Программа по предмету "Культура народов Ямала"
рабочая программа (5 класс) на тему
Значимость. Культура народов Ямала –это учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально - ориентированных знаний о родном крае, предполагающие активное сотворчество воспринимающего, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, изучая литературу народов Ямала, школьник учится понимать ее, приобретает опыт этического и эстетического самоопределения, творческого самовыражения, сведения о развитии литературного языка и умение пользоваться им как важнейшим инструментом сознания.
Актуальность курса Культуры народов Ямала в 5 классе объясняется тем, что в нем формируются знания о географическом положении, о климатических процессах, распределение растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Изучение Культуры народов Ямала формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для решения следующих конкретных образовательных и воспитательных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
knya_rabochaya_programma_fgos_ooo.rar | 44.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
общеобразовательная школа-интернат «Сеяхинская школа-интернатсреднего (полного) общего образования»
РАССМОТРЕНО и рекомендовано заседанием Методического совета Руководитель Методического совета _____ М.В.Пасынкова Протокол от 1 сентября 2013 г. ------№ 1 | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР _________ О.А.Мухина 12 сентября 2012 г. | УТВЕРЖДЕНА Приказ от № сентября 2013 Директор школы-интерната ________ И.В.Резвина 15 сентября 2012 г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по Культуре народов Ямала
для 5 класса
Составитель:
Оджигаева Ольга Баклановна,
учитель русского языка и литературы, КНЯ
с. Сеяха
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по культуре народов Ямала для учащихся 5 класса Муниципальное бюджетное учреждениеобщеобразовательная школа-интернат «Сеяхинская школа-интернат среднего (полного) общего образования» создана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644);
- Приказ Департамента образования ЯНАО «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, реализующих программы общего образования от 11.05. 2006 года № 500» № 1012 от 17.06.2011 г.
- Программа учебного курса для 5-7классов.-Салехард:ЯНОИПКРО,2006г.
- основной образовательной программы ступени общего образования общеобразовательного учреждения.
Значимость. Культура народов Ямала –это учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально - ориентированных знаний о родном крае, предполагающие активное сотворчество воспринимающего, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, изучая литературу народов Ямала, школьник учится понимать ее, приобретает опыт этического и эстетического самоопределения, творческого самовыражения, сведения о развитии литературного языка и умение пользоваться им как важнейшим инструментом сознания.
Актуальность курса Культуры народов Ямала в 5 классе объясняется тем, что в нем формируются знания о географическом положении, о климатических процессах, распределение растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Изучение Культуры народов Ямала формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для решения следующих конкретных образовательных и воспитательных задач.
Метапредметные образовательные функции определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Культура народов Ямала» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Данный предмет является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностейучащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Культура народов Ямала является средством приобщения к духовному богатству ненецкой культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, курса Культура народов Ямала неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.
Культура народов Ямала является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Требования к знаниям и умениям учащихся 5-х классов по Культуре народов Ямала
Учащиеся должны знать:
• Основные этапы, события, факты и даты истории Ямала;
• Особенности языков и письменности народов Ямала;
• Имена основных писателей, названия и содержание их произведений;
• Основные виды декоративно-прикладного искусства;
• Производственные традиции коренных народов;
• Детали и особенности бытовой культуры коренных народов.
Учащиеся должны уметь:
• Объяснить проблематику произведений писателей Ямала;
• Характеризовать и сопоставлять героев изученных литературных произведений;
• Описать свадебный обряд у ненцев и ханты;
• Изготовить простейший образец декоративно-прикладного искусства.»
Новизна данной программы в том, что 1 час резервного времени будет использован для организации проектной работы обучающихся.
Цели курса:
• Ознакомление учащихся с основами культуры коренных народов Ямала,
• Воспитание уважения к коренным жителям Ямала, к их культуре, обычаям, верованиям и нравам;
• Расширение диапазона знаний учащихся о собственной культуре через сопоставительный анализ с культурой коренных народов Ямала;
• Приобщение учащихся к общекультурным, общечеловеческим ценностям.их адаптация к жизни в многонациональном сообществе народов.
Изучение учащимися основ культуры коренных народов будет способствовать решению следующих конкретных образовательных и воспитательных задач:
1. Приобщение учащихся к миру труда, повседневного существования, материальной и духовной культуры коренных народов Ямала (ненцев, ханты, селькупов). Ознакомление с культурой других народов, давно проживающих на Ямале (русских, украинцев, сибирских татар, коми-зырян).
2. Формирование у учащихся чувства уважения, толерантности к обычаям, и нравам народов, которые существенно отличаются от традиций славянской культуры.
3. Ознакомление школьников со спецификой климата и природы Севера, привитие им основ экологической культуры
4. Ознакомление учащихся со спецификой мифологии, фольклора и литературы коренных народов Ямала.
5. Ознакомление учащихся с представлениями о прекрасном у коренных народов, их эстетическими приоритетами.
6. Помощь учащимся в понимании живописи, декоративно-прикладного и музыкального искусства коренных народов. Приобщение их к простейшим трудовым процессам (обработки дерева и бересты, аппликации из ткани и сукна, создания орнаментов и т.п.)
Содержание курса Культура народов Ямала в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение мета предметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Требования к результатам освоения данной программы учащимися 5 класса:
Личностными результатами освоения обучающимися 5 класса программы по русскому языку являются:
- Понимание ненецкой культуры народов, проживающих на территории Ямала, как одной из основных национально-культурных ценностей данного народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
- Осознание эстетической ценности культурыродного языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса является важнейшим условием формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
- осознание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотиваций к обучению и познанию;
- личностные представления о целостности природы и населения Земли;
- осознанная доброжелательность к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- основы социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- основы здорового и безопасного образа жизни, экологического сознания, осознание значения семьи в жизни человека и общества.
метапредметные результаты:
- умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- смысловое чтение текста;
- основы компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
предметные результаты:
- умения работать с различными источниками информации;
- умения и навыки использования разнообразных знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
- развитие художественного мышления, вкуса, воображения и фантазии, формирование единства эмоционального и интеллектуального восприятия на материале;
- ориентирование в социально-эстетических и информационных коммуникациях.
- знание понятия дифференциация, умение оперировать терминами при анализе;
- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
- умение работать с различными источниками информации;
- определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов .
В процессе преподавания курса Культуры народов Ямала в 5 классе планируется использование развивающих, личностно-ориентированных, исследовательских, проектных, компетентностно-ориентированных и групповых педагогических технологий, проведение экскурсий, практических работ на местности.
Для контроля сформированности знаний и умений по предмету будут использоваться следующие формы контроля: контрольные работы, тестирование, практические работы.
Новизна данной программы в том, что 1 час резервного времени будет использован для организации проектной работы обучающихся.
Учебно-тематический план
№ | Количество часов | Тема раздела | Характеристика деятельности обучающихся | Планируемые результаты | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||
1 | 2 | Введение | Строят собственное высказывание о классификации народов, особенностях растительного и животного мира, ландшафте природы, основные города ЯНАО. | Формирование осознанного уважительного отношения к народу, формирование знания о географической положении, об климатических процессах, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей, основных городах ЯНАО. | Представление о классификации народов, особенностях растительного и животного мира, ландшафте природы, основных городах ЯНАО, овладение приемами ознакомительного и изучающего чтения,формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. | Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений |
2 | 6 | Образ жизни и занятия коренных народов Ямала | Знать народы, проживающие на территории ЯНАО, краткий исторический очерк о развитии Ямала, народы, причастные к освоению тундры. Уметь производить дифференциацию народов, населяющих ЯНАО. | Осознание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества. | Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации. Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передачи информации, полученной в результате чтения. Владеть основными понятиями морфологии. | Знать понятия дифференциация, умение оперировать терминами при анализе, умение работать с различными источниками информации; умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений; умение и навыки использования разнообразных знаний в повседневной жизни. |
3 | 12 | Фольклор народов Ямала. | Различают понятия - фольклор, литература, виды фольклора. Умение разграничивать понятия фольклор и литература, жанры фольклора. Умение выборочно просматривать учебный материал, работать в группах. Умение разграничивать структуру небывальщины. Умение сопоставлять фольклорные и литературные сказки, осуществлять сравнительный анализ. Умение производить письменный анализ. | Постижение красоты и богатства, выразительности русского слова | Использование приёмов поискового, просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения при повторении изученного материала Создавать устные тексты-рассуждения художественного стиля | Определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов |
4 | 4 | Декоративно-прикладное искусство | Знание основных украшений одежды, понятия мозаика, орнамент, аппликация, декоративно – прикладное искусство, бисер. Умение разграничивать растительный и геометрический орнамент. Знание об изделиях из бересты, дерева, кости.Знание понятия «аппликация», предназначение кукол нухуко и акань. | Анализировать роль пластических искусств в жизни человека. | формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать искусство во всем многообразии их видов и жанров | развитие художественного мышления, вкуса, воображения и фантазии, формирование единства эмоционального и интеллектуального восприятия на материале; ориентирование в социально-эстетических и информационных коммуникациях |
5 | 5 | Музыка, песни и танцы коренных народов Ямала. | Знание о музыкальном творчестве Севера, взаимосвязь танца и песни, древние инструменты песни, ритуальные песни. Умение объяснить отличие одного инструмента от другого.Знание о зарождении музыкального искусства, музыкальные жанры Ямала, героические, эпические, бытовые шуточные песни.Умение дифференцировать виды песен.Знание компонентов танцев, значения слов «магический, ритуальный, эстетический», оперировать понятием традиционный. | -овладение навыками самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; -умение познавать мир через музыкальные формы и образы | -умение взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; -умение оценивать достигнутых результатов; -умение передавать свои музыкальные впечатления в устной форме; -сформированность коммуникативных умений -умение передавать свои музыкальные впечатления в устной форме | -воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа, музыкального произведения; -осознавать ценность музыкальной культуры разных народов |
6 | 1 | Игры коренных народов | Знание связи игры и работы, игры и воинской подготовки, игры и искусства, специфику игр и ее роль в формировании физических качеств юноши. Умение самостоятельно сделать игрушку. | -овладение навыками самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; -умение познавать мир через игры-сформированность мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; -овладение навыками самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач | -способность аргументировать свою точку зрения по поводу необходимости игр; -умение передавать свои впечатления в устной форме; -овладение способами решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки. | различать особенности игр, освоить духовно- нравственный потенциал, накопленный народом, осознавать ценность игр для разных народов |
7 | 4 | Повторение | Повторение и закрепление изученного материала. Образ жизни и занятия коренных народов ЯНАО. Фольклор народов Ямала Декоративно-прикладное искусство народов Ямала Музыка, песни, танцы коренных народов Ямала. |
Содержание учебного предмета
Введение -2 часа
Краткие сведения о географии, климате и народах, проживающих в ЯНАО.
Растительный и животный мир. Основные города округа и богатство недр.
Образ жизни и занятия коренных народов Ямала - 6 часов.
Народы, проживающие на территории округа (коренные и пришлые). Краткий исторический очерк.
Старые названия народов. Понятия об особой культуре северных народов.
Понятие о кочевом образе жизни. Основные занятия кочевников
(оленеводство, рыболовство, охота в тундре, морская охота).
Роль оленя, собаки в жизни кочевника. Понятие о каслании.
Средства передвижения (разновидности нарт). Устройство жилища (чума).
Мужские и женские обязанности в тундре. Воспитание детей. Изменения, произошедшие в жизни кочевых народов на протяжении 20 века.
Фольклор народов Ямала – 12 часов.
Понятие о фольклоре (устном народном творчестве). Различия между фольклором и литературой.
Особенности фольклора (коллективный характер творчества, опора на традицию, вариативность, анонимность, устный характер бытования).
Фольклор – обобщение мудрости народа.
Малые жанры фольклора: загадки, пословицы, поговорки, заговоры, заклинания, обереги, считалки. Их сходство и различия с жанрами в славянском фольклоре.
Творческая работа.
Понятие о сказке как о фольклорном жанре.Классификация сказок (бытовые, волшебные, о животных).
Эстетическое содержание сказок (торжество добра над злом, любовь к родному к раю). Понятие об аллегории.
Общие принципы создания условных (фантастических) образов в сказке.
Сюжетная структура сказки.
Сходства и различия коренных народов Ямала с русскими и европейскими сказками. Сказители сказок у коренных народов.
Собиратели фольклора на Ямале.
Литературные сказки и их авторы.
Р.Р. Сочинение
Фольклор народов Ямала.
Декоративно-прикладное искусство - 4 часа.
Украшения одежды, оружия, средства передвижения, орнамент.
Художественная обработка из дерева и кости, изделия из бересты.
Аппликации из ткани, сукна. Детские игрушки
( кукла нухуко у ненцев, кукла акань у хантов).
Изготовление игрушек. Вышивка орнамента.
