Рабочая программа для 6 класса по Культуре народов Ямала
рабочая программа по географии (6 класс)

Украинец Лариса Александровна

Рабочая программа учебного предмета «Культура народов Ямала» составлена на основе Программа учебного курса «Культура народов Ямала» для 5 – 9 классов (авторы: Т.Б. Лаптандер, В.Н. Няруй, Р.Р. Скамейко, Н.Н. Уразаева, Л.В. Фёдорова – Салехард, 2001 (Издание 3-е, стереотипное, допущено Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ) и в соответствии основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ № 8. Предмет «Культура народов Ямала» входит в региональный компонент Базисного учебного плана.

Целью данной программы является:

ü   познакомить учеников со спецификой развития словесного творчества у народов Ямала, объяснить различие между мифом, фольклором и собственно литературой;

ü  объяснить учащимся на соответствующем уровне понятия веры и религии, остановиться на специфике верований северных народов, истолковать понятия «шаманизм», «шаман», «идол», «тотем»;

ü  продолжить знакомство  с народными праздниками и обрядами;

ü  объяснить связь литературы и письменности, ознакомить учеников с историей создания письменности для народов Севера;

ü  совершенствовать виды речевой деятельности, познакомить с особенностями северных речевых оборотов и самыми употребительными словами народов Ямала, вошедшими в общеупотребительный обиход.

Данная программа рассчитана на70 часов (1 час в неделю в 5,6 классах).

Программа включает пояснительную записку, учебно-тематический план, основное содержание дидактических единиц, требования к знаниям и умениям обучающихся, виды самостоятельных работ, виды контроля, критерии оценки знаний обучающихся, список литературы и других информационных источников.

 В рамках курса намечается реализация на практике различных форм организации учебных занятий (самостоятельные работы, тесты, биологические и терминологические диктанты, опрос).

Изучение курса ведется в виде систематических урочных заня­тий с использованием современных технических средств обучения, на­глядных пособий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_narodov_yamala_6_klass.docx36.99 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по культуре народов Ямала для 6 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных)к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
  • приказа Министерства образования и науки от 08.06.2015г. №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253»;
  • письма Департамента государственной политики в сфере образования общего образования и науки Российской Федерации от 25.05.2015г. №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных учреждениях»;
  • письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.04.2014г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;
  • решения методического совета МБОУ СОШ №8 (протокол от 02.06.2015г. №5), приказа МБОУ СОШ №8 от 11.06.2015г. №312-од «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе МБОУ СОШ №8, на 2015-2016 учебный год»;
  • образовательной программыосновного общего образования  МБОУ СОШ №8 (принятой на заседании Управляющего совета (протокол №2 от 30.05.2012г., протокол №11 от 01.03.2014г., протокол №16 от 25.04.2015г.), на заседании педагогического совета (протокол №9 от 24.05.2012г., протокол №3 от 21.02.2014г., протокол №1 от 31.08.2015г.), утвержденной приказами МБОУ СОШ №8 (от 15.06.2012г. №373, от 10.03.2014г. №156-од, от01.09.2015г. № 355-од);
  • приказа МБОУ СОШ №8 от 01.09.2014г. №376-од «Об утвержденииПоложенияо порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №8» муниципального образования город Ноябрьск»;
  • программы  учебного курса «Культура народов Ямала» для 5 – 9 классов (авторы:

Т.Б. Лаптандер, В.Н. Няруй, Р.Р. Скамейко, Н.Н. Уразаева, Л.В. Фёдорова – Салехард, 2001 (Издание 3-е, стереотипное, допущено Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ).

Предмет «Культура народов Ямала» входит в региональный компонент Базисного учебного плана. Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

  • «Культура народов Ямала 5-7 классы» (авторы:Борко Т.И., Галкин В.Т., Ерманов А.Г., Павлов А.В.; Тюмень.: издательство института проблем освоения Севера СО РАН, 2002);

Дополнительный учебник:

  • «Мифология, фольклор и литература Ямала 5-7 классы» (авторы:Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В.; Тюмень.: издательство института проблем освоения Севера СО РАН, 2001) (дополнительный, для работы в классе).

Количество часов в  6 классе соответствует программным требованиям: 35 часов, т.е. 1 час в неделю. Учебный предмет нацелен на реализацию важнейших требований к школе, выдвинутых Законом РФ «Об образовании», Программой развития образования в Ямало-Ненецком округе. «Культура народов Ямала» входит в региональный компонент Базисного учебного плана общеобразовательных школ Ямало-Ненецкого округа.

Цели обучения:

        - познакомить учеников со спецификой развития словесного творчества у народов Ямала, объяснить различие между мифом, фольклором и собственно литературой;

        - объяснить учащимся на соответствующем уровне понятия веры и религии, остановиться на специфике верований северных народов, истолковать понятия «шаманизм», «шаман», «идол», «тотем»;

        - продолжить знакомство  с народными праздниками и обрядами;

        - объяснить связь литературы и письменности, ознакомить учеников с историей создания письменности для народов Севера;

        - совершенствовать виды речевой деятельности, познакомить с особенностями северных речевых оборотов и самыми употребительными словами народов Ямала, вошедшими в общеупотребительный обиход.

Общая  характеристика  учебного предмета

В основу учебного предмета «Культура народов Ямала» положено представление о культуре как об огромном всеобъемлющем комплексе, разные компоненты которого сложным образом взаимосвязаны. Культура является формой утверждения самобытности народа, основой его душевного здоровья, гуманистическим ориентиром и мерой развития человека.

Учитель в процессе преподавания данного учебного курса должен использовать частично-поисковый метод, предполагающий четыре типа вопросов:

  1. Вопросы, предваряющие анализ и направленные на выявление общего впечатления о произведении;
  2. Вопросы, ориентирующие учащихся на углубленное понимание отдельных эпизодов, сцен, образов из произведений;
  3. Вопросы обобщающего характера, позволяющие подвести школьников к самостоятельному постижению идейно-художественного содержания произведения;
  4. Тестовые задания.

Согласно Закону РФ «Об образовании», одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. При этом содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в системе мировой и национальных культур. Учебный курс «Культура народов Ямала» призван углубить и расширить знания учащихся о культуре, привести их в систему, создать базу для сознательного вхождения в мир культуры, для успешного освоения многообразных достижений культур народов, населяющих Ямало-Ненецкий автономный округ.

Место  учебного предмета  «Культура народов Ямала»  в учебном плане

Данный курс направлен на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: ценностно-смысловой (умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности); учебно-познавательной (иметь опыт восприятия картины мира, выступать устно или письменно с результатами своих исследований, использовать компьютерные средства и технологии), социокультурной иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном обществе), коммуникативной (выступать с устным сообщением, корректно вести учебный диалог, находить компромиссы, знать и представлять свою родословную, позитивно общаться в поликультурном обществе).

В Ямало-Ненецком автономном округе проживают представители более 80 народов, в том числе коренные малочисленные народы Севера: ненцы (около 21 тыс. чел.), ханты (около 12 тыс. чел.), селькупы (около 1600 чел.), коми (около 6 тыс. чел.).

Культура коренных народов - это самобытные языки, разнообразный фольклор, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Ценностные ориентиры содержания учебного  предмета

Сформулированные цели курса реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметныеи личностные результаты. Особенность курса заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные УУД:

- формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

- становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;

- знание основ здорового образа жизни;

- формирование способностей  творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.

РегулятивныеУУД:

- умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя;

- умение действовать по заданному алгоритму;

- осуществлять констатирующий контроль по результату действия.

Познавательные УУД:

- дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду  с явлениями жизни и искусства;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- овладение навыками ознакомительного чтения, умение выделять главное  и второстепенное в тексте;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- анализ существующего разнообразия музыкальной картины мира;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;

- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

- умение договариваться, находить общее решение;

- умение «слышать другого»;

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;

- построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.

Содержание учебного предмета

Введение- 1 час.

Цели и задачи курса. В центре внимания – сравнительное изучение мифов, изучение своей родословной, современного изобразительного и музыкального искусства.

Литература-12 часов.

Мифы в культуре народов Ямала.Отличия мифа от сказки и легенды.

Картина мира по мифам народа.Мифологические представления ненцев о строении мира.

Мифы о сотворении мира и его обитателей:«За семью слоями мерзлоты».

Мифы о сотворении мира и его обитателей: «Как Нум и Нга создали первых людей». «Человек и собака» (ненецк.)

Мифы о сотворении мира и его обитателей:«Сотворение мира».« О людях Солнца и месяца», «Происхождение медведей», «Как человек стал смертным» (ханты).

Зачинатели  литературы народов Ямала: И.Ф. Ного,, И..Г.Истомин. Очерк жизни и творчества зачинателей литературы.

И..Г. Истомин - жизнь и творчество.Очерк жизни и творчества И..Г. Истомина.

И..Г. Истомин «На Ямале мы живем», «Полярноесияние».

Л.. В. Лапцуй: автобиографические мотивы в поэме «Мальчик из стойбища». Л.В. Лапцуй: обзор жизни и творчества.

Л.. В. Лапцуй: стихотворения-  «Первые шаги», «На островке».

Г. Махмут: «Притча о материнском молоке». Рассказ о материнской  любви.

Моя родословная -3 часа.

Имя и характер. Значения имён.Патронимы у северных народов. Связь имени с характером человека, знакомство со значением имён.

Происхождение фамилий, отчеств, названий родов.

Родословная моей семьи.Представление учащимися результатов исследовательской работы.

Декоративно - прикладное искусство- 6 часов.

Резьба по дереву.Художественная обработка дерева.

Лепка из глины. Особенности гончарного искусства народов Севера.

Работа   с  бисером.  Плетение  из  ниток   и бисера. Бисер, шитье из бисера, бусы.

Изготовление   тынзяна.

Плетение  из  бересты, прутьев ,деревьев  и  жил  животных.. Изделия из бересты, техника работы с берестой.

Вязание кружев, поясов, подвязок.

Живопись - 2 часа.

Творчество современныххудожников. Г. Райщев: синтез культур и эпох. Г. Хартаганов, Л. Лар. Жанровое разнообразие.

Музыка и танец- 5 часов.

Современная профессиональная музыка. С. Няруй: «Заря над тундрой» - первое оркестровое произведение

ненецкого народа.«Ритмы тундры». Песни:«Олененок», « Ловля оленей»,«Маленький помощник» и др.

Ю. Юнкеров: оркестровые произведения. «Северная фантазия» и др.),«Эпический сказ о Ямале» произведение для хора, солистов, чтецов, оркестра. Песни: «Песня оленевода» А. Пустоселов увертюра–фантазия «Ваули».

Композиторы-песенники. А. Бердышев, И. Калиничев. Исполнители: Г. Лагей, Н. Няруй, Т. Лар.

Раскрытие в танце труда народа. Ненецкие танцы: ритуальные танцы.

Современные танцевальные коллективы. Вокальные ансамбли, фольклорные группы в автономном округе.

Народные игры. Праздники. Обряды - 5 часов.

Повторение. Закрепление – 1 час.

Святки: коляда, гадание. Науруз (татарск.) «Иван лун»- Иванов день  (коми).

Праздник «Рождество Христово».

Медвежий праздник. (хант.).

Праздник оленевода - праздник народов.

Промежуточная аттестация

      Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением  о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №8» муниципального образования г. Ноябрьск», утвержденным приказом МБОУ СОШ №8 от 01.09.2015г.№ 354-од.

Материально-техническое  обеспечение образовательного  процесса

Материально-техническое  обеспечение курса:

1.Специализированный кабинет географии.

2.Интерактивная доска, компьютер.

3.Карты и таблицы.

4.Видеофильмы, видеофрагменты.

5.Компьютерные программы.

Литература

1.Быковский Василий Алексеевич. Азбука Ямала.Часть 1/В.А.Быковский.-Екатеринбург: Издательство Баско,2012.-216 с.

2.География ЯНАО: Учебное пособие. -Тюмень: Издательство Тюменского госуниверситета,2001.

3.Географический атлас ЯНАО.-М.: Издательство ДИК,1999.

4.Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров.-Екатеринбург: УрО РАН,1995.

5.Головнев А.В. Кочевники тундры: ненцы и фольклор. –Екатеринбург: УрО РАН,2004.

6.Няруй В.Н.,Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков: Научно-методическое пособие для педагогов и родителей.- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение»,2003.

7.Ю.И.Попов,Н.В.Цымбалистенко.Мифология,фольклор и литература Ямала (хрестоматия). Тюмень: изд-во Института проблем  освоения Севера СОРАН,2002.

8. Л.А.Лар. Мифы и предания ненцев Ямала, Тюмень: изд-во ИПОС СО РАН,2001.

Планируемые  результаты изучения учебного предмета

В результате изучения учебного предмета «Культура народов Ямала» учащиеся должны знать:

  • основные исторические, географические, этнографические и культурные сведения о коренных народах Ямала;
  • мифы народов Ямала (выборочно);
  • свою родословную;
  • имёна основных представителей литературы, музыкальной, танцевальной культуры коренных народов и их произведений, биографические сведения основных деятелей культуры, наиболее значительные факты их творческого пути.

Учащиеся должны уметь:

  • позитивно воспринимать культуру и литературу народов Ямала;
  • гуманно, толерантно и дружелюбно относиться к людям иной национальности и иной культуры;
  • определять принадлежность изучаемых произведений к литературным родам и жанрам, тему и идею произведения, уметь давать характеристики основным персонажам;
  • давать характеристику декоративно-прикладному и музыкально-хореографическому искусству народов Ямала;
  • играть в народные игры;
  • давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении.

Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия культуры народов Ямала с:

  • литературой (мифы народов Ямала, зачинатели литературы народов Ямала»;
  • изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж);
  • историей (народы живущие в нашем автономном округе);
  • русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс (ФГОС)

Программа к учебнику Н.Ф.Виноградовой, издательство "Вентана-Граф". Разработана в соответствии с ФГОС. Рассчитана на 18 часов...

Рабочая программа для 5 класса по Культуре народов Ямала

Рабочая программа учебного предмета «Культура народов Ямала» составлена на основе Программа учебного курса «Культура народов Ямала» для 5 – 9 классов (авторы: Т.Б. Лаптан...

Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России. Класс: 5.2015 г.

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой  Н.Ф. Основы...