Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "искусство" для учащихся 8,9 классов по программе Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы"
рабочая программа (8, 9 класс) на тему
Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 05 марта 2004 г. №1089) (4-11 классы).
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по искусству «Сборник нормативных документов. Искусство/составитель Э.Д.Днепров, А,Г,Аркадьев, М.: Дрофа, 2009г. и авторской программы Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы/ М: Просвещение, 2009 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_rabochey_programme_po_iskusstvu_89_klassy.docx | 45.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 05 марта 2004 г. №1089) (4-11 классы).
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по искусству «Сборник нормативных документов. Искусство/составитель Э.Д.Днепров, А,Г,Аркадьев, М.: Дрофа, 2009г. и авторской программы Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы/ М: Просвещение, 2009 год.
УМК по искусству включает в себя:
- учебник для учителя и учащихся - Искусство. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2012;
- пособие для учителя - Искусство. Планируемые результаты. Система заданий. 8-9 класс. ФГОС/Алексеева Л.Л., Кашекова И.Э., Критская Е.Д.- М.: Просвещение,2013 год;
- компакт-диск с творческими заданиями;
- фонохрестоматию музыкального и литературного материала (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., 2013 г.).
Программа рассчитана на объем 35 часов в учебном году, что соответствует содержанию образования в рамках Примерной программы по искусству - 1 час в неделю. Освоение программы учебного предмета в школе планируется осуществлять в 8-9 классах.
Года обучения | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Всего часов за учебный год |
8 класс | 1 | 35 | 35 |
9 класс | 1 | 35 | 35 |
70 часов за курс |
Общая характеристика учебного предмета
Цель обучения искусству:
- развитие личности посредством формирования эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи:
- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
- воспитание художественного вкуса;
- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- формирование умений и навыков художественного самообразования.
В содержании рабочей программы предполагается реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Учебный предмет «Искусство» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека.
На первый план при изучении предмета «Искусство» выносится задача восприятия учащимися произведений искусства, раскрытия перед ними закономерностей исторического развития, особенностей образного языка искусства, формирования и развития художественно - образного мышления.
Знания, полученные на уроках искусства, помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них.
В примерную и авторскую программы изменения не внесены.
Особенности организации образовательного процесса
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом все науки» (Л.В.Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.
Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, посещение театров, кино и концертных залов.
На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: проблемное обучение, игровые технологии, коллективный способ обучения и проектные технологии.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися приобретают информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.
Основные методы работы на уроке: объяснительно - иллюстративный; словесный, наглядный, практический; метод проектов. Методические приемы: коллективное творчество, беседы, восприятие и запоминание работ художников, обсуждение иллюстративного материала и работ учащихся.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуально-обособленная, коллективная, групповая.
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия:
- энциклопедии по искусству
- серия книг «Мастера русской и европейской живописи»
- энциклопедии рисования.
Экранно- звуковые пособия:
8 класс - презентации по темам «Искусство в жизни современного человека», «Искусство открывает новые грани мира», «Искусство как универсальный способ общения», «Красота в искусстве и жизни», «Прекрасное пробуждает доброе».
9 класс - презентации по темам «Воздействующая сила искусства», «Искусство предвосхищает будущее», «Дар созидания. Практическая функция », «Искусство и открытие мира для себя».
Технические средства обучения (средства ИКТ): ПК, проектор, документ-камера, интерактивная доска.
Цифровые образовательные ресурсы: «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Энциклопедия. 1000 великих художников», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «История искусства».
Учебно-практическое оборудование: краски акварельные, краски гуашевые, кисти беличьи № 1-6, палитры, наборы цветной бумаги, клей, ножницы.
Натуральные объекты: чучело птиц.
Демонстрационные пособия: репродукции картин художников.
Содержание программы учебного курса
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
8 класс
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа.
- Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
- Художественный образ – стиль – язык.
- Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.
Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Художественно-творческая деятельность учащихся: обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 11 часов.
- Искусство рассказывает о красоте Земли. Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире.
- Литературные страницы.
Устное народное творчество.
-Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.
Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров
-Зримая музыка.
Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров
-Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.
Художественно-творческая деятельность учащихся: самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности; создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 11 часов.
- Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
- Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации.
- Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации.
- Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Художественно-творческая деятельность учащихся: создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 7 часов.
- Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты.
- Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве.
- Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника.
- Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
- Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Художественно-творческая деятельность учащихся: передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).
Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.
- Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.
- Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе – 3 часа.
- Исследовательский проект.
Художественно-творческая деятельность учащихся: воплощение темы экологии, антифашизма, прославления материнства, свершений во благо человечества средствами разных видов искусств. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки, литературы сценическими средствами.
9 класс
Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 9 часов.
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации.
Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.
Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.
Художественно-творческая деятельность учащихся: показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.
Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.
Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.
Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее - 7 часов.
Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре.
Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства.
Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях.
Предсказания в искусстве.
Художественное мышление в авангарде науки.
Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда.
Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
Художественно-творческая деятельность учащихся: анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения. Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.
Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция - 11 часов.
Эстетическое формирование искусством окружающей среды.
Архитектура: планировка и строительство городов.
Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека.
Эстетизация быта.
Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека.
Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении.
Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.
Художественно-творческая деятельность учащихся: выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиза-проекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.
Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.
Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Украшение или изготовление эскиза украшения (художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта.
Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии».
Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.
Проведение исследования на тему «Влияние классической популярной музыки на состояние домашних растений и животных».
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя - 8 часов.
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения.
Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства.
Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.
Специфика восприятия временных и пространственных искусств.
Исследовательский проект.
Художественно-творческая деятельность учащихся: передача средствами одного из видов искусства своих ощущений, пользуясь аналогиями, ассоциациями. Подбор произведений разных видов искусств, передающих аналогичные ощущения. Поиск и описание предметов и явлений окружающей жизни, в которых явно прослеживается синтез науки и искусства. Обобщение собранного материала в форме альбома, доклада или компьютерной презентации. Выполнение творческой работы на выбранную тему, пользуясь принципами бионики или методами фрактальных построений, средствами любого вида изобразительного искусства. Подбор музыкального ряда к фрагменту документального или мультипликационного фильма, с использованием принципа контраста в передаче характера изображаемых явлений или героев.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать/понимать:
- значение искусства в жизни человека;
- возможности искусства в отражении вечных тем жизни;
- рассматривать искусство как духовный опыт человечества;
- иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об собеностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.
Учащиеся должны уметь:
- размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);
- использовать опыт художественно- творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения;
- эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусств; - применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
Учащиеся должны знать/понимать:
- значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно- нравственных ориентаций современного человека;
- функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее);
- особенности художественного языка разных видов искусств
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;
- осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии;
- выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусств прошлого и настоящего.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.
Учебно-тематический план
№ п.п | Наименование раздела темы | Количество часов | В том числе | ||
Контрольных работ | Практических работ | Лабораторных работ | |||
1. | Искусство в жизни современного человека | 3 | - | - | - |
2. | Искусство открывает новые грани мира | 11 | - | - | - |
3. | Искусство как универсальный способ общения | 11 | - | - | - |
4. | Красота в искусстве и жизни | 7 | - | - | - |
5. | Прекрасное пробуждает доброе | 3 | - | 1 | - |
6. | Воздействующая сила искусства | 9 | - | - | - |
7. | Искусство предвосхищает будущее | 7 | - | - | - |
8. | Дар созидания. Практическая функция | 11 | - | - | - |
9. | Искусство и открытие мира для себя | 8 | - | 1 | - |
Итого | 70 | - | 1 | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Искусство 8 класс по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской (тесты)
Примерные тесты (из опыта работы) по Искусству в 8 классе (программа Е.Д.Критской, И.Э.Кашековой, Г.П.Сергеевой) можно проводить в конце каждой четверти по каждой теме. Они включают в себя как теорети...
Искусство 9 класс по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской (тесты)
Примерные тесты (из опыта работы) по Искусству в 9 классе (по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской), которые проводятся в конце каждой четверти....
Искусство 8-9 классы по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской (материал для экзамена в 9 классе)
Из опыта работы примерные вопросы, задания для проведения экзамена по Искусству в 9 классе (в традиционной форме)...
Варианты вопросов на уроках искусства в 8 классе по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской (из опыта работы)
Варианты вопросов для учащихся (из опыта работы) для полного усвоения тем уроков Искусства в 8 классе (для каждого класса)....
Варианты вопросов на уроках искусства (для каждого урока) в 9 классе по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской (из опыта работы.)
Варианты вопросов (из опыта работы) для учащихся 9 класса на уроках Искусства по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской (в помощь учителю)....
Тематическое планирование уроков музыки в 9 классе по программе Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д. Критская.
Учебно-тематическое планирование уроков музыки в 9 классе по программе Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская....
Пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 3-го класса - Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина
Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год: 1 час в неделю.В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов...