Технологическая карта урока по литературному чтению. 4 класс
план-конспект урока по литературе

Нарышкина Алена Сергеевна

Тема: Аксаков Т.С."Аленький цветочек"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературному чтению.

Нарышкина А.С.

4 класс.

Тема: Аксаков Т.С. «Аленький цветочек».

Тип урока: закрепление.

Цель: обобщение знаний о произведении Аксакова Т.С. «Аленький цветочек»

Планируемые результаты:

Предметные: знать виды сказок (авторские, народные); содержание  произведения; биографию втора.

Понимать: отличие старших сестер от младшей; лексическое значение слов.

Уметь: выразительно читать текст; определять главную мысль отрывков; определять место отрывка в тексте; отвечать на вопросы по тесту; работать со словарем в учебнике.

Анализ: отрывков произведения.

Синтез: создание иллюстрации к тексту.

Оценка: результатов усвоения материала.

Метапредметные.

Регулятивные: понимать требования учителя и выполнять их. Адекватно оценивать свои достижения (рефлексия); контролировать процесс занятия.

Познавательные: умение самостоятельно определить цели своего обучения; строить логические рассуждения; умение ориентироваться в теоретическом материале учебника.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других; умение аргументировать и координировать свою позицию; учитывать разные мнения.

Личностные:

- способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

- готовность слушать собеседника и вести диалог

- положительное отношение к учению

- учебно-познавательный интерес

- готовность преодолевать трудности.

Основные понятия: падеж, склонение, окончание.

Ресурсы урока:

Для учителя: учебник, карточки  для кластера, материал для самостоятельной работы, листы для написания письма.

Для учеников: учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока:

  1. Актуализация  необходимых знаний.

Орг.момент.

Класс вытягивает карточки разных цветов перед уроком , тем самым делится на три «разноцветные» группы, в которых дети будут работать. Все баллы команд выводятся на доску.

Подготовительная работа:

Сегодня мы с вами продолжим знакомиться со сказкой «Аленький цветочек». Работать мы будем в группах. За каждое выполненное задание и верный ответ группа будет получать баллы.

- Эта сказка авторская или народная? (авторская).

- Кто автор сказки? (Аксаков Сергей Тимофеевич).

Сейчас я вам расскажу об авторе, а вы внимательно слушайте.

Слово об авторе:

Родился автор в старинной дворянской семье в городе Уфе, где отец писателя служил в местном суде прокурором. Свое детство провел в родовом имении. Сережа был одаренным мальчиком: в 5 лет он уже хорошо читал и пересказывал арабские сказки. Начальное образование получил в казанской гимназии, поступил в Казанский университет, там начал писать стихи, выступал в студенческих спектаклях.

Позже женился. В семье Сергея Трофимович было 10 детей, воспитанию которых уделялось исключительное внимание.  Традиционным в доме были праздники с представлениями, хороводами, русскими песнями и угощениями, в которых взрослые принимали участие вместе с детьми.

Дом Аксаковых стал культурным центром, где встречались писатели и актеры, журналисты и критики, историки.

Сказка «Аленький цветочек» является и сегодня одним из любимых произведений младших школьников. По мотивам сказки созданы художественный  и мультипликационный фильмы.

Словарно-лексическая работа:

В тексте вам встретятся незнакомые слова , значение которых вы узнаете из словаря в конце учебника, каждой команде я дам слова, этим вы поможете узнать всем  значение этих слов.

1 группа – парча, жемчуг бурмицкий, тувалет.

2 группа – кармазинное сукно, хоронил паче зеницы ока, пригорок муравчатый.

3 группа - золото червонное, середович, челядь, зычный.

  1. Организация познавательно деятельности.

Постановка учебной задачи:

Сейчас я прочитаю вам отрывок из сказки, а вы внимательно послушайте и приготовьтесь отвечать на мои вопросы.

Повторное чтение и анализ:

- «Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство, и мало ли, много ли времени проезжу – не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите, и даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне скажете, каких гостинцев вам хочется.

