Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» 1 класс
рабочая программа по теме

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» 1 класс, разработана на основе авторской программы В.В. Воронковой «Русский (родной) язык»  (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида: подготовительный ,1 – 4 кл.:,/ под редакцией. В.В. Воронковой. – М.: "Просвещение", 2010, 192 с.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное  учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа №23»

Рассмотрена:

на заседании МО

учителей

начальных классов

Протокол № 6

от 23  июня 2013г

_____ Л.Н Богданова.

Согласовано:

_____заместитель

директора школы

по УВР  Н.Н. Деева

28  июня 2013 г.

Рассмотрена:

на заседании

педагогического

совета

Протокол № 1

от  30  августа 2013г.

Утверждена:

приказом МБС(К)ОУ

«С(К)ОШ №23»

от 30  августа 2013г.

№ 243

Рабочая программа

по учебному предмету «Чтение и развитие речи»

1 класс

Составитель: Сергеева Татьяна Михайловна

учитель начальных классов

2013-2014

учебный год

Пояснительная записка

        Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» 1 класс, разработана на основе авторской программы В.В. Воронковой «Русский (родной) язык»  (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида: подготовительный ,1 – 4 кл.:,/ под редакцией. В.В. Воронковой. – М.: "Просвещение", 2010, 192 с.).

Цель: овладение первоначальными навыками чтения и письма, что требует, кроме  общего и речевого развития, необходимости достаточного созревания психофизиологических функций: фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, скоординированной моторики мелких мышц руки, внимания.    

Задачи:

-подготовить учащихся к овладению зрительным образом букв, а также их начертанием, т. е. развивается и корригируется моторика мелких мышц руки;

-научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

-выработать элементарные навыки грамотного письма;

-повысить уровень общего и речевого развития учащихся;

-научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-формировать нравственные качества.

Изменения, внесённые в авторскую учебную программу

Программа уплотнена на основании учебного плана. В школе на чтение и развитие речи  отводится 5 часов, а для индивидуально учащихся на дому 2 часа. Уплотнение учебного материала произошло за счет сокращения количества часов на изучаемые разделы и не повлияло на содержание  программы. В связи с уменьшением количества часов до 66 изменилось тематическое планирование курса. Изменения по разделам.

Тема

Количество часов согласно авторской программе

Количество часов согласно рабочей программе

Добукварный период.

-

7

Букварный период.

-

59

Итого

165

66

Программа по уплотнению выполнена

За счет праздничных дней произошло уплотнение

№п/п

Тема

До уплотнения

материала

В результате уплотнения

Обоснование изменений

1.

1.Повторение пройденных звуков и букв.

2.Звук и буква Ш. Соотношение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).

Уплотнение материала на основании годового учебного графика и расписания приказ от 21.06.2013г. №197

2.

1.Звук и буква «Щ». Различение при чтении гласных и согласных, согласных звонких и глухих, твердых и мягких. Образование и чтение слоговых структур (-ща-вель). 2.Звук и буква «Ф».

Уплотнение материала из-за праздничного дня 01.05., приказ от 21.06.2013г.№197.

Название учебно-методического комплекса

-Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь: 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений/Москва.: "Просвещение", 2010, 142 с.

-А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова Пропись для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. В 3 частях. Москва.: "Просвещение", 2009.

Количество учебных часов

Место учебного предмета "Чтение и развитие речи" в Федеральном базисном учебном плане – образовательная область "Филология": согласно учебному плану МБС(К)ОУ "С(К)ОУШ №23"на изучение предмета "Чтение и развитие речи" в 1 классе отводится 66 часов .

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

Формы организации учебного процесса

Формы организации учебного процесса – индивидуальные занятия.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны уметь:

- различать звуки на слух и в произношении;

-анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

- плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрации к тексту;

- слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;

- писать строчные и заглавные буквы;

- списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.

Учащиеся должны знать:

- знать наизусть 3 - 4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.

Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые

сроки

прохождения

Примечание

Добукварный период

Беседа на темы: «Имя и отчество учителя». «Я и моя семья». «Окружающий меня мир»

02.09.

Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умение правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснение и указание учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешение выйти из класса.

05.09.

Формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передачи учителя.

09.09.

Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание). Различие звуков и простых звукосочетаний в речи в связи наблюдениями окружающей действительности и играми.

12.09.

Отчетливое повторение произносимых учителем слова и фразы, практическое различение слов, сходных по звуковому составу ( жук – лук, стол – стул, палка – лапка). Деление простого предложения из (дву-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва).

16.09.

Выделение из слов гласных и согласных звуков (а, у, м), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков). Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый).

19.09.

Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора, их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).

23.09.

Букварный период.

Звук и буква  «А». Правильное и отчетливое произношение звука а, различение его в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положение звук легче выделяется).

26.09.

Звук и буква  «У». Правильное и отчетливое произношение, звука «у», различение его в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положение звук легче выделяется). Образование из усвоенных звуков и букв слов «ау», «уа», чтение этих слов с протяжным произношением.

30.09.

Звук и буква  «М». Правильное и отчетливое произношение звука «м», различение его в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положение звук легче выделяется).

03.10.

Образование из усвоенных звуков и букв слов «ам», «ум», чтение этих слов с протяжным произношением.

07.10.

Составление и чтение прямых и обратных слогов «-ам, -ма; -ум, -му.

10.10.

Звук и буква  «О». Правильное и отчетливое произношение звука «о», различение его в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положение звук легче выделяется). Составление и чтение прямых и обратных слогов «-ом, -мо».

14.10.

Звук и буква  «С». Правильное и отчетливое произношение звука «с», различение его в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положение звук легче выделяется).

17.10.

Звук и буква  «Х». Правильное и отчетливое произношение звука «х», различение его в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положение звук легче выделяется).

21.10.

Повторение пройденных звуков и букв.

24.10.

Звук и буква Ш. Соотношение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).

07.11.

Уплотнение материала согласно годовому учебному графику и расписанию на 2013-2014 учебный год.

Звук и буква «Л». Соотношение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).

07.11.

Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов, чтение этих слогов протяжно и слитно. Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ла, Лу-ша).

11.11.

Звук и буква  «ы». Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (мы-ла, мы-ло).

14.11.

Звук и буква  «Н». Соотношение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).

18.11.

Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (но-ша, лу-на). Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слова (сон).

21.11.

Звук и буква  «р». Соотношение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).

25.11.

Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ша-ры, Ро-ма). Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слова (сыр).

28.11.

Повторение пройденных звуков. Звук и буква  «к». Подбор слов со звуком «к» и определение звука «к» в словах (в начале, в середине, в конце).

02.12.

Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми согласными в начале слога (-ка, -ку, лук), слов из усвоенных слоговых структур (ка-ша, ку-ры, мо-ло-ко). Чтение предложений из двух-трех слов.

05.12.

Звук и буква  «п». Подбор слов со звуком «п» и определение звука «п» в словах (в начале, в середине, в конце). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми согласными в начале слога (-па, -пу).

09.12.

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (Пу-шок). Чтение предложений из двух-трех слов.

12.12.

Звук и буква  «т». Подбор слов со звуком «т» и определение звука «т» в словах (в начале, в середине, в конце). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми согласными в начале слога (-та, -ту).

16.12

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (Са-лат). Чтение предложений из двух-трех слов.

19.12.

Звук и буква  «И». Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (-ли, вил).

23.12.

Чтение предложений из двух-трех слов.

26.12.

Звук и буква  «З». Подбор слов со звуком «з» и определение звука «з» в словах (в начале, в середине, в конце). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (-за, -зу, -зи, -оз).

13.01.

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (За-хар). Чтение предложений из двух-трех слов.

16.01.

Звук и буква  «В».Подбор слов со звуком «в» и определение звука «в» в словах (в начале, в середине, в конце). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (-ва, -ву, -ви, -ов).

20.01.

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (во-ро-на). Чтение предложений из двух-трех слов.

23.01.

Звук и буква  «Ж». Подбор слов со звуком «ж» и определение звука «ж» в словах (в начале, в середине, в конце). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (-жа, -жу, -жи, -ож).

27.01.

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (лу-жок). Чтение предложений из двух-трех слов.

30.01.

Звук и буква  «Б». Подбор слов со звуком «б» и определение звука «б» в словах (в начале, в середине, в конце). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (-ба, -бу, -би, -об).

03.02.

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (Бо-рис). Чтение предложений из двух-трех слов.

06.02.

Звук и буква  «Г». Подбор слов со звуком «г» и определение звука «г» в словах (в начале, в середине, в конце). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (-га, -гу, -ги, -ог).

17.02.

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (Го-ша). Чтение предложений из двух-трех слов.

20.02.

Звук и буква «Д». Подбор слов со звуком «д» и определение звука «д» в словах (в начале, в середине, в конце). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (-да, -ду, -ди, -од).

24.02.

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (Го-ша). Чтение предложений из двух-трех слов.

27.02.

Звук и буква «й». Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (май-ка). Чтение предложений из двух-трех слов.

03.03.

Буква «Ь. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (о-кунь).

06.03.

