Рабочая программа по Культуре народов Ямала для 6 класса
рабочая программа (6 класс)
Рабочая программа по предемету "Культура народов Ямала" предназначена для работы в 6 классе по учебнику Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. Издатеьство ИПОС СО РАН, 2002 г. Программа соответствует треблованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_plany_po_knya_6b_klass.docx | 423.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Культура народов Ямала» составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644);
- Программой национально-регионального компонента государственного стандарта школьного образования «Литература Ямала» (5-7 классы) (утверждена на заседании Окружного экспертного совета Департамента образования ЯНАО 31 января 2003 г.)
Цели курса:
- Ознакомление учащихся с верованиями народов Ямала, углублением знаний о культуре, обычаях и традициях народов Ямала;
- Воспитание уважения к коренным жителям Ямала, к их культуре, обычаям, верованиям и нравам.
- Расширение диапазона знаний учащихся о собственной культуре через сопоставительный анализ с культурой коренных народов Ямала.
- Приобщение учащихся к общекультурным, общечеловеческим ценностям, их адаптация к жизни в многонациональном сообществе народов.
Изучение учащимися основ культуры коренных народов будет способствовать решению следующих конкретных образовательных и воспитательных задач:
- Приобщение учащихся к миру труда, повседневного существования, материальной и духовной культуры коренных народов Ямала (ненцев, ханты, селькупов).
- Ознакомление учащихся со спецификой мифологии, фольклора и литературы коренных народов Ямала.
- Ознакомление учащихся с представлениями о прекрасном у коренных народов, их эстетическими приоритетами.
- Помощь учащимся в понимании живописи, декоративно-прикладного и музыкального искусства коренных народов. Приобщение детей к простейшим трудовым процессам (обработка дерева и бересты, аппликации из ткани и сукна, создание орнаментов и т.п.).
Данная программа составлена на основе УМК Т.И.Борко, В.Т.Галкина, А.Г.Еманова, А.В.Павлова (Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В./ Учебник. 5-7 классы. – Тюмень: Издательство ИПОС СО РАН, 2008); Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Программа национально – регионального компонента государственного стандарта школьного образования «Литература Ямала» (5-7 классы) – Салехард: ГОУ ДПО ЯНАОИПКРО, 2007; Северные родники/автор-составитель Л.В.Федорова, Тюмень: Издательство ИПОС (институт проблем освоения севера ) СО РАН, 2001. Цымбалистенко Н.В., Попов Ю.И. Мифология, фольклор и литература Ямала/учебник. 5-7 классы Института проблем освоения Севера СО РАН Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН 2002 г. Мифология, фольклор и литература Ямала / хрестоматия 5-7 классы / составители Ю.И., Попов Н.В Цымбалистенко 2002 г.
Общая характеристика учебного предмета
Культура народов Ямала – это учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально - ориентированных знаний о родном крае, предполагающие активное сотворчество воспринимающего, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, изучая литературу народов Ямала, школьник учится понимать ее, приобретает опыт этического и эстетического самоопределения, творческого самовыражения, сведения о развитии литературного языка и умение пользоваться им как важнейшим инструментом сознания.
Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной подготовке школьников, познавательные интересы обучающихся. Особенность рабочей программы заключается в том, что курс «Культуры народов Ямала» начинает базовое краеведческое образование, создает у учащихся образ о культуре, видах культуры коренных народов Севера во всем ее многообразии целостности, формирует правильные представления о фольклоре, мифе, веровании, хозяйственной культуре, декоративно – прикладном искусстве народов Ямала. Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей с предметами изобразительное искусство, физическая культура, биология, география, история, обществознание, литература. Поликультурный аспект отслеживается на каждом из этапов культуры народов Ямала и содействует реализации задач, связанных с воспитанием чувств патриотизма, гражданской ответственности, гуманизма, уважительного отношения к истории и культуре народов России и мира. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Данный учебный курс «Культура народов Ямала» рассчитан на учащихся 6 класса. Учебный предмет «Культура народов Ямала» реализуется в рамках учебного плана школы, курс преподается в объеме 1 час в неделю, всего 34 часа.
Планируемые результаты освоения предмета «Культура народов Ямала»
«В результате изучения «Культура народов Ямала» должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
Признание ценности:
- традиционной этнокультуры как результата творчества народа и его стремление жить в гармонии с окружающей природой;
-уважительного отношения к культурной самобытности народов, населяющих ЯНАО, как важнейшего условия развития диалога культур и разрешения противоречий;
-культуры каждого народа вне зависимости от численности и места проживания;
-культурного разнообразия в качестве источника и фактора культурного обогащения общества.
Метапредметными результатами изучения «Культуры народов Ямала» являются:
-умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;
-проведение коррекции ошибок по отношению к выполнению обрядов, исполнению традиционных правил;
-оценка качества культуроведческих знаний, умений и навыков;
-способность к коллективной этнокультурной деятельности (участие в национальных праздниках и т.д.)
- умение работать в парах, группе, коллективе;
Предметными результатами изучения «Культуры народов Ямала» являются:
-формирование способности к описанию себя как представителя этноса через овладение специально-понятийным аппаратом;
-формирование первоначальных представлений о культурном, языковом многообразии автономного округа через ознакомление с жанрами фольклора, народным пением, музыкой, самобытными традициями народов в повседневной жизни, в календарных обрядах;
-умение работать с разными источниками информации о культуре народов округа и России – учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой, со словарем, картами;
-конкретное сравнение (на примере быта, одежды, танцев народов Ямала);
-анализ, синтез (на примере быта, одежды, танцев народов Ямала).
Место курса ««Культура народов Ямала»
Предлагаемый курс рассчитан на 1 час в неделю в 6 классе, всего 34 часа.
Содержание учебного плана
ВВЕДЕНИЕ (2 ч) Повторение и расширение сведений, изученных в 5 классе. Углубление представлений о народах Ямала. Численность каждого из народов, места их проживания за пределами округа. Мироощущение северных народов, отношение к природе и божеству. Заговоры, заклинания и обереги, их связь с традиционными верованиями. Черты родоплеменных отношений у ненцев и ханты в XX веке. Родословная. Имя и характер. Значение имен. Патронимы у северных народов. Происхождение имен и фамилий от названий родов.
ВЕРОВАНИЯ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ (4 ч) Понятие о верованиях северных народов. Различия между язычеством (многобожием) и христианским единобожием. Святые места у ненцев, ханты, селькупов. Культ предков и умерших. Ненецкие идолы (сядай и хэхэ). Шаманизм. Противоречивость фигуры шамана. Понятие о камлании. Призывании духов. Отношение северных народов к христианству и коммунистической идеологии в 20 веке.
Понятие о религии и её роли в жизни человека. Ислам у сибирских татар. Русское православие и другие христианские конфессии на Ямале.
МИФОЛОГИЯ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ (4 ч). Понятие о мифе в древности и в настоящее время. Объяснительная и гармонизирующая функции мифа. Отличие мифа от легенды и сказки. Мифы северных народов о сотворении Земли. Космос северных народов (горизонтальная и вертикальная модели). Мифы о сотворении человека и животных. Священные животные на Ямале. Пантеон ненекцких богов и духов (Нум, Я, Миня, Нга и др.)
ЛИТЕРАТУРА ЯМАЛА (8 ч). Рождение литературы Ямала в XX веке. Очерк жизни и творчества И. Ф. Ною. Первые пьесы о жизни ненцев («Шаман», «Вавле Ненянг»). Очерк жизни и творчества И.Г. Истомина. Глава «Встань-трава» из романа «Живун». Очерк жизни и творчества Л.В. Лапцуя. Поэзия о родном крае. Поэма «Мальчик из стойбища». Понятие о литературной сказке. Литературные сказки Р.П. Рутина.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО НАРОДОВ ЯМАЛА (4 ч). Общие представления о роли искусства в жизни коренных народов. Особое образно-поэтическое восприятие мира коренными народами Ямала. Виды творческой деятельности: резьба по дереву и кости, лепка из глины, работа с бисером, плетение из ниток и бисера, плетение из бересты, прутьев деревьев и жил животного. Вязание кружев, поясов, подвязок. Мастерство северных женщин в изготовлении и украшении одежды из оленьей шкуры.
ЖИВОПИСЬ НАРОДОВ ЯМАЛА (4 ч). Специфическое восприятие мира ямальскими художниками. Сочетание реалистических и формалистических приемов в их живописи. Цветовая гамма их полотен. Жанровое разнообразие. Наиболее значительные художники Ямала (К. Панков, Г. Райшев, Л. Лар, И. Худи, Г. Хартаганов и др.).
МУЗЫКА И ТАНЦЫ НАРОДОВ ЯМАЛА (4 ч). Современная профессиональная музыка на Ямале. С. Няруй - создатель первого оркестрового произведения ненецкого народа («Заря над тундрой», «Ритмы тундры»). Песни С. Няруя («Олененок», «Ловля оленей», «Маленький помощник», «Ехал ненец на оленях» и др.). Ю. Юнкеров - создатель оркестровых произведений («Северная фантазия» и др.), произведений для хора, солистов, чтецов, оркестра. Автор песен («Песня оленевода», «Казачья салехардская»). А. Пустоселов - автор увертюры-фантазии «Ваули». Композиторы-песенники (А. Бердыщев, И. Калшшчев, С. Цупиков). Исполнители (Г. Лагей, н. Няруй, Т. Лар, В. Лейпожих, А. Лаптандер). Современные танцевальные коллективы, оркестры, хоровые коллективы, вокальные анстамбли и фольклорные группы в автономном округе.
НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ (2 ч.) Обряды и праздники как важнейший элемент традиционной культуры народа. Связи праздников с циклами природной и хозяйственной жизни, а также с религиозными представлениями и церковными установлениями. Многонациональный состав жителей округа определяет праздники различной национальной и религиозной принадлежности.
Основные традиционные праздники:
- Рождество Христово и связанные с ними святочные обряды (коляда, гадания).
- Праздник Медведя у ханты.
- Навруз и сабантуй у татар.
- «Иван лун» - Иванов день у коми-зырян.
- День оленевода у коренных народов Ямала.
- Вороний день. Отмечается народом ханты и сибирскими татарами.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч)
Повторение и закрепление изученного материала.
Итоговый тест.
Учебно-тематический план (1 час в неделю, 34 часа)
№ п/п | Раздел | Количество часов |
Введение | 2 | |
Верования северных народов | 4 | |
Мифология северных народов | 4 | |
Литература Ямала | 8 | |
Декоративно-прикладное искусство народов Ямала | 4 | |
Живопись народов Ямала | 4 | |
Музыка и танцы народов Ямала | 4 | |
Итоговое занятие | 2 | |
Итого: | 34 |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во час | Основные виды деятельности | Дата | Основные понятия | Домашнее задание | |
Введение (2 часа) | |||||||
1 | Народы Ямала. | 1 | Вводный урок. Беседа. | Коренные и пришлые народы | Конспект. | ||
2 | Мироощущение северных народов. Родоплеменные отношения. | 1 | Вводный урок. Беседа. | Родословная | Конспект. | ||
Верования северных народов (4 часа) | |||||||
3 | Языческое многобожие и христианское единобожие. | 1 | Беседа. Чтение и составление конспекта. | Христианство Язычество Культовые предметы Жертвоприношение Бытовые обряды | Читать уч. Борко с. 241-244 | ||
4 | Культовые и святые места народов Ямала. | 1 | Беседа. Просмотр презентации. Чтение и составление конспекта. | Культ предков Культовое место Святилище Золотая баба | Читать уч. Борко с. 244-249 | ||
5 | Шаманизм. | 1 | Беседа. Просмотр презентации. Чтение и составление конспекта. | Шаман Обучение шамана Умение шамана шаманские атрибуты ритуальная одежда обязанности шамана врачебная практика шамана | Читать по уч. Борко Т.И. стр. 219-239 | ||
6. | Религии разных народов мира. | 1 | Беседа. Просмотр презентации. Чтение и составление конспекта. | Ислам православие | Конспект | ||
Мифология северных народов (4 часа) | |||||||
Мифы северных народов о сотворении Земли. | 1 | Беседа. Просмотр презентации. Чтение и составление конспекта. | Миф Мифология Происхождение мифов Легенда Небесный мир Земной мир Подземный мир Создание земли. людей и болот | Параграф 50, , 52 | |||
Мифы о сотворении человека и животных. | 1 | Беседа. Чтение, диалог | Священные животные | Параграф 53 | |||
Священные животные на Ямале. | 1 | Просмотр презентации. Чтение, диалог | Конспект | ||||
Пантеон ненецких и хантыйских богов | 1 | Беседа. Просмотр презентации. Чтение и составление конспекта. | Пантеон Верховный бог Духи природы Духи покровители Духи зла | Параграф 51 | |||
Литература Ямала (8 часов) | |||||||
Рождение литературы Ямала в 20 веке. | 1 | Беседа. Чтение и составление конспекта. | Конспект | ||||
Жизнь и творчество И.Ф.Ного. Первые пьесы о жизни ненцев. | 1 | Беседа. Просмотр презентации. Чтение и составление конспекта. | Пересказ. | ||||
Очерк жизни и творчества И.Г.Истомина. | 2 | Сообщения учащихся. Просмотр презентации. Чтение и составление конспекта. | Пересказ. | ||||
Очерк жизни и творчества Л.В.Лапцуя. | 1 | Сообщения учащихся. Просмотр презентации. Чтение | Выучить стихотворение наизусть. | ||||
Очерк жизни и творчества Л.В.Лапцуя. | 1 | Чтение, наизусть, диалог, пересказ прочитанного | Выучить отрывок. | ||||
Очерк жизни и творчества Р.П.Ругина. | 2 | Сообщения учащихся. Просмотр презентации. Чтение | Литературная сказка | Пересказ | |||
Декоративно-прикладное искусство народов Ямала (4 часа) | |||||||
Роль искусства в жизни коренных народов. | 1 | Просмотр презентации. Беседа | Искусство Промысловые артели | Конспект Параграф 70. | |||
Виды творческой деятельности. | 2 | Сообщения учащихся. Просмотр презентации. Чтение | Плетение Бисер Лепка Подвязки Кружева Бусы Окраска Символика цвета | Параграф 65, 66, 68, 69, 71 | |||
Одежда из оленьих шкур. | 1 | Беседа. Просмотр презентации. Составление конспекта. | Декоративно-прикладное искусство, Мозаика, Орнамент, Аппликация Художественное творчество А.М.Сязи | Параграф 24. 73 | |||
Живопись народов Ямала (4 часа) | |||||||
Ямальские художники. | 2 | Сообщения учащихся. Просмотр презентации. Чтение | Профессиональные художники Ямала, | Конспект | |||
Наиболее значительные художники Ямала. | 2 | Сообщения учащихся. Просмотр презентации. Беседа по прочитанному | Биография К.Л.Панкова Скульптурное творчество мастера Тематическая живопись | Параграф 72, 74, 75 | |||
Музыка и танцы народов Ямала (4 часа) | |||||||
Современная профессиональная музыка на Ямале. | 1 | Беседа. Чтение | Народные музыкальные инструменты, Музыкальные жанры Ямала; Песни и танцы ритуальные, эпические, Героические, бытовые, Личные, лирические. Особенности северных мелодий, | Параграф 76,77 | |||
Творчество Ю.Юнкерова, А.Пустоселова, композиторов-песенников. | 1 | Сообщения учащихся. Просмотр презентации. Беседа по прочитанному | Конспект | ||||
Исполнители песен Ямала. | 1 | Сообщения учащихся. Прослушивание аудиозаписей (видеороликов) | Параграф 78 | ||||
Древние танцы народов Ямала. | 1 | Беседа. Просмотр видеороликов | Происхождение народных танцев. Мужские и женские танцы | Параграф 79, 80, 81 | |||
Народные праздники и обряды (2 часа) | |||||||
Народные праздники и обряды. | 1 | Беседа. Просмотр презентации. Составление конспекта. | Обряд Вещи духа Чертово озеро Женские обряды | Параграф 62, 63 | |||
Основные традиционные праздники | 1 | Беседа. Просмотр презентации. Составление конспекта. | Почитание медведя Медвежий праздник Праздничная одежда и сценки | Параграф 64 | |||
Итоговое занятие (2 часа) | |||||||
Повторение и закрепление изученного материала. | 1 | Беседа. Просмотр презентации. | Подготовка к итоговому тесту. | ||||
Итоговый тест | 1 | Выполнение теста. |
Примерные требования к знаниям и умениям учащихся 6-х классов по курсу «Культура народов Ямала»
Учащиеся должны
- Назвать коренные народы на Ямале и места их проживания;
- Объяснить разницу между язычеством и христианством;
- Понимать роль и функции шаман у северных народов;
- Дать определение мифу и его роли в жизни коренных народов;
- Назвать основные ненецкие и хантыйские божества;
- Перечислить основных писателей и поэтов коренных народов Ямала;
- Назвать известных художников и музыкантов Ямала;
- Перечислить основные традиционные праздники различных народов Ямала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Культура народов Ямала" (7 класс)
Согласно закону Российской Федерации "Об образовании", одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурны...
КТП. Культура народов Ямала. 6 класс.
КТП. Культура народов Ямала. 6 класс....
Учебная программа по культуре народов Ямала
Культура народов Ямала в основной школе изучается только в 5 классе, всего - 35 ч. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час в неделю. Курс нацелен...
Рабочая программа по культуре народов Ямала для 7 класса
Рабочая программа по культуре народов Ямала для 7 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования «Культура народов Ямала» для 5 – 7 классов, под редакци...
Рабочая программа по культуре народов Ямала для 6 класса
Рабочая программа по культуре народов Ямала для 6 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования «Культура народов Ямала» для 5 – 7 классов, под редакци...
Рабочие программы по внеурочной деятельности "Культура народов Ямала"-6 класс
Краеведение 6 класс-Худи Н.А....
Рабочие программы по внеурочной деятельности "Культура народов Ямала"- 7 класс
Рабочая программа по краеведению 7 класс -Худи Н.А....