Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: «Об особенностях преподавания предмета «Родной язык» в основной школе»
учебно-методический материал

Ольга Сергеевна Ефимова

В связи с вступлением в силу 14 августа 2018 г. Федерального закона №317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”» Департамент государственной политики в сфере общего образования разработал рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного для использования в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_rodnom_yazyke.docx15 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

на методическом объединении

учителей русского языка и литературы

по теме: «Об особенностях преподавания

предмета «Родной язык» в основной школе»

Ефимова Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы МАОУСОШ №8

Познакомьтесь с перечнем официальных документов, которые регулируют введение родного языка и родной литературы в 2019-2020 учебном году.

В связи с вступлением в силу 14 августа 2018 г. Федерального закона №317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”» Департамент государственной политики в сфере общего образования разработал рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного для использования в работе.

Родной язык – язык из числа языков народов России, в том числе это и русский язык. Выбор языка – право родителей (п. 1 ч. З ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

На основании ФЗ-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» и в соответствии с письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20.12.2018 г. № 03-510 образовательная программа ОО разрабатывается в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом примерных основных образовательных программ (в части, не противоречащей нормам соответствующего ФГОС).

Следовательно, учебные планы основного общего и среднего общего образования, разрабатываемые общеобразовательными организациями, должны включать предметную область «Родной язык и родная литература» в учебных планах 5-9, 10-11 классов.

Программа «Русский родной язык» в основной школе предназначена для сопровождения и поддержки основного курса русского языка, который является обязательным для изучения во всех школах Российской Федерации. Считаю, что содержание программы «Русский родной язык» построено с учетом возрастных особенностей детей. Данный курс состоит из трех блоков: «Язык и культура»,  «Культура речи»,  «Речь. Текст»

Блок «Язык и культура» позволит учащимся расширить представление о материальной и духовной культуре русского народа.

Блок «Культура речи» формирует речевую культуру учащихся, в том числе связанную с коммуникацией в интернет- пространстве. В данном блоке учащиеся знакомятся со словарями и справочниками, с речевым этикетом в разных областях жизни человека. Там даны памятки для правильного использования слов различных стилей речи, рассказывается о лексической сочетаемости слов.

В блоке «Речь. Текст» предложены тексты разных стилей речи с толкованием непонятных слов. Предлагается самостоятельно подготовить задание и выполнить орфографические и пунктуационные практикумы.

Важным разделом в учебном пособии является рубрика «Из истории языка», которая дает возможность учащимся расширить свои знания в этой области.

Рубрика «Диалог культур» помогает узнать, как то или иное слово звучит в разных языках мира и что оно означает.

С трудом знаменитых ученых в области русского языка знакомит рубрика «Круг чтения». А в разделе «Моя Россия» перечисляются труды ученых по лингвистике.

«Лингвистические заметки» дают дополнительный материал об истории отдельных слов и понятий. Кроме того, в них содержатся памятки для учащихся по ведению корректного диалога, рассказывается о приемах разной языковой игры.

К каждому занятию предлагается толковый словарь терминов, их происхождение, лингвистические особенности.

Задания в учебном пособии проиллюстрированы, что дает возможность ярче представить изложенный материал.

Красочные таблицы также помогают получить информацию в полном объеме.

Учебное пособие дает богатый дополнительный материал по русскому языку.

Поэтому считаю, что данный учебный предмет «Русский родной язык» ориентирован на воспитание патриотизма и уважения к русскому языку как основе русской культуры и русской литературы.

Единственным предложением  к создателем данного учебного пособия считаю  постановку ударения в фамилиях ученых,  которые  там представлены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема "Привлечение лингвистического материала на уроках литературы"

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема "Привлечение лингвистического материала на уроках литературы"...

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: " Из опыта работы по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе"

Опыт работы  учителя русского языка и литературы Евгении Фёдоровны Платоновой по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся....

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...