Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе "Поэтика словесного искусства"
рабочая программа (10 класс) на тему
Дополнительная образовательная программа составлена на основе Программы курса Поэтика словесного искусства: Комплексный филологический анализ художественного текста. /Автор-сост. Г. Н. Тараносова. - Тольятти: Изд-во Фонда Развитие через образование», 1997.
Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и учебным планом образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasn.zapiska.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к дополнительной образовательной программе Поэтика словесного искусства
Комплексный филологический анализ художественного текста
Дополнительная образовательная программа составлена на основе Программы курса Поэтика словесного искусства: Комплексный филологический анализ художественного текста. /Автор-сост. Г. Н. Тараносова. - Тольятти: Изд-во Фонда Развитие через образование», 1997.
Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и учебным планом образовательного учреждения.
Основные цели и задачи курса:
- формирование представлений о системе комплексного филологического анализа художественного текста;
- формирование аналитических умений учащихся;
- развитие устной и письменной речи учащихся в соответствии с нормами русского литературного языка;
- воспитание чувства любви к родному языку, интереса к его изучению;
- патриотическое, духовное и эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка;
- воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
Эти цели обуславливают следующие задачи:
- дать обучающимся представление о комплексном филологическом анализе художественного текста;
- обеспечить усвоение определенного круга знаний из области поэтики и литературного творчества , а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи;
- способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать умения и навыки анализа языковой ткани художественного текста.
Программа позволяет получить представления о целях и содержании обучения комплексному филологическому анализу художественного текста в 10 классе. Определяет последовательность изучения материала в рамках стандарта и пути формирования системы знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также развития учащихся. Составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к базовому уровню обучения.
Программа рассчитана на 42 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Тема | Кол-во часов | Теория | Практика | |
1. | Введение. | 1 | 1 | |
2. | Художественный текст как феномен словесного искусства. | 13 | 7 | 6 |
3. | Основы анализа литературного произведения. | 5 | 2 | 3 |
4. | Художественная речь как форма искусства слова. | 6 | 2 | 4 |
6. | Лирическая речь. Поэтический стихотворный художественный текст и его анализ. | 6 | 2 | 4 |
7. | Эпическая проза. Прозаический художественный текст и его анализ. | 4 | 2 | 2 |
8. | Комплексный филологический анализ художественного текста. | 7 | 4 | 3 |
Итого: | 42 | 20 | 12 |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
- самостоятельные работы, выступления на семинарах и конференциях.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата | № урока | Тема урока Основное содержание | Кол-во часов | ||
Т | П | ||||
1 | Введение. Поэтика словесного искусства. | 1 | |||
Художественный текст как феномен словесного искусства (13 ч.) | |||||
2 | Художественный текст. | 1 | |||
3-4 | Объяснение знаков. | 1 | 1 | ||
5-6 | Оправдание чтения. | 1 | 1 | ||
7-8 | Замечания по ритмике. | 1 | 1 | ||
9-10 | Замечания по фонетике. | 1 | 1 | ||
11-14 | Замечания по морфологии, синтаксису и словарю. | 2 | 2 | ||
Основы анализа литературного произведения (5 ч.) | |||||
15-16 | Уровни и принципы анализа художественного произведения. | 2 | |||
17 18-19 | Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Осень» (отрывок). Сочинение лирической миниатюры. | 1 2 | |||
Художественная речь как форма искусства слова (6 ч.) | |||||
20-21 | Лингвистический анализ художественного текста. | 2 | |||
22 | Литературоведческий аспект стихотворения. | 1 | |||
23 | Лингвистический анализ. | 1 | |||
24-25 | Анализ стихотворения А.С.Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла...». | 2 | |||
Лирическая речь. Поэтический стихотворный художественный текст и его анализ (6 ч.) | |||||
26 27-28 29 30-31 | Особенности лирики. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Обвал». Постигая тайны творчества. Сочинение миниатюры в прозе или стихах на тему «Зимняя дорога». | 1 1 | 2 2 | ||
Эпическая проза. Прозаический художественный текст и его анализ (4 ч.) | |||||
32-33 | Особенности прозы. | 2 | |||
34-35 | Анализ поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души». | 2 | |||
Комплексный филологический анализ художественного текста (7 ч.) | |||||
36-37 | Литературное произведение как целостная структура. | 2 | |||
38-42 | Аспекты исследования художественного текста. | 2 | 3 | ||
Всего: | 42 |
ТРЕБОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Должны знать/понимать:
- основные теоретические понятия;
- основные единицы текста;
- нормы речевого этикета.
Уметь:
- вдумчиво читать;
- оценивать нравственно- философскую позицию;
- анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- анализировать языковую ткань художественного текста;
- воспринимать литературно –художественный текст в целостном единстве содержания и формы.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Поэтика словесного искусства: Комплексный филологический анализ художественного текста. Пособие для учителей и учащихся 10-11 кл./Авт.-сост. Г.Н.Тараносова – Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 1997.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М.:Искусство,1979.
- Виноградов В.В. Избранные труды . Поэтика русской литературы. –М.: Наука,1980.
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. –Л.:Просвещение,1972.
- Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. –М.:Педагогика,1988.
- Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста.-Л.:Просвещение,1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....
Дополнительная образовательная программа "Изобразительное искусство"
Данная программа являетя модифицированной и составлена на основе художественно – экологической программы «Природа и художник» Т.А. Копцевой. Содержание программы нацелен...
Пояснительная записка к рабочей образовательной программе по физической культуре для учащихся 1-4 классов
Пояснительная записка к рабочей образовательной программе по физической культуредля учащихся 1-4 классов...
Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе "Английский язык"
Дополнительная образовательная программа данного объединения рассчитана на то, чтобы научить детей грамотно говорить, читать и писать по-английски....
Пояснительная записка к краткосрочной образовательной программе "Волшебный клубок"
Данная краткосрочная образовательная программа «Волшебный клубок» создана для решения проблемы воспитания через приобщение учащихся к творчеству и рукоделию и ориентирует учащихся на основную образова...
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "искусство" для учащихся 8,9 классов по программе Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы"
Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждённого приказом Министерств...
пояснительная записка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе физкультурно - спортивной направленности "Навстречу к ГТО"
пояснительная записка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе физкультурно - спортивной направленности "Навстречу к ГТО" реализуемая в "Детской юношеской спортивн...