Рабочая адаптированная программа для обучающихся с задержкой психического развития по русскому языку 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Петренко Лиана Эстатьевна

 Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2018. и учебника «Русский язык» для 8 класса общеобразовательных учреждений». – М., «Просвещение», 2017г.авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская    с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ – задержка психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptir_rp_rya_8_kl.docx67.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Донская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района

имени генерала армии Лелюшенко Д.Д.

«Утверждаю»

Директор МБОУ Донской СОШ

                                                                  Приказ от  02.09.2021  №243__

_____________ С.А. Гордиенко

                               РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                    по  РУССКОМУ ЯЗЫКУ

                                    адаптированная для детей с задержкой

                                    психического развития

                                   Уровень общего образования (класс)

                                    основное общее образование          8 класс

                                    Количество часов                           105

                                    Учитель       Петренко Лиана Эстатьевна

 

Пояснительная записка

 Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 8  классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ-Вариант 7.1) разработана  на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, примерной программы основного общего образования по русскому языку для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2018. и учебника «Русский язык» для 8 класса общеобразовательных учреждений». – М., «Просвещение», 2017г.авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская    с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ – задержка психического развития.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

 

Реализация АОП направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями, овладение учебной деятельностью.

Цель деятельности учителя — создать оптимальные условия для развития позитивных потенций ребенка.

Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР - обеспечение выполнения требований ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:

• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;

• достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;

• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;

• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

• обеспечение доступности получения качественного основного общего образования;

• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.

Коррекционная направленность образовательного процесса  обеспечивает:

-развитие концентрации и распределяемости слухового и зрительного внимания,

-развитие словесно-логического мышления,

- усвоение определенных знаний, умений и навыков,

- формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития обучающихся, испытывающих трудности в обучении,

-специальные коррекционные занятия педагога-психолога для обучающегося.

         Изучение программного материала  обеспечивает не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития обучающихся, испытывающих трудности в обучении.

       Учитывая психологические особенности и возможности детей с ЗПР,   даётся материал небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ.

       Органическое единство практической и мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка способствует прочному и сознательному усвоению базисных   знаний и умений.

       Адаптированная программа обучающихся с ОВЗ предполагает, что обучающийся с задержкой психического развития (ЗПР) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (5- 9 классы).

       Определение варианта адаптированной программы обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Задачи:

1 . Создать условия для освоения образовательной программы обучающимся:

-  организация в классе безбарьерной, развивающей предметной среды;

- создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;

- формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации;

- применение адекватных возможностям и потребностям обучающимся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы;

- адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;

- адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.

2. Создать условия для адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе:

- организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности;

- организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;

- использование адекватных возможностям ребенка  способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

3. Привлекать дополнительные ресурсы, поддержки:

- специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса в  классе;

- формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку как со стороны специалистов школы, так и со стороны «внешних» социальных партнеров — методического центра, ПМПК, общественных организаций;

- организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.

- повышать профессиональную компетенцию.

                                                        

           В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты адаптированной программы обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ к:

• структуре адаптированной программы;

• условиям реализации адаптированной программы;

• результатам освоения адаптированной программы.

Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:

-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

-прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и поведения, возможность их самостоятельного  продвижения в изучаемых образовательных областях;

            -существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу формирования адаптированной программы обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:

• принципы государственной политики РФ в области образования[1] (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

• онтогенетический принцип;

• принцип целостности содержания образования.

            • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;  

• принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

 

Обучение  детей с ОВЗ (вариант7.1) строится на основе принципа коррекционно-развивающей направленности  учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала. Всё это реализуется через следующие методы и формы:

  • обучение на интересе, на успехе, на доверии;
  • адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
  • одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
  • использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
  • формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
  • взаимообучение, диалогические методики;
  • комментированные упражнения;
  • оптимальность темпа с позиции полного усвоения.

• принцип сотрудничества с семьей. 

Коррекционная работа:

  -  новый  материал следует преподносить предельно развёрнуто; значительное место отводить практической деятельности обучающихся;

  -  систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового;

  - используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путём соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира, с их признаками и т.д.;

  - выполнение письменных заданий предварять  анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.

      Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.

- проведение занятий в непринуждённой форме с установкой на успех каждого ученика;

- учёт психофизических, личностных особенностей;

- опора на компенсаторные возможности и зону ближайшего развития ;

- смена видов деятельности каждые 15-20 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения;

- соблюдение принципа от простого к сложному;

- переход к следующему изучению материала только после усвоения предыдущего;

- поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности

-создать особые условия;

- изменить – усилить способы подачи учебной информации (показ на доске + карточка и др.);

- формы опроса - письменный, устные ответы, работа по индивидуальным карточкам;                        

Виды деятельности:

  • индивидуальная и коллективная учебная деятельность
  • проектная деятельность, ориентированная на создание социально- значимого продукта
  • социальная деятельность
  • творческая деятельность

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Логика  изложения и содержания авторской программы соответствуют требованиям ФГОС  основного общего образования, но в программу внесены изменения. В программе  сокращен объем теоретических сведений.

Программа рассчитана на 105 часов в год ( 3 часа в неделю, 35 учебных недели).  Согласно индивидуальному учебному плану  обязательная нагрузка обучающегося составляет 2 ч в неделю(70 часов в год), а на самостоятельную работу отводится 1 ч в неделю     (35 часов в год).

Планируемые результаты УУД

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение основными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде основного общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование основных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение основными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение основных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

                                                     Требования к уровню подготовки учащихся                                       

                                                        Личностные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-  Осознавать эстетическую ценность русского языка.

-  Проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.  

-  Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.

Обучающийся получит возможность научиться:

-  Проявлять стремление к речевому самосовершенствованию.

-  Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-  Осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции.  

-  Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Обучающийся получит возможность научиться:

-  Адекватной оценке трудностей.

-  Адекватной оценке своих возможностей.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-  осуществлять  поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

-  осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

-  строить сообщения в устной и письменной форме;

-  ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-  воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

-  анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

-  осуществлять синтез как составление целого из частей;

-  проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

-  устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-  обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

-  подводить анализируемые объекты  (явления) под понятие на основе распознавания объектов,

-   устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:

-  осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-  записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;

-  создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;

-  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

-  осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

-  осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

-  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-  произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Коммуникативные   универсальные учебные действия

-  Анализ текста.

Находить в молодёжных газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать в этом контексте заголовок. Находить в тексте статьи, репортажа, портретного очерка  фрагменты, представляющие собой повествование, разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре; находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя; производить разнонаправленный речеведческий  анализ  текста: содержательно-композиционный (смысловой), стилистический, типологический  — включать в каждый из них анализ выразительных средств, характерных именно для данного аспекта рассмотрения текста, — под углом зрения темы и основной мысли, стиля, типа речи.  

-  Воспроизведение текста.  

Создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нём проблематику текста, позицию автора и своё собственное мнение, совпадающее или не совпадающее с мнением автора текста. Пересказывать (устно и письменно) тексты указанных выше жанров, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста.

-  Создание текста.  

Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или с большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинение о человеке (литературном герое, знакомом, о себе), писать статью в школьную или местную газету.  

-  Совершенствование написанного.  

Добиваться полного соответствия отбора содержания и языковых средств коммуникативной задаче. Повышать выразительность речи, уместно используя характерные для публицистики средства языка: выразительную газетную лексику и фразеологию, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчленённые предложения  (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную  форму  изложения,  ряды  однородных  членов  с  парным соединением, многосоюзие, перечислительные ряды со значением градации, контрастные сопоставления и противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные конструкции.

Основные требования к знаниям, умениям и

навыкам для обучающихся ОВЗ адаптированной программы    к концу 8 класса

п о  о р ф о э п и и: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;  

п о м о р ф е м и к е  и  с л о в о о б р а з о в а н и ю: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;  

п о  л е к с и к е  и  ф р а з е о л о г и и: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;  

п о  м о р ф о л о г и и: распознавать изученные в 5—7  классах  части  речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарём;  

п о  о р ф о г р а ф и и: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7  классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;

п о  с и н т а к с и с у: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями  и  предложениями;  правильно  строить  и  употреблять  предложения  с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;  

п о  п у н к т у а ц и и: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях. находить смысловые отрезки, пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки.