Думали они три дня и три ночи, и пришли к своему родителю , и стал он их спрашивать , каких гостинцев желают.  Старшая дочь поклонилась отцу в ноги, да и говорит ему первая:

- Государь ты мой,  батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни мехов черного соболя, ни жемчуга бурмицкого, а привези ты мне золотой венец из камениев самоцветных, и чтоб был от них такой свет, как от месяца полного, как от солнца красного, и чтоб было от него светло в темную ночь,  как среди дня белого.

Честной купец призадумался и сказал потом:

- Хорошо, дочь моя младшая , хорошая и пригожая, привезу я тебе таковой венец; знаю за морем такого человека, который достанет мне такой венец; а и есть он у одной королевишны заморской, а и спрятан он в кладовой каменной, а и стоит та кладовая в каменной горе, глубиной на три сажени, за тремя дверьми железными, за тремя замками немецкими. Работа будет немалая: да для моей казны супротивного нет.

Поклонилась ему в ноги дочь средняя и говорит:

-Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни чёрных мехов соболя сибирского, ни ожерелья жемчуга бурмицкого, ни золота венца самоцветного, а привези ты мне тувалет из хрусталю восточного, цельного, беспорочного, чтобы, глядя в него, видела я всю красоту поднебесную и чтоб,  смотрясь в него, я не старилась и красота б моя девичья прибавлялася.

Призадумался честной купец и, подумав мало ли, много ли времени, говорит ей таковые слова:

-Хорошо, дочь моя милая, хорошая и пригожая, достану я тебе таковой хрустальный тувалет; а и есть он у дочери короля персидского, молодой королевишны, красоты несказанной, неописанной и негаданной; и схоронен тот тувалет в терему каменном, высоком, и стоит тот на горе каменной, вышина той горы в триста сажен, за семью дверьми железными, за семью замками немецкими, и ведут к тому терему ступеней три тысячи, и на каждой ступени стоит по воину персидскому и день и ночь, с саблею наголо булатною,  и ключи от тех дверей железных носит королевишна на поясе. Знаю я за морем такого человека, и достанет он мне таковой тувалет. Потяжелее твоя работа сестриной, да для моей казны супротивного нет.

Поклонилась в ноги отцу меньшая дочь и говорит таково слово:

-Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни чёрных соболей сибирских, ни ожерелья бурмицкого, ни венца самоцветного, ни тувалета хрустального, а привези ты мне аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете.

Призадумался честной купец крепче прежнего. Мало ли, много ли времени он думал, доподлинно сказать не могу; надумавшись, он целует, ласкает, приголубливает свою меньшую дочь, любимую, и говорит такие слова:

-Ну, задала ты мне работу потяжелее сестриных; коли знаешь, что искать, то как не сыскать, а как найти то, чего сам не знаешь? Аленький цветочек не хитро найти, да как же узнать мне, что краше его не на белом свете? Буду стараться, а на гостинце не взыщи.

И отпустил он дочерей своих, хороших, пригожих, в их терема девичьи.»

Перекрестная дискуссия:

Теперь ответьте на вопрос. - Чем, по вашему мнению, отличаются старшие сестры от младшей?

- Вы можете посовещаться в группе.

Физминутка:

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Как пружинки мы присели

И тихонько рядом сели.

Теперь вам предстоит поучаствовать в викторине. На экране будут появляться вопросы, каждая группа отвечает по очереди, выкрики с мест не считаются за ответ.  Если команда не отвечает на вопрос, право ответа получает следующая команда.

Показ презентации.

- Что потребовал от купца зверь лесной? (прислать вместо себя одну из своих дочерей).

-  Какой предмет помогал быстро попасть во владения зверя лесного? (перстень).

- На какой палец надо было надеть перстень? (на мизинец).

- Сколько времени дал лесной зверь купцу побывать дома? (три дня и три ночи).

- Что случилось с цветочком аленьким, когда купеческая дочь принесла его в сад? (он прирос к стеблю и расцвел краше прежнего).

- Объясни значение слова яства? (еда).

- Почему дочь купеческая захотела вернуться домой? (она увидела во сне, что ее отец заболел).

- Что сделали сестры из зависти к младшей сестре? (перевели стрелки всех часов в доме на час назад).

Обобщающая беседа:

Каждая команда получает отрывок из текста с заданиями:

Прочитать выразительно отрывок (один человек или несколько по очереди).

Кратко пересказать содержание отрывка, определить его место в тексте (в начале, в середине, в конце).

Ответить на вопросы по отрывку.

Представить свою работу.

Подведение итогов:

- О каком произведении мы сегодня говорили? (сказка «Аленький цветочек»)

- Кто автор этой сказки? (Аксаков С.Т.)

Рефлексия:

- Поднимите руку те, кому понравился урок и ему было легко работать.

- Теперь те, у кого возникли трудности.

1 группа.

Ходит честной купец, дивуется; на все такие диковинки глаза у него разбежалися, и не знает он, на что смотреть и кого слушать. Ходил он так много ли, мало ли времени – неведомо: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что не в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается, подходит он к тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и возговорил он голосом радостным:

- Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая.

И проговорив таковые слова, он подошел и сорвал цветочек аленький. В ту же минуту,

Безо всяких туч блеснула молния и ударил гром, индо земля зашаталась под ногами – и вырос, как будто из под земли, перед купцом: зверь не зверь, а человек не человек, а так, какое – то чудище, страшное и мохнатое, и заревел он голосом диким:

Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моем саду мой заповедный, любимый цветок?

Я хранил его паче зеницы ока моего и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни. Я хозяин дворца и сада, я принял тебя,  как дорогого гостя званого, накормил, напоил и спать уложил, а ты эдак – то заплатил за мое добро? Знай же свою участь горькую: умереть тебе за свою вину смертью безвременною!...

Задание:

-  Прочитайте выразительно 2-3 предложения, которые наиболее полно, по вашему мнению передают смысл отрывка.

- Кратко перескажите содержание отрывка.

- Определите место отрывка в тексте (начало, основная часть, заключение).

- С какой интонацией нужно читать слова купца? (с какими чувствами, что выражают слова?)

- С какой интонацией слова чудища?

- Нарисуйте иллюстрации к отрывку.

- Представьте результат своей работы одноклассникам.

2 группа

Заутра позвал к себе купец старшую дочь, рассказал ей все, что с ним приключилося, все от слова до слова и спросил, хочет ли она избавить его от смерти лютой и поехать жить к зверю лесному, к чуду морскому.

Старшая дочь наотрез отказалася и говорит:

- Пусть та дочь выручает, для кого он доставал аленький цветочек.

Позвал честной купец к себе другую дочь, среднюю, рассказал ей все, что с ним приключилося, все, от слова до слова, и  спросил: хочет ли она избавить его от смерти лютой и поехать жить к зверю лесному, чуду морскому.

Средняя дочь наотрез отказалася и говорит:

- Пусть та дочь и выручает отца, кого он доставал аленький цветочек.

Позвал честной купец меньшую дочь и стал ей рассказывать, все от слова до слова, и не успел кончить речи  своей, как стала перед ним на колени дочь меньшая, любимая, и сказала:

Благослови меня, государь мой батюшка родимый: я поеду к зверю лесному, чуду морскому, и стану жить у него. Для меня достал ты аленький  цветочек, мне и надо выручить тебя.

Залился слезами честной упец, обнял он свою меньшую дочь, любимую, и говорит ей таковые слова:

- Дочь моя милая, хорошая, пригожая, меньшая и любимая! Да будет над тобою мое благословение родительское, что выручаешь ты своего отца от смерти лютой и по  доброй воле своей и хотению идешь на житье противное к страшному зверю лесному, чуду морскому. Будешь жить ты у него во дворце, в богатстве и приволье великом; да где тот дворец – никто не знает, не ведает, и нет к нему дороги ни конному, ни пешему, ни зверю прыскучему, ни птице перелетной. Не будет нам от тебя ни слуха, ни весточки,  а тебе об нас и подавно. И как мне доживать  мой горький век, лица твоего не видаючи, ласковых речей твоих не слыхаючи? Расстаюсь я с тобою на веки вечные, ровно тебя живую в землю хороню.

Задание:

- Прочитайте выразительно 2-3 предложения, которые наиболее полно, по вашему мнению предают смысл отрывка.

- Кратко прескажите содержание  отрывка.

- Определите место отрывка в тексте (начало, основная часть, заключение).

- С какой интонацией нужно читать слова купца? (с какими чувствами, что слова выражают?).

- С какой интонацией слова младшей дочери?

- Нарисуйте иллюстрацию к отрывку.

- Представьте результат своей работы одноклассникам.

3 группа

Не убоялася, не устрашилася, крепко на себя понадеялась молодая дочь купеческая, красавица писаная. В те поры, не мешкая ни минуточки, пошла она во зелёный сад дожидаться часу урочного, и когда пришли сумерки серые, опустилося за лес солнышко красное, проговорила она: «Покажись мне, мой верный друг!» - и показался ей издали зверь лесной, чудо морское: он прошел только поперёк дороги и пропал в частых кустах, и не взвидела света молодая дочь купеческая, красавица писаная, всплеснула руками белыми, закричала голосом истошным и упала на дорогу без памяти. Да и страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый отверху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.

Полежавши долго ли, мало ли времени, опамятовалась дочь молодая купеческая, красавица писаная, и слышит: плачет кто-то возле нее, горючими слезами обливается и говорит голосом жалостным:

- Погубила ты меня, моя красавица возлюбленная, не видать мне больше твоего лица распрекрасного, не захочешь ты меня даже слышати, и пришло мне умереть смертью безвременною.

И стало ей жалко и совестно, и совладала она со своим страхом великим и со своим сердцем робким девичьим, и заговорила она голосом твёрдым:

- Нет, не бойся ничего, мой господин добрый и ласковый, не испугаюсь я больше твоего вида страшного, не разлучусь я с тобой, , не забуду твоих милостей; покажись мне теперь же в совеем виде давешнем: я только впервые испугалася.

Показался ей лесной зверь, чудо морское, в своём виде страшном, противном, безобразном, только близко подойти к ней не осмелился, сколько она не звала его; гуляли они до ночи тёмной и вели беседы прежние, ласковые и разумные, и не чуяла никакого страха дочь купеческая, красавица писаная. На другой день увидала она зверя лесного, чудо морское, при свете солнышка красного и, хотя сначала, разглядя его, испугалася, а виду не показала, и скоро страх её совсем прошёл.

          Задание:

- Прочитайте выразительно 2-3 предложения, которые наиболее полно,  

по вашему мнению, передают смысл отрывка.

- Кратко перескажите содержание отрывка.

- Определите место отрывка в тексте (начало, основная часть,

заключение)

- С какой интонацией нужно читать слова чудища? (с какими

чувствами, что выражают слова?).

          - С какой интонацией следует читать слова дочери купеческой?

          - Нарисуйте иллюстрацию к отрывку.

          - Представьте результат своей работы одноклассникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.

данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....

Технологическая карта урока по литературе.5 класс.Особенности сказа как литературного жанра. Сказ «Каменный цветок» П.П.Бажов

Технологическая картаУчитель: Михайлова С.ППредмет: литератураКласс:  5Тип урока: урок «открытия» нового знания...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «И.С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. Авторское отношение к героям»

Тип урока Урок изучения нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с детством и юностью Тургенева, началом его творческого пути и историей создания рассказа «Муму».Задачи:Образовате...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе на тему "Литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»"

Данный урок нацелен напомнить учащимся о жанре сказки и видах сказок, определить отличие фольклорной сказки от литературной; познакомиться с биографией  А. Погорельского и его сказкой « Чёр...

Технологическая карта урока по внеклассному чтению в 3 классе.

Цель:            – формировать умение выражать своё отношение к героям, событиям. - развивать умения аргументировать свою точку зрения...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА, Предмет: литературное чтение. Тема: Г. Скребицкий «Сентябрь». Рассказ. 5 класс (коррекционная школа)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-ПетербургаГребенькова Олега МихайловичаПредмет: литературное чтение.Тема: Г. Скребицкий «Сентябрь». ...