Программа НРК по литературному чтению и развитию речи
методическая разработка (7 класс) на тему
Программа по национально-региональному компоненту к предмету "Литературное чтение и развитие речи" для учащихся коррекционной школы VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа НРК по литературному чтению и развитию речи | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ «Ларьякская школа-интернат
для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»
Программа курса НРК
по литературному чтению и развитию речи
Статус документа
Программа разработана в соответствии с законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ». Опирается на следующие законодательные и правовые документы: Конвенция ООН о правах ребенка; Закон об образовании НРК РФ; Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ.
Настоящая рабочая программа курса по литературному чтению и развитию речи соответствует основным требованиям образовательной программы и учитывает основные задачи развития образования в регионе.
На основании методической разработки «Региональный компонент содержания школьного образования в учебных программах в области «Развитие речи»» (1997 г.) и методических рекомендаций к учебному плану национальных школ ХМАО (1994 г.), в программу по чтению и развитию речи включается изучение фольклора и произведений писателей Хаты-Мансийского автономного округа-Югры. Данные произведения раскрывают представления о жизни народа ханты, их представлениях об окружающем мире, отношениях в семье, природе родного края, традиционных ремеслах и промыслах, о самобытной жизни и богатейшем своеобразии быта, истории и культуре ханты. Их изучение способствует развитию основной задачи школы, в которой обучаются дети малых народов Севера, развитию национального самосознания.
Пояснительная записка
Одно из назначений национальной школы – прививать любовь и интерес к творчеству писателей и поэтов Севера, приобщить детей к истокам культуры родного края, развивать у каждого ребенка национальное самосознание.
Школа, культивирующая в образовании национальные ценности, называется национальной. Одни народы, теряющие свою культуру, исчезали с исторической арены, другие, наоборот, сохраняя свою культуру, возрождались.
Именно поэтому школа, если она национальная, должна с первых минут приобщать ребенка к национальной культуре, к народному промыслу, к народным идеалам и искусству, системе нравственных ценностей и запретов. Великое искусство педагога должно проявиться в том, чтобы ученик испытывал чувство сопереживания и чтобы он смог проявить себя, добиться успеха в реализации ценностей национальной культуры.
Актуальность формирования основ национальной культуры как средства повышения социально-адаптивных возможностей детей с недостатками интеллекта предопределена тем, что:
- к моменту обучения в школе детям, имеющим отклонения в интеллектуальном развитии, не уделяется достаточно внимания формированию основ национального самосознания, что имеет отрицательное значение в процессе их дальнейшей социальной адаптации. Они не соблюдают национальных традиций, обычаев, не уважают свою культуру;
- дети, обучающиеся в Ларьякской специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида тесно связаны с окружающей природной средой. Это представители коренных народов Севера, проживают в родовых угодьях, занимаются национальным промыслом (охота, рыболовство и т.д.) и необходимо, чтобы они знали и понимали особенности своей субкультуры.
Основной целью данного курса является создание условий для того, чтобы ввести детей в мир художественной литературы ХМАО и помочь им осмыслить полноту и многогранность произведений. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются чувственным опытом и умением детей воссоздавать словесные образы, соответствующие авторскому тексту.
Данная программа призвана содействовать развитию ребенка, достижению им определенного уровня образованности.
Курс чтения и развития речи по НРК решает определенные задачи в развитии национального самосознания:
- знакомить учащихся с произведениями писателей и поэтов ХМАО-Югры;
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям;
- учить детей чувствовать и понимать язык произведения;
- развивать поэтический слух детей;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству поэтов и писателей округа;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе округа;
- обеспечивать понимание содержания произведений;
- расширять кругозор детей через чтение произведений различных жанров;
- обеспечивать развитие речи школьников и формировать навыки чтения и речевые умения;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
- развивать чувство любви к малой родине, к родной природе, к ее прошлому и настоящему, любить людей, населяющих родную землю.
