Пояснительная записка к краткосрочной образовательной программе "Волшебный клубок"
рабочая программа на тему

Харченко Евгения Юрьевна
Данная краткосрочная образовательная программа «Волшебный клубок» создана для решения проблемы воспитания через приобщение учащихся к творчеству и рукоделию и ориентирует учащихся на основную образовательную программу «Креативное рукоделие». Она призвана, так же, содействовать в профессиональном самоопределении учащихся, их психологической и практической подготовке к творческому труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_volshebnyy_klubok.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

           Краткосрочная образовательная программа «Волшебный клубок"

 разработана на основе ст. 12, п. 4 федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ; письма от 11.12.2006 г. №06-1844 «Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей».  

Данная программа художественной направленности, адаптированная, составленная на основе  типовой программы «Вязание на спицах», «Вязание крючком» из сборника: «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ», «Культура быта», Москва, «Просвещение», 1986 г., и типовой программы «Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива» (1-4 классы), Москва «Просвещение», 2012 г.

Данная краткосрочная образовательная программа «Волшебный клубок» создана для решения проблемы воспитания через приобщение учащихся к творчеству и рукоделию и ориентирует учащихся на основную образовательную программу «Креативное рукоделие». Она призвана, так же, содействовать в профессиональном самоопределении учащихся, их психологической и практической подготовке к творческому труду.

Актуальность и педагогическая целесообразность

Программа актуальна, поскольку предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому учащемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявить и реализовать свои творческие способности.                                                        Программа помогает развивать объемно-пространственное мышление, чувство цвета, реализовать способности и желания ребенка. Дети пополняют свой запас знаний в работе с нитками, овладевают основами вязания крючком. Получают базовые знания о цвете, материале, рисунке, повышают практические знания и умения, развиваются творческой личностью.

Педагогическая целесообразность обусловлена соответствием программы современным требованиям развития образования, предполагающим формирование у воспитанников личностных качеств: самостоятельность, гибкость, коммуникативность. Программа помогает детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

Новизна данной программы заключается в том, что обучающиеся приобретают расширенные знания по работе с нитками и через различные техники развивают способность к труду, творческое мышление. У обучающихся воспитывается аккуратность, внимание, усидчивость.

Цель программы:

Воспитание творческой личности, развитие творческого воображения и эстетического восприятия через работу с  нитками в различных техниках.

Задачи программы:

        Обучающие:

  • научить  работать с нитками в разных техниках;
  • сформировать знания по основам композиции;
  • познакомить с основами цветоведения и материаловедения;

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику рук, глазомер, образное и логическое мышление;
  • формировать  художественно-эстетический вкус и творческие способности, аккуратность, чувства взаимопомощи;
  • развивать положительное эмоциональное отношение к работе и её результатам;
  • развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;

Воспитывающие:

  • воспитывать в  трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
  • воспитывать  правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.
  • побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);

Особенность программы от других заключается в том, что учащиеся не просто овладевают новыми знаниями и умениями, но и в процессе творчества развиваются такие качества личности как: усидчивость, терпение, умение довести начатую  работу до конца, аккуратность в работе.  Занятия объединения способствуют развитию творческого мышления и  воображения; они привлекают учащихся  результатами труда. Для проведения занятий используются элементы проектной технологии и деятельностный метод.

Возраст обучающихся: 7 – 10 лет.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения. Всего часов в год – 72 (2 раза в неделю по 1 часу).

Форма и режим занятий:

В объединение принимаются все желающие данного возраста. Количество учащихся  в группе не более 12 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Обязательное условие на занятиях – соблюдение правил безопасности при работе с инструментами.

Алгоритм организации занятий по каждой теме предполагает вводную часть, которая проходит в форме беседы, лекции, групповой дискуссии, создания и разрешения проблемных ситуаций.

Одно из главных условий успеха обучения учащихся  и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому учащемуся. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации занятий.

Большая часть занятия отведена практической части. Задания усложняются по мере освоения нового материала.

Практические занятия проходят в форме: выполнения групповых и самостоятельных творческих работ, анализа конкретных ситуаций, индивидуальных консультаций, поиска информации, выполнения, оформления и защиты творческих проектов.

Ожидаемые результаты –

В результате обучения учащиеся должны получить

Знания:

- о материалах и инструментах при работе с нитками;

- об основах  цветоведения;

- об основах  композиции

- о видах декоративно-прикладного творчества;

- о технике безопасности при работе с материалами и инструментами;

- о технологиях изготовления изделий из ниток  в различных техниках;

Умения:

 - пользоваться инструментами и приспособлениями;

- работать с цветом, правильно составлять композицию;                                    

- изготовлять изделия из ниток в различных техниках;

- подбирать нитки по цвету и фактуре;

- изготовлять изделия по образцу;

Форма подведения итогов:

Эффективность образовательного процесса оценивается по высокому уровню мотивации учащихся к художественному творчеству, по уровню развития творческих способностей, по активности участия в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, по стилю работы и профессиональному самоопределению ребёнка и отслеживается в системе разнообразных форм подведения итогов:

· тестов, опроса;

· мини-выставок творческих работ по пройденным темам с коллективным обсуждением и самооценкой, участия в конкурсах;

· участия в различного уровня выставках, конкурсах, фестивалях; проведении учащимися мастер-классов и участия в творческих мастерских.

Чтобы успешно реализовать программу,  необходимы следующие условия:

- техническая оснащенность (наличие инструментов, материалов для занятий по тем видами творчества, которые предлагает данная программа);

- руководитель объединения владеет предлагаемыми видами рукоделия в той мере, чтобы преподавать детям основы по предложенным направлениям;

- для осуществления грамотного методического сопровождения    подобраны необходимые дидактические материалы, наглядные пособия, образцы изделий и материалов;

Итогом реализации краткосрочной образовательной   программы «Волшебный клубок» можно считать:

- наличие/отсутствие у обучающегося к концу обучения общих представлений о работе с нитками;

- появление/отсутствие у обучающегося первичного интереса к деятельности в сфере декоративно-прикладного творчества;

- появление/отсутствие потребности к продолжению изучения выбранного вида деятельности по программе «Креативное рукоделие»

         

 Методическое обеспечение программы:

Методика выполнения программы  включает в себя следующие аспекты: методы и формы проведения занятия.

- словесные: устное изложение изучаемого материала (рассказ); анализ выполнения  предстоящей работы; беседа – диалог, из которого учащиеся получают дополнительные сведения об изучаемом предмете;

- наглядные: поэтапный показ педагогом процесса изготовления изделия; выполнение работы по образцу, схеме, просмотр журналов, фотографий и т.д.;

- практические творческие работы.

Материально-техническая база:

- учебный кабинет

- столы и стулья для учащихся и педагогов

- стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов

- компьютер

Художественные материалы:

- нитки (шерсть, х/б, ирис, мулине)

- клей ПВА

- клей «Дракон»

- ножницы

- цветная бумага

- картон

- бисер, бусины

- фурнитура

Учебно-тематический план

Тема занятия

Всего кол-во часов

1.

Вводное занятие. Виды ниток. Инструменты и приспособления для работы с нитками. Знакомство с техниками изготовления изделий из ниток.

1

2.

Аппликация из стриженых ниток

5

3.

Ажурные изделия в технике «фривольте»

10

4.

Помпон-игрушки

24

5.

Аппликация из вязаных цепочек.

14

6.

Основы вязания крючком.

9

7.

Итоговая аттестационная работа

9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ», «Культура быта»: «Вязание на спицах», «Вязание крючком», Москва, «Просвещение», 1986 г.
  2. Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова, «Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива» (1-4 классы), М., «Просвещение», 2012 г.
  3. «Технология. Творческие проекты: организация работы»,                  А.В. Жадаева, А.В. Пяткова, «Учитель», Волгоград, 2014 г.
  4. А. Зайцева «Амигуруми. Милые игрушки, связанные крючком», «Эксмо», Москва 2013 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Андреева И.А. Энциклопедия: Шитьё и рукоделие – 2-е изд.-М.: Большая русская энциклопедия, 1998.-288с.:ил.
  2. Берестов А.Н. Чудесный клубок. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1987.-124с.:ил.
  3. Ануфриева, М. А. Большая энциклопедия рукоделия / М.А. Ануфриева. – Москва : АСТ : Астрель, 2010. – 895 с.
  4. Галанова Т.   "Игрушки из помпонов" Издательство АСТ-Пресс, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к образовательной программе начального общего образования

Содержание файла:пояснительная записка;листок здоровья;примерный титульный лист к ООПОбразовательная программа начального общего образования МОУ Лицей создана с учётом особенностей и традиций учрежден...

Пояснительная записка к рабочей образовательной программе по физической культуре для учащихся 1-4 классов

Пояснительная записка   к рабочей образовательной программе по физической культуредля учащихся 1-4 классов...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе "Английский язык"

Дополнительная образовательная программа данного объединения рассчитана на то, чтобы научить детей грамотно говорить, читать и писать по-английски....

Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе "Поэтика словесного искусства"

Дополнительная образовательная программа  составлена на основе  Программы  курса Поэтика словесного искусства: Комплексный филологический анализ художественного текста. /Автор-сост. Г. ...