знать/понимать:

-роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

-смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения; -основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

-особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

-признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

-основные единицы языка, их признаки;

-основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

Уметь:

-различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

-определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

-опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

-объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

                                                     Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе изучения русского  языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные  умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление,  обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

                                                                                       Место учебного предмета в учебном плане

  При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на 2021 -2022 учебный год расписанием и календарным учебным графиком, количество по предмету составило 105  часов. Это изменение компенсируется перепланировкой подачи материала (см. раздел «Календарно-тематическое планирование»).

  Программа относится к предметной области РУССКИЙ ЯЗЫК  и предусматривает следующий объем недельной учебной нагрузки: 8 класс – 3 часа;

класс

Полное

название курса, предмета, дисциплины (модуля)

инвариантная или вариативная часть учебного плана

количество часов

8 класс

«Русский язык»

инвариантная

в неделю

в год

3 часа

По программе

105часов

Фактически

105часов

 

                                                                         СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Введение. Русский язык в современном мире.

Повторение изученного в 5—7 классах.  

Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении. Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.  

Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.

Простое предложение  

Грамматическая (предикативная)основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры

Двусоставные предложения  

Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения  

Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. Определение. Приложение. Знаки препинания

при нём. Обстоятельство. Синтаксический разбор двусоставного предложения. Характеристика человека.

Односоставные предложения  

Главный член односоставного предложения. Назывные предложения. Определённо-личные предложения. Неопределённо-личные предложения. Инструкция. Безличные предложения. Рассуждение. Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения.

Простое осложнённое предложение  

Понятие об осложнённом предложении.

Однородные члены предложения  

Понятие об однородных членах. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные

сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

Обособленные члены предложения  

Понятие об обособленности. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. Рассуждение на дискуссионную тему. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания

при них. Обособленные обстоятельства .Вы делительные знаки препинания при нихОбособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения  

Назначение обращения. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений. Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных

сочетаний слов по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных

сочетаниях слов и вводных предложениях. Вставные слова, словосочетания и предложения. Междометия в предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со слова-

ми, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

 Прямая и косвенная речь  

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Диалог. Рассказ. Цитата

Повторение и систематизация изученного в 8 классе    

Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография

Выполнение кимов ОГЭ    

                                                                                ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название темы

Количество часов

1

Введение. Русский язык в современном мире.

1

2

Повторение изученного в 5—7 классах.

5+1к.р.+1рр

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

4

4

Простое предложение

2+2рр

5

Простые двусоставные предложения

5+1к.р.+1рр

6

Второстепенные члены предложения

6+1кр+2рр

7

Простые односоставные предложения

8+1кр+2рр

8

Простое осложнённое предложение

1

9

Однородные члены предложения

8+1кр+4рр+1пр.р

10

Обособленные члены предложения

14+1кр+2рр+1т

11

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

8+2рр+1т

12

Прямая и косвенная речь

1+3рр

13

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе

7+1кр+1к.изл

14

Выполнение кимов ОГЭ

4+1

15

Итого

105 часов

                                                                 

                                                                   

    Календарно-тематическое планирование  

 

№уро

ка

          Дата

                                 Название раздела, темы, урока

К /

часов

К ОРРЕКЦИЯ

Формы и виды контроля

П/плану

Фактически

                                                            1 четверть- 26 часов  К.Р.-2 С.- 1  И.-2  

1

01.09

Введение. Русский язык в современном мире

1

коррекция диалогической речи

2

3.09

Повторение изученного в 5-7 классах. Пунктуация и орфография.

 Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.        

1

коррекция нарушений устной и письменной речи

   

3

7.09

 Пунктуация в сложных предложениях.

1

развитие инициативности

 .

4

8.09

Буквы н - нн в суффиксах прилагательных и наречий.

1

развитие лексико-грамматических средств языка

 

5

10.09

 Буквы н - нн в суффиксах   причастий  

1

коррекция диалогической речи

 

6

14.09

Рр Изложение с грамматическим заданием  ( упр. 26)

1

 коррекция  развития речи

Рр Изложение с грамматическим заданием  

7

15.09

Слитное и раздельное написание не -  с разными частями речи

1

развитие фонематического восприятия

   

8

17.09

Входной контроль  за курс 7 класса

1

Коррекция мыслительных процессов.

