Конспект урока родного языка (русского) в 9 классе по теме "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"
план-конспект урока (9 класс)
Урок №1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_rodnogo_yazyka.docx | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ
Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА
Цель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить обучающимся, что русский язык – хранилище сведений об истории, материальной и духовной культуре русского народа; познакомить с учебником, определить границы знания и «незнания» у девятиклассников, приступающих к изучению предмета; начать знакомство с понятиями «кумулятивный», «аккумулятивный», «безэквивалентный», «когнитивный», «коммуникативный».
Тип урока: Урок объяснения нового материала.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать роль языка в жизни человека, общества, в отражении культуры и истории русского народа, функции русского языка; уметь видеть связь языка и культуры в лексических единицах.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретённая компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).
Личностные: осознание культурной и исторической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения: Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, фронтальная.
Образовательные ресурсы:
http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html
http://festival.1september.ru/subjects
http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192
Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстративный материал: Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем.
Основные понятия: Кумулятивный, аккумулятивный, безэквивалентный, когнитивный, коммуникативный.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Приходят ли вам мысли о том, что такое язык? Язык – это средство человеческого общения. С помощью слов человек выражает свои мысли и передаёт их другим. В языке отражается история, культура и быт народа.
Русский поэт, литературный критик, переводчик, близкий друг А.С. Пушкина Пётр Андреевич Вяземский писал:
Язык есть исповедь народа,
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной.
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
- Прочитайте высказывания известных представителей русской культуры. Какая тема объединяет эти высказывания? Назовите эту тему и устно обоснуйте свой ответ
Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своём. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может. Всё, что есть у народа в его быте и понятиях, и всё, что народ хочет сохранить в своей памяти, выражается и сохраняется языком. (Измаил Иванович Срезневский)
Слово – не случайная комбинация звуков, не условный знак для выражения мысли, а творческое дело народного духа, плод его поэтического творчества. Это – художественный образ, в котором запечатлелось наблюдение народа над самим собой и над окружающим миром. (Василий Осипович Ключевский)
- Проанализируйте каждое высказывание, выделите ключевые слова. Определите, в каких значениях используются слова и словосочетания язык, слово, народный дух.
Работа в группах над высказыванием В.О. Ключевского о слове.
- Как вы понимаете смысл высказывания В.О. Ключевского о слове? Размышляя над ответом на этот вопрос, подумайте, какие наблюдения над окружающим миром и какие образы использовались русским народом при создании, например, слов подснежник или ущелье. Какие образы и признаки были положены в основу создания абстрактных существительных родина и отечество?
Дидактическое задание. Сформулируйте мысли, содержащиеся в приведённых высказываниях, и запишите их в виде утверждений (тезисов).
3. Выявление места и причины затруднения.
- Какая группа быстрее всего справилась с заданием? Как вы думаете, почему? Что явилось причиной затруднения в других группах?
- Язык – универсальное средство общения во всех сферах жизни человека; чем совершеннее владеет человек родным языком, тем легче ему устанавливать добрые отношения с другими людьми. Однако не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно упорно и терпеливо учиться.
- Умеете ли пользоваться родным языком – этим мощным оружием? Можете ли вы отличить когнитивную функцию русского языка от кумулятивной? Экспрессивную от эстетической? Нет? Что мы должны сделать для того, чтобы получить эти знания? А нужны ли нам помощники в этом трудном деле? Давайте познакомимся с ними.
Знакомство с учебным пособием «Русский родной язык».
- Что в оглавлении показалось знакомым, а что совсем новым? Обращает внимание на рубрики «Моя Россия», «Из истории языка», «Диалог культур», «Лингвистические заметки», «Толковый словарь», «Круг чтения». Показывает учебник, объясняет, как им пользоваться. Организует работу с упражнением 1 (с.4).
Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться, На четыре – руки шире,
Два – нагнуться, разогнуться, Пять – руками помахать,
Три – в ладоши три хлопка, Шесть – на место тихо сесть.
Головою три кивка.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися, принимающими её на себя.
Рубрика «Из истории языка» на с. 4 поможет осмыслить тесную связь языка и культуры народа на примере истории слов родина, отечество, отчизна.
Рубрика «Диалог культур» на с. 4 даст возможность показать обучающимся творческое отношение народа к своему языку при сравнении русского и английского языков.
Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
- К каким выводам о роли языка в жизни людей привели вас выполненные задания?
Язык является важнейшим средством общения людей, основным способом передачи информации, обмена мыслями, впечатлениями. Эту функцию языка называют коммуникативной. Другая важная функция языка – когнитивная (познавательная) – отражение мышления человека. Третья фундаментальная функция языка – кумулятивная, или накопительная. Термин кумулятивный в лингвистике употребляется наряду с термином аккумулятивный. Оба слова восходят к латинскому cumulare – «складывать», «заполнять».
Выполняя кумулятивную функцию, русский язык становится хранилищем сведений об истории, а также материальной и духовной культуре русского народа: его обычаях, традициях, нравственных ценностях. Особенности мировоззрения русского народа и его взглядов на мир ярче всего проявляются в лексике и фразеологии и отражаются в словах-историзмах, словах с национально-культурным значением, прежде всего безэквивалентных, крылатых словах и выражениях из русских народных и литературных сказок, известных литературных произведений, в пословицах и поговорках.
Безэквивалентные слова отражают специфические особенности русской культуры, то есть предметы, явления и понятия, которые не имеют эквивалентов в жизни и культуре носителей других языков. Такие слова чаще всего являются непереводимыми и могут заимствоваться другими народами вместе с самими предметами. Например, во многие языки мира вошли русские слова квас (англ. Kvass; нем. Kwas; франц. Kwas), самовар (англ. Samovar; нем. Samovar; франц. samovar), сарафан (англ. Sarafan; нем. Sarafan; франц. sarafane), ujhjlrb (англ. gorodki; нем. Gorodki; франц. gorodki) и др.
- Проанализируйте схему «Важнейшие функции русского языка» (упр. 2). Опираясь на схему, расскажите о кумулятивной (накопительной) функции русского языка и её месте в ряду других функций.
- Вопрос о классификации функций языка и их названиях решается в научной литературе по-разному. Некоторые учёные считают, что основной и ведущей функцией языка является коммуникативная, а мыслительная функция, именуемая иногда терминами познавательная, когнитивная (от лат. cognitio - «познание»), и кумулятивная (накопительная) функция входят в её состав, так как общение с помощью языка предполагает формирование и выражение мыслей, а также опору на накопленные знания и опыт.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Упр. 3 - анализ безэквивалентной лексики русского языка из статьи «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля.
Лапоть, лапоток, лапотишко, лапотище, м. – короткая плетёная обувь на ножную лапу, по щиколотки, из лык (лычники), мочалы (мочалыжники), реже из коры ракиты, ивы (верзни, ивняки), берёзы (берестяники), дуба (дубовики), из тонких корней (коренники), из драни молодого дуба (дубачи), из пеньковых очёсков, разбитых ветхих верёвок (курпы, круцы, чуни, шептуны), из конских грив и хвостов (волосяники), наконец, из соломы (соломенники). Лычный лапоть плетётся в 5-12 строк <…> Лапти обуваются на портяные и шерстяные подвёртки и подвязываются оборами в переплёт накрест до колена; лапти без обор для дома и двора плетутся повыше обычного… Жениться – на лапоть надеть. Не учась (не умеючи), и лаптя не сплетёшь. В дорогу идти, пятеры лапти сплести. Станешь лапти плесть, как нечего есть. Правда в лаптях, а кривда, хоть и в кривых, да в сапогах. В лапоть звонить – быть без дела.
- Опираясь на эти материалы, объясните, почему Толковый словарь В.И. Даля называют энциклопедией русской жизни и истории русского народа, воплощённой в словах, пословицах, поговорках, песнях и преданиях.
- Приведите свои примеры, подтверждающие справедливость мысли о том, что в словаре Даля содержатся самые разнообразные сведения о жизни русского народа.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в парах – упр. 5.
- Прочитайте русские пословицы и объясните их значения. Распределите пословицы по тематическим группам. Какие пословицы можно поместить в несколько тематических групп? Проанализируйте пословицы в каждой группе. Составьте рассказ о том, какие духовно-нравственные идеалы отражены в русских пословицах и поговорках.
Добрая слава лучше богатства.
Верному другу цены нет.
Человек без семьи, что дерево без плодов.
С лица не воду пить.
На чужой стороне и весна не красна.
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
Счастье и труд рядом живут.
Безделье – мать всех пороков.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Делу время, а потехе час.
На чужом горе счастья не построишь.
Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает.
Семья в куче – не страшна и туча.
Человек без родины, что соловей без песни.
Дети родителям не судьи.
Всякий счастья своего кузнец.
Муж за гуж, жена за другой.
Не оставляй отца-мать на старости лет.
Друг денег дороже.
Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
Слезами горю не поможешь.
В несчастье не унывай, а печаль одолевай.
В бою за отчизну и смерть красна.
8. Включение в систему знаний и обобщение.
- Для чего нужен людям язык? Назовите важнейшие функции русского языка.
Подведём итог наблюдениям: язык нужен во всех областях жизни человека – чтобы обмениваться мыслями и чувствами, учиться, обогащать свои знания и опыт, организовывать совместную работу, домашние дела, отдых, находить взаимопонимание дома, школе, транспорте, магазине, кругу сверстников, среди старших и младших...
В языке содержаться самые разнообразные сведения о жизни народа.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
- Что нового узнали на уроке?
- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
- Понравилось ли вам на уроке и почему?
- Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку нашей работе.
- Писатель А.Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Давайте же будем беречь чистоту нашего родного языка!
10. Домашнее задание: Упр. 4, с. 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделы русского языка"
конспект урока русского языка в 5 классе коррекционных школ 2 вида по теме "Разделы русского языка" в форме путешествия "Регата по заколдованным островам" с презентацией и физминуткой...
Конспект урока русского языка в 8 классе. Подготовка к сочинению. Описание памятника культуры
Презентация к уроку представлена в моём портфолио....
Технологическая карта урока родного языка (русского) в 9 классе "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"
Технологическая карта к уроку № 1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...
План-конспект урока русского языка в 9 классе, проведённого совместно с сельской библиотекой. Тема: "Международное значение русского языка".
Урок изучения нового материала.Средства обучения – Русский язык: учебник для 9 класса А.Д. Ладыженская Т.А. Тростенцова Л.А. и др. - изд. 7-е - М.: «Просвещение», 2010 г.; дида...
Отражение в русском языке культуры и истории русского народа.9 класс.
Конспект первого урока родного (русского) языка за курс 9 класса....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА...
Конспект урока русского языка в 10 классе Грамматические нормы современного русского языка и их функционирование в речи.
Конспект урока русского языка в 10 классе на тему Грамматические нормы современного русского языка и их функционирование в речи...