Новизна программы заключается в том, что в соответствии с особенностями учащихся с ограниченными возможностями здоровья обосновывается содержание, формы и методы ознакомления школьников с устным народным творчеством народа ханты, манси, национальной литературой и поэзией, неотъемлемой частью национальной культуры малых народов Севера.
Практическая значимость программы определяется тем, что совокупность содержания, методов и приемов обучения способствуют повышению социально-адаптивных возможностей детей, расширяет их кругозор, развивает речь учащихся, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии. Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте и др., а также вне занятий - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни ребенка. Однако только развитие речи с компонентом национальной культуры на специальных занятиях может дать устойчивый развивающий эффект для успешного воспитания этнического самосознания.
Пути реализации программы:
- Проанализировать программы по учебным предметам, планы внеклассной работы с умственно отсталыми школьниками с целью выявления содержания методов и приемов работы педагогического коллектива по исследуемому вопросу.
- Выявить уровень знаний по литературе у учащихся с недостатками интеллектуального развития и умения применять их в жизненных ситуациях.
- Разработать календарно-тематическое планирование, согласно содержанию программы.
- Проведение уроков согласно планированию.
- Сотрудничество с сельской библиотекой, проведение мероприятий, посвященных Дню рождения ХМАО (10 декабря).
Методы и формы реализации программы:
- Анкетирование.
- Беседа.
- Викторины, внеклассные мероприятия.
- Теоретические и практические занятия.
- Традиционные и нетрадиционные формы проведения уроков.
- Оформление альбомов.
Условия реализации программы
Курс занятий по НРК по литературному чтению рассчитан для 5 - 7 классов на уроках по внеклассному чтению (20% часов от общей программы по предмету). Он включается в программу по предмету и составлен с учетом программ и учебников по данным дисциплинам, а также с учетом возможностей детей с нарушениями интеллектуального развития.
Структура документа
Программа курса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:
- Пояснительная записка.
- Краткое описание программы.
- Формы работы.
- Требования к уровню подготовки учащихся.
- Учебный план для 5-9 классов.
- Тематическое содержание программы.
- Литература.
В курс чтения и развития речи по НРК включены произведения о природе, о взаимоотношении человека и природы, о взаимоотношении людей.
Курс по своему содержанию охватывает изучение произведений устного народного творчества (мифы, сказки, загадки, пословицы и поговорки, приметы народа ханты и манси), а также литературные произведения коренных народов Севера.
Обучение начинается с получения знаний о фольклоре народов Севера. Раскрывается смысл пословиц, поговорок, загадок; со знакомством с писателями и их биографий, связанных с жизнью на родной земле. Рассматриваются произведения писателей ХМАО-Югры. Делается вывод, что жизнь писателей и поэтов тесно связана с жизнью на родной земле, с занятиями людей, живущих на этой земле, с природой и природными условиями и отражают особенности жизни коренных народов Сибири. Отмечается, что издавна представления народа облекались легендами о реках и озерах, о тайге и ее обитателях, о растительном мире.
Взаимодействие природы и общества – естественно - исторический процесс, который, который накладывает отпечаток на формирование языка литературных произведений, его особенностей, традиционно-бытовой культуры и пр.
В поле внимания изучения данных произведений должны оказаться не только рассмотрение сюжета, но и его образность, авторское отношение к окружающему, ценностные ориентиры и нравственные проблемы, волнующие писателей и поэтов.
Данный курс не предполагает знакомство детей с особенностями творчества писателей, ибо у умственно отсталых школьников нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений.
Таким образом, программа курса НРК по литературному чтению и развитию речи вырабатывает интерес к постоянному чтению, как источнику знаний о родном крае, развивает интеллект, формирует навыки самостоятельной работы.
Структура занятия.
1.Организационный момент. Эмоционально-психологический настрой.
2. Введение в деятельность.
3. Основная часть.
4. Итог.
5. Рефлексия.
Формы работы.
Программа включает различные формы, методы и приемы работы на уроках и внеклассных мероприятиях.
Одной из таких форм работы является внеклассное чтение. Художественная литература писателей и поэтов ХМАО довольно обширна, поэтому важно приобщать учащихся к самостоятельному чтению. С этой целью организуется пропаганда книги: книжные выставки, сопровождаемые беседами, обсуждения книг писателей и поэтов нашего края, викторины, конкурсы.
Также развитию интереса способствуют встречи с поэтами и писателями. Никто не умеет раскрыть красоту родного края так, как поэт В. Мазин, уроженец с. Ларьяк. Изучение фольклора и литературы влияет на их чувства, формирует нравственные оценки, развивает навыки самообразования.
В процессе экскурсий в Ларьякскую библиотеку воспитанники знакомятся с литературными источниками. Участвуют в мероприятих, организованных работниками библиотеки, посвященным юбилейным датам писателей, значительным датам округа, встречам с людьми района, села. У них формируются эстетические отношения, развивается наблюдательность. Экскурсии помогают учащимся устанавливать связи между содержанием уроков и окружающей действительностью, находить подтверждение в жизни о том, что они узнали из книг или на уроках.
Учитель должен развивать активность детей, ставить перед ними различные задачи: отыскать, показать и рассказать о прочитанном, зарисовать, собрать какой-либо материал по изученной теме, по прочитанному произведению и т.д. Основное в этой работе – дать не только знания, но и воспитать любовь, бережное, заботливое отношение к книге.
По итогам программы учащиеся должны:
Учащиеся 5 класса | Учащиеся 6 класса | Учащиеся 7 класса | |||
Знать | Уметь | Знать | уметь | знать | Уметь |
Знать наизусть несколько загадок, пословиц и поговорок. Знать 2-3 стихотворения. Знать имена известных поэтов и писателей округа (не менее 2-3), отвечать на вопросы учителя. | Уметь различать жанры УНТ. Уметь называть главных героев произведений. Находить ответы в тексте стихотворений. Выбирать слова и выражения, которые характеризуют картины природы, героев. Выразительно читать поэтические произведения. Словесно рисовать картину, изображённую в стихах. | Знать наизусть несколько загадок, пословиц и поговорок, уметь толковать их значение. Сказки, песни, пословицы народа ханты. Знать главных героев сказки, давать их характеристику. Знать главных героев прочитанных произведений.
| Сочинить 1-2 загадки с помощью учителя. Уметь находить в тексте слова и выражения, ярко изображающих события, картины природы и т.д. уметь переходить от чтения вслух к чтению про себя. Подробно, кратко и выборочно по сюжету пересказывать произведение. Делить текст на части, составлять план. | Знать что такое присказка, зачин, концовка
Знать авторов изучаемых произведений. Знать правила составления плана, плана пересказа. Знать несколько стихотворений. Знать краткие биографии изучаемых писателей и поэтов. | Уметь различать загадки, в которых указываются признаки предмета от загадок, построенных на сравнении. Уметь определять прямой и переносный смысл пословиц, загадок. Уметь выразительно читать поэтические произведения. Уметь составлять творческие пересказы: от имени одного из героев (с изменением лица рассказчика), с вымышленным продолжением рассказа о судьбе героя. Формировать умения воспроизводить содержание текста с элементами описания (природы, внешности героя, обстановки). |
Учебный план для 5 класса
№ п/п | Наименование разделов программы | Колич часов |
1 | Устное народное творчество | 6 |
2 | Литературное наследие ХМАО | 3 |
3 | Произведения поэтов Нижневартовского района | 7 |
4 | Произведения поэтов округа | 3 |
5 | Произведения писателей Нижневартовского района | 5 |
6 | Произведения писателей округа | 9 |
Итого часов: | 33 |
Учебный план для 6 класса
№ п/п | Наименование разделов программы | Колич часов |
1 | Устное народное творчество | 6 |
2 | Произведения поэтов Нижневартовского района | 8 |
3 | Произведения поэтов округа | 8 |
4 | Произведения писателей Нижневартовского района | 5 |
5 | Произведения писателей округа | 6 |
Итого часов: | 33 |
Учебный план для 7 класса
№ п/п | Наименование разделов программы | Колич часов |
1 | Устное народное творчество | 5 |
2 | Произведения поэтов Нижневартовского района | 3 |
3 | Произведения поэтов округа | 9 |
4 | Произведения писателей Нижневартовского района | 4 |
5 | Произведения писателей округа | 4 |
Итого часов: | 25 |
Перспективы и критерии результативности:
- Применение знаний и практических умений в жизненных условиях.
- Развитие национального самосознания школьников.
- Участие в общешкольных тематических мероприятиях.
- Участие в школьных социально-значимых проектах.
Педагогические условия в современной науке характеризуются как специально создаваемая педагогами среда, обстановка, в которой возникает и развивается то, или иное педагогическое явление.
Первое условие эффективного использования знаний, приобретенных в ходе изучения литературы по национально-региональному компоненту – это реализация в педагогическом процессе духовного потенциала носителей национальной культуры - малых народов Севера. Второе условие – системный подход в изучении национально-регионального компонента. Третье условие – оптимально четкая организация учебно – воспитательного процесса. Четвертое условие – применение всех форм и методов обучения, различных педагогических технологий.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для создания оптимальных условий ознакомления обучающихся с произведениями писателей и поэтов ХМАО необходимо сочетание различных форм организации учебно-воспитательного процесса на разных уровнях:
- воссоздание национальной и культурной микросреды;
- использование и широкое применение национальных игр, традиционного бытового инвентаря, фольклора и т.д.;
Организация и проведение подобной работы поможет в решении проблемы сохранения и возрождения традиционной культуры и истории коренных народов Сибири, поможет приобщить школьников к национальной культуре и повысить адаптивные возможности в своей субкультуре.
Тематическое планирование для 5 класса (33 часа)
№ | Раздел Тема | К-во час | Цели и задачи | Практические умения |
Устное народное творчество | 6 | Ознакомить учащихся с особенностями жанров УНТ: сказка, загадка, пословица и поговорка | ||
1 | Загадки народов Севера | 1 | Раскрыть понятие жанра загадки | Выучить наизусть 1-2 загадки. |
2 | Пословицы и поговорки народов Севера | 1 | Раскрыть понятие жанров пословицы и поговорки. | Выучить наизусть 1-2 пословицы и поговорки. |
3 | 4 | Формировать умения называть главных героев сказки, выделять основную идею сказки. Формировать умения эмоционально откликаться на данный жанр, передавать своё настроение в рисунках. | Называть героев сказки и выделять её основную идею. Рисовать иллюстрации к ним. Высказывать своё мнение по поводу прочитанного произведения | |
Литературное наследие ХМАО | 3 | |||
4 | В.А. Мазин, М.К. Вагатова и т.д.) | 1 | Познакомить учащихся с биографией и творчеством писателей и поэтов ХМАО | Называть имена известных поэтов и писателей округа (не менее 2-3); |
5 | Посещение музея, библиотеки | 1 | Организовать выход в музей, библиотеку с. Ларьяк. | Уметь высказывать своё мнение по поводу увиденного в музее, библиотеке села, передавать свои впечатления. |
6 | Выставка книг | 1 | Организовать выставку «Мой любимый писатель, поэт округа». | Рассмотреть книги писателей округа. |
Произведения поэтов района | 7 | |||
7 | В.Н. Козлов: Стихи для детей «Случай в тайге», «Куропатки зимой», «Про новогодний сюрприз». | 3 | Совершенствование звуковой культуры речи учащихся. Развитие темпа речи и чтения. Формировать умения отвечать на вопросы по содержанию стихов. Находить слова и выражения в тексте, подтверждающих их устное высказывание | Отвечать на вопросы учителя. Находить ответы в тексте стихотворений. Выбирать слова и выражения, которые характеризуют картины природы, героев. |
8 | В.А. Мазин «Хороши ларьякские дорожки», «Ценю тебя, сибирская река», «Июль весёлый». | 3 | Формировать умения обдумывать содержание произведения, представлять себе картину, которую автор изобразил в стихотворении. Формировать умения сравнивать поэтические произведения поэтов Севера. | Выразительно читать поэтические произведения. Делать разметку текста. |
9 | Ю.К. Вэлла «Песня ненецкого мальчика». | 1 | Формировать умения самостоятельно готовиться к выразительному чтению. | Словесно рисовать картину, изображённую в стихах. Заучивать наизусть стихотворения. |
10 | Произведения поэтов округа | 3 | ||
11 | М. Шульгин «Друг ты мой олень». | 1 | Выработка чтения целыми словами с помощью: -установки на плавное чтение целыми словами; -проведение речевых гимнастик; | |
12 | А.С. Тарханов «Первый гром», «Хвастунишка». | 2 | проведение конкурсов на лучшего чтеца поэтического произведения | |
Произведения писателей района | 5 | |||
13 | Л.А. Кошиль Люськины рассказы: «Поход на шаманскую гору», «Лужайка», «Музгарка». | 5 | Формировать умения отвечать на вопросы по содержанию текста. Формировать умения делить текст на части с помощью учителя. Формировать умения составлять план произведения. | Давать полные ответы на вопросы учителя. Находить ответы на вопросы, поставленные учителем перед самостоятельным чтением текста произведения. |
Произведения писателей округа | 9 | Формировать умения пересказывать текст по составленному плану. | Делить текст на части с помощью учителя. | |
14 | Р.П. Ругин «Заяц и медведь» | 1 | Формировать умения соблюдать при пересказе логической последовательности и точности изложения. | Точно пересказывать содержание произведения по составленному плану. |
15 | И.Г. Истомин «Мышонок и Оленёнок». | 1 | ||
16 | А.М. Конькова «Комполэн – болотный дух», «Зайчонок и Комполэн». | 2 | Формировать умения находить ответы на вопросы учителя при самостоятельном чтении текста. | Объяснять незнакомые слова, которые встречаются в тексте произведений. |
17 | Г.И. Слинкина «Золотое перо орла», «Дедушка Филин и семь лесных девушек». | 4 | Формировать умения переводить хантыйскую терминологию (чум, малица, лабаз и т.д. | |
18 | Ю. Шесталов «Сказка неба» | 1 | ||
Всего часов | 33 |
Тематическое планирование для 6 класса (33 часа)
№ | Раздел Тема | К-во час | Цели и задачи | Практические умения |
Устное народное творчество | 6 |
| ||
1 | Загадки народов Севера | 1 | Формировать умения сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее. Формировать умения сочинения загадок с помощью учителя. | Сочинить 1-2 загадки с помощью учителя. Выучить наизусть 1-2 загадки. |
2 | Пословицы и поговорки народов Севера | 1 | Формировать умения раскрывать смысл пословиц и поговорок с помощью учителя. | Раскрывать смысл пословиц и поговорок |
3 |
Сказки народов Севера: саамская сказка «Тала-медведь и великий колдун», чукотская сказка «Всемогущая Катгыргын». | 4 | Продолжать формировать умения называть главных героев сказки, давать их характеристику. Формировать умения с помощью учителя придумывать варианты развития сюжета сказок, изменять героев, переносить их в другое временное измерение или в другую обстановку. | Называть героев, давать их характеристику. Придумывать варианты сюжета сказки с помощью учителя, изменять героев. |
Произведения поэтов района | 8 | |||
4 | В.Н. Козлов «Что посеешь, то и пожнёшь», «В осеннем лесу», «Морошка». | 3 | Формировать умения выразительного чтения путём обдумывания содержания, представления изображаемой картины, работы над интонацией (темпом, ритмом, логическим ударением). | Выразительно читать поэтические произведения. |
5 | В.А. Мазин «Моё село за чистыми снегами», «Таёжная родня», «Не задавайте мне вопроса…» | 3 |
Обучение правильному произношению слов при чтении. | Словесно рисовать картину, описанную автором. Делать разметку текста. |
6 | Ю.К. Вэлла «Первая кукушка», «Первый снег». | 2 | Формировать умения убыстрять и замедлять темп чтения в зависимости от содержания. Формировать умения находить в тексте слова и выражения, ярко изображающих события, картины природы и т.д. | Правильно произносить слова. Находить в тексте слова и выражения, которые характеризуют события, изображают картины природы. |
Произведения поэтов округа | 8 | |||
7 |
М.К. Вагатова «Материнское сердце». | 1 | Формировать умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
| Находить в тексте слова и выражения, которые характеризуют события, изображают картины природы. |
8 | А.С. Тарханов «Сказка о Ерше Прыгунке и Засоне Карасе». | 3 | Организовывать конкурсы на лучшего чтеца в классе поэтических произведений | Организовывать конкурсы на лучшего чтеца в классе поэтических произведений |
9 | Ю. Шесталов «Загадки». | 2 |
|
|
10 | И.Г. Истомин «Урок труда». | 1 | ||
11 | Р.П. Ругин «Приметы». | 1 | Находить в тексте слова и выражения, которые характеризуют события, изображают картины природы. | |
Произведения писателей района | 5 | |||
12 | Л.А. Кошиль Люськины рассказы: «Мамина инспекция», «Ящерка», «Черёмуха». | 4 | Л.А. Кошиль Люськины рассказы: «Мамина инспекция», «Ящерка», «Черёмуха». Формировать умения делить текст на части и озаглавливать каждую из них. | Подробно, кратко и выборочно по сюжету пересказывать произведение. Делить текст на части, составлять план. |
13 | Ю.К. Вэлла «О чём кукует кукушка». | 1 | Формировать умения словесного рисования предметов, явлений, которые описаны в тексте произведения. | Находить в тексте слова героев, оценивать их речь, выявлять их поступки. |
Произведения писателей округа | 6 | |||
14 | А.М. Конькова Легенда «Откуда северное сияние пошло». | 2 | Формировать умения выявлять особенности речи действующих лиц, сопоставлять их поступки. Формировать умения прогнозировать содержание текста произведения. | Делать предположения по дальнейшему развитию сюжета |
15 | Р.П. Ругин «Почему лебеди белые». | 1 | ||
И.Г. Истомин «Чёрный и белый», «Почему рыбы живут в воде». | 2 | |||
16 | Ю. Шесталов «Сибирское ускорение». | 1 | ||
Всего часов | 33 |
Тематическое планирование для 7 класса (25 часов)
№ | Раздел Тема | К-во час | Цели и задачи | Практические умения |
Устное народное творчество | 5 |
| ||
1 | Загадки народов Севера | 1 | Продолжить формирование умений сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее. Учить видеть образность в изображении предмета загадки. Формировать умения различать загадки, в которых указываются признаки предмета от загадок, построенных на сравнении. | Составить самостоятельно 2-3 загадки. Сравнивать предметы отгадки и загадки. |
2 | Пословицы и поговорки народов Севера | 1 | Формировать умения объяснять прямой и переносный смысл пословиц. | Объяснять прямой и переносный смысл пословиц. |
3 | Сказки народов Севера: эвенская сказка «Находчивый стрелок», эскимосская сказка «Как звери и птицы достали солнце», ненецкая сказка «Хозяин и работник». | 3 | Формировать умения называть главных героев, давать их характеристику. Различать сказки по сюжету: волшебные, бытовые, о животных. Формировать умения находить в тексте сказки присказку, зачин, концовку. | Называть главных героев, давать их характеристику. Различать между собой сказки волшебные, бытовые, о животных. Находить присказку, зачин, концовку в тексте сказки. |
Произведения поэтов района | 3 | |||
4 | В.Н. Козлов «Приметы». | 3 | Формировать умения выразительного чтения поэтических произведений | Выразительно читать поэтические произведения, заучивать их наизусть. |
5 | В.А. Мазин «Здравствуй, Ларьяк!», «Я рыбацкого племени сын».
