?
- Учитель: М.Е. Салтыков-Щедрин пишет: «И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Всё дрожал, всё дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто... .только дрожит да одну думу думает: слава богу! Кажется, жив!» Изображением жалкой участи трусливого пискаря, замуровавшего себя в тесную норку, сатирик высказал свое презрение всем тем, кто, покоряясь инстинкту самосохранения, уходил от общественной жизни в узкий мир личных интересов. Салтыков- Щедрин приписал мелкой и жалкой рыбёшке человеческие черты и вместе с тем показал, что человеку присущи «рыбьи черты.
Писатель напомнил современникам (и современным читателям) о цене человеческой жизни, о её смысле, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.
9. Запись вывода в тетради:
«Премудрость» пискаря, его обывательское равнодушие, трусость лишают человеческую жизнь всякого смысла, «умерщвляют ум, честь и совесть», сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о её смысле.
10. Итоги урока:
Итак, на примере сказки «Премудрый пискарь» мы увидели, какой смысл вкладывает в сказки писатель. В сказках сочетается реальное и
фантастическое, сказочное. Писатель мастерски пользуется эзоповской манерой письма (эзопов язык), прибегает к заострению образов» с помощью гиперболы, гротеска, иронии.
11. Домашнее задание.
Проанализировать сказки:
1 вариант- «Вяленая вобла»
2 вариант- «Медведь на воеводстве».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)
Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...
Урок-викторина по сказкам М.Е.Салтыкова - Щедрина
Данный урок я провожу как урок внеклассного чтения,который предполагает прочтение таких сказок САлтыкова-Щедрина, как "Премудрый пискарь, " "Самоотверженный заяц", "Повесть о том, как один мужик...
Урок-игра по сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина "Как мужик двух генералов прокормил", "Дикий помещик"
Разработка урока по литературе в форме игры...
Урок-беседа по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Как один мужик двух генералов прокормил"
Работа с текстом произведения....
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...
Презентация к уроку-игре по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина
Презентацию и кроссворд можно использовать на уроках литературы в качестве одного из этапов урока....
урок по теме "Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина - синтез творчества писателя"
на уроке расскрывается художественое своеобразие сказок, прослеживается связь традий русской сатиры с современностью, проводится синтез творчества писателя....