Входной контроль, К.Р.№1

9

21.09

 Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 

 Текст  и предложение как единицы синтаксиса

1

развитие фонематического восприятия

10

22.09

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.

1

Коррекция долговременной памяти .

 

11

24.09

Синтаксические связи слов в словосочетаниях.  

1

Коррекция правильного отношения к критике

 

12

28.09

 Синтаксический разбор словосочетаний

1

развитие фонематического восприятия

 

13

29.09

Простое предложение.

Грамматическая основа предложения.

1

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

 

14

1.10

Порядок слов в предложении. Интонация .

1

 Анализ контрольной работы, работа над ошибками

 

15

5.10

 Рр Описание  памятника культуры

1

коррекция  развития речи

 

16

6.10

Рр Сочинение - описание  памятника культуры 

1

коррекция – развитие речи

 Рр Сочинение - описание  

17

8.10

Двусоставные предложения. Главные члены предложения.

Подлежащее.

1

Коррекция мыслительных процессов.

 

18

12.10

 Простое глагольное сказуемое.

1

развитие восприятия

19

13.10

Составное глагольное сказуемое.

1

развитие фонематического восприятия

 

20

15.10

Составное именное сказуемое.

1

Коррекция правильного отношения к критике

 

21

19.10

Тире между подлежащим и сказуемым

1

развитие инициативности

 

22

20.10

Рр Сжатое изложение  по тексту Д.С.Лихачёва «Язык- самая большая ценность народа».

1

 коррекция  развития речи

   Сжатое изложение

23

22.10

Контрольная работа№2 по теме: «Главные члены предложения».

1

Коррекция правильного отношения к критике

 К.р.№2 по т: «Главные члены предложения».  

24

26.10

Второстепенные члены предложения.

Роль второстепенных членов предложения.  Дополнение.

1

 

развитие фонематического восприятия

25

27.10

Определение. Согласованное  и несогласованное определение.  

1

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

 

26

29.10

12.11

Приложение.  Пунктуация при нём.

коррекция  развития речи

2 четверть- 23 часа  К.р.-2 С.- 1  И.-1 Т.-1

Коррекция мыслительных процессов.

27

9.11

16.11

Обстоятельство.

1

коррекция  развития речи

 

28

10.11

17.11

Виды обстоятельств.

1

 

29

12.11

19.11

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

1

Коррекция правильного отношения к критике

 

30

16.11

20.11

Рр Характеристика человека

1

коррекция  развития речи

Рр Сочинение-характеристика

31

17.11

23.11

Рр Сочинение-характеристика человека

1

развитие фонематического восприятия

32

19.11

24.11

 Контрольная работа №3 по теме «Второстепенные члены предложения».

1

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

 Контрольная работа №3 по теме: «Второстепенные члены предложения».

33

23.11

26.11

Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения.

1

коррекция  развития речи

 

34

24.11

30.11

Определённо-личные предложения.

1

 

35

26.11

1.12

Неопределённо-личные предложения.

1

Коррекция мыслительных процессов.

 

36

30.11

3.12

Р.р. Инструкция

1

коррекция  развития речи

 

37

1.12

4.12

Безличные предложения.

1

 

38

3.12

7.12

Рр.   Рассуждение

1

коррекция  развития речи

 

39

7.12

8.12

Назывные предложения.

1

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

 Тестовый контроль

40

8.12

10.12

Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении

1

Коррекция мыслительных процессов.

 

41

10.12

11.12

Синтаксический разбор односоставного предложения.

1

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

42

14.12

14.12

Контрольная работа №4 по теме «Односоставные предложения»

1

 коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

  Контрольная работа №4  по теме: «Односоставные предложения»

43

15.12

  Работа над ошибками

1

развитие фонематического восприятия

 

44

 17.12

 

   

Осложненное  предложение. Однородные члены предложения.

Средства связи однородных членов предложения

1

коррекция  развития речи

коррекция  творческого воображения

 

 

45

21.12

Простое осложнённое предложение.  

1

коррекция  творческого воображения

46

22.12

Однородные и неоднородные определения.

1

Анализ контрольной работы, работа над ошибками

 

47

24.12

Рр. Изложение.   (по упр. 263)

1

 коррекция  развития речи.

 Рр Изложение

48

28.12

  Однородные члены, связанные сочинительными союзами.

 

1

Коррекция мыслительных процессов.

 

49

29.12

 Пунктуация  при однородных членах предложения, связанных сочинительными союзами.

1

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

     

                                                                                  3 четверть-28 час   К.Р.-1С.- 2  И.-1 Т.-1 Пров.р.-1 Практ.-1 Проект-1

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

50

 11.01

Рр Сравнительная  характеристика моих одноклассников.  

1

коррекция  творческого воображения коррекция  развития речи

Проект-презентация.

51

12.01

Обобщающие слова при однородных членах предложения и  пунктуация при них

1

коррекция  развития речи

коррекция  творческого воображения

52

14.01

Синтаксический  разбор предложений с однородными членами.

1

коррекция  творческого воображения

 

53

18.01

Пунктуационный разбор предложений с однородными членами.

1

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

54

19.01

Обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения»

1

 коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

55

21.01

 Практикум по теме «Однородные члены предложения» .

1

 коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Практикум по теме: «Однородные члены предложения» .

56

25.01

Проверочная работа по теме: «Пунктуация при ОЧП»

1

развитие фонематического восприятия

Проверочная работа по т: «Пунктуация при ОЧП»

57

 

26.01

 

 

  Рр Подготовка к  сочинению  по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди»

 (упр.281).

1

коррекция  творческого воображения

58

28.01

Рр  Написание сочинения по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди»

 (упр.281).

1

коррекция  творческого воображения

коррекция  развития речи

Сочинение  по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди»

59

1.02

Обособленные члены предложения.

 Понятие об обособлении второстепенных членов предложения.

1

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

60

2.02

Обособление определений,  пунктуация при них.

1

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

61

4.02

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений,   пунктуация при них.

1

коррекция  развития речи

62

8.02

Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения.

 Обособление несогласованных определений.

1

Коррекция мыслительных процессов.

63

9.02

Обособление приложений,   пунктуация при них.

1

64

11.02

Рр Рассуждение на дискуссионную тему.

1

коррекция  развития речи

Сочинение в формате ОГЭ  

65

15.02

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом .

1

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

66

16.02

Обособление обстоятельств, выраженных   одиночным деепричастием.

1

 коррекция  творческого воображения мыслительных процессов  коррекция  развития речи

67

18.02

Сравнительный оборот. Запятая  перед союзом КАК

1

68

22.02

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Тестирование  по теме: «Обособленне обстоятельства»

1

Тестирование  по теме «Обособление обстоятельств»

69

25.02

  Рр Сжатое изложение в формате ОГЭ

1

 коррекция  развития речи

     Изложение  

70

1.03

Обособленные уточняющие члены предложения,  пунктуация при  них.

1

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

71

2.03

Обособление уточняющих членов предложения, присоединяемых при помощи союзов и других слов

1

 коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

72

4.03

Обособление дополнений с предлогами

1

 коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

73

9.03

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

1

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

74

11.03

Обобщение по теме «Обособленные члены предложения»

1

Коррекция мыслительных процессов.

75

15.03

Контрольная работа №5  по теме : «Обособленные члены предложения»

1

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения»

76

16.03

 

Работа над ошибками

1

Коррекция пробелов в знаниях

77

18.03

Слова, грамматически не связанные с членами предложения  (9 ч.)

Обращение.   Пунктуация при обращении

1

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

78

18.03

Употребление обращений

1

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

4 четверть- 27 часов  К.Р.-1С.- 1 И.-2 Т.-1

 Анализ контрольной работы, работа над ошибками

79

29.03

Рр Эпистолярный жанр. Составление делового письма

1

коррекция  развития речи

80

30.03

Вводные конструкции.  

1

81

1.04

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

1

Коррекция пробелов в знаниях

82

5.04

 Пунктуация  при вводных конструкциях

1

83

6.04

 Вставные слова, словосочетания и предложения  

1

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

84

8.04

Рр  Сжатое изложение  в формате ОГЭ

1

коррекция  творческого воображения мыслительных процессов

 Сжатое  изложение в формате ОГЭ из фонотеки ОГЭ

85

12.04

Тестовый контроль по т: «Вводные и вставные конструкции»

1

Коррекция мыслительных процессов.

