Технологическая карта урока русской литературы в 5 классе
план-конспект урока (5 класс)
«И вижу я себя ребенком…». Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русской литературы в 5В классе учителя литературы Кужугет Жанны Октябрьевны
Тема: «И вижу я себя ребенком…». Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».
Авторы –
составители
учебника: В. Я. Коровина
Цели: Предметные умения:
знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка,
находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму,
определять настроение, которым проникнуто стихотворение, создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и
использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей); владеть навыками анализа живописного
полотна.
Метапредметные УУД:
Личностные: осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осуществлять способность к самооценке своих действий,
поступков.
Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, выполнять поиск причин и пути
преодоления.
Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения
учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делать обобщения,
выводы.
Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с
учетом конкретных учебно-познавательных задач
Основные
понятия: Тема, идея произведения, художественно-изобразительные средства языка (эпитет, сравнение), художественно-изобразительные
средства искусства (краски, тона, цветовая гамма).
Межпредметные
связи: Изобразительное искусство, музыка, история.
Ресурсы: Методическое пособие, наглядный материал, учебник, презентация, интернет-ресурсы
Тип урока Урок – обобщение
Форма урока Урок – путешествие,
Форма работы
обучающихся: Групповая, фронтальная
Этапы урока | Презентация | Деятельность учителя | Используемые методы, приемы, формы | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) учителя и обучающихся | Время |
Цель: включение в деятельность | 1 слайд 2 слайд | «Здравствуйте»,- ты скажешь человеку. «Здравствуй»,-скажет он тебе в ответ И, поверь, что не пойдет в аптеку, А здоровым будет много лет. -Сегодня у нас, ребята, необычный урок. А проведем его вместе с вами мы, Учитель искусства и литературы Бочкова Анна Владимировна. Посмотрите на доску. Портрет какого поэта вы видите перед собой? С каким произведением Некрасова мы знакомились на прошлом уроке? Из этого стихотворения я взяла строки в качестве эпиграфа. | Приветствие | Приветствие, проверка готовности к уроку | Коммуникативные УУД: Формируем умение слушать и понимать других | Полная готовность к уроку | 1 мин. |
Цель: определение содержательных рамок урока | 3 слайд 4 слайд 5-6 слайд | Звучит минус песни «Куда уходит детство?» -Ребята, а знакома ли вам эта мелодия? (пауза, дать дослушать). - Откуда она? А где вы с ней встречались? -А о чем или о ком эта песня? - Вы, наверно, понимаете, что эта музыка прозвучала не просто так на нашем уроке. Как вы думаете, о чем или о ком мы будем говорить сегодня на уроке? Посмотрите, у нас чего-то не хватает в названии темы. Давайте мы с вами поработаем, а затем еще раз вернемся к теме нашего урока. - Да, удивительная эта пора – детство. Наверное, каждый взрослый мечтает хоть на одну минутку вернуться в то чудесное и беззаботное время. В детстве мы верим в романтическую мечту, мечтаем о приключениях, удивительных странах и материках, таинственных островах, еще не найденных сокровищах. - А почему? - Поднимите, пожалуйста, руки те, кто хотел бы совершить путешествие по великой русской реке Волге и по реке Мерген, насладиться живописной красотой русской и тувинской природы. Итак, представьте, что вы – отдельные команды, выберите себе капитанов, а я, с вашего разрешения, буду штурманом, человеком, который управляет судном. - Ребята, почему мы отправляемся в путешествие по Волге? Какое отношение это имеет к теме нашего урока? - Итак, в путь! Речка очень широка, (Дети широко разводят руки в сторону.) Речка очень глубока. (Приседают, коснувшись руками пола.) Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».) А вот воду пить - нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.) | Слово учителя Эмоциональный настрой на урок. Прием создания проблемной ситуации и ее решение. | Ответы детей: - На уроках музыки, по телевизору. - О детстве, о детях. -Наверно, о детях и о детстве. А мы только изучаем творчество Н.А.Некрасова, который жил на Волге. | Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Личностные УУД:
| Обозначенатема, цель урока. | 3 мин. |
Цель: развитие читательских умений. | 7 слайд 8 слайд 9 слайд 15-16 слайд 17 слайд 18 слайд (пауза, 19 слайд) 20-21 слайд 22 слайд 23 слайд 24 слайд 25 слайд 26 слайд 27 слайд 28 слайд Пауза 29 слайд 30-31 слайд 32 слайд 33-38 слайд 39 слайд | Пристань - село Грешнево Ярославской губернии. Мы находимся в родовом имении Некрасовых, в селе Грешнево, в 20 км от Ярославля. Сейчас здесь располагается дом-музей поэта, где сохранились личные вещи Николая Алексеевича и его родителей. Все так же, как было в начале 19 века. Представьте, что вы выступаете в роли экскурсоводов. Расскажите, что вам известно о детстве поэта, о его матери, об отношении мальчика с крестьянскими ребятишками, о его любимых занятиях и увлечениях. - Ребята, давайте поработаем с текстом этого стихотворения, а для этого нам нужно отправиться к следующей пристани! Речка очень широка, (Дети широко разводят руки в сторону.) Речка очень глубока. (Приседают, коснувшись руками пола.) Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».) А вот воду пить - нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.) Пристань Рассуждений - На прошлом уроке мы уже познакомились с композицией стихотворения и увидели, что Рассказчик к кому-то обращался. - К кому? (К крестьянским детям). - Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми. История встречи с детьми – как красивая рама большой картины. А что же внутри этой картины? Давайте посмотрим. Так как мы еще юные исследователи обращаемся к опорным вопросам. Вывести на слайд вопросы:
- Какое же детство рисует, описывает нам Некрасов? Сделайте вывод.
- Молодцы, ребята, мы продолжаем свой путь! Речка очень широка, (Дети широко разводят руки в сторону.) Речка очень глубока. (Приседают, коснувшись руками пола.) Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».) А вот воду пить - нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
-И перед нами …. Пристань Живописная. - Ребята, перед нами картина Василия Григорьевича Перова «Тройка». Некрасов и Перов жили в одно время. Давайте обратимся к известной картине Перова «Тройка», которая была написана в 1866 году и находится сейчас в Государственной Третьяковской галерее г. Москвы. Так как мы учимся исследовать и понимать произведения искусства, обратимся вновь к опорным вопросам, которые нам помогут глубже понять замысел художника. Вывести на слайд вопросы:
- Какое же детство рисует нам художник? Сделайте вывод:
- Может картина «Тройка» быть иллюстрацией стихотворения Н.А. Некрасова? (Нет, не может). - Итак, мы побывали с Вами в 19 веке и увидели, как изображали детей в литературе и живописи в это время. Но нам пора вернуться в 21 век и поможет нам в этом Пристань Творческая.
Песня «Куда уходит детство» - Слушая Ваше пение о детстве, мне вспомнились слова Н.А.Некрасова «Играйте же, дети, растите на воле, На то вам и красное детство дано». -Как вы понимаете эти слова Н.А. Некрасова? -Что значит красное детство? | Ролевая игра | Выступление учащихся. 1 учащийся: Детство Некрасова прошло в имении отца (10 слайд). Грешнево, недалеко от Ярославля. Отец был очень крутого нрава.(11 слайд) Он не щадил ни мать, ни сына. Но больше всего доставалось мужикам и матери поэта. Она была женщиной доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Он не раз защищала сына и простых людей. Все это очень сильно волновало будущего поэта. 2 учащийся: (12 слайд) В детстве Некрасов все свободное время проводил среди крестьянских ребятишек. Он общался с ними как с равными. Он вместе с ребятами ходил в лес, на речку. Поэтому уже с ранних лет Некрасову хорошо была знакома жизнь деревенских ребят. 3 учащийся: (13 слайд) Самым сильным увлечение была охота. Однажды за день он 18 раз упал с лошади, зато больше никогда не боялся лошадей. Охота была для него не только забавой, но и способом знакомиться с народом. После одного из таких путешествий появилось стихотворение «Крестьянские дети».(14 слайд) 1.У мальчика Власа большие сапоги, овчинный полушубок, большие рукавицы 2.Все серые, карие, синие глазки - смешались, как в поле цветы, глаза внимательные в этих глазах "покой, свобода и ласка", в них "святая доброта" 3.К Ванюше труд оборачивается сначала "нарядной своей стороной" 4. Глаза детей - серые, карие, синие, синеющие, беленький бледно-лиловые, красные, темные синеющая лента реки венок беленький, чистенький, бледно-лиловый цветок красный туча темная 5.Влас не "идет", не "бредет", не "шагает", но "шествует" ("шествует" - торжественное слово, которое использует поэт, чтобы показать, что этого мальчика - труженика надо уважать)
1.
2.
3.Перов показывает труд детей не с "нарядной стороны", а с темной - изнуряющей, губительной 4.
5.
| Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из текстов; формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно. Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Личностные УУД:
| Участвуют в организованной учителем совместной деятельности, отвечают на мини-вопросы учителя Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме Размышляют, приводят примеры Размышляют, приводят примеры, делают выводы | 5мин 7 мин. 1-2 мин. 7 мин. 3 мин |
IV. Итог урока. Цель – зафиксировать содержание урока | 40 слайд 41 слайд 42 слайд | - Вам, ребята, живущим радостно и счастливо, очень трудно представить, как тяжело приходилось простым, бедным людям в прошлом, особенно детям. Крестьяне – бедняки не могли прокормить своих детей и часто отдавали их в услужение богачам и ремесленникам. Учеников-мастеровых и изобразил художник на картине. Нелегко было ученикам в городе у чужих людей. Кормили впроголодь, одевали в чью-то изношенную негодную одежду. Спать приходилось, где попало: в подвалах или чуланах. Учили мало, а трудились с утра до ночи, детям поручали самую грязную, тяжелую, непосильную работу. - Некрасов и Перов жили во времена крепостного права, которое было отменено около 150 лет назад, вы проходили эту тему по истории. В произведениях этих мастеров искусства отражены впечатления детства, воспоминания о тяжелой жизни крестьян. - А какое детство Ваше? Мы предлагаем Вам выразить это в синквейне на тему «Детство». - Вспомним, что такое синквейн. Опорный конспект по синквейну. Защита синквейнов. - Прочтите, что у вас получилось.
-Так давайте же, ребята, определим тему нашего урока, исходя из того, что мы делали на сегодняшнем уроке. | Групповая работа. Защита минипроектов. | Детство. Солнечное, беззаботное. Бегаем, прыгаем, веселимся. Для меня детство – это мама. Радость. | Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из текстов; формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно. Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | Сочиняют и защищают полученные синквейны. Формулируют окончательный вариант темы урока с помощью учителя | 10 мин |
V. Домашнее задание (интегрированное) | 43 слайд | - В дальнейшем наша работа буде строиться следующим образом:
| Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; | Записывают выбранный вариант домашнего задания | 2 мин | ||
Цель - подвести эмоциональный настрой урока | 44-45 слайд 46 слайд | Сюрпризный момент. Звучит музыка из ЕРАЛАША тема детства. Входит ребенок с гелиевыми шарами, читает стихотворение. Дети – это счастье, дети – это радость, Дети – это в жизни свежий ветерок.
- Наше путешествие завершилось. Мы надеемся, что вы получили массу впечатлений и удовольствия. Благодарим вас за участие и работу на уроке и просим сказать спасибо и до свидания гостям нашего урока. Но прежде, чем выйти из класса, поделитесь своим настроением при помощи стикеров-сердечек. | На слайде: Зеленое сердечко – я узнал много нового, и у меня нет вопросов. Желтое сердечко – я активный участник группы. Красное сердечко – я слушатель, и у меня остались вопросы. | Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию | 1 мин | ||
47 слайд | Конец урока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Технологическая карта урока по литературе (9 класс)
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Использованы метапредметные связи в контексте развития творческих и личностных спосбностей учащихся. "Слово о полку Игореве" изучается в контексте с...
Технологическая карта урока по литературе.5 класс.Особенности сказа как литературного жанра. Сказ «Каменный цветок» П.П.Бажов
Технологическая картаУчитель: Михайлова С.ППредмет: литератураКласс: 5Тип урока: урок «открытия» нового знания...
Технологическая карта урока по литературе 6 класс
Планируемые результаты обученияЛичностные УУД:Формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно ко...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Технологическая карта урока по литературе. 10 класс. Н. А. Островский. Драма «Гроза» («Луч света в темном царстве»)
На уроке можно использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; проблемный.Разнообразить формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, группов...