Программа НРК по литературному чтению и развитию речи
методическая разработка (7 класс) на тему

Золото Светлана Федоровна

Программа по национально-региональному компоненту к предмету "Литературное чтение и развитие речи" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОУ «Ларьякская школа-интернат

для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»

Программа  курса НРК

по литературному чтению и развитию речи

Статус документа

Программа разработана в соответствии с законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ». Опирается на  следующие законодательные и правовые документы:  Конвенция ООН о правах ребенка; Закон об образовании НРК РФ; Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ.

Настоящая рабочая программа   курса по литературному чтению и развитию речи   соответствует основным требованиям образовательной программы и учитывает основные задачи развития образования в регионе.

На основании методической разработки «Региональный компонент содержания школьного образования в учебных программах в области «Развитие речи»» (1997 г.) и методических рекомендаций к учебному плану   национальных школ ХМАО (1994 г.),  в программу по   чтению и развитию речи  включается  изучение фольклора и произведений писателей Хаты-Мансийского автономного округа-Югры.  Данные произведения раскрывают представления о жизни народа ханты, их представлениях  об окружающем мире, отношениях в семье, природе родного края, традиционных ремеслах и промыслах, о  самобытной жизни и богатейшем своеобразии быта, истории и культуре ханты. Их изучение способствует развитию основной задачи школы, в которой обучаются дети малых народов Севера, развитию национального самосознания.

Пояснительная записка

Одно из назначений национальной школы – прививать любовь и интерес к творчеству писателей и поэтов Севера, приобщить детей к истокам культуры родного края, развивать у каждого ребенка национальное самосознание.

Школа, культивирующая в образовании национальные ценности, называется национальной. Одни народы, теряющие свою культуру, исчезали с исторической арены, другие, наоборот, сохраняя свою культуру, возрождались.

Именно поэтому школа, если она национальная, должна с первых минут приобщать ребенка к национальной культуре, к народному промыслу, к народным идеалам и искусству, системе нравственных ценностей и запретов. Великое искусство педагога должно проявиться в том, чтобы ученик испытывал чувство сопереживания и чтобы он смог проявить себя, добиться успеха в реализации ценностей национальной культуры.

Актуальность формирования основ национальной культуры как средства повышения социально-адаптивных возможностей детей с недостатками интеллекта предопределена тем, что:

  1. к моменту обучения в школе детям, имеющим отклонения в интеллектуальном развитии, не уделяется достаточно внимания формированию основ национального самосознания, что имеет отрицательное значение в процессе их дальнейшей социальной адаптации. Они не соблюдают национальных традиций, обычаев, не уважают свою культуру;
  2. дети, обучающиеся в Ларьякской специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида тесно связаны с окружающей природной средой. Это представители коренных народов Севера, проживают в родовых угодьях, занимаются национальным промыслом (охота, рыболовство и т.д.) и необходимо, чтобы они знали и понимали особенности своей субкультуры.

Основной целью данного курса является создание условий для того, чтобы ввести детей в мир художественной литературы ХМАО и помочь им осмыслить полноту и  многогранность произведений. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются чувственным опытом и умением детей воссоздавать словесные образы, соответствующие авторскому тексту.

 Данная программа призвана  содействовать развитию ребенка, достижению им определенного уровня образованности.

Курс чтения и развития речи по НРК решает определенные задачи в развитии национального самосознания:

  • знакомить  учащихся с  произведениями писателей и поэтов ХМАО-Югры;
  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям;
  • учить детей чувствовать и понимать язык произведения;
  • развивать поэтический слух детей;
  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству поэтов и писателей округа;
  • обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе округа;
  • обеспечивать понимание содержания произведений;
  • расширять кругозор детей через чтение произведений различных жанров;
  • обеспечивать развитие речи школьников и формировать навыки чтения и речевые умения;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
  • развивать чувство любви к малой родине, к родной природе, к ее прошлому и настоящему, любить людей, населяющих родную землю.

 

Новизна программы заключается в том, что в соответствии с особенностями учащихся с ограниченными возможностями здоровья обосновывается содержание, формы и методы ознакомления школьников с устным народным творчеством народа ханты, манси, национальной литературой и поэзией, неотъемлемой частью национальной культуры малых народов Севера.

     Практическая значимость программы определяется тем, что совокупность содержания, методов и приемов обучения способствуют повышению социально-адаптивных возможностей детей, расширяет их кругозор, развивает речь учащихся, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии. Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте и др., а также вне занятий - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни ребенка. Однако только развитие речи с компонентом национальной культуры на специальных занятиях может дать устойчивый развивающий эффект для успешного воспитания этнического самосознания.

Пути реализации программы:

  1. Проанализировать программы по учебным предметам, планы внеклассной работы с умственно отсталыми школьниками с  целью выявления содержания методов и приемов работы педагогического коллектива по исследуемому вопросу.
  2. Выявить уровень знаний по литературе у учащихся с недостатками интеллектуального развития и умения применять их в жизненных ситуациях.
  3. Разработать календарно-тематическое планирование, согласно содержанию программы.
  4. Проведение уроков согласно планированию.
  5. Сотрудничество с сельской библиотекой, проведение мероприятий, посвященных Дню рождения ХМАО (10 декабря).

Методы и формы реализации программы:

  1. Анкетирование.
  2. Беседа.
  3. Викторины, внеклассные мероприятия.
  4. Теоретические и практические занятия.
  5. Традиционные и нетрадиционные формы проведения уроков.
  6. Оформление альбомов.

Условия реализации программы

Курс   занятий по НРК по литературному чтению рассчитан для 5 - 7 классов на уроках по внеклассному чтению (20% часов от общей программы по предмету). Он включается в программу по предмету и составлен с учетом программ и учебников по данным дисциплинам, а также с учетом возможностей детей с нарушениями интеллектуального развития.

Структура документа

Программа курса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

  1. Пояснительная записка.
  2. Краткое описание программы.
  3. Формы работы.
  4. Требования к уровню подготовки учащихся.
  5. Учебный план для 5-9 классов.
  6. Тематическое содержание программы.
  7. Литература.

В курс чтения и развития речи по НРК включены произведения о природе, о взаимоотношении человека и природы, о взаимоотношении людей.

Курс   по своему содержанию  охватывает изучение произведений  устного народного творчества (мифы, сказки, загадки, пословицы и поговорки, приметы народа ханты и манси), а также литературные произведения коренных народов Севера.  

Обучение начинается с получения знаний о фольклоре  народов Севера. Раскрывается смысл пословиц, поговорок, загадок; со знакомством с писателями и их биографий, связанных с жизнью на родной земле. Рассматриваются  произведения писателей ХМАО-Югры. Делается вывод, что жизнь писателей и поэтов тесно связана с жизнью на родной земле, с занятиями  людей, живущих на этой земле, с природой и природными условиями и отражают особенности жизни коренных народов Сибири.  Отмечается, что издавна представления народа облекались легендами о   реках и озерах, о тайге и ее обитателях, о растительном мире.

Взаимодействие природы и общества – естественно - исторический процесс, который,  который накладывает отпечаток на формирование языка литературных произведений, его  особенностей, традиционно-бытовой культуры и пр.  

 В поле внимания изучения данных произведений должны оказаться не только рассмотрение сюжета, но и его образность, авторское отношение к окружающему, ценностные ориентиры и нравственные проблемы, волнующие писателей и поэтов.

Данный курс не предполагает знакомство детей с особенностями творчества писателей, ибо у умственно отсталых школьников нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений.

Таким образом, программа   курса НРК по литературному чтению и развитию речи вырабатывает интерес к постоянному чтению, как источнику знаний о родном крае,    развивает интеллект,  формирует навыки самостоятельной работы.  

Структура занятия.

1.Организационный момент. Эмоционально-психологический настрой.

2. Введение в деятельность.

3. Основная часть.

4. Итог.

5. Рефлексия.

Формы работы.

Программа   включает  различные формы, методы и приемы работы на уроках и внеклассных мероприятиях.

Одной из таких  форм работы является внеклассное чтение.   Художественная литература  писателей и поэтов ХМАО довольно обширна, поэтому важно приобщать учащихся к самостоятельному чтению. С этой целью организуется  пропаганда книги: книжные выставки, сопровождаемые беседами, обсуждения книг писателей и поэтов нашего края, викторины, конкурсы.

Также развитию интереса   способствуют встречи с поэтами и писателями. Никто не умеет раскрыть красоту родного края так, как поэт В. Мазин, уроженец с. Ларьяк. Изучение фольклора и литературы влияет на их чувства, формирует нравственные оценки, развивает навыки самообразования.

В процессе  экскурсий в Ларьякскую библиотеку воспитанники знакомятся  с литературными источниками. Участвуют в мероприятих, организованных работниками библиотеки, посвященным юбилейным датам писателей, значительным датам округа, встречам с людьми района, села.  У них   формируются эстетические отношения, развивается наблюдательность.  Экскурсии помогают учащимся устанавливать  связи между содержанием  уроков и окружающей действительностью, находить подтверждение в жизни о том, что они узнали из книг или на уроках.

  Учитель должен развивать активность детей, ставить перед ними различные задачи: отыскать, показать и рассказать о прочитанном, зарисовать,   собрать какой-либо материал по изученной теме, по прочитанному произведению и т.д.  Основное в этой работе – дать не только знания,  но и воспитать любовь, бережное, заботливое отношение к книге.

По итогам программы учащиеся должны:

Учащиеся 5 класса

Учащиеся 6 класса

Учащиеся 7 класса

Знать

Уметь

Знать

уметь

знать

Уметь

 Знать наизусть несколько загадок, пословиц и поговорок. Знать 2-3 стихотворения.

Знать имена известных поэтов и писателей округа (не менее 2-3), отвечать на вопросы учителя.  

 Уметь различать жанры УНТ. Уметь называть главных героев произведений. Находить ответы в тексте стихотворений.

Выбирать слова и выражения, которые характеризуют картины природы, героев.

Выразительно читать поэтические произведения. Словесно рисовать картину, изображённую в стихах.

 Знать наизусть несколько загадок, пословиц и поговорок, уметь толковать их значение.

Сказки, песни, пословицы народа ханты.

Знать главных героев сказки, давать их характеристику.

Знать главных героев прочитанных произведений.

 

Сочинить 1-2 загадки с помощью учителя. Уметь находить в тексте слова и выражения, ярко изображающих события, картины природы и т.д.

  уметь переходить от чтения вслух к чтению про себя. Подробно, кратко и выборочно по сюжету пересказывать произведение.

Делить текст на части, составлять план.

Знать что такое присказка, зачин, концовка

 

Знать авторов изучаемых произведений.

Знать правила составления плана, плана пересказа.

Знать несколько стихотворений.

Знать краткие биографии изучаемых писателей и поэтов.

Уметь различать загадки, в которых указываются признаки предмета от загадок, построенных на сравнении. 

 Уметь определять прямой и переносный смысл пословиц, загадок.

 Уметь выразительно читать поэтические произведения.

Уметь составлять творческие пересказы: от имени одного из героев (с изменением лица рассказчика), с вымышленным продолжением рассказа о судьбе героя.

Формировать умения воспроизводить содержание текста с элементами описания (природы, внешности героя, обстановки).

                                        

                           Учебный план для 5 класса

п/п

Наименование разделов программы

Колич часов

1

Устное народное творчество

6

2

Литературное наследие ХМАО

3

3

Произведения поэтов Нижневартовского района

7

4

Произведения поэтов округа

3

5

Произведения писателей Нижневартовского района

5

6

Произведения писателей округа

9

Итого часов:

33

                           

                    Учебный план для 6 класса

п/п

Наименование разделов программы

Колич часов

1

Устное народное творчество

6

2

 Произведения поэтов Нижневартовского района

8

3

Произведения поэтов округа

8

4

Произведения писателей Нижневартовского района

5

5

Произведения писателей округа

6

Итого часов:

33

                           Учебный план для 7 класса

п/п

Наименование разделов программы

Колич часов

1

Устное народное творчество

5

2

 Произведения поэтов Нижневартовского района

3

3

Произведения поэтов округа

9

4

Произведения писателей Нижневартовского района

4

5

Произведения писателей округа

4

Итого часов:

25

 Перспективы и критерии результативности:

  1. Применение знаний и практических умений в жизненных условиях.
  2. Развитие национального самосознания школьников.
  3. Участие в общешкольных тематических мероприятиях.
  4. Участие в школьных социально-значимых проектах.

Педагогические условия в современной науке характеризуются как специально создаваемая педагогами среда, обстановка, в которой возникает и развивается то, или иное педагогическое явление.

Первое условие эффективного использования знаний, приобретенных в ходе изучения литературы по национально-региональному компоненту – это реализация в педагогическом процессе духовного потенциала носителей   национальной культуры - малых  народов Севера. Второе условие – системный подход в изучении национально-регионального компонента.   Третье условие – оптимально четкая организация учебно – воспитательного процесса. Четвертое условие – применение  всех форм и методов обучения, различных педагогических технологий.

        Таким образом, можно сделать вывод о том, что для создания оптимальных условий ознакомления обучающихся с произведениями писателей и поэтов ХМАО необходимо сочетание различных форм организации учебно-воспитательного процесса на разных уровнях:

  • воссоздание национальной и культурной микросреды;
  • использование и широкое применение национальных игр, традиционного бытового инвентаря, фольклора и т.д.;

Организация и  проведение подобной работы поможет в решении проблемы сохранения и возрождения традиционной культуры и истории коренных народов Сибири, поможет  приобщить школьников  к национальной культуре и повысить адаптивные возможности в своей субкультуре.

Тематическое планирование для  5 класса   (33 часа)

Раздел

Тема

К-во

час

Цели и задачи

Практические

умения

Устное народное творчество

6

Ознакомить учащихся с особенностями жанров УНТ: сказка, загадка, пословица и поговорка

1

Загадки народов Севера

1

Раскрыть понятие жанра загадки

Выучить наизусть 1-2 загадки.

2

Пословицы и поговорки народов Севера

1

Раскрыть понятие жанров пословицы и поговорки.

Выучить наизусть 1-2 пословицы и поговорки.

3

4

Формировать умения называть главных героев сказки, выделять основную идею сказки.

Формировать умения эмоционально откликаться на данный жанр, передавать своё настроение в рисунках.

Называть героев сказки и выделять её основную идею. Рисовать иллюстрации к ним. Высказывать своё мнение по поводу прочитанного произведения

Литературное наследие ХМАО

3

4

В.А. Мазин,

М.К. Вагатова и т.д.)

1

Познакомить учащихся с биографией и творчеством писателей и поэтов ХМАО

Называть имена известных поэтов и писателей округа (не менее 2-3);

5

Посещение музея, библиотеки

1

Организовать выход  в музей, библиотеку с. Ларьяк.

Уметь высказывать своё мнение по поводу увиденного в музее, библиотеке села, передавать свои впечатления.

6

 Выставка книг

1

Организовать выставку «Мой любимый писатель, поэт округа».

Рассмотреть книги писателей округа.

Произведения поэтов района

7

7

В.Н. Козлов:

Стихи для детей

«Случай в тайге», «Куропатки зимой», «Про новогодний сюрприз».

3

Совершенствование звуковой культуры речи учащихся.

Развитие темпа речи и чтения.

Формировать умения отвечать на вопросы по содержанию стихов. Находить слова и выражения в тексте, подтверждающих их устное высказывание

Отвечать на вопросы учителя.

Находить ответы в тексте стихотворений.

Выбирать слова и выражения, которые характеризуют картины природы, героев.

8

В.А. Мазин

 «Хороши ларьякские дорожки», «Ценю тебя, сибирская река», «Июль весёлый».

3

Формировать умения обдумывать содержание произведения, представлять себе картину, которую автор изобразил в стихотворении.

Формировать умения сравнивать поэтические произведения поэтов Севера.

Выразительно читать поэтические произведения.

Делать разметку текста.

9

Ю.К. Вэлла

«Песня ненецкого мальчика».

1

Формировать умения самостоятельно готовиться к выразительному чтению.

Словесно рисовать картину, изображённую в стихах.

Заучивать наизусть стихотворения.

10

Произведения поэтов округа

3

11

М. Шульгин

«Друг ты мой олень».

1

Выработка чтения целыми словами с помощью:

-установки на плавное чтение целыми словами;

-проведение речевых гимнастик;

12

А.С. Тарханов «Первый гром», «Хвастунишка».

2

проведение конкурсов на лучшего чтеца поэтического произведения

Произведения писателей района

5

13

Л.А. Кошиль

Люськины рассказы:

«Поход на шаманскую гору», «Лужайка», «Музгарка».

5

Формировать умения отвечать на вопросы по содержанию текста.

Формировать умения делить текст на части с помощью учителя.

Формировать умения составлять план произведения.

Давать полные ответы на вопросы учителя.

Находить ответы на вопросы, поставленные учителем перед самостоятельным чтением текста произведения.

Произведения писателей округа

9

Формировать умения пересказывать текст по составленному плану.

Делить текст на части с помощью учителя.

14

Р.П. Ругин

«Заяц и медведь»

1

Формировать умения соблюдать при пересказе логической последовательности и точности изложения.

Точно пересказывать содержание произведения по составленному плану.

15

И.Г. Истомин

«Мышонок и Оленёнок».

1

16

А.М. Конькова «Комполэн – болотный дух», «Зайчонок и Комполэн».

2

Формировать умения находить ответы на вопросы учителя при самостоятельном чтении текста.

Объяснять незнакомые слова, которые встречаются в тексте произведений.

17

Г.И. Слинкина

 «Золотое перо орла», «Дедушка Филин и семь лесных девушек».

4

Формировать умения переводить хантыйскую терминологию (чум, малица, лабаз и т.д.

18

Ю. Шесталов

 «Сказка неба»

1

Всего   часов

33

                              Тематическое планирование для  6 класса (33 часа)

Раздел

Тема

К-во

час

Цели и задачи

Практические

умения

Устное народное творчество

6

 

1

Загадки народов Севера

1

 Формировать умения сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее.

Формировать умения сочинения загадок с помощью учителя.

Сочинить 1-2 загадки с помощью учителя.

Выучить наизусть 1-2 загадки.

2

Пословицы и поговорки народов Севера

1

 Формировать умения раскрывать смысл пословиц и поговорок с помощью учителя.

 Раскрывать смысл пословиц и поговорок

3

 

Сказки народов Севера:

саамская сказка

«Тала-медведь и великий колдун»,

 чукотская сказка «Всемогущая Катгыргын».

4

Продолжать формировать  умения называть главных героев сказки, давать их характеристику.

Формировать умения с помощью учителя придумывать варианты развития сюжета сказок, изменять героев, переносить их в другое временное измерение или в другую обстановку.

 Называть героев, давать их характеристику.

Придумывать варианты сюжета сказки с помощью учителя, изменять героев.

Произведения поэтов района

8

4

 В.Н. Козлов

«Что посеешь, то и пожнёшь»,

«В осеннем лесу», «Морошка».

3

 Формировать умения выразительного чтения путём обдумывания содержания, представления изображаемой картины, работы над интонацией (темпом, ритмом, логическим ударением).

 Выразительно читать поэтические произведения.

5

 В.А. Мазин

«Моё село за чистыми снегами», «Таёжная родня», «Не задавайте мне вопроса…»

3

 

Обучение правильному произношению слов при чтении.

 Словесно рисовать картину, описанную автором.

Делать разметку текста.

6

  Ю.К. Вэлла

«Первая кукушка», «Первый снег».

2

 Формировать умения убыстрять и замедлять темп чтения в зависимости от содержания.

Формировать умения находить в тексте слова и выражения, ярко изображающих события, картины природы и т.д.

 Правильно произносить слова.

Находить в тексте слова и выражения, которые характеризуют события, изображают картины природы.

 Произведения поэтов округа

8

7

 

М.К. Вагатова

«Материнское сердце».

1

Формировать умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

 

Находить в тексте слова и выражения, которые характеризуют события, изображают картины природы.

8

 А.С. Тарханов

«Сказка о Ерше Прыгунке и Засоне Карасе».

3

 Организовывать конкурсы на лучшего чтеца в классе поэтических произведений

 Организовывать конкурсы на лучшего чтеца в классе поэтических произведений

9

 Ю. Шесталов

«Загадки».

2

 

 

10

И.Г. Истомин

«Урок труда».

1

11

Р.П. Ругин

«Приметы».

1

Находить в тексте слова и выражения, которые характеризуют события, изображают картины природы.

 Произведения писателей района

5

12

Л.А. Кошиль

Люськины рассказы:

«Мамина инспекция», «Ящерка», «Черёмуха».

4

Л.А. Кошиль

Люськины рассказы:

«Мамина инспекция», «Ящерка», «Черёмуха».

Формировать умения делить текст на части и озаглавливать каждую из них.

Подробно, кратко и выборочно по сюжету пересказывать произведение.

Делить текст на части, составлять план.

13

Ю.К. Вэлла

«О чём кукует кукушка».

1

Формировать умения словесного рисования предметов, явлений, которые описаны в тексте произведения.

Находить в тексте слова героев, оценивать их речь, выявлять их поступки.

Произведения писателей округа

6

14

А.М. Конькова

Легенда «Откуда северное сияние пошло».

2

Формировать умения выявлять особенности речи действующих лиц, сопоставлять их поступки.

Формировать умения прогнозировать содержание текста произведения.

Делать предположения по дальнейшему развитию сюжета

15

Р.П. Ругин

«Почему лебеди белые».

1

И.Г. Истомин

«Чёрный и белый», «Почему рыбы живут в воде».

2

16

Ю. Шесталов

«Сибирское ускорение».

1

Всего   часов

33

Тематическое планирование для  7  класса (25 часов)

Раздел

Тема

К-во

час

Цели и задачи

Практические

умения

Устное народное творчество

5

 

1

Загадки народов Севера

1

Продолжить формирование умений сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее.

Учить видеть образность в изображении предмета загадки.

Формировать умения различать загадки, в которых указываются признаки предмета от загадок, построенных на сравнении.

Составить самостоятельно 2-3 загадки.

Сравнивать предметы отгадки и загадки.

2

Пословицы и поговорки народов Севера

1

 Формировать умения объяснять прямой и переносный смысл пословиц.

  Объяснять прямой и переносный смысл пословиц.

3

 Сказки народов Севера:

эвенская сказка «Находчивый стрелок», эскимосская сказка «Как звери и птицы достали солнце», ненецкая сказка «Хозяин и работник».

3

Формировать умения называть главных героев, давать их характеристику.

Различать сказки по сюжету: волшебные, бытовые, о животных.

Формировать умения находить в тексте сказки присказку, зачин, концовку.

Называть главных героев, давать их характеристику.

Различать между собой сказки волшебные, бытовые, о животных.

Находить присказку, зачин, концовку в тексте сказки.

Произведения поэтов района

3

4

 В.Н. Козлов

«Приметы».

3

  Формировать умения выразительного чтения поэтических произведений

 Выразительно читать поэтические произведения,

заучивать их наизусть.

5

В.А. Мазин

«Здравствуй, Ларьяк!», «Я рыбацкого племени сын».

 

2

 Формировать умения выразительного чтения поэтических произведений.

Формировать умения увеличивать и уменьшать силу голоса (от громкой речи до шёпота и наоборот) в зависимости от речевой ситуации.

 Словесно рисовать картину, описанную автором.

Делать разметку текста.

 Произведения поэтов округа

9

6

 

Ю. Шесталов

«Песня матери».

 

1

 Работать над интонацией (темпом, ритмом, мелодикой).

Формировать умения произносить стихотворные строки с различными смысловыми оттенками.

Находить в тексте слова и выражения, которые характеризуют события, изображают картины природы.

7

Р.П. Ругин

«Советы отца»,

«Родная земля».

4

Развивать умения планировать, а затем анализировать своё выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания

8

 А.С. Тарханов

«Глухарь»,

«Исповедь человека, лишённого детства».

2

 

 

9

 И.Г. Истомин

«После пурги».

1

10

 П.А. Суханов

«Песня сына Югры».

1

Находить в тексте слова и выражения, которые характеризуют события, изображают картины природы.

 Произведения писателей района

4

11

Л.А. Кошиль

«Дядя Вася», «Воровайка», «Зимние приключения».

3

Формировать умения составлять творческие пересказы: от имени одного из героев (с изменением лица рассказчика), с вымышленным продолжением рассказа о судьбе героя.

Составлять творческие пересказы.

12

С.А. Луцкий

«Мелкий, хлеб и свобода».

1

Сравнивать героев разных произведений, а также сами произведения разных писателей на одну тематику.

Произведения писателей округа

4

13

М.К. Вагатова

«Женщина Ягодка».

1

Формировать умения воспроизводить содержание текста с элементами описания (природы, внешности героя, обстановки).

14

Е.Д. Айпин

«Русский лекарь».

3

Формировать умения сравнивать произведения писателей.

Развивать умения сравнивать героев, чувствовать его настроение.

Всего   часов

25

При составлении программы использовались:

  1. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь:  ханты. Изд. ВО «Наука», Новосибирск, 1992.- 131 с.
  2. Еременко И.Г. Организация учебной деятельности учащихся вспомогательной школы на основе повышения их познавательной активности: Дис. … д-ра пед. наук. – Киев, 1967. – 1ч.
  3. Виноградов Ю.Ф. Формирование экологической культуры младших школьников. ГУИПП «Полиграфист» ХМАО, 2002. – 62 с.
  4. Бугаева А.Л. Традиционная педагогическая культура хантов и манси. -  М.: 1994. – 152 с.
  5. Борисов Н.С. Методика историко – краеведческой работы в школе: Пособие для учителя. – М., 1982.
  6. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. -  283 с.

Учитель:      Золото С.Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для учащихся 6 класса

Рабочая программа учебного курса чтения и развития речи в 6 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 класс...

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» 1 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» 1 класс, разработана на основе авторской программы В.В. Воронковой «Русский (родной) язык»  (Программы специальных (коррекционных) ...

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся 5 класса

Данная рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными умственными возможностями. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобр...

Рабочая адаптированная программа 5-9классы по чтению и развитию речи

Данная программа  используется  в коррекционном классе 8 вида...

Рабочая программа (5 класс) по чтению и развитию речи для VIII вида

Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой.Предлагаемая прогр...