Уроки по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина с компьютерной презентацией
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Данная работа представляет собой разработки двух уроков по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина и компьютерную презентацию. Основа уроков - изложение нового и закрепление изученного материала, иллюстрироемое рисунками, анимированными таблицами и схемами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 7 классе.

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Знакомство с сатирической сказкой.

                                                         

                                                        Ухова Светлана Геннадьевна,

                                          учитель русского языка и литературы

                                                                          высшей категории

                                         ГОУ СОШ №604 г. Санкт-Петербурга

Цели урока: показать ученикам особенности жанра сказки в творчестве писателя на примере изучаемых произведений; совершенствовать навыки анализа текста; повторить литературоведческие термины; продолжить словарную работу (просторечия, канцеляризмы, авторский стиль).

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: тексты сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина; иллюстрация к его произведениям Кукрыниксов,  Н.Муратова, М.Черемных; компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация учителя по теме урока.

Ход урока

I Проверка домашнего задания

1. Рассказ ученика о жизни М.Е. Салтыкова-Щедрина по хронологической таблице. (Просмотр слайдов №3,4).

2. Краткое изложение учащимися сюжетов двух сказок. Рецензия товарищей на устные ответы. (Комментарий учителя сопровождается показом слайда №5).

II Изучение нового материала

Слово учителя

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина особенные, они предназначены думающему читателю. Сам писатель говорил, что писал их эзоповым языком. В основе сказок Щедрина лежат русские национальные особенности характеров героев и жизненных обстоятельств. Создавались они на злобу дня. Но крупный художник тем и отличается, что он умеет в конкретном случае увидеть и выявить то, что связано с общей жизнью человечества.

Беседа

- Какие серьезные проблемы ставит автор в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

Некоторые особенности жанра сказки у Щедрина (анализ сказки).

Проблема жанра: повесть? сказка? а может, басня?

Запись в тетрадях темы «Особенности жанра сказки у М.Е. Салтыкова-Щедрина».

Задания:

1.Приступая к анализу сказки, мы должны вспомнить термины, определяющие жанры литературных произведений,- повесть, сказка, басня.

2.Найдите в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» элементы русской сказки.

3.Определите, что не вписывается в сказочный сюжет (просмотр слайдов №6,7,8,9). Завершение таблицы в тетради.

- Какие аналогии вызывают у вас упоминания о необитаемом острове? (Вспомним роман Даниэля Дефо о Робинзоне Крузо. Герой, потерпевший кораблекрушение, не пал духом, а проявил волю и мужество и за несколько лет освоил остров,  сделал свое жилище уютным и безопасным).

Комментарий учителя:

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыкова-Щедрина написана через полтора века после «Робинзона Крузо». Роман многократно издавался в России. Для проверки жизнестойкости привилегированных сословий сатирик выбирает необитаемый остров и обыгрывает известный сюжет робинзонады в нарочито шаржированной форме.

- В чем отличия ситуации романа и «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»? (В обоих произведениях ситуация
– борьба за выживание – одинакова, но поведение действующих лиц диаметрально противоположно. Робинзон с честью выдерживает все невзгоды и побеждает. Генералы с первых шагов обнаруживают свою  полную беспомощность и чуть не погибают. Генералы не могут определить части света, влезть на дерево и нарвать плодов, наловить рыбы и дичи, в изобилии населяющей необитаемый остров).

- А что делает «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» похожей на басню? (Аллегория).

Повторим определения аллегории, гиперболы, фантастики.

III Закрепление знаний

Найти применение этих литературных приемов на примерах из сказки (показ слайда №10).

- С какой целью эти приемы используются в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

(Ответы учащихся сверяются со слайдом №11).

Приемы используются, чтобы высмеять генералов, которые ничего не умеют и не пропадают на необитаемом острове только благодаря мужику.

 Критика каких-либо явлений в жизни путем осмеяния называется сатирой. А сказка, служащая этой цели, называется сатирической.

Запись в тетрадь определений  «сатира», «сатирическая сказка».

IV Итог урока

Оценка работы учащихся на уроке.

Домашнее задание

  1. Подготовиться к викторине на знание текста сказок.
  2. Выучить определения литературоведческих терминов, прозвучавших на уроке.
  3. Исследовать, что объединяет и что различает Левшу из сказа Н.С. Лескова и «мужичину» из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
  4. Сделать иллюстрации к прочитанным сказкам (по желанию).



Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 7 классе.

«Сатира и гротеск в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина»

     

                                                     Ухова Светлана Геннадьевна,

                                        учитель русского языка и литературы

                                                                         высшей категории

                                       ГОУ СОШ №604 г. Санкт-Петербурга

Цели урока: проверить знание содержания сказок, приемы сатирического изображения  (гипербола, гротеск, ирония, смешение реального и фантастического); показать социальную направленность сатиры Салтыкова-Щедрина.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: иллюстрации к сказкам Салтыкова-Щедрина, выполненные известными художниками и учащимися; компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация учителя по теме урока.

Ход урока

I Проверка домашнего задания

Викторина на знание текста сказок (вопросы на слайде №2; ответы дает гиперссылка- слайд №3).

II Слово учителя

На прошлом уроке мы отмечали, что в основе сказок Салтыкова-Щедрина лежат жизненные обстоятельства. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» в сатирической форме изображает положение, которое сложилось в стране после отмены крепостного права. Социальные реформы 1860-х годов были восприняты подавляющим числом дворян-помещиков как катастрофа.

- Какой выход из создавшегося положения видят генералы из сказки Щедрина?

(Не могут смириться со своим положением. Когда им уже не на что было надеяться, когда их ждала голодная смерть, одного из них «озарило вдохновение»: он вспомнил о русском мужике).

- Чем отличается поведение мужика от поведения генералов?

(«Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы». В отличие от генералов, впавших в панику и уныние от пребывания на острове, мужик совершенно спокоен – он отдыхает от трудов. Но даже отдых его воспринимается генералами как вина, и их негодованию нет предела. Для усиления эффекта Салтыков-Щедрин как бы переходит на сторону генералов, которые набрасываются на мужика с обвинениями. Генералы убеждены, что мужик должен на них работать (демонстрация слайда №4, по гиперссылке переходим к слайдам №5,6).

 Определение терминов учащиеся записывают в тетрадь (гротеск, ирония).

- Почему иронию автора в отношении мужика можно назвать «горькой»?

(Мужик выказывает невежество, привычку к рабскому положению, отсутствие самоуважения, умения постоять за свои, пусть даже ограниченные, но все же права).

Комментарий учителя

Крестьянин после отмены крепостного права формально стал свободен. Но он  не победил рабскую психологию. Он даже гордится тем, что умело услуживает генералам: «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!».

- Прокомментируйте концовку сказки.

Комментарий учителя

Возвращение генералов в Петербург – триумф тунеядцев: «Напились генералы кофею, наелись сдобных булок и надели мундиры. Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!». 

Развязка сказки, как и её начало, выдержаны в фольклорной манере. В русской сказке герой всегда награждается за добрые дела. Генералы вспомнили о своем спасителе: «Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

«Награда» явно неадекватна затраченным усилиям мужика, но ему и того довольно, по мнению генералов и его самого.

III Левша и «мужичина». Что их объединяет? В чем различие в отношении к ним авторов?

Результаты исследования учащимися сказа Н.С.Лескова «Левша» и сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помогает закрепить слайд №7. Анимационные приемы позволят в ходе беседы составить и записать в тетрадь материалы наблюдений. Проверочная работа по теории  литературы проводится по анимированным слайдам №8,9.

Генералы спаслись на необитаемом острове только благодаря необыкновенным способностям мужика. А что было бы с генералами, не окажись «спасителя» под рукой?

Вопросы к учащимся по сказке «Дикий помещик»:

  1. Почему в поместье помещика не стало мужика?
  2. Какие преимущества видел помещик в отсутствии мужика, и какие неудобства при этом испытывал?
  3. Кто и почему назвал помещика «глупым»?
  4. Почему власти так обеспокоились поведением «дикого помещика»?
  5. Какие литературные приемы использует сатирик, рисуя картину одичания помещика?
  6. Как изображен народ в сказке?

IV Итог урока

Салтыков-Щедрин создал настоящую сатирическую энциклопедию русской жизни. К сожалению, его произведения актуальны до сих пор. Его сатира направлена и на власть имущих, и на тех, кто покорно подчиняется им и терпит унижения. Писатель выступает против неразумного, хищнического  отношения к народу, к богатствам страны, против насилия и грубости, против рабского, холопского сознания.

Важно, что в основе язвительных, остро сатирических произведений Салтыкова-Щедрина лежит любовь к народу, истинный патриотизм, который предполагает критическое отношение к недостаткам общества.

Оценка работы учащихся на уроке

Домашнее задание

Написать сатирическую сказку «в духе Щедрина».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Презентация к урокам литературы по сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина» Курсовая работа Ухова С. Г., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 604

Слайд 2

Урок 1 Автор: Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Изучаемые тексты: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». Литературоведческие понятия: сатирическая сказка.

Слайд 3

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889) Он любил Россию до боли сердечной Н. А. Некрасов «Сказки для детей изрядного возраста» 1884 год

Слайд 4

Первые сказки Щедрина: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» «Пропала совесть» «Дикий помещик» Произведения впервые опубликованы в «Отечественных записках» в 1869 году

Слайд 5

Сюжеты сказок «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» У глупых, беспомощных генералов, привыкших властвовать, срабатывает инстинкт самосохранения, и они отыскивают неизвестно как попавшего на остров мужика, который спасает их от голодной смерти. «Дикий помещик» Глупый и самонадеянный помещик мечтает освободиться от мужиков, а те, в свою очередь, молят бога, чтобы избавиться от притеснений помещика. Мечта помещика сбылась: мужики исчезли, но помещик одичал . События, описанные во второй сказке, как бы ещё одно вероятное продолжение истории с генералами: если бы не появился мужик, они бы одичали, озверели.

Слайд 6

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Проблема жанра: Повесть? Сказка? Басня? Реальное в повести: Сказочное в повести Генералы, регистратура, пенсия… . Сказочные формулы: «по щучьему велению, по моему хотению», «ни в сказке сказать, ни пером описать», «там был, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало». Необитаемый остров…

Слайд 7

Повесть - один из видов эпического произведения. Повесть больше по объёму и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.

Слайд 8

Сказка – произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле. Различают сказки о животных, волшебные, бытовые. Кроме народных, есть сказки литературные, созданные писателями.

Слайд 9

Басня – краткий иносказательный рассказ поучительного характера, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения.

Слайд 10

Литературные приёмы: аллегория гипербола фантастика 1) Генералы попадают, заснув, на необитаемый остров 2) Генералы уверены были, что пища в том самом виде на свет родится, в каком её к столу подают. 3) Генерал не может сам сорвать яблока с дерева, то есть он совсем не приспособлен к жизни, ничего не умеет делать сам. Фантастика Гипербола Аллегория Цель использования Сатира - проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств. Сказка, служащая этой цели, называется сатирической.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чтобы высмеять генералов, которые ничего не знают, ничего не умеют и не пропадают на необитаемом острове только благодаря мужику.

Слайд 2

Урок 2 Сатира и гротеск в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

Слайд 3

Викторина на знание текста сказок 1) В чём необычность одеяния генералов, оказавшихся на острове? 2) Какие сведения из географии известны генералам? Почему они не смогли ими воспользоваться? 3) Что генералы знали о пище до того, как попали на необитаемый остров? 4) Почему генералов сначала тошнило при чтении «Московских ведомостей»? ОТВЕТЫ 5) Как генералы наградили мужика по возвращении домой? 6) Почему в сказке «Дикий помещик» мужики пролетали над городом «роем», а не «стаей»? 7) Какой важной части тела так и не смог приобрести одичавший помещик? 8) Какое слово, вычитанное в газете «Весть», укрепляло дикого помещика в его правоте?

Слайд 4

1) Они в ночных рубашках, но с орденами на шее. 2) Они знали, что если развернуться на север, то справа будет восток, а слева – запад, но не знали, как найти север. 3) Генералы были уверены, что пища в том виде на свет родится, в каком её на стол подают. 4) Сначала генералы были голодны, а газета предлагала исключительно «гастрономические новости». 5) Мужик получил рюмку водки и пятак серебра. 6) Важно сравнение с трудолюбивыми пчёлами. 7) Хвоста. 8) «Старайся».

Слайд 5

Для усиления сатирического эффекта Салтыков-Щедрин использует гротеск иронию

Слайд 6

Вид художественной образности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.

Слайд 7

Употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному.

Слайд 8

Левшу и «мужичину» объединяют качества: сметливость ум талант умение найти выход из безвыходных ситуаций Различия: Н. С. Лесков М. Е. Салтыков-Щедрин Восхищается способностями своего героя. Восхищается способностями героя, но испытывает боль от его унижений, осуждает мужика за покорность и самоуничижение.

Слайд 9

Вопросы по теории литературы Какой литературный приём лежит в основе следующих высказываний? 1) «…признаться, я и до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!» 2) «…генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил». 3) «…мужичина до того изловчился, что стал в пригоршне суп варить». 4) «Набрал сейчас мужичина конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру верёвка была готова». Этою верёвкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг». Ответ: Гипербола Гротеск Фантастика Аллегория

Слайд 10

Вопросы по теории литературы Узнай литературный прием 1) «…признаться, я и до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!» 2 ) «…генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил». 3) «…мужичина до того изловчился, что стал в пригоршне суп варить». 4) «Набрал сейчас мужичина конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру верёвка была готова». Этою верёвкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг». гипербола гротеск фантастика аллегория

Слайд 11

Прозаический жанр неустойчивого объёма, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору. Литературный жанр; краткий, обычно стихотворный рассказ, в иносказательной форме, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения Повесть Сказка Басня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - меценат"

Презентация с применением интерактивной доски к уроку литературы в 10 классе  по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - ...

Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)

Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...

презентация к уроку литературы 10 класс "Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина"

Данную презентацию можно использовать для проведения урока по сказкам Салтыкова-Щедрина...

Разработка урока творчества- создание фанфика по сказке М. Е. Салтыкова - Щедрина "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Предложенная разработка урока литературы - пример СОТВОРЧЕСТВА учащихся и учителя. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь  при изменении роли ученика, который должен стать активн...

Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина (презентация к методической разработке)

Презентация к методической разработке: "Анализ произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина".В данной разработке представлены следующие произведения: "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Д...

Учебно-методические материалы для организации итогового урока по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил"

Работа на уроке проходит в творческих группах или в формате веб-квеста. Каждая группа получает собственное задание, предполагающее работу с текстом, анализ собранных материалов, формулировку вывода ил...

Презентация к уроку-игре по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина

Презентацию  и кроссворд можно использовать на уроках литературы в качестве одного из этапов урока....