конспект урока "Односоставные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Данный конспект урока русского языка предназначен для учиелей, работающих в 8 классах. Это урок обобщения по теме "Односотавные предложения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnosotavnye_predlozheniya_8_klass.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 классе
«ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».
Цель урока: обобщение и закрепление знаний о односоставных предложениях.
Задачи: 1. Закрепить сведения о сфере употребления определенно-личных предложений.
- Закрепить умение отличать определенно-личные предложения от неопределенно-личных и безличных.
- Закрепить умение находить односоставные предложения в составе сложного.
- Показать возможности использования в тексте односоставных предложений.
Оформление: портрет Н.В.Гоголя, слова писателя: «Мысли мои, мои труды будут принадлежать России», картины Куинджи: «Украинская ночь» и «Лунная ночь на Днепре».
Ход урока.
1. После взаимных приветствий и обсуждения темы и задач начинаем урок с высказывания Н.В.Гоголя о русском языке:
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи».
Разбираются трудные случаи орфографии и пунктуации в предложении. Один из учеников рассказывает все об определенно-личных предложениях. После ответа ученика для закрепления сведений о сфере употребления определенно-личных предложений записываем текст:
А.С.Пушкин в одном из писем о «Вечерах на хуторе близ Диканьки» писал: « Сейчас прочел «Вечера...». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная. Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов».
Выясняется, почему здесь уместны определенно-личные предложения. Приходим к выводу, что такие предложения исползуются преимущественно в разговорной речи, лирических стихотворениях, письмах.
Учащиеся приводят свои примеры с определенно-личными предложениями.7мин
- Чтобы перейти к следующему этапу урока, детям предлагается ответить на вопрос: «Как отличить определенно-личные предложения от неопределенно-личных и безличных?»
Записывается текст:
И присудили его сжечь живого на виду у всех. Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и принялись тут же раскладывать под деревом костер.
Вопросы учащимся:
- откуда этот отрывок?
- почему в нем Гоголь использует неопределенно-личные предложения? 7 мин.
3. Читаем описание светлицы из повести «Тарас Бульба», что даст нам возможность говорить о роли назывных предложений.
Все было чисто, вымазано цветною глиною. На стенах сабли, нагайки,сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие с круглыми, тусклыми стеклами, какие встречаются ныне только в старинных церквях, скозь которые иначе нельзя было глядеть, как приподняв надвижное стекло. Вокруг окон и дверей были красные отводы. На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чаркивсякой работы: венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями чрез третьи и четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу; широая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая цветными пестрыми изразцами … .
Предлагается найти односоставные предложения. Указать назывные. Какую роль они выполняют в предложенном тексте? 5 мин.
4. Знакомимся с примерами, где односоставные предложения входят в состав сложных. Находим в составе записанных сложных предложений односоставные.
1). Темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебристо-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по темному небу.
2). По смуглым лицам виднго было, что все они были закалены в битвах.
3). Мороз увеличился, и вверху сделалось так холодно, что черт перепрыгивал с одного копытца на другое.
Определяем вид найденных односоставных предложений. Что позволило отнести их к этому виду? - Ответы учащихся. 5 мин.
- Заключительный этап урока. Работа в группах парах, индивидуально — по выбору учащихся. 15 мин.
Первая группа находит в предложенном тексте односоставные предложения и определяет их тип.
Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет, ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина. И чудится, будто весь вылит он из стекла ибудто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи свои в холод стеклянных вод. (Н.В.Гоголь).
Вторая группа пишет миниатюру по одной из картин Куинджи, взяв за начало слова Гоголя из «Майской ночи»:
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее: с середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь!
Третья группа работает с предложенными текстами, находя соответствие им на представленных картинах. Какими средствами автор достигает ощущения живописности нарисованной словами картины?
- Роскошная бархатная темно-синяя ночь. Ни звука. В облаках плывет незримый месяц. Дивный свет льется с высоты. Мазанки. Их стены фосфорически отливают белизной.
Все остальное скрыто в темноте и лишь угадывается. Стройные, как гигантские свечи, тополя, уснувшая мельница. Все как будто спит и мерно дышит, одухотворенное сказочной поэзией художника-чародея.
- Лунный свет потоком струится из-за облаков. Ночь, темная, тихая, царит над Днепром. Бледный свет луны заливает окрестность, вырывает из тьмы низенькие мазанки.
Учащиеся сообщают о результатах своей работы.
Подводим итог совместной деятельности на уроке. Было ли интересно? Удалось ли закрепить понятие об односоставных предложениях? Узнали ли что-то новое?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Предложения с обращениями"
Конспект урока в 8-м классе по учебнику Р.Б. Сабаткоева "Русский язык (для национальных школ), 8 класс"....
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией
Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...
ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА Предложения с однородными членами для 11 класса с указанием ЭОР
Обобщение знаний по теме «Осложнённое предложение» (однородные члены предложения).Использование ЭОР.Закрепление навыков правописания НЕ с разными частями речи.Совершенствование...
конспект урока "Предложения с прямой речью" 5 класс
Комментарий к уроку,конспект и раздаточный материал.Тема "Предложения с прямой речью"....
Конспект урока "Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс
Конспект урока "Предложения с прямой речью. знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс...
Конспект урока "Предложения со сравнительными оборотами"
Подробно разработанный урок с интересными и творческими заданиями...
Конспект урока "Предложения с вводными словами и обращениями" в коррекционной школе VIII вида
Конспект урока "Предложения с вводными словами и обращениями" в коррекционной школе VIII вида...