Методическая разработка внеурочного занятия тема: «Чудо весны» (4 класс)
методическая разработка по технологии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_pervotsvety.docx | 976.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 18»
Конкурс по охране первоцветов
«Ты мне нужен…»
Методическая разработка внеурочного занятия
тема: «Чудо весны»
(4 класс)
Номинация: «Островок природы»
Сергеева Анна Николаевна
Учитель технологии
МБОУ «СШ № 18»
г. Майкоп, 2018 г.
Тема занятия: “Чудо весны”
Тип занятия: "открытие" нового знания.
Форма проведения: практическое интегрированное занятие.
Цели занятия: содействовать формированию основ экологической культуры посредством изучения первоцветов и правил по их охране.
1. Обучающие:
- расширять представления о сезонных изменениях в природе, о многообразии растительного мира;
- формировать знания о первоцветах: их внешнем виде, местах произрастания;
- ознакомить обучающихся с первоцветами, занесенными в Красную книгу;
- обучать правилам поведения в природе;
- обучать технологии аппликации;
- закреплять навыки безопасной работы с ножницами, клеем;
- формировать умения дифференцировать эмоциональные впечатления, адекватно оценивать свою работу.
2. Воспитательные:
- способствовать формированию экологической культуры обучающихся;
- воспитывать любовь и бережное отношение к первоцветам;
- воспитывать дружелюбие, отзывчивость, стремление к взаимопомощи.
3. Развивающие:
- способствовать развитию познавательного интереса к изучению природы;
- способствовать развитию наблюдательности детей;
- способствовать развитию логического мышления, речи;
- способствовать развитию фантазии, воображения, творческих способностей, художественного вкуса;
- способствовать развитию мелкой моторики рук.
Задачи занятия: познакомить с раннецветущими растениями родного края, уточнить и обобщить знания учащихся о жизни растений весной, научиться отличать некоторые раннецветущие растения от остальных растений, воспитывать чувства ответственности за природу.
Методы: метод наводящих вопросов, беседа, метод релаксации, наглядно-демонстрационный метод, метод поэтапного показа практической деятельности, метод убеждения, игровые технологии.
Формы деятельности: Чтение стихотворений о первоцветах, о весне, чтение экологической сказки «Весна – Красна», отгадывание загадок о весенних месяцах, весенняя викторина, рассказ педагога, демонстрация слайд-шоу, изготовление аппликации «Подснежники в корзине», проведение физкультминуток, беседа об охране первоцветов, рефлексия, подведение итогов занятия.
Формы деятельности детей на занятии позволяют проявить знания и творческие способности каждому обучающемуся.
На занятии используется следующая наглядность:
- электронные фотографии первоцветов;
- Красная Книга Северного Кавказа,
– Ребус«Первоцветы»;
– Изображение корневища или луковицы как пример запасающего органа;
– Фото цветов - первоцветов (подснежник, медуница, адонис весенний, калужница, ветреница, мать-и-мачеха, первоцвет весенний) и таблички с их названиями;
– Чайнворд «Не рви большие букеты!»;
- Компьютерная презентация.
Технические средства:
- ноутбук,
- музыкальный центр,
Раздаточный материал для аппликации (по количеству детей):
- ножницы;
- клей – карандаш;
- по одному листу белой, зеленой бумаги;
- 1 картон.
Учет национально-региональных особенностей проявился в знакомстве с первоцветами, занесенными в Красную книгу Северного Кавказа.
Ожидаемые результаты занятия:
- организация интересного досуга детей;
- расширение экологических представлений о сезонных изменениях в природе и о многообразии растительного мира;
- привлечение внимания к проблемам охраны первоцветов;
- формирование основ экологического сознания и экологической культуры.
Список используемой литературы для педагога:
1. Берюхова Е.К., Груздева Н.В. Окружающий мир. Природоведение. Экология. Санкт – Петербург, 2001 год.
2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: методические беседы в 1-4 классах. Москва, «Просвещение», 2006 г.
3.Красная Книга Республики Башкортостан, том I , Уфа, «Китап», 2008г.
Интернет – ресурсы:
Материалы с сайтов:
- www . ecosystema . ru
Ход занятия:
I этап. Организационный момент . Звучит музыка. Дети проходят в кабинет, рассаживаются за столы.
Педагог. Здравствуйте, ребята.
2.Сообщение темы. (слайд 1,2)
Педагог. Перед вами на доске – ребус. Разгадайте его и вы узнаете тему сегодняшнего занятия. (слайд 3)
(ПЕРВОЦВЕТЫ)
Да, сегодня мы поговорим о весенних цветах – первоцветах, которые первыми появляются в прекрасное время года – весной. Весна, пожалуй, самое радостное время года. Поэты много стихотворений сочинили про весну, и сейчас нам Анна расскажет одно из стихотворений, который написал Афанасий Фет.
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.
Природа, как сказочная птица Феникс, возрождается после зимних морозов. Начинает пригревать солнце, на проталинках появляются первые цветущие травянистые растения. (слайд 4)
II этап. Актуализация знаний обучающихся . Давайте вспомним весенние месяцы, отгадав загадки:
1. Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает, что за месяц, кто узнает? ( Март), (слайд 5)
2. Яростно река ревет, и разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся, а в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель, месяц к нам пришел?(Апрель), (слайд 6)
3. Зеленеет даль полей, запевает соловей, в белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят, гром грохочет, угадай, что за месяц это?(Май), (слайд 7)
4.«Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает».(Подснежник.) (слайд 8)
- Все растения, которые расцветают ранней весной, называют первоцветами. А еще их называют подснежниками, потому что они первыми появляются из-под снега. (слайд 9)
-Почему же эти растения зацветают первыми так рано весной?
-У некоторых подснежников цветки появляются даже раньше, чем листья. Как вы думаете, почему?
- Человеку для жизни нужна пища, и растениям для роста и цветения тоже нужна пища. В течение всего лета их листья образуют питательные вещества. У тех растений, которые расцветают ранней весной, они накапливаются про запас под землей – в корневищах, клубнях или луковицах. Вот почему следующей весной, как только сойдет снег, растение уже выпустит яркий цветок. (слайд 10)
(Педагог открывает на доске изображение корневища.), (слайд 11,12)
- Но питательных веществ, запасенных в корнях, не так уж и много – их хватает только на один цветок или на несколько мелких, собранных вместе. А потом у растения появляются большие листья, которые вновь начинают образовывать питательные вещества.(слайд 13)
Какие первоцветы вы знаете? (Выслушав обучающихся, педагог продолжает рассказ, по очереди открывая изображения). (слайд14,15)
III этап. Изучение нового материала . Давайте познакомимся с ними поближе и сделаем аппликацию «Подснежники в корзине».
- Как вы думаете, почему их так назвали?
(Подснежник не боится холода, пробивается прямо из-под снега)
1.Ему не страшны ни снег, ни зимние морозы, ни весенние заморозки. И вот уже множество белых колокольчиков украшают первые проталины. И это верный знак - весна совсем близко! (слайд 16)
Его латинское название «галантус» («гала» - молоко, «антус»- цветок). Ежегодно 19 апреля во многих странах мира отмечается уже ставший традиционным красивый весенний праздник — День подснежника.
Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы ее согреть, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, поверила в счастье, отсюда и происходит символ подснежника – надежда. (слайд 17,18)
2.Мать – и - мачеха. (слайд 19)
Свое название растение получило за листья: верхняя сторона их гладкая, холодная – «мачеха», а нижняя – мягкая, теплая – «мать». Это растение зацветает самым первым, как только сойдет снег. На голой бурой земле появляются маленькие золотисто-желтые цветочки. Секрет в том, что мать-и-мачеха расцветает еще под снегом, но раскрывает свои цветки только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни цветок спит, сложив лепестки в бутон и опустив головку.
3.Первоцвет весенний. (слайд 20,21)
- Как вы думаете, почему ее так назвали?
(Цветет первый)
Растение, высотой 10-30 см. Листья морщинистые. Растет в широколиственных лесах, полянах и на лугах. Цветки ярко-желтые душистые, собраны в зонтик, который поник на одну сторону. Это лекарственное растение обладает медовым запахом и сладковатым вкусом.
4.Адонис весенний или горицвет весенний. (слайд 22,23)
А вот греческая легенда о первоцвете, который называется Адонис весенний. В семье пастухов родился мальчик Адонис. Он вырос красивым и стройным. Его полюбила сама богиня красоты и любви Афродита. Она предупредила, что Адонису нельзя охотиться на свирепых зверей. Но однажды Адонис погнался за кабаном, забыв о предупреждении Афродиты. Нагнав кабана, он метнул охотничий нож, и в следующее мгновение кабан набросился на юношу. Долго искала Афродита своего любимого, а когда нашла, он был уже мертв. И пожелала тогда богиня, чтобы каждую весну покрывалась земля прекрасными желтыми цветами.
Физкультминутка. “Весенний цветок”.
Весна, весна! Пришла весна! Хлопки в ладоши.
Тепло на крыльях принесла. Короткие взмахи руками-крыльями
И вот на самом солнцепеке Ходьба.
С поднятой гордой головой Приподнять повыше подбородок.
Расцвел подснежник голубой. Руки в стороны.
Он весь пушистый, серебристый, Приседания.
На солнце маленький стоит. Прыжки.
Посланец он весны надежный, Наклоны туловища.
Он не боится холодов.
За ним придут цветы другие, Повороты влево-вправо.
Он первенец среди цветов.
Релаксация. Закройте глаза, и представьте:
Сказка «Весна – Красна». (слайд 23, 24, 25, 26)
«Пришла Весна – красна в лес. Видит, хмурый и унылый он! Думает весна: «А дай-ка я его по - своему, по весеннему разукрашу!» Приступила к работе Весна – Красна. Взяла она тонкие нежные кисточки, чуть – чуть тронула зеленью ветки берез, а на осины и тополя развесила длинные розовые и серебряные сережки. На широкой полянке синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг нее рассыпала первые цветы: подснежники, медуницы, первоцветы. На склоне оврага кусты черемухи Весна покрыла мохнатыми гроздьями белых цветов. На лесной опушке белоснежными цветами украсила дикие яблони и груши. Прошлась Весна по лугу, за ней свежая травка из земли торопится, на самых сырых местах как золотые шары распустились цветки калужницы. С приходом Весны в лесу все засияло и ожило! Почуяв тепло, выползли из разных щелок букашки и паучки, загудели возле зеленых березок майские жуки, полетели к весенним цветам первые пчелы и бабочки. Всех Весна разбудила, всем придумала важные дела. Вот какая она – Весна – Красна».
Давайте мы с вами сделаем весеннюю аппликацию – «Подснежники в корзине». Эти красивые цветы пробуждают в нас теплые чувства и вдохновляют на творчество.
Практическая работа:
Педагог: Для этого нам понадобится белая, и зеленая бумага, 1 картон, ножницы, клей, макеты корзины, подготовленные заранее. (слайд 27)
Анализ образца.
- Давайте внимательно рассмотрим цветок подснежника, выполненного в технике «Оригами». Это один из модулей в технике «Оригами» - «Трилистник». (слайд 28,29,30,31)
- Повторение правил по технике безопасности при работе с ножницами. Педагог показывает, дети изготавливают детали композиции.
- Педагог: Посмотрите, какая замечательная аппликация у нас получилась. Молодцы, ребята. (слайд 33)
- Некоторые цветы, о которых я рассказала, занесены в Красную книгу. А это значит, что с каждым годом их становится все меньше и меньше. Как же быть? Ведь так хочется сорвать цветок и принести домой.
Не делайте этого! Такой цветок простоит у вас не более двух часов и завянет. А на полянке он будет радовать людей долго-долго.
Многие из вас, возможно, будут гулять в весеннем лесу, и любоваться первоцветами. Но мы должны запомнить следующие правила по охране первоцветов. (слайд 34)
- А теперь посмотрите на доску и отгадайте следующую загадку. В этом чайнворде зашифровано одно из самых главных правил по охране первоцветов (открывает чайнворд на доске). (слайд 35)
Е Т Ы
К У Б
Ш И Е
Ь Л О
В И Б
Р Е Н (Не рви большие букеты). (слайд 36)
Педагог:
- Следующие три правила по охране первоцветов соберите из слов, которые находятся в этих конвертах. (Каждому ребенку педагог раздает 4 конверта).
2. «Не губи места произрастания первоцветов!»
3. «Не вырывай цветы с корнем!»
4.«Посади в саду первоцветы и ухаживай за ними!»
5.«Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов!»
Пусть вашим девизом станут слова: Я должен над цветами наклониться, не для того, чтоб рвать или срезать, а чтоб увидеть добрые их лица и доброе лицо им показать». (слайд 37)
IV . Закрепление нового материала. Игра «Первоцветы».
- Если, вы, ребята, услышите название растения-первоцвета, то приседайте, а если название другого растения, то подпрыгивайте на месте.
Названия растений:
- Колокольчик, подснежник, незабудка, калужница, василек, мать –и- мачеха, гвоздика, медуница, ромашка, астра, ветреница, нарцисс, георгин, гладиолус, адонис, роза, примула.
V . Подведение итогов.
– Что мы узнали нового сегодня на занятии? Что больше всего понравилось?
- Какие цветы вы запомнили? Почему они просыпаются так рано?
– Как вы думаете, почему нужно сохранить первоцветы в природе?
– Кто может помочь в этом? Что мы должны делать для этого?
Педагог:
- Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели говорить, что бы они нам сказали?
- Что мы можем им пообещать?
- И какой вывод мы можем сделать?
Дети хором:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
- В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти - и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой». (слайд 39,40,41)
Рефлексия.
В заключение нашего занятия, я хочу узнать ваше мнение, понравилось ли оно вам. На доске вы видите белый колокольчик. Каждому из вас я даю по 2 маленьких колокольчика: голубой и коричневый. Если занятие вам понравилось, вам было интересно, вы многое узнали, то возьмите голубой колокольчик и прикрепите его на большой колокольчик. Если вам было скучно и неинтересно, можете прикрепить коричневый колокольчик.
Дети прикрепляют колокольчики.
Я вижу, что все вам занятие понравилось, многие из вас прикрепили синие колокольчики. Скажите, а что вам больше всего запомнилось?
Звучат ответы детей
На сегодняшнем занятии мы вспомнили приметы весны, познакомились с первоцветами и изготовили композицию «Подснежники в корзине».
Я тоже прикреплю голубой колокольчик, так как мне тоже очень понравилось наше занятие, я хочу отметить, что каждый из вас показал сегодня свои знания и сделал красивые поделки. Спасибо, ребята, мне было очень приятно сегодня с вами работать.
На этом занятие окончено, до свидания. (слайд 42)
Приложение №1 . Слайды первоцветов.
Приложение № 2. Практическая работа. Весенняя аппликация «Подснежники в корзине»
- Давайте внимательно рассмотрим цветок подснежника, выполненного в технике «Оригами». Это один из модулей в технике «Оригами» - «Трилистник».
3. Повторение правил по технике безопасности при работе с ножницами.
II. Основная часть.
1.Поэтапное изготовление «Трилистника» по показу педагога.
Возьми квадратный листок бумаги.
1.Согни и разогни.
2.Сложи к середине. 3.Подними уголок вверх.
4.Заправить уголок внутрь. 5.Согни к середине
6.Вправь загнутые уголки внутрь 6.а Вот как можно последовательно
это сделать.
6.б 6.в
6.г 6.д
7.Поверни фигурку. 8.Опусти уголки вниз.
9.Переверни на другую сторону 10.Складывай к середине. При этом
задний слой бумаги (маленькие
лепестки) выходит наверх.
11.Получился модуль «Трилистник». 11.а
Так он выглядит с двух сторон.
2. Сборка деталей в целую аппликацию.
Произвольно вырежьте листья из зелёной бумаги.
Далее из полосок цветной бумаги делаем корзиночку.
Капельками клея приклейте модули и вырезанные из зелёной бумаги листья.
Аппликация «Подснежники в корзине» готова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа "Чудо дивное,диво чудное"
Данный классый час можно проводить в классах начальной школы, а также и в средней школе.Знакомятся учащиеся с правильной раскраской дымковской игрушки...
методическая разработка занятия по теме "Весна"
методическая разработка по теме "Весна" для дошкольников 5-6 лет...
Методическая разработка внеурочного мероприятия «ABC Party», 2 класс
Методическая разработка внеурочного мероприятия «ABC Party», 2 класс...
методическая разработка внеурочной работы по информатике 3 класса "Моделирование оъекта"
Тема урока: « Моделирование объекта»Вид урока: комбинированныйЦель урока: 1. Сформировать представление о модели и моделировании....
Методическая разработка занятия в ГПД для 2 класса "Вода - чудо природы"
Вода - эта жидкость самая загадочная и самая важная. Давайте побудим детей понять её значимость в нашей жизни и воспиьаем бережное отношение к ней!!!...
Методическая разработка внеурочного занятия для учащихся 5 класса «Давай дружить, водитель!»
Цель занятия: знакомство с современными социальными акциями и развитие положительной мотивации для участия в них; воспитание у обучающихся творческого отношения к работе...
Методическая разработка тематического урока "Крымская весна", посвящённого Дню воссоединения Крыма с Россией
Тематический урок " Крымская весна" посвящён Дню воссоединения Крыма с Россией проводится в форме классного часа....