Учебно-методические материалы для организации итогового урока по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил"
учебно-методический материал по литературе (8 класс) по теме
Работа на уроке проходит в творческих группах или в формате веб-квеста. Каждая группа получает собственное задание, предполагающее работу с текстом, анализ собранных материалов, формулировку вывода или иное итоговое задание. Итог урока - защита каждой группой проделанной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
saltykov-shchedrin.docx | 14.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в формате групповой работы (или веб-квеста) по сказке Салтыкова-Щедрина
«ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ»
Литературоведы
Задание:
1. Найти определения литературным терминам: гипербола, гротеск на сайте:
2. Найти все примеры гиперболы и гротеска в тексте сказки, внимательно изучив текст сказки по ссылке:
3. Сделать вывод: какую роль в создании комических ситуаций играют названные художественные приемы.
4. Создать отчет о проделанной работе, состоящий из 3 частей:
- Определения терминам
- Скопируйте примеры данных художественных приемов из произведения
Вывод
Психологи 1
Задание:
1. Создать психологический портрет генералов в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина. Найдите в тексте сказки, как описывается внешность генералов,как и о чем они говорят. Как они действуют в сложной ситуации? Какие решения принимают? О чем мечтают? Отличаются ли характеры этих двух персонажей? Если да, то чем? Если нет, то почему?
2. Подобрать цитаты, наиболее ярко описывающие характер генералов.
3. Сделать письменный вывод о характерах этих персонажей.
4. Создать отчет о проделанной работе, состоящий из 2 частей:
- Цитаты из произведения, дающие представления о характерах генералов.
Вывод - психологический портрет генералов.
Психологи 2
Задание:
1. Создать психологический портрет мужика в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина. Обратите внимание на описание его внешности, манеру говорить, образ мышления. Как действует мужик в сложной ситуации?
О чем мечтает? Чему радуется? Подумать, почему у этого персонажа нет имени?
2. Подобрать цитаты, наиболее ярко описывающие характер мужика.
3. Сделать вывод о характере этого персонажа.
4. Создать отчет о проделанной работе, состоящий из 2 частей:
- Цитаты из произведения, дающие представления о характере мужика
Вывод - психологический портрет мужика.
Иллюстраторы:
Задание:
1. Найдите в ресурсах интернета иллюстрации к "Повести о том, как мужик двух генералов прокормил" М.Е.Салтыкова-Щедрина.
На что обращают внимание читателей художники-иллюстраторы? Какими средствами художники высмеивают беспомощность и никчемность генералов?
2. Сделайте вывод, каковы приемы создания комического, смешного в данных иллюстрациях?
3. Создайте отчет о проделанной работе, включив в него подобранные иллюстрации и вывод, сформулированный письменно.
Лингвисты:
Задание:
1. Найдите толкование словам "тунеядство", "тунеядец"
2. Подберите цитаты из текста, в которых употребляется данные слова? Сделайте вывод о значении этих слов в каждом конкретном случае. Что подчеркивается автором с помощью этих слов? Найдите синонимы слову "тунеядец" в произведении. В каких эпизодах они употребляются и к кому относятся?
Выпишите все обращения генералов к мужику, сделайте вывод.
3. Создайте отчет о проделанной работе, включив в него подобранные цитаты и вывод о значении слова "тунеядец" и его синонимов в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина, а также вывод о характере обращений к мужику генералов.
Кулинары:
Задание:
1. Изучив текст произведения, составьте список всех блюд (включая напитки), упомянутых в произведении. Распределите их на две группы: что ели/пили генералы и что - мужик.
Сделайте вывод о том, кто и как питался? Что хотел подчеркнуть автор этими деталями?
2. Создайте отчет о проделанной работе, включив в него составленный список и вывод, сформулированный письменно.
Актеры:
Задание:
1. Инсценируйте эпизод из произведения, начиная со слов: "Ну что, ваше превосходительство, промыслил что-нибудь?" и заканчивая словами: "С нами крестная сила...."
2. Продемонстрируйте сценку на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Глазами художника» (Театральная мастерская). Интегрированное практическое занятие по сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Интегрированное занятие по сказке Салтыкова-Щедрина поможет Вам и вашим детям найти новый подход к изучению этого произведения....
Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ...
Анализ сказки Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»...
Урок-игра по сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина "Как мужик двух генералов прокормил", "Дикий помещик"
Разработка урока по литературе в форме игры...
Разработка урока творчества- создание фанфика по сказке М. Е. Салтыкова - Щедрина "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Предложенная разработка урока литературы - пример СОТВОРЧЕСТВА учащихся и учителя. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при изменении роли ученика, который должен стать активн...
Урок в 7 классе по сказке Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Сатира на социальные и нравственные верхушки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика....