Учебная программа по культуре народов Ямала
рабочая программа (5 класс) на тему
Культура народов Ямала в основной школе изучается только в 5 классе, всего - 35 ч. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час в неделю. Курс нацелен на реализацию важнейших требований к школе, выдвинутых Законом РФ «Об образовании», программой развития образования в Ямало-Ненецком округе. Программа построена по концентрическому принципу, что позволяет расширить, углубить, развить основные ее положения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2018_2019_knya_5_klass.docx | 53.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тазовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено: (дата)_________ (дата)___________ приказ №___дата_____
на МО учителей ______
_____________________ подпись__________ подпись_____________
подпись______________ ___________________ _________________
руководитель МО зам. директора по УРВ директор школы
Рабочая программа
по культуре народов Ямала
для 5 классов
Тодерика Мария Ачиновна,
учитель культуры народов Ямала,
первая квалификационная категория
срок реализации программы
2018-2019 учебный год
п. Тазовский
2018
- Рабочая программа по культуре народов Ямала является адаптированной. Программа разработана на основании нормативных документов:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Москва, Просвещение, 2011.
- Закон РФ «Об образовании».
- Закон ЯНАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе».
- Положения об окружном (национально - региональном) компоненте государственных образовательных стандартов ЯНАО,
- Приказа МБОУ ТСОШ от 30.08.2018 г. «Об утверждении учебного плана и рабочих программ учебных предметов на 2018-19 учебный год».
При разработке данной программы использованы:
- программа учебного курса для 5-7 классов: Краеведение, В.Д.Косиновой - Салехард: ГОУ ДПО ЯНИПКРО, 2007.,
- учебник «Культура народов Ямала 5-7 класс", Ю.И.Попов, Н.В. Цымбалистенко: Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001;
- учебник "Культура народов Ямала 5-7 класс", Борко Т.И., Галкин В.Т, Еманов А.Г. Павлов А.В.: Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН 2002;
- учебник «История Ямала с древности до наших дней: учебник для 6-9 классов общеобразовательных шк. / отв. Ред. Г.Е.Корнилов.- Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2012.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков, Москва, Просвещение, 2011.
- УМК (Описание учебно-методического комплекса)
- Культура народов Ямала. Тюмень. Учебник 5-7 классы. Институт проблем освоения Севера СО РАН, 2002.
- Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995
- Г.П.Харючи. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса(вторая половина 10 века). Редактор-доктор истор. Наук Н.В.Лукина. Издательство Томского университета, 2001.
- В.В. Всеселкина. История Тюменского края, учебное пособие по истории для учащихся 7-8 классов. Свердловск, 1975.
- В.П.Петрова, Г.П.Харючи Ненцы в истории Ямало- Ненецкого автономного округа, Учебное пособие. Томск 2000.
- В.Н.Гриценко. История Ямальского Севера, в 2-х томах. Омск, 2004.
- Е.Г.Сусой, Из глубины веков. Тюмень, 1995.
- Е.С.Роговер, Изучение творчества Р.Ругина в школе. Пособие для учителя, Санкт-Петербург, «Просвещение», 2003. 9. Красная книга Ямало-Ненецкого автономного округа. Екатеринбург, 1997.
- Л.А.Лар. Шаманы и боги. Тюмень, 1998.70-летию Тазовского района, Москва, «Вилад», 2000 г.
10. Мифология, фольклор и литература Ямала, учебник 5-7 классы. Тюмень: Изд-во ИПОС СОРАН, 2001.
11. Мифология, фольклор и литература Ямала, Хрестоматия. 5-7 классы. Тюмень: Изд-во ИПОС СОРАН, 2001.
12. Неща (лесные ненцы). Книга первая и вторая. Москва 2001.
13. Николай Дудников, Ледовый материк, Книга посвящается 70-летию Тазовского района. Москва, «Вилад», 2000.
14. Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь России, 2013. Ямало-Ненецкий автономный округ», для учителей 1-4 классов.
15. Приуральское ожерелье, Салехард, 2007.
16. Северяне. Народный журнал. № 4 2010
17. Северяне. Народный журнал № 2, 2013 г.
18. Северяне. Народный журнал № 3, 2013 г.
19. Ядне Н.Н. Избранное. – Салехард: ГУП ЯНАО. Издательство «Красный Север», 2008.
Яунгад Х. «Мой Ямал». Фотоальбом.-Салехард: ГУП ЯНАО, «Издательство «Красный Север», 2008.
20. Ямал – знакомый и неизвестный. ИПОС СО РАН, Тюмень, 1995.
21. Материалы районного архива, районного краеведческого музея.
22. Материалы собственного наблюдения учителя, как носителя национальной культуры ненцев
Художественные тексты, публицистика, очерки.
1. Афанасьев Ю.Н. Произведения для детей. Однажды наступив на грабли…: книга публицистики.
2. Евладов В.П. По тундрам Ямала к Белому острову.
3. Истомин И.Г. Живун: роман. Встань-трава: рассказ.
4. В.В. Всеселкина. История Тюменского края, учебное пособие по истории для учащихся 7-8 классов. Свердловск, 1975.
5. Лапцуй Л.В. Цвети, Мой Ямал: книга стихов. Мальчик из Стойбища: поэма. Ири: поэма.
6. Неркаги А.П. Белый ягель: повесть «Анико из рода Ного», «Белый ягель»
7. Николай Дудников, Ледовый материк, Книга посвящается 70-летию Тазовского района, Москва, «Вилад», 2000 г.
8. Ругин Р.П. Мелодии Полярного круга: стихи. Гул далекой буровой: повесть.
9. Сусой Е.Г. Из глубины веков: книга очерков. Тюмень, 1994.
10. Ядне Н.Н. Я родом из тундры: книга очерков.
11. И уже в лукошко просится брусника. Литературный альманах, п. Тазовский, 2003.
Инфорационно-коммуникативные средства обучения.
- компьютер, экран, телевизор.
- диск. 5 лет на службе России. ООО «Ямбурггаздобыча».
- диск. 25 лет. «Газпромдобыча Ямбург».
- диск. Песни Татьяны Лар.
- диск. Тазовский район. 75 лет.
- диск. Русская тряпичная кукла.
- диск. Вас приветствует Ямал.
- диск. Народы России. Интерактивное наглядное пособие.
- видеокассета. Если надо - значит надо! Об истории ООО «Ямбурггаздобыча»
- материалы и экспонаты школьного музея МБОУ ТСОШ.
УМК обучающихся.
Список УМК носит выборочный характер. Возможно также дополнение предложенного списка произведениями по выбору учителя.
Традиционный фольклор 1. Пословицы, поговорки, загадки, приметы, заговоры коренных народов Ямала. 2. По одной сказке каждого из основных народов, проживающих на Ямале (ненецкая, ханты, селькупская, коми-зырянская, татарская) («Храбрый Ятто и его сестра Тэюнэ», «Три сына», «Сильнейший из сильнейших», «Почему собаки только лают», «Берестяная малица Иги», «Хозяйка огня», «Иде», «Деревянный идол», «Племянник по имени Место, где были рожки», «Луна и солнце», «Три дочери», «Горе» и др.)
Мифы, легенды, притчи, литературные сказки
1. Ненецкий миф о сотворении Земли;
2. Миф о происхождении самоедов, остяков, зырян, русских и о сотворении собаки;
3. Миф о всемирном потопе (ненецкий);
4. Остяцкая легенда о сотворении мира;
5. Мифы и легенды в обработке северных писателей и др.
Поэзия
Л.Лапцуй: «Язык народа», «Улыбка», «Память береги», «Смерть совы», «Эдейко», «Вожак» и др.
Р.Ругин: «Родина», «Мой народ», «Доброта», «Это место сердцу свято», «Советы отца» и др.
- Общие цели и задачи курса.
В ежегодных посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации подчеркивается: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны…». Концепция данной образовательной программы «Культура народов Ямала», построена на принципах пропаганды национальных культур и региональных культурных традиций, опираясь на лучшие народные традиции и духовные ценности, базовые национальные ценности, на основе формирования интереса развития и сохранения культурного наследия родного края. Очень важно донести до сознания школьников, что народные, культурные традиции, – это своеобразный источник знания истории родного края, и они позволяют лучше понять национальную культуру и познать духовно-нравственные ценности как родной край и дом, семья и род, природа и человек.
Ямало – Ненецкий Автономный округ – является одним из самых уникальных самобытных регионов России. Неповторимая особенность региона подчеркивается, прежде всего, богатой историей, которая длится из глубины веков. Невозможно представить удивительную Ямальскую землю без его исконных жителей (ненцев, ханты, селькупов), традиционная культура и духовные традиции которых, представляют сегодня не только неотъемлемую часть культурного наследия Ямала, но и обогащают российскую и мировую культуру.
ЯНАО – сегодня еще и многонациональный регион, здесь рядом с коренными жителями соседствуют пришлые народы, для одних Ямал – это памятное место и стал он родным для других. Конечно у каждого народа своя культура, свои национальные принципы, духовные традиции, одно только важно, что и коренные жители Ямала и пришлые народы живут вместе на одной территории и объединяются одним общим названием – ямальцы. И при всем различии культур, ямальцы должны сосуществовать в диалоге друг с другом, во взаимном уважении и терпимости, потому что им сообща надлежит развивать, приумножать и беречь историко-культурное и природное наследие прекрасной и удивительной земли Ямала.
Цели курса: воспитание человека, уважающего духовные ценности, традиции коренных народов Ямала, знающего собственную культуру, уважающего свой народ, осознающего и принимающего традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа; воспитание ценностного отношения к природе, любви к родному краю, ответственности за сохранение исторических и культурных традиций большой и малой родины; приобщение к общекультурным и общечеловеческим ценностям, их адаптация к жизни в многонациональном сообществе народов; формирование личности, активно познающего мир, осознающего ценность образования, науки, труда и творчества.
В соответствии с целями курса выдвигаются основные задачи:
- Формировать ценностные отношения к нормам культурной жизни.
- Ввести в увлекательный самобытный мир Ямало-Ненецкого Автономного округа, развить познавательный интерес к его древнейшей истории.
- Познакомить с базовыми основами традиционной культуры коренных народов Ямала.
- Помочь увидеть черты национального своеобразия коренных народов Ямал, через красоту одежды и украшений, предметов национального быта, народное искусство и декоративно-прикладное творчество.
- Раскрыть духовно-нравственное восприятие мира, основываясь на самых лучших народных традициях, через нравственные законы, национальные игры, верования и религию, семейные ценности и воспитании детей.
- Сформировать ценностные понятия о национальных традициях и развить чувство уважения, толерантности к культурным особенностям разных народов.
- Развить мотивации навыков здорового образа жизни и воспитать экологическую культуру, через знания природы родного края, основ народной медицины и духовных ценностей, передаваемых народным опытом из поколения в поколение.
- Помочь познать специфику художественно-изобразительного искусства, музыки, мифологии, фольклора и литературы народов Севера.
- Сформировать навыки творческого труда (аппликации из бумаги, ткани, сукна и меха, создания орнаментов, бисероплетения, шитья и т.п.)
- Развить учебно-исследовательскую деятельность, поисковых умений, саморазвития и повышение мотивации к познавательной и творческой деятельности через различные инновационные формы и методы работы.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностные результаты освоения данной учебной программы сводится к пониманию того, что каждый человек является носителем культуры, традиций и ценностей. Отсюда идет осознанное понимание своей этнической и национальной принадлежности, уважительное и доброжелательное отношение к человеку другой национальности, его культуре, традициям, верованиям и языку.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы: гражданский патриотизм (любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; уважение к истории, культурным и историческим памятникам); толерантность, уважение к личности и её достоинству, оптимизм в восприятии окружающего мира; формирование эстетического сознания через освоение культурного наследия Ямала, России и мира; развитие экологического мышления, привитие духовно-нравственных норм, правил поведения, уважительное отношение к своей семье и школе, готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации,
формирование адекватной самооценки, проявлять внимание, желание больше узнать.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется: практическому освоению основ исследовательской деятельности и развитию компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся и развивать у них навыки исследовательской работы, умение ориентироваться в огромном потоке информации; анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и делать выводы; строить логические рассуждения причинно-следственных связей; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знания обучающихся.