Повторение пройденных звуков и букв. Звук и буква  «Е». Различение при чтении гласных и согласных.

10.03.

Различение при чтении согласных звонких и глухих (в сильной позиции); согласных твердых и мягких.

13.03.

Образование и чтение слоговых структур, слогов с чтением двух согласных (-тра, -кни, -пне). Отчетливое слоговое чтение коротких букварных текстов.

17.03.

Звук и буква  «Ё». Различение при чтении гласных и согласных, согласных звонких и глухих, твердых и мягких.

20.03.

Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.

31.03.

Звук и буква  «Я». Различение при чтении гласных и согласных, согласных звонких и глухих, твердых и мягких.

03.04.

Звук и буква  «Ю». Различение при чтении гласных и согласных, согласных звонких и глухих, твердых и мягких.

07.04.

Образование и чтение слоговых структур, слогов с чтением двух согласных (-клю), коротких букварных текстов.

10.04.

Звук и буква  «Ц». Образование и чтение слоговых структур (-ку-ри-ца). Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.

14.04.

Звук и буква «Ч». Образование и чтение слоговых структур (-чаш-ка). Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.

17.04.

Различение при чтении гласных и согласных, согласных звонких и глухих, твердых и мягких.

21.04.

Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.

24.04.

Звук и буква «Щ». Различение при чтении гласных и согласных, согласных звонких и глухих, твердых и мягких. Образование и чтение слоговых структур (-ща-вель).

28.04.

Звук и буква «Ф».

28.04.

Уплотнение материала из-за праздничных дней 01.05.

Различение при чтении гласных и согласных, согласных звонких и глухих, твердых и мягких.

05.05.

Образование и чтение слоговых структур (-фар-тук).

08.05.

Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов

12.05.

Звук и буква «Э». Образование и чтение слоговых структур (-э-хо).

15.05.

Буква «ъ». Образование и чтение слоговых структур (-съе-хал).

19.05.

Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.

22.05.

Итого:

66 ч


Содержание  программы учебного предмета

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы на темы: «Порядок в                       классе», «Учитель и ученик», «Окружающий меня мир».

Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.

Развитие устной речи учащихся.

Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Деление простого предложения (из двух-трёх слов) на слова. Деление простых  по структуре слов на слоги (у - хо, ру-  ка, го–ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков, различение их в словах.

Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся (зрительный диктант).

Специальная подготовка к обучению письму.

Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум).Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.

Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р, к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т, е, ё, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ. Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твёрдыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил). Чтение предложений из двух-трёх слов.

Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твёрдых и мягких. Отчётливое послоговое чтение коротких букварных текстов.

Перечень учебно – методических средств обучения

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

В  наличии

% оснащённости

1

1.1

Литература

Основная:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида: 1 – 4 кл.: /под редакцией. В.В. Воронковой. – М.: "Просвещение", 2010, 192с.).

1

100 %

1.2

Учебник «Букварь», В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина, Москва "Просвещение", 2010. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.

1

100%

1.3

Тетрадь по обучению грамоте для учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Воронкова В.В., Москва.: "Просвещение", 2009.

1

100%

2

2.1

Дополнительная:

Э.В. Якубовская, Н.В. Комарова/Ступеньки к грамоте. Пропедевтика обучения чтению и письму. Учебно-наглядное пособие для подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, в 4 альбомах. Альбом 1: Приложение: Методическое руководство., 2-е издание; Москва "Просвещение" 2006.

1

100%

2.2

Дмитриева О. И., Поурочные разработки по русскому языку: 1 класс. – М.:    ВАКО, 2013, 160 с.

1

100%

2.3

Кутявина С.В., Поурочные разработки по литературному чтению: 1 класс. – М.: ВАКО., 2013, 144 с.

1

100%

2.4

Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. АБВГДейка: Азбука первоклассника: Учеб.  для 1 кл. четырехлет. нач. шк. – М.: "Просвещение", 1995, 272 с.

1

100%

3

3.1

Приборы и оборудование:

Карточки «Алфавит»

1

100%

3.2

Предметные картинки

1

100%

3.3

Касса букв и слогов

1

100%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для учащихся 6 класса

Рабочая программа учебного курса чтения и развития речи в 6 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 класс...

Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи " 9 класс.

Статус документа.Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл, под...

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся 5 класса

Данная рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными умственными возможностями. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобр...

Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» для обучающихся 5 класса

Цель курса: создать условия для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике.Задачи:·          вырабатывать элементарные навыки грамотного пись...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для обучающейся 5 класса для детей с ОВЗ (умеренная умственная отсталость)

Рабочая программа учебного предмета «Чтение» для обучающейся 5 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями ...