Рабочая программа для 6 класса по Культуре народов Ямала
рабочая программа по географии (6 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Культура народов Ямала» составлена на основе Программа учебного курса «Культура народов Ямала» для 5 – 9 классов (авторы: Т.Б. Лаптандер, В.Н. Няруй, Р.Р. Скамейко, Н.Н. Уразаева, Л.В. Фёдорова – Салехард, 2001 (Издание 3-е, стереотипное, допущено Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ) и в соответствии основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ № 8. Предмет «Культура народов Ямала» входит в региональный компонент Базисного учебного плана.
Целью данной программы является:
ü познакомить учеников со спецификой развития словесного творчества у народов Ямала, объяснить различие между мифом, фольклором и собственно литературой;
ü объяснить учащимся на соответствующем уровне понятия веры и религии, остановиться на специфике верований северных народов, истолковать понятия «шаманизм», «шаман», «идол», «тотем»;
ü продолжить знакомство с народными праздниками и обрядами;
ü объяснить связь литературы и письменности, ознакомить учеников с историей создания письменности для народов Севера;
ü совершенствовать виды речевой деятельности, познакомить с особенностями северных речевых оборотов и самыми употребительными словами народов Ямала, вошедшими в общеупотребительный обиход.
Данная программа рассчитана на70 часов (1 час в неделю в 5,6 классах).
Программа включает пояснительную записку, учебно-тематический план, основное содержание дидактических единиц, требования к знаниям и умениям обучающихся, виды самостоятельных работ, виды контроля, критерии оценки знаний обучающихся, список литературы и других информационных источников.
В рамках курса намечается реализация на практике различных форм организации учебных занятий (самостоятельные работы, тесты, биологические и терминологические диктанты, опрос).
Изучение курса ведется в виде систематических урочных занятий с использованием современных технических средств обучения, наглядных пособий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_narodov_yamala_6_klass.docx | 36.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по культуре народов Ямала для 6 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных)к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
- приказа Министерства образования и науки от 08.06.2015г. №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253»;
- письма Департамента государственной политики в сфере образования общего образования и науки Российской Федерации от 25.05.2015г. №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных учреждениях»;
- письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.04.2014г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;
- решения методического совета МБОУ СОШ №8 (протокол от 02.06.2015г. №5), приказа МБОУ СОШ №8 от 11.06.2015г. №312-од «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе МБОУ СОШ №8, на 2015-2016 учебный год»;
- образовательной программыосновного общего образования МБОУ СОШ №8 (принятой на заседании Управляющего совета (протокол №2 от 30.05.2012г., протокол №11 от 01.03.2014г., протокол №16 от 25.04.2015г.), на заседании педагогического совета (протокол №9 от 24.05.2012г., протокол №3 от 21.02.2014г., протокол №1 от 31.08.2015г.), утвержденной приказами МБОУ СОШ №8 (от 15.06.2012г. №373, от 10.03.2014г. №156-од, от01.09.2015г. № 355-од);
- приказа МБОУ СОШ №8 от 01.09.2014г. №376-од «Об утвержденииПоложенияо порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №8» муниципального образования город Ноябрьск»;
- программы учебного курса «Культура народов Ямала» для 5 – 9 классов (авторы:
Т.Б. Лаптандер, В.Н. Няруй, Р.Р. Скамейко, Н.Н. Уразаева, Л.В. Фёдорова – Салехард, 2001 (Издание 3-е, стереотипное, допущено Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ).
Предмет «Культура народов Ямала» входит в региональный компонент Базисного учебного плана. Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
- «Культура народов Ямала 5-7 классы» (авторы:Борко Т.И., Галкин В.Т., Ерманов А.Г., Павлов А.В.; Тюмень.: издательство института проблем освоения Севера СО РАН, 2002);
Дополнительный учебник:
- «Мифология, фольклор и литература Ямала 5-7 классы» (авторы:Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В.; Тюмень.: издательство института проблем освоения Севера СО РАН, 2001) (дополнительный, для работы в классе).
Количество часов в 6 классе соответствует программным требованиям: 35 часов, т.е. 1 час в неделю. Учебный предмет нацелен на реализацию важнейших требований к школе, выдвинутых Законом РФ «Об образовании», Программой развития образования в Ямало-Ненецком округе. «Культура народов Ямала» входит в региональный компонент Базисного учебного плана общеобразовательных школ Ямало-Ненецкого округа.
Цели обучения:
- познакомить учеников со спецификой развития словесного творчества у народов Ямала, объяснить различие между мифом, фольклором и собственно литературой;
- объяснить учащимся на соответствующем уровне понятия веры и религии, остановиться на специфике верований северных народов, истолковать понятия «шаманизм», «шаман», «идол», «тотем»;
- продолжить знакомство с народными праздниками и обрядами;
- объяснить связь литературы и письменности, ознакомить учеников с историей создания письменности для народов Севера;
- совершенствовать виды речевой деятельности, познакомить с особенностями северных речевых оборотов и самыми употребительными словами народов Ямала, вошедшими в общеупотребительный обиход.
Общая характеристика учебного предмета
В основу учебного предмета «Культура народов Ямала» положено представление о культуре как об огромном всеобъемлющем комплексе, разные компоненты которого сложным образом взаимосвязаны. Культура является формой утверждения самобытности народа, основой его душевного здоровья, гуманистическим ориентиром и мерой развития человека.
Учитель в процессе преподавания данного учебного курса должен использовать частично-поисковый метод, предполагающий четыре типа вопросов:
- Вопросы, предваряющие анализ и направленные на выявление общего впечатления о произведении;
- Вопросы, ориентирующие учащихся на углубленное понимание отдельных эпизодов, сцен, образов из произведений;
- Вопросы обобщающего характера, позволяющие подвести школьников к самостоятельному постижению идейно-художественного содержания произведения;
- Тестовые задания.
Согласно Закону РФ «Об образовании», одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. При этом содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в системе мировой и национальных культур. Учебный курс «Культура народов Ямала» призван углубить и расширить знания учащихся о культуре, привести их в систему, создать базу для сознательного вхождения в мир культуры, для успешного освоения многообразных достижений культур народов, населяющих Ямало-Ненецкий автономный округ.
Место учебного предмета «Культура народов Ямала» в учебном плане
Данный курс направлен на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: ценностно-смысловой (умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности); учебно-познавательной (иметь опыт восприятия картины мира, выступать устно или письменно с результатами своих исследований, использовать компьютерные средства и технологии), социокультурной иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном обществе), коммуникативной (выступать с устным сообщением, корректно вести учебный диалог, находить компромиссы, знать и представлять свою родословную, позитивно общаться в поликультурном обществе).
В Ямало-Ненецком автономном округе проживают представители более 80 народов, в том числе коренные малочисленные народы Севера: ненцы (около 21 тыс. чел.), ханты (около 12 тыс. чел.), селькупы (около 1600 чел.), коми (около 6 тыс. чел.).
Культура коренных народов - это самобытные языки, разнообразный фольклор, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Сформулированные цели курса реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметныеи личностные результаты. Особенность курса заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные УУД:
- формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
- становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;
- знание основ здорового образа жизни;
- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.
РегулятивныеУУД:
- умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя;
- умение действовать по заданному алгоритму;
- осуществлять констатирующий контроль по результату действия.
Познавательные УУД:
- дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- овладение навыками ознакомительного чтения, умение выделять главное и второстепенное в тексте;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- анализ существующего разнообразия музыкальной картины мира;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
- умение договариваться, находить общее решение;
- умение «слышать другого»;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;
- построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.
Содержание учебного предмета
Введение- 1 час.
Цели и задачи курса. В центре внимания – сравнительное изучение мифов, изучение своей родословной, современного изобразительного и музыкального искусства.
Литература-12 часов.
Мифы в культуре народов Ямала.Отличия мифа от сказки и легенды.
Картина мира по мифам народа.Мифологические представления ненцев о строении мира.
Мифы о сотворении мира и его обитателей:«За семью слоями мерзлоты».
Мифы о сотворении мира и его обитателей: «Как Нум и Нга создали первых людей». «Человек и собака» (ненецк.)
Мифы о сотворении мира и его обитателей:«Сотворение мира».« О людях Солнца и месяца», «Происхождение медведей», «Как человек стал смертным» (ханты).
Зачинатели литературы народов Ямала: И.Ф. Ного,, И..Г.Истомин. Очерк жизни и творчества зачинателей литературы.
И..Г. Истомин - жизнь и творчество.Очерк жизни и творчества И..Г. Истомина.
И..Г. Истомин «На Ямале мы живем», «Полярноесияние».
Л.. В. Лапцуй: автобиографические мотивы в поэме «Мальчик из стойбища». Л.В. Лапцуй: обзор жизни и творчества.
Л.. В. Лапцуй: стихотворения- «Первые шаги», «На островке».
Г. Махмут: «Притча о материнском молоке». Рассказ о материнской любви.
Моя родословная -3 часа.
Имя и характер. Значения имён.Патронимы у северных народов. Связь имени с характером человека, знакомство со значением имён.
Происхождение фамилий, отчеств, названий родов.
Родословная моей семьи.Представление учащимися результатов исследовательской работы.
Декоративно - прикладное искусство- 6 часов.
Резьба по дереву.Художественная обработка дерева.
Лепка из глины. Особенности гончарного искусства народов Севера.
Работа с бисером. Плетение из ниток и бисера. Бисер, шитье из бисера, бусы.
Изготовление тынзяна.
Плетение из бересты, прутьев ,деревьев и жил животных.. Изделия из бересты, техника работы с берестой.
Вязание кружев, поясов, подвязок.
Живопись - 2 часа.
Творчество современныххудожников. Г. Райщев: синтез культур и эпох. Г. Хартаганов, Л. Лар. Жанровое разнообразие.
Музыка и танец- 5 часов.
Современная профессиональная музыка. С. Няруй: «Заря над тундрой» - первое оркестровое произведение
ненецкого народа.«Ритмы тундры». Песни:«Олененок», « Ловля оленей»,«Маленький помощник» и др.
Ю. Юнкеров: оркестровые произведения. «Северная фантазия» и др.),«Эпический сказ о Ямале» произведение для хора, солистов, чтецов, оркестра. Песни: «Песня оленевода» А. Пустоселов увертюра–фантазия «Ваули».
Композиторы-песенники. А. Бердышев, И. Калиничев. Исполнители: Г. Лагей, Н. Няруй, Т. Лар.
Раскрытие в танце труда народа. Ненецкие танцы: ритуальные танцы.
Современные танцевальные коллективы. Вокальные ансамбли, фольклорные группы в автономном округе.
Народные игры. Праздники. Обряды - 5 часов.
Повторение. Закрепление – 1 час.
Святки: коляда, гадание. Науруз (татарск.) «Иван лун»- Иванов день (коми).
Праздник «Рождество Христово».
Медвежий праздник. (хант.).
Праздник оленевода - праздник народов.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №8» муниципального образования г. Ноябрьск», утвержденным приказом МБОУ СОШ №8 от 01.09.2015г.№ 354-од.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение курса:
1.Специализированный кабинет географии.
2.Интерактивная доска, компьютер.
3.Карты и таблицы.
4.Видеофильмы, видеофрагменты.
5.Компьютерные программы.
Литература
1.Быковский Василий Алексеевич. Азбука Ямала.Часть 1/В.А.Быковский.-Екатеринбург: Издательство Баско,2012.-216 с.
2.География ЯНАО: Учебное пособие. -Тюмень: Издательство Тюменского госуниверситета,2001.
3.Географический атлас ЯНАО.-М.: Издательство ДИК,1999.
4.Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров.-Екатеринбург: УрО РАН,1995.
5.Головнев А.В. Кочевники тундры: ненцы и фольклор. –Екатеринбург: УрО РАН,2004.
6.Няруй В.Н.,Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков: Научно-методическое пособие для педагогов и родителей.- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение»,2003.
7.Ю.И.Попов,Н.В.Цымбалистенко.Мифология,фольклор и литература Ямала (хрестоматия). Тюмень: изд-во Института проблем освоения Севера СОРАН,2002.
8. Л.А.Лар. Мифы и предания ненцев Ямала, Тюмень: изд-во ИПОС СО РАН,2001.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения учебного предмета «Культура народов Ямала» учащиеся должны знать:
- основные исторические, географические, этнографические и культурные сведения о коренных народах Ямала;
- мифы народов Ямала (выборочно);
- свою родословную;
- имёна основных представителей литературы, музыкальной, танцевальной культуры коренных народов и их произведений, биографические сведения основных деятелей культуры, наиболее значительные факты их творческого пути.
Учащиеся должны уметь:
- позитивно воспринимать культуру и литературу народов Ямала;
- гуманно, толерантно и дружелюбно относиться к людям иной национальности и иной культуры;
- определять принадлежность изучаемых произведений к литературным родам и жанрам, тему и идею произведения, уметь давать характеристики основным персонажам;
- давать характеристику декоративно-прикладному и музыкально-хореографическому искусству народов Ямала;
- играть в народные игры;
- давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия культуры народов Ямала с:
- литературой (мифы народов Ямала, зачинатели литературы народов Ямала»;
- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж);
- историей (народы живущие в нашем автономном округе);
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс (ФГОС)
Программа к учебнику Н.Ф.Виноградовой, издательство "Вентана-Граф". Разработана в соответствии с ФГОС. Рассчитана на 18 часов...
Рабочая программа для 5 класса по Культуре народов Ямала
Рабочая программа учебного предмета «Культура народов Ямала» составлена на основе Программа учебного курса «Культура народов Ямала» для 5 – 9 классов (авторы: Т.Б. Лаптан...
Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России. Класс: 5.2015 г.
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Основы...
Отчет Дополнительной общеразвивающей программы духовно-нравственного развития культуры народов Ямала «Хозяйка чума» в рамках реализации МИП.
Отчет по программе...
Рабочие программы по внеурочной деятельности "Культура народов Ямала"-5-7 классы
Культуре народов Севера 5-7 классы Худи Н.А....
Рабочие программы по внеурочной деятельности "Культура народов Ямала"-6 класс
Краеведение 6 класс-Худи Н.А....
Рабочие программы по внеурочной деятельности "Культура народов Ямала"- 7 класс
Рабочая программа по краеведению 7 класс -Худи Н.А....