Актуальные проблемы общества в творчестве драматурга М.Гилязова
статья на тему

 Мингалиева Л. Актуальные проблемы общества в творчестве М.Гилязова / Мингалиева Л. / Диалог культур: русско-татарские взаимосвязи: Материалы круглого стола Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие» XI Кирилло – Мефодиевских чтений. – Москва–Ярославль: Издательство «Ремдер», 2008. – С. 72-76.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы общества в творчестве драматурга М.Гилязова

        Мансура Гилязова можно с уверенностью назвать неповторимым татарским драматургом. Уникальный авторский стиль М.Гилязова, отличающийся новаторской формой выражения объективной действительности, позволил ему занять достойную нишу в татарской драматургии, до настоящего времени придерживающейся преимущественно принципов традиционного театра и классической драматической формы. Особенностью творчества драматурга является то, что актуальные проблемы современного общества в его произведениях приобрели наиболее выраженный острый характер. В своих пьесах автор старается обратить внимание читателей на жестокие аспекты жизни во всех ее негативных подробностях, которым в татарской драматургии ранее не уделялось достаточного внимания. Здесь, на наш взгляд, прослеживается влияние современной русской драматургии, в частности  так называемой «новой драмы», которая приобрела широкий резонанс в последние годы.

        В чем же особенность «новой драмы»? Режиссер Кирилл Серебренников определяет объективные критерии данного жанра с позиций традиционной пьесы. По его мнению, «новая драма» отличается от традиционной своей «разорванной структурой» и не отвечает требованиям «хорошо сделанной пьесы» [1]. Несмотря на то, что большинство новых пьес по объему короткие, в основном в один акт, состоящие из пяти-десяти страниц с одной или двумя сюжетными линиями,  они,  отражают современные реалии со всей остротой, во всех ее негативных подробностях. Как правило, действующими лицами «новой драмы» становятся личности, находящиеся на разломе ситуаций или в крайних, пограничных состояниях (между жизнью и смертью, на грани истерики, суицида), осужденные, террористы. Предметом наблюдения в таких произведениях является жизнь армии, заключенных, преступников. В целях достижения эмоциональности произведения, драматурги нередко оперируют разговорной речью, а также жаргоном и ненормативной лексикой. Необычный стиль «новой драмы» критик А.Карась называет желанием авторов отобразить действительность с «документальной точностью» [2].

        На наш взгляд, влияние «новой драмы» на творчество М.Гилязова заключается в его стремлении передать ту самую «документальную точность» современных реалий. Отображая в контексте типичных ситуаций недостатки общества, драматург раскрывает моральный облик современного человека.

        Так, в драматической повести М.Гилязова «Сны опустевшего дома” [3] мы видим, как в свое время единственный уцелевший во время сильного пожара в деревне дом, в светлых стенах которго обрели приют и спасение многие жители деревни, сегодня превратился в мрачное, убогое жилище. Его хозяев (старика Сафиуллу и его сыновей) не беспокоит судьба дома, так как каждый из них обременен только своими проблемами и живет, руководствуясь исключительно своими интересами. В стенах неуютного дома, являющегося олицетворением современного общества, нашли отражение такие неприглядные, темные стороны нашей жизни, как одиночество (несмотря на то, что члены семьи живут вместе, каждый из них страдает от одиночества), преступность (Ленар и Нурик промышляют габежом и разбоем), алкоголизм (Сафиулла пьет, не имея силы и воли взять себя в руки), безуспешные попытки найти свое место в обществе (сыновья Сафиуллы не работают, встают на тропу преступности). Несмотря на то, что экспрессивно окрашенная речь персонажей и натуральные картины жизни отличают данную пьесу от произведений традиционной татарской драматургии, актуальные проблемы общества, поднятые автором, достойны внимания общественности.

        Негативное влияние устоев современного общества на самосознание людей нашло отражение и в драме М.Гилязова “Строитель, Кузнец и Садовник” [3]. В данной пьесе жесткой критике подвергается так называемая «свободная любовь», широко пропагандируемая средствами массовой коммуникации и наносящая непоправимый вред еще несформировавшейся до конца психике подростков, разрушающая молодые судьбы, оттесняющая на второй план высокое чувтво любви. В основу данной пьесы, по сюжету напоминающей скорее краткометражный фильм,  легла давольно типичная для современного общества ситуация: случайно познакомившись с девушками Джамилей и Гульнарой, братья Айдар и Рашид проводят с ними ночь, не планируя в дальнейшем развития серьезных отношений. По истечении времени, парни совершенно спокойно воспринимают известие о смерти Гульнары от рака и о неудачном аборте Джамили с последующим лечением в клинике для психически больных людей. При этом молодые люди не испытывают ни угрызения совести, ни чувства сострадания по отношению к девушкам. Драматург акцентирует внимание читателя (зрителя) на том, что постепенное отдаление молодого поколения от моральных норм оказывает пагубное влияние на их дальнейшую судьбу. В то же время автор подвергает жесткой критике отсутствие жизненных целей у большинства молодежи, их легкомысленное отношение к жизни. Так, Айдар, в детстве мечтавший стать строителем, кузнецом или садовником, под негативным влиянием общества становится хладнокровным, безнравственным, эгоистичным типом. Его речь характеризует современного вульгарного, аморального молодого человека: «Ну так веди сюда свою подругу!...А потом она здесь останется! Будет спать с тобой! А может и мне перепадет – не чужой же я тебе человек! Угостишь меня своей невестой!» [3, С.165].

Таким образом, осветив проблему краха моральных приоритетов в современном обществе, по причине которго трагически обрываются судьбы молодых людей, автор заставляет читателя (зрителя) задуматься о смысле жизни и о собственном предназначении, призывает общественность к поиску новых источников нравственного обогащения юного поколения, созданию целенаправленной системы духовного воспитания молодёжи.

Особого внимания заслуживает и национальная направленность творчества драматурга М.Гилязова, а именно идеи сохранения и процветания татарского народа, его уникальности, этнического своеобразия, открытости для других культур. Так, проблемы, поднятые в пьесе «Словарь любви» [3], отличаются актуальностью и злободневностью. На суд читателя (зрителя) предстают такие негативные стороны современного татарского общества, как распространение культа Америки, исчезновение у народа чувства национального патриотизма, эмиграция за рубеж в поисках богатой, сытой жизни, пренебрежение народными традициями и национальной принадлежностью.

Несмотря на то, что сюжет пьесы не отличается оригинальностью, перед читателем (зрителем) во всей полноте предстает психолого–философская картина  современного общества. Автор заставляет читателя взглянуть с критической точки зрения на уже ставшие нормой стороны повседневной жизни. Основную сюжетную линию пьесы составляют внешне некрасивый, но в то же время обладающий широкой душой, бедный студент по имени Талгат  и дочь богатых родителей красавица Зубаржат. Между этими героями, материальное состояние которых в современном обществе не предполагает каких-либо серьезных отношений, разгорается настоящее чувство любви. Однако алчность и корыстные цели родителей девушки не дают влюбленным сердцам соединиться. Настойчиво воспитывая в девушке чувство отвращения к собственному народу, желая увеличить свое благосостояние, они выдают Зубаржат замуж за богатого американца, а Талгат, как это часто случается в современном обществе, с их «помощью» оказывается в тюрьме. Судьба Зубаржат заканчивается трагично: насильно оторванная от Родины, разлученная  с любимым, она оказывается не в состоянии жить в золотой клетке мужа–американца. Единственный выход из сложившейся ситуации девушка находит в самоубийстве (выпрыгивает из окна небоскреба).

В данной пьесе М.Гилязова показаны типичные образы современного общества. Это и культурный, образованный парень Талгат, легкомысленный студент Фердинанд, родители Зубаржат, относящиеся к классу так называемых «новых татар», преступники, отбывающие наказание в тюрьме вместе с Талгатом. В то же время герои не лишены индивидуальности, своей неповторимой изюминки. Так особенность Талгата выражена как в его внешности (большое родимое пятно размером в половину лица), так и способностей парня к наукам (он – полиглот). Красавица Зубаржат же, несмотря на то, что является дочерью состоятельных родителей, свободна от мещанского взгляда на жизнь. Отношение к Родине, и к возлюбленному для нее превыше вопросов материального благосостояния.  

