Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся 5 класса
рабочая программа (5 класс) по теме
Данная рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными умственными возможностями. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
ЦЕЛЬ: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
ЗАДАЧИ:
- формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
- развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;
- развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения
- нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_i_razvitie_rechi_5_kl.doc | 288.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа №854»
школьное отделение для детей с о ОВЗ
Рассмотрена на заседании МО Протокол № ___ от «____»____20 ____ г. | «Принята» на педагогическом совете Протокол №1 от «28» августа 2015 г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа №854 А.В.Курсаков |
Рабочая программа
по учебному предмету «Чтение и развитие речи»
для обучающихся 5 класса
Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы
под редакцией В.В. Воронковой (авторы: М.Г. Гусева, Т. И. Островская).
Составитель:
Егорова Е.Н.
учитель письма и чтения
первой квалификационной категории
Москва 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В.В.Воронковой (авторы: М.Г. Гусева, Т. И. Островская).
-Московского регионального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Чтение в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. В данной программе представлены разделы изучения курса чтения 5 класса. В процессе развернутого изложения материала по темам указывается количество годовых и недельных часов. Данная рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными умственными возможностями. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
ЦЕЛЬ: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
ЗАДАЧИ:
- формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
- развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;
- развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения
- нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
В 5 классе ведётся работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.
В связи с этим предлагается примерный список авторов, творчество которых изучается в хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 5 классов. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (45мин). В 5 классе- 170 часов в год, 5 часа в неделю.
Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% воспитанников испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.
В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Учащиеся, обучаются на 2-й ступени, плохо читают, а около 25% учащихся читают с трудом. Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- устные сочинения-характеристики героев;
- развитие художественной фантазии у детей;
- придумывание финала, опираясь на развитие событий.
Измерители, по сравнению с общеобразовательной школой, другие. Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.
Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Типы урока:
- Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
- Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.
- Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
- Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками
- Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи
Методы и приёмы обучения:
Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой) наглядный (наблюдение, демонстрация) , практический, методы контроля.
Формы работы:
Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении..
Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста по предполагаемым вопросам;
продолжение текста;
выразительное чтение;
чтение наизусть;
чтение по ролям;
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика данного классов. Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 минут.
Занятия проводятся в классно-урочной форме.
Распределение часов по разделам
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Краткое содержание темы | Обязательный минимум ЗУН | Примечание |
1. | Снова в школу | 8 часов | Стихотворения и рассказы о школе, о школьных делах, об учительнице, о правилах подготовки домашних заданий. Работа с выделенными словами. | УДЗ: наизусть 6-10 стихотворений. УДУ: читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; «про себя», выполняя задания учителя; отвечать на вопросы учителя; пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты- самостоятельно.Правильное осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения : темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (пауза, логическое ударение, тон голоса) «драматизация» (чтение по ролям). Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарем. Ответы на вопросы к тексту. Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений. Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя. Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению. Заучивание наизусть стихотворений. Внеклассное чтение: Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему. Беседы о прочитанном и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах. | |
2. | Наша Родина – Россия | 9 часов | Стихотворения о Родине, о Москве, о родной деревне. Словарная работа. Заучивание стихотворений наизусть(2 стихотворения) | ||
3. | Сказки народов России | 8 часов | Чтение сказок разных народов. Пересказ и сравнение сказок | ||
4. | Осень | 16 часов | Стихотворения и рассказы об осени, об особенностях осенней природы. Заучивание 1 стихотворения. Словарная работа. | ||
5. | Спешите делать добро. | 12 часов | Рассказы о доброте, о взаимоотношениях людей, о добрых и одиноких людях. | ||
