Программа по предмету "Культура народов Ямала"
рабочая программа (5 класс) на тему

Оджигаева Ольга Баклановна

Значимость. Культура народов Ямала –это  учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально - ориентированных знаний о родном крае, предполагающие активное сотворчество воспринимающего, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, изучая литературу народов Ямала, школьник учится понимать ее, приобретает опыт этического и эстетического самоопределения, творческого самовыражения, сведения о развитии литературного языка и умение пользоваться им как важнейшим инструментом сознания.

Актуальность курса Культуры народов Ямала в 5 классе объясняется тем, что в нем формируются знания о географическом положении, о климатических процессах, распределение растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Изучение Культуры народов Ямала формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для решения следующих конкретных образовательных и воспитательных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knya_rabochaya_programma_fgos_ooo.rar44.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение

общеобразовательная школа-интернат «Сеяхинская школа-интернатсреднего (полного) общего образования»

РАССМОТРЕНО

и рекомендовано

 заседанием

Методического совета

Руководитель

Методического совета

_____ М.В.Пасынкова

Протокол

от 1 сентября 2013 г.

------№ 1

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора

по УВР

_________ О.А.Мухина

12 сентября 2012 г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказ от   №      сентября 2013

Директор школы-интерната

________ И.В.Резвина

15 сентября 2012 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по Культуре народов Ямала

для 5 класса

Составитель:

Оджигаева Ольга Баклановна,

учитель русского языка и литературы, КНЯ

с. Сеяха

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по культуре народов Ямала  для учащихся 5 класса  Муниципальное бюджетное  учреждениеобщеобразовательная школа-интернат «Сеяхинская школа-интернат среднего (полного) общего образования» создана на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644);
  • Приказ Департамента образования ЯНАО «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, реализующих программы общего образования от 11.05. 2006 года № 500» № 1012 от 17.06.2011 г.  
  • Программа учебного курса для 5-7классов.-Салехард:ЯНОИПКРО,2006г.
  • основной образовательной программы ступени общего образования общеобразовательного учреждения.

Значимость. Культура народов Ямала –это  учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально - ориентированных знаний о родном крае, предполагающие активное сотворчество воспринимающего, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, изучая литературу народов Ямала, школьник учится понимать ее, приобретает опыт этического и эстетического самоопределения, творческого самовыражения, сведения о развитии литературного языка и умение пользоваться им как важнейшим инструментом сознания.

Актуальность курса Культуры народов Ямала в 5 классе объясняется тем, что в нем формируются знания о географическом положении, о климатических процессах, распределение растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Изучение Культуры народов Ямала формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для решения следующих конкретных образовательных и воспитательных задач.

        Метапредметные образовательные функции определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Культура народов Ямала» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Данный предмет является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностейучащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

Культура народов Ямала является средством приобщения к духовному богатству ненецкой культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, курса Культура народов Ямала неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.

Культура народов Ямала является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Требования к знаниям и умениям учащихся 5-х классов по Культуре народов Ямала

Учащиеся должны знать:

• Основные этапы, события, факты и даты истории Ямала;

•  Особенности языков и письменности народов Ямала;

•   Имена основных писателей, названия и содержание их произведений;

•  Основные виды декоративно-прикладного искусства;

•  Производственные традиции коренных народов;

•  Детали и особенности бытовой культуры коренных народов.

Учащиеся должны уметь:

• Объяснить проблематику произведений писателей Ямала;

• Характеризовать   и   сопоставлять   героев   изученных   литературных          произведений;

• Описать свадебный обряд у ненцев и ханты;

• Изготовить простейший образец декоративно-прикладного искусства.»

Новизна данной программы в том, что 1 час резервного времени будет использован для организации проектной работы обучающихся.

Цели курса:

• Ознакомление учащихся с основами культуры коренных народов Ямала,

• Воспитание уважения к коренным жителям Ямала, к их культуре, обычаям, верованиям и нравам;

• Расширение диапазона знаний учащихся о собственной культуре через сопоставительный анализ с культурой коренных народов Ямала;

• Приобщение учащихся к общекультурным, общечеловеческим ценностям.их адаптация к жизни в многонациональном сообществе народов.

Изучение учащимися основ культуры коренных народов будет способствовать решению следующих конкретных образовательных и воспитательных задач:

1.        Приобщение учащихся к миру   труда, повседневного существования, материальной и духовной культуры коренных народов Ямала (ненцев, ханты, селькупов). Ознакомление с культурой других народов, давно проживающих на Ямале (русских, украинцев, сибирских татар, коми-зырян).

2.        Формирование у учащихся чувства уважения, толерантности к обычаям,  и нравам   народов,   которые   существенно  отличаются   от  традиций  славянской культуры.

3.        Ознакомление школьников со спецификой климата и природы Севера,  привитие им основ экологической культуры

4.        Ознакомление учащихся со спецификой мифологии, фольклора и литературы коренных народов Ямала.

5.        Ознакомление учащихся с представлениями о прекрасном у коренных народов, их эстетическими приоритетами.

6.        Помощь учащимся в понимании живописи, декоративно-прикладного и музыкального искусства коренных народов. Приобщение их к простейшим трудовым процессам (обработки дерева и бересты, аппликации из ткани и сукна, создания орнаментов и т.п.)

Содержание курса Культура народов Ямала  в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение мета предметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

               Требования к результатам освоения данной программы учащимися 5 класса:

                 Личностными результатами освоения обучающимися 5 класса программы по русскому языку являются:

  • Понимание ненецкой культуры народов, проживающих на территории Ямала,  как одной из основных национально-культурных ценностей данного народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
  • Осознание эстетической ценности культурыродного языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса является важнейшим условием формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
  • осознание  российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся  к саморазвитию и самообразованию на основе мотиваций к обучению и познанию;
  • личностные представления о целостности природы и населения Земли;
  • осознанная доброжелательность к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • основы социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  • коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • основы здорового и безопасного образа жизни, экологического сознания, осознание значения семьи в жизни человека и общества.

метапредметные результаты:

  • умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • смысловое чтение текста;
  • основы  компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

предметные результаты:

  • умения работать с различными источниками информации;
  • умения и навыки использования разнообразных  знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
  • развитие художественного мышления, вкуса, воображения и фантазии, формирование единства эмоционального и интеллектуального восприятия на материале;
  • ориентирование в социально-эстетических и информационных коммуникациях.
  • знание понятия дифференциация, умение оперировать терминами при анализе;
  • умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
  • умение работать с различными источниками информации;
  • определение основной и второстепенной информации  и извлечение её из  текстов разных типов .

                В процессе преподавания курса Культуры народов Ямала  в 5 классе планируется использование развивающих, личностно-ориентированных, исследовательских, проектных, компетентностно-ориентированных и групповых педагогических технологий, проведение экскурсий, практических работ на местности.

                Для контроля сформированности знаний и умений по предмету будут использоваться следующие формы контроля: контрольные работы, тестирование, практические работы.

                Новизна данной программы в том, что 1 час резервного времени будет использован для организации проектной работы обучающихся.


Учебно-тематический план

Количество часов

Тема

раздела

Характеристика деятельности

обучающихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1

2

Введение

Строят собственное высказывание о классификации народов, особенностях растительного и животного мира, ландшафте природы, основные города ЯНАО.

Формирование осознанного уважительного отношения к народу, формирование знания о географической положении, об климатических процессах, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей, основных городах ЯНАО.

Представление  о классификации народов, особенностях растительного и животного мира, ландшафте природы, основных городах ЯНАО, овладение приемами  ознакомительного и изучающего чтения,формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе.

Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений

2

6

Образ жизни и занятия коренных народов Ямала

Знать народы, проживающие на территории ЯНАО, краткий исторический очерк о развитии Ямала, народы, причастные к освоению тундры. Уметь производить  дифференциацию народов, населяющих ЯНАО.

Осознание  российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества.

Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации. Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передачи информации, полученной в результате чтения.

Владеть основными понятиями морфологии.

Знать понятия дифференциация, умение оперировать терминами при анализе,

умение работать с различными источниками информации;

 умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;

 умение и навыки использования разнообразных  знаний в повседневной жизни.

3

12

Фольклор народов Ямала.

Различают понятия - фольклор, литература, виды фольклора.

Умение  разграничивать понятия фольклор и литература, жанры фольклора. Умение выборочно просматривать учебный материал, работать в группах.

Умение разграничивать структуру небывальщины. Умение сопоставлять фольклорные и литературные сказки, осуществлять сравнительный анализ. Умение производить письменный анализ.

Постижение красоты и богатства, выразительности  русского слова

Использование приёмов поискового, просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения при повторении изученного материала

Создавать  устные тексты-рассуждения   художественного стиля

Определение основной и второстепенной информации  и извлечение её из  текстов разных типов

4

 4

Декоративно-прикладное искусство

Знание основных украшений одежды, понятия мозаика, орнамент, аппликация, декоративно – прикладное искусство, бисер.

Умение разграничивать растительный и геометрический орнамент. Знание об изделиях из бересты, дерева, кости.Знание понятия «аппликация», предназначение кукол нухуко и акань.

Анализировать роль пластических искусств в жизни человека.

формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать искусство во всем многообразии их видов и жанров

развитие художественного мышления, вкуса, воображения и фантазии, формирование единства эмоционального и интеллектуального восприятия на материале;

ориентирование в социально-эстетических и информационных коммуникациях

5

5

Музыка, песни и танцы коренных народов Ямала.

Знание о музыкальном творчестве Севера, взаимосвязь танца и песни, древние инструменты песни, ритуальные песни.

Умение объяснить отличие одного инструмента от другого.Знание  о зарождении музыкального искусства, музыкальные жанры Ямала, героические, эпические, бытовые шуточные песни.Умение дифференцировать виды песен.Знание компонентов танцев, значения слов «магический, ритуальный, эстетический», оперировать понятием традиционный.

-овладение навыками самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

-умение познавать мир через музыкальные формы и образы

-умение взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей;

-умение оценивать достигнутых результатов;

-умение передавать свои музыкальные впечатления в устной форме;

-сформированность коммуникативных умений

-умение передавать свои музыкальные впечатления в устной форме

-воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа, музыкального произведения;

-осознавать ценность музыкальной культуры разных народов

6

1

Игры коренных народов

Знание связи игры и работы, игры и воинской подготовки, игры и искусства, специфику игр и ее роль в формировании физических качеств юноши.

Умение самостоятельно сделать игрушку.

-овладение навыками самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

-умение познавать мир через игры-сформированность мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

-овладение навыками самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач

-способность аргументировать свою точку зрения по поводу необходимости игр;

-умение передавать свои впечатления в устной форме;

-овладение способами решения проблем творческого и поискового характера

в процессе восприятия, исполнения, оценки.

различать особенности игр, освоить духовно- нравственный потенциал, накопленный народом,  осознавать ценность игр для разных народов

7

4

Повторение

Повторение и закрепление изученного материала. Образ жизни и занятия коренных народов ЯНАО.

Фольклор народов Ямала

Декоративно-прикладное искусство народов Ямала

Музыка, песни, танцы коренных народов Ямала.


Содержание учебного предмета

Введение -2 часа

Краткие сведения о географии, климате и народах, проживающих в ЯНАО.

Растительный и животный мир. Основные города округа и богатство недр.

Образ жизни и занятия коренных народов Ямала - 6 часов.

Народы, проживающие на территории округа (коренные и пришлые). Краткий исторический очерк.

Старые названия народов. Понятия об особой культуре северных народов.

Понятие о кочевом образе жизни. Основные занятия кочевников

(оленеводство, рыболовство, охота в тундре, морская охота).

Роль оленя, собаки в жизни кочевника. Понятие о каслании.

Средства передвижения (разновидности нарт). Устройство жилища (чума).

Мужские и женские обязанности в тундре. Воспитание детей. Изменения, произошедшие в жизни кочевых народов на протяжении 20 века.

Фольклор народов Ямала – 12 часов.

Понятие о фольклоре (устном народном творчестве). Различия между фольклором и литературой.

Особенности фольклора (коллективный характер творчества, опора на традицию, вариативность, анонимность, устный характер бытования).

Фольклор – обобщение мудрости народа.

 Малые жанры фольклора: загадки, пословицы, поговорки, заговоры, заклинания, обереги, считалки. Их сходство и различия с жанрами в славянском фольклоре.

Творческая работа.

Понятие о сказке как о фольклорном жанре.Классификация сказок (бытовые, волшебные, о животных).

Эстетическое содержание сказок  (торжество добра над злом, любовь к родному к раю). Понятие об аллегории.

Общие принципы создания условных (фантастических) образов в сказке.

Сюжетная структура сказки.

Сходства и различия коренных народов Ямала с русскими и европейскими сказками. Сказители  сказок у коренных народов.

Собиратели фольклора на Ямале.

Литературные сказки и их авторы.

Р.Р. Сочинение

Фольклор народов Ямала.

Декоративно-прикладное искусство - 4 часа.

Украшения одежды, оружия, средства передвижения, орнамент.

Художественная обработка из дерева и кости, изделия из бересты.

Аппликации из ткани, сукна. Детские игрушки

( кукла нухуко у ненцев, кукла акань у хантов).

Изготовление игрушек. Вышивка орнамента.

