Рабочая программа по предмету "Культура народов Ямала" (7 класс)
рабочая программа по краеведению (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
knya-7.doc | 157 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
г. Новый Уренгой
«Согласовано» Руководитель МО _____________/________/ ФИО Протокол № ___ от «__» ____________2014г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 6 _____________/___________/ ФИО «__»____________2014г. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ № 6 ____________/___________/ ФИО Приказ № ___ от «__»____2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
Чамалетдиновой Алсу Мирсатовны
по предмету
«Культура народов Ямала»
в 7а классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «___»_______2014 г.
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины «Культура народов Ямала» для обучающихся 7а класса МБОУ СОШ №6 г. Новый Уренгой составлена на основе:
1.ФГОС ООО приказ от 17.12.10 № 1897 и об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (зарегистрировано в Минюсте РФ от 01.02.2011 № 19644).
2.Регионального компонента государственного стандарта общего образования для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденном приказом Минобразования России от 5 марта 2004г. №1089.
3.Программы курса «Культура народов Ямала», разработанной Ямало - Ненецким окружным институтом усовершенствования учителей (Салехард,1998) к учебникам Борко Т.И, Галкина В.Т. и др. «Культура народов Ямала. Учебник. 5-7 классы» и Попова Ю.И., Цымбалистенко Н.В. «Мифология, фольклор и литература Ямала. Учебник для 5-7 классов» с учётом учебного плана ОУ.
Настоящая программа учитывает принцип системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса литературы, принцип связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий культуры, теории литературы.
Общая характеристика предмета
Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании", одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. При этом содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в системы мировой и национальных культур. Предлагаемый курс "Культура народов Ямала" призван углубить и расширить знания учащихся о культуре, привести их в систему, создать базу для сознательного вхождения в мир культуры, для успешного освоения многообразных достижений культур народов, населяющих наш автономный округ.
Цели и задачи обучения
■ Ознакомление учащихся с базовыми основами родной культуры и культуры других народов, населяющих наш автономный округ.
■ Воспитание любви и уважения к культуре своего народа и других народов, формирование чувства ответственности за её сохранение и развитие.
■ Через интеграцию культурологических знаний облегчить социально-культурную адаптацию детей в современном социуме.
Достижению поставленных целей способствуют следующие задачи:
1. Ввести детей в увлекательный мир культур народов Ямала, помочь им разобраться в этом многообразии культур.
2. Развивать у детей чувство уважения, непредубежденное понимание смысла поведения и культурных особенностей всех народов Ямала.
3. Учить детей видеть черты национального своеобразия в облике людей, их
одежде, украшениях, предметах быта.
4. Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в поведении и поступках людей. Развивать экологическую культуру учащихся.
5. Помочь детям понять истоки выразительности различных видов профессионального искусства.
6. Вызвать интерес к профессии мастера народных промыслов (по обработке меха, резчика по дереву и кости и т.д.). Ориентировать детей на то, чтобы не терять, а умножать в культуре ценное, своеобразное, рациональное, что было выработано народом в течение многих веков и стало частью общечеловеческой (мировой) культуры.
В основу курса положено представление о культуре как об огромном и всеобъемлющем комплексе внебиологически выработанных механизмов и средств деятельности, разные компоненты которого сложным образом взаимосвязаны. Культура придает человеческой деятельности (активности) внутреннюю целостность и выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни. Культура является формой утверждения самобытности народа, основой его душевного здоровья, гуманистическим ориентиром и мерой развития человека.
Вслед за такими известными культурологами, как С.А.Арутюнов, А.В.Головнев, Ю.И.Мкртумян в культуре того или иного народа (этноса) выделяется четыре основные подсистемы (сферы): производственная (культура первичного производства), жизнеобеспечивающая, соционормативная и познавательная (гуманитарная). Разумеется, эти подсистемы не могут быть отграничены друг от друга с абсолютной четкостью. В определённых случаях все они взаимоперекрываются, множество культурных явлений (к примеру, язык) принадлежат одновременно к нескольким подсистемам. Реальная действительность всегда богаче и сложнее любых теоретических моделей. Еще одним методологическим ориентиром для авторов предлагаемого курса было убеждение в том, что "культура каждого народа, большого и малого, имеет право на сохранение своей уникальности и самобытности. Вся совокупность явлений и продуктов материальной и духовной культуры народа составляет органичное единство, нарушение которого ведет к утрате гармоничной целостности всей национальной культуры" (Д.С.Лихачев).
В процессе преподавания курса "Культура народов Ямала" наряду с традиционной методологией, применяемой при изучении гуманитарных дисциплин, следует учитывать культурологические подходы, такие, как: сопоставление культур, что позволяет лучше выявить их характеристики; выявление "ведущих" культурных элементов, т.е. тех, которые в значительной мере определяют особенности и характер всех других элементов в культуре, обеспечивают её устойчивость и жизненность; органическое сочетание логического и исторического принципов осмысления культуры; постоянное внимание учителя к работе по приобщению учащихся к языку культуры; учет идеи диалога культур, которая в учебном процессе проявляется как постоянный диалог в сознании ученика (и учителя), голосов прошлого и настоящего, художника и теоретика.
Исходя из этих соображений, должно строиться изучение особенностей культуры народов (этносов), населяющих Ямало-Ненецкий автономный округ.
Учебный материал построен таким образом, чтобы он корреспондировал с содержанием преподающихся параллельно школьных курсов.
Место и роль учебного предмета в учебном плане
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Учебный план МБОУ СОШ № 6 г. Новый Уренгой отводит на изучение учебной дисциплины «Культура народов Ямала» в 7 классе 1 час в неделю, итого 35 часов в год. Уровень обучения – базовый. Длительность урока – 40 минут. Занятия проводятся в кабинете русского языка и литературы.
Адресность программы
Данная рабочая программа по КНЯ адресована обучающимся 7а специально коррекционного класса. Учащиеся этого класса обладают недостаточным уровнем обученности и низкой мотивацией, имеют проблемы со здоровьем: высокая утомляемость, недостаточный уровень развития памяти, рассеянное внимание, низкий уровень логического мышления. Поэтому важно учесть все эти особенности в обучении: применение здоровьесберегающих технологий, важную роль имеет наглядность на уроках, особое внимание отводится урокам развития речи, выработке навыков правописания и пунктуации, переключаемость с одного короткого задания на другое, разбивка материала на небольшие части.
Формы организации образовательного процесса, технологии обучения, формы контроля
Формы организации учебного процесса – это сочетание традиционных, классических форм, методов и приемов обучения с нетрадиционными: уроки ролевой и деловой игры, викторины, олимпиадные состязания, защита мини-рефератов, мини - проектов, работа в малых группах, коллективное написание сочинений разных вариаций, цепные рассказы, моделирование газет на определённую темы), позволяющие выявить одаренных детей, открыть широкие образовательные перспективы для исследовательской деятельности.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- система инновационной оценки «портфолио»;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);
- проектно-исследовательская технология.
Формы текущего контроля знаний в 7 классе: индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос, написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений, составление плана, тезисов, конспекта, тест, ответ на проблемный вопрос.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Количество часов |
1. | Вводный и заключительный уроки | 2 |
2. | Мироощущение северных народов. Создание письменности | 9 |
3. | Шаманы | 4 |
4. | Обряды, ритуалы и праздники | 6 |
5. | Творчество | 5 |
6. | Мастера | 10 |
Итого | 35 |
Содержание учебного предмета
Введение (1ч)
Водный урок. Цели и задачи курса в 7 классе.
Мироощущение северных народов. Создание письменности (9ч.)
Отношения человек-вещь. Нравственные запреты. Попытки христианизации народов Севера. Отец Иринарх. Легенда. Притча. Былина. Создание письменности народов Севера и первые национальные деятели культуры Ямала. Творчество писателей: И.Г.Истомина, Л.В.Лапцуя, Р.П.Ругина, Г.Махмут.
Шаманы (4ч.)
Шаман. Ритуальная одежда шамана. Бубен и колотушка. Практика шаманов. Камлание шамана.
Обряды, ритуалы и праздники (6ч.)
Жертвоприношение. Почитаемые места. Культовые предметы. Погребальный обряд. Бытовые обряды. Медвежий праздник у ханты.
Творчество (5ч.)
Керамика. Орнамент и его виды. Орнамент на керамике. Береста. Бисер.
Мастера (10ч.)
Центры традиционного прикладного искусства. Цвет и цветовая символика. Мастера : Панков К.Л., Сязи А.М., Хартаганов Г.Е., Лар Л.А. Музыка и песни Ямала ( Няруй С.Н., Лагей Г.И.). Древние танцы народов Ямала. Петрова – Бытова Т.Ф. Ансамбль «Сыра-Сэв».
Заключительный урок (2ч.)
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные:
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов;
- складывание представлений о выдающихся деятелях родного края;
- освоение гуманистических традиций и ценностей общества.
Метапредметные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план и т.д.);
- способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
- готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные:
- освоение первоначальных сведений об историческом пути коренных народов Ямала как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
- владение базовым понятийным аппаратом;
- умение правильно употреблять и объяснять термины, понятия;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
- первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных терминов и понятий;
- понимание вклада коренных народов Ямала в культуру России.
Внеурочная деятельность по предмету
ФГОС большое внимание уделяет именно проектной и исследовательской деятельности. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, обучающиеся учатся: самостоятельному, критическому мышлению; размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы; принимать самостоятельные аргументированные решения; работать в команде, выполняя разные социальные роли. В ходе выполнения проекта школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки со школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровье сберегающими технологиями. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, а отчет о проделанной работе представляется на уроке. Помимо проектной деятельности, планируется участие обучающихся в различных конкурсах и олимпиадах по истории, например, «Познание и творчество», УРФО, интернет-олимпиады по литературе для учащихся 7-х классов, посещение факультативов по предмету.
Информационно-методическое обеспечение учебного процесса
Для учителя:
1.Алмазов Б. Казачьи сказки. - Санкт-Петербург, 1996.
2.Алишина Х.Ч. Боль моя и радость - язык сибирских татар. - Тюмень, 1994.
3.Головнев А.В., Зайцев Г.С, Прибыльский Ю.П. История Ямала. - Тобольск - Яр-Сале, 1994.
4.Ильина И.В., Жеребцов И.Л. Традиционная культура народа коми. - Сыктывкар, 1994.
5.Красная книга языков народов России: Энциклопедический словарь-справочник. - М., 1994.
6.Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. - Новосибирск. 1992.
7.Литвинец Э.Н. Изготовление украшений из бисера и стекляруса. - М., 1984.
8.Мифы, предания, сказки ханты и манси. ( Под общей ред. Е.С.Новик) - М., 1990.
9.Носилов К.Д. На Новой Земле: Очерки и наброски. - Тюмень, 1997.
10.Обряды, обычаи, поверья: Сб. ст. - Тюмень, 1997.
11.Патрикеев Н.Б. Ямал: страницы былого (Краеведческий очерк). - Салехард, 1995.
12.Пятый окружной фольклорный фестиваль народов Севера (информационный сборник). - Салехард: Окр. Центр нац. культур, 1996.
13.Ругин Р.П. Мелодии Полярного круга. - Екатеринбург, 1996.
14.Современная духовная культура народов Сибири и Севера. - Омск, 1989.
15.Сязи А.М. Декоративно-прикладное искусство хантов Нижней Оби - Тюмень, 1995.
16.Танцы народов Севера (Сост. М.Я. Жорницкая). - М., 1988.
17.Терещенко Н.М. Ненецкий эпос. - Л., 1990.
18.Традиционная обрядность и мировоззрение малых народов Севера. - М.. 1990.
19.Традиционное воспитание детей у народов Сибири. - Л., 1988.
Для учащихся:
1.Борко Т.И, Галкина В.Т. и др. «Культура народов Ямала. Учебник 5-7 классы» -Тюмень, изд. Института проблем освоения Севера СО РАН,2008.
2. Попова Ю.И., Цымбалистенко Н.В. «Мифология, фольклор и литература Ямала. Учебник для 5-7 классов».- Тюмень, изд. Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.
3.Мифология, фольклор и литература Ямала. Хрестоматия 5-7 классы / сост. Ю.И. Попов, Н.В. Цымбалистенко. - Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.
4.Сказки народов Севера (Сост. Е.Н.Самойлова). – СПб, 1995.
Календарно – тематическое планирование
Дата (по плану) | Дата (фактич.) | № урока | Тема урока | Планируемые результаты обучения | Виды деятельности учащихся | |
Освоение предметных знаний | УУД | |||||
08.09 | 1. | Вводный урок. Цели и задачи курса в 7 классе | Понятие культуры, её развитие. Взаимосвязь культур, взаимное обогащение. В центре внимания – сравнительное изучение мифов, изучение обрядов, ритуалов и праздников народов Ямала. Знакомство с творчеством художников и музыкантов. | Л. Положительно относится к учению, осознает себя как гражданина и представителя определенного народа, его культуры, испытывает интерес и уважение к другим народам. | Беседа, проблемные задания | |
15.09 | 2. | Мироощущение северных народов. Отношения человек-вещь. Нравственные запреты. | Знать определение мифа, мифологию разных народов, разновидности мифов. Объяснять назначение мифов, специфику мифологического времени, разграничивать миф и сказку. Уметь определять, какие знания содержатся в мифах, что находится в основе мифологических представлений. | К. Уметь отстаивать свою точку зрения, аргументируя её, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. | Организация совместной учебной деятельности. Целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно. Участие в коллективном диалоге | |
22.09 | 3. | Попытки христианизации народов Севера. Отец Иринарх (И.С.Шемановский) | Знать о вкладе отца Иринарха в развитие культуры ненцев. | Л. Стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений. Р. Учиться формулировать учебную проблему и искать средства её осуществления. П. Уметь передавать содержание в сжатом виде. | Организация совместной учебной деятельности. Целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно. Чтение главы, написание конспекта | |
29.09 | 4. | Легенда. Притча. Былина. Сюдбабц и Ярабц. | Знать об отличиях легенды, притчи и былины от мифа, басни и сказки. Уметь анализировать текст с учетом его идейно-художественного своеобразия. | П. Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, воспроизводить и применять с учетом решаемых задач. К. Строить монологические высказывания | Организация совместной учебной деятельности; работа с информацией, представленной в виде таблицы | |
06.10 | 5. | Создание письменности народов Севера и первые национальные деятели культуры Ямала. И.К.Тыко Вылка и И.Ф.Ного. | Знать, когда был принят единый северный алфавит и кто стоял у истоков литературы Ямала. Уметь сравнивать и сопоставлять | Л. Стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений. П. Выполнять анализ (выделение признаков) | Целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно. | |
13.10 | 6. | И.Г.Истомин. Встань-и иди! (Глава «Встань-трава» из романа «Живун») | Знать содержание главы. Уметь анализировать текст с учетом его идейно-художественного своеобразия. | Л. Испытывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Р. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану | ||
20.10 | 7. | Л.В.Лапцуй.В краю оленьих троп. Легенда о рождении Ямала. История становления человека (поэма «Мальчик из стойбища») | Знать о поэзии Л.В.Лапцуя. Уметь анализировать текст с учетом его идейно-художественного своеобразия. | П. Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, воспроизводить и применять с учетом решаемых задач. К. Строить монологические высказывания | ||
03.11 | 8. | Р.П.Ругин. Мы в ответе за тех, кого приручили. Повесть «Ланги». | Знать содержание повести. Уметь анализировать текст с учетом его идейно-художественного своеобразия. | Л. Выражать личное отношение к прочитанному в процессе чтения К. Слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | ||
10.11 | 9. | Г.Махмут. Взрослый мир детскими глазами. Рассказ «Татарчонок». | Знать содержание рассказа. Уметь анализировать текст с учетом его идейно-художественного своеобразия. | Л. Выражать личное отношение к прочитанному в процессе чтения К. Слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | ||
17.11 | 10. | Итоговый урок по литературе народов Севера. Итоговый тест. | ||||
20.11 | 11 | Шаманы.Ритуальная одежда шамана. | Знать основные понятия и термины. Уметь рассказывать, как выглядела ритуальная одежда шамана, как шаман получал ритуальную одежду и бубен, почему шаман подражал животным. | Л. Испытывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. К. Осуществлять совместную деятельность в группах | Работа в группах, ответы на вопросы | |
27.11 | 12 | Бубен и колотушка. | Знать, как устроен бубен, что символизирует его устройство. Уметь описывать танец шамана, различать бубны (селькупский, ненецкий, ханты). | К. Строить небольшие монологические высказывания. Р. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, операции, действовать по плану. | Ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. | |
04.12 | 13 | Практика шаманов. | Знать, какие обязанности имел шаман, как коренные народы Севера объясняли болезни. Уметь рассказывать, как и какими средствами лечил шаман. | К. Строить небольшие монологические высказывания. Р. Адекватно оценивать свои достижения. | Письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ работ | |
11.12 | 14. | Камлание шамана. | Знать, какую роль играли шаманы в культуре коренных народов Севера. Уметь описывать обряд камлания и рассказывать о путешествии шамана в Нижний и Верхний миры. | Р. Адекватно оценивать свои достижения. П.Самостоятельно находить нужную информацию | Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словаря | |
18.12 | 15 | Обряды, ритуалы и праздники. Жертвоприношение. | Знать термины, разновидности обряда, виды жертвоприношений. Уметь рассказывать об обряде жертвоприношения. | Л. Выражать личное отношение к прочитанному в процессе чтения. К. Слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Участие в коллективном диалоге | |
25.12 | 16. | Почитаемые места. | Знать основные понятия : Культовое место, святилище, Золотая баба. Уметь описывать культовое место. | Л. Выражать личное отношение к прочитанному в процессе чтения К. Слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения | Ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. | |
12.01 | 17. | Культовые предметы. | Знать основные понятия: жертвенное покрывало и обрядовая шапка. Уметь описывать культовые предметы. | Л. Испытывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Р. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, операции, действовать по плану. | Выразительное чтение. | |
19.01 | 18. | Погребальный обряд. | Знать об отличиях в обряде погребения у ненцев и ханты. Уметь описывать обряд погребения. | К. Слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Р.Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. П.Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать и применять с учетом решаемых задач. | Пересказ мифа. Анализ композиции мифа. Участие в коллективном диалоге | |
26.01 | 19 | Бытовые обряды. | Знать основные понятия : вещи духа, Чертово озеро, женские обряды. Уметь рассказывать о бытовых обрядах, о Чертовом озере. | Л. Испытывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. | Творческая работа. | |
02.02 | 20. | Медвежий праздник у ханты. | Знать историю возникновения медвежьего праздника. Уметь рассказывать, как одеваются для участия в празднике, почему почитается медведь. | К.Вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. П.Осознавать познавательную задачу читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в учебных материалах | Чтение главы, беседа по вопросам учебника. Участие в коллективном диалоге | |
09.02 | 21. | Творчество. Орнамент и его виды. | Знать основные понятия : орнамент, виды орнамента, мотивы орнамента. Уметь различать орнаменты. | П.Осознавать познавательную задачу читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в учебных материалах | Заполнение таблицы, Участие в коллективном диалоге | |
16.02 | 22. | Керамика. Орнамент на керамике. | Знать, что такое керамика, андроновская керамика, крестово-ямочный орнамент на керамике. Уметь рассказывать о технике нанесения орнамента на керамику. | Л. Испытывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Р. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану | Составление плана статьи. | |
02.03 | 23. | Береста. | Знать, что делают из бересты и как работают с берестой. Уметь рассказывать о технике работы с берестой, об изделиях из бересты. | Л. Испытывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Р. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану | Выразительное чтение. Анализ стихотворений | |
09.03 | 24. | Бисер. | Знать, что такое бисер, что делают из бисера. Уметь рассказывать, как работают с бисером. | Л. Испытывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Р. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану | Пересказ притчи. Участие в коллективном диалоге | |
16.03 | 25. | Урок творчества. Работа с берестой, бисером. | Знать о технике работы с бисером, берестой, об орнаменте и керамике. Уметь выполнять поделку из бисера, бересты, оформлять изделие орнаментом. | Л. Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. К. Строить небольшие монологические высказывания. | Выразительное чтение стихотворений | |
23.03 | 26 | Мастера. Центры традиционного прикладного искусства. Цвет и цветовая символика. | Знать основные понятия : промысловые артели, окраска и символика цвета. Уметь рассказывать о значении разных цветов. | Р.Контролирует процесс и результаты деятельности, вносит необходимые коррективы. | Проекты – презентации с применением ИКТ | |
30.03 | 27. | Панков Константин Леонидович -профессиональный художник Ямала. | Знать биографию Панкова К.Л. Уметь рассказывать о творчестве художника. | Л. Испытывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Р.Контролирует процесс и результаты деятельности, вносит необходимые коррективы. | Творческая работа. | |
06.04 | 28 | Художественное творчество и научная работа Антонины Макаровны Сязи. | Знать биографию Сязи А.М. Уметь рассказывать о творчестве и научной деятельности А.М.Сязи. | Л. Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. К. Строить небольшие монологические высказывания. | Творческая работа. Создание родословной | |
13.04 | 29. | Декоративно-прикладное и скульптурное творчество Геннадия Ефремовича Хартаганова. | Знать о творчестве Хартаганова Г.Е. Уметь рассказывать о популяризации Хартагановым Г.Е. народного искусства. | П.Осознавать познавательную задачу читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в учебных материалах. К.Вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | Чтение главы, беседа по вопросам учебника | |
20.04 | 30. | Тематическая живопись Леонида Алексеевича Лара. | Знать биографию художника. Уметь рассказывать о живописи и научных исследованиях Л.А.Лара. | Л. Стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений. П.Осознавать познавательную задачу читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в учебных материалах. К.Формулировать собственные мысли. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Беседа, проблемные задания, чтение учебных текстов | |
27.04 | 31. | Музыка и песни Ямала. Лагей Гавриил Ильич – первый профессиональный певец на Ямале. | Знать о зарождении музыкального искусства на Ямале, о музыкальных жанрах Ямала, об особенностях северных мелодий и народных исполнителях. Уметь анализировать песни, объяснять особенности северных мелодий, рассказывать об известных народных исполнителях | К.Формулировать собственные мысли. Высказывать и обосновывать свою точку зрения | Чтение главы, беседа по вопросам учебника. Участие в коллективном диалоге | |
04.05 | 32. | Музыкальное творчество Семена Николаевича Няруя. | Знать музыкальное и песенное творчество композитора. Уметь анализировать песни. | Л. Испытывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. К.Вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | Чтение главы, обучение организации трапезы северных народов. | |
11.05 | 33. | Древние танцы народов Ямала. Ансамбль «Сыра-Сэв». | Знать о происхождении и о видах народных танцев. Знать, как зарождалось и развивалось музыкальное и танцевальное искусство Ямала, имена исполнителей Уметь рассказывать о мужских и женских танцах. | Л. Стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений. П.Осознавать познавательную задачу читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в учебных материалах. | Чтение главы, беседа по вопросам учебника. Участие в коллективном диалоге | |
18.05 | 34. | Педагогический метод Татьяны Федоровны Петровой-Бытовой. | Знать, как создавался народный сценический танец. Уметь характеризовать педагогический метод Т.Ф.Петровой-Бытовой. | Л. Стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений. К. Строить небольшие монологические высказывания | Проекты – презентации с применением ИКТ | |
25.05 | 35. | Итоговый урок | Знать историю, культуру Ямала, терминологию. Уметь воспроизводить полученные знания в зависимости от учебной ситуации | Л. Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | Организация совместной учебной деятельности. Целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно. Участие в коллективном диалоге |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 7 класса к учебнику И.В. Душина; В.А. Кориннская;В.А.Щенев «География. Материки, океаны, народы и страны» Дрофа, 2008 год( 70 часов; 2 часа в неделю)
Данная рабочая программа составлена на основании:· стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.· примерной программы для основного ...
Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, элективный курс «Имена собственные как памятники истории и культуры языков народов Северного Кавказа»
Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, элективный курс «Имена собственные как памятники истории и культуры языков народов Северного Кавказа»...
рабочая программа по КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ЯКУТИИ
Предмет относится к обязательным предметам региональной компетенции и вводится для образовательных учреждений в объеме 1 час в неделю с 7 по 11 классы. Программа курса «Культура народов Якутии&r...
рабочая программа по КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ЯКУТИИ
Концепция обновления и развития национальных школ республики Саха (Якутия) определила путь собственного развития образования, установила приоритеты национально-регионального компо...
Учебная программа по культуре народов Ямала
Культура народов Ямала в основной школе изучается только в 5 классе, всего - 35 ч. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час в неделю. Курс нацелен...
Рабочая программа по культуре народов Ямала для 7 класса
Рабочая программа по культуре народов Ямала для 7 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования «Культура народов Ямала» для 5 – 7 классов, под редакци...
Рабочая программа по культуре народов Ямала для 6 класса
Рабочая программа по культуре народов Ямала для 6 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования «Культура народов Ямала» для 5 – 7 классов, под редакци...