| 2 | Формировать умения выразительного чтения поэтических произведений. Формировать умения увеличивать и уменьшать силу голоса (от громкой речи до шёпота и наоборот) в зависимости от речевой ситуации. | Словесно рисовать картину, описанную автором. Делать разметку текста. |
Произведения поэтов округа | 9 | |||
6 |
Ю. Шесталов «Песня матери».
| 1 | Работать над интонацией (темпом, ритмом, мелодикой). Формировать умения произносить стихотворные строки с различными смысловыми оттенками. | Находить в тексте слова и выражения, которые характеризуют события, изображают картины природы. |
7 | Р.П. Ругин «Советы отца», «Родная земля». | 4 | Развивать умения планировать, а затем анализировать своё выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания | |
8 | А.С. Тарханов «Глухарь», «Исповедь человека, лишённого детства». | 2 |
|
|
9 | И.Г. Истомин «После пурги». | 1 | ||
10 | П.А. Суханов «Песня сына Югры». | 1 | Находить в тексте слова и выражения, которые характеризуют события, изображают картины природы. | |
Произведения писателей района | 4 | |||
11 | Л.А. Кошиль «Дядя Вася», «Воровайка», «Зимние приключения». | 3 | Формировать умения составлять творческие пересказы: от имени одного из героев (с изменением лица рассказчика), с вымышленным продолжением рассказа о судьбе героя. | Составлять творческие пересказы. |
12 | С.А. Луцкий «Мелкий, хлеб и свобода». | 1 | Сравнивать героев разных произведений, а также сами произведения разных писателей на одну тематику. | |
Произведения писателей округа | 4 | |||
13 | М.К. Вагатова «Женщина Ягодка». | 1 | Формировать умения воспроизводить содержание текста с элементами описания (природы, внешности героя, обстановки). | |
14 | Е.Д. Айпин «Русский лекарь». | 3 | Формировать умения сравнивать произведения писателей. Развивать умения сравнивать героев, чувствовать его настроение. | |
Всего часов | 25 |
При составлении программы использовались:
- Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Изд. ВО «Наука», Новосибирск, 1992.- 131 с.
- Еременко И.Г. Организация учебной деятельности учащихся вспомогательной школы на основе повышения их познавательной активности: Дис. … д-ра пед. наук. – Киев, 1967. – 1ч.
- Виноградов Ю.Ф. Формирование экологической культуры младших школьников. ГУИПП «Полиграфист» ХМАО, 2002. – 62 с.
- Бугаева А.Л. Традиционная педагогическая культура хантов и манси. - М.: 1994. – 152 с.
- Борисов Н.С. Методика историко – краеведческой работы в школе: Пособие для учителя. – М., 1982.
- Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. - 283 с.
Учитель: Золото С.Ф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для учащихся 6 класса
Рабочая программа учебного курса чтения и развития речи в 6 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 класс...
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» 1 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» 1 класс, разработана на основе авторской программы В.В. Воронковой «Русский (родной) язык» (Программы специальных (коррекционных) ...
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся 5 класса
Данная рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными умственными возможностями. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобр...
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» «Внеклассное чтение» для 5 класса составлена на основе Программы курса «Язык и литература» (раздел «Чтение (классное, внеклассное) и развитие речи») для 6 классов
Данная разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы школ II вида...
Рабочая программа по учебному предмету « ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ» по программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 6 класс. 2017-2018 уч.год.
Планирование учебного материала на год , по 2 часа в неделю (68 ч.)....
Рабочая адаптированная программа 5-9классы по чтению и развитию речи
Данная программа используется в коррекционном классе 8 вида...
Рабочая программа (5 класс) по чтению и развитию речи для VIII вида
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой.Предлагаемая прогр...