6. | Зима. | 28 часов | Стихотворения и рассказы о зиме, об особенностях зимней природы.Словарная работа. Заучивание2 стихотворений | ||
7. | Страницы русской классики. | 15 часов | Сказки и басни русских классиков. Чтение наизусть2 отрывков. | ||
8. | Одноклассники. | 13 часов | Рассказы о взаимоотношениях людей, смешные рассказы. | ||
9. | Исторические сказки, былины, рассказы. | 13 часов | Былины, сказки, рассказы о подвигах, жизни русского народа. | ||
10. | Весна. | 10 часов | Стихотворения и рассказы о весне, об особенностях весенней природы. Словарная работа. | ||
11. | Твои зарубежные сверстники. | 8 часа | Рассказы о жизни зарубежных героев, о приключениях, происходящих с ними, взаимоотношениях людей, обычаях. | ||
12. | Праздник со слезами на глазах. | 8 часов | Рассказы о подвигах русских солдатов, о ВОВ. | ||
13. | Страницы зарубежной классики. | 14 часов | Рассказы зарубежных классиков. | ||
14. | Лето. | 8 часа | Стихотворения и рассказы о лете, об особенностях летней природы. Словарная работа. Заучивание 1 стихотворения. |
Чтение 5 класс
Тема | Тема урока. | Содержание деятельности | Количество часов. | Цель. | Обязательный минимум ЗУН | Тип урока. | Методы урока | Примечание | ||||||||
1. Снова в школу | 8 | |||||||||||||||
1.1. | Введение. «1 сентября.» - А. Усачёв. «Маленькое лето» - В. Орлов. | 1. Чтение и рассуждение над смыслом стихотворения. 2. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём. 3.Выразительное чтение стихотворения. 4.Чтение и обсуждение пословиц и загадок о лете. | 1 | Учить выразительному чтению стихотворения: темп интонация, паузы. Учить читать вслух, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения. | 1.Умение читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами. 2.Умение отвечать на вопросы учителя. 1. Умение читать с выражением. 2. Умение высказать и аргументировать свою точку зрения. | Комбинированный. | Словесно-образный | |||||||||
1.2. | «Наша учительница» - А. Аксёнова. | 1. Чтение и пересказ текста. 2. Составление рассказа об учительнице. 3. Работа в тетради | 1 | 1. Учить выделять главную мысль произведения. 2.Развитие связной речи учащихся. | Умение кратко передавать содержание прочитанного. | Комбинированный. | Словесно-образный | |||||||||
1.3. | «Чего только не случилось!» - по Л. Каминскому. | 1.Чтение по ролям. 2. Работа по вопросам. | 1 | Учить работать с текстом.(Пересказ теста) | Умение соблюдать темп и интонацию (паузы, логическое ударение, тон голоса). | Комбинированный. | Словесно-образный | |||||||||
1.4.5. | «Ну, заяц!» - Л. Каминский. | 1. Чтение по ролям. 2. Деление текста на части с помощью учителя. 3.Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя. | 2 | Учить читать осознанно, четко проговаривая все слова, делать паузы между предложениями. | Умение пересказывать текст, соблюдая событийный ряд. | Комбинированный. | Словесно-образный | |||||||||
1.6.7. | «Азбука здоровья» - по И. Семёновой. | 1. Пересказ текста по картинке с использованием слов и оборотов речи из текста 2.Работа в тетради. Составление «Советов Никите!», словарная работа. | 2 | Учить составлять рассказ по данному отрывку. | Умение анализировать прочитанное и делать вывод. | Комбинированный. | Словесный, наглядный | |||||||||
1.8. | Итоговый урок по теме «Снова в школу». | 1. Проверка техники чтения. 2. Работа в тетради | 1 | Развивать память при помощи повторения пословиц, скороговорок, высказываний на тему «Снова в школу». | Уметь анализировать изученное. | Обобщающий. | ||||||||||
2. Наша Родина – Россия. | 9 | |||||||||||||||
2.1. | «Наша Родина» - по Ю. Яковлеву. «На Руси – матушке» - отрывок из сказки. | 1.Выразительное чтение текста. 2. Выборочный пересказ. 3. Работа с текстом по вопросам. 4. Беседа по вопросам. | 2 | Учить передавать содержание иллюстраций к произведению по вопросам учителя. Познакомить учащихся с произведениями о нашей Родине. | Умение отвечать полным ответом. Умение отличать художественный текст от сказки. | Комбинированный. | Словесный | |||||||||
2.2. | «Скворец на чужбине» - Л. Ладонщиков. | 1. Чтение и анализ стихотворения. 2. Работа с пословицами о Родине и чужбине. 3. Словарная работа в тетради | 1 | 1.Отработать навык в выразительном чтении. 2.Выучить стихотворение наизусть. | Знать значение слова «чужбина» | Комбинированный. | Словесный | |||||||||
2.3. | «Этот дом со скрипучим крыльцом» - С. Махотин. | 1.Выразительное чтение . 2. Работа по вопросам. 3. Составление связного рассказа. Стр.19. | 1 | Учить составлять текст по опорным словам. | Умение передать основной смысл стихотворения. | Комбинированный. | Словесный | |||||||||
2.4.5. | «Родина» - К. Симонов. | 1. Выразительное чтение стихотворения. 2. Пословицы о Родине. | 2 | Выучить стихотворение наизусть. | Уметь сравнивать 2 стихотворения. | Комбинированный. | Словесный | |||||||||
2.6. | «Кто основал Москву?» - по Н.М. Паникаровой. | 1. Деление текста на части с помощью учителя. 2.Озаглавливание частей текста и составление плана. 3. Пересказ по плану. | 1 | Учить выделять основную мысль художественного произведения. | Умение четко и последовательно пересказывать по плану | Комбинированный. | Словесный | |||||||||
2.7. | «Красная площадь» - И. Токмакова. | 1. Словарная работа в тетради. 2. Описание Красной площади при помощи слов из текста. | 1 | Учить выбирать из текста слова и выражения, характеризующие Красную площадь. | 1.Умение рассказывать об истории Красной площади. 2.Выучить стихотворение наизусть. | Комбинированный. | Словесный. | |||||||||
2.8. | «Я и мы» - В. Орлов. Обобщение по теме. | Чтение и анализ стихотворения. | 1 | Развитие устной речи учащихся. | Умение отвечать на поставленный вопрос и приводить примеры из стихотворения. | Комбинированный.
