Технологическая карта урока по внеклассному чтению в 3 классе.
план-конспект урока (5 класс)

Светлана Владимировна Копрова

Цель:            

– формировать умение выражать своё отношение к героям, событиям.

 - развивать умения аргументировать свою точку зрения;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_s_tehnologicheskoy_kartoy.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по внеклассному чтению в 3 классе.

Обучение учащихся по  программе

специального (коррекционного) учреждения VIII вида.

Подготовила: учитель МОУ Судиславской основной общеобразовательной школы Судиславского муниципального района Костромской области Копрова С.В..

Тема урока: «Русские народные сказки».

Тип урока: обобщение изученного материала.

Форма проведения урока: урок-игра (с элементами театрализации.)

Цель:         

– формировать умение выражать своё отношение к героям, событиям.

 - развивать умения аргументировать свою точку зрения;

Задачи.

Образовательные задачи:

- учить понимать мудрость русских народных сказок;

- обобщить знания о русских народных сказках

- учить анализировать, выделять главное в текстах русских народных сказок;

- учить использовать в речи пословицы и поговорки;

Коррекционно-развивающие задачи:

- Коррекция и развитие связной устной речи, логического мышления, памяти, воображения;

- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства)

- коррекция и развитие мыслительной деятельности, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к учебе, к народной культуре ;

- воспитывать умение работать в парах, в группе;

- воспитывать самостоятельность;

-воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к книге, трудолюбие, умение сопереживать)

Оборудование:

Компьютер, презентация, аудиозапись песен «В мире много сказок», «Дорогою добра", иллюстрации к сказкам, карточки с заданиями, художественная литература с русскими народными сказками.

 

Этапы урока, время.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационно подготовительный этап урока.

(1 минута)

-Рада вас видеть  и работать с вами. Как  всегда желаю вам хорошего настроения, успехов во всех ваших добрых и полезных делах.

Нам с вами нужно постараться работать так, чтобы урок получился интересным и полезным, а для этого нужно быть внимательными, активными, дружными.

Вспомните правила общения.( в приложении №1)

Настрой учащихся на работу

Читают правила с плаката на доске

2.Постановка целей и определение темы урока.

(3 минуты)

Аудиозапись песни «В мире много сказок»

- В некотором царстве, в некотором государстве…

-Какое произведение обычно начинается такими словами?  1 слайд: Русские народные сказки

2 слайд: Что такое сказки?

- Что такое сказка?  

 (Читая через слово, вы узнаете, что здесь написано)

(приложение№2 индивидуальные карточки у каждого

Произведение отрывок о  вместе вымышленных  красивых лицах  делах или  поступках событиях.

Это  действительно отдельный  способ   жанр  прием  в  рассказе  литературе.

Приложение№3

(После расшифровки появляется на доске)

- Сказка-это произведение о вымышленных лицах или поступках. Это отдельный жанр в литературе.

Со сказками все дружат –                 

И сказки дружат с каждым,

Они необходимы,

Как солнышка привет

Кто любит слушать сказки

Тому они расскажут,

О том, что может было

А, может быть, и нет!

- ответы на вопросы

- стихотворение читает подготовленный ученик

3. Основной этап урока.

1) Вступительное слово учителя

(2 минуты)

2) Инсценировка сказки «Репка»

(2 минуты)

3)Работа по презентации.

(22 минуты)

4)Иллюстрирование любимых сказок.

(5 минут)

- Ребята, когда вы были маленькими, мама или бабушка, укладывая вас спать, рассказывала вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые. Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось

- Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства? («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» и др)

- Верно. И даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль.

Будем сказки вспоминать,
Будем в сказки мы играть.
Сказку «Репка» посмотрите.
И героям помогите.
Репку надо им достать,
Кто за кем, где должен встать?

Структура сказки. Слайд №3-4

(карточки на доске)

1)Части сказок…

2)Зачины – начало сказки

3)Примеры зачинов -

4)Присказка - …

- Виды сказок Слайд №5

  1. Волшебные
  2. О животных
  3. Бытовые

3. Викторина по сказкам.

1этап - Загадки Слайды № 7-19

2 этап - Кому принадлежат слова… Слайды № 20-21

3 этап - Отгадать сказки по иллюстрациям Слайды № 22-26

4 этап - Из каких сказок  данные предметы Слайд № 27

5 этап – Ты мне, я – тебе (вопросы готовят дети)

(каждому ребенку накануне были выданы карточки с заданиями и они загадывали друг другу по очереди)

Приложение №4

Индивидуальные карточки  приложение№5, 6 (самостоятельная работа.

«Сказочные вещи» приложение№7

(Детям называется сказочный предмет (вещь), а они должны узнать в какой сказке он встречается.)

- Многие художники писали картины по сюжетам сказок. Одним из таких был Васнецов Виктор Михайлович – русский живописец.

Слайд № 28.

Картины к сказкам. Слайды № 29-30.

        

- А теперь давайте попробуем тоже стать художниками и проиллюстрировать понравившуюся сказку.

- слушают учителя

- ответы детей

- распределяются роли: Рассказчик, Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка; разыгрывается спектакль.

- дополняют предложения

- отгадывают загадки

- отгадывают сказки по иллюстрации

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- иллюстрируют любимую сказку

(Некоторые дети только раскрашивают готовые рисунки)

Заключительный этап урока. Рефлексия.

(5 минут)

- С какими сказками мы познакомились сегодня на уроке?

Если бы мы стали записывать только одни названия, нам бы не хватило целой страницы. Вот неполный список известных русских народных сказок.

Приложение№8

- Кто желает поделиться своими впечатлениями об уроке.

-Что было интересно?

- Что было трудно?

-Что  понравилось?

-Что дал этот урок  для жизни?  

- Чему нас учит сказка?

(карточка на доске)Приложение№10

-Как вы считаете, хорошо ли мы поработали на уроке?

Давайте оценим себя. Возьмите такой смайлик, который вы, как считаете, заслужили.

Приложение №9

- Я желаю вам оставаться подольше Почемучками, задавать себе вопросы обо всем, что вас интересует. И пытаться отвечать на эти вопросы, читая книги, наблюдая за окружающим, слушая других.

Чтобы сказки не обидеть –

Надо их почаще слышать.

Их читать и рисовать,

Их любить и в них играть!

Сказки всех отучат злиться,

А научат веселиться,

Быть добрее и скромнее,

Терпеливее, мудрее,

2 Кирилла и Егор

 Таня, Даня, Эля, Степа,

И другие ребятишки,

Кто читать умеет книжки,

Сказке чаще доверяйте,

Ежедневно их читайте.

Аудиозапись песни «Дорогою добра"

Слово учителя:

- И еще хочу вам дать совет:

Кто с книгой по свету шагает,

Кто с нею умеет дружить,

Тому эта книга всегда помогает

Учиться, работать и жить!

Всегда любите книжки,

Девчонки и мальчишки.

- Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке.

- выбирают за работу смайлики

- стихи читает подготовленный ученик

-слушают учителя

Приложение

№1

Правила общения.(плакат на доске)

  1. Спокойно и до конца дослушивайте собеседника.
  2. Выражайте свои чувства тактично.
  3. Уважайте чужое мнение, терпимо относитесь к чужим ошибкам.
  4. Помогайте друг другу по-доброму.
  5. Используйте в речи вежливые слова: спасибо, пожалуйста, будь добр или добра, извините, прошу прощения.

№2

 индивидуальная карточка у каждого

Произведение отрывок о  вместе вымышленных  красивых лицах  делах или  поступках событиях. Это  действительно отдельный  способ   жанр  прием  в  рассказе  литературе.

№3

( после расшифровки появляется плакат на доске)

- Сказка-это произведение о вымышленных лицах или поступках. Это отдельный жанр в литературе.

№4

Карточки ( индивидуальные)

  1. Был похож на мяч немножко

И катался по дорожкам.

Укатился ото всех,

Кроме «рыжей», вот так смех!

2.        Нет ни речки, ни пруда –

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!..

3.        Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов!

4.        Красна-девица грустна:

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка!..

5.        Ах ты, Петя – простота,

Сплоховал немножко:

Не послушал ты кота,

Выглянул в окошко…

6.        А дорога – далека,

А корзина – нелегка.

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок…

7.        Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом…

8.        Возле леса, на опушке,

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Из какой герои сказки?

9.        Удивляется народ:

Едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотению.

Как сказка называется?

10.У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

  1. «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано».

2.        «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?»

3.        «Не пей, братец, козлёночком станешь».

4.        «Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришёл».

5.        «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой».

6.        «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам».

7.        «Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы».

8.        «Козлятушки, ребятушки! Отворитеся, отопритеся! Ваша мать пришла, молока принесла».

9.        «Вижу-вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке».

10.«Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве».

№5

 «Исправь ошибки».

Вспомни правильные названия сказок.

  1. «По собачьему веленью».
  2. «Царевна-индюшка».
  3. «Сивка-будка».
  4. «Иван-царевич и зелёный волк».
  5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка».
  6. «Петушок – золотой пастушок».
  7. «Мальчик с кулачок».
  8. «У страха уши велики».
  9. «Лапша из топора».

10.«Как мужик котят делил».

№6

 «Найди спрятавшихся животных из сказок».

Баранка…

барак …

коньки …

волкодав …

икота…

стрекоза…

Василиса…

Курочка – …                                     Царевна – …

Баба – …                                          

Сивка – …                                            

Гуси – …                                           Скатерть – …                  

Иванушка – …                                            

Меч – …                                                            

Жар – …  

Ковёр - …

Сапоги -…

Мышка -…                

№7

«Сказочные вещи»

Детям называется сказочный предмет (вещь), а они должны узнать в какой сказке он встречается.

Горошек – «Кот, петух и лиса»

Кольцо – «Волшебное кольцо», «12 месяцев»

Боб – «Бобовое зернышко»

Яйцо – «Курочка Ряба», «Царевна лягушка»

Стрела – «Царевна лягушка»

Рукавица – «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо»

Манная крупа – «Лиса и журавль»

Игла - «Царевна лягушка»

Соломинка – «Пузырь, соломинка и лапоть

№8

Список

Русские народные сказки

  1. Лисичка-сестричка и волк
  2. За лапоток — курочку, за курочку — гусочку
  3. Лиса, заяц и петух
  4. Лиса — повитуха
  5. Овца, лиса и волк
  6. Кот, петух и лиса
  7. Лиса и тетерев
  8. Лиса и рак
  9. Колобок
  10. Репка
  11. Курочка Ряба
  12. Свинья и волк
  13. Волк и коза
  14. Зимовье зверей
  15. Медведь и петух
  16. Журавль и цапля
  17. Ворона и рак
  18. Золотая рыбка
  19. Жадная старуха
  20. Сказка о Ерше Ершовиче
  21. Пузырь, соломинка и лапоть
  22. Морозко
  23. Старуха — говоруха
  24. Дочь и падчерица
  25. Крошечка — Хаврошечка
  26. Баба-Яга
  27. Василиса Прекрасная
  28. Баба-Яга и Заморышек
  29. Ивашко и ведьма
  30. Терёшечка
  31. Гуси-лебеди
  32. У страха глаза велики
  33. Умный работник
  34. Три калача и одна баранка
  35. Теремок
  36. Сивка-бурка
  37. Сестрица Аленушка и братец Иванушка
  38. Про одного солдата
  39. Правда и Кривда
  40. Поди туда — не знаю куда, принеси то —  не знаю что
  41. По щучьему веленью
  42. Петушок — золотой гребешок
  43. О молодильных яблоках и живой воде
  44. Летучий корабль
  45. Лихо одноглазое
  46. Мальчик с пальчик
  47. Царевна — Несмеяна
  48. Чернушка
  49. Царевна-лягушка
  50. Белая уточка
  51. Скорый гонец
  52. Счастливое дитя
  53. Диво дивное, чудо чудное
  54. Чудесная дудка
  55. Золотая гора
  56. Мудрая жена
  57. Царь-девица
  58. Перышко Финиста ясна сокола
  59. Волшебное зеркальце
  60. Сказка про утку с золотыми яйцами
  61. Волшебное кольцо
  62. Сказка об Иван-царевиче, жар-птице и о сером волке
  63. Марья Моревна
  64. Козьма Скоробогатый
  65. Кощей Бессмертный
  66. Два Ивана солдатских сына
  67. Семь Семионов
  68. Ночь на Ивана Купалу
  69. Медное, серебряное и золотое царства
  70. Каша из топора
  71. Как лиса шила волку шубу
  72. Как лиса училась летать
  73. Как мужик гусей делил
  74. Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо
  75. Чего на свете не бывает

№9

C:\Users\не\Desktop\i (2).jpgC:\Users\не\Desktop\i (1).jpgC:\Users\не\Desktop\i (4).jpgC:\Users\не\Desktop\i (3).jpgC:\Users\не\Desktop\i.jpgC:\Users\не\Desktop\i (10).jpgC:\Users\не\Desktop\i (9).jpgC:\Users\не\Desktop\i (8).jpgC:\Users\не\Desktop\i (7).jpgC:\Users\не\Desktop\i (6).jpgC:\Users\не\Desktop\i (5).jpgC:\Users\не\Desktop\i (13).jpgC:\Users\не\Desktop\i (12).jpgC:\Users\не\Desktop\i (11).jpg       

C:\Users\не\Desktop\i (2).jpgC:\Users\не\Desktop\i (1).jpgC:\Users\не\Desktop\i (4).jpg        

№10

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый – его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Родину свою познают!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока немецкого языка в 4 классе по теме "На уроке" (Домашнее чтение)

Технологическая карта урока немецкого языка в 4 классе по теме "На уроке" (Домашнее чтение). УМК "Немецкий язык. Первые шаги" (Бим И.Л., Рыжова Л.И.,Садомова Л.В., Фомичёва Л.М.). Самоанализ...

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе. Урок внеклассного чтения: А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт.

Технологическая карта урока по литервтуре в 5 классе. Урок внеклассного чтения: "А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА, Предмет: литературное чтение. Тема: Г. Скребицкий «Сентябрь». Рассказ. 5 класс (коррекционная школа)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-ПетербургаГребенькова Олега МихайловичаПредмет: литературное чтение.Тема: Г. Скребицкий «Сентябрь». ...

Технологическая карта. Урок по смысловому чтению "The Implied Main Idea"

Технологическая карта. Урок по смысловому чтению "The  Implied Main Idea" . Данная методическая разработка может быть полезна для учителей работающих в старшей школе....