Календарно – тематическое планирование уроков литературы в 5 классе к учебнику Т. Ф. Курдюмовой
рабочая программа (5 класс) на тему

КТП по учебнику Т.Ф.Курдюмовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr_5aklass_lit.docx687.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       

                                                                 

                         

                           

                                                                                                                                                                                                      учитель русского языка и литературы

                                                                                                                                                                  2015 год                                       

       

                                                                                                                                                                                             

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Вид контроля, вид самостоятельной деятельности

Домашнее задание

    Дата проведения

   

         

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

                                   

                             

           ВВЕДЕНИЕ (1час)

1.

Литерату-

ра – искусство слова

Урок – беседа

Писатель и читатель. Задачи урока литературы. Понятия об искусстве. Виды искусств. Художественная литература как искусство слова.  Понятие о сюжете. Понятие об изобразительно – выразительных средствах(тропах) (эпитеты, сравнения, метафоры). Знакомство с учебником для 5 класса. Структура учебной книги. Правила слушающего, говорящего, читающего. Беседа о прочитанных за лето книгах.

Знать: особенности художественной и учебной книги; теоретико – литературные понятия сюжет, троп, эпитет, сравнение, метафора: правила слушающего, говорящего, читающего.

Понимать: чтение как сотворчество; особенности художественной литературы как искусства слова; роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы.

Уметь: разбираться в структуре книги; находить в тексте избирательно – выразительные средства и определять их роль  

Рассказы о прочитанных за лето книгах, вопросы и задания первого уровня( стр. 6-7)

Вопросы и задания второго уровня

 (стр.. 7)

 

   1..09

       

МИФЫ  (5  Час)

2-1

3-2

Мифы народов мира

Календар-

ные мифы

Урок изучения нового материала

Понятия о мифах и мифологии. Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Мифы разных времен и народов. Общие темы мифов разных народов. Устная форма существования мифов. Виды мифов (о животных, о создании Земли, о конце света, героические, календарные). Выборочное чтение мифов.

Понятие о календарных мифах. Славянские календарные мифы. Календарная поэзия и календарные праздники. Масленица. Народные обычаи, обряды, связанные с этим праздником. Описание репродукции картины Б.М. Кустодиева «Масленица»

Знать: теоретико-литературные понятия миф, мифология, виды мифов, календарный миф; народные обычаи обряды связанные с праздником Масленицы.

Понимать: роль мифов в развитии представлений человека о мире; эстетическое значение и необходимость изучения мифов; роль календарных мифов в жизни народа, их эстетическое значение.

Уметь: разбираться в классификации мифов; видеть общее и различное в мифах разных народов; рассказывать о своем участии в обрядных праздниках; описывать произведения живописи  

Вопросы и задания второго уровня (стр.7), чтение мифов, попытка их классификации; Рассказать о празднике Масленицы, вопросы и задания первого уровня (стр.13)

 Вопросы  и задания второго уровня (стр..13-14)

Составить рассказ о Масленице

   3-09

    4-09

 

 

1

2

4

5

6

7

8

9

10

4-3

Мифы о сотворении мира

Урок изучения нового материала, урок - беседа

Египетский миф « сотворение мифа» .Яркость поэтического изображения природы и Вселенной. Древнегреческие мифы о сотворении мира.  

Знать: содержание мифов о сотворении мифов.

Понимать эстетическое значение мифов.

Уметь: воспринимать и пересказывать мифы; сопоставлять мифы разных народов о сотворении мира

Вопросы и задания второго уровня (стр. 13-14), первого уровня(стр. 14-15)

 Чтение и пересказ мифа «Золотые яблоки Гесперид»

5-09

5-4

6-5

Древнегрече-ские мифы о

Геракле

Сопоставле-

ние образов

Геракла и Атланта.

Урок изучения нового материала, урок – беседа

Урок- беседа

Героический характер греческой мифологии. Миф « Золотые яблоки Гесперид». Характеристика Геракла. . Жизнь древнегреческих мифов в мировом искусстве. Мифы как источник крылатых слов и выражений, географических и астрономических названий.

Знать: содержание героев древнегреческих мифов; различные значения понятия герой.

Понимать: эстетическое значение древнегреческих мифов, их роль в развитии искусства, литературы, языка.

Уметь: воспринимать и пересказывать мифы; характеризовать героя мифа – Геракла; давать сравнительную характеристику мифологических героев

Вопросы и задания второго уровня(стр.15), 1-3 уровня, 1-3 второго уровня (стр.18), выразительное чтение

Выразительное чтение эпизодов из мифа

Чтение мифов о Геракле, пересказ одного из них, выполнение иллюстраций к нему

Составить план

(Стр.15-18)

8  09

 10.09

ФОЛЬКЛОР всего 17 часов  (13 ЧАСОВ+  3час. Внекл. чтения . + 1час Р.р.)

7-1

8-2

Фольклор – устное народное творчество

Былины

Урок изучения нового материала, урок –беседа.

Понятие о фольклоре и фольклористике.  Особенности фольклорных произведений (традиционность, анонимность, устная форма бытования, вариативность, коллективность). Богатство отражения мира в произведениях фольклора.  Жанровое разнообразие фольклорных произведений.  Детский фольклор. Отражение в фольклоре.

  Былины- русский народный эпос. Циклы былин. Особенности

Знать: теоретико – литературные понятия фольклор, фольклористика; особенности и жанры фольклорных произведений.

Понимать: роль фольклорных произведений в жизни человека и общества, развитии литературы и  искусства; эстетическое значение фольклора, необходимость его изучения; связь фольклора с народными промыслами.

Уметь: приводить примеры фольклорных произведений разных жанров; видеть общее и различное в фольклорных произведениях разных народов

Вопросы и задания первого уровня, 2 второго уровня (стр.21)

Вопросы и задания 1,3 второго уровня (стр.21),1-4 первого уровня,1-2 второго уровня (стр.24)

Вопросы и задания 1, 3 второго уровня

 (стр. 20-.21)

Вопросы и задания 3 второго уровня

 (стр. 22-.24),

11.09

  12.09

1

2

3

4

5

6

7

8

9

9-3

Комменти-

рованное

чтение былины «Три поездки Ильи Муромца»

Урок- беседа

исполнения былин (сказания).  Исполнители былин (сказатели). Герои и события былин. Особенности композиции былин (зачин, повторы, диалог, концовка). Комментированное чтение былины « Три поездки Ильи Муромца»  

Знать: теоретико – литературные понятия: былина, эпос, гипербола, эпитет, постоянный эпитет; особенности жанра и композиции былин; былинных героев.

Понимать: значение былин в развитии русского искусства, сохранение народных традиций, народной памяти.

Уметь: воспринимать текст былины

Пересказ  былины

15.09

10-4

11-5

12-6

Характе-

ристика

Ильи Муромца

.Р.р.

Устное со-

чинение «Мой любимый

былин-

ный герой»

Внеклас

сное чтение.

.Былина

«Садко»

Урок- беседа, урок- практикум, урок – внеклассного чтения

Былина «Три поездки Ильи Муромца». Характеристика героя: отвага, смекалка, физическая сила, доброта, щедрость, рассудительность. Воплощение в былине нравственных идеалов русского народа.  Художественные особенности былины (повторы, гиперболы, постоянные эпитеты). Словесное рисование. Словарная работа

Чтение и обсуждение

былины «Садко». Описание репродукций картины В.М. Васнецова   «Богатыри»  (цветная вклейка учебника)

Знать: теоретико – литературные понятия былина; содержание былины  «Три поездки Ильи Муромца» , «Садко»

Понимать: значение образа Ильи Муромца; патриотический пафос былины.

Уметь: выразительно читать и пересказывать былину, определять её тему, особенности композиции; характеризовать героя и его поступки; находить в тексте изобразительно – выразительные средства и определять их роль; создавать словесные иллюстрации; объяснять значения устаревших слов и выражений.

Выразительное чтение, пересказ, характеристика героя, вопросы и задания первого уровня (стр.30), вопросы и задания второго уровня (стр.30-31)

Вопросы и задания второго уровня (стр.30-31), чтение былины «Садко»

Устное сочинение

Устное описание богатырей

17.09

18.09

22.09

1

2

3

4

5

6

7

8

9

13-7

14-8

Русские народные сказки

Волшебная сказка «Царевна- лягушка»

Характеристика героев сказки « Ца

ревна – лягушка»

Урок изучения нового материала

Сказка как популярный жанр народного творчества. Виды сказок. рассказчики и слушатели сказок. Нравственная взыскательность и эстетичность совершенство народных сказок. Структурные элементы сказки ( зачин, присказки, концовка). Прием троектатного повтора. Особенности сказывания (ритмичность, напевность). Сюжет и герои сказки «Царевна - лягушка». Народные идеалы в сюжетах и образах сказки. Характер отражения реальной жизни в волшебной сказке.

 Истинная красота и мудрость Василисы премудрой. Доброта Ивана – царевича. Комментированное чтение.

Знать: особенности жанра сказка; виды сказок; теоретико – литературные понятия сюжет, завязка, развитие действия, кульминация , развязка. Сюжет и героев сказки «Царевна - лягушка »

Понимать: нравственную взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок; значение сказок в жизни народа.

Уметь: отличать сказки от былин; сказывать сказки;  выделять структурные элементы сказки; выразительно читать сказки .

Уметь  вести беседу по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки; выделять  структурные элементы сказки

Вопросы и задания первого уровня (стр.33)

Вопросы и задания второго уровня (стр.33), выразительное чтение, вопросы и задания 1-10 первого уровня (стр.41)

Пересказ, вопросы и задания 11-13 первого уровня, 1-2 второго уровня(стр.41)

Вопросы и задания второго уровня(стр.33), выразительное чтение сказки «Царевна - лягушка»

Пересказ сказки, вопросы и задания 11-13 первого уровня (стр.41)

Задания 3-4 второго уровня (стр.41-42), выполнение иллюстрации к сказке

Характеристика героев сказки

24.09

25.09

15-9

 

Сказки народов мира

Урок – беседа, урок – практикум, урок внеклассного чтения

Интерес художников к фольклорным произведениям. Репродукции картин В.М. Васнецова, иллюстрации И.Я.Билибина к сказке « Царевна - лягушка».понятие о композиции картины, рисунка.  

Знать: произведения живописи на тему сказки «Царевна - лягушка». Общие черты сказок разных народов; сюжет и героев сказки «Путешествия Синдбада - морехода».

Понимать: роль деталей в иллюстрациях;  как преобразуются фольклорные образы в изобразительном искусстве.

Рассказы по иллюстрациям, задания 3-4 второго уровня (стр. 41-42)

Выразительное чтение, выборочный пересказ,  вопросы и задания (стр.54-55)

Чтение «Рассказа о первом путешествии Синдбада – морехода» , вопросы и задания первого уровня

  26.09

1

2

3

4

5

6

7

8

9

16-10

Внеклас

сное чтение. «Путешествие Синдбада- морехода»

изобретательность как главные достоинства

героев сказок всех народов мира. Своеобраз

ный национальный колорит сказок «Тысячи

ц одной ночи». «Путешествия Синдбада-

морехода». Синдбад и его приключения

в стремлении познать тайны окружающего

мира. Характеристика героя сказки. Исполь

зование сюжетов арабских сказок в литера-

турных сказках

Эстетическое совершенство сказки; отношение народа к героям сказки.

Уметь: описывать репродукции картин и иллюстрации к сказке; определять связь между фольклорным произведением и его отображением в изобразительном искусстве. Пересказывать сказку; использовать при сказывании характерные обороты; отмечать особенности арабских сказок, их своеобразный национальный колорит.

Выполнение иллюстраций к «Рассказам о путешествиях Синдбада- морехода». .

Пересказ сказки.

 29.09

17-11

18-12

Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки

Р.р

Написание.сочинения по пословице

Урок изучения нового материала, урок - беседа

Разнообразие малых жанров фольклора. Детский фольклор. Пословица, поговорка, загадка, анекдот, песня, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи. Пословицы. Поговорки. Богатство и разнообразие тематики, форм и способов включения пословиц и поговорок в живую речь и в текст художественного произведения. Отличие пословиц от  поговорок по роли в речи и завершенности.

Знать: виды малых жанров фольклора; отличительные черты пословиц и поговорок.

Понимать: роль пословиц и поговорок в устной и письменной речи.

Уметь: объяснять смысл пословиц и поговорок, определять их темы:  использовать пословицы и поговорки в речи

Вопросы и задания первого уровня, 1-2 второго уровня (стр..59)

Вопросы и задания 3-4 второго уровня (стр..59)

Сочинение по пословице на черновиках

Подобрать интересные загадки

для отгадывания

1.10

2.10

         

1

2

3

4

5

6

7

8

9

19-13

20-14

21-15

Загадки

Роль метафор и сравнений в загадках

Внеклас

сное

 чтение. Сказка- загадка

Изучения нового материала

Изучение нового материала

Чтение и обсужде

 Сказки- загадки  

(страница

64-66)

Загадка как один из видов фольклора и древнейшая форма тестов на сообразительность. Особенности создания загадок. Роль метафор и сравнений в загадках. Загадка и отгадка. Богатство связей различных жанров фольклора. Чтение и обсуждение сказки – загадки (стр.64-66)

Знать: признаки загадки (конкретность, иносказательность, метафорич-

ность.

Понимать: значение загадок в развитии воображения и сообразительности; эстетическую роль загадок; связь между личными жанрами фольклора.

Уметь: загадывать и отгадывать загадки; объяснять процесс создания загадок

Загадывание и отгадывание загадок.

Вопросы  и задания 2-3 второго уровня (стр..64).

 Вопросы и задания (стр.64)

Подготовить загадки для отгадывания

3.10

6.10

8.10

22-16

Анекдоты

Урок изучения нового материала, урок - беседа

Анекдот как один из малых жанров фольклора. Популярность анекдота. Рождение анекдотов. Герои и сюжеты анекдотов. Связь различных жанров фольклора, сказка – анекдот как тип такой связи. Чтение и обсуждение сказки – анекдота (стр. 68-69)  

Знать: историю жанра анекдота; признаки анекдота ( краткость, остроумность, наблюдательность, связь с повседневной жизнью).

Понимать: причины популярности анекдотов;  связь между различными жанрами фольклора.

Уметь: воспринимать анекдоты; объяснять процесс создания анекдотов.

Чтение сказок – загадок, вопросы и задания 1-4 первого уровня, 1-2 второго уровня (стр. 67-68), 1-3 первого уровня, 1 второго уровня (стр. 69-70)

Задание 3 второго уровня (стр. 68),2 второго уровня (стр. 70)

9.10

23-17

Песни. Частушки

Народная драма.

Урок изучения нового материала, урок - беседа

Понятие о народных песнях и частушках, народном кукольном театре. История развития народной песни. Народный театр в истории русской культуры. Виды народных песен (бытовые, календарные, лирические, исторические, городские). Стих и мелодия в песне и частушке. Тематика частушек.

Знать: особенности жанров народной песни и частушки; виды песен, примеры каждого. Причины популярности пьес о Петрушке

Понимать: отличие частушек от песен ; причины популярности народных песен и частушек, их значение в жизни народа; связь между различными жанрами фольклора.

Уметь: объяснять процесс создания песен и частушек. Выразительно читать пьесу по ролям; характеризовать героя пьесы.

Вопросы и задания 3 второго уровня (стр.68), 2 второго уровня (стр. 70), 1-3 первого уровня (стр.75)

Вопросы и задания второго уровня (стр.75),1-3 первого уровня,1-4 второго уровня (стр.81)

Вопросы и задания второго уровня (стр. 75),

  итоговые вопросы и задания к теме «Фольклор» (стр. 81-82)

  10.10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА  Всего 42 часа  (36 +5 час. Р.р.  +  1час внекл.чт.)

 24-1

               

 25-2

Русская классичес-

кая литература XIX века

Жанр басни. Великий баснопи-

сец И.А. Крылов.

Урок изучения нового материала

Понятие о классике, классических произведениях. Славные имена русских писателей XIX века. Популярность русской классики. Золотой век русской поэзии. Значение изучения классических произведений. Повторение ранее изученного литературных произведений XIX века.

Расцвет русской басни в начале века. Слово о великом баснописце И.А. Крылове. Понятие о жанре басни. Понятие об аллегории. Эзопов язык. Олицетворение. Мораль в басне. Поучительный характер басен. Осмеяние в баснях людских пороков. Своеобразие басен

Знать: теоретико – литературные понятия классика; классическое произведения XIXвека, изученные в начальной школе, и их авторов.

Понимать: значение изучения литературы XIX века.

Уметь: пересказывать сюжеты изученных произведений XIX века; характеризовать героев и поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; выразительно читать стихотворения  

Вопросы и задания (стр. 85)

Выразительное чтение наизусть, вопросы и задания первого уровня, 1-4 второго уровня (стр. 87-88)

Чтение статьи об и.А. Крылове (стр. 85-87), выразительное чтение одной из басен И.А. Крылова наизусть

Задание 5 второго уровня (стр. 88)

   13.10

 

 15.10

2

26-3

 

27-4

28-5

Басни И.А. Крылова

«Свинья под Дубом»,

« Осел и мужик «

Комбинированный урок

Обличие воинствующего невежества, неблагодарности в басне «Свинья под Дубом». Невежа и невежда. Обличие глупости, недальновидности, бестолковости в басне «Осел и Мужик». Афористичность басен. Злободневность басен. Изобразительно – выразительные средства,  

Знать: теоретико – литературные понятия басня, мораль, эзопов язык, аллегория, олицетворение, монолог, диалог, полилог. Понимать: аллегорический смысл  басен. Уметь: выразительно читать басни И.А. Крылова; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки; объяснять значения слов невежа и невежда; находить в тексте

Выразительное чтение, вопросы и задания 5 второго уровня (стр.88), 1-4 первого уровня, 1-2 второго уровня(стр. 90), 1-3 первого уровня, 1-2 второго уровня (стр.91), описание иллюстраций

Выразительное чтение басен, построение басни

Басню выучить наизусть

Выразительное чтение басни

16/10

17.10    

20.10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Их роль в баснях (цветная вклейка учебника). Словарная работа

изобразительно- выразительные средства и определять их роль.