Тестовый контроль по т: «Вводные и вставные конструкции»

86

13.04

Междометия в предложении

1

развитие фонематического восприятия

87

15.04

   Коррекция знаний по теме: « Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

1

Коррекция мыслительных процессов

88-

 

19.04

Прямая и косвенная речь.Понятие о чужой речи.  Прямая речь и пунктуация при ней.

Рр Диалог.

1

1

Коррекция мыслительных процессов

89-

90

20.04

22.04

 Рр Рассказ. Цитата и знаки препинания при ней.

1

коррекция  развития речи

91

26.04

  Рр Сочинение в формате ОГЭ по тексту  

1

 коррекция  развития речи

Рр Сочинение в формате ОГЭ по тексту В.Пескова

ОГЭ2018 вариант18, стр.263-265)

92

27.04

 Итоговое повторение изученного в 8 классе

1

93

29.04

 Синтаксис и морфология

1

коррекция  творческого воображения мыслительных процессов

 

94

4.05

 Синтаксис и пунктуация

1

развитие инициативности

 

95

6.05

 Синтаксис и культура речи

1

Коррекция мыслительных процессов

 

96

10.05

 Итоговая контрольная работа в формате ФГОС

1

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

 Итоговая контрольная работа в формате ФГОС

97

13.05

 Работа над ошибками

1

Анализ контрольной р.  работа над ошибками

98

17.05

Рр Контрольное изложение в формате ОГЭ

1

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

  Контрольное сжатое изложение в формате ОГЭ из фонотеки ОГЭ

99

18.05

АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ. Работа над ошибками

1

Коррекция мыслительных процессов.

100

20.05

 Занимательная лингвистика  

1

101

22.05

Выполнение кимов ОГЭ

1

Коррекция пробелов в знаниях

102

24.05

Урок-игра «Язык мой -друг мой»

1

Коррекция правильного отношения к критике

103

25.05

Выполнение кимов ОГЭ

1

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

 

104

27.05

Выполнение кимов ОГЭ

1

Коррекция мыслительных процессов

105

31.05

Занимательная лингвистика

1

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ   ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

1. Программа: Русский язык. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.- 14-е изд.-М.:Просвещение,2018

2. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская «Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений». – М., «Просвещение», 2017г.

3. Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 5-9 классы». – Санкт-Петербург, Издательство «Свет», 2015г.

4. Л.И.Мальцева «Русский язык. 9 класс. ОГЭ». – М.,Народное образование 2017г.

 5. Таблицы по русскому языку для 5-9 классов по разделам.

 6. Русский язык. 8 класс: тематические тесты  /Н.А.Сенина,С.В.Гармаш и др.издание четвёртое;Р-н-Д.:Легион 2016г

7. Русский язык. Подготовка к ОГЭ – 2022, 25 тренировочных вариантов , 9-й класс, Сенина Н.А. Легион 2021г

 

 

           «СОГЛАСОВАНО»

на заседании методического совета  

протокол от 30.08.2021  №1

             Руководитель МС

                  __________Тарасенко И.А


[1]         Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по родному языку на 2021-2022 учебный год 6 Б класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  для обучающихся с задержкой психического развития    по родному языку на 2021-2022 учебный год   6 Б класс...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по русскому языку на 2021-2022 учебный год 6 Б класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  для обучающихся с задержкой психического развития  по русскому языку на 2021-2022 учебный год    6 Б класс...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития по родному языку на 2020-2021 учебный год 5 Б класс

Адаптированная рабочая программа  для обучающихся с задержкой психического развития по родному языку на 2020-2021 учебный год 5 Б класс...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития по русскому языку на 2020-2021 учебный год 5 Б класс

Адаптированная рабочая программа  для обучающихся с задержкой психического развития по русскому языку на 2020-2021 учебный год 5 Б класс...

Рабочая адаптированная программа для обучающихся с задержкой психического развития по литературе 8 класс

Данная программа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья ЗПР  составлена на основе программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители Меркин Г.С., Зинин С.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по биологии, 7 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по биологии, 7 класс...

Адаптированная рабочая программа ООО обучающихся с задержкой психического развития по учебному предмету «Русский язык». 5-9 классы

Адаптированная рабочая программа ООО обучающихся с задержкой психического развития по учебному предмету «Русский язык». 5-9 классы...