Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП
календарно-тематическое планирование (6 класс)
Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
родная литература (русская) 6 класс | 97.5 КБ |
родной язык (русский) 6 класс | 36.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)» 6 класс
Личностные результаты :
- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;
- осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского государства;
- формирование чувства любви к Родине и патриотизма;
- формирование основ коммуникативной компетентности в общении;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Метапредметные результаты :
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание родной литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)» 6 класс
Введение.
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Литературная сказка (1).
Н.Д. Телешов. «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке.
Из литературы ХIХ века.
А.С. Пушкин. «Выстрел». Мотивы поступков героев повести. Чувство мести, милосердие, благородство.
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда»,
«Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».
Поэтический образ Родины. И. С. Никитин. «Русь»; М. Ю. Лермонтов.
«Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихов.
Из литературы ХХ века.
Ю. Вронский. «Юрьевская прорубь». Формирование характера подростка. Настоящая дружба. Образ средневекового города. Анализ главы
«Бунт Мартина». Нравственные уроки повести.
Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны». Главы «Где искать спасения?», «На Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…» (или другие по выбору учителя). Драматическая история жителей полесской деревушки, война и дети. Смелость, мужество героев, глубокая вера в человека, в его лучшие душевные качества.
А.П. Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское движение.
Сочинение «Нужны ли сейчас тимуровцы?»
Стихи о прекрасном и неведомом. А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилёв «Жираф», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов
«Почему-то в детстве...».
А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Почему семья нужна человеку? Необходимость бережного отношения к близким.
А.В. Масс. «Сказка о черноокой принцессе», «Сочинение на тему: «Моя подруга» (по выбору учителя). Духовно-нравственная проблематика рассказов. Позиция автора.
Ю. Кузнецова. "Помощница ангела". Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.
Сочинение «Нравственные уроки произведений современной литературы».
Творчество поэтов Ростовской области (по выбору учителя). Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Лирический герой в произведениях.
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Литературная сказка | 1 |
3 | Из литературы ХIХ века | 4 |
4 | Из литературы ХХ века | 10 |
5 | Творчество поэтов Ростовской области | 1 |
Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по родной литературе (русской) в 6 а классе
Учитель:
Клётченко Ольга Николаевна
По плану – 17 ч, по КТП – 17 ч.
№ п/п | Раздел учебной программы, темы уроков. | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Материально-техническое обеспечение | Формы контроля на уроке | Дата проведения урока | |
По плану | По факту | ||||||
Введение | |||||||
1 | Книга поколения как духовное завещание одного поколения другому. | 1 | Учатся воспринимать книгу как духовное завещание одного поколения другому. | Презентация | ФО | 14.09 | |
Литературная сказка. | |||||||
2 | Н.Д. Телешов. «Белая цапля». Нравственные проблемы, поставленные в сказке. | 1 | Знакомятся с понятием литературная сказка. | Презентация | УО | 28.09 | |
Из литературы ХIХ века | |||||||
3 | А.С. Пушкин. «Выстрел». Мотивы поступков героев повести. Чувство мести, милосердие, благородство. | 1 | Актуализируют знания о литературе XIX века. Учатся анализировать аксиологические основы, заложенные в произведении. | 12.10 | |||
4 | Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире). | 1 | Презентация | ФО | 26.10 | ||
5 | Н.Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. | 1 | Учатся анализировать аксиологические основы, заложенные в произведении. | Презентация | УО | 16.11 | |
6 | Поэтический образ Родины. И. С. Никитин. «Русь»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихов. | 1 | Актуализируют знания о литературе XIX века. Учатся анализировать аксиологические основы, заложенные в произведении. | Презентация | УО | 30.11 |
Из литературы 20 века | |||||||
7 | Ю. Вронский. «Юрьевская прорубь». Формирование характера подростка. Настоящая дружба. Анализ главы «Бунт Мартина». Нравственные уроки повести. | 1 | Осваивают особенности литературного процесса ХХ века. Анализируют жанрово- родовую специфику произведений ХХ века. | 14.12 | |||
8-9 | Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны». Главы «Где искать спасения?», «На Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…» (или другие по выбору учителя). Смелость, мужество героев, глубокая вера в человека, в его лучшие душевные качества. | 2 | Презентация | УО | 11.01 25.01 | ||
10 | А.П. Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское движение. | 1 | Презентация | ФО | 08.02 | ||
11 | Сочинение «Нужны ли сейчас тимуровцы?» | 1 | Создают письменное монологическое высказывание на заданную тему | ТР | 22.02 | ||
12 | Стихи о прекрасном и неведомом. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилёв «Жираф», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему- то в детстве...». | 1 | Осваивают особенности литературного процесса ХХ века. Анализируют жанрово- родовую специфику произведений ХХ века. | Презентация | УО | 07.03 | |
13 | А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Почему семья нужна человеку? Необходимость бережного отношения к близким. | 1 | Презентация | ФО УО | 21.03 | ||
14 | А.В.Масс. «Сказка о черноокой принцессе», Духовно-нравственная проблематика рассказов. | 1 | Презентация | УО | 11.04 |
15 | Ю. Кузнецова. "Помощница ангела". Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба. | 1 | Презентация | ФО | 25.04 | ||
16 | Сочинение «Нравственные уроки произведений современной литературы». | 1 | Создают письменное монологическое высказывание на заданную тему | ТР | 16.05 | ||
17 | Творчество поэтов Ростовской области (по выбору учителя). Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Лирический герой в произведениях. | 1 | Актуализируют знания о творчестве поэтов Ростовской области. Знакомятся с произведениями о природе поэтов-земляков. | Презентация | УО | 30.05 |
«Согласовано»
зам. директора по УВР
___________________
«31» августа 2019г.
