Рабочая программа для 5 класса по Культуре народов Ямала
рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Культура народов Ямала» составлена на основе Программа учебного курса «Культура народов Ямала» для 5 – 9 классов (авторы: Т.Б. Лаптандер, В.Н. Няруй, Р.Р. Скамейко, Н.Н. Уразаева, Л.В. Фёдорова – Салехард, 2001 (Издание 3-е, стереотипное, допущено Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ) и в соответствии основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ № 8. Предмет «Культура народов Ямала» входит в региональный компонент Базисного учебного плана.
Целью данной программы является:
ü познакомить учеников со спецификой развития словесного творчества у народов Ямала, объяснить различие между мифом, фольклором и собственно литературой;
ü объяснить учащимся на соответствующем уровне понятия веры и религии, остановиться на специфике верований северных народов, истолковать понятия «шаманизм», «шаман», «идол», «тотем»;
ü продолжить знакомство с народными праздниками и обрядами;
ü объяснить связь литературы и письменности, ознакомить учеников с историей создания письменности для народов Севера;
ü совершенствовать виды речевой деятельности, познакомить с особенностями северных речевых оборотов и самыми употребительными словами народов Ямала, вошедшими в общеупотребительный обиход.
Данная программа рассчитана на70 часов (1 час в неделю в 5,6 классах).
Программа включает пояснительную записку, учебно-тематический план, основное содержание дидактических единиц, требования к знаниям и умениям обучающихся, виды самостоятельных работ, виды контроля, критерии оценки знаний обучающихся, список литературы и других информационных источников.
В рамках курса намечается реализация на практике различных форм организации учебных занятий (самостоятельные работы, тесты, биологические и терминологические диктанты, опрос).
Изучение курса ведется в виде систематических урочных занятий с использованием современных технических средств обучения, наглядных пособий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_narodov_yamala_5_klass.docx | 34.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
• Образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №8 (принятой на заседании Управляющего совета (протокол №2 от 30.05.2012г., протокол №11 от 01.03.2014г.), на заседании педагогического совета (протокол №9 от 24.05.2012г., протокол №3 от 21.02.2014г.), утвержденной приказами МБОУ СОШ №8 (от 15.06.2012г. №373, от 10.03.2014г. №156-од));
• Приказа МБОУ СОШ №8 от 01.09.2014г. №376-од «Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении МБОУ СОШ №8».
• Программа учебного курса «Культура народов Ямала» для 5 – 9 классов (авторы: Т.Б. Лаптандер, В.Н. Няруй, Р.Р. Скамейко, Н.Н. Уразаева, Л.В. Фёдорова – Салехард, 2001 (Издание 3-е, стереотипное, допущено Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ).
Предмет «Культура народов Ямала» входит в региональный компонент Базисного учебного плана.Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
- «Культура народов Ямала 5-7 классы» (авторы:Борко Т.И., Галкин В.Т., Ерманов А.Г., Павлов А.В.; Тюмень.: издательство института проблем освоения Севера СО РАН, 2002);
Дополнительный учебник:
- «Мифология, фольклор и литература Ямала 5-7 классы» (авторы:Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В.; Тюмень.: издательство института проблем освоения Севера СО РАН, 2001) (дополнительный, для работы в классе).
Количество часов в 5 классе соответствует программным требованиям: 35 часов, т.е. 1 час в неделю. Курс нацелен на реализацию важнейших требований к школе, выдвинутых Законом РФ «Об образовании», Программой развития образования в Ямало-Ненецком округе. «Культура народов Ямала» входит в региональный компонент Базисного учебного плана общеобразовательных школ Ямало -Ненецкого округа.
Цели обучения:
- познакомить учеников со спецификой развития словесного творчества у народов Ямала, объяснить различие между мифом, фольклором и собственно литературой;
- объяснить учащимся на соответствующем уровне понятия веры и религии, остановиться на специфике верований северных народов, истолковать понятия «шаманизм», «шаман», «идол», «тотем»;
- продолжить знакомство с народными праздниками и обрядами;
- объяснить связь литературы и письменности, ознакомить учеников с историей создания письменности для народов Севера;
- совершенствовать виды речевой деятельности, познакомить с особенностями северных речевых оборотов и самыми употребительными словами народов Ямала, вошедшими в общеупотребительный обиход.
Общая характеристика учебного предмета
В основу учебного курса «Культура народов Ямала» положено представление о культуре как об огромном всеобъемлющем комплексе, разные компоненты которого сложным образом взаимосвязаны. Культура является формой утверждения самобытности народа, основой его душевного здоровья, гуманистическим ориентиром и мерой развития человека.
Учитель в процессе преподавания данного учебного курса должен использовать частично-поисковый метод, предполагающий четыре типа вопросов:
- Вопросы, предваряющие анализ и направленные на выявление общего впечатления о произведении;
- Вопросы, ориентирующие учащихся на углубленное понимание отдельных эпизодов, сцен, образов из произведений;
- Вопросы обобщающего характера, позволяющие подвести школьников к самостоятельному постижению идейно-художественного содержания произведения;
- Тестовые задания.
Согласно Закону РФ «Об образовании», одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. При этом содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в системе мировой и национальных культур. Учебный курс «Культура народов Ямала» призван углубить и расширить знания учащихся о культуре, привести их в систему, создать базу для сознательного вхождения в мир культуры, для успешного освоения многообразных достижений культур народов, населяющих Ямало-Ненецкий автономный округ.
Место учебного предмета «Культура народов Ямала» в учебном плане
Данный учебный предмет направлен на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: ценностно-смысловой (умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности); учебно-познавательной (иметь опыт восприятия картины мира, выступать устно или письменно с результатами своих исследований, использовать компьютерные средства и технологии), социокультурной иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном обществе), коммуникативной (выступать с устным сообщением, корректно вести учебный диалог, находить компромиссы, знать и представлять свою родословную, позитивно общаться в поликультурном обществе).
В Ямало-Ненецком автономном округе проживают представители более 80 народов, в том числе коренные малочисленные народы Севера: ненцы (около 21 тыс. чел.), ханты (около 12 тыс. чел.), селькупы (около 1600 чел.), коми (около 6 тыс. чел.).
Культура коренных народов - это самобытные языки, разнообразный фольклор, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Сформулированные цели курса реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность курса заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные УУД:
- формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
- становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;
- знание основ здорового образа жизни;
- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.
Регулятивные УУД:
- умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя;
- умение действовать по заданному алгоритму;
- осуществлять констатирующий контроль по результату действия.
Познавательные УУД:
- дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- овладение навыками ознакомительного чтения, умение выделять главное и второстепенное в тексте;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- анализ существующего разнообразия музыкальной картины мира;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
- умение договариваться, находить общее решение;
- умение «слышать другого»;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;
- построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.
Содержание учебного предмета
Введение- 3 часа.
.Кто мы? Откуда мы? Понятие культуры. Особенности народной культуры: анонимность и коллективность, традиционность и вариативность..
Народы, живущие в нашем автономном округе. Ненцы. Селькупы. Ханты.
Сибирские татары. Коми. Казаки. Русские. Культура и образ жизни.
Литература-12 часов.
Малые фольклорные жанры: загадки, пословицы, поговорки. Понятие о фольклоре (устном народном творчестве). Различия между фольклором и литературой.
Считалки: их художественное своеобразие. Фольклор – обобщение народной мудрости. Малые жанры фольклора: загадки, пословицы, поговорки.
Сказки -бытовые, о животных, волшебные, о великанах. Классификация сказок (бытовые, волшебные, о животных). «Парнэко», «Девушка игора», «Слово – песня».(ненецк.). Этическое содержание сказок (торжество добра над злом, любовь к родному краю).
Сказки - бытовые, о животных, волшебные, о великанах «Матур Итте», «Хозяйка огня» (селькуп.).
Содержание сказок (торжество добра над злом, любовь к родному краю).
Золотоволосый царь»,«Восьминогая собака» (коми.). «Три дочери». «Падчерица» (татарск.).
«Почему у глухаря глаза красные».«Битва богатырей» (хант.). «Ворон и орел» (казачья).
Эпическое содержание сказок. Вера народа в победу доброгоначала над злым. Любовь к Родине, родной природе.
Сказители. Собиратели фольклора народов Ямала. Литературные сказки.
Заговоры, заклинания и обереги. Связь с религиозным культом.
Декоративно - прикладное искусство - 6 часов.
Декоративно - прикладное искусство народов нашего края.
Художественная обработка дерева и кости, изделия из бересты.
Детские игрушки (кукла нухуко у ненцев, кукла акань у ханты).
Виды орнаментов в народном искусстве, их предназначение и символика.
Аппликации из ткани и сукна. Лепка из теста.
Живопись- 2 часа.
.Изобразительное искусство народов нашего края. Выставка «Искусство народностей Сибири» ( 1929г., Ленинград). Живопись студентов северного факультета (г. Ленинград) 1920- 30-х годов.
Творчество ненецкого художника К. Панкова (1910- 1944).
Музыка- 4 часа.
Музыкальные инструменты. Пензер (барабан), куйт (шаманский бубен), томран (губной инструмент и др. Их использование. Песни - источник изучения культуры народа. Многообразие песен: обрядовые песни (свадебные, похоронные), мужские и женские песни; колыбельные; личные песни; бытовые хороводные; дорожные, песни – биографии: песни-сказания. Художественные и психологические особенности песен.
Исполнители песен. Сходство музыкальных культур ненцев, ханты, селькупов. Особенности музыкальной культуры сибирских татар. Казачьи песни.
Жанры современной песни. Патриотическая, лирическая, шуточная и др.
Народные игры- 2 часа.
Игра в культуре народа, ее связь с культовыми действиями. Игра и производственная деятельность. Связь игры с искусством, спортивными и военными тренировками. Воспитательное значение игры..Виды игр. Специфика игр северных народов, ее роль в формировании физических качеств юноши.
Праздники, обряды, ритуалы – 6 часов.
Встреча матушки Осенины и Рождества Богородицы. Богородничий праздник (коми). Сабантуй (татарс.). Вороний праздник (хантыйских и сибирских татар). День оленевода - праздник народов Ямала.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Специализированный кабинет.
2.Интерактивная доска, компьютер.
3.Карты и таблицы.
4.Видеофильмы, видеофрагменты.
5.Компьютерные программы.
Литература
1.Быковский Василий Алексеевич.Азбука Ямала.Часть 1/В.А.Быковский.-Екатеринбург:Издательство Баско,2012.-216 с.
2.География ЯНАО: Учебное пособие. -Тюмень: Издательство Тюменского госуниверситета,2001.
3.Географический атлас ЯНАО.-М.: Издательство ДИК,1999.
4.Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров.-Екатеринбург: УрО РАН,1995.
5.Головнев А.В. Кочевники тундры:ненцы и фольклор. –Екатеринбург: УрО РАН,2004.
6.Няруй В.Н.,Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков: Научно-методическое пособие для педагогов и родителей.- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение»,2003.
7.Ю.И. Попов, Н.В. Цымбалистенко. Мифология, фольклор и литература Ямала (хрестоматия). Тюмень: изд-во Института проблем освоения Севера СОРАН,2002.
8. Л.А.Лар. Мифы и предания ненцев Ямала,Тюмень: изд-во ИПОС СО РАН,2001.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения учебного курса «Культура народов Ямала» учащиеся должны знать:
- основные исторические, географические, этнографические и культурные сведения о коренных народах Ямала;
- мифы народов Ямала (выборочно);
- свою родословную;
- имёна основных представителей литературы, музыкальной, танцевальной культуры коренных народов и их произведений, биографические сведения основных деятелей культуры, наиболее значительные факты их творческого пути.
Учащиеся должны уметь:
- позитивно воспринимать культуру и литературу народов Ямала;
- гуманно, толерантно и дружелюбно относиться к людям иной национальности и иной культуры;
- определять принадлежность изучаемых произведений к литературным родам и жанрам, тему и идею произведения, уметь давать характеристики основным персонажам;
- давать характеристику декоративно-прикладному и музыкально-хореографическому искусству народов Ямала;
- играть в народные игры;
- давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия культуры народов Ямала с:
- литературой (мифы народов Ямала, зачинатели литературы народов Ямала»;
- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж);
- историей (народы живущие в нашем автономном округе);
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс (ФГОС)
Программа к учебнику Н.Ф.Виноградовой, издательство "Вентана-Граф". Разработана в соответствии с ФГОС. Рассчитана на 18 часов...
Рабочая программа для 6 класса по Культуре народов Ямала
Рабочая программа учебного предмета «Культура народов Ямала» составлена на основе Программа учебного курса «Культура народов Ямала» для 5 – 9 классов (авторы: Т.Б. Лаптан...
Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России. Класс: 5.2015 г.
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Основы...
Отчет Дополнительной общеразвивающей программы духовно-нравственного развития культуры народов Ямала «Хозяйка чума» в рамках реализации МИП.
Отчет по программе...
Рабочие программы по внеурочной деятельности "Культура народов Ямала"-5-7 классы
Культуре народов Севера 5-7 классы Худи Н.А....
Рабочие программы по внеурочной деятельности "Культура народов Ямала"-6 класс
Краеведение 6 класс-Худи Н.А....
Рабочие программы по внеурочной деятельности "Культура народов Ямала"- 7 класс
Рабочая программа по краеведению 7 класс -Худи Н.А....