В сфере развития коммуникативных и предметных результатов, организовывают учебное сотрудничество со сверстниками, развивают творческие способности и формируют устойчивый интерес к творческой деятельности, аргументируют, умеют анализировать и отстаивать свое мнение; признают право каждого на собственное мнение; самостоятельно добывать недостающую информацию с помощью дополнительных средств обучения (компьютерные, музейный материал, литература школьной библиотеки); владеют базовыми знаниями по истории ЯНАО и культуре народов Ямала. Умеют характеризовать основные черты и выразительность народной культуры; познают ключевые проблемы произведений и фольклора народов Ямала; воспринимают различия культур и их единство, понимают важность семейных традиций и культурных ценностей многонационального российского народа; формируют коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. Должны знать символы ЯНАО и Тазовского района, иметь представление о народах, проживающих на Ямале, их примерной численности, их исторической судьбе; уметь рассказывать об образе жизни коренных народов Ямала, представлять и описывать основные элементы и виды декоративно-прикладного искусства коренных народов Ямала; уметь давать общую характеристику о культуре и традициях своего народа; иметь представление о ценностях семейных традиций, знать народные игры, применять навыки практической деятельности по изготовлению творческой поделки, используя национальный мотив.
В целях развития метапредметных и регулятивных результатов усвоения данной программы учащиеся получат возможность ознакомиться с культурно – историческим наследием народов Ямала и общечеловеческими ценностями о природе, истории родного края, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свой родной край, российский народ, его историю и культуру. Научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях; смогут анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, планировать пути достижения целей, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; владеть правильной устной и письменной речью; формировать и развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Контрольно-измерительные материалы.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, коллективные, классные, внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- урок-экскурсия,
- путешествие в национальный чум,
- мини - выставка, применение архивных музейных источников и экспонатов,
- написание рефератов, сообщений,
- разработка презентаций, составление кроссвордов,
- защита проектов,
- разучивание народных игр, инсценировка северной сказки,
- демонстрация традиционной национальной одежды,
- дегустация национального блюда и разработка буклета о традиционной национальной семейной кухне,
- исполнение народных песен и элементов северных танцев,
- рисование,
- сочинение,
- практические уроки по приобретению первичных навыков изготовления национальной игрушки и т.д.
Виды контроля:
- срезы знаний, итоговый тест, контрольная работа.
- фронтальный, письменный, устный.
Инструментарий для оценивания результатов
- Вопросы по истории и культуре Ямала.
- Конкурс, марафон по группам.
- Рисунок.
- Викторины
- Кроссворды
- Письменные работы
- Презентации, сообщение, доклад.
- Описание, рисунок
- Тесты по вариантам.
- Самостоятельная работа.
- Работа по карточке.
- Пересказ. Рассуждение. Выразительное чтение стихотворного произведения.
- Творческая поделка.
- Участие в выставках.
- Самостоятельный познавательный поход в краеведческий музей.
- Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
- Творческая фантазия.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА
Культура народов Ямала в основной школе изучается только в 5 классе, всего - 35 ч. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час в неделю. Курс нацелен на реализацию важнейших требований к школе, выдвинутых Законом РФ «Об образовании», программой развития образования в Ямало-Ненецком округе. Программа построена по концентрическому принципу, что позволяет расширить, углубить, развить основные ее положения.
5 класс.
Номер | Наименование темы | Краткое содержание тем | часы |
1 полугодие - 17 часов | |||
Раздел: Россия, Ямал, Тасу Ява – едины. | |||
Тема 1. | Введение. | Цели и задачи предмета. Понятие культура, традиция, ценности. | 1 ч. |
Тема 2. | Россия – многонациональная страна. | Столица России. Символы России. Многонациональный состав России- общее духовно-нравственные ценности. | 1 |
Тема 3. | Ямало-Ненецкий Автономный округ. | Краткие сведения о географическом положении ЯНАО. Города и районы округа. Население Ямала (коренные, пришлые, старожилы) | 1 |
Тема 4. | Символы ЯНАО. | Описание символов. Символика цветов на гербе и флаге ЯНАО. | 1 |
Тема 5. | Древняя земля Тасу Ява. | Легенды о происхождении названия Тазовского района, реки Таз. Символы Тазовского района и поселков. | 1 |
Тема 6. | Красная книга Ямала. | Красная книга Ямал. Заповедники и заказники на территории Ямала. Растения и животные, занесенные в Красную книгу Ямала (самостоятельная работа) | 1 |
Раздел: Главные ценности народов Ямала | |||
Тема 7. | Священный мир природы. | Природа – главная культурная ценность народов Ямала. Влияние природы на жизнь северных народов. Правила бережного отношения к природе. | 1 |
Тема 8 | Экологический календарь. | Понятие экология. Традиционный календарь народов Ямала. Основные принципы составления экологического календаря ненцев. | 1 |
Тема 9. | Сезоны и месяцы в году. | Времена года в ненецком календаре. Месяцы в экологическом календаре и основные занятия жителей тундры по сезонам. | 1 |
Тема 10. | Род и родовое имя. | Род и родовые объединения. Родовое и бытовое имя. Почитание предков. | 1 |
Тема 11. | Принципы выбора имени. | Выбор имени у народов Ямала. Древнерусские имена. Исследование своего имени. | 1 |
Тема 12. | Родовые территории. | Родовые угодья. Места кочевий. Родовые святилища. | 1 |
Тема 13. | Родовые и божественные знаки. | Понятие родовой знак, тамга. Родовые знаки ненецких и хантыйских родов. | 1 |
Раздел. Традиционный быт кочевников. | |||
Тема 14. | Жилища народов Ямала. | Особенности строения традиционных жилищ у народов Ямала. | 1 |
Тема 15. | Устройство чума. | Внешнее и внутреннее строение чума. Обстановка чума. Правила поведения в чуме. Значение чума. | 1 |
Тема 16. | Древние жилища кочевых народов. | Понятие кочевые народы. Национальные жилища разных народов (юрта, балаган, ураса, иглу, типи, вигвам). | 1 |
Тема 17. | Национальные ценности. | Повторение. Контрольная работа. | 1 |
2 полугодие – 18 часов. | |||
Тема 18. | Средства передвижения.
| Кочевой образ жизни. Понятие каслание, аргиш. Нарта и ее устройство. Женские и мужские нарты. | 1 |
Тема 19. | Традиционные занятия. | Древние виды занятий. Главные занятия народов Ямала. Понятие: тынзян, аркан, хорей. Инструменты (мужские и женские). | 1 |
Тема 20. | Особенности национальной кухни. | Рацион питания северных народов. Запреты в питании. Правила гостеприимства и этикет. | 1 |
Тема 21. | Женская одежда. | Зимняя и летняя ягушка. Женская шапка и обувь. Особенности женской одежды у ненцев, ханты, селькупов и коми. | 1 |
Тема 22. | Мужская одежда. | Особенности мужской одежды у ненцев, ханты, селькупов и коми. Конструкция малицы. Обувь. | 1 |
Тема 23. | Национальная одежда моего народа. | Защита исследовательских проектов. | 1 |
Раздел: Декоративно-прикладное искусство. | |||
Тема 24. | Мужские и женские символы. | Главные мужские атрибуты (пояс, ножны с ножом, тынзян). Женские сумочки («Туца» – сумка для рукоделия и пады – сумка для нижнего белья и обуви). Украшения женщин и мужчин. | 1 |
Тема 25. | Народный орнамент. | Понятие орнамент. Виды орнамента. Мотивы орнамента. | 1 |
Тема 26. | Применение орнамента в быту. | Практические навыки по изготовлению творческой поделки с использованием орнамента. | 1 |
Раздел: Этнокультурное воспитание. | |||
Тема 27. | Традиции народного воспитания. | Традиции (запреты) в воспитании северного человека. Ценности в народных семьях. Нравственность и принцип «Хивы». | 1 |
Тема 28. | Игры и игрушки народов Ямала. | Виды игр и игрушек. Игра в культуре народа, её связь с культовыми действиями. Воспитательное значение игр. | 1 |
Тема 29. | Народная игрушка – «Нгухуко. | Особенности устройства ненецкой игрушки нгухуко. Божественное значение нгухуко. | 1 |
Тема 30. | Народная игрушка – «Акань». | Кукла «Акань». Особенности устройства игрушки у народа ханты и манси. | 1 |
Раздел: Фольклор Ямала. | |||
Тема 31. | Фольклор народов Ямала. | Понятие о фольклоре. Малые фольклорные жанры: загадки, пословицы, поговорки. Краткость и меткость изречений, воплотивших в обобщённом виде опыт и мудрость народа, любовь к родной земле. | 1 |
Тема 32. | Сказки народов Севера. | Классификация сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных). Традиционная сюжетная структура сказки. Литературная сказка. Этическое содержание сказок (добро и зло, любовь к природе). | 2 |
Тема 33. | Песни народов Ямала. | Песни – источник изучения культуры народа. Многообразие песен у коренных народов Ямала (личные, колыбельные, дорожные, трудовые, героические). | 1 |
Тема 34. | Культурные ценности Ямала. | Повторение и обобщение по основным темам. Контрольная работа. | 1 |
Второе полугодие | 18 | ||
Итого | 35 ч. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ | Перечень разделов, тем | Количество часов | Тип урока | Практическая часть (содержание лабораторных и практических работ) | Домашнее задание | Сроки | |||
По плану | По факту | ||||||||
Первое полугодие | |||||||||
Раздел 1. Ямал и Россия. | |||||||||
1. | Введение. | 1 | Урок-беседа | Рассуждение «Ценности моей семьи, культурный человек, традиции. | |||||
2. | Россия – многонациональная страна | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Символы России | |||||
3. | Ямало-Ненецкий Автономный округ | 1 | Урок изучения нового материала | Знать столицу округа и города Ямала. Дату образования ЯНАО. | |||||
4. | Символы ЯНАО. | 1 | Комбинированный | Нарисовать или описать по иллюстрации флаг и герб ЯНАО (по выбору). | |||||
5. | Древняя земля Тасу Ява. | 1 | Комбинированный | Ответить на вопросы викторины «Это Тазовский район- это наша родина» | |||||
6. | Красная книга Ямала. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков. | Подготовить сообщение на темы: -Природа Ямала. -Животные Ямала. - Заповедники и Заказники. (по выбору). | |||||
Раздел 2. Главные ценности народов Ямала. | |||||||||
7. | Священный мир природы. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Сообщение на темы: - Приметы о птицах и животных. - Традиции бережного отношения к природе. ( по выбору) | |||||
8. | Экологический календарь.
| 1 | Урок «открытия» нового знания | Повторить по тетради | |||||
9. | Сезоны и месяцы в году. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков. | Повторить названия сезон и месяцев по схеме.
Определить день рождения по традиции ненцев. | |||||
10. | Род и родовое имя. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Составить мини-проект «Моя семья» (происхождение рода, родоначальник, знаменитые предки, творческие личности, традиции семьи и т.д.) | |||||
11. | Принципы выбора имени. | 1 | Урок «открытия» нового знания |
имя по традиции коренных жителей Ямала
| |||||
12. | Родовые территории. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Сообщение на тему: «Священные места – часть культурного наследия родного края» | |||||
13. | Родовые и божественные знаки. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Придумать и нарисовать родовой знак семьи и дать ему объяснение | |||||
Раздел 3. Традиционный быт кочевников. | |||||||||
14. | Жилища народов Ямала. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Самостоятельный поход в районный музей и сфотографировать, нарисовать чум и описать по внутренне и внешнее строение чума. | |||||
15. | Устройство чума. | 1 | урок-экскурсия | Описать поход в чум. | |||||
16. | Древние жилища кочевых народов. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков. | Мини – проекты «Древнее жилище моего народа» | |||||
17. | Национальные ценности. | 1 | Урок обобщения и систематизации. | Контрольный тест | Не задано | ||||
В первом полугодии 17 | |||||||||
Второе полугодие | |||||||||
18. | Средства передвижения. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Изготовление макета нарты из подручного материала. | |||||
19. | Традиционные занятия. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Сообщения по теме. | |||||
20. | Особенности национальной кухни | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков. | Видеоролик «Традиционная национальная кухня. Буклет о национальной, семейной кухне. Написать рекомендации поведения за столом и в гостях. ( по выбору) | |||||
21. | Женская одежда. | 1 | Комбинированный | Презентация. | |||||
22. | Мужская одежда. | 1 | Комбинированный | Презентация. | |||||
23. | Национальная одежда моего народа. | 1 | Урок обобщения и систематизации. | Тест. | Мини - исследовательские проекты. | ||||
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство. | |||||||||
24. | Мужские и женские символы. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков. | Творческая поделка с использованием национальных мотивов своего народа. | |||||
25. | Народный орнамент. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков. | Выучить виды орнаментов. Придумать свой орнамент. | |||||
26. | Применение орнамента в быту. | 1 | Урок закрепления изучаемого материала. | Самостоятельное творческое изделие с использованием орнаментов. | |||||
Раздел 5. Этнокультурное воспитание. | |||||||||
27. | Традиции народного воспитания. | 1 | Комбинированный | Рассказы или сообщения о традициях народного воспитания. | |||||
28. | Игры и игрушки народов Ямала. | 1 | Урок изучения нового материала. | Изготовить «Пясико-жужалку» самостоятельно применяя творческий подход и фантазию. | |||||
29. | Народная игрушка – Нгухуко. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков. | Подготовить ножницы, ткань, пряжу цветную. | |||||
30. | Народная игрушка – «Акань» | 1 | Урок отработки умений и рефлексии. | Моя национальная кукла. | |||||
Раздел 6. Фольклор Ямала | |||||||||
31. | Фольклор народов Ямала. | 1 | Урок изучения нового материала | Составление сборника национальных пословиц, поговорок, загадок, заговоров и оберегов. | |||||
32. | Сказки народов Севера. | 2 | Урок развивающего контроля | Подготовиться к конкурсу на лучшего сказителя по любимой сказке. (индивидуально и группой) | |||||
33. | Песни народов Ямала. | 1 | Урок изучения нового материала | Разучивание северных песен по группам. | |||||
34. | Культурные ценности Ямала. | 1 | Урок методологической направленности | Контрольная работа. | Не задано. | ||||
Во втором полугодии | 18 | ||||||||
Итого в году | 35 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Культура народов Ямала" (7 класс)
Согласно закону Российской Федерации "Об образовании", одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурны...
Рабочая программа для 5 класса по Культуре народов Ямала
Рабочая программа учебного предмета «Культура народов Ямала» составлена на основе Программа учебного курса «Культура народов Ямала» для 5 – 9 классов (авторы: Т.Б. Лаптан...
Рабочая программа для 6 класса по Культуре народов Ямала
Рабочая программа учебного предмета «Культура народов Ямала» составлена на основе Программа учебного курса «Культура народов Ямала» для 5 – 9 классов (авторы: Т.Б. Лаптан...
Священные животные Ямала. Проект по Культуре народов Ямала и биологии.
Священные животные Ямала. Проект по Культуре народов Ямала и биологии....
Рабочая программа по культуре народов Ямала для 7 класса
Рабочая программа по культуре народов Ямала для 7 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования «Культура народов Ямала» для 5 – 7 классов, под редакци...
Рабочая программа по культуре народов Ямала для 6 класса
Рабочая программа по культуре народов Ямала для 6 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования «Культура народов Ямала» для 5 – 7 классов, под редакци...
Рабочая программа по Культуре народов Ямала для 6 класса
Рабочая программа по предемету "Культура народов Ямала" предназначена для работы в 6 классе по учебнику Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. Издатеьство ИПОС СО РАН, 2002 г. Про...