Рабочая адаптированная программа 5-9классы по чтению и развитию речи
рабочая программа (7 класс)

Бондаренко Надежда Константиновна

Данная программа  используется  в коррекционном классе 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5-9klass_chtenie_korr.docx43.2 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» в 5-9 классах составлена в соответствии с:

 - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ     « Калининская СОШ» на 2019-2020 учебный год;

- требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ  Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599  –  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.Учебный план  АООП (вариант 1) на 2019-2020 учебный год МБОУ    « Калининская СОШ».

4.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

В качестве основы для настоящей рабочей программы использована программа  под редакцией В.В. Воронковой «Русский (родной) язык» из сборника программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, М., «Владос», 2013г. Выбор обусловлен тем, что данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации и успешно используется при обучении чтению и развитию речи в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Программа направлена на разностороннее развитие личности обучающихся,учитывает особенности познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями, способствует их умственному развитию, нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию. В школе-интернате имеются учебники и методические пособия для реализации данной программы.

Основная цель предмета:формирование навыка чтения и речи как средства общения, формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями коммуникативно – речевых умений, способствующее их адаптации в современном обществеи подготовке к трудовой деятельности.

Задачи обучения чтению в старших классах:

- воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;

- совершенствование техники чтения:  от правильного, выразительного и  осмысленного чтения доступных их пониманию текстов с  постепенным переходом на более совершенные способы чтения;

- формирование у детей навыков сознательного чтения;

- развитие  коммуникативных умений;

- воспитание нравственных, эстетических ценностей.

- воспитание потребности пользоваться литературным богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную речь, делать её правильной, точной, богатой.

На уроках чтения и развития речи в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все обучающиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые, и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

Предмет имеет коррекционную направленность. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, своеобразием их общего и речевого развития, неполноценности их психического развития.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

1.Совершенствование движений и сенсомоторное развитие:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственных представлений;

-развитие артикуляционной моторики.

2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие слухового внимания и памяти.

3.Развитие основных мыслительных операций:

-умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;

- умение планировать деятельность;

- умение систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения;

-умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.

4.Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления;

5. Коррекция недостатков речевого развития:

-развитие речи, владение техникой речи;

-уточнение и обогащение словаря.

 6.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

-расширение представлений об окружающем мире.

Программа адресована обучающимся 5-9 класса  с легкой  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Срок реализации рабочей программы по чтению и развитию речи– 1 год.

Общая характеристика учебного предмета

Чтение и развитие речи как учебный предмет является одним из ведущих, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Его направленность на социализацию личности умственно отсталого ребёнка, на формирование нравственных позиций поведения ещё раз подчёркивает практическую значимость обучения чтению обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Обучение чтению и развитию речи  в 5-9 классах решает следующие задачи:

-формировать навык осознанного, правильного, выразительного чтения целыми словами вслух и «про себя», соблюдая при чтении нормы русской орфоэпии;

-учить отвечать на вопросы учителя, высказывая своё отношение к героям и их поступкам;

-учить пересказывать содержание прочитанного;

-учить заучиванию стихотворений;

-формировать потребность в самостоятельном чтении книг, газет и журналов;

-развивать у детей патриотические чувства по отношению к русской литературе; любовь и интерес к чтению; осознание  красоты и эстетической ценности русского художественного слова как части национальной культуры;

- воспитывать потребность пользоваться литературным богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную речь, делать её правильной, точной,

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, так как в силу особенностей психического развития умственно отсталые школьники овладевают им  с большим трудом, что затрудняет понимание прочитанного.

Работа над выразительностью чтения начинается с переноса опыта выразительной устной речи на процесс чтения.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений, поэтому проводится систематическая  работа по установлению причинно-следственных связей и закономерностей.  От класса к классу обучающиеся становятся более самостоятельны в проведении разбора читаемого, в оценке поступков героев, в мотивации этих поступков, в выделении непонятных слов.    

Развитие устной речи.

Большое внимание на уроках чтения и развития речи уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, план (картинный, коллективно составленный).
В процессе внеклассного чтения формируется  читательская самостоятельность обучающихся. У детей идет развитие интереса к чтению, они знакомятся с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, что способствует  формированию умения выбирать книгу по интересу,  читательской культуры, развитию желания посещать библиотеку.

Основной формой организации  процесса обучения является урок.

Процесс обучения чтению предполагает использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий:

Основные типы уроков:

урок изучения нового материала;

урок закрепления и применения знаний;

урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Нетрадиционные формы уроков:

интегрированный,

урок-игра,

урок-викторина,  

урок – путешествие;

урок – драматизация;

урок – праздник.

Виды и формы организации работы на уроке:

Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода, а также используются:

групповая;

работа в парах;

индивидуальная работа.

Элементы образовательных технологий:

здоровьесберегающая технология        ;

технология игрового обучения;

информационно-коммуникационные технологии;

технология проблемного обучения.

Планируемые результаты

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.

1.Личностныерезультаты:

У обучающихся будут сформированы умения:

осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;

гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи;

уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

осознанно относиться к выбору профессии;

бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

2.Предметные результаты по учебному предмету «Чтение и развитие речи»

на конец обучения в 5-9классах:

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

Обучающиеся научатся:

-читать вслух правильно, целыми словами, трудные слова – по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;

-читать «про себя» проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания;

-участвовать в обсуждении темы и текста;

-оценивать поступки героев с помощью учителя;

-отвечать на вопросы учителя, пересказывать несложные по содержанию тексты с помощью наводящих вопросов, по плану.

-  читать вслух правильно, выразительно, осознанно, бегло в соответствии с нормами литературного произношения;

 -  читать « про себя»;

 -  выделять тему и идею произведения с помощью учителя;

 -  формулировать вопросы к тексту;

 -  делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях — самостоятельно;

-  составлять простой план под руководством учителя;

 - характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их поступкам;

 - выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя);

-  производить пересказ прочитанного по составленному плану; полный и выборочный пересказ;

 - учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);

 - участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту;

-выучить наизусть 8-10 стихотворений.

Содержание учебного предмета

5-9 класс

(3 ч. в неделю)

Примерная тематика

Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней; о знаменательных событиях в жизни страны.

Изучаемые произведения:

Устное народное творчество

Сказки.

Сивка – бурка (русская народная сказка), Журавль и Цапля (русская народная сказка), Умный мужик (русская народная сказка)

Былина. Три поездки Ильи Муромца

Народные песни. «Ах, кабы на цветы не морозы…». По улице мостовой

Пословицы

Загадки

Из произведений русской литературы XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Слово о писателе. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.» Главные герои сказки. Понятие: литературная сказка

Стихотворения А. С.Пушкина «Зимний вечер», «У Лукоморья»Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о писателе. «Бородино» - поэма об историческом прошлом нашей страны, Великая Отечественная война 1812 года.

Иван Андреевич Крылов. Слово о писателе. Понятия: басня, мораль.«Кукушка и Петух», «Волк и Журавль», «Слон и Моська»

Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин»

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» ( в сокращении). Жилин и Костылин – герои рассказа, противопоставление характеров. Дина. Дружба Жилина и Дины. Нравственные проблемы рассказа.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон»

Владимир Галактионович Короленко. Слово о писателе. «Дети подземелья» ( в сокращении). Нравственные проблемы повести. Валек и Вася. Соня и Маруся. Глава «Кукла» - кульминация повести.

Из произведений русской литературы XX века

Максим Горький. Слово о писателе. «Детство» (отрывки из повести), «В людях» (отрывки из повести)

Михаил Васильевич Исаковский. Слово о поэте.«Детство», «Ветер», «Весна»

Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе. «Последний черт»

Михаил Михайлович Зощенко. Слово о писателе. «Великие путешественники»

Константин Михайлович Симонов - Военный корреспондент.«Сын артиллериста» (отрывки)

Валентин Петрович Катаев. Слово о писателе. «Флаг»

Николай Иванович Рыленков. «Деревья», «Весна без вещуньи – кукушки», «Всё в тающей дымке».

Юрий Иосифович Коваль «Капитан Клюквин», «Картофельная собака»

Произведения для внеклассного чтения:

В.П. Астафьев «Осенние грусти и радости», «Стрижонок Скрип», «Гуси в полынье», «Капалуха».

А. Р. Беляев «Чудесное око».

В. В. Бианки «Бешеный бельчонок», «Приказ на снегу», «Лупленый Бо
чок», «Мышарик», «Вести из леса»

.Жюль Берн «Дети капитана Гранта».

А. П. Гайдар «Судьба барабанщика».

Т.Д.Дефо «Робинзон Крузо».

Л. Кассиль «Ночная ромашка», «Огнеопасный груз», «Солнце светит».

В. П. Катаев «Хуторок в степи».

Навыки чтения.

Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя».

Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.

Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.

Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.

Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.

Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение

Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме.

Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

А.К. Аксенова. Чтение. 5-9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида. Москва, Просвещение, 2013

Технические средства обучения:

Тематическое планирование

Кол.

час.

Тема урока

Устное народное творчество

1

Сказки. Былины

2

Песни. Загадки

3,4

Сказка «Сивка-бурка»

5

Сказка «Журавль и Цапля»

6

Сказка «Умный мужик»

7

Былина «Три поездки Ильи Муромца»

8

Народные песни

9

Пословицы. Загадки

10

Обобщение по теме «Устное народное творчество»

11

Внеклассное чтение. Русские народные сказки

Из произведений русской литературы 19 века

12

А.С. Пушкин. Биография

13-19

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

20

А.Пушкин «Зимний вечер»

21

А.Пушкин «У Лукоморья»

22

М.Лермонтов.  Биография

23

М Лермонтов «Бородино»

24

И. Крылов. Биография

25

И. Крылов «Кукушка и Петух»

26

И. Крылов «Волк и Журавль»

27

И. Крылов «Слон и Моська»

28

Н. Некрасов. Биография

29

Н Некрасов «Несжатая полоса»

30

Внеклассное чтение. Сказки А. Пушкина

31

Н.Некрасов «Генерал Топтыгин»

32

Л.Толстой. Биография

33-40

Л.Толстой «Кавказский пленник»

41

А.Чехов .Биография

42

А.Чехов «Хамелеон»

43

В. Короленко. Биография

44-50

В Короленко «Дети подземелья»

51

Урок внеклассного чтения. А. Чехов. Рассказы.

52

Урок внеклассного чтения.  М. Горький. Страницы биографии.

Из произведений русской литературы 20 века

53

М. Горький. Биография

54-57

М. Горький «Детство»

58-61

М. Горький «В людях»

62-63

М. Исаковский «Детство»

64

М. Исаковский «Ветер»

65

М. Исаковский «Весна»

66-68

К. Паустовский «Последний черт»

69

Урок внеклассного чтения. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник. Ч.1

70-72

М. Зощенко «Великие путешественники»

73-76

М. Симонов «Сын артиллериста»

77-78

В.Катаев «Флаг»

79

Н. Рыленков «Деревья»

80

Н. Рыленков «Весна»

81

Н. Рыленков «Холмы, перелески…»

82

Обобщение по теме «Поэты о русской природе»

83-85

Ю. Коваль «Капитан Клюквин»

86-88

Ю. Коваль «Картофельная собака»

89

Урок внеклассного чтения.  «Емеля-охотник. Ч.2.

90-93

Ю. Яковлев «Багульник»

94-97

Р. Погодин «Время говорит пора»

98-99

А. Алексин «Двадцать девятое февраля»

100

К. Ваншенкин «Мальчишка»

101

К. Ваншенкин «Снежки»

102

Обобщение  «Из произведений русской литературы 20 века»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для учащихся 6 класса

Рабочая программа учебного курса чтения и развития речи в 6 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 класс...

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» 1 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» 1 класс, разработана на основе авторской программы В.В. Воронковой «Русский (родной) язык»  (Программы специальных (коррекционных) ...

Программа НРК по литературному чтению и развитию речи

Программа по национально-региональному компоненту к предмету "Литературное чтение и развитие речи" для учащихся коррекционной школы VIII вида....

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся 5 класса

Данная рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными умственными возможностями. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобр...

Рабочая программа (5 класс) по чтению и развитию речи для VIII вида

Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой.Предлагаемая прогр...

Рабочая адаптированная программа для обучающихся с задержкой психического развития по русскому языку 8 класс

Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2018. и учебника «Русский язык» для 8 класса общеобразовательных уч...