Коррекция планирования
Дата непроведённого урока | Причина | Коррекция |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по родному языку (русскому) 6 а класс
Учитель: Клётченко Ольга николаевна
По учебному плану: 18 часов
По КТП 17 часов
№ п/п | Раздел учебной программы. Темы уроков, контрольных, практических работ. | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Материально-техническое обеспечение | Формы контроля на уроке | Дата проведения урока | |
По плану | По факту | ||||||
| Язык и культура (5ч) | ||||||
1 | Краткая история русского родного языка. | 1 | Составление плана текста, устные высказывания, работа со словарём | презентация | ФО | 07.09 | |
2 | Диалектизмы. | 1 | Работа с текстом учебника, составление плана текста, устные высказывания | ПДЗ, ФО | 21.09 | ||
3 | Лексические заимствования. | 1 | Работа с учебниками, составление таблицы в тетрадях | ПДЗ, ФО, ИР | 05.10 | ||
4 |
Неологизмы. |
1 | Работа с текстом учебника, составление плана текста, устные высказывания | презентация | ПДЗ, ФО | 19.10 | |
5 | Русская фразеология. | 1 | Эвристическая беседа, выразительное чтение, работа с упражнениями учебника | ПДЗ, ФО | 09.11 | ||
|
| Культура речи (6ч) |
| ||||
6 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературногоязыка. | 1 | Устные высказывания, беседа, составление таблицы, упражнения учебника | ПДЗ, ФО | 23.11 | ||
7 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы, омонимы, паронимы. | 1 | Самостоятельная работа по выполнению практических заданий | КР, СР, диктант | 07.12 | ||
8 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | 1 | Устные высказывания, беседа, составление таблицы, упражнения учебника | ПДЗ, ФО, ИР | 21.12 | ||
9 | Нормы употребления форм имен прилагательных. | 1
| Устные высказывания, беседа, составление таблицы, упражнения учебника | презентация | ПДЗ, ФО | 18.01 | |
10 | Нормы употребления причастий. | 1 | Запись текста под диктовку, работа с грамматическими заданиями | КР, СР, диктант | 01.02 | ||
11 | Этика и речевой этикет. | 1 | Работа с текстом, работа со словарем | ФО, ГР | 15.02 | ||
|
| Речь. Речевая деятельность. Текст. (6ч) | |||||
12 |
Текст как единица языка и речи. | 1 | Работа с текстом, с упражнениями учебника | ФО | 29.02 | ||
13 | Функциональные разновидности языка. | 1 | Работа с текстом, работа со словарем | ТР, сочинение | 14.03 | ||
14 | Художественный и разговорный стили языка. | 1 | Работа со схемой, с упражнениями учебника | Мобильный класс | ФО, ИРК | 04.04 | |
15 | Учебно-научный стиль. | 1 | Работа со схемой, объяснит. диктант, упражнения учебника | ПДЗ, ФО | 18.04 | ||
16 | Публицистический стиль. Устное выступление. | 1
| Работа с упражнениями учебника, эвристическая беседа | ПДЗ, ФО | 02.05 | ||
17 | Язык художественной литературы. | 1 | Работа с упражнениями учебника, эвристическая беседа | Видеоурок с диска «Инфоурок» | ПДЗ, ФО, СР | 23.05 |
«Согласовано»
зам. директора по УВР
___________________
«31» августа 2019 г.
Коррекция планирования
Дата урока | причина | коррекция |
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родной русский язык»
Личностные результаты:
1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
• научиться целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Ученик научится:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
• научится основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
Ученик получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Предметные результаты изучения предметной области " Русский родной язык " должны отражать:
Родной язык:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА «Родной русский язык»
6 КЛАСС (17 часов)
Раздел 1. Язык и культура (5 ч)
Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.
Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.
Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.).
Раздел 2. Культура речи (6 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов.
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч. существительных III склонения; род.п. ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.
Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).
Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен).
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.
Речевой этикет
Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (6 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Текст как единица языка и речи
Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека
Тематическое планирование
Тема раздела | Количество часов | |
1 | Язык и культура. | 5 |
2 | Культура речи | 6 |
3 | Речь. Речевая деятельность. Текст. | 6 |
Итого: | 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
русский язык 5 класс рабочая программа
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Баранова М.Т. Учебник для 5 класса Ладыженской Т.А....
русский язык 8 класс рабочая программа
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по программе Баранова М.Т. Учебник Тростенцовой Л.А....
ФГОС Русский язык 6 класс Рабочая программа (по программе М. Разумовской) КТП на 1 четверть
Документ, включающий в себя 5 разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки уч-ся; перечень учебно-методического обеспечения....
ФГОС Русский язык 6 класс Рабочая программа (по программе М. Разумовской) КТП на 2 четверть
тематическое планирование с УУД...
КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)
КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...
Русский язык. 6 класс. Рабочая программа.
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе ФГОС основного общего образования с учётом целей и задач Основной образовательной программы основного общего образования....
Русский язык. 5 класс. Рабочая программа к учебному комплексу под ред.В.В.Бабайцевой
Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС...