конспект урока "Односоставные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Афанасьева Татьяна Владимировна

Данный конспект урока русского языка предназначен для учиелей, работающих в 8 классах. Это урок обобщения по теме "Односотавные предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnosotavnye_predlozheniya_8_klass.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

                ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 классе

                         «ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».

   Цель урока: обобщение и закрепление знаний о односоставных предложениях.

   Задачи:  1. Закрепить сведения о сфере употребления определенно-личных предложений.

  1. Закрепить умение отличать определенно-личные предложения от неопределенно-личных и безличных.
  2. Закрепить умение находить односоставные предложения в составе сложного.
  3. Показать возможности использования в тексте односоставных предложений.

  Оформление: портрет Н.В.Гоголя, слова писателя: «Мысли мои, мои труды будут принадлежать России», картины Куинджи: «Украинская ночь» и  «Лунная ночь на Днепре».

      Ход урока.

    1.  После взаимных приветствий и обсуждения темы и задач  начинаем урок с  высказывания Н.В.Гоголя о русском языке:

       «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи».

   Разбираются трудные случаи орфографии и пунктуации в предложении.  Один из учеников рассказывает все об определенно-личных предложениях. После ответа ученика для закрепления сведений о сфере употребления определенно-личных предложений записываем текст:

      А.С.Пушкин в одном из писем о «Вечерах на хуторе близ Диканьки» писал: « Сейчас прочел «Вечера...». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная. Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов».

  Выясняется, почему здесь уместны определенно-личные предложения. Приходим к выводу, что такие предложения исползуются преимущественно в разговорной речи, лирических стихотворениях, письмах.

  Учащиеся приводят свои примеры с определенно-личными предложениями.7мин

  1. Чтобы перейти к следующему этапу урока, детям предлагается ответить на вопрос: «Как отличить определенно-личные предложения от неопределенно-личных и безличных?»

Записывается текст:

И присудили его сжечь живого на виду у всех. Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и принялись тут же раскладывать под деревом костер.

   Вопросы учащимся:

  1. откуда этот отрывок?
  2. почему в нем Гоголь использует неопределенно-личные предложения?   7 мин.

  3. Читаем описание светлицы из повести «Тарас Бульба», что даст нам возможность говорить о роли назывных предложений.

Все было чисто, вымазано цветною глиною. На стенах сабли, нагайки,сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие с круглыми, тусклыми стеклами, какие встречаются ныне только в старинных церквях, скозь которые иначе нельзя было глядеть, как приподняв надвижное стекло. Вокруг окон и дверей были красные отводы. На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чаркивсякой работы: венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями чрез третьи и четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу; широая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая цветными пестрыми изразцами … .

Предлагается найти односоставные предложения. Указать назывные. Какую роль они выполняют в предложенном тексте?  5 мин.

  4. Знакомимся с примерами, где односоставные предложения входят в состав сложных. Находим в составе записанных сложных предложений односоставные.

   1). Темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебристо-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по темному небу.

2). По смуглым лицам виднго было, что все они были закалены в битвах.

3). Мороз увеличился, и вверху сделалось так холодно, что черт перепрыгивал с одного копытца на другое.

 Определяем вид найденных односоставных предложений. Что позволило отнести их к этому виду? - Ответы учащихся.  5 мин.

  1. Заключительный этап урока. Работа в группах парах, индивидуально — по выбору учащихся.   15 мин.

Первая группа находит в предложенном тексте односоставные предложения и определяет их тип.

Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет, ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина. И чудится, будто весь вылит он из стекла ибудто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи свои в холод стеклянных вод. (Н.В.Гоголь).

                 

                   Вторая группа пишет миниатюру по одной из картин Куинджи, взяв за начало слова Гоголя из «Майской ночи»:

    Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее: с середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь!

                    Третья группа работает с предложенными текстами, находя соответствие им на представленных картинах. Какими средствами автор достигает ощущения живописности нарисованной словами картины?

  1. Роскошная бархатная темно-синяя ночь. Ни звука. В облаках плывет незримый месяц. Дивный свет льется с высоты. Мазанки. Их стены фосфорически отливают белизной.

    Все остальное скрыто в темноте и лишь угадывается. Стройные, как гигантские свечи, тополя, уснувшая мельница. Все как будто спит и мерно дышит, одухотворенное сказочной поэзией художника-чародея.

  1. Лунный свет потоком струится из-за облаков. Ночь, темная, тихая, царит над Днепром. Бледный свет луны заливает окрестность, вырывает из тьмы низенькие мазанки.

  Учащиеся сообщают о результатах своей работы.

   Подводим итог совместной деятельности на уроке. Было ли интересно? Удалось ли закрепить понятие об односоставных предложениях? Узнали ли что-то новое?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Предложения с обращениями"

Конспект урока в 8-м классе по учебнику Р.Б. Сабаткоева "Русский язык (для национальных школ), 8 класс"....

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией

Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...

ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА Предложения с однородными членами для 11 класса с указанием ЭОР

Обобщение знаний по теме «Осложнённое предложение» (однородные члены предложения).Использование ЭОР.Закрепление навыков правописания НЕ с разными частями речи.Совершенствование...

конспект урока "Предложения с прямой речью" 5 класс

Комментарий к уроку,конспект и раздаточный материал.Тема "Предложения с прямой речью"....

Конспект урока "Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс

Конспект урока "Предложения с прямой речью. знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс...

Конспект урока "Предложения со сравнительными оборотами"

Подробно разработанный урок с интересными и творческими заданиями...

Конспект урока "Предложения с вводными словами и обращениями" в коррекционной школе VIII вида

Конспект урока "Предложения с вводными словами и обращениями" в коррекционной школе VIII вида...