Рабочая программа по культуре народов Ямала для 7 класса
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа по культуре народов Ямала для 7 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования «Культура народов Ямала» для 5 – 7 классов, под редакцией Т.Б. Лаптандер, В.Н. Няруй, Р.Р. Скамейко, Н.Н. Уразаева, Л.В. Фёдорова – Салехард, 2001; на основе примерной программы основного общего образования «Культура народов Ямала» Цымбалистенко Н.В., Попов Ю.И. (5-7 классы) – Салехард – ГОУ ДПО ЯНОИПКРО, 2007
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_knya_7_klass.docx | 28.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по культуре народов Ямала для 7 класс составлена на основе примерной программы основного общего образования «Культура народов Ямала» для 5 – 7 классов, под редакцией Т.Б. Лаптандер, В.Н. Няруй, Р.Р. Скамейко, Н.Н. Уразаева, Л.В. Фёдорова – Салехард, 2001; на основе примерной программы основного общего образования «Культура народов Ямала» Цымбалистенко Н.В., Попов Ю.И. (5-7 классы) – Салехард – ГОУ ДПО ЯНОИПКРО, 2007.
Рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта:
- Культура народов Ямала: Учебник. 5-7 классы/ Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.Г.; Тюмень, издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2007.
- Попов Ю. И., Цымбалистенко Н. В. Мифология, фольклор и литература Ямала / Учебник. 5–7 классы. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.
- Мифология, фольклор и литература Ямала / Хрестоматия. 5–7 классы / Составители
Ю. И. Попов, Н. В. Цымбалистенко. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.
Изучение предмета направлено на достижение следующей цели:
ознакомление учащихся с основами культуры коренных народов Ямала; воспитание уважения к коренным жителям Ямала, к их культуре, обычаям, верованиям и нравам; приобщение учащихся к общекультурным, общечеловеческим ценностям, их адаптация к жизни в многонациональном сообществе народов.
Задачи предмета:
- введение учащихся в мир культуры народов Ямала;
- ознакомление учащихся с основами культуры коренных народов Ямала;
- познакомить с чертами национального своеобразия в облике людей, их одежде, украшениях, предметах быта;
- понять истоки выразительности различных видов профессионального искусства;
- ознакомление учащихся со спецификой климата и природы Севера;знакомство с представлениями о прекрасном у коренных народов Ямала и их эстетическими приоритетами;
- формирование у учащихся чувства уважения, толерантности к обычаям и нравам народов Севера;
- развитие экологической культуры учащихся;
- знакомство и понимание живописи, декоративно-прикладного искусства коренных народов Ямала.
Рабочая программа по КНЯ для 7-х классов рассчитана на 35 часов в год, из расчёта 1 часа в неделю.
С целью реализации практических задач курса «КНЯ» в 7-х классах специально выделены часы на уроки контроля за учебными достижениями учащихся в форме тестов в количестве 4, контрольной работы- 1.
Текущими формами контроля уровня обученности учащихся являются: устный и письменный опрос, собеседования, сообщения, творческие работы, презентации, викторины, кроссворды. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с уставом общеобразовательного учреждения в форме контрольной работы.
- Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностными результатами пятиклассников, формируемыми при изучении предмета являются:
- осознание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
- личностные представления о целостности природы и населения Земли;
- осознанная доброжелательность к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- основы социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- основы здорового и безопасного образа жизни, экологического сознания, осознание значения семьи в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты изучения предмета проявляются в:
- коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- ответственном отношении к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотиваций к обучению и познанию;
- умении организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- основы компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Предметные результаты состоят в следующем:
- умении использования разнообразных знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
- развитии художественного мышления, вкуса, воображения и фантазии, формирование единства эмоционального и интеллектуального восприятия на материале;
- ориентировании в социально-эстетических и информационных коммуникациях.
- понимании культуры народов, проживающих на территории Ямала, как одной из основных национально-культурных ценностей данного народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
2.Содержание учебного предмета, курса
Раздел I. Введение (2ч.)
Повторение и расширение сведений, изученных в 6 классе. Углубление представлений о народах Ямала. Численность каждого из народов, места их проживания за пределами округа. Мироощущение северных народов, отношение к природе и божеству. Заговоры, заклинания и обереги, их связь с традиционными верованиями. Черты родоплеменных отношений у ненцев и хантов в 20 веке. Родословная. Имя и характер. Значение имен. Патронимы у северных народов. Происхождение имен и фамилий от названий родов.
Раздел II. Мифы (4ч.)
Мифология. Понятие о мифе в древности и в настоящее время. Объяснительная и гармонизирующая функция мифа. Отличие мифа от легенды и сказки.
.)
Пантеон богов. Пантеон ненецких богов (Нум, Я*Миня,Нга и др.). Хантыйские боги (Нуми Торум, Калташ-Эква, Мир-Сусне-Хум, Хинь и др.)
Рождение и строение мира. Создание земли, людей и болота. Небесный, земной и подземный миры. Мифы северных народов о сотворении Земли.
Явления природы и бедствия. Космос северных народов. Мифы о сотворении человека и животных. Священные животные на Ямале.
Раздел III. Шаманы (3ч.)
Шаманизм. Противоречивость фигуры шамана. Понятие о камлании. Призывание духов.
Ритуальная одежда шамана. Получение ритуальной одежды. Подражание животным.
Бубен и колотушка. Камлание шамана. Практика шаманов.
Раздел IV. Обряды. Ритуалы (2ч.)
Жертвоприношение. Почитаемые места. Священные деревья. Понятие о верованиях северных народов. Различия между язычеством (многобожием) и христианским единобожием.
Культовые предметы. Погребальный и бытовой обряды. Святые места у ненцев, ханты, селькупов. Культ предков и умерших. Ненецкие идолы.
Раздел V. Творчество (4ч.)
Керамика. Орнамент на керамике. Общие представления о роли искусства в жизни коренных народов. Виды творческой деятельности: орнамент и его виды.
Бисер. Сукно. Мастерство северных женщин в украшении одежды бисером. Вязание кружев, поясов, подвязок.
Плетение из бересты, прутьев деревьев и жил животного. Изделия из бересты. Техника работы с берестой.
Раздел VI. Литература народов Ямала (12ч.)
Рождение литературы Ямала в 20 веке. Творчество писателей и поэтов Ямала (обзор).
Очерк жизни и творчества И.Ф.Ного. Первые пьесы о жизни ненцев («Шаман», «Вавле Ненянг»).
Очерк жизни и творчества И.Г.Истомина. Глава «Встань-трава» из романа «Живун».
Очерк жизни и творчества Л.В.Лапцуя. Поэзия о родном крае. Поэма «Мальчик из стойбища».
Дорога на тропу познания. Притча «Начало пути».
«Мы в ответе за тех, кого приручили».
Жизнь и творчество Г.Махмута. «Татарчонок» - повесть о трудном послевоенном детстве.
«Много других народов живет вокруг нас»
Взрослый мир детскими глазами
Раздел VII. Мастера (5ч.)
Центры традиционного прикладного искусства. Цвет и цветовая символика. Особенности творчества и жанровое своеобразие. Творчество Панкова К.Л., Сязи А.М., Лар Л.А., Хартаганова Г.Е.
Музыка и песни Ямала. Зарождение музыкального искусства на Ямале.
Первый национальный ненецкий композитор. Первые профессиональные певцы на Ямале.
Древние танцы народов Ямала. Известные ансамбли «Сыра-Сэв», «Сёюте Ямал»
Народные праздники и обряды – важнейший элемент традиционной культуры народов Ямала. Национальные блюда и напитки. Способы приготовления рыбы, мясо, ягоды, травы.
Северная деревня. Форма расселения. Быт: домашняя утварь, посуда, орудия труда
Раздел VIII. Итоговые занятия (2ч.)
Повторение и закрепление изученного материала в 7 классе.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на: | ||
творческие работы | контрольные работы | Тест | |||
1. | Введение | 2 | 1 | ||
2 | Мифы | 4 | |||
3. | Шаманы | 3 | |||
4. | Обряды. Ритуалы | 2 | |||
5. | Творчество | 4 | 1 | ||
6. | Литература народов Ямала | 12 | 1 | ||
7. | Мастера | 5 | 1 | ||
8. | Итоговое повторение | 3 | 1 | ||
Итого: | 35 | 1 | 1 | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Культура народов Ямала" (7 класс)
Согласно закону Российской Федерации "Об образовании", одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурны...
КТП. Культура народов Ямала. 6 класс.
КТП. Культура народов Ямала. 6 класс....
Учебная программа по культуре народов Ямала
Культура народов Ямала в основной школе изучается только в 5 классе, всего - 35 ч. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час в неделю. Курс нацелен...
Рабочая программа по культуре народов Ямала для 6 класса
Рабочая программа по культуре народов Ямала для 6 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования «Культура народов Ямала» для 5 – 7 классов, под редакци...
Рабочая программа по Культуре народов Ямала для 6 класса
Рабочая программа по предемету "Культура народов Ямала" предназначена для работы в 6 классе по учебнику Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. Издатеьство ИПОС СО РАН, 2002 г. Про...
Рабочие программы по внеурочной деятельности "Культура народов Ямала"-6 класс
Краеведение 6 класс-Худи Н.А....
Рабочие программы по внеурочной деятельности "Культура народов Ямала"- 7 класс
Рабочая программа по краеведению 7 класс -Худи Н.А....