Пояснительная записка к краткосрочной образовательной программе "Волшебный клубок"
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_volshebnyy_klubok.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Краткосрочная образовательная программа «Волшебный клубок"
разработана на основе ст. 12, п. 4 федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ; письма от 11.12.2006 г. №06-1844 «Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей».
Данная программа художественной направленности, адаптированная, составленная на основе типовой программы «Вязание на спицах», «Вязание крючком» из сборника: «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ», «Культура быта», Москва, «Просвещение», 1986 г., и типовой программы «Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива» (1-4 классы), Москва «Просвещение», 2012 г.
Данная краткосрочная образовательная программа «Волшебный клубок» создана для решения проблемы воспитания через приобщение учащихся к творчеству и рукоделию и ориентирует учащихся на основную образовательную программу «Креативное рукоделие». Она призвана, так же, содействовать в профессиональном самоопределении учащихся, их психологической и практической подготовке к творческому труду.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Программа актуальна, поскольку предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому учащемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявить и реализовать свои творческие способности. Программа помогает развивать объемно-пространственное мышление, чувство цвета, реализовать способности и желания ребенка. Дети пополняют свой запас знаний в работе с нитками, овладевают основами вязания крючком. Получают базовые знания о цвете, материале, рисунке, повышают практические знания и умения, развиваются творческой личностью.
Педагогическая целесообразность обусловлена соответствием программы современным требованиям развития образования, предполагающим формирование у воспитанников личностных качеств: самостоятельность, гибкость, коммуникативность. Программа помогает детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.
Новизна данной программы заключается в том, что обучающиеся приобретают расширенные знания по работе с нитками и через различные техники развивают способность к труду, творческое мышление. У обучающихся воспитывается аккуратность, внимание, усидчивость.
Цель программы:
Воспитание творческой личности, развитие творческого воображения и эстетического восприятия через работу с нитками в различных техниках.
Задачи программы:
Обучающие:
- научить работать с нитками в разных техниках;
- сформировать знания по основам композиции;
- познакомить с основами цветоведения и материаловедения;
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук, глазомер, образное и логическое мышление;
- формировать художественно-эстетический вкус и творческие способности, аккуратность, чувства взаимопомощи;
- развивать положительное эмоциональное отношение к работе и её результатам;
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
Воспитывающие:
- воспитывать в трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
- воспитывать правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.
- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);
Особенность программы от других заключается в том, что учащиеся не просто овладевают новыми знаниями и умениями, но и в процессе творчества развиваются такие качества личности как: усидчивость, терпение, умение довести начатую работу до конца, аккуратность в работе. Занятия объединения способствуют развитию творческого мышления и воображения; они привлекают учащихся результатами труда. Для проведения занятий используются элементы проектной технологии и деятельностный метод.
Возраст обучающихся: 7 – 10 лет.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения. Всего часов в год – 72 (2 раза в неделю по 1 часу).
Форма и режим занятий:
В объединение принимаются все желающие данного возраста. Количество учащихся в группе не более 12 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Обязательное условие на занятиях – соблюдение правил безопасности при работе с инструментами.
Алгоритм организации занятий по каждой теме предполагает вводную часть, которая проходит в форме беседы, лекции, групповой дискуссии, создания и разрешения проблемных ситуаций.
Одно из главных условий успеха обучения учащихся и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому учащемуся. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации занятий.
Большая часть занятия отведена практической части. Задания усложняются по мере освоения нового материала.
Практические занятия проходят в форме: выполнения групповых и самостоятельных творческих работ, анализа конкретных ситуаций, индивидуальных консультаций, поиска информации, выполнения, оформления и защиты творческих проектов.
Ожидаемые результаты –
В результате обучения учащиеся должны получить
Знания:
- о материалах и инструментах при работе с нитками;
- об основах цветоведения;
- об основах композиции
- о видах декоративно-прикладного творчества;
- о технике безопасности при работе с материалами и инструментами;
- о технологиях изготовления изделий из ниток в различных техниках;
Умения:
- пользоваться инструментами и приспособлениями;
- работать с цветом, правильно составлять композицию;
- изготовлять изделия из ниток в различных техниках;
- подбирать нитки по цвету и фактуре;
- изготовлять изделия по образцу;
Форма подведения итогов:
Эффективность образовательного процесса оценивается по высокому уровню мотивации учащихся к художественному творчеству, по уровню развития творческих способностей, по активности участия в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, по стилю работы и профессиональному самоопределению ребёнка и отслеживается в системе разнообразных форм подведения итогов:
· тестов, опроса;
· мини-выставок творческих работ по пройденным темам с коллективным обсуждением и самооценкой, участия в конкурсах;
· участия в различного уровня выставках, конкурсах, фестивалях; проведении учащимися мастер-классов и участия в творческих мастерских.
