Методическая разработка. Урок по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина "В некотором царстве, в сказочном государстве..."
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Литературная игра "Внекотором царстве, в сказочном государстве..." позволит более тесно соприкоснуться с творчеством М.Е. С-Щедрина, с его биографией, расширить литературный словарь. Ребята знакомятся с такими терминами, как:
- ГРОТЕСК
- САРКАЗМ
- ЭЗОПОВ ЯЗЫК
- АЛЛЕГОРИЯ
- ГИПЕРБОЛА
- ФАНТАСТИКА
- ИРОНИЯ
- АБСУРД
- САТИРА
- КАНЦЕЛЯРИЗМЫ
- СКАЗОЧНЫЕ ФОРМУЛЫ
Даны инсцентровки отрывков из сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Литературная игра
«В некотором царстве, в сказочном государстве…»
7 класс
(по произведениям М.Е. С-Щедрина)
Игру подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Амбросова Ю.Б.
Автор презентации – Амбросова Ю.Б.
2011
учебный год
Литературная игра
«В некотором царстве, в сказочном государстве…»
7 класс
2 команды
Д/З для команд:
- Подготовить небольшое сообщение по биографии писателя:
1-ой команде «Я вырос на лоне крепостного права»
2-ой команде «Почему Салтыков стал Щедриным?»
- Составить литературоведческий словарь из данных терминов:
Гротеск
Сарказм
Эзопов язык
Аллегория
Гипербола
Фантастика
Ирония
Абсурд
Сатира
Канцеляризмы
Сказочные формулы
Ход игры
Вступительное слово
Учитель: Мы знаем с вами много писателей-сказочников. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – один из них. В период с 1869 по 1886 год он написал 32 сказки, издавая их под рубрикой «Сказки для детей изрядного возраста». Конечно, они адресовались взрослому читателю. Почему же автор не написал прямо: «сказки для взрослых»? Почему использовал скрытый эзопов язык? Обращение писателя-сатирика к сказочному жанру обусловлено многими причинами:
- Цензурные запреты не давали ему возможности прямо говорить о проблемах общества.
- К тому же сказка доступна и понятна широким крестьянским массам и глубже воздействует на сознание человека, чем просто призывы жить иначе.
- Писатель использует готовое, отточенное вековой народной мудростью содержание, чтобы высмеять паразитическую сущность господ, чтобы обратиться к народу со свободолюбивыми призывами.
Представление жюри
Первый тур
Сообщение команды №1 «Я вырос на лоне крепостного права»
Жизненные противоречия с детских лет вошли в душевный мир Салтыкова-Щедрина. Отец писателя принадлежал к старинному дворянскому роду Салтыковых, к началу XIX века разорившемуся и оскудевшему. Стремясь поправить пошатнувшееся материальное положение, Евграф Васильевич женился на дочери богатого московского купца О.М. Забелиной, властолюбивой, энергичной, бережливой и расчётливой, доходящей до скупости.
Писатель не любил вспоминать о своём детстве. Под крышей родительского дома ему не суждено было испытать ни поэзии детства, ни семейного тепла и участия. Семейная драма осложнилась драмой общественной. Детство и молодые годы совпали с разгулом доживавшего свой век крепостного права.
Все ужасы крепостной действительности в самом неприглядном и обнажённом виде прошли перед глазами наблюдательного и впечатлительного мальчика. Он рано познакомился с жизнью и бытом деревни, со стремлениями и надеждами крестьян. («Не только всякого дворового я знал в лицо, но и всякого мужика. Крепостное право, тяжёлое и грубое в своих формах, сближало меня с подневольной массой».)
Образование писатель получил блестящее: сначала третий класс Московского дворянского института, затем Царскосельский лицей.
Сообщение команды №2 «Почему Салтыков стал Щедриным?»
Писатель решил взять себе псевдоним, вероятно, потому, что неудобным считалось состоять на государственной службе и подписывать художественные произведения своей фамилией. Кроме того, фамилия Салтыков вызывало в русском обществе определённые ассоциации: помещица Салтыкова Дарья Николаевна (1730 – 1801), известная под именем Солтычиха, замучила более ста крепостных крестьян, за что была приговорена к смертной казне, которую заменили тюремным заключением. С 1768 года до конца жизни она провела в монастырской тюрьме. Историю Салтычихи хорошо знали в русском обществе, возможно, это побудило писателя взять псевдоним.
Интересна версия и о том, что Салтыков выбрал себе псевдоним, подходящий к слову «щедрый», то есть широко оказывающий помощь, охотно тратящий на других, не скупой, так как, по словам жены писателя, он в своих произведениях был щедр на всякого рода сарказмы.
Есть и другое толкование этого псевдонима. Лицо писателя носило следы оспы – «щедрин».
Второй тур
Сатирические приёмы в сказках Салтыкова-Щедрина»
Учитель: Сказки Михаила Евграфовича Щедрина особенные – сатирические, так как высмеивают пороки современного автору общества. Чтобы усилить сатирический эффект, писатель использует различные сатирические приёмы.
Определите, о каких приёмах идёт речь (слайды):
- Предельное преувеличение, основанное на необычном сочетании фантастического и реального? (гротеск)
- Канцелярские речевые штампы, употребляемые в речи? (канцеляризмы)
- Едкое выражение насмешки? (сарказм)
- Беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления? (сатира)
- Особый язык, иносказание, с помощью которого писатель выражает своё отношение к изображаемому? (аллегория)
- Нелепость, бессмыслица? (абсурд)
- Сильное преувеличение? (гипербола)
- Способ изображения действительности в нереальном виде? (фантастика)
- Устойчивые сочетания слов, характерные для сказки? (сказочные формулы)
- Способ выражения насмешки? (ирония)
Раздать словарики командам!!! (напечатать)
Учитель: Пользуясь литературоведческим словарём, определите, какой литературоведческий приём лежит в основе следующих высказываний:
- «Набрал сейчас мужчина конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру была готова. Этой верёвкой привязали генералы мужчину к дереву, чтоб на убёг» (Аллегория)
- «… мужчина до того изловчился, что даже стал в пригоршне суп варить» (Гипербола)
- «… Генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил» (Фантастика)
- «Признаться, я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают» (Гротеск)
- «Жили-были два генерала…», «… по щучьему велению, по моему хотению, очутились они на необитаемом острове», «…долго ли , коротко ли, однако генералы соскучились», «Сколько набрались страху генералы во время путь от бурь да ветров разных, сколько они ругали мужчину за тунеядство – этого ни в сказке сказать, ни пером описать» (Сказочные формулы)
- «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися» (Ирония)
- «Примите уверение в совершённом моем почтении и преданности» (Канцеляризмы)
- « …да и не скажет никто, что российский дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев от принципов отступил!» (Несоответствие и сарказм)
Театральная пауза
(инсценировка отрывка из сказки)
1 команда
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
(На сцене появляются два генерала в спальных сорочках и с орденами)
Генерал 1. Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон приснился. Вижу, будто я живу на необитаемом острове…(оглядывается, и оба вскакивают.)
Генералы (вместе). Господи! Да что же это такое! Где мы?
Генерал 2 (плаксивым голосом). Теперь бы кофейку испить хорошо!
Генерал 1. Что же мы будем, однако, делать? Ежели теперича доклад написать – какая польза из этого выйдет?
Генерал 2. Вот что, подите вы, ваше превосходительство, на восток, а я пойду на запад, а к вечеру опять на этом месте сойдёмся; может быть, что-нибудь найдём.
Генерал 1. Помните, ваше превосходительство, как наш начальник учил: если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое. (Крутятся, вертятся, разобраться не могут.)
Генерал 1. Вот что, ваше превосходительство, вы пойдите направо, а я налево; этак-то лучше будет! (Расходятся)
Генерал 2. Господи! Еды-то! Еды-то! Меня уже тошнить начинает от голода! (Подходит к другому генералу). Ну что, ваше превосходительство, промыслили что-нибудь?
Генерал 1. Да вот нашёл старый нумер «Московских ведомостей», и больше ничего!
Генерал 2. Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт?
Генерал 1. Да, признаться, я и до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофе подают.
Генерал 2. Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала её изловить, убить, ощипать, изжарить… Только как всё это сделать?
Генерал 1. Теперь я бы, кажется, свой собственный сапог съел!
Генерал 2 (со вздохом). Хороши также перчатки бывают, когда долго ношены!
Генерал 1. Слышал я от одного доктора, что человек может долгое время своими собственными соками питаться.
Генерал 2. Как так?
Генерал 1. Да так-с. Собственные соки будто бы производят другие соки, и так далее, покуда, наконец, соки совсем прекратятся.
Генерал 2. Что же тогда?
Генерал 1. Тогда надо бы пищу какую-нибудь принять…
Генерал 2. Тьфу!..
Третий тур
Отгадай кроссворд
(раздаётся командам – отгадываем и отдаём жюри)
По сказкам «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
1.C | |||||||||||||||
2. | А | ||||||||||||||
3. | Л | ||||||||||||||
4. | Т | ||||||||||||||
5. | Ы | ||||||||||||||
6. | К | ||||||||||||||
7. | О | ||||||||||||||
8. | В | ||||||||||||||
9. | Щ | ||||||||||||||
10. | Е | ||||||||||||||
11. | Д | ||||||||||||||
12. | Р | ||||||||||||||
13. | И | ||||||||||||||
14. | Н |
- Слуга дикого помещика.
- Какой предмет преподавал один из генералов в школе военных канонистов?
- Звук (среднее между свистом, шипеньем и рявканьем), издаваемый диким помещиком.
- Газета, которую читал дикий помещик.
- Пища дикого помещика.
- Улица, на которой проживали генералы, прежде чем оказаться на необитаемом острове.
- Пугливая зверушка, желавшая съесть засаленные карты дикого помещика.
- Друг дикого помещика.
- какую роль сыграл дикий помещик, по мнению губернского начальства, в произошедшей смуте?
- За что ругали генералы мужичину?
- Какой предмет откусил голодный генерал у своего товарища?
- В чём, изловчившись, сварил суп для генералов мужик-лежебока?
- Какую должность во сне пожаловали дикому помещику за его потрясающую твёрдость?
- Чем дикий помещик угощал своих детей?
Четвёртый тур
Интервью у литературных героев
Задание. От каждой команды выходит один игрок (капитан) и отвечает на вопросы ведущего от лица героя одной из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина
Вопросы представителю команды 1
Генерал – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
- Ваше превосходительство, расскажите, как вы дослужились до генеральского чина? (Примерный ответ. Сколько помню себя, служил всю жизнь в какой-то регистратуре/ там родился, воспитался и состарился. Только упразднили нашу регистратуру за ненадобностью и выпустили всех нас на волю.)
- Что вызвало у вас наибольшее удивление, когда по щучьему велению вы оказались на необитаемом острове? (Что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт.)
- После долгих и мучительных поисков из создавшегося трудного положения вас озарило вдохновение. Какая счастливая мысль пришла вам в голову? (Надо найти мужика.)
- Как наградили вы мужика-тунеядца за спасение? (Выслали ему рюмку водки да пятак серебра.)
Вопросы представителю команды 2
Помещик – «Дикий помещик»
- Будьте любезны представиться. (Российский дворянин Урус-Кучум-Кильбибаев.)
- Каков ваш жизненный девиз. Откуда вы его почерпнули? («Старайся!» - из газеты «Весть».)
- В своём саду вы мечтали выращивать без мужика груши, сливы, абрикосы, персики. Что же произрастало в вашем саду на самом деле? (Репейник.)
- Что сделалось с вами после того, как рой с мужиками вновь водворили в поместье? (Примерный ответ. (С большим трудом меня изловили, затем высморкали, вымыли и обстригли ногти. Затем капитан-исправник сделал мне надлежащее внушение, отобрал газету «Весть» и, поручив надзору Сеньки, уехал. А я раскладываю гран-пасьянс, тоску по прежней своей жизни в лесах, умываюсь по принуждения и по временам рычу.)
Театральная пауза
(инсценировка отрывка из сказки «Дикий помещик»)
(На стуле сидит помещик и читает газету «Весть».)
Помещик. Господи! Всем я от тебя доволен, всем награждён! Одно только сердцу моему непереносно: очень уж много развелось в нашем царстве мужика! А ну как он у меня всё добро приест? Загляну-ка я в газету «Весть», как в сём случае поступить должно?
Одно только слово написано, а золотое это слово «Старайся!». Надо стараться, чтоб всё по правилу было. Курица ли крестьянская в господские овсы забредёт – сейчас же, по правилу, в суп; дворец ли крестьянин нарубить по секрету соберётся – сейчас же эти самые дрова на господский двор, а с порубщика, по правилу, штраф.
Вот и услышал бого молитву мою слёзную, сиротску – не стало в моих владениях мужика. А воздух стал какой чистый!
Заведу театр у себя, напишу актёру Садовскому: приезжай, любезный друг, и актёрок с собой привози!
(Входит актёр Садовский)
Садовский. Куда же ты крестьян своих девал? Кто будет ставит театр? И занавес поднимать некому!
Помещик. А вот бог, по молитве моей, все мои владения от мужика очистил!
Садовский. Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подаёт?
Помещик. Да я уж и то сколько дней немытым хожу!
Садовский. Стало быть шампиньоны на лице растить собрался? Ну, прощай, брат! Глупый ты помещик!
Помещик (в одиночестве). Что это я всё гран-пасьянс да гран-пасьянс раскладываю! Попробую-ка я с генералами впятером пульку-другую сыграть!
(Входят генералы.)
Генералы. Господа! Воздух-то какой чистый!
Помещик. А оттого это, что бог, по молитве моей, все владения мои от мужика очистил!
Генералы. Ах, как это хорошо! Стало быть теперь у вас этого холопьего запаха не будет?
Помещик. Нисколько. Должно быть, вам, господа генералы, закусить захотелось?
Генералы. Не худо бы, господин помещик! Что это такое?
(Генералы рассматривают леденцы и пряники, которые лежат на подносе.)
Помещик. А вот закусите, чем бог послал!
Генералы. Нам бы говядинки! Говядинки бы нам!
Помещик. Ну, говядинки у меня про вас нет., господа генералы, потому что с тех пор, как меня бог от мужика избавил, и печка на кухне стоит нетоплена.
Генералы. Да ведь жрёшь же ты что-нибудь сам-то?
Помещик. Сырьём кой-каким питаюсь, да вот пряники ещё покуда есть…
Генералы. Однако, брат, глупый же ты помещик! А ещё гостей приглашаешь!
Пятый тур
«Что такое? Что такой?»
(викторина)
Задание. Команды по очереди отвечают на вопросы викторины.
- Что имели отставные генералы на Подъяческой улице Санкт-Петербурга? (квартиру, кухарку и пенсию.)
- Что обнаружили на себе генералы, оказавшись на необитаемом острове? (Ночные рубашки и орден на шее.)
- Что должно было, по мнению генералов, отвлечь их от дум о еде?
- Что намеревались употребить в пищу изголодавшиеся генералы? (Сапог и перчатки.)
- Кто спал под деревом брюхом кверху и «самым нахальным образом уклонялся от работы»? (Громаднейший мужичина.)
- Что выстроил мужик, чтобы доставить генералов на Подъяческую? (Посудину-ладью, на которой модно океан0море переплыть.)
- Кто приезжал в гости к дикому помещику? (Актёр Садовский, генералы-помещики.)
- Кого одичавший помещик приглашал пойти «в поход на зайцев»? (Медведя Михаила Ивановича.)
- Какой карточной игрой увлекался дикий помещик? (Гран-пасьянсом.)
- Кто встревожил своим донесением о пропаже мужиков губернское начальство? (Капитан-исправник.)
Поведение итогов
Награждение команд
Задания для команд
Литературная игра «В некотором царстве, в сказочном государстве…»
(по сказкам Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина)
- Внимательно прочитать сказки «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
- Составить литературоведческий словарь из данных терминов:
Гротеск
Сарказм
Эзопов язык
Аллегория
Гипербола
Фантастика
Ирония
Абсурд
Сатира
Канцеляризмы
Сказочные формулы
- Выбрать команду из 7 человек – лучших знатоков сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Скалярное произведение векторов"
Отработка определения скалярного произведения, его свойств, теоремы о скалярном произведении в координатах....
Литературная игра «В некотором царстве, в сказочном щедринском государстве»
. Игра проходит как состязание двух команд 7 «а» и 7 «б» классов. В качестве домашнего задания командам предлагается приготовить небольшое сообщение по биографии писателя. Игру проводят уч...
Методическая разработка урока "Сказочное творчество Салтыкова-Щедрина"
Презентация к уроку...
Методическая разработка урока «Урок-суд по повести М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
Методическая разработка составлена в помощь преподавателям русского языка и литературы. В разработке описан порядок организации, подготовки и проведения урока литературы по обобщению и закреплению зна...
Методическая разработка урока "Делимость произведения"
Конспект, сам. работа, презентация...
Методическая разработка урока по произведению В.К. Железникова «Чучело»
Разработка урока по русской литературе «Роль душевной красоты в жизни человека»Цели урока: 1. обучающая – познакомить с произведением В.Железникова «Чучело», вы...
Методическая разработка урока по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «Береги честь смолоду»
Предмет – литератураКласс – 8 классТема – «Капитанская дочка» - духовное завещание А.С. Пушкина.Цель и задачи урока:образовательная: способствовать вчитыванию учащихся в ...