Технологическая карта урока по литературе (9 класс)
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Использованы метапредметные связи в контексте развития творческих и личностных спосбностей учащихся. "Слово о полку Игореве" изучается в контексте с современностью. Учащиеся доказывают актуальность "Слово..." связывая его с реалиями сегодняшнего дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_slovo.docx | 27.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта предметного учебного занятия по литературе
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Время (в мин.) |
1 | Мотивация (самоопределение к деятельности) Цель:
| 1.Включает фрагмент из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь» 2.Организует беседу, основанную на личном жизненном опыте учащихся ,выявляет ассоциации учащихся в связи с музыкальным мотивом. 3. Просит зачитать вопросы ,возникшие при прочтении «Слова о полку Игореве». 3. Просит выдвинуть предположение о теме целях предстоящего урока и выводит учащихся на тему «Актуальность «Слова …»в ХХI веке» | Слушают музыку А.П.Бородина Слушают вопросы учителя и отвечают на них. Называют ассоциации, связанные с музыкальным мотивомм. Выдвигают предположения о теме урока и выходят при помощи учителя на тему и цели изучения. | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи. | 3 минуты |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель:
| Активизирует знания учащихся. Организовывает работу в парах по составлению плана урока. Создает проблемную ситуацию. Организует обсуждение содержания выступлений учащихся Организовывает просмотр документального фильма о походе князя Игоря или фрагмента из оперы «Князь Игорь». | Учащиеся слушают учителя и составляют предполагаемый план урока по актуальности «Слова..».В чем ,на их взгляд,просматривается актуальность?Как можно по содержанию произведения выявить эту актуальность? Подготовленный учащийся рассказывает, почему сегодня так актуально это произведение,соотнося обстановку в обществе ХII века и ХХI. Все остальные учащиеся слушают и вносят дополнения в свои планы по теме об актуальности произведения и его авторе. В контексте"Что нового мы узнали о «Слове…»?" Слушают сообщение учащегося об исторических событиях, лежащих в основе «Слова…» Учащиеся просматривают документальный фильм или фрагмент из оперы , по ходу просмотра фиксируют взволновавшие их моменты , дополняют свои записи. | Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, рефлексия Познавательные УУД: работа с ассоциацией, моделирование, поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения. | 10-12 минут |
3 | Постановка учебной задачи (проблемы) Цель:
| Учитель дополняет выступление учащихся об исторической обстановке ,в которой создавалось «Слово…»,задает наводящие вопросы о неизвестном авторе, просит учащихся нарисовать его психологический портрет. Организует чтение фрагментов произведения с фиксацией внимания обучающихся на выразительности чтения, на элементы ,характеризующие автора, на развитии сюжета. Организовывает работу по осмыслению содержания текста. | Слушают учителя. . Высказывают предположения об авторе произведения,рисуют его психологический портрет автора,, участвуют в обсуждении содержания поэтического произведения во фронтальном режиме. Слушают актерское чтение с иллюстративным рядом «Слова...». Выражают чувства, которые они испытали, слушая поэтическое произведение Обращают внимание на устаревшие слова, фиксируют затруднения в их понимании. | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка. Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи. | 10 минут |
4 | Построение проекта выхода из затруднения. Работа над смыслом текста | Организовывает работу с устаревшей лексикой: просит любого учащегося соотнести содержание с жанровой особенностью произведения и попробовать соотнести с современностью. Ставит цель на выявление темы, идеи, композиции «Слова...». Организует картину системы образов,обсуждение характеров героев поэтического произведения с подтверждением из текста. Организует обсуждение обобщающего вывода о смысле поэтического произведения. Просит учащихся найти кульминационный фрагмент в произведении,в котором,на их взгляд,звучит основная мысль.(«Золотое слово Святослава»-основная задача учителя) Организовывает прослушивание «Золотого слова» в актерском исполнении. | Осуществляется взаимопроверка подготовленными учащимися-языковедами, проводится лексическая работа. Анализируют поэтическое произведение с целью определения:
Участвуют в беседе по обсуждению характеров русских князей, делают обобщающий вывод по обсуждению «Слова..». Слушают фрагмент произведения, участвуют в обсуждении исполнения. | Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование. Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование. Коммуникативные УУД: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи. | 10 минут |
5 | Самостоятельная работа с проверкой по эталону Цель:
| Организует самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний,основанную на самостоятельном письменном ответе на вопрос «В чем смысл «золотого слова» и как оно соотносится с нашим временем». Предагает ученикам написать сочинениу –миниатюру (5-6 предложений) | Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном. | Личностные УУД: самоопределение Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка | 5 минут |
6 | Рефлексия деятельности Цель:
| Организовывает работу в группах по составлению синквейна на тему «Каковы последствия похода князя Игоря для Руси» или «В чем актуальность «Слова..» в ХХI веке». Организовывает фронтальную беседу. Предлагает выбрать домашнее задание | Составление синквейна в группах. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия и выбирают домашнее задание. 1.Выучить наизусть «Золотое слово Святослава» 2.Анализ «Золотого слова Святослава» | Личностные УУД: смыслообразование; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные УУД: доказательство | 5 минут |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературе.5 класс.Особенности сказа как литературного жанра. Сказ «Каменный цветок» П.П.Бажов
Технологическая картаУчитель: Михайлова С.ППредмет: литератураКласс: 5Тип урока: урок «открытия» нового знания...
Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».
Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....
Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема урока:"Проблема выбора "( по повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")
Урок общеметодологической направленности.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока: совершенствовать умение характеризовать главно...
Технологическая карта урока по литературе в 5 классе. Урок внеклассного чтения: А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт.
Технологическая карта урока по литервтуре в 5 классе. Урок внеклассного чтения: "А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт"...
Технологическая карта урока по литературе 6 класс
Планируемые результаты обученияЛичностные УУД:Формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно ко...
Технологическая карта урока по литературе. 10 класс. Н. А. Островский. Драма «Гроза» («Луч света в темном царстве»)
На уроке можно использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; проблемный.Разнообразить формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, группов...
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...