Доклад на тему «Родной язык (русский) в школе: зачем, что и как изучать».
учебно-методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_o_rodnom_yazyke_v_shkole.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение им. Л.Н.Толстого п. Лев Толстой, Липецкая область
Доклад на тему «Родной язык (русский) в школе: зачем, что и как изучать».
Учитель: Кузнецова Т.А.
2020
По отношению человека к своему родному языку
можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне,
но и о его гражданской ценности».
К.Г.Паустовский
Мы живем в прекрасной большой стране, в которой на протяжении многих веков сосуществуют дружно и в равенстве множество разных национальностей. Народы России на своем пути встречали много трудностей и сумели преодолеть их во многом благодаря единому русскому языку. Но в процессе такого единения мы обнаруживаем, что народы теряют своё своеобразие, свои корни – родные языки. Именно с целью сохранения родных языков был введён в школы курс «родного языка» и «родной литературы».
Четыре года назад были скорректированы школьные стандарты - ФГОС. В них появилось разделение на три крупных блока. Отдельно - русский с литературой, отдельно - родной язык и родная литература и отдельно - иностранные языки. Все - обязательны для изучения.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка. (Статья 14 дополнена в части 4 и в части 6).
Но что получилось в некоторых национальных республиках? Весь класс шел на урок национального родного языка, а что было делать ребенку, для которого родной - русский язык? Он шел на занятия вместе со всеми. Подобные случаи вызвали большой общественный резонанс. После этого на федеральном уровне пришлось вносить изменения в Закон "Об образовании в РФ".
Было прописано, что родным языком считаются все языки народов РФ, в том числе русский. И почему в таком случае дети в национальной республике изучают свой родной язык и родную литературу как отдельные предметы, а ребята, например, в Липецкой области этого лишены с точки зрения дополнительных часов? У всех детей, независимо от региона, должны быть равные образовательные возможности. Вот так фактически и появились новые предметы - русский родной язык и русская родная литература. По своему содержанию они не могут и не должны дублировать уже существующие школьные предметы.
ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ДАТЬ ОТВЕТ НОВЫЙ ШКОЛЬНЫЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА:
- ПОЧЕМУ ЯЗЫК СРАВНИВАЮТ С ЗЕРКАЛОМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ? ПОЧЕМУЯЗЫК – ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ?
- ЧТО ЯЗЫК МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ НАМ О НАШИХ ДАЛЁКИХ И НЕ ОЧЕНЬ ДАЛЁКИХ ПРЕДКАХ И О НАС САМИХ?
- ПОЧЕМУ НАДО ЗАБОТИТЬСЯ О СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ РОДНОГО ЯЗЫКА? ЧТО КАЖДЫЙ МОЖЕТ ДЛЯ ЭТОГО СДЕЛАТЬ?
В СОДЕРЖАНИИ КУРСА ВЫДЕЛЯЮТСЯ ТРИ МАГИСТРАЛЬНЫЕ ЛИНИИ, ТРИ БЛОКА - МОДУЛЯ: РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. РЕЧЬ.ТЕКСТ.
На обычных уроках русского языка мы изучаем язык как систему, большое внимание уделяем развитию речи, освоению орфографии и пунктуации. Что касается курса родного языка, то он разбит на три блока.
Первый - лингвокультурология. Это попытка соотнести язык и культуру - погрузиться в забытые слова (архаизмы и историзмы), "поиграть" с дополнительными оттенками, которые несут некоторые слова и выражения, отражающие мировоззрение русского человека. В обычном курсе русского языка на это просто не хватает времени. Данный модуль позволяет пробудить мысли, эмоции ребенка по поводу того, каким богатством он владеет - русским языком.
Второй блок - это нормы речи. Правильная постановка ударения, верное словоупотребление, грамматическая культура речи - все это западающие звенья традиционного курса русского языка.
А третий - риторика. Этим мы тоже на уроках русского языка почти не занимаемся. Как правило, у школьников проверяются навыки письменной речи - диктанты, изложения, сочинения. С учетом того, что в девятом классе ввели итоговое собеседование, возвращение риторики в школу - новость хорошая. И вообще, учитель-словесник только рад тому, что в расписании появились дополнительные часы, которые он точно не потратит впустую.
С прошлого учебного года у детей есть возможность изучать свой родной язык. Правда, есть ограничение. В Законе "Об образовании в РФ" сказано, что всем детям "гарантируется получение образования на государственном языке РФ, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования". Что значит эта фраза на практике? Если родители захотят, чтобы ребенок изучал свой родной язык, который больше никто в школе изучать не будет или если нет преподавателей, то в качестве родного ему будет предлагаться русский язык.
Что же делать, если ребёнок всё же захочет изучать свой родной язык, а такой возможности в школе нет?
Существует два варианта решения этой проблемы. Первый - сетевая модель обучения, когда для обучающегося подыскивается внешний (из другой образовательной организации) преподаватель его родного языка, а школа по договоренности засчитывает результаты, которые ребенок получает при прохождении курса. Только при таком положении школа может столкнуться с трудностью юридического оформления собственной образовательной программы, в которой должна быть заложена возможность изучения любого языка народов РФ. Ведь в стране двести пятьдесят национальных языков, на которых говорят народы России
Второй вариант - дистанционное обучение с помощью современных электронных ресурсов. Если бы на платформе Российской электронной школы ребенок мог пройти курс родного языка и получить итоговую отметку, то школа могла бы ее зачесть в аттестат. Но пока это лишь планы, которые, возможно, со временем будут реализованы.
Стоит заметить, что ни один "обязательный" документ не оговаривает, с какого класса вводить курс родного русского языка и сколько часов на него отвести. В этом смысле многие школы имеют право выбора. При этом для выставления отметки в аттестат курс должен быть пройден в объеме чуть более 60 часов.
Но на какие шаги иногда идут в регионах? "Режут" и без того урезанные эстетические программы - ИЗО, музыку, мировую художественную культуру. Некоторые школы стали даже забирать часы у русского государственного языка - и искусственно передавать их на русский родной язык. Этого категорически делать нельзя, о чем в регионы были разосланы специальные письма минпросвещения и Рособрнадзора. Предметы "родной язык" и "родная литература" стали обязательной частью программы. Отметки за них должны быть выставлены в аттестат
Есть две линейки учебных пособий, разработанные ведущими издательствами. Но это именно пособия, которые пока не включены в федеральный перечень учебников. Деньги на их закупку школам выделить проблематично. Поэтому сейчас одна из важнейших задач - форсировать процедуру экспертизы этих пособий и включения их в федеральный перечень именно как учебников. Иначе школы побоятся потратить деньги на их закупку. И это одна сторона проблемы.
А вот вторая сторона. В России более 250 национальных языков. Но далеко не по всем из них разработаны примерные образовательные программы и пособия.
Официально Примерные образовательные программы для школ утверждены уже по 18 национальным языкам, в том числе русскому родному. Их можно найти на официальном сайте реестра общеобразовательных программ.
Всего же, по оценкам специалистов, сегодня существует запрос на изучение 81 языка народов нашей страны. Среди них есть коренные и малочисленные. Первые 64 учебника по 8 языкам будут созданы уже до конца этого года. Ряд учебников находится на стадии утверждения для включения в федеральный перечень. Также в ближайшее время будет утверждена Концепция преподавания родных языков.
Министерство просвещения Российской Федерации обеспечивает сопровождение изучения и преподавания государственных языков субъектов Российской Федерации, родных языков народов России. И в этой связи особая роль отведена Фонду сохранения и изучения родных языков народов РФ. Кроме того, вопросы разработки и внедрения передовых технологий по преподаванию родных языков народов России, в том числе методик для работы с двуязычными детьми, на всех уровнях образования ведет Институт развития родных языков народов Российской Федерации, созданный на базе Центра реализации государственной образовательной политики и информационных технологий.
В центре внимания - научные исследования, создание и обновление словарей, проведение культурно-просветительских конкурсов, олимпиад и культурных проектов. Ну и, конечно, разработка учебников и методических пособий для учителей.
Что касается предметов "русский родной язык" и "русская родная литература", то они носят в большей степени культурологический характер.
Важнейшая задача курса "Русский родной язык" - приобщение школьников к фактам русской языковой истории, истории русского народа, формирование представлений о сходстве и различиях русского и других языков в контексте их богатства и своеобразия, национальных традиций и культур народов России. Кроме того, содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении. Оно опирается на основной курс - "Русский язык и литература" - сопровождает и поддерживает, но не дублирует его. Имеет преимущественно практико-ориентированный характер".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Төрле төркемнәр өчен эш программалары./ Рабочие программы по предмету Родной язык (русский), Родной язык (татарский).
Эш программалары тәкъдим итәм. Тел дәресләре атнага 2 сәгать, уку дәресләре атнага 1 сәгать исәбеннән....
Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП
Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП...
Конспект урока родного языка (русского) в 9 классе по теме "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"
Урок №1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...
доклад на тему "Что такое программа воспитания и зачем она нужна?"
Для чего нужна новая программа воспитания...
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: «Об особенностях преподавания предмета «Родной язык» в основной школе»
В связи с вступлением в силу 14 августа 2018 г. Федерального закона №317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 федерального закона “Об образовании в Российской Фед...
КТП и ТП уроков курса "Родной язык (русский)" для 12 класса школы-интерната для обучающихся с ОВЗ по учебнику А. И. Власенкова
Календарно-тематическое планирование, тематическое планирование уроков курса "Родной язык (русский)" для 12 класса школы-интерната для обучающихся с ОВЗ...