Музыка, песни и танцы коренных народов Ямала – 5 часов.

Музыка, ритм, песня, танец как выражение духа и темперамента народа.Основные музыкальные инструменты.

Песня – источник изучения культуры народа.Многообразие песен.

Особенности музыкальной культуры сибирских татар.Казачьи песни.

Современная песня северных народов и ее связь с музыкальной традицией прошлого.

Своеобразие традиционного танца коренных народов.Магический, ритуальный и эстетический компонент танца северных народов.

Игры коренных народов – 1 час.

Игры коренных народов. Их специфика. Воспитательное значение игры. Виды игр.

Повторение – 4 часа.

Повторение и закрепление изученного материала. Образ жизни и занятия коренных народов ЯНАО.

Повторение и закрепление изученного материала Фольклор народов Ямала

Повторение и закрепление изученного материала  Декоративно-прикладное искусство народов Ямала

Повторение и закрепление изученного материала Музыка, песни, танцы коренных народов Ямала.

Организация проектной работы обучающихся -1 час.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

  1. Федеральный Закон  «Об образовании»
  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования по русскому языку
  3. Справочные пособия (энциклопедии,  справочники по русскому языку)
  4. Дидактические материалы для 5 класса
  5. Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

  1. Видеофильмы по разным разделам курса для 5 класса
  2. Аудиозаписи и фонохрестоматии по разным разделам курса для 5 класса

Слайды (диапозитивы) по разным разделам курса для 5 класса

Информационно-компьютерная поддержка

  1. Интернет-ресурсы: Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС http://www.gia3.ru/publ/opyt_i_praktika/trebovanija_k_sovremennomu_uroku_v_uslovijakh_vvedenija_fgos/4-1-0-4
  2. Сайт: Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/
  3. Сайт:Gramota.ru
  4. Электронная библиотека школьника

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ   (ТСО)

  1. Интерактивная доска, доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления карт и таблиц 
  2. Экспозиционный экран (на штативе или навесной)
  3. ДВД-плейер.
  4. Телевизор с универсальной подставкой
  5. Аудио-центр.
  6. Мультимедийный  компьютер
  7. Сканер
  8. Принтер лазерный
  9. Копировальный аппарат
  10. Слайдпроектор
  11. Документ-камера

Информационно-методическое обеспечение:

Авторы

Название

Год издания

Издательство

Головнев А.В.  

Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. УрОРАН

1995г.

Екатеринбург

Головнев А.В.  

Кочевники тундры: ненцы и их фольклор

2004г.

Екатеринбург

Попов Ю.И., Цымбалистенко

Мифология, фольклор и литература Ямала

2002г.

Тюмень

Сязи А.М.

Орнамент и вещь в культуре хантовНижнегоПриобья

2000г.

Томск

Лар.Л.А.

Мифы и предания ненцев Ямала

2001г.

Тюмень

Дополнительная литература

Авторы

Название

Год издания

Издательство

Евладов Е.П.

По тундрам Ямала к Белому острову

1992г.

ИПОС СО РАН

Омельчук А.К.

Ее величество Обь

.

Средне – Уральское книжное издательство

Омельчук А.К.

Частное открытие Сибири

1999г.

Издательство Ю. Мандрики.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Культура народов Ямала" (7 класс)

Согласно закону Российской Федерации "Об образовании", одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурны...

Рабочая программа для 5 класса по Культуре народов Ямала

Рабочая программа учебного предмета «Культура народов Ямала» составлена на основе Программа учебного курса «Культура народов Ямала» для 5 – 9 классов (авторы: Т.Б. Лаптан...

Рабочая программа для 6 класса по Культуре народов Ямала

Рабочая программа учебного предмета «Культура народов Ямала» составлена на основе Программа учебного курса «Культура народов Ямала» для 5 – 9 классов (авторы: Т.Б. Лаптан...

Священные животные Ямала. Проект по Культуре народов Ямала и биологии.

Священные животные Ямала. Проект по Культуре народов Ямала и биологии....

Учебная программа по культуре народов Ямала

Культура народов Ямала в основной школе изучается  только в  5 классе, всего -  35 ч.   Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час в неделю. Курс нацелен...

Рабочая программа по культуре народов Ямала для 7 класса

Рабочая программа по культуре народов Ямала для 7 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования «Культура народов Ямала» для 5 – 7 классов, под редакци...

Рабочая программа по культуре народов Ямала для 6 класса

Рабочая программа по культуре народов Ямала для 6 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования «Культура народов Ямала» для 5 – 7 классов, под редакци...