29-6

30-7

Мир басен И.А. Крылова.

Веклассное чтение

Р.Р.Сочи-нение басни

Урок внеклассно-

го чтения, урок -конкурс

Урок развития речи

Инсценирование басен И.А. Крылова. Описание рисунков и иллюстраций к басням. Прослушивание басен в актерском исполнении, обсуждение. Викторина по басням И.А.Крылова

Знать: содержание басен И.А. Крылова; одну басню наизусть; афоризмы из текста басен.

Уметь: выразительно читать наизусть и инсценировать басни; описывать рисунки и иллюстрации к басням; оценивать актерское чтение.

Выразительное чтение наизусть, описание иллюстраций, викторина

Сочинение басни на черновиках,

чтение статей об А.С. Пушкине (стр.91-95)

22.10

23.10

31-8

32-9

А.С. Пушкин детство, юность, начало творческого пути.

Поэма «Руслан и Людми

-ла». Песнь первая

Урок изучения нового материала

Слово об А.С. Пушкине. Значение лицея в жизни поэта. Влияние народного творчества на будущего поэта. Поэма «Руслан и Людмила». Пролог к поэме как собирательная картина сюжетов, образв, событий народных сказок. Элементы лингвистического анализа текста. Словесное рисование. Портрет А.С. Пушкина работы О.А. Кипренского (цветная вклейка учебника). Словарная работа. Сюжет и герои поэмы «Руслан и Людмила» .

Знать: сюжет и героев поэмы «Руслан и Людмила»; теоретико- литературные понятия поэма, пролог, песнь.

Понимать: связь поэмы с народными сказками.

Уметь: воспринимать и выразительно читать поэму; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять произведения литературы и живописи; объяснять значения устаревших слов и выражений; находить в поэтическом тексте изобразительно – выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение, вопросы и задания (стр. 107-108)

Выразительное чтение  первой песни из поэмы «Руслан и Людмила», вопросы и задания второго уровня(стр.123; )

Выразительное чтение песни второй

из поэмы «Руслан и Людмила»

24/10

27/10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

33-10

А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». Песнь вторая

Урок – беседа, урок - практикум

Руслан, его друзья, помощники, соперники и враги. Сравнительная характеристика рыцарей. Людмила – героиня поэмы. Пересказ эпизодов поэмы. Элементы анализа текста. Обучение выразительному чтению. Характер авторской иронии в поэме. Словарная работа.

Знать: сюжет и героев поэмы.

Понимать: роль иронии в изображении персонажей поэмы; отношение автора к героям.

Уметь: выразительно читать и пересказывать поэму; характеризовать героев и их поступки; объяснять значения устаревших слов и выражений; находить в поэтическом тексте изобразительно – выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение, вопросы и задания (стр. 122-123)

Выразительно чтение песни третьей, вопросы и задания второго уровня (стр.137)

29.10

34-11

35-12

А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». Песнь третья.

А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». обобщение

Урок- беседа, урок - практикум

Юмористический характер эпизода «Наина в гостях у Черноморца». Работа с эпизодом «Руслан на поле битвы» (пересказ, прослушивание арии «О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями» из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»,  обсуждение вопроса о музыкальных средствах создания образа Руслана). «Руслан и Голова» ( составление плана, пересказ по плану). Словарная работа. Краткий пересказ поэмы и ее эпизодов. Групповая характеристика героев. Поражение злых сил в поэме. Красота фантастических картин в произведении. Яркость красок сказочных описаний. Разнообразие изобразительно – выразительных средств в поэме.  

Знать: сюжет и героев поэмы.

Понимать: роль иронии в изображении персонажей поэмы.

Уметь: выразительно читать и пересказывать поэму; составлять план эпизода; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов и выражений; сопоставлять произведения литературы и музыки; находить в поэтическом тексте изобразительно – выразительные средства и определять их роль.

Выразительное чтение , пересказ, составление плана текста, вопросы и задания (стр.136-137)

Вопросы и задания к поэме «Руслан и Людмила» (стр.137-138), выполнение рисунков к поэме (по желанию)

Сочинение «Мой любимый герой поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

30.10

31.10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

36-13

37-14

Повествование, описание, рассужде

ние. А.С.Пуш

кин               Стихотворение «Няне»,

А.С. п

«Зимний вечер»

Урок изучения нового материала

Понятие о типах речи  (повествование, описание, рассуждение). Понятие о портрете, интерьере, пейзаже. Практическая работа.

Родная природа и мир народной фантазии в лирике А.С. пушкина.

Поэтический образ Арины Родионовны в стихотворениях «Няне», «Зимний вечер»

Знать: теоретико – литературные понятия повествование, описание, рассуждение, портрет, интерьер, пейзаж.

Понимать: значение каждого типа речи в литературном произведении.

Уметь: практически применять знания о типах речи; находить примеры соединения разных типов речи в одном текстовом фрагменте.

Вопросы и задания (стр. 139-144), 1 первого уровня, 1 второго уровня (стр.145)

 Чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Няне»

Задание(стр.145-147), наизусть «Зимний вечер»

10.11

12.11

38-15

39-16

 А.С. Пушкин

«Зимняя дорога»,

«Зимнее утро»

Урок изучения нового материала, урок - беседа

Прием контраста в стихотворениях. Изобразительно – выразительные средства ( эпитеты, сравнения, метафоры), их роль в стихотворениях. Мастерство поэта в создании картин пейзажа. Словарная работа.  Репродукция картины Н.Н. Ге «Пушкин в Михайловском».  Иллюстрации Н.Е. Сверчкова «В метель», «Зимний вечер» (цветная вклейка учебника)  

Изобразительно – выразительные средства; оценить выразительность чтения; объяснить значение слов и выражений, встретившихся в тексте; сопоставить произведения литературы и живописи

1-4 первого уровня (стр. 146-147)

Наизусть стихотворение «Зимняя дорога»

Стихотворение наизусть

13.11

14.11

40-17

Стихи и проза

Урок изучения нового материала

Стихотворная и прозаическая речь. Понятие о ритме. Роль ритма в стихотворной речи. Понятие о стопе. Рифма. Понятие о строфе. Наблюдения над рифмой и ритмом в поэтических текстах А.С.Пушкина. понятие о буриме

Знать: теоретико – литературные понятия ритм, ритмическое ударение, рифма, стопа, строфа.

Понимать: разницу между прозаической и стихотворной речью

Уметь: создавать собственные стихотворения по заданным рифмам (буриме)

Вопросы и задания 2 первого уровня, 2 второго уровня(стр. 145), 1-2 второго уровня (стр.147), 1-5 первого уровня (стр. 149)

Задание второго уровня (стр. 149)

17.11

1

2

3

4

5

6

7

8

9

41-18

42-19

43-20

М.Ю.Лер-

монтов. Стихотворение «Парус»,  

М, Ю. Лермонтов«Листок»  

М.Ю. Лермонтов«Из Гёте»

Урок изучения нового материала

Урок изучения нового материала

Слово о М.Ю. Лермонтове. Контраст как основной прием композиции в стихотворениях поэта. Тема одиночества  в произведениях, мотивы странничества. Способы создания динамического образа в стихотворении «Парус». Жанр и композиция стихотворения «Листок». Стремление к гармонии с природой в стихотворении «Из Гёте». Обучение анализу поэтического текста. Словесное рисование. Лермонтов – художник. Описание репродукций картин поэта ( цветная вклейка учебника)

Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова  (кратко);  основные мотивы лирики и содержание стихотворений поэта;  теоретико – литературные понятия ритм, рифма, строфа, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение.

Понимать: чувства и настроения лирического героя.

Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно – выразительные средства и определять их роль; создавать словесные иллюстрации; описывать репродукции картин  

Вопросы и задания первого и второго уровня (стр. 151,152), первого уровня (стр. 153)

Выразительное чтение наизусть стихотворений М.Ю. Лермонтова «Парус»

Выразительное чтение стихотворения «Листок»

«Из Гёте», вопросы и задания (стр. 153-154)

19.11

20.11

21.11

44-21

45-22

Н.В. Гоголь. Повесть «Пропав-

шая грамота»

Своеобра-

зие повести Н.В.Гоголя «Пропав-

шая грамота»

Урок изучения нового материала, урок – беседа

Урок-практикум

Слово о Н.В.гоголе. чтение статьи о писателе (с.154-155). Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Истории, близкие к народным сказкам. Сюжет и герои повести «прооравшая грамота» .

Национальный колорит повести. Фольклорные традиции в создании образов. Рассказчик и его роль в повести. Реальное  и фантастическое, трагическое и комическое в повести. Обучение составлению плана рассказа.

Знать: сведения о детских и юнешских годах Н.В.Гоголя, его увлечениях; историю создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»; сюжет и содержание некоторых повестей сборника; сюжет и героев повести «Пропавшая грамота».

Понимать: эстетическое совершенство

Уметь: воспринимать текст повести; аргументировано отвечать на вопросы по прочитанному произведению; объяснять значение устаревших и диалектных слов и выражений

Краткий пересказ, вопросы и задания(стр. 155-157)

Выразительное чтение, выборочный пересказ, составление плана текста, вопросы и задания первого уровня, 1 второго уровня (стр. 171)

Вопросы и задания первого уровня, 1 второго уровня

(стр.171)

Задания 2-3 второго уровня (стр.171), Сообщения о жизни и творчестве И.С.Тургенева, чтение рассказа «Муму»

24.11

26.11

1

2

3

4

5

6

7

8

9

46-23

47-24

И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с  героями.

Портрет главного героя Герасима

Урок изучения нового материала

Слово об И.С.Тургеневе (сообщения учащихся). Заочная экскурсия в Спасское – Лутовиново. Портрет И.С.Тургенева работы К.Е.Маковского (цветная вклейка учебника). Чтение статьи о писателе (с. 171-174). История создания рассказа «Муму». Быт, обычаи и нравы дореформенной России.  Словарная работа. Прослушивание отрывка из рассказа в актерском исполнении, обсуждение  

Знать: сведения о семье, детстве и начале литературной деятельности И.С.Тургенева; историю создания, сюжет и героев рассказа «Муму».

Понимать: характер отношений в крепостной России.

Уметь: выступатьс сообщениями на литературную тему; описывать портрет, здание, интерьер; объяснять значение устаревших слов и выражений

Роль портретного описания Герасима

Сообщения, вопросы и задания 1-2 первого уровня (стр.197)

Характеристика Татьяны, Гаврилы, Капитона (по группам)

Характеристика Герасима

27.11

28.11

48-25

49-26

Герасим и его окружение

Герасим  и Муму

Урок - беседа

Отношения Герасима и Татьяны. Герасим и дворня. Контрастное изображение героев. Нравственное превосходство Герасима. Изобразительно – выразительные средства, их роль в характеристике героев. Обсуждение планов рассказа. Значение образа Муму. Счастье Герасима и причина  его недолговечности.  Образ барыни и его значение. Авторская позиция: осуждение крепостничества в рассказе. Работа с иллюстрациями П.М.Боклевского и И.И. Пчелко (цветная вклейка учебника)  

Знать: сюжет и героев рассказа.

Понимать: отношение автора к героям и их поступкам.

Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; составлять план текста и пересказывать по плану; прослеживать изменения в характере героя; объяснять значения слов и выражений, встретившихся в тексте; описывать иллюстрации

Выразительное чтение, сравнительная характеристика героев.

Пересказ эпизодов по плану, вопросы и задания 4-5 первого уровня(стр. 198)

Составление плана рассказа, пересказ текста по плану

Вопросы и задания 3 первого уровня, 1-3 второго уровня (стр.197-198)

1.12

3.12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

50-27

51-28

Смысл финала рассказа И.С.Тургенева «Муму»

Понятие о литера турном герое. Финал рассказа.

Урок - беседа

Символическое значение образа Герасима. Образы природы в рассказе и их роль. Интерьер как средство характеристики героев. Изобразительно-выразительные средства, их роль в рассказе.  

Обмен мнениями о финале рассказа

Знать: теоретико – литературные понятия эпитет, сравнение, метафора, гипербола.

Понимать: роль пейзажа и интерьера в рассказе; позицию автора, его сочувственное отношение к герою; основную мысль произведения.

Уметь: прослеживать изменения в характере героя; при обсуждении вопросов аргументировано доказывать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно – выразительные средства и определять их роль

Выборочный пересказ, вопросы и задания 3 первого уровня,1—3 второго уровня (стр. 197-198)

Стр.197-198

Пересказ финала рассказа

4.12

5.12

52-29

53-30

Подготовка к сочинению по рассказу И.С.Турге-

нева «Муму»

Написание сочинения по рассказу И.С.Турге

нева «Муму»

 

Урок развития речи

Урок развития речи

Обучение написанию сочинения.

 

Обсуждение

тем сочинения:

  1. Как изменила Герасима история с Муму?
  2. Как автор относится к своему герою?
  3. Значение образов природы в рассказе И.С. Тургенева «Муму».

Знать: сюжет и героев рассказа; теоретико – литературные понятия интерьер, пейзаж, портрет, литературный герой.

Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Составление  плана сочинения, подбор материалов , написание сочинения на черновике

Сочинение на черновиках

8.12

10.12

54-31

55-32

56-33

Поэтичес-

кий образ Родины. И.С. Никитин «Русь»

М.Ю.Лер-

монтов. «Москва!..»

А.К.Толс-

той «Край

ты мой, ро

димый край!»

 

Урок изучения нового материала, урок – практикум

Урок изучения материала

Ширь родной земли в стихотворении И.С. Никитина «Русь»

.

 Роль олицетворений в произведениях М.Ю. Лермонтова «Москва, Москва! Люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»), .

 Фольклорные образы в стихотворении А.К. Толстого «Край ты мой, родимый край!..».  

Знать: содержание стихотворении поэтов XIX века о Родине; тексты стихотворений наизусть (по выбору); сведения о жизни и творчестве поэтов (кратко). Понимать: чувства и настроения авторов стихотворений.

Знать содержание стихотворения

Понимать чувства и настроения автора произведения

Выучить наизусть стихотворение

Чтение наизусть

Выразительно читать стихотворение

11.12

12.12

15.12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

57-34

58-35

59-36

Ф.И. Тютчев

« Весенняя гроза»

А.А. Фет «Весенний дождь»,

»Учись у них -у дуба,

у березы»

 Р.р.Сопостав-ление

 стихов и пейзажей

 Обновление природы и души человека в стихотворении Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза». Роль олицетворения в стихотворениях «Летний вечер», «Листья». Роль эпитетов в стихотворении «Есть в осени первоначальной...".

Метафоричность стихотворений А.А. Фета «Весенний дождь», «Учись у них — у луба, у березы...». Радость жизни в стихотворении «Я пришел к гебе с приветом...». Живописность картин природы в стихотворении «Летний вечер тих и ясен...».

 

Сопоставление стихотворений и репродукций пейзажей И.С. Остроумова «Первая зелень», «Золотая осень», И.И. Шишкина «Перед грозой», И.И. Левитана «Летний вечер» (цветная вклейка учебника)        

 Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их

'роль; использовать теоретико-литературные понятия в речи; сопоставлять произведения литературы и живописи

Выразительное чтение наизусть, элементы анализа,   поэтического текста, описание репродукций картин, вопросы и задания (с.тр 200-203, 205,206-207,207-208,210,211-213).

Вопросы и задания 2 первою уровня (с. 200), 4 первого уровня,3 второго уровня (стр. 202), 3 первого уровня, Г второго уровня (с. 208), 3 первого уровня (с. 210). 1-2 второго уровня (стр. 211-213).

Стихотворение

выучить наизусть

Устное описание

репродукций картин с использованием стихотворений

17.12

18.12

19.12

60-37

Стихотвор-ные размеры

Урок изучения нового материала

Двухсложные и трехсложные стихотворные размеры. Ямб и хорей в русском стихосложении

Знать: теоретико -  литературные понятия стих,  ритм, рифма, стопа, строфа, стихотворный размер,  ямб, хорей.

Понимать: разницу между прозаичной и стихотворной речью.

Уметь: определять стихотворные размеры

Выразительное чтение, вопросы и задания (стр.215)

Чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», сообщения о битве под Бородином.

22.12

61-38

     

Героическое прошлое России.

Стихотворение

М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Урок изучения нового материала, урок -беседа

Историческая основа стихотворения «Бородино» (сообщения учащихся). Сюжет стихотворения, патриотический пафос.

Знать: стихотворение «Бородино» наизусть; теоретико-литературные понятия диалог, монолог, строфа, патетика, авторский голос.

Понимать: нравственную

Стихотворение выучить наизусть

24.12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

62-39

63-40

Художественные особенности стихотворения М.Ю.Лермонтова «

«Бороди

но»

Сопостав

ление произведе-

ния литерату-

ры и живо-

писи.

Урок - практикум

 Образ рядового участника сражения. Словарная работа. Изобразительно – выразительные средства (сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы, звукозапись), их роль в стихотворении.

 Словесное рисование. Репродукции картин В.В. Верещанина «конец Бородинского боя», П.Е. Заболотского «Ветеран 1812 года» (цветная вклейка учебника)        

 проблематику и патриотический пафос произведения.

Уметь: выразительно читать стихотворение наизусть; составлять план текста находить в поэтическом тексте изобразительно – выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения литературы и живописи.  

Выразительное чтение наизусть, описание репродукций картин, характеристика стихотворения с точки зрения изобразительно – выразительных средств

Художественные особенности стихотворения

Устное описание репродукций из учебника ( см. цветную вклейку )

25.12

26.12

64-41

65-42

Л.Н. Толстой «Петя Ростов» (отрывки из романа «Война и мир»)

Р.р. Анализ эпизода из фрагмента романа «Война и мир» («Петя Ростов»)

Урок изучения нового материала

Детство Л.Н. Толстого. Роман-эпопея «Война и мир». Историческая справка о партизанском движении 1812 года. Партизанская война на страницах романа-эпопеи и ее герои. Петя Ростов в партизанском отряде.

Комментированное чтение эпизодов «Приезд Пети в отряд», «Ужин с партизанами» (стр. 222-228). Словарная работа.

Э пизод «Петя в ночь перед боем»(с.тр 231-236). Обучение анализу эпизода. Роль пейзажа в эпизоде. Речевая характеристика героя. Главные черты Пети: доброта, открытость, наивность, душевность, смелость, решительность. Значение волшебного сна Пети. Противопоставление эпизодов «Петя в ночь перед боем» и «бой и гибель Пети»

Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н.Толстого (кратко);  историческую основу, содержание фрагмента романа -  эпопеи «Война и мир».

Понимать: отношение автора к героям и их поступкам

Уметь: пересказывать фрагмент романа; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Вопросы и задания первого уровня (стр. 240-241)

Пересказ, вопросы и задания второго уровня(стр. 241)

Пересказ ,вопросы на стр.241

Составление плана эпизода, вопросы и задания второго уровня(стр.241)

Вопросы и задания первого уровня , 1 второго уровня(стр.244-245)

Пересказ эпизода «Петя перед боем»

12.01

2014

14.01

                                                                                                          Литературные сказки  Всего 5час.( 4час +1час внекл.чт.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

66-1

Литера-

турные сказки

 

Урок изучения нового материала

Слово об  Х.К. Андерсене,

.чтение статьи на стр.8-10

Знать:  сведения о жизни писателя

Понимать:  отличие литературной сказки от народной

Уметь: выразительно читать и пересказывать сказки

 

Стр.19-23

Чтение сказки» Снежная королева»

15./01

67-2

68-3

69-4

 

Х.К. Андерсен «Снежная королева».

Кай и Герда

Победа добра и любви в сказке.

Выбороч-

ный пересказ сказки

Выбороч-

ный аналитичес-

кий пересказ текста

 

Урок- беседа

 Урок –беседа

Урок - практикум

 Силы добра и зла в сказке «Снежная королева»

 Выборочный пересказ сказки .Мужественное сердце Герды, ее самоотверженная любовь. Поиски Кая. Решение вопроса о том, добро или зло олицетворяет старушка.

Роль снов в сказке. Помощники Герды

Работа с иллюстрациями по учебнику

 

Знать содержание сказки.

Понимать:  гуманистический пафос сказки.

Знать героев сказки

Понимать истоки мужества Герды.

Уметь пересказывать сказку.

 Пересказ сказки, вопросы на стр. 10-12. Задания на стр. 19,23

Характеристика героев сказки., выборочный пересказ сказки.

 

 Вопросы на стр.19, 28-29

Стр.29-33-40

Стр.40, вопросы и задания

 

  16. 01

19.01

 

21.01

70-5

 Внеклассное чтение. Сказки Х.К. Андерсена

 

Игровой урок

 

   Викторина по сказкам

 

 Знать сюжеты сказок

Понимать нравственную проблематику сказок

Уметь анализировать творческие работы

   

 Викторина

 

 Чтение очерка К. Г. Паустовского «Рождение сказки»

   

 

22.01

1

2

3

4

5

6

7

8

9

                                                                                                                        Литературные сказки 19 -20 веков (всего 9 час.)

71-1

72-2

К.Г. Паустовский. Очерк « Рожде

ние сказки»

А.П. Платонов. Сказка «Волшебное кольцо»

Урок изучения нового материала, урок – беседа

Урок- беседа

Слово о К.Г. Паустовском. Выразительное чтение очерка «Рождение сказки». Очерк как объяснение психологических причин постоянного рождения сказок (не только фольклорных) в наши дни. Изобразительно- выразительные средства, их роль в очерке.

Слово об А.П. Платонове. Герои сказки «Волшебное кольцо» - Семен и его друзья: кошка, собака и змея. Победа дружбы и справедливости над жадностью и корыстью. Сохранение примет народной сказки и яркость собственной писательской стилистики автора. Традиционное и новое в сказке. Словесное рисование

Знать о жизни и творчестве К.Г. Паустовского

Понимать нравственную проблематику сказок

Уметь выразительно пересказывать сказки

Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Платонова (кратко); сюжет и героев сказки «Волшебное кольцо».

Понимать: нравственную проблематику сказки.

Уметь: выразительно пересказывать сказку; находить общее и различное в фольклорной и литературной сказках; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выборочный

пересказ, вопросы и задания (стр. 58)

Выборочный пересказ сказки

чтение  и пересказ очерка » Рожде-

ние сказки»

Стр.58, вопросы и задания

  23 .01

 

 

  26.01

1

2

3

4

5

6

7

8

9

73-3

Дж. Родари «Сказки по телефону»

Уроки изучения нового материала

Слово о Дж. Родари. Беседа по произведениям писателя. Особенности жанра «Сказок по телефону». Роль вступления к сказкам. Решение нравственных проблем в сказках «Про мышь, которая ела кошек», «Вопросы наизнанку», «Старые пословицы». Современный подход к знакомым сюжетам. Активные герои и стремительные сюжеты, их особенности. Лаконизм и афористичность  повествования как характерная черта «Сказок по телефону». Общее и различное в фольклорных сказках и сказках Дж. Родари. Юмор в сказках. Словесное рисование.

Знать: сведения о жизни и творчестве Дж. Родари; сюжеты и содержание «Сказок по телефону»;

Понимать: смысл названия сказок; юмористический характер и нравственную.

проблематику сказок.

Уметь: выразительно пересказывать сказки; видеть общее и различное в фольклорных и литературных сказках; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; создавать словесные иллюстрации

Пересказ, вопросы и задания первого и второго уровней (с. 60,62, 64, 65), первого уровня (с. 66)

Вопросы и задания второго уровня (стр. 66), чтение сказки В.В Набокова «Аня в стране чудес»

  28. 01

74-4

75-5

В.В Набоков. Сказка «Аня в стране чудес»

Игра слов в сказке В.В.Набокова «Аня в стране чудес «

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Урок - беседа

Сказки зарубежных писателей и их переводы-переработки  русскими писателями. Сказка ученого Л. Кэрролла и ее перевод-переработка В.В Набоковым. Слово о Л. Кэрролле и В.В Набокове. Алиса и Аня – героини сказок. Любознательность героини сказки В.В Набокова и ее способность к необычным решениям и поступкам. Чудесные превращения Ани. Комментированное чтение главы первой. Словарная работа

Понятие о парадоксе. Чудо и парадокс на страницах сказки.

Словесная игра в сказке. Роль художественных приемов в сказке

Знать: сведения о жизни и творчестве Л. Кэрролла и В.В Набокова (кратко); сюжеты и содержание сказок писателей; переводы-переработки русских авторов («Волшебник изумрудного города» А.М Волкова, «Винни-Пух и все-все-все».Б.В Заходера и др.

Понимать:

связь сказки В.В Набокова с фольклором; непривычный взгляд авторов на вещи.

Выразительное чтение, выборочный пересказ, вопросы и задания (стр. 75)

Выразительное чтение, пересказ сказки

Вопросы и задания (стр. 81)

Стр. 75,вопросы и задания

29.01

30.01

1

2

3

4

5

6

7

8

9

76-6

77-7

78-8

79-9

80-1

81-2

82-3

83-4

84-5

85-6

Дж.Р.Р. Толкиен. Сюжет и герои повести «Хоббит или Туда и обрат

но»

Особен-

ности

жанра

повести

Обобща-ющий урок по

теме «Литера-

турные

 сказки

20 века»

Про-

смотр фрагмен

тов мультфи-льмов по сказкам А.П. Платоно-ва и Л. Кэррол

ла,,  по повести

Дж. Толкие

на.

Проза русских писате-

лей 20 столетия

 Шмелев.Рассказ

»Как я встречался с Чеховым.. За карася

ми.»

Значе-

ние образов природы в расска-

зе.

Е.И. Замятин.

Рассказ «Огнен-

ное «А»

Герой Вовочка как читатель.

Урок изучения нового материала, урок – беседа

Урок изучения нового материала

Игровые уроки

Урок- обсуждение

Урок изучения нового материала

Урок –беседа

Урок- беседа, изучения нового материала

Уроки изучения нового материала

Дж.Р.Р. Толкиен – один из самых читаемых в мире авторов второй половины XX века. Сказочная страна Хоббитания и ее обитатели. Бильбо, Гэндальф и другие герои. Характер и взгляды главного героя как причина событий в повести. Нравственные принципы, утверждаемые автором. Комментированное чтение главы шестой. Словесное рисование. Фэнтази как новый жанр в мировой литературе. Многочисленные исследования о выдуманной стране Хоббитании. Связь повести Дж.Р.Р. Толкиена с фольклором. Малые формы фольклора (загадки) на страницах произведения.

Реальное и фантастическое в повести.

 Смысл двойного названия повести.

 Работа со словарем литературоведческих терминов

Чтение и обсуждение содержания сказок

Викторина по литературным сказкам 20 века

Представление и обсуждение рисунков по литературным сказкам  20 века

Уметь сопоставлять литературные произведения и киноверсии на них

                                                                           

Слово о  И .С. Шмелеве.

Встреча юных рыболовов с «бледнолицым братом» Антоном  Чеховым на пруду в Замоскворечье

Облик и поведение писателя в восприятии «коллеги» по рыбной ловле

Двойное название рассказа и его причины.

Изобразительно- выразительные средства, их роль в рассказе.

Словарная работа.

Корабел, инженер, писатель Евгений Замятин. Слово о писателе.

 

«Огненное «А »-- рассказ о мечте подростков начала 20 века (связь с Марсом) Приметы времени в рассказе

.

Герой Вовочка. Сюжет, рожденный прочитанной книгой

Комическая развязка.

Дж.Р,Р. Толкиена; сюжет и героев повести «Хоббит, или Туда и обратно».

Понимать:

 нравственные принципы автора.

Уметь

: воспринимать текст произведения; составлять план эпизодов повести; характеризовать героев и их поступки; создавать словесные иллюстрации; объяснять значение слов и выражений, встретившееся в тексте

 Знать сюжеты и содержание литературных сказок 20 века.

Понимать нравственную проблематику сказок 20 века

Знать сюжеты и содержание

литературных сказок

Понимать нравственную проблематику сказок

проза  русских

   писателей 9 час.

 Знать: сведения о жизни  и творчестве писателя

Знать: сюжет, героев рассказа «Как я встречался с Чеховым. За карасями»

Понимать: смысл двойного названия рассказа,  юмористический пафос произведения

Уметь  воспринимать текст рассказа, пересказывать его сюжет , характеризовать героев и их поступки

Уметь находить в тексте изобразительно – выразительные средства и определять их роль

Знать сведения о жизни и творчестве Е.И. Замятина.    (кратко )

Понимать смысл двойного названия рассказа, понимать  несобственно - прямую речь

Знать сюжет рассказа

Понимать юмористический пафос произведения

знать характеристику главного героя  произведения Вовочки как читателя

Пересказ, составление плана главы шестой, вопросы и задания первого уровня (с.тр 103-; 104)

Пересказ или инсценирование фрагментов повести

Викторина, вопросы и задания к теме «Литературные сказки 20 века»

Викторины , кроссворды, составленные учащимися

Пересказ статьи на стр.112 – 113

Выразительно читать текст , уметь его пересказать

Вопросы и задания на стр. 112- 113

Выразительное чтение, вопросы и задания на стр. 115

Выразительное чтение текста, , чтение эпизодов о приметах времени

Выразительное чтение рассказа.

Вопросы и задания второго уровня (стр.104),

Нарисовать карту Хоббитании

Письменный ответ на вопрос

«Чему учат прочитанные сказки».

Стр.105,вопро-

сы и задания

Стр.105 ,вопро-сы  и задания

Задание 3 на стр. 112-113

Пересказ текста, облик писателя в рассказе

Отрывок  выучить наизусть

Устное сочинение-рассказ о своей мечте

Пересказ произведения

Вопросы и задания на стр.115

2 .02.

4.02

5. 02

6.02

9.02

11.02

12.02

13.02

16.02

18.02

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

86-7

87-8

88-9

А.И. Куприн – писатель начала  20 века.

 

Рассказ

«Мой полет»

Поступок героев.

 Урок изучения нового материала

Урок- практикум

Урок- практикум

Особенности образа рассказчика. Понятие о несобственно - прямой речи. Художественные приемы в рассказе. Словарная работа. Комментированное чтение.

 

Автобиографический очерк «Мой полет» и его герои – один из первых русских летчиков Заикин и писатель Куприн. Понятие о жанре очерка.

Сюжет и композиция очерка.  Поступок героев. Качества летчика Заикина: смелость, хладнокровие, чувство ответственности.

Описание чувств и ощущений героев. Комментированное чтение

Уметь: воспринимать текст рассказа, пересказывать его сюжет;

определять жанровые особенности произведения.

Уметь:

характеризовать героев и их поступки; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 120), вопросы и задания к теме «Проза русских писателей XX века» (стр. 120)

Чтение  сведений о писателе.

Стр.120,вопросы и задания

Характеризовать героев  рассказа и их поступки.

   19.02

 

20.02

25.02

89-1

90-2  

91--3

92-4

93-5

94 -6

95-7

 А.А.Блок «На лугу»,»Во-

рона»

И.А.Бу

нин «Сказка»

С Есенин

«Пороша»

М.Пришвин «Времена года»

К. Д. Бальмонт «Осень»

Кедрин.Д.Б

Стихи.

Н.М.Руб-

цов,Стихи

Урок изучения нового материала, уроки - практикумы

Природа в лирике поэтов XX века. Приближение весны, ее звуковой образ в стихотворениях А.А Блока «На лугу», «Ворона».

Ностальгический сон в стихотворении И.А Бунина «Сказка». Роль олицетворения в стихотворениях

 

Сказочные образы зимней природы в стихотворении «Пороша»

Лирическая проза Пришвина

Описание осени

Три времени года в стихотворении Д.Б Кедрина «Скинуло кафтан зеленый лето…»

 Поэтизация вещного мира в стихотворении Н.М Рубцова «В горнице».

Поэтический образ Родины

               (8 часов -7час. + 1час внекл.чт.)

Знать: теоретико-литературные понятия лирика, лирическая проза; содержание стихотворений русских поэтов XX века о родной природеПонимать: лирический пафос стихотворений.Уметь: выразительно читать стихотворения;

использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль;

Уметь сопоставлять поэтические произведения друг с другом

Уметь сопоставлять поэтические произведения друг с другом

Уметь сопоставлять произведения друг с другом

Уметь сопоставлять произведения друг с другом

Уметь сопоставлять стихи друг с другом

Выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста, вопросы и задания к стихотворениям (стр. 121, 122, 123, 124, 1

25-126, 126-127,

127-128)

Вопросы и задания на стр.127- 128

Вопросы на стр. 127-128

Вопросы на стр.127-128

Вопросы на стр.133,вопросы,выразительное чтение

Выразительное tчтение одного из стихотворений наизусть, задания 2 первого уровня (стр. 130), 1 второго уровня (стр. 132), вопросы и задания к теме

«Поэтический образ Родины» (стр. 133)

выполнение иллюстраций к стихотворению, выучить наизусть

Выучить отрывок наизусть

Выразительное чтение,анализ стихов.

Выразительное чтение стихотворения(стр.133)

26 .02

27.02

 

   2.03

4.03

5.03

6.03

11 03

1

2

3

4

5

6

7

8

9

96--8

 

Обобща-

ющий урок по теме «Поэтичес-кий образ Родины»

Внеклас

сное чтение чтение

Урок - концерт

Выразительное чтение стихотворений наизусть. Словесное рисование. Описание репродукций картин А.А Пластова «Первый снег», «Летом» (цветная вклейка учебника). Представление и описание рисунков учащихся к стихотворениям

Знать: содержание стихотворений русских поэтов XX века о родной природе; одно стихотворение наизусть.

Понимать: лирический пафос стихотворений.Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; оценивать выразительность чтения; сопоставлять произведения литературы и живописи.

Выразительное чтение наизусть, описание рисунков и репродукций картин, задание 2 первого уровня (стр. 130), 1 второго уровня (стр. 132), вопросы и задания к теме «Поэтический образ Родины» (стр. 133)

.

112 03

97-1

98-2

«Мир братьев наших меньших»

Смысл названия произве

дений

Урок изучения нового материала, урок- беседа  

С.А Есенин «Песнь о собаке». В.В  Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Слово о поэтах. Уважение, любовь и сочувственное отношение поэтов к живому, к жизни.

Противопоставление человечности и бездушия в стихотворениях. Изобразительно-выразительные средства, их роль в создании образов. Смысл названий произведений. Игра слов в стихотворении В.В Маяковского

     «Мир братьев  

          меньших» (2часа)            

Знать: сведения о жизни и творчестве С.А Есенина и В.В Маяковского; содержание стихотворений поэтов о животных.

Понимать: смысл названий стихотворений;

Понимать гуманистический пафос произведений; отношение авторов к изображаемому.

Уметь: выразительно читать стихотворения; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения

Выразительное чтение, вопросы и задания (стр. 134, 136-137)

Стр.134,136,137., вопросы и задания

Стр.137-141

Выучить стихотворение по выбору

1 3. 03

16.03

99-

1

100-2

101-3

 

 

102-4

 103-5

 

Героическое прошлое России Внеклассное чтение

А.Фатьянов « Соловьи»

А.Т.Твардовский «Я убит подо Ржевом

А.Ахматова «Мужество»

Р.Гамзатов «Журавли»»

Уроки изучения материала

События Великой Отечественной войны и их отражение в искусстве. . Песни, созданные на стихи русских поэтов, их популярность в годы Великой Отечественной войны и после нее.

 

Противопоставление войны и мирной жизни

Нравственная проблематика произведения

Гуманистический пафос стихов,  великая ценность слова

 

Нравственная проблематика стихотворения, память о погибших воинах  во время Великой Отечественной войны. Прослушивание песен о Великой Отечественной войне

       Героическое прошлое

            России --5час.   (   4+    1час внекл.чт.)

     

Выразительное чтение, вопросы и задания (стр. 115)

Выразительное чтение, стр. 141

Выразительное чтение стихов

 

Стихотворение выучить наизусть

Стихотворение выучить наизусть

Стр.115

   

 

Стр.141

Стихотворение наизусть

Стихотворение наизусть

Стр.141, вопросы и задания

Стр.141, вопросы и задания

 

 18.03

 

 

   19.03

 

20 .03

   

 

1.04

 

 

 

   2 .04

1

2

3

5

6

7

8

9

   Современная                литература Всего:12час (8 час. +2внекл.чт. +2 Р.р.)

104-1

 

 105-2

106-3

  107-4

Современная литература. В.Астафьев

Рассказ «Васюткино озеро»В      

Васютка и его путешествие

Основные черты характера героя

Урок изучения нового материала, урок – беседа

Уроки иучения нового материала

Слово о В.П Астафьеве. Чтение статьи о писателе (с. 142-143). Автобиографические произведения  писателя о детских годах.

  Рассказ «Васюткино озеро»   Васютка и его путешествие по осенней тайге. Путь от детского сочинения к рассказу  писателя.

Поведение героя в лесу.

Основные черты характера героя: мужество, бесстрашие, терпение, находчивость в экстремальных сит.

Знать: сведения о жизни и творчестве В.П Астафьева; историю создания и содержание рассказа «Васюткино озеро»; теоретико-литературное понятие автобиографическое произведение.

Понимать: как формировался характер героя

Уметь: пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героя и его поступки; объяснять значение слов и выражений, встречавшихся в тексте; создавать словесные иллюстрации

Уметь пересказать эпизод из рассказа

Словесное рисование портрета героя, сопоставить с текстом

Вопросы и задания 1-3 первого уровня, 1 второго уровня (стр. 174)

  Вопросы и задания на стр. 174

Вопросы стр.174-176

Вопросы и задания на стр. 176

Составление плана эпизодов рассказа.

Вопросы стр.174-175

Описание  портрета  героя .

Описание Васютки.

   3.04

 

   6 .04

 

   8.04

   9.04

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

108-5

Человек и природа в рассказе В.П Астафьева «Васюткино озеро»

Урок-беседа

Любовь героя к природе и ее понимание. Следование «таежным законам». Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Роль деталей в рассказе. Способы создания образа героя (пейзаж, метафоры, сравнения). Образ Енисея. Иллюстрации к рассказу.

Знать: содержание рассказа

Понимать: роль природы в произведении; необходимость изучения жизни природы, развитие душевных и физических сил.

Уметь: пересказывать эпизоды рассказа; прослеживать изменения в произведении и характере героя; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять  их роль; описывать иллюстрации

Вопросы и задания 4-8 первого уровня, 2-4 второго уровня (стр. 174-175)

Подготовка к сочинению по рассказу В.П Астафьева «Васюткино озеро»

  10 .04

109-6

 

110-7

Подготовка к сочинению по рассказу В.П Астафьева «Васюткино озеро»

Написание сочинения по рассказу В.Ас

тафьева «Васюткино озеро»

Урок развития речи

Обсуждение тем сочинения:

1.Что помогло Васютке выжить в тайге?

2.Законы тайги (по рассказу В.П Астафьева «Васюткино озеро».

3.значение образов природы в рассказе В.П Астафьева «Васюткино озеро».

Составление плана, подбор материалов. Устное сочинение. Консультации учителя.

Знать: содержание рассказа; теоретико-литературные понятия пейзаж, литературный герой

Понимать:оптимистический, гуманистический пафос произведения

Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Составление плана сочинения, подбор материалов, написание сочинения на черновике

Сочинение, чтение и пересказ сказки Т. Янссон «Последний в мире дракон»

  13 .04

 

  15. 04

111-8

112-9

Т. Янссон. Сказка «Последний в мире дракон»

.

Обобщаю

щий урок по теме «Современная литература»

Уроки изучения нового материала, урок беседа

Урок- зачет

Писательница и художник Т. Янссон. Утверждение права современной литературы на сказку. Мир новых сказочных героев, нарисованных и описанных в книгах Т. Янссон (муми-тролли, хемули, снусмумрики).

Работа по произведениям

Знать: сведения о жизни и творчестве Т. Янссон(кратко); сюжет и героев сказки «Последний в мире дракон».

Понимать: юмористический характер и гуманистический пафос сказки.

Уметь: воспринимать текст произведения; характеризовать героев и их поступки; создавать словесные иллюстрации; объяснять значение слов и выражений, встречавшихся в тексте

Пересказ, выразительное чтение по ролям. Вопросы и задания (стр. 183-184)

Вопросы на стр.183-185

Вопросы и задания к теме «Современная литература» (стр. 184

Вопросы и задания на 184-185стр. )

  16.04

   17.04

1

2

3

4

5

6

7

8

9

113-10

  Внеклассное чтение.Беседа о прочитанных книгах

Урок- беседа

Беседа о современной литературе прочитанных книгах, газетах и журналах. Рассказ учителя о традициях рукописных журналов. Обсуждение рассказов, стихотворений, заметок, очерков, интервью, написанных учениками для школьного периодического журнала

Уметь характеризовать тексты художественных произведений, ,рассказать о прочитанных книгай

Сообщение о прочитанных книгах, материалах периодической печати, вопросы и задания к теме «Современная литература» (стр. 184)

Итоговые вопросы и задания к теме «Литература XX века» (стр. 184)

  20.04

114-11

115-12

Обобщающий уроки по теме «Литература XX века.

Внеклассное чтение.  «Героическое прошлое России»

Повторительно-обобщающий

урок,

урок контроля знаний

Беседа о литературе XX века. . Обсуждение изученных произведений.

Выразительное чтение любимых стихотворений.

Знать: сведения о поэтах и писателях XX века; содержание и героев прочитанных произведений.

Понимать: нравственную проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому.

Уметь: кратко пересказывать произведения; выразительно читать стихотворения наизусть; сопоставлять литературные произведения друг с другом; создавать и обсуждать творческие работы; отвечать на вопросы по прочитанным произведениям.

 

итоговые вопросы и задания к теме «Литература XX века»

стр.184,вопросы и задания

 Вопросы и задания стр.184

 

  22.04

 

 

23.04

ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ .  Всего 15час  (14 +1час р.р.)

116-1

117-2

118-3

 

Покорение пространст

ва  и времени.

Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо»

Образ Робинзона Крузо

Урок изучения нового материала, урок-беседы

Слово о Д. Дефо. Чтение статьи о писателе(с. 186-187)

 

Герой книги Д. Дефо Робинзон. Особенности повествования в романе. Характер героя: смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами, стойкость, трудолюбие, оптимизм

.

Вера в разум человека, гимн его неисчерпаемым возможностям .Роль дневника героя. Робинзон как вечный образ литературы

Робинзон как нарицательное имя

Словарная работа.

Описание иллюстрации Ж.Гравиля к роману»Робинзон Крузо» (цветная иллюстрация в учебнике)

Знать: сведения о жизни и творчестве Д. Дефо (кратко); понятия робинзонада.

Понимать: нравственную проблематику произведения; позицию автора и его отношение к герою.

Уметь выразительно читать и пересказывать текст

Характеризовать героя и его поступки

Прослеживать его изменения в поведении и характере героя

Сопоставлять литературные произведения друг с другом (Д.Дефо «Робинзон Крузо», В.П.Астафьев  «Васюткино озеро»)

,создавать устные картины

Описывать иллюстрации

Выборочное чтение, пересказ, анализ эпизодов,

характеристика героя, вопросы и задания первого уровня (стр. 199)

Выразительное чтение произведения, вопросы и задания на стр. 120., вопросы и задания к теме.

 Проза  русских писателей 20 века

.

Сочинение на тему «Что бы взяли вы с разбитого корабля, окажись вы на месте Робинзона?»,

 

Пересказ эпизодов произведения

    24.04

 

27 .04

29..04

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1194

120-5

Р.Э Распе «Приключения барона Мюнхгау

зена»

Образ барона

Урок изучения нового материала, уроки - беседы

Слово о Р.Э Распе. История создания «Приключений барона Мюнхгаузена». Чтение «Введения» К.И Чуковского к книге (с. 201-202). Барон Мюнхгаузен и придуманные им истории «Конь на крыше», «Волк, запряженный в сани», «Искры из глаз», «Удивительная охота» и др. ирония и гротеск, гипербола и литота в «подлинных историях» героя. Словесное рисование. Просмотр фрагментов фильма «Приключений барона Мюнхгаузена», обсуждение. Иллюстрации М.А Скобелева к произведению (цветная вклейка учебника)

Характеристика барона

Знать: сведения о жизни и творчестве Р.Э Распе (кратко); сюжеты и содержание историй барона Мюнхгаузена; теоретико-литературные понятия гротеск, литота, ирония.

понимать: юмористический характер произведения; отношение автора к герою.

Уметь: выразительно читать и пересказывать текст

Уметь ;характеризовать героя и его поступки; создавать устные картины; описывать иллюстрации; сопоставлять литературное произведение с мультфильмом по его мотивам.

Выборочное чтение, пересказ, анализ эпизодов, характеристика героя, вопросы и задания (стр. 202-203)

Вопросы и задания на стр.202-203

Сочинение-миниатюра в стиле рассказов барона Мюнхгаузена,

пересказ эпизодов из произведения

230.04

2

4.05

121-6

122-7

1238

М. Твен

Повесть «Приключения Тома Сойера»

Том и Гек. Дружба мальчи-

ков.

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Урок – беседа

Урок - беседа

Слово о М Твене. Беседа о книгах писателя, прочитанных ранее. М. Твен – мастер занимательного и веселого повествован

Автобиографическая повесть «Приключения Тома Сойера.» Провинциальный американский городок Санкт – Петербург на Миссисипи и его обитатели.

 

Том и Гек.  Дружба мальчиков. Игры, забавы, приключения

Знать: сведения о жизни и творчестве М.Твена (кратко); теоретико-литературные понятия прототип героя, автобиографическое произведение; сюжет и героев повести «Приключения Тома Сойера».

Понимать: позицию автора и его отношение к героям

Уметь: выразительно читать и пересказывать текст.

Уметь находить эпизоды в тексте, связанные с темой урока

Выразительное чтение, выборочный пересказ, вопросы и задания первого уровня (стр. 213-214)

Вопросы на стр.215

Инсценирование фрагментов повести, вопросы и задания второго уровня (стр. 214),

вопросы и задания к книге «Приключения Тома Сойера» (стр. 214)

Подготовить сообщение  на тему « Что  обозначает слово  «дружба»

36.05

7.05

8.05

9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

124-9

М.Твен «Приключения Тома Сойера». (обобще

ние,) подготовка к сочинению

Игровой урок

Викторина по тексту повсти. Представление и обсуждение рисунков учащихся к повести. Иллюстрации В.Н Горяева (цветная вклейка учебника). Просмотр фрагментов фильма о Томе Сойере, обсуждение

Знать: сюжет и героев повести;

Понимать: юмористический пафос произведения.

Уметь: обсуждать и оценивать творческие работы; отвечать на вопросы викторины; сопоставлять произведения литературы, живописи и кино

Викторина

Сочинение-миниатюра в стиле рассказов барона Мюнхгаузена, пересказ эпизодов повести М. Твена «Приключения Тома Сойера»

     

11.05

125-10

126-11

А. Линдгрен

«Приключения Калле

Блюмквиста»

Урок изучения нового материала, уроки-беседы

Слово об А. Линдгрен. Девиз А. Линдгрен «Не хочу писать для взрослых!». Знакомые герои произведений писательницы: Карлсон, который живет на крыше, Пеппи длинный чулок, Эмиль из Ланнеберги и др. три детективные повести о Калле Блюмквисте: «Калле Блюмквист играет», «Калле Блюмквист рисует» и «Калле Блюмквист и Расмус». События и приключения повести «Калле Блюмквист играет».

Краткий пересказ повести. Детективный сюжет и композиция повести.  

Знать: сведения о жизни и творчестве А. Линдгрен (кратко); произведения писательницы и их героев; сюжет и героев повести «Приключения КаллеБлюмквиста»; теоретико – литературные понятия трилогия, детективный сюжет.

Понимать: нравственную проблематику произведения; позицию автора и его отношение к героям

 

Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки

Выразительное чтение, выборочный пересказ, вопросы и задания (стр. 224), вопросы и задания первого уровня, 1-5 второго уровня к книге «Приключения Калле Блюмквиста»

Пересказ повести

Задание 6 второго уровня к книге «Приключения Калле Блюмквиста»

 Вопросы и задание 9(  стр. 224)

13 .05

14.05

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Калле и его друзья находчивость, энергия и изобретательность главного героя. Утверждение положительного идеала и нравственных ценностей в повести. Комментированное чтение

127-12

128-13

Сюжет и композиция художественного произведения

Практич-еская работа

« Сюжет и компози

ция произве

дения»

Уроки изучения нового материала, уроки-практикумы

Урок -практикум

Итоги наблюдений над сюжетом и композицией в художественных произведениях

. Элементы построения произведения (завязка, кульминация, развязка). Сюжет и герой произведения.

Практическая работа «Сюжет и композиция изученных произведений»

Знать: теоретико-литературные понятия композиция, сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка.

Понимать: значение изучения теории литературы.

Уметь: находить элементы сюжета в произведениях

Вопросы и задания (стр. 226)

Вопросы на стр.226

Выразительное чтение стихотворения Н.С Гумилева «Орел Синдбада»

Выучить элементы построения произведения

15.05

18.05

129-14

Новая жизнь знакомых героев Н.С Гумилев. Стихотворение «Орел Синдбада»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Новая жизнь знакомых героев. Слово о Н.С Гумилеве. Стихотворение «Орел Синдбада». Образы знакомых  сказок в стихах поэта XX века. Развитие литературных традиций. Анализ стихотворения. Словесное рисовании Беседа о новой жизни старых героев в прочитанных книгах

Знать: сведения о жизни и творчестве Н. С Гумилева (кратко); содержание стихотворения «Орел Синдбада»; план анализа поэтического текста; понятие о новой жизни героев художественных произведений

Понимать: лирический пафос стихотворенияУметь: выразительно читать стихотворение, сопоставлять литературные и фольклорные произведения; создавать словестные иллюстрации

Выразительное чтение, анализ поэтического текста, вопросы и задания (стр. 228)

Итоговые вопросы и задания к теме «Путешествия и приключения» (стр. 241)

20.05

9

130-15

Обобщающий урок по теме «Путешествия  и приключения»

Урок - обобщение

Беседа по книгам о путешествиях и приключениях. Краткий пересказ и характеристика героев прочитанных книг

Чтение и обсуждение творческих работ.

Знать: авторов, содержание и героев произведений о путешествиях и приключениях.

Понимать: оптимистический пафос произведений, их значение для формиравания личности

Уметь пересказывать произведения, характеризовать героев и  их поступки

Сообщения о прочитанных книгах, итоговые вопросы и задания к теме «Путешествия и приключения»   стр.241

Итоговые вопросы и задания к курсу литературы в 5 классе (стр. 242)

21.05

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1311

Итоговый урок

Урок - беседа

М.И Цветаева «Книги в красном переплете». Знакомые герои книг в стихотворении поэта. Беседа по вопросам. Представление учащимися книг, прочитанных за год. Выставка сочинений и рисунков. викторина

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Уметь: рассказывать о книгах, прочитанных на уроках литературы и самостоятельно

Выразительное чтение, сообщение о прочитанных книгах

Список литературы для чтения летом

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематическое планирование уроков по учебнику Английский в Фокусе 10 на 2012-2013 учебный год

Календарно- тематическое планирование уроков по учебнику Английский в Фокусе 10 на 2012-2013 учебный год Предмет:Английский язык.Классы:10Учитель:Калинкин Сергей МихайловичВсего учебных нед...

Календарно-тематическое планирование .Геометрия. 8класс. Учебник "Геометрия 7-9" Л.С. Атанасян и др.

Планирование составлено к учебнику "Геометрия 7-9" Л.С. Атанасян для учащихся 8 класса. Рассчитано на 2 часа в неделю, всего 68 часов....

Календарно-тематическое планирование 6 класс учебник " Enjoy English"

Календарно-тематическое планирование  с оценочными материалами....

Календарно-тематическое планирование, 4 класс, учебник Кауфман.

Календарно-тематическое планирование рассчитано на 68 уроков, с учетом, что в году 34 учебных недели....

Календарно тематическое планирование 5 класс учебник Мерзляк

Календарно тематическое планирование 5 класс учебник Мерзляк составлено на 2016- 2017 учебный год....