Рабочая программа для 5 класса по Культуре народов Ямала
рабочая программа по географии (5 класс)

Украинец Лариса Александровна

Рабочая программа учебного предмета «Культура народов Ямала» составлена на основе Программа учебного курса «Культура народов Ямала» для 5 – 9 классов (авторы: Т.Б. Лаптандер, В.Н. Няруй, Р.Р. Скамейко, Н.Н. Уразаева, Л.В. Фёдорова – Салехард, 2001 (Издание 3-е, стереотипное, допущено Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ) и в соответствии основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ № 8. Предмет «Культура народов Ямала» входит в региональный компонент Базисного учебного плана.

Целью данной программы является:

ü   познакомить учеников со спецификой развития словесного творчества у народов Ямала, объяснить различие между мифом, фольклором и собственно литературой;

ü  объяснить учащимся на соответствующем уровне понятия веры и религии, остановиться на специфике верований северных народов, истолковать понятия «шаманизм», «шаман», «идол», «тотем»;

ü  продолжить знакомство  с народными праздниками и обрядами;

ü  объяснить связь литературы и письменности, ознакомить учеников с историей создания письменности для народов Севера;

ü  совершенствовать виды речевой деятельности, познакомить с особенностями северных речевых оборотов и самыми употребительными словами народов Ямала, вошедшими в общеупотребительный обиход.

Данная программа рассчитана на70 часов (1 час в неделю в 5,6 классах).

Программа включает пояснительную записку, учебно-тематический план, основное содержание дидактических единиц, требования к знаниям и умениям обучающихся, виды самостоятельных работ, виды контроля, критерии оценки знаний обучающихся, список литературы и других информационных источников.

 В рамках курса намечается реализация на практике различных форм организации учебных занятий (самостоятельные работы, тесты, биологические и терминологические диктанты, опрос).

Изучение курса ведется в виде систематических урочных заня­тий с использованием современных технических средств обучения, на­глядных пособий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_narodov_yamala_5_klass.docx34.91 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

• Образовательной программы основного общего образования  МБОУ СОШ №8 (принятой на заседании Управляющего совета (протокол №2 от 30.05.2012г., протокол №11 от 01.03.2014г.), на заседании педагогического совета (протокол №9 от 24.05.2012г., протокол №3 от 21.02.2014г.), утвержденной приказами МБОУ СОШ №8 (от 15.06.2012г. №373, от 10.03.2014г. №156-од));

• Приказа МБОУ СОШ №8 от 01.09.2014г. №376-од «Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении МБОУ СОШ №8».

• Программа учебного курса «Культура народов Ямала» для 5 – 9 классов (авторы: Т.Б. Лаптандер, В.Н. Няруй, Р.Р. Скамейко, Н.Н. Уразаева, Л.В. Фёдорова – Салехард, 2001 (Издание 3-е, стереотипное, допущено Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ).

Предмет «Культура народов Ямала» входит в региональный компонент Базисного учебного плана.Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

  • «Культура народов Ямала 5-7 классы» (авторы:Борко Т.И., Галкин В.Т., Ерманов А.Г., Павлов А.В.; Тюмень.: издательство института проблем освоения Севера СО РАН, 2002);

Дополнительный учебник:

  • «Мифология, фольклор и литература Ямала 5-7 классы» (авторы:Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В.; Тюмень.: издательство института проблем освоения Севера СО РАН, 2001) (дополнительный, для работы в классе).

Количество  часов в  5 классе соответствует программным требованиям: 35 часов, т.е. 1 час в неделю. Курс нацелен на реализацию важнейших требований к школе, выдвинутых Законом РФ «Об образовании», Программой развития образования в Ямало-Ненецком округе. «Культура народов Ямала» входит в региональный компонент Базисного учебного плана общеобразовательных школ Ямало -Ненецкого округа.

Цели обучения:

        - познакомить учеников со спецификой развития словесного творчества у народов Ямала, объяснить различие между мифом, фольклором и собственно литературой;

        - объяснить учащимся на соответствующем уровне понятия веры и религии, остановиться на специфике верований северных народов, истолковать понятия «шаманизм», «шаман», «идол», «тотем»;

        - продолжить знакомство  с народными праздниками и обрядами;

        - объяснить связь литературы и письменности, ознакомить учеников с историей создания письменности для народов Севера;

        - совершенствовать виды речевой деятельности, познакомить с особенностями северных речевых оборотов и самыми употребительными словами народов Ямала, вошедшими в общеупотребительный обиход.

Общая  характеристика  учебного предмета

В основу учебного курса «Культура народов Ямала» положено представление о культуре как об огромном всеобъемлющем комплексе, разные компоненты которого сложным образом взаимосвязаны. Культура является формой утверждения самобытности народа, основой его душевного здоровья, гуманистическим ориентиром и мерой развития человека.

Учитель в процессе преподавания данного учебного курса должен использовать частично-поисковый метод, предполагающий четыре типа вопросов:

  1. Вопросы, предваряющие анализ и направленные на выявление общего впечатления о произведении;
  2. Вопросы, ориентирующие учащихся на углубленное понимание отдельных эпизодов, сцен, образов из произведений;
  3. Вопросы обобщающего характера, позволяющие подвести школьников к самостоятельному постижению идейно-художественного содержания произведения;
  4. Тестовые задания.

Согласно Закону РФ «Об образовании», одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. При этом содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в системе мировой и национальных культур. Учебный курс «Культура народов Ямала» призван углубить и расширить знания учащихся о культуре, привести их в систему, создать базу для сознательного вхождения в мир культуры, для успешного освоения многообразных достижений культур народов, населяющих Ямало-Ненецкий автономный округ.

Место  учебного  предмета  «Культура народов Ямала» в учебном плане

Данный учебный предмет направлен на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: ценностно-смысловой (умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности); учебно-познавательной (иметь опыт восприятия картины мира, выступать устно или письменно с результатами своих исследований, использовать компьютерные средства и технологии), социокультурной иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном обществе), коммуникативной (выступать с устным сообщением, корректно вести учебный диалог, находить компромиссы, знать и представлять свою родословную, позитивно общаться в поликультурном обществе).

В Ямало-Ненецком автономном округе проживают представители более 80 народов, в том числе коренные малочисленные народы Севера: ненцы (около 21 тыс. чел.), ханты (около 12 тыс. чел.), селькупы (около 1600 чел.), коми (около 6 тыс. чел.).

Культура коренных народов - это самобытные языки, разнообразный фольклор, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Сформулированные  цели  курса реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные  и личностные результаты. Особенность курса заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. 

Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные УУД:

- формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

- становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;

- знание основ здорового образа жизни;

- формирование способностей  творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.

        Регулятивные УУД:

- умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя;

- умение действовать по заданному алгоритму;

- осуществлять констатирующий контроль по результату действия.

        Познавательные УУД:

- дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду  с явлениями жизни и искусства;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- овладение навыками ознакомительного чтения, умение выделять главное  и второстепенное в тексте;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- анализ существующего разнообразия музыкальной картины мира;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

        Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;

- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

- умение договариваться, находить общее решение;

- умение «слышать другого»;

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;

- построение совместной деятельности и поиск  в  процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.

Содержание учебного предмета

Введение- 3 часа.

.Кто мы? Откуда мы? Понятие  культуры. Особенности народной культуры: анонимность и коллективность, традиционность и вариативность..

Народы, живущие в нашем автономном округе. Ненцы. Селькупы. Ханты.

Сибирские татары. Коми. Казаки. Русские. Культура и образ жизни.

Литература-12 часов.

Малые фольклорные жанры: загадки, пословицы, поговорки. Понятие о фольклоре (устном народном творчестве). Различия между фольклором и литературой.

Считалки: их художественное своеобразие. Фольклор – обобщение народной мудрости. Малые жанры фольклора: загадки, пословицы, поговорки.

Сказки -бытовые, о животных, волшебные, о великанах. Классификация сказок (бытовые, волшебные, о животных). «Парнэко», «Девушка игора», «Слово – песня».(ненецк.). Этическое содержание сказок (торжество добра над злом, любовь к родному краю).

Сказки - бытовые, о животных, волшебные, о великанах «Матур Итте», «Хозяйка огня»  (селькуп.).

Содержание сказок (торжество добра над злом, любовь к родному краю).

Золотоволосый царь»,«Восьминогая собака» (коми.). «Три дочери». «Падчерица» (татарск.).

«Почему у глухаря  глаза красные».«Битва богатырей» (хант.). «Ворон и орел» (казачья).

Эпическое содержание сказок. Вера народа в победу доброгоначала над злым. Любовь к Родине, родной природе.

Сказители. Собиратели фольклора народов Ямала.  Литературные сказки.

Заговоры, заклинания и обереги. Связь с религиозным культом.

Декоративно - прикладное искусство - 6 часов.

Декоративно - прикладное искусство народов  нашего края.

Художественная обработка дерева и кости, изделия из бересты.

Детские игрушки (кукла нухуко у ненцев, кукла акань у ханты).

Виды орнаментов в народном искусстве, их предназначение и символика.

Аппликации из ткани и сукна. Лепка из теста.

Живопись- 2 часа.

.Изобразительное   искусство  народов  нашего  края. Выставка «Искусство народностей Сибири» ( 1929г., Ленинград). Живопись  студентов северного факультета (г. Ленинград) 1920- 30-х годов.

Творчество ненецкого художника К. Панкова (1910- 1944).

Музыка- 4 часа.

Музыкальные  инструменты. Пензер (барабан), куйт (шаманский бубен), томран  (губной инструмент и др. Их использование. Песни - источник изучения культуры народа. Многообразие песен: обрядовые песни (свадебные, похоронные), мужские и женские песни; колыбельные; личные песни; бытовые хороводные; дорожные, песни – биографии: песни-сказания. Художественные и психологические особенности песен.

Исполнители песен. Сходство музыкальных культур ненцев, ханты, селькупов. Особенности музыкальной культуры сибирских татар. Казачьи песни.

Жанры  современной песни. Патриотическая, лирическая, шуточная и др.

Народные игры- 2 часа.

Игра в культуре народа, ее связь с культовыми действиями. Игра и производственная деятельность. Связь игры с искусством, спортивными и военными тренировками. Воспитательное значение игры..Виды игр. Специфика игр северных народов, ее роль в формировании физических качеств юноши.

   Праздники, обряды, ритуалы – 6 часов.

Встреча  матушки Осенины  и  Рождества  Богородицы. Богородничий праздник (коми). Сабантуй (татарс.). Вороний  праздник (хантыйских и сибирских татар). День  оленевода - праздник  народов  Ямала.

Материально-техническое  обеспечение образовательного  процесса

1.Специализированный кабинет.

2.Интерактивная доска, компьютер.

3.Карты и таблицы.

4.Видеофильмы, видеофрагменты.

5.Компьютерные программы.

Литература

1.Быковский Василий Алексеевич.Азбука Ямала.Часть 1/В.А.Быковский.-Екатеринбург:Издательство Баско,2012.-216 с.

2.География ЯНАО: Учебное пособие. -Тюмень: Издательство Тюменского госуниверситета,2001.

3.Географический атлас ЯНАО.-М.: Издательство ДИК,1999.

4.Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров.-Екатеринбург: УрО РАН,1995.

5.Головнев А.В. Кочевники тундры:ненцы и фольклор. –Екатеринбург: УрО РАН,2004.

6.Няруй В.Н.,Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков: Научно-методическое пособие для педагогов и родителей.- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение»,2003.

7.Ю.И. Попов, Н.В. Цымбалистенко. Мифология, фольклор и литература Ямала (хрестоматия). Тюмень: изд-во Института проблем  освоения Севера СОРАН,2002.

8. Л.А.Лар. Мифы и предания ненцев Ямала,Тюмень: изд-во ИПОС СО РАН,2001.

Планируемые  результаты изучения учебного предмета

В результате изучения учебного курса «Культура народов Ямала» учащиеся  должны знать:

  • основные исторические, географические, этнографические и культурные сведения о коренных народах Ямала;
  • мифы народов Ямала (выборочно);
  • свою родословную;
  • имёна основных представителей литературы, музыкальной, танцевальной культуры коренных народов и их произведений, биографические сведения основных деятелей культуры, наиболее значительные факты их творческого пути.

Учащиеся должны уметь:

  • позитивно воспринимать культуру и литературу народов Ямала;
  • гуманно, толерантно и дружелюбно относиться к людям иной национальности и иной культуры;
  • определять принадлежность изучаемых произведений к литературным родам и жанрам, тему и идею произведения, уметь давать характеристики основным персонажам;
  • давать характеристику декоративно-прикладному и музыкально-хореографическому искусству народов Ямала;
  • играть в народные игры;
  • давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении.

Межпредметные  связи просматриваются через взаимодействия культуры народов Ямала с:

  • литературой (мифы народов Ямала, зачинатели литературы народов Ямала»;
  • изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж);
  • историей (народы живущие в нашем автономном округе);
  • русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс (ФГОС)

Программа к учебнику Н.Ф.Виноградовой, издательство "Вентана-Граф". Разработана в соответствии с ФГОС. Рассчитана на 18 часов...

Рабочая программа для 6 класса по Культуре народов Ямала

Рабочая программа учебного предмета «Культура народов Ямала» составлена на основе Программа учебного курса «Культура народов Ямала» для 5 – 9 классов (авторы: Т.Б. Лаптан...

Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России. Класс: 5.2015 г.

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой  Н.Ф. Основы...