Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» 1 класс
рабочая программа по теме
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» 1 класс, разработана на основе авторской программы В.В. Воронковой «Русский (родной) язык» (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный ,1 – 4 кл.:,/ под редакцией. В.В. Воронковой. – М.: "Просвещение", 2010, 192 с.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie.doc | 157 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №23»
Рассмотрена: на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 6 от 23 июня 2013г _____ Л.Н Богданова. | Согласовано: _____заместитель директора школы по УВР Н.Н. Деева 28 июня 2013 г. | Рассмотрена: на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30 августа 2013г. | Утверждена: приказом МБС(К)ОУ «С(К)ОШ №23» от 30 августа 2013г. № 243 |
Рабочая программа
по учебному предмету «Чтение и развитие речи»
1 класс
Составитель: Сергеева Татьяна Михайловна
учитель начальных классов
2013-2014
учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» 1 класс, разработана на основе авторской программы В.В. Воронковой «Русский (родной) язык» (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный ,1 – 4 кл.:,/ под редакцией. В.В. Воронковой. – М.: "Просвещение", 2010, 192 с.).
Цель: овладение первоначальными навыками чтения и письма, что требует, кроме общего и речевого развития, необходимости достаточного созревания психофизиологических функций: фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, скоординированной моторики мелких мышц руки, внимания.
Задачи:
-подготовить учащихся к овладению зрительным образом букв, а также их начертанием, т. е. развивается и корригируется моторика мелких мышц руки;
-научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
-выработать элементарные навыки грамотного письма;
-повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
-научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-формировать нравственные качества.
Изменения, внесённые в авторскую учебную программу
Программа уплотнена на основании учебного плана. В школе на чтение и развитие речи отводится 5 часов, а для индивидуально учащихся на дому 2 часа. Уплотнение учебного материала произошло за счет сокращения количества часов на изучаемые разделы и не повлияло на содержание программы. В связи с уменьшением количества часов до 66 изменилось тематическое планирование курса. Изменения по разделам.
№ | Тема | Количество часов согласно авторской программе | Количество часов согласно рабочей программе |
Добукварный период. | - | 7 | |
Букварный период. | - | 59 | |
Итого | 165 | 66 |
Программа по уплотнению выполнена
За счет праздничных дней произошло уплотнение
№п/п | Тема | До уплотнения материала | В результате уплотнения | Обоснование изменений |
1. | 1.Повторение пройденных звуков и букв. 2.Звук и буква Ш. Соотношение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце). | 2ч | 1ч | Уплотнение материала на основании годового учебного графика и расписания приказ от 21.06.2013г. №197 |
2. | 1.Звук и буква «Щ». Различение при чтении гласных и согласных, согласных звонких и глухих, твердых и мягких. Образование и чтение слоговых структур (-ща-вель). 2.Звук и буква «Ф». | 2ч | 1ч | Уплотнение материала из-за праздничного дня 01.05., приказ от 21.06.2013г.№197. |
Название учебно-методического комплекса
-Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь: 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений/Москва.: "Просвещение", 2010, 142 с.
-А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова Пропись для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 3 частях. Москва.: "Просвещение", 2009.
Количество учебных часов
Место учебного предмета "Чтение и развитие речи" в Федеральном базисном учебном плане – образовательная область "Филология": согласно учебному плану МБС(К)ОУ "С(К)ОУШ №23"на изучение предмета "Чтение и развитие речи" в 1 классе отводится 66 часов .
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Формы организации учебного процесса
Формы организации учебного процесса – индивидуальные занятия.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны уметь:
- различать звуки на слух и в произношении;
-анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
- плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрации к тексту;
- слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
- писать строчные и заглавные буквы;
- списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.
Учащиеся должны знать:
- знать наизусть 3 - 4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.
Календарно-тематическое планирование
Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание | |
Добукварный период | ||||
Беседа на темы: «Имя и отчество учителя». «Я и моя семья». «Окружающий меня мир» | 1ч | 02.09. | ||
Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умение правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснение и указание учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешение выйти из класса. | 1ч | 05.09. | ||
Формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передачи учителя. | 1ч | 09.09. | ||
Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание). Различие звуков и простых звукосочетаний в речи в связи наблюдениями окружающей действительности и играми. | 1ч | 12.09. | ||
Отчетливое повторение произносимых учителем слова и фразы, практическое различение слов, сходных по звуковому составу ( жук – лук, стол – стул, палка – лапка). Деление простого предложения из (дву-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). | 1ч | 16.09. | ||
Выделение из слов гласных и согласных звуков (а, у, м), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков). Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый). | 1ч | 19.09. | ||
Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора, их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант). | 1ч | 23.09. | ||
Букварный период. | ||||
Звук и буква «А». Правильное и отчетливое произношение звука а, различение его в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положение звук легче выделяется). | 1ч | 26.09. | ||
Звук и буква «У». Правильное и отчетливое произношение, звука «у», различение его в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положение звук легче выделяется). Образование из усвоенных звуков и букв слов «ау», «уа», чтение этих слов с протяжным произношением. | 1ч | 30.09. | ||
Звук и буква «М». Правильное и отчетливое произношение звука «м», различение его в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положение звук легче выделяется). | 1ч | 03.10. | ||
Образование из усвоенных звуков и букв слов «ам», «ум», чтение этих слов с протяжным произношением. | 1ч | 07.10. | ||
Составление и чтение прямых и обратных слогов «-ам, -ма; -ум, -му. | 1ч | 10.10. | ||
Звук и буква «О». Правильное и отчетливое произношение звука «о», различение его в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положение звук легче выделяется). Составление и чтение прямых и обратных слогов «-ом, -мо». | 1ч | 14.10. | ||
Звук и буква «С». Правильное и отчетливое произношение звука «с», различение его в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положение звук легче выделяется). | 1ч | 17.10. | ||
Звук и буква «Х». Правильное и отчетливое произношение звука «х», различение его в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положение звук легче выделяется). | 1ч | 21.10. | ||
Повторение пройденных звуков и букв. | 1ч | 24.10. | ||
Звук и буква Ш. Соотношение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце). | 1ч | 07.11. | Уплотнение материала согласно годовому учебному графику и расписанию на 2013-2014 учебный год. | |
Звук и буква «Л». Соотношение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце). | 1ч | 07.11. | ||
Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов, чтение этих слогов протяжно и слитно. Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ла, Лу-ша). | 1ч | 11.11. | ||
Звук и буква «ы». Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (мы-ла, мы-ло). | 1ч | 14.11. | ||
Звук и буква «Н». Соотношение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце). | 1ч | 18.11. | ||
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (но-ша, лу-на). Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слова (сон). | 1ч | 21.11. | ||
Звук и буква «р». Соотношение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце). | 1ч | 25.11. | ||
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ша-ры, Ро-ма). Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слова (сыр). | 1ч | 28.11. | ||
Повторение пройденных звуков. Звук и буква «к». Подбор слов со звуком «к» и определение звука «к» в словах (в начале, в середине, в конце). | 1ч | 02.12. | ||
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми согласными в начале слога (-ка, -ку, лук), слов из усвоенных слоговых структур (ка-ша, ку-ры, мо-ло-ко). Чтение предложений из двух-трех слов. | 1ч | 05.12. | ||
Звук и буква «п». Подбор слов со звуком «п» и определение звука «п» в словах (в начале, в середине, в конце). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми согласными в начале слога (-па, -пу). | 1ч | 09.12. | ||
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (Пу-шок). Чтение предложений из двух-трех слов. | 1ч | 12.12. | ||
Звук и буква «т». Подбор слов со звуком «т» и определение звука «т» в словах (в начале, в середине, в конце). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми согласными в начале слога (-та, -ту). | 1ч | 16.12 | ||
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (Са-лат). Чтение предложений из двух-трех слов. | 1ч | 19.12. | ||
Звук и буква «И». Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (-ли, вил). | 1ч | 23.12. | ||
Чтение предложений из двух-трех слов. | 1ч | 26.12. | ||
Звук и буква «З». Подбор слов со звуком «з» и определение звука «з» в словах (в начале, в середине, в конце). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (-за, -зу, -зи, -оз). | 1ч | 13.01. | ||
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (За-хар). Чтение предложений из двух-трех слов. | 1ч | 16.01. | ||
Звук и буква «В».Подбор слов со звуком «в» и определение звука «в» в словах (в начале, в середине, в конце). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (-ва, -ву, -ви, -ов). | 1ч | 20.01. | ||
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (во-ро-на). Чтение предложений из двух-трех слов. | 1ч | 23.01. | ||
Звук и буква «Ж». Подбор слов со звуком «ж» и определение звука «ж» в словах (в начале, в середине, в конце). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (-жа, -жу, -жи, -ож). | 1ч | 27.01. | ||
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (лу-жок). Чтение предложений из двух-трех слов. | 1ч | 30.01. | ||
Звук и буква «Б». Подбор слов со звуком «б» и определение звука «б» в словах (в начале, в середине, в конце). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (-ба, -бу, -би, -об). | 1ч | 03.02. | ||
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (Бо-рис). Чтение предложений из двух-трех слов. | 1ч | 06.02. | ||
Звук и буква «Г». Подбор слов со звуком «г» и определение звука «г» в словах (в начале, в середине, в конце). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (-га, -гу, -ги, -ог). | 1ч | 17.02. | ||
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (Го-ша). Чтение предложений из двух-трех слов. | 1ч | 20.02. | ||
