Открытый урок по литературе в 7 классе
план-конспект урока (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературы в 7 классе
«В ней есть душа, в ней есть свобода…»
( Человек и природа в русском искусстве)
Цель: - развить эстетический вкус и творческие способности учащихся;
- вовлечь учащихся в мир искусства слова.
Задачи: - показать равновесие и разумность устройства окружающего мира,
целесообразность и гармоничность явлений природы;
- развить мысль о том, что человек – часть целого и мудрость его в том,
чтобы ощущать себя одной из частей вселенской гармонии.
Тип урока: обобщение и закрепление пройденного (внеклассное чтение)
Оборудование урока: репродукции картин Левитана, Шишкина, Грабаря;
муз. сопровождение – цикл пьес Чайковского «Времена года»,
«Вальс цветов», произведения Стравинского, Рахманинова.
Когда напевают закаты в реке,
И сосны вздыхают, и шепчут кусты,
Кто землю поймёт на родном языке?
Кто, если не я?
Кто, если не ты?
Л. Щипахина
Ход урока:
- Орг. момент .
- Повторение пройденного. Фронтальный опрос.
- Сообщение новой темы.
А) Вступительное слово учителя:
«Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. Нет ни одного значительного поэта, художника, композитора, душа которого не отозвалась бы на её красоту. Явления природы, даже самые простые и обыденные, в искусстве предстают опоэтизированными и одухотворёнными.Это стихи Пушкина, Есенина, Фета, Тютчева, Бунина, Пастернака, рассказы Тургенева, Чехова, Паустовского и Пришвина, полотна Левитана, Шишкина, музыка Чайковского, Стравинского, Рахманинова, Свиридова.
Не то, что мните вы, природа
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
В ней неиссякаемый источник вдохновения поэтов и художников, композиторов и, может быть, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться.
Б) Увертюрой сегодняшнего урока будут стихи, подготовленные вами дома.
(Н. Рыленков «Всё в тающей дымке»
Заболоцкий «Суровая природа».
И. Бунин «Распахнись…»)
В этих стихах величие природы, её душевность, её открытость, её готовность к диалогу, её желание помочь человеку. Всегда ли это было?
Бытует мнение, что в Древней Руси плохо понимали красоту природы. Основывалось это мнение на том, что в древнерусских произведениях редки подробные описания природы. Но вот запись ХV века: «И аща хотеши прохладитися, изыди на преддверие храмина твоея и виждь небо, солнце, луну, звёзды, облака, и в сих прохлажайся». Мы с вами знаем немало примеров, когда природа приходит на помощь человеку.
Сейчас послушаем музыку и представим себе жизнь древних славян.(Слушаем
Стравинского «Земля священная»).
Либретто было написано Рерихом вместе со Стравинским. Художник и композитор ставили перед собой задачу воплотить в цвете и музыке полную сказочного волшебства жизнь древних славян.
(Рассматриваем картину из жизни древних славян, комментируют учащиеся)
Приведите пример прозаического произведения, где природа помогает человеку.
(Ребята приводят примеры из художественной литературы)
( «Кладовая солнца» Пришвина, где ощущается одушевлённость природы, её готовность к диалогу и неумение по-другому общаться с человеком.)
( «Петька на даче» Л.Андреева).
В) Музыка врывается в природу и вдохновляет человека на творчество.
В 1875 году в журнале «Нувеллист» появилось сообщение о том, что
знаменитый композитор П.И.Чайковский обещал поместить в журнале целую серию
фортепианных композиций, связанных с временами года. Обещание было
выполнено. Так рождается цикл «Времена года». 12 пьес – 12 месяцев. Эпиграфы
подбирал сам композитор из стихотворений русских поэтов.
Сейчас мы с вами послушаем одну пьесу, вы определите время года эпиграфом.
(Слушаем пьесу П.И.Чайковского «Октябрь». Учащиеся стихами подтверждают).
А вот мой эпиграф: «Октябрь серебристо-ореховый,
Блеск заморозков оловянный.
Осенние сумерки Чехова,
Чайковского и Левитана».
Г) А сейчас мы поговорим о том, как природа вдохновляла на творчество
А.С.Пушкина. Достаточно вспомнить Болдинскую осень. Всё сошлось здесь:
деревня, осень, тишина. Время как бы нарочно остановилось. Осень в Болдино –
пик его творчества: изобилие мотивов в стихотворениях, это проза – «Повести
Белкина», «Маленькие трагедии», заканчивает роман «Евгений Онегин».
Так же как Пушкин, ждал осени как самого дорогого и мимолётного времени
года и И.Левитан. Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Он оставил
около ста «осенних картин», самая знаменитая из которых – «Золотая осень».
Осень снимает густые цвета, смывает дождями зелень. Рощи сквозные. Тёмные
краски лета сменяются золотом, пурпуром и серебром. Воздух прозрачнее,
холоднее, и дали гораздо чище, глубже, чем летом.( Возможен Шишкин)
(Под музыку Свиридова проводится физкультминутка)
А теперь посмотрим, как творчески действует природа на вас.
Д) (Проводится групповая творческая работа. Учитель читает начало текста, а
учащиеся продолжают).
Отрывок из произведения К.Паустовского «Прощание с летом».
« Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я
оглох во сне… За стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую
тишину называют «мёртвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый,
беспокойный сад. Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату.
Я встал и подошёл к окну… )(Читают полученный текст)
Е) Природа влияет на душевное состояние человека. Мы радуемся, когда солнце,
грустим, когда дождь. Природа вызывает у нас тоску по родине, когда мы
далеко от неё. Давайте посмотрим, какие чувства появляются у героев из
произведений, отрывки которых вы подготовили.
(Читаются отрывки с объяснением).(Читают стихотворение Батюшкова)
Но есть картины природы, описание которых в нас отзывается тоской,
грустью и даже печалью.
(Учитель читает отрывок из рассказа И.Бунина «Новая дорога»)
Ж) Мы должны жить в гармонии с природой, а иначе…(высказывания учеников)
(Ученик читает стихотворение С.Острового «Сказание о Земле).
Под «Вальс цветов» учитель читает стихи «Не рви цветов, не надо».
4. Закрепление пройденного на уроке. Учащиеся говорят о том, что
а) природа помогает человеку;
б) природа вдохновляет на творчество;
в) природа отражает душевное состояние человека;
г) природу надо любить и беречь.
А завершить сегодняшний урок хочу словами великого русского поэта
С.А.Есенина
Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе 11 класс «Через бурный разлив времен» Страницы лагерной поэзии
На уроке учащиеся знакомятся с поэтами, несправедливо осужденными в годы сталинских репрессий, с их поэзией, узнают о значении поэтического творчества в трагические минуты жизни человека, ...
Конспект открытого урока по литературе - 7 класс
18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект урока....
Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Данный материал является методической разработкой урока , который проводится с использованием презентации....
Открытый урок по литературе. 11 класс. Средства художественной выразительности.
Средства художественной выразительности (А. К. Толстой. Лирика. Анализ поэтического произведения)....
Открытый урок родной литературы 7 класс
Техническая карта открытого урока родной литературы 7 класс "П.А.Ойуунускай "Сурэх" кэпсээнин аа5ан, бырайыактааьын ньыма5а тахсыы"...
Конспект открытого урока по литературе 5 класс.
Конспект урока по литературе по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образ...
презентация обучающегося к открытому уроку по литературе 10 класс по творчеству Ф.И. Тютчева
Презентация обучающегося к открытому уроку по творчеству Ф.И.Тютчева на тему:"История первой любви Ф.И.Тютчева"....