Чтобы успешно реализовать программу, необходимы следующие условия:
- техническая оснащенность (наличие инструментов, материалов для занятий по тем видами творчества, которые предлагает данная программа);
- руководитель объединения владеет предлагаемыми видами рукоделия в той мере, чтобы преподавать детям основы по предложенным направлениям;
- для осуществления грамотного методического сопровождения подобраны необходимые дидактические материалы, наглядные пособия, образцы изделий и материалов;
Итогом реализации краткосрочной образовательной программы «Волшебный клубок» можно считать:
- наличие/отсутствие у обучающегося к концу обучения общих представлений о работе с нитками;
- появление/отсутствие у обучающегося первичного интереса к деятельности в сфере декоративно-прикладного творчества;
- появление/отсутствие потребности к продолжению изучения выбранного вида деятельности по программе «Креативное рукоделие»
Методическое обеспечение программы:
Методика выполнения программы включает в себя следующие аспекты: методы и формы проведения занятия.
- словесные: устное изложение изучаемого материала (рассказ); анализ выполнения предстоящей работы; беседа – диалог, из которого учащиеся получают дополнительные сведения об изучаемом предмете;
- наглядные: поэтапный показ педагогом процесса изготовления изделия; выполнение работы по образцу, схеме, просмотр журналов, фотографий и т.д.;
- практические творческие работы.
Материально-техническая база:
- учебный кабинет
- столы и стулья для учащихся и педагогов
- стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов
- компьютер
Художественные материалы:
- нитки (шерсть, х/б, ирис, мулине)
- клей ПВА
- клей «Дракон»
- ножницы
- цветная бумага
- картон
- бисер, бусины
- фурнитура
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Всего кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Виды ниток. Инструменты и приспособления для работы с нитками. Знакомство с техниками изготовления изделий из ниток. | 1 |
2. | Аппликация из стриженых ниток | 5 |
3. | Ажурные изделия в технике «фривольте» | 10 |
4. | Помпон-игрушки | 24 |
5. | Аппликация из вязаных цепочек. | 14 |
6. | Основы вязания крючком. | 9 |
7. | Итоговая аттестационная работа | 9 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
- «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ», «Культура быта»: «Вязание на спицах», «Вязание крючком», Москва, «Просвещение», 1986 г.
- Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова, «Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива» (1-4 классы), М., «Просвещение», 2012 г.
- «Технология. Творческие проекты: организация работы», А.В. Жадаева, А.В. Пяткова, «Учитель», Волгоград, 2014 г.
- А. Зайцева «Амигуруми. Милые игрушки, связанные крючком», «Эксмо», Москва 2013 г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Андреева И.А. Энциклопедия: Шитьё и рукоделие – 2-е изд.-М.: Большая русская энциклопедия, 1998.-288с.:ил.
- Берестов А.Н. Чудесный клубок. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1987.-124с.:ил.
- Ануфриева, М. А. Большая энциклопедия рукоделия / М.А. Ануфриева. – Москва : АСТ : Астрель, 2010. – 895 с.
- Галанова Т. "Игрушки из помпонов" Издательство АСТ-Пресс, 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к образовательной программе начального общего образования
Содержание файла:пояснительная записка;листок здоровья;примерный титульный лист к ООПОбразовательная программа начального общего образования МОУ Лицей создана с учётом особенностей и традиций учрежден...
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....
Пояснительная записка к рабочей образовательной программе по физической культуре для учащихся 1-4 классов
Пояснительная записка к рабочей образовательной программе по физической культуредля учащихся 1-4 классов...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе "Английский язык"
Дополнительная образовательная программа данного объединения рассчитана на то, чтобы научить детей грамотно говорить, читать и писать по-английски....
Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе "Поэтика словесного искусства"
Дополнительная образовательная программа составлена на основе Программы курса Поэтика словесного искусства: Комплексный филологический анализ художественного текста. /Автор-сост. Г. ...
Индивидуальный образовательный маршрут 1. Пояснительная записка. Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ разработан в соответствии с: • Законом Российской Федерации «Об образовании»; • Федеральным государственным образовательным станд
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ разработан в соответствии с: • Законом Российской Федерации «Об образовании»; • Федеральным государственны...