| Словесный. | |||||||||
2.9. | Вн. чт. Чтение книг о Родине | Оформление альбома(иллюстрирование) | 1 | Учить рассказывать о столице нашей родины- Москве. | Умение рассказывать о своей Родине | Обобщающий. | Практический | |||||||||
3. Сказки народов России. | 8 | |||||||||||||||
3.1. 3.2. | Трудовые деньги – кабардинская сказка. | 1.Деление текста на части и пересказ. 2. Работа с иллюстрацией 3. Словарная работа в тетради. | 2 | Учить делить текст на части и пересказывать с помощью учителя. | Умение отвечать на поставленный вопрос, подкрепляя ответ словами из текста. | Вводный. | Словесный | |||||||||
3.3 3.4 | «Что дороже?» - осетинская сказка. | 1.Чтение по ролям. 2.Работа по вопросам | 2 | 1. Учить выражать своё отношение к поступкам действующих лиц. Учить делать вывод 2. Развитие беглого и выразительного чтения. | Умение выбирать слова и выражения, характеризующие главных героев (умение работать с текстом) | Комбинированный. Комбинированный. | Словесный | |||||||||
3.5. 3.6. | «Как купец хотел солнце остановить?»- удмурдская сказка. | 1Чтение «про себя». 2.Работа по тексту. 3.Иллюстрирование сказки. | 2 | Учить составлять характеристику главного героя по поступкам. | Умение использовать при пересказе слов и оборотов речи из текста. | Комбинированный. Комбинированный. | Словесный практический | |||||||||
3.7. | Обобщение по теме «Сказки народов мира». | 1. Выполнение заданий для проверки на стр. 35. | 1 | Учить самостоятельному чтению и выполнению заданий. | Уметь отвечать на поставленный вопрос учителя, анализировать прочитанное. | Обобщающий. | Словесный, практический | |||||||||
3.8. | Внеклассное чтение «Сказочный калейдоскоп». | 1. Пересказ любимой сказки. 2. Работа с картинками и пословицами. | 1 | Формирование читательской самостоятельности. | Умение выделять с помощью учителя главную мысль художественного произведения. | Обобщающий. | Словесный практический | |||||||||
4.Осень | 16 | |||||||||||||||
4.1. 4.2. | Осенняя мозаика – стихи русских поэтов. «Русская осень» - В. Песков. | 1.Выразительное чтение стихотворений. 2.Составление «словесного портрета осени» 3. Чтение «про себя» | 2 | Учить описывать картины осени словами из стихотворений. Учить работе с текстом. | Умение описывать составленный пейзаж. Умение пересказывать несложные по содержанию тексты- самостоятельно. | Комбинированный. | Словесный, практический | |||||||||
4.3. | «В лесу» - А. Болонский. | 1. Выразительное чтение стихотворения. 2. Словарная работа. | 1 | Учить аналитическому чтению. | Уметь рассказывать о собственных впечатлениях и сравнивать их с другими. | Комбинированный. | Словесный | |||||||||
4.4 | «Сентябрь» - по В. Бианки. | 1. Работа по содержанию текста. | 1 | Учить выразительному чтению. | Умение отвечать на поставленный вопрос. | Комбинированный. | Словесный | |||||||||
4.5. 4.6 | «Листопадничек! – И. Соколов – Микитов. | Чтение по ролям. | 2 | Учить работе с текстом: нахождение в тексте описания животных, их взаимоотношения и повадки. | Умение использовать при пересказе слов и оборотов речи из текста. | Комбинированный. Комбинированный. | Словесно-образный. | |||||||||
4.7. | «Наступила осень» - М. Садовский, стр.52. | 1.Выразительное чтение. 2. Словарная работа. | 1 | Учить читать выразительно, соблюдая темп, интонацию, паузы. | Умение описывать характерные черты осени(из текста) Чтение наизусть. | Комбинированный.
| Словесный | |||||||||
4.8. | Внеклассное чтение «Осенние грусти». | 1.Размышление о прочитанных произведениях об осени. | 1 | Развитие умения передавать главную мысль произведения. | 1. Знать произведения об осени, уметь отвечать на вопросы учителя по тексту. | Комбинированный.
| Словесный | |||||||||
4.9-4.14 | «Серая Шейка» - по Д.Мамину – Сибиряку. Стр.43 – 51. | 1.Правильное осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. 2. Словарная работа с новыми словами. 3. Аналитическая работа с текстом. 4. Работа с иллюстрациями. | 6 | 1.Учить делить текст на части. 2. Учить озаглавливать части и составлять план. 3.Учить пересказу по плану. 4. Учить работе с текстом. 5. Учить передавать содержание иллюстраций к произведению по вопросам учителя. 6. Учить анализировать действия главных героев. | 1.Знать содержание произведения. 2. Уметь пересказывать каждую из частей. 3. Знать смысл словарных слов и устойчивых сочетаний в тексте. | Вводный. Комбинированный. Комбинированный. Комбинированный. Комбинированный. Комбинированный. | Словесный | |||||||||
4.15 | Отзыв по сказке «Серая Шейка». | 1.Беседы о прочитанном и пересказ интересных отрывков. 2. Коллективное составление краткого отзыва о книге. | 1 | Учить составлять коллективный краткий отзыв по произведению. | Умение ориентироваться в тексте. | Обобщающий. | Словесный, практический | |||||||||
4.16 | Итоговый урок по теме «Осень» | 1. Выполнение заданий для проверки на стр. 53-54. 2. Заполнение дневника наблюдений. | 1 | Учить самостоятельному чтению и выполнению заданий. | Уметь отвечать на поставленный вопрос учителя, анализировать прочитанное. | Обобщающий. | Словесный, практический | |||||||||
5.Спешите делать добро. | 12 |
| Словесный | |||||||||||||
5.1. | «Два брата» - быль. | 1.Словарная работа. 2. Характеристика поступков героев. | 1 | Учить работе с текстом. | Умение аргументировать свой ответ. |
Вводный. | Словесный | |||||||||
5.2. | «Ульяна» - по В.И. Ключевскому. | 1.Беседа о прочитанном. 2. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарем. | 1 | Воспитание у учащихся чувства милосердия и доброты. | Умение рассказать о каждодневном подвиге героини рассказа. | Комбинированный. | Словесный | |||||||||
5.3.-5.4 | «Баваклава» - по Ю Яковлеву. | 1. Работа по тексту 2. Словарная работа. | 2 | 1. Учить определять главную мысль художественного произведения. 2. Учить учащихся выражать своё отношение к поступкам действующих лиц. | Умение извлекать из текста необходимую информацию( о бабушке, об отношении внука к бабушке, о смысле жизни) | Комбинированный. Комбинированный. Комбинированный. | Словесный | |||||||||
5.5. | Коллективный отзыв по рассказу «Баваклава». | 1.Беседы о прочитанном и пересказ важных частей рассказа. 2. Коллективное составление краткого отзыва о рассказе. | 1 | Развитие устной и письменной речи учащихся посредством поэтапного пересказа текста. | Умение продолжить пересказ, начатый предыдущим рассказчиком. | Обобщающий.
| Словесный | |||||||||
5.6-5.8 | «Изба под берёзами» - В. Василевская. | 1.Поэтапная работа над текстом. 2. Выразительное чтение по ролям. 3. Передача содержания иллюстрации к произведению. | 3 | Учить беглому и выразительному чтению: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (пауза, логическое ударение, тон голоса) «драматизация» (чтение по ролям). | Умение отвечать на заданные вопросы. | Комбинированный. Комбинированный. Обобщающий.
| Словесный | |||||||||
5.9-5.11 | «Морской кортик» - С. Баруздин. | 1. Деление рассказа на части, озаглавливание и пересказ по плану. | 3 | Учить работе с текстом. | Умение выделять с помощью учителя главную мысль художественного произведения. | Комбинированный. Комбинированный. Обобщающий. | Словесный | |||||||||
5.12 | Итоговый урок по теме «Спешите делать добро». | Иллюстрирова- ние запоминающихся сюжетов рассказов о добре. | 1 | Учить объяснять смысл пословиц и поговорок о добре. | Умение ответить на вопрос: «Почему и в жизни нужно спешить делать добро?» | Обобщающий. | Словесный, практический | |||||||||
6.Зима. | 28 | |||||||||||||||
6.1 | «Зимний калейдоскоп» - стихи о зиме. | 1.Выразительное чтение стихов. 2. Размышление над прочитанным по иллюстрациям. | 1 | Учить приводить примеры описания зимы из текста. | Умение находить в тексте описаний зимней природы. | Вводный. | ||||||||||
6.2 | «Первый снег» - И. Бунин. | Чтение и анализ текста. | 1 | Учить аналитическому чтению | Умение описывать картину зимы при помощи слов из стихотворения. | Комбинированный. | Словесный | |||||||||
6.3 | «Первый снег» - по Г. Скребицкому. «Он слетает белой стаей» - Е. Тараховская. | 1.Самостоятельное чтение рассказа с выполнением различных заданий Сравнение стих-я с другими стих-ями о зиме. | 1 | Учить сопоставлять прочитанное с увиденным в реальной жизни. Учить соблюдению интонации, темпа, пауз. Выучить стихотворение наизусть. | Умение найти ответ на поставленный вопрос. Умение читать с выражением, озаглавливать стихотворение. | Комбинированный. | Словесный | |||||||||
6.4 | «На льдине» - Борис Житков. | Описание картины «На льдине», соотнесение иллюстрации с отрывком рассказа. | 1 | Развитие аналитического чтения. | Умение составлять картинный план и передать по нему содержание рассказа. | Комбинированный. | Словесный | |||||||||
6.6 | Коллективный отзыв по рассказу «На льдине». | 1.Беседы о прочитанном и пересказ важных частей рассказа. 2. Коллективное составление краткого отзыва о рассказе. | 1 | Развитие устной и письменной речи учащихся посредством поэтапного пересказа текста. | Умение найти в тексте описание состояния рыбаков в открытом море. | Обобщающий. | Словесный | |||||||||
6.7 | Внеклассное чтение по теме «Зима» | 1. Сопоставление рассказов о зимнем времени. 2. Выставка книг о зиме и зимних приключениях. | 1 | Учить последовательности изложения материала. | Умение анализировать прочитанные произведения. | Обобщающий. | Словесный |
6.8.-6.12. | «Воробушек – мой друг» - по В. Васильеву. | 1.Работа с осколочными картинками. 2. Чтение диалога. | 5 | 1. Учить работе с текстом. 2. Учить находить описание внешности главных героев рассказа. 3. Умение пересказывать текст, не нарушая последовательности событий. 4. Учить читать бегло, осознанно. | 1.Умение находить в тексте описание внешности человека, черты характера. 2. Умение пересказывать текст, соблюдая последовательность событий. 3. Умение быстро находить ответ на поставленный вопрос в тексте. | Вводный. Комбинированный. Комбинированный. Комбинированный. Обобщающий. | Словесный | |
6.13. – 6.16 | «Когда бушевали метели» - В. Песков. | 1.Работа с иллюстрацией. 2. Составление плана рассказа, пересказ. | 4 | 1. Учить определять главную мысль художественного произведения. 2. Учить учащихся выражать своё отношение к поступкам действующих лиц. 3. Учить составлять план рассказа. 4. Формировать навык в передаче содержания иллюстрации к произведению по вопросам учителя. | Умение находить в тексте описание зимы, жизни животных. | Вводный. Комбинированный. Комбинированный. Обобщающий.
| Словесный | |
6.17-6.19 | «Крылатый будильник» - В. Чаплин. | 1.Словарная работа по тексту. 2. Чтение текста по абзацам. | 3 | Учить составлять устное описание иллюстраций к рассказу. | Уметь пересказывать прочитанный абзац. | Комбинированный. Комбинированный. | Словесный Словесный | |
6.20 | «Покормите птиц» - Д. Яшин. | Выразительное чтение стихотворения. | 1 | Выразительное чтение стихотворения. | Умение читать выразительно, соблюдая паузы и интонацию. | Вводный. | Словесный | |
6.21-6.22 | «Красные яблоки» - И. Дик. | 1.Чтение текста по ролям. 2. Словарная работа над текстом. | 2 | Учить работе с текстом по вопросам. | Умение найти ответ на поставленный вопрос. | Комбинированный. Комбинированный. | Словесный | |
6.23-6.26 | «Кот в сапогах» - В. Драгунский. | 1.Чтение и проведение словарной работы над текстом. 2. Чтение рассказа по ролям. 3. Соотнесение иллюстрации с текстом. | 4 | 1.Учить анализировать главных героев. 2.Учить читать по ролям. | Умение пересказать понравившуюся часть рассказа. | Комбинированный. Комбинированный. | Словесный | |
6.27 | «Белая шубка» - Г. Скребицкий. | 1.Правильное осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. | 1 | Проверить технику чтения, понимание текста. | Умение читать бегло, выразительно, выделять основную мысль текста | Комбинированный. | Словесный | |
6.28 | Итоговый урок по теме «Зима». | 1.Стихотворения о зиме. 2. Обсуждение впечатлений о прочитанных произведениях. 3. Описание зимнего пейзажа. | 1 | Учить аналитическому чтению. | Знать произведения о зиме. | Обобщающий. | Словесный, практический | |
7.Страницы русской классики. | 15 | |||||||
7.1.-7.10. | «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» - А.С. Пушкин. Сказки Пушкина. | 1.Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарем. 2. Работа с иллюстрациями к сказке. | 10 | 1.Учить находить в тексте описание внешности главной героини. 2.Учить описывать иллюстрации к сказке. 3. Учить выразительному чтению сказки | Умение находить в тексте описание характеров главных героев, внешности царевны. Чтение наизусть отрывка сказки. | Вводный. Комбинированный. Комбинированный. Комбинированный. Комбинированный | Словесный | |
7.11. | «Ворона и Лисица» - И.А. Крылов. | Чтение басни по ролям. | 1 | Учить читать не спеша, проникновенно и с выражением. | Умение понимать смысл басни | Комбинированный. | Словесный | |
7.12. | «Чиж и Голубь» - И.А. Крылов. | Правила чтения. | 1 | Учить выразительному чтению | Умение сопоставлять описанную историю с примерами из жизни. | Комбинированный. | Словесный | |
7.13. | «Прыжок» - Лев Толстой. | 1. Прочитать рассказ и выделить самый напряженный момент в тексте. | 2 | Учить аналитическому чтению. | Умение выделять главную мысль художественного произведения. | Комбинированный. | Словесный | |
7.14 | «Комар и лев» - Лев Толстой. | Самостоятельное чтение басни. | 1 | Учить анализировать прочитанную басню | Умение сравнивать басню с реальными событиями из жизни. | Комбинированный. | Словесный | |
7.15 | Итоговый урок по теме «Страницы русской классики». | Иллюстрации к басням И.А.Крылова, Л.Н.Толстого | 1 | Учить сравнивать басни разных авторов. | Знать смысл выделенных слов и выражений. | Обобщающий. | Словесный | |
8.Одноклассники. | 13 | Словесный | ||||||
8.1.- 8.3 | «Сверху вниз, наискосок» - В. Драгунский. | Чтение и пересказ рассказа | 3 | Учить выделять главную мысль произведения. | Уметь пересказывать понравившийся отрывок. | Вводный. | Словесный | |
8.4. | «Музыкальная канарейка» - В. Бианки. | Чтение рассказа «про себя» | 1 | Развитие речи через работу с текстом. | Умение отвечать на вопросы словами из текста. | Комбинированный. | Словесный | |
8.5.-8.7. | «Как я решал задачу» - Н. Носов. | 1.Чтение по ролям. 2. Беседа о прочитанном и анализ действий Вити. | 3 | Развитие связной речи учащихся посредством поиска в тексте ответа на вопрос. | Умение анализировать поступки главного героя. | Комбинированный. Комбинированный. | Словесный | |
8.8.-8.10. | «Совесть заговорила» - по Н. Артюховой. | Словарная работа над текстом. | 3 | Учить делать вывод о своих поступках, о поступках главных героев. | Умение отвечать на поставленный вопрос, подтверждая словами из текста. | Комбинированный. Комбинированный. | Словесный | |
8.11. - 8.12. | «Государственный Тимка» - по Б. Раевскому. | Рассуждение над смыслом произведения: «Почему нужно беречь всё то, что тебя окружает?» | 2 | Воспитание бдительности и неравнодушия по отношению к тому, что тебя окружает. | Кмение аргументировать свой ответ и приводить примеры из жизни. | Комбинированный. Комбинированный. | Словесный | |
8.13. | Итоговый урок по теме «Одноклассники». | Книги по теме «Одноклассники». | 1 | Развитие аналитического чтения. | Обсуждение впечатлений о прочитанных произведениях. | Обобщающий. | Словесный | |
8.11. | Проверка техники чтения. | Чтение отрывка на время. | 1 | Учить передавать основное содержание прочитанного. | Умение читать бегло выразительно, соблюдая темп и интонацию (пауза, логическое ударение, тон голоса) | Проверка умений. | Словесный, практический |
9. Исторические сказки, былины рассказы | 13 | |||||||
9.1. | «Русь» - М. Студеникин. | Самостоятельное чтение рассказа. | 1 | Развитие читательской самостоятельности. | Умение пересказать по абзацам. | Вводный. | Словесный, практический | |
9.2-9.6. | «Как Илья из Мурома богатырём стал» - былина. | 1.Составление плана. 2. Озаглавливание и пересказ былины. 3. Словарная работа над текстом. | 5 | 1.Учить ориентироваться в тексте: находить основные сведения о главном герое, его образе жизни и т.д. 2.Учить выделять главную мысль по частям. | Умение последовательно передавать содержание прочитанного. | Комбинированный. Комбинированный. | Словесный | |
9.7.-9.11. | «Илья Муромец и Соловей – разбойник» - былина. | 1.Чтение и анализ былины по частям. 2. Обсуждение непонятных слов и выражений, встречающихся в тексте. | 5 | Познакомить учащихся с героическим прошлым Руси. | Умение кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев. | Комбинированный. Комбинированный. Комбинированный. | Словесный | |
9.12. | «Богатыри» - по А. Митяеву. | Словарная работа | 1 | Развитие речи учащихся. | Умение сопоставлять иллюстрации с былинами. | Комбинированный. | Словесный | |
9.13. | Итоговый урок по теме «Исторические сказки, былины, рассказы». | Просмотр видеофильма о героическом прошлом Руси. | 1 | Обобщение знаний о героическом прошлом Руси. | Умение анализировать прочитанный текст. | Обобщающий. | Словесный | |
10. Весна | 10 | |||||||
10.1.- 10.2 | «Весна» - по С. Аксакову. Весенняя мозаика. Стихи. | 1.Озаглавливание текста. 2. Весенние приметы. | 2 | Находить в тексте описание русской природы. | 1. Уметь рассказывать о приметах весны. | Вводный. | Словесный | |
10.3. | «Весна, весна» И всё ей радо» - Е. Баратынский. | 1.Чтение и анализ стихотворения. 2. Иллюстрация к стихотворению. | 1 | Учить описывать картины весенней природы. | Умение использовать выделенные слова для ответа на вопрос. | Комбинированный. | Словесный | |
10.4.- 10.5 | «Март» - по В. Бианки. М. Садовский. Загадка в стихах. | Работа с текстом. | 2 | Формирование навыков выразительного чтения. | Знать особенности ранней весны и те опасности, которые подстерегают птиц (из текста) | Комбинированный. | Словесный | |
10.6.- 10.7 | «Снежная крепость» - по И. Дворкину. | 1.Выразительное чтение рассказа 2.Работа по вопросам. | 2 | Развитие аналитического чтения. | Умение давать характеристику героям, адекватно оценивать их действия и поступки | Комбинированный. | Словесный | |
10.8. | А. Толстой «Вот уж снег …» | 1.Чтение и анализ стихотворения. 2. Иллюстрация к стихотворению. | 1 | Учить описывать картины весенней природы. | Умение использовать выделенные слова для ответа на вопрос. | Комбинированный. | Словесный | |
10.9- 10.10 | Итоговый урок по теме «Весна». Весенняя мозаика. Вн. чтение. | Анализ произведений о весне, банк рисунков. | 1 | Умение описывать свои впечатления о прочитанном тексте. | Умение высказывать свою точку зрения и оценивать мнение товарищей. | Обобщающий. | Словесный, практический | |
11. Твои зарубежные сверстники. | 8 | |||||||
11.1.- 11.3 | «Будто заново родился» - Р. Сингх. | 1. Чтении и деление текста на части. | 3 | Формирование навыков беглого, осознанного чтения | 1.Знать в какой стране происходят события рассказа. 2.Уметь анализировать шутку-игру, которая чуть не закончилась бедой. | Вводный. | Словесный | |
11.4- 11.6. | «Маленький Ник и его друзья» - Р. Госсини. | Правила чтения. | 3 | Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. | Выбор слов и выражений, характеризующих героев, их поведение и настроение. | Комбинированный. | Словесный | |
11.7- 11.8. | Заключительный урок по теме «Твои зарубежные сверстники». | Правильное осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. | 2 | Формирование навыков аналитического чтения. | Передача содержания иллюстраций к произведениям по вопросам учителя. | Обобщающий. | Словесны, практический | |
12. Праздник со слезами на глазах… | 8 | |||||||
12.1. | Мемориал в Александровском саду. | 1.Чтение и пересказ текста. 2 Просмотр видеофильма на тему «Великая Отечественная война» | 1 | Познакомить учащихся с героическим прошлым нашей страны. | Знать о подвигах и событиях 1941-1945 гг | Вводный. | Словесный | |
12.2.12.3. | «Подвиг у Дубосеково» - С. Алексеев. | 1.Работа с текстом. 2. Выразительное чтение отрывков. 3. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя. | 2 | Учить анализировать прочитанное по вопросам. | Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события. | Комбинированный. | Словесный | |
12.4.- 12.5 | «Старый блиндаж» - Г. Скребицкий. | 1.Деление текста на части и пересказ. 2.Иллюстрирование некоторых отрывков рассказа. | 2 | Учить ориентироваться в тексте произведения. | Умение находить в тексте ответ на вопрос. (Как барсучиха заботилась о своих детёнышах? Почему этот рассказ находится среди рассказов о войне?) | Комбинированный. | Словесный | |
12.6 | «Как солдаты ели яблоки» - И. Васильев. | Иллюстрирование событий рассказа. | 1 | Развитие устной речи учащихся. | Умение соотносить события в рассказе с героическим прошлым. | Комбинированный. | Словесный, практический | |
12.7 | Обобщение по теме. Дети, участники ВОВ. | Правильное осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. | 1 | Формирование навыков аналитического чтения. | Передача содержания иллюстраций к произведениям по вопросам учителя. | Обобщающий. | Словесны, практический | |
12.8 | Проверка техники чтения. | Чтение отрывка на время. | 1 | Развитие навыков осознанного, беглого чтения. | Умение пересказывать текст с помощью вопросов учителя. | |||
13. Страницы зарубежной классики. | 14 | |||||||
13.1.-13.3. | «Приключения Тома Сойера» - М. Твен \отрывок из романа\. | 1.Чтение отрывка из романа. 2. Пересказ понравившегося отрывка. | 3 | 1.Познакомить учащихся с произведениями зарубежных авторов. 2. Учить осознанному, аналитическому чтению. | Умение подобрать слова и выражения из текста, характеризующие героев, их поведение и настроение. | Комбинированный. | Словесный | |
13.4- 13.6. | «Сказание о Кише» - по Д. Лондону. | 1.Чтение и деление текста на части. 2. Краткий пересказ по частям. | 3 | Учить краткому пересказу произведения. | Умение описывать храброго Киша примерами из текста. | Комбинированный. | Словесный | |
13.7- 13.8. | «Приключения барона Мюнхаузена» - Э. Распэ. | Иллюстрирование одного из рассказа. | 2 | Формирование читательской самостоятельности учащихся. | Умение описывать фантазии барона Мюнхаузена. | Комбинированный. | Словесный | |
13.9-13.11 | «Храбрый портняжка» - братья Гримм. | Выразительное чтение сказки. | 3 | Учить понимать смысл поучительной сказки. | Умение давать характеристику главному герою, адекватно оценивать их действия и поступки. | Комбинированный. | Словесный | |
13.12- 13.13 | Г.Х. Андерсен «Пятеро из одного стрючка» | Выразительное чтение сказки. | 2 | Учить понимать смысл поучительной сказки. | Умение давать характеристику главному герою, адекватно оценивать их действия и поступки. | Комбинированный. | Словесный | |
13.14 | Обобщение по теме. | Правильное осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. | 1 | Формирование навыков аналитического чтения. | Передача содержания иллюстраций к произведениям по вопросам учителя. | Обобщающий. | Словесный, практический | |
14. Лето. | 8 | |||||||
14.1 | С. Сергуньков «Куда лето прячется? В. Баскаков « Брусника» | 1.Выразительное чтение рассказа. Работа по вопросам. 2.Чтение и анализ стихотворения. Иллюстрация к стихотворению. | 1 | Формирование навыков выразительного чтения. | Уметь рассказывать о приметах лета.. | Комбинированный. | Словесный | |
14.2 | И. Соколов - Микитов « Лето в лесу» | 1.Чтение и анализ стихотворения. 2. Иллюстрация к стихотворению. | 1 | Формирование навыков выразительного чтения. | Уметь рассказывать о приметах лета. | Комбинированный. | Словесный | |
14.3 | И. Суриков «Ярко солнце светит» Обобщение по теме. | 1.Чтение и анализ стихотворения. 2. Иллюстрация к стихотворению. | 1 | Формирование навыков выразительного чтения. | Передача содержания иллюстраций к произведениям по вопросам учителя. | Обобщающий. | Словесный, практический | |
14.4- 14.8 | Внеклассное чтение по темам «Спешите делать добро». | Чтение и анализ рассказов о доброте, внимательном отношении к ближнему. | 5 | Формирование читательской самостоятельности школьников. | Умение рассказать о запоминающемся произведении: назвать автора, главных героев, рассказать о чём произведение. | Обобщающий. | Словесный |
Учебно-методический комплекс.
Учебная программа | Учебники | Методический материал | Дидактический материал | Дополнительная литература |
Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида В.В. Воронкова, М.Н. Перова, В.В. Экк, допущенной Министерством образования Российской Федерации | Учебник «Чтение» 5-го класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Г.М. Гусева, Т.И.Островская- изд. «Владос», 2008 г. |
| Коррекционные упражнения:
Наглядные пособия. рисунки, игрушки, плакаты,. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Чтение и развитие речи" 9 класс VIII вид
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы / И.М. Бгажнокова. – М.: Про...
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» «Внеклассное чтение» для 5 класса составлена на основе Программы курса «Язык и литература» (раздел «Чтение (классное, внеклассное) и развитие речи») для 6 классов
Данная разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы школ II вида...
Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» для детей с ОВЗ 6 класс
На уроках чтения и развития речи в 6 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с ...
Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» для детей с ОВЗ 5 класс
Рабочая программа составлена для учащихся коррекционной школы 5 класса...
рабочие программы по предмету "чтение и развитие речи" 6 класс для детей с ОВЗ
пояснительная записка к рабочай программе, содержание учебного плна, календарно тематическое планирование,КИМ...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» основного общего образования для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения) 1 вариант
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» основного общего образования для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения) 1 вариант...
Рабочая программа учебного предмета "Чтение и развитие речи" для обучающихся с ГУО, вариант 2.
Актуальность предмета «Чтение и развитие речи» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и нев...