Технологическая карта урока по литературе (9 класс)
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Использованы метапредметные связи в контексте развития творческих и личностных спосбностей учащихся. "Слово о полку Игореве" изучается в контексте с современностью. Учащиеся доказывают актуальность "Слово..." связывая его с реалиями сегодняшнего дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_slovo.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  предметного учебного занятия по литературе

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Время

(в мин.)

1

Мотивация (самоопределение к деятельности)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
  • определить содержательные рамки урока

1.Включает фрагмент из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь»

2.Организует беседу, основанную на личном жизненном опыте учащихся ,выявляет ассоциации учащихся в связи с музыкальным мотивом.

3. Просит  зачитать вопросы ,возникшие при прочтении «Слова о полку Игореве».

3. Просит выдвинуть предположение о теме  целях предстоящего урока и выводит учащихся на тему «Актуальность «Слова …»в ХХI веке»

 Слушают музыку А.П.Бородина 

Слушают вопросы учителя и отвечают на них.

Называют ассоциации, связанные с музыкальным мотивомм.

Выдвигают предположения о теме урока и выходят при помощи учителя  на тему и цели изучения.

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;

нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование

Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД:  умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

3 минуты

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

Активизирует знания учащихся. Организовывает  работу в парах по составлению плана урока.

Создает проблемную ситуацию.

Организует обсуждение содержания выступлений учащихся

Организовывает просмотр документального фильма о походе князя Игоря или фрагмента из оперы «Князь Игорь».

Учащиеся слушают учителя и составляют  предполагаемый план урока по актуальности «Слова..».В чем ,на их взгляд,просматривается актуальность?Как  можно по содержанию произведения выявить эту актуальность?

Подготовленный учащийся рассказывает, почему сегодня так актуально это произведение,соотнося обстановку в обществе ХII века и ХХI. Все остальные учащиеся слушают и вносят дополнения в свои планы по теме об актуальности произведения и его авторе.  В контексте"Что нового мы узнали о «Слове…»?"

Слушают сообщение учащегося об исторических событиях, лежащих в основе «Слова…»

Учащиеся просматривают документальный фильм или фрагмент из оперы , по ходу просмотра  фиксируют взволновавшие их моменты , дополняют свои записи.

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, рефлексия

Познавательные УУД: работа с ассоциацией, моделирование, поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД:

умение ясно, точно выражать свои мысли,  регуляция речевого поведения.

10-12 минут

3

Постановка учебной задачи (проблемы)

Цель:

  • организовать коммуникативное взаимодействие на основе анализа поэтического произведения

Учитель дополняет выступление учащихся об исторической  обстановке ,в которой создавалось «Слово…»,задает наводящие вопросы о неизвестном авторе, просит учащихся нарисовать его психологический портрет.

Организует чтение фрагментов произведения с фиксацией внимания обучающихся на выразительности чтения, на элементы ,характеризующие автора, на развитии сюжета.

Организовывает работу по осмыслению содержания текста.

Слушают учителя. . Высказывают предположения об авторе произведения,рисуют его психологический портрет автора,, участвуют в обсуждении содержания поэтического произведения во фронтальном режиме.

Слушают актерское чтение с иллюстративным рядом «Слова...».  Выражают чувства, которые они испытали, слушая поэтическое произведение

Обращают внимание на устаревшие слова, фиксируют затруднения в их понимании.

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.

Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

10 минут

4

Построение проекта выхода из затруднения. Работа над смыслом текста

Организовывает работу с устаревшей лексикой: просит любого учащегося соотнести содержание с жанровой особенностью произведения и попробовать соотнести с современностью.

Ставит цель на выявление темы, идеи, композиции «Слова...». Организует   картину системы образов,обсуждение характеров героев поэтического произведения с подтверждением из текста.

Организует обсуждение обобщающего вывода о смысле поэтического произведения. Просит учащихся найти кульминационный фрагмент в произведении,в котором,на их взгляд,звучит основная мысль.(«Золотое слово Святослава»-основная задача учителя)

Организовывает прослушивание  «Золотого слова» в актерском исполнении.

Осуществляется взаимопроверка подготовленными учащимися-языковедами, проводится лексическая работа.

Анализируют поэтическое произведение с целью определения:

  • темы, идеи стихотворения;
  • характера героев;
  • роли и значения героев в системе образов;
  • смысла поэтического произведения;

Участвуют в беседе  по обсуждению характеров русских князей, делают  обобщающий вывод по обсуждению «Слова..».

Слушают фрагмент произведения, участвуют в обсуждении исполнения.

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование.

Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование.

Коммуникативные УУД:

умение ясно, точно выражать свои мысли,  регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи.

10 минут

5

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Цель:

  • тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
  • проверить свое умение применять полученные знания;
  • развивать умение самостоятельной проверки по эталону.

Организует самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний,основанную на самостоятельном письменном ответе на вопрос «В чем смысл «золотого слова» и как оно соотносится с нашим временем».

Предагает ученикам написать сочинениу –миниатюру (5-6 предложений)

Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном.

Личностные УУД: самоопределение

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка

5 минут

6

Рефлексия деятельности

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности

Организовывает работу в группах по составлению синквейна на тему «Каковы последствия похода князя Игоря для Руси» или «В чем актуальность «Слова..» в ХХI веке».

Организовывает фронтальную беседу. Предлагает выбрать домашнее задание

Составление синквейна в группах. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия и выбирают домашнее задание.  1.Выучить наизусть «Золотое слово Святослава»

2.Анализ «Золотого слова Святослава»

3.Преложить собственный перевод «Золотого слова Сятослава»

Личностные УУД: смыслообразование; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные УУД: доказательство

5 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературе.5 класс.Особенности сказа как литературного жанра. Сказ «Каменный цветок» П.П.Бажов

Технологическая картаУчитель: Михайлова С.ППредмет: литератураКласс:  5Тип урока: урок «открытия» нового знания...

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».

Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....

Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема урока:"Проблема выбора "( по повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")

Урок общеметодологической направленности.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока: совершенствовать умение характеризовать главно...

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе. Урок внеклассного чтения: А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт.

Технологическая карта урока по литервтуре в 5 классе. Урок внеклассного чтения: "А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт"...

Технологическая карта урока по литературе 6 класс

Планируемые результаты обученияЛичностные УУД:Формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно ко...

Технологическая карта урока по литературе. 10 класс. Н. А. Островский. Драма «Гроза» («Луч света в темном царстве»)

На уроке можно использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; проблемный.Разнообразить формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, группов...

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...