Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе "Поэтика словесного искусства"
рабочая программа (10 класс) на тему

Будина Анна Юрьевна

Дополнительная образовательная программа  составлена на основе  Программы  курса Поэтика словесного искусства: Комплексный филологический анализ художественного текста. /Автор-сост. Г. Н. Тараносова. -   Тольятти: Изд-во Фонда Развитие через образование», 1997.

Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом  и учебным планом образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasn.zapiska.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к дополнительной образовательной программе  Поэтика словесного искусства

Комплексный филологический анализ художественного текста

Дополнительная образовательная программа  составлена на основе  Программы  курса Поэтика словесного искусства: Комплексный филологический анализ художественного текста. /Автор-сост. Г. Н. Тараносова. -   Тольятти: Изд-во Фонда Развитие через образование», 1997.

Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом  и учебным планом образовательного учреждения.

Основные цели и  задачи курса:

  • формирование представлений о системе комплексного филологического анализа художественного текста;
  • формирование аналитических умений учащихся;
  • развитие устной и письменной речи учащихся в соответствии с нормами русского литературного языка;
  • воспитание чувства любви к родному языку, интереса к его изучению;
  • патриотическое, духовное и эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка;
  • воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

Эти цели обуславливают следующие задачи:        

  • дать обучающимся представление о  комплексном филологическом анализе художественного текста;
  • обеспечить усвоение определенного круга знаний из области поэтики и литературного творчества , а также формирование умений применять эти знания на практике;
  • развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи;
  • способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков  грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
  • формировать и совершенствовать умения и навыки анализа языковой ткани художественного текста.

Программа позволяет получить представления о целях и содержании обучения комплексному филологическому анализу художественного текста в 10 классе. Определяет последовательность изучения материала в рамках стандарта и пути формирования системы знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также развития учащихся. Составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к базовому уровню обучения.

Программа рассчитана на  42 часа.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Введение.

1

1

2.

Художественный текст как феномен словесного искусства.

13

7

6

3.

Основы анализа литературного произведения.

5

2

3

4.

Художественная речь как форма искусства слова.

6

2

4

6.

Лирическая речь. Поэтический стихотворный художественный текст и его анализ.

6

2

4

7.

Эпическая проза. Прозаический художественный текст и его анализ.

4

2

2

8.

Комплексный филологический анализ художественного текста.

7

4

3

Итого:

42

20

12

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

  •  самостоятельные работы,  выступления на семинарах и конференциях.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

№ урока

Тема урока

Основное содержание

Кол-во часов

Т

П

1

Введение. Поэтика словесного искусства.

1

Художественный текст как феномен словесного искусства (13 ч.)

2

Художественный текст.

1

3-4

Объяснение знаков.

1

1

5-6

Оправдание чтения.

1

1

7-8

Замечания по ритмике.

1

1

9-10

Замечания по фонетике.

1

1

11-14

Замечания по морфологии, синтаксису и словарю.

2

2

Основы анализа литературного произведения (5 ч.)

15-16

Уровни и принципы анализа художественного произведения.

2

17

18-19

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Осень» (отрывок).

Сочинение лирической миниатюры.

1

2

Художественная речь как форма искусства слова (6 ч.)

20-21

Лингвистический анализ художественного текста.

2

22

Литературоведческий аспект стихотворения.

1

23

Лингвистический анализ.

1

24-25

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла...».

2

Лирическая речь. Поэтический стихотворный художественный текст и его анализ (6 ч.)

26

27-28

29

30-31

Особенности лирики.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Обвал».

Постигая тайны творчества.

Сочинение миниатюры в прозе или стихах на тему «Зимняя дорога».

1

1

2

2

Эпическая проза. Прозаический художественный текст и его анализ (4 ч.)

32-33

Особенности прозы.

2

34-35

Анализ поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

2

Комплексный филологический анализ художественного текста (7 ч.)

36-37

Литературное произведение как целостная структура.

2

38-42

Аспекты исследования художественного текста.

2

3

Всего:

42

ТРЕБОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Должны знать/понимать:

  • основные теоретические понятия;
  • основные единицы текста;
  • нормы речевого этикета.

Уметь:

  • вдумчиво читать;      
  • оценивать нравственно- философскую позицию;
  • анализировать структуру и языковые особенности текста;  
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • анализировать языковую ткань художественного текста;
  • воспринимать литературно –художественный текст в целостном единстве содержания и формы.

        

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  • Поэтика словесного искусства: Комплексный филологический анализ художественного текста. Пособие для учителей и учащихся 10-11 кл./Авт.-сост. Г.Н.Тараносова – Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 1997.
  • Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М.:Искусство,1979.
  • Виноградов В.В. Избранные труды . Поэтика русской литературы. –М.: Наука,1980.
  • Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. –Л.:Просвещение,1972.
  • Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. –М.:Педагогика,1988.
  • Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста.-Л.:Просвещение,1990

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Изобразительное искусство"

Данная программа являетя модифицированной и  составлена   на основе    художественно – экологической программы «Природа и художник» Т.А. Копцевой. Содержание программы нацелен...

Пояснительная записка к рабочей образовательной программе по физической культуре для учащихся 1-4 классов

Пояснительная записка   к рабочей образовательной программе по физической культуредля учащихся 1-4 классов...

Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе "Английский язык"

Дополнительная образовательная программа данного объединения рассчитана на то, чтобы научить детей грамотно говорить, читать и писать по-английски....

Пояснительная записка к краткосрочной образовательной программе "Волшебный клубок"

Данная краткосрочная образовательная программа «Волшебный клубок» создана для решения проблемы воспитания через приобщение учащихся к творчеству и рукоделию и ориентирует учащихся на основную образова...

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "искусство" для учащихся 8,9 классов по программе Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы"

Рабочая программа соответствует  Федеральному компоненту государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждённого приказом Министерств...

пояснительная записка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе физкультурно - спортивной направленности "Навстречу к ГТО"

пояснительная записка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе физкультурно - спортивной направленности "Навстречу к ГТО" реализуемая в "Детской юношеской спортивн...