Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности»
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Ахмедина Гульназ Абдрахмановна
Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности» На данную тему отводится 2 учебных часа. Тип урока: урок комбинированный. Вид урока: урок-исследование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-issledovan.docx132.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование по теме  «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности»

На   данную тему отводится 2 учебных часа.

Тип урока: урок комбинированный.

Вид урока: урок-исследование.

Оборудование :  мультимедийный проектор, тексты сказок, раздаточный материал для каждого ученика: таблицы, план анализа художественного произведения, карточки с основными понятиями, учительская презентация.

Цель урока: развитие исследовательской компетенции учащихся на примере  сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, обучение работе в группах и анализу произведений.

Задачи:    

 1. Развитие аналитических  и творческих способностей учащихся;

                       2. Обучение навыкам работы с текстом;

                       3.  Развитие лингвистических умений: строить связное высказывание, давать логичный и последовательный ответ;

                       4. Совершенствование умения  доказывать, опровергать, сопоставлять, делать выводы;

  5. Развитие интеллектуальных способностей.

Эпиграф:              Сказки могучи по своей мысли, (1)

   Забавны (2)

  и вместе с тем трагичны (3)

по своему ядовитому ехидству, (4)

очаровывают своим языковым совершенством. (5)

I. Создание проблемной ситуации.

А.В.Луначарский

 –   Проанализируем эпиграф. Попробуем  определить, по какому плану будем работать?

  1. –Каждая сказка содержит глубокий смысл;
  2. – это особенность сказок – «забавлять»;
  3. –  изображение трагедии человеческой жизни;
  4. –  «ехидство» - это особенность сказок Салтыкова – Щедрина. Значит,  есть отличие от народных сказок;
  5. – сделаем анализ сказок, отметим языковые особенности и будем очарованы писательской манерой Салтыкова - Щедрина.

Планирование:    1. выяснить причины обращения писателя к сказкам, 2.Понять, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр; 3.  выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность; 4. показать своеобразие; повторить значение литературных терминов («гротеск», «эзопов язык», «сарказм», «ирония», «литота» и другие);  5. определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках; развивать умение анализировать сказки, Выявить художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина.

II. Работа по намеченному плану

1.  –   Так почему сатирик-романист обратился к столь скромному жанру, как сказка?

  1.  Дело в том, что традиции создания сказок на Руси были очень глубоки и древни; сказка, равно как и притча, имела несложный сюжет, который скрывал глубокий смысл, доступный только мыслящему читателю. (Сказочный жанр был широко распространён в русской литературе)
  2.  Очевидно, что Щедрин хотел спрятать реальное значение сказанного за безобидными сказочными событиями и в то же время выразить свою позицию. Сказочная манера изложения позволяла, несмотря на усилившуюся деятельность цензуры, затрагивать в своих произведениях самые острые в политическом отношении темы).
  3. Сказка с её мудрой простотой давала писателям в сжатом обобщённом виде изложить свою точку зрения на самые важные проблемы современности.
  4.  Сказки охотно читали (и читают до сих пор) абсолютно все. Пожалуй, нет более демократичного жанра в России, чем сказка. Щедрин мог обратиться к широкому кругу читателей, указав им на общественные пороки. (Простому читателю этот жанр наиболее понятен и близок)

Обращение к сказке

- Условия цензуры

- Популярность жанра

2.  –  Посмотрите внимательно на обложку нелегального издания сказок.

Обратите внимание на ЗАГЛАВИЕ: «Сказки для детей изрядного общества»

Копия Салтыков_иллюстрОбложка

–  Какие ассоциации у вас возникают со словом  «Сказка»? 

 = «Сказки» т.к. сами произведения написаны в духе сказок.

–  Какие ассоциации у вас возникают с  выражением «Изрядный возраст»?

=  Писатель сам намекает, что его сказки – не просто детская забава,   

Дети изрядного возраста – это

–  взрослые, нуждающиеся в поучении.

       –   Вспомните роман Тургенева «Отцы и дети». Здесь дети – это такие как Евгений Базаров,

            такие, у которых не потеряны совесть, ум, чувство правды.

 Вывод: Салтыков-Щедрин пишет “сказки” “для детей изрядного возраста”, то есть для взрослого читателя, которому надо открыть глаза на жизнь. Сказки разнообразны по содержанию, по представлению персонажей, но главная цель – пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми. 

3.  –   О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин?

 =  «Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина помогают понять значимость таких жизненных ценностей, как совесть, милосердие, честность, долг, смысл жизни и её предназначение. 

  1. – Как проиллюстрирована обложка?

= Она говорит о том, что если поднять занавес, т.е. начать листать «Сказки», то можно увидеть все пороки России 80 годов 19 века, которые стараются скрыть правители и эксплуататоры народа. Видно, как за занавес цепляются полицейский и свинья и стараются его задёрнуть.

  1.  –    Так  что же скрывается за этим занавесом?  

Какие темы объединяют сказки Салтыкова-Щедрина?

Сказки Салтыкова-Щедрина

Проблематика

Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)

Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

Положение народа («Коняга», «Кисель»)

Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»)

Трусость обывателя («Премудрый пискарь»)

Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»)

  1. –  Сказки «для детей изрядного возраста»  и русские народные сказки.  Есть в них общие черты?

Сопоставительный анализ:

         -     Общие черты?

         -     Отличительные черты?

Сопоставительный анализ: общие черты (с примерами из текста). 

Общие черты (Слайд )

Сказки Салтыкова-Щедрина 

    Зачин
Сказочный сюжет
Фольклорные выражения, пословицы, поговорки
Народная лексика
Сказочные персонажи
Концовка

Сказки русского народа 

    Зачин
Сказочный сюжет
Фольклорные выражения
Народная лексика
Сказочные персонажи
Концовка

Отличительные черты (Слайд 8)

Сказки Салтыкова-Щедрина 

    Сатира
Сарказм
Смешение категорий добра и зла
Нет положительного героя
Уподобление человека животному

Сказки русского народа 

    Юмор
Гипербола
Победа добра над злом
Положительный герой
Очеловечивание животных

 Салтыкова – Щедрина называют великим сатириком.

  1. – Работа со словарём

–    Скажите, что такое сатира? Чем она отличается от юмора?   

  = Сатира – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство, гневное, обличающее изображение пороков человека или общества)

=  Юмор – это мягкая форма комического, смех добродушный, не ставящий целью обличение человека, явления.)

–     Что такое ирония и сарказм? Чем они отличаются друг от друга?

=  Если произведение осмеивает и содержит в себе оценку того, что осмеивается, представляет собой тонкую, скрытую насмешку, – это ирония.

=  Если в произведении проявляется злая, язвительная, обличающая, а иногда и горькая насмешка, – это сарказм.

–      В творчестве Салтыкова – Щедрина встречаются все виды комического, но один из них преобладает. Какой?

 = САРКАЗМ

= Искусству  свойственны  разные  формы  смеха. В  зависимости, какую  общественную  проблему  поднимает  автор, он  применяет  разные  формы  смеха.

–  Какие? Дайте  определение  этим  понятиям:
Юмор – (смех  сочувственный, дружеский, добрый)
Сатира – (такой  смех, в  котором  есть  доля  гнева; обличительный, суровый, порою  беспощадный).
Сарказм – (язвительный  смех, в  котором  звучит  ненависть  или  презрение).

- Итак, виды комического: сатира, юмор, ирония, сарказм (Слайд 12)

– Разместите виды смеха по степени усиления отрицания

()                                                                         Юмор

Сарказм

Сатира

Ирония

(+)

Ирония

Юмор

Сатира

Сарказм


= Смех  необычно  освещает  авторский  идеал, прекрасное  выявляется  через  осмеяние  безобразного; высокое  утверждается  обличением  пошлого. Поэтому  в  эпоху  жесточайшей  реакции  приходилось   использовать  аллегорический, иносказательный  способ  выражения  художественной   мысли –
эзопов  язык, язык  недомолвок, намёков.   

– Что такое эзопов язык? Что вы знаете об этом художественном приеме?

  1. СООБЩЕНИЕ ученика

(Эзопов язык – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими насмешками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта VI века до н. э. Эзопа, создателя жанра басни. Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках, вынужден был прибегать к аллегорическим образам животных, птиц. Эзопова речь – своеобразная форма сатирической речи. Это целая система обманных сатирических приемов, призванных выразить художественно-публицистическую мысль не прямо, а иносказательно.

  1. Теоретический диктант.

1) Иносказание, в котором определенная мысль или понятие предаётся через обрисовку конкретных предметов, явлений действительности

 

      2) Явное преувеличение, имеющее целью усиление выразительности

      3)Изображение действительности в резко искажённом виде, соединение несоединимого, реального с фантастическим, того, что невозможно с точки зрения здравого рассудка

       4) Едкая, язвительная насмешка

5) Гневное осмеяние каких-либо опасных для общества пороков

6) Художественная речь,  основанная на иносказании (по имени древнегреческого баснописца)

       7) Эмоционально окрашенное определение

       8) Вид комического, в котором предметы, события, люди и их поступки показываются в смешном план

       9) Не существующее в действительности

=1.аллегория, 2. Гипербола, 3. Гротеск, 4. Сарказм, 5. Сатира,

   6. Эзопов язык, 7. эпитет, 8. Юмор, 9. Фантастика.

III. Слово учителя

Выводы по теме

- Этим языком и в этой манере написано большинство произведений Щедрина. Среди них — и цикл «Сказки для детей изрядного возраста».

Сказка Салтыкова-Щедрина –

сплав фольклорной сказки и басни

- Сказочный зачин

- Устойчивые выражения

- Фантастические события

- Образы животных

- Эзопов язык(язык иносказаний, намеков)

Особенности – Фантастическое + реальное; 

                 Комическое + трагическое; 

                Гротеск, гипербола, эзопов язык. 

        Писатель по существу создал новый жанр — политическую сказку.

        Щедрин  коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.

Сказка - орудие социально-политической сатиры

IV. Работа в группах.

1. группа – Работа над сказкой «Дикий помещик»

Примерный план анализа сказки:

  1. Основная тема сказки (о чем?).
  2. Главная мысль сказки (зачем?).
  3. Элементы   композиции:   экспозиция,   завязка,   кульминация, развязка.
  4. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
  5. Близость к народным сказкам. Отличие от народных сказок.
  6. Какие пороки обличает писатель?
  7. Сатирические приемы, использованные автором.
  8. Соединение фольклорного, фантастического и реального
  9. Каково значение эпитета “премудрый”?
  10.  Авторская позиция.
  11.  Ваше отношение к сказке.

2. группа – работа над сказкой «Премудрый пискарь».

Примерный план анализа сказки:

  1. Основная тема сказки (о чем?).
  2. Главная мысль сказки (зачем?).
  3. Элементы   композиции:   экспозиция,   завязка,   кульминация, развязка.
  4. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
  5. Близость к народным сказкам. Отличие от народных сказок.
  6. Какие пороки обличает писатель?
  7. Сатирические приемы, использованные автором.
  8. Соединение фольклорного, фантастического и реального
  9. Почему писатель даёт помещику странную фамилию Урус-Кучум-Кильдибаев и в то же    время называет его “русским помещиком?”
  10.  Авторская позиция.
  11.  Ваше отношение к сказке.

V.  Защита работ, выступление от групп.

VI. Д.З.            1. Закончить одно из высказываний:

 • «Салтыков-Щедрин осуждает…»;

 •  «Я не жалею, что познакомился с Щедриным, потому что…»;

 • «Я ценю в сказках Щедрина то, что…»

  • «Человек равнодушный – это…»;

       2. Придумать темы для сочинения  сатирической сказки ( не менее 3 тем).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по литературе в 10 классе по теме: "Семантика чисел в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е.Салтыкова-Щедрина

В материале показано, как можно построить урок-исследование с учащимися 10 класса при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина....

Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)

Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...

Художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина

Конспект урока литературы в 10 классе...

урок по теме "Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина - синтез творчества писателя"

на уроке расскрывается художественое своеобразие сказок, прослеживается связь традий русской сатиры с современностью, проводится синтез творчества писателя....

Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности»

Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности» На данную тему отводится 2 учебных часа. Тип урока: урок комбинированный. Вид урока: урок-исследование....

Технологическая карта урока литературы по теме "Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина"

Технологическая карта урока литературы по теме "Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" на примере сказки "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Ведущая технол...