Звук и буква «Д». Подбор слов со звуком «д» и определение звука «д» в словах (в начале, в середине, в конце). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (-да, -ду, -ди, -од). | 1ч | 24.02. | ||
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (Го-ша). Чтение предложений из двух-трех слов. | 1ч | 27.02. | ||
Звук и буква «й». Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (май-ка). Чтение предложений из двух-трех слов. | 1ч | 03.03. | ||
Буква «Ь. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (о-кунь). | 1ч | 06.03. | ||
Повторение пройденных звуков и букв. Звук и буква «Е». Различение при чтении гласных и согласных. | 1ч | 10.03. | ||
Различение при чтении согласных звонких и глухих (в сильной позиции); согласных твердых и мягких. | 1ч | 13.03. | ||
Образование и чтение слоговых структур, слогов с чтением двух согласных (-тра, -кни, -пне). Отчетливое слоговое чтение коротких букварных текстов. | 1ч | 17.03. | ||
Звук и буква «Ё». Различение при чтении гласных и согласных, согласных звонких и глухих, твердых и мягких. | 1ч | 20.03. | ||
Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов. | 1ч | 31.03. | ||
Звук и буква «Я». Различение при чтении гласных и согласных, согласных звонких и глухих, твердых и мягких. | 1ч | 03.04. | ||
Звук и буква «Ю». Различение при чтении гласных и согласных, согласных звонких и глухих, твердых и мягких. | 1ч | 07.04. | ||
Образование и чтение слоговых структур, слогов с чтением двух согласных (-клю), коротких букварных текстов. | 1ч | 10.04. | ||
Звук и буква «Ц». Образование и чтение слоговых структур (-ку-ри-ца). Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов. | 1ч | 14.04. | ||
Звук и буква «Ч». Образование и чтение слоговых структур (-чаш-ка). Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов. | 1ч | 17.04. | ||
Различение при чтении гласных и согласных, согласных звонких и глухих, твердых и мягких. | 1ч | 21.04. | ||
Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов. | 1ч | 24.04. | ||
Звук и буква «Щ». Различение при чтении гласных и согласных, согласных звонких и глухих, твердых и мягких. Образование и чтение слоговых структур (-ща-вель). | 1ч | 28.04. | ||
Звук и буква «Ф». | 1ч | 28.04. | Уплотнение материала из-за праздничных дней 01.05. | |
Различение при чтении гласных и согласных, согласных звонких и глухих, твердых и мягких. | 1ч | 05.05. | ||
Образование и чтение слоговых структур (-фар-тук). | 1ч | 08.05. | ||
Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов | 1ч | 12.05. | ||
Звук и буква «Э». Образование и чтение слоговых структур (-э-хо). | 1ч | 15.05. | ||
Буква «ъ». Образование и чтение слоговых структур (-съе-хал). | 1ч | 19.05. | ||
Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов. | 1ч | 22.05. | ||
Итого: | 66 ч |
Содержание программы учебного предмета
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученик», «Окружающий меня мир».
Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.
Развитие устной речи учащихся.
Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Деление простого предложения (из двух-трёх слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у - хо, ру- ка, го–ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков, различение их в словах.
Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся (зрительный диктант).
Специальная подготовка к обучению письму.
Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум).Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.
Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р, к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т, е, ё, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ. Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твёрдыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил). Чтение предложений из двух-трёх слов.
Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твёрдых и мягких. Отчётливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Перечень учебно – методических средств обучения
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | В наличии | % оснащённости |
1 1.1 | Литература Основная: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1 – 4 кл.: /под редакцией. В.В. Воронковой. – М.: "Просвещение", 2010, 192с.). | 1 | 100 % |
1.2 | Учебник «Букварь», В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина, Москва "Просвещение", 2010. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. | 1 | 100% |
1.3 | Тетрадь по обучению грамоте для учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Воронкова В.В., Москва.: "Просвещение", 2009. | 1 | 100% |
2 2.1 | Дополнительная: Э.В. Якубовская, Н.В. Комарова/Ступеньки к грамоте. Пропедевтика обучения чтению и письму. Учебно-наглядное пособие для подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, в 4 альбомах. Альбом 1: Приложение: Методическое руководство., 2-е издание; Москва "Просвещение" 2006. | 1 | 100% |
2.2 | Дмитриева О. И., Поурочные разработки по русскому языку: 1 класс. – М.: ВАКО, 2013, 160 с. | 1 | 100% |
2.3 | Кутявина С.В., Поурочные разработки по литературному чтению: 1 класс. – М.: ВАКО., 2013, 144 с. | 1 | 100% |
2.4 | Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. АБВГДейка: Азбука первоклассника: Учеб. для 1 кл. четырехлет. нач. шк. – М.: "Просвещение", 1995, 272 с. | 1 | 100% |
3 3.1 | Приборы и оборудование: Карточки «Алфавит» | 1 | 100% |
3.2 | Предметные картинки | 1 | 100% |
3.3 | Касса букв и слогов | 1 | 100% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для учащихся 6 класса
Рабочая программа учебного курса чтения и развития речи в 6 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 класс...
Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи " 9 класс.
Статус документа.Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл, под...
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся 5 класса
Данная рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными умственными возможностями. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобр...
Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» для обучающихся 5 класса
Цель курса: создать условия для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике.Задачи:· вырабатывать элементарные навыки грамотного пись...
Рабочая программа по учебному предмету « ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ» по программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 6 класс. 2017-2018 уч.год.
Адаптированная образовательная программа по письму и развитию речи в 6 классе....
Рабочая программа по учебному предмету « ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ» по программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 6 класс. 2017-2018 уч.год.
Планирование учебного материала на год , по 2 часа в неделю (68 ч.)....
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для обучающейся 5 класса для детей с ОВЗ (умеренная умственная отсталость)
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» для обучающейся 5 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями ...