Учебно-методические материалы для организации итогового урока по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил"
учебно-методический материал по литературе (8 класс) по теме

Бунгова Ольга Вячеславовна

Работа на уроке проходит в творческих группах или в формате веб-квеста. Каждая группа получает собственное задание, предполагающее работу с текстом, анализ собранных материалов, формулировку вывода или иное итоговое задание. Итог урока - защита каждой группой проделанной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл saltykov-shchedrin.docx14.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в формате групповой работы (или веб-квеста) по сказке Салтыкова-Щедрина

«ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ»

Литературоведы

Задание:

1. Найти определения литературным терминам: гипербола, гротеск на сайте: 

2. Найти все примеры гиперболы и гротеска в тексте сказки, внимательно изучив текст сказки по ссылке:

3. Сделать вывод: какую роль в создании комических ситуаций играют названные художественные приемы. 

4. Создать отчет о проделанной работе, состоящий из 3 частей:

 - Определения терминам

- Скопируйте примеры данных художественных приемов из произведения

Вывод

Психологи 1

Задание:

1. Создать психологический портрет генералов в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина. Найдите в тексте сказки, как описывается внешность генералов,как и о чем они говорят. Как они действуют в сложной ситуации? Какие решения принимают? О чем мечтают? Отличаются ли характеры этих двух персонажей? Если да, то чем? Если нет, то почему?

2. Подобрать цитаты, наиболее ярко описывающие характер генералов.

3. Сделать письменный вывод о характерах этих персонажей.

4. Создать отчет о проделанной работе, состоящий из 2 частей:

 - Цитаты из произведения, дающие представления о характерах генералов.

 Вывод - психологический портрет генералов.

Психологи 2

Задание:

1. Создать психологический портрет мужика в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина. Обратите внимание на описание его внешности, манеру говорить, образ мышления. Как действует мужик в сложной ситуации? 

О чем мечтает? Чему радуется? Подумать, почему у этого персонажа нет имени?

2. Подобрать цитаты, наиболее ярко описывающие характер мужика.

3. Сделать вывод о характере этого персонажа.    

4. Создать отчет о проделанной работе, состоящий из 2 частей:

 - Цитаты из произведения, дающие представления о характере мужика

 Вывод - психологический портрет мужика.

Иллюстраторы: 

Задание:

1. Найдите в ресурсах интернета иллюстрации к "Повести о том, как мужик двух генералов прокормил" М.Е.Салтыкова-Щедрина. 

На что обращают внимание читателей художники-иллюстраторы? Какими средствами художники высмеивают беспомощность и никчемность генералов?

2. Сделайте вывод, каковы приемы создания комического, смешного в данных иллюстрациях? 

3. Создайте отчет о проделанной работе, включив в него подобранные иллюстрации и вывод, сформулированный письменно.

Лингвисты:

Задание:

1. Найдите толкование словам "тунеядство", "тунеядец"

2. Подберите цитаты из текста, в которых употребляется данные слова? Сделайте вывод о значении этих слов в каждом конкретном случае. Что подчеркивается автором с помощью этих слов? Найдите синонимы слову "тунеядец" в произведении. В каких эпизодах они употребляются и к кому относятся?

Выпишите все обращения генералов к мужику, сделайте вывод.

3. Создайте отчет о проделанной работе, включив в него подобранные цитаты и вывод о значении слова "тунеядец" и его синонимов в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина, а также вывод о характере обращений к мужику генералов.

      

Кулинары:

Задание:

1. Изучив текст произведения, составьте список всех блюд (включая напитки), упомянутых в произведении. Распределите их на две группы: что ели/пили генералы и что - мужик.

Сделайте вывод о том, кто и как питался? Что хотел подчеркнуть автор этими деталями?

2. Создайте отчет о проделанной работе, включив в него составленный список и вывод, сформулированный письменно.

Актеры:

Задание:

1. Инсценируйте эпизод из произведения, начиная со слов: "Ну что, ваше превосходительство, промыслил что-нибудь?" и заканчивая словами: "С нами крестная сила...."

2. Продемонстрируйте сценку на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Глазами художника» (Театральная мастерская). Интегрированное практическое занятие по сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Интегрированное занятие по сказке  Салтыкова-Щедрина поможет Вам и вашим детям найти новый подход к изучению этого произведения....

Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»                      ...

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»...

Разработка урока творчества- создание фанфика по сказке М. Е. Салтыкова - Щедрина "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Предложенная разработка урока литературы - пример СОТВОРЧЕСТВА учащихся и учителя. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь  при изменении роли ученика, который должен стать активн...

Урок в 7 классе по сказке Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Сатира на социальные и нравственные верхушки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика....