Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности»
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovan.docx | 132.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности»
На данную тему отводится 2 учебных часа.
Тип урока: урок комбинированный.
Вид урока: урок-исследование.
Оборудование : мультимедийный проектор, тексты сказок, раздаточный материал для каждого ученика: таблицы, план анализа художественного произведения, карточки с основными понятиями, учительская презентация.
Цель урока: развитие исследовательской компетенции учащихся на примере сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, обучение работе в группах и анализу произведений.
Задачи:
1. Развитие аналитических и творческих способностей учащихся;
2. Обучение навыкам работы с текстом;
3. Развитие лингвистических умений: строить связное высказывание, давать логичный и последовательный ответ;
4. Совершенствование умения доказывать, опровергать, сопоставлять, делать выводы;
5. Развитие интеллектуальных способностей.
Эпиграф: Сказки могучи по своей мысли, (1)
Забавны (2)
и вместе с тем трагичны (3)
по своему ядовитому ехидству, (4)
очаровывают своим языковым совершенством. (5)
I. Создание проблемной ситуации.
А.В.Луначарский
– Проанализируем эпиграф. Попробуем определить, по какому плану будем работать?
- –Каждая сказка содержит глубокий смысл;
- – это особенность сказок – «забавлять»;
- – изображение трагедии человеческой жизни;
- – «ехидство» - это особенность сказок Салтыкова – Щедрина. Значит, есть отличие от народных сказок;
- – сделаем анализ сказок, отметим языковые особенности и будем очарованы писательской манерой Салтыкова - Щедрина.
Планирование: 1. выяснить причины обращения писателя к сказкам, 2.Понять, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр; 3. выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность; 4. показать своеобразие; повторить значение литературных терминов («гротеск», «эзопов язык», «сарказм», «ирония», «литота» и другие); 5. определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках; развивать умение анализировать сказки, Выявить художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина.
II. Работа по намеченному плану
1. – Так почему сатирик-романист обратился к столь скромному жанру, как сказка?
- Дело в том, что традиции создания сказок на Руси были очень глубоки и древни; сказка, равно как и притча, имела несложный сюжет, который скрывал глубокий смысл, доступный только мыслящему читателю. (Сказочный жанр был широко распространён в русской литературе)
- Очевидно, что Щедрин хотел спрятать реальное значение сказанного за безобидными сказочными событиями и в то же время выразить свою позицию. Сказочная манера изложения позволяла, несмотря на усилившуюся деятельность цензуры, затрагивать в своих произведениях самые острые в политическом отношении темы).
- Сказка с её мудрой простотой давала писателям в сжатом обобщённом виде изложить свою точку зрения на самые важные проблемы современности.
- Сказки охотно читали (и читают до сих пор) абсолютно все. Пожалуй, нет более демократичного жанра в России, чем сказка. Щедрин мог обратиться к широкому кругу читателей, указав им на общественные пороки. (Простому читателю этот жанр наиболее понятен и близок)
Обращение к сказке
- Условия цензуры
- Популярность жанра
2. – Посмотрите внимательно на обложку нелегального издания сказок.
Обратите внимание на ЗАГЛАВИЕ: «Сказки для детей изрядного общества»
– Какие ассоциации у вас возникают со словом «Сказка»?
= «Сказки» т.к. сами произведения написаны в духе сказок.
– Какие ассоциации у вас возникают с выражением «Изрядный возраст»?
= Писатель сам намекает, что его сказки – не просто детская забава,
Дети изрядного возраста – это
– взрослые, нуждающиеся в поучении.
– Вспомните роман Тургенева «Отцы и дети». Здесь дети – это такие как Евгений Базаров,
такие, у которых не потеряны совесть, ум, чувство правды.
Вывод: Салтыков-Щедрин пишет “сказки” “для детей изрядного возраста”, то есть для взрослого читателя, которому надо открыть глаза на жизнь. Сказки разнообразны по содержанию, по представлению персонажей, но главная цель – пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.
3. – О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин?
= «Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина помогают понять значимость таких жизненных ценностей, как совесть, милосердие, честность, долг, смысл жизни и её предназначение.
- – Как проиллюстрирована обложка?
= Она говорит о том, что если поднять занавес, т.е. начать листать «Сказки», то можно увидеть все пороки России 80 годов 19 века, которые стараются скрыть правители и эксплуататоры народа. Видно, как за занавес цепляются полицейский и свинья и стараются его задёрнуть.
- – Так что же скрывается за этим занавесом?
Какие темы объединяют сказки Салтыкова-Щедрина?
Сказки Салтыкова-Щедрина
Проблематика
Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)
Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
Положение народа («Коняга», «Кисель»)
Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»)
Трусость обывателя («Премудрый пискарь»)
Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»)
- – Сказки «для детей изрядного возраста» и русские народные сказки. Есть в них общие черты?
Сопоставительный анализ:
- Общие черты?
- Отличительные черты?
Сопоставительный анализ: общие черты (с примерами из текста).
Общие черты (Слайд )
Сказки Салтыкова-Щедрина Зачин | Сказки русского народа Зачин |
Отличительные черты (Слайд 8)
Сказки Салтыкова-Щедрина Сатира | Сказки русского народа Юмор |
Салтыкова – Щедрина называют великим сатириком.
- – Работа со словарём
– Скажите, что такое сатира? Чем она отличается от юмора?
= Сатира – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство, гневное, обличающее изображение пороков человека или общества)
= Юмор – это мягкая форма комического, смех добродушный, не ставящий целью обличение человека, явления.)
– Что такое ирония и сарказм? Чем они отличаются друг от друга?
= Если произведение осмеивает и содержит в себе оценку того, что осмеивается, представляет собой тонкую, скрытую насмешку, – это ирония.
= Если в произведении проявляется злая, язвительная, обличающая, а иногда и горькая насмешка, – это сарказм.
– В творчестве Салтыкова – Щедрина встречаются все виды комического, но один из них преобладает. Какой?
= САРКАЗМ
= Искусству свойственны разные формы смеха. В зависимости, какую общественную проблему поднимает автор, он применяет разные формы смеха.
– Какие? Дайте определение этим понятиям:
Юмор – (смех сочувственный, дружеский, добрый)
Сатира – (такой смех, в котором есть доля гнева; обличительный, суровый, порою беспощадный).
Сарказм – (язвительный смех, в котором звучит ненависть или презрение).
- Итак, виды комического: сатира, юмор, ирония, сарказм (Слайд 12)
– Разместите виды смеха по степени усиления отрицания
(–) Юмор Сарказм Сатира Ирония | (+) Ирония Юмор Сатира Сарказм |
= Смех необычно освещает авторский идеал, прекрасное выявляется через осмеяние безобразного; высокое утверждается обличением пошлого. Поэтому в эпоху жесточайшей реакции приходилось использовать аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли – эзопов язык, язык недомолвок, намёков.
– Что такое эзопов язык? Что вы знаете об этом художественном приеме?
- СООБЩЕНИЕ ученика
(Эзопов язык – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими насмешками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта VI века до н. э. Эзопа, создателя жанра басни. Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках, вынужден был прибегать к аллегорическим образам животных, птиц. Эзопова речь – своеобразная форма сатирической речи. Это целая система обманных сатирических приемов, призванных выразить художественно-публицистическую мысль не прямо, а иносказательно.
- Теоретический диктант.
1) Иносказание, в котором определенная мысль или понятие предаётся через обрисовку конкретных предметов, явлений действительности
2) Явное преувеличение, имеющее целью усиление выразительности 3)Изображение действительности в резко искажённом виде, соединение несоединимого, реального с фантастическим, того, что невозможно с точки зрения здравого рассудка 4) Едкая, язвительная насмешка | 5) Гневное осмеяние каких-либо опасных для общества пороков 6) Художественная речь, основанная на иносказании (по имени древнегреческого баснописца) 7) Эмоционально окрашенное определение 8) Вид комического, в котором предметы, события, люди и их поступки показываются в смешном план 9) Не существующее в действительности |
=1.аллегория, 2. Гипербола, 3. Гротеск, 4. Сарказм, 5. Сатира,
6. Эзопов язык, 7. эпитет, 8. Юмор, 9. Фантастика.
III. Слово учителя
Выводы по теме
- Этим языком и в этой манере написано большинство произведений Щедрина. Среди них — и цикл «Сказки для детей изрядного возраста».
Сказка Салтыкова-Щедрина –
сплав фольклорной сказки и басни
- Сказочный зачин - Устойчивые выражения - Фантастические события | - Образы животных - Эзопов язык(язык иносказаний, намеков) |
Особенности – Фантастическое + реальное;
Комическое + трагическое;
Гротеск, гипербола, эзопов язык.
Писатель по существу создал новый жанр — политическую сказку.
Щедрин коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.
Сказка - орудие социально-политической сатиры
IV. Работа в группах.
1. группа – Работа над сказкой «Дикий помещик»
Примерный план анализа сказки:
- Основная тема сказки (о чем?).
- Главная мысль сказки (зачем?).
- Элементы композиции: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
- Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
- Близость к народным сказкам. Отличие от народных сказок.
- Какие пороки обличает писатель?
- Сатирические приемы, использованные автором.
- Соединение фольклорного, фантастического и реального
- Каково значение эпитета “премудрый”?
- Авторская позиция.
- Ваше отношение к сказке.
2. группа – работа над сказкой «Премудрый пискарь».
Примерный план анализа сказки:
- Основная тема сказки (о чем?).
- Главная мысль сказки (зачем?).
- Элементы композиции: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
- Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
- Близость к народным сказкам. Отличие от народных сказок.
- Какие пороки обличает писатель?
- Сатирические приемы, использованные автором.
- Соединение фольклорного, фантастического и реального
- Почему писатель даёт помещику странную фамилию Урус-Кучум-Кильдибаев и в то же время называет его “русским помещиком?”
- Авторская позиция.
- Ваше отношение к сказке.
V. Защита работ, выступление от групп.
VI. Д.З. 1. Закончить одно из высказываний:
• «Салтыков-Щедрин осуждает…»;
• «Я не жалею, что познакомился с Щедриным, потому что…»;
• «Я ценю в сказках Щедрина то, что…»
• «Человек равнодушный – это…»;
2. Придумать темы для сочинения сатирической сказки ( не менее 3 тем).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование по литературе в 10 классе по теме: "Семантика чисел в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е.Салтыкова-Щедрина
В материале показано, как можно построить урок-исследование с учащимися 10 класса при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина....
Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)
Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...
Художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина
Конспект урока литературы в 10 классе...
Презентация к уроку "Художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина"
Презентация к уроку литературы в 10 классе...
урок по теме "Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина - синтез творчества писателя"
на уроке расскрывается художественое своеобразие сказок, прослеживается связь традий русской сатиры с современностью, проводится синтез творчества писателя....
Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности»
Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности» На данную тему отводится 2 учебных часа. Тип урока: урок комбинированный. Вид урока: урок-исследование....
Технологическая карта урока литературы по теме "Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина"
Технологическая карта урока литературы по теме "Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" на примере сказки "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Ведущая технол...