Высокие идеалы автора, нашедшие отражение в положительных образах Талгата и Зубаржат, предстают перед читателем (зрителем) в сочетании с объективными картинами действительности. Драматург акцентирует внимание на проблемах современного общества, в то же время пропагандирует идеи гуманизма. А это, как известно, основной принцип реализма [4]. В целях отображения современных реалий в ее негативных подробностях, передачи всех тонкостей взаимоотношений между людьми, в пьесе автор нередко прибегает к натуралистическим описаниям и довольно откровенным картинам. Так, на примере образа жизни студента Фердинанда драматург показывает свободную любовь в молодежных общежитиях как распространенное и бесконтрольное явление. А для того, чтобы передать колорит тюрьмы во всей полноте, автор использует в речи заключенных жаргон и ненормативную лексику:

Айдар. Вставай, нечего дрыхнуть. Знакомиться будем. У тебя рожа пятнистая, поэтому мы тебя Пятнистым будем называть....Послушай, ты, морда козлиная, ты как себя ведешь?...Здесь вон кто авторитет – Савелий!... [3, С.194 – 195].

Жестоким реалиям современного общества автор противопоставляет полуразрушенную мечеть в опустевшей деревне. На наш взгляд, брошенная мечеть является неким олицетворением религиозного самосознания людей: когда-то отвергнутые нормы морали, духовность, традиции, наконец, возвращаются в жизнь народа и становятся источником нравственного обогащения людей, регулятором поведения в обществе. Так, повидавший много горя, испытавший на себе всю горечь и дикость жестокого современного общества Талгат находит приют и утешение истерзанной душе в маленькой заброшенной мечети, рисует картины на тему рая. Именно сюда он приносит и безжизненное тело возлюбленной.

Несмотря на то, что пьеса заканчивается трагично, в сюжете прослеживается надежда на счастливое будущее татарской нации. До тех пор, пока в стране живут такие патриоты своей Отчизны, образованные, культурные, толерантные, интеллигентные, глубоко нравственные личности, одновременно являющиеся носителем родного языка, почитающие многовековые традиции своего народа, способные по достоинству представлять свою нацию на мировом уровне, подчеркивая ее уникальность, этническое своеобразие, открытость для других культур, как Талгат и Зубаржат, брошенная мечеть не только не будет пустовать, а напротив воспрянет, наполнится полноценной духовной жизнью.

Таким образом, драматурга М.Гилязова беспокоит изменения в социальной, духовной и нравственной сферах жизни общества. Создавая все новые и новые произведения на актуальные проблемы современного общества, автор пропагандирует идеи гуманизма, высоту межличностных отношений, развитие культуры и нравственности людей в свойственном ему уникальном авторском стиле.

Литература

  1. Серебренников К., Максимова В. Новая драма, “Мещане” и

другие...// Страстной бульвар, 10, – №3– 63, –  2003 ел, С.43– 52.

  1. Карась А. Отказаться от банана ради интересной игры. // Искусство

кино. –  №2. – 2004 г.

  1. Гилязов М. Словарь любви: Пьесы. К.:Татар.кн.изд-во, –

2005, –  399 с.

  1. Шамрей Л.В., Русова Н.Ю., Ханов В.А. От аллегории до ямба.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. Нижний Новгород., 1993. – С. 126 – 127.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар на тему:" Острые и актуальные проблемы общества в программах политических партий Российской федерации"

Цель урока:ознакомить с особенностями структуры политической партии, программ ведущих политических партий Российской Федерации («Единая Россия», «КПРФ», «ЛДПР»), развивать умения осуществлять ко...

Актуальные проблемы в современном обществе проект "Мои права и обязанности "

Сегодня без правовых знаний не прожить,  так как каждый  человек начиная с детского возраста находится в социуме. Изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развити...

Важность предмета «технология», его актуальность, проблемы для современного общества

Статья, в которой описывается важность предмета "технология", его актуальность, проблемы для современного общества....

Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподования педагогики и психологии» Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровневое обучение.

Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподования педагогики и психологии»Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровне...

Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподавания педагогики и психологии» Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровневое обучение.

Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемыпреподавания педагогики и психологии»Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационныхтехнологий. Разноуровнево...

Актуальные проблемы литературного творчества во сне

Долгие тысячелетия человечество анализирует сны. Предлагаются некоторые приемы использования сновидений в литературном творчестве ...