Музыка, песни и танцы коренных народов Ямала – 5 часов.
Музыка, ритм, песня, танец как выражение духа и темперамента народа.Основные музыкальные инструменты.
Песня – источник изучения культуры народа.Многообразие песен.
Особенности музыкальной культуры сибирских татар.Казачьи песни.
Современная песня северных народов и ее связь с музыкальной традицией прошлого.
Своеобразие традиционного танца коренных народов.Магический, ритуальный и эстетический компонент танца северных народов.
Игры коренных народов – 1 час.
Игры коренных народов. Их специфика. Воспитательное значение игры. Виды игр.
Повторение – 4 часа.
Повторение и закрепление изученного материала. Образ жизни и занятия коренных народов ЯНАО.
Повторение и закрепление изученного материала Фольклор народов Ямала
Повторение и закрепление изученного материала Декоративно-прикладное искусство народов Ямала
Повторение и закрепление изученного материала Музыка, песни, танцы коренных народов Ямала.
Организация проектной работы обучающихся -1 час.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
- Федеральный Закон «Об образовании»
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования по русскому языку
- Справочные пособия (энциклопедии, справочники по русскому языку)
- Дидактические материалы для 5 класса
- Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ
- Видеофильмы по разным разделам курса для 5 класса
- Аудиозаписи и фонохрестоматии по разным разделам курса для 5 класса
Слайды (диапозитивы) по разным разделам курса для 5 класса
Информационно-компьютерная поддержка
- Интернет-ресурсы: Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС http://www.gia3.ru/publ/opyt_i_praktika/trebovanija_k_sovremennomu_uroku_v_uslovijakh_vvedenija_fgos/4-1-0-4
- Сайт: Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/
- Сайт:Gramota.ru
- Электронная библиотека школьника
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО)
- Интерактивная доска, доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления карт и таблиц
- Экспозиционный экран (на штативе или навесной)
- ДВД-плейер.
- Телевизор с универсальной подставкой
- Аудио-центр.
- Мультимедийный компьютер
- Сканер
- Принтер лазерный
- Копировальный аппарат
- Слайдпроектор
- Документ-камера
Информационно-методическое обеспечение:
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
Головнев А.В. | Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. УрОРАН | 1995г. | Екатеринбург | |
Головнев А.В. | Кочевники тундры: ненцы и их фольклор | 2004г. | Екатеринбург | |
Попов Ю.И., Цымбалистенко | Мифология, фольклор и литература Ямала | 2002г. | Тюмень | |
Сязи А.М. | Орнамент и вещь в культуре хантовНижнегоПриобья | 2000г. | Томск | |
Лар.Л.А. | Мифы и предания ненцев Ямала | 2001г. | Тюмень |
Дополнительная литература
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
Евладов Е.П. | По тундрам Ямала к Белому острову | 1992г. | ИПОС СО РАН | |
Омельчук А.К. | Ее величество Обь | . | Средне – Уральское книжное издательство | |
Омельчук А.К. | Частное открытие Сибири | 1999г. | Издательство Ю. Мандрики. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Культура народов Ямала" (7 класс)
Согласно закону Российской Федерации "Об образовании", одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурны...
Рабочая программа для 5 класса по Культуре народов Ямала
Рабочая программа учебного предмета «Культура народов Ямала» составлена на основе Программа учебного курса «Культура народов Ямала» для 5 – 9 классов (авторы: Т.Б. Лаптан...
Рабочая программа для 6 класса по Культуре народов Ямала
Рабочая программа учебного предмета «Культура народов Ямала» составлена на основе Программа учебного курса «Культура народов Ямала» для 5 – 9 классов (авторы: Т.Б. Лаптан...
Священные животные Ямала. Проект по Культуре народов Ямала и биологии.
Священные животные Ямала. Проект по Культуре народов Ямала и биологии....
Учебная программа по культуре народов Ямала
Культура народов Ямала в основной школе изучается только в 5 классе, всего - 35 ч. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час в неделю. Курс нацелен...
Рабочая программа по культуре народов Ямала для 7 класса
Рабочая программа по культуре народов Ямала для 7 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования «Культура народов Ямала» для 5 – 7 классов, под редакци...
Рабочая программа по культуре народов Ямала для 6 класса
Рабочая программа по культуре народов Ямала для 6 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования «Культура народов Ямала» для 5 – 7 классов, под редакци...