конспект урока "Односоставные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

урок с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_odnosostavnye_predlozheniya.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок по русскому языку

в 8 классе по теме  «Односоставные предложения»

использованием с информационно – коммуникативных технологий.

Разработала учитель

русского языка и литературы

Костенко Л.К.

Тема урока: Односоставные предложения.

Тип урока: урок закрепления.

Вид урока: урок проверки знаний по теме, урок – « удивительное рядом ».

Технология: элементы технологии дифференцированного и контекстуального обучения.

Цель: закрепить знания учащихся по теме «Односоставные предложения»;

           создать условия для развития эстетического вкуса, повышения культурного уровня через обращение к образцовым текстам художников слова.

Знать: типы односоставных предложений.

Уметь:  различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам;

            совершенствовать умения выполнять тестовую работу;

            использовать односоставные предложения при описании природы.

Оборудование:  презентация « Односоставные предложения».

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

   Цель: объяснить учащимся цель урока.

На предыдущих уроках мы с вами изучили все типы односоставных предложений. Узнали их смысловые и грамматические признаки. Сегодня

мы закрепим наши знания об этих предложениях, проследим, как односоставные предложения используются в произведениях художников слова, и попробуем создать свой текст с применением изученных типов

односоставных предложений.

2. Исследовательская работа по определению типов односоставных предложений.

- Перед вами односоставные предложения. Они разные. Их можно поделить на 2 группы. Какие?

Люблю классическую музыку.

По радио объявили посадку самолета.

Мне не спится.

Какая ночь!

- По какому принципу вы разделили эти предложения?

(Распределение зависит от того, чем выражен главный член предложения.)

  1. Определите тип односоставного предложения.

Сижу за решеткой в темнице сырой…    (определенно – личное)

Эх, дороги… Пыль да туман…      (назывное)

Как родного примут, угостят, согреют.    (неопределенно – личное)

Только мне не плачется – на душе светло.  (безличное)

4.Употребление односоставных предложений в поэтической речи.

Давайте проследим, какие типы односоставных предложений чаще всего используют художники слова, как это влияет на содержание и эмоциональное восприятие  стихотворения.

F:\Урок русского языка в 8 классе на тему Односоставные предложения  Открытый класс.files\line00.gif

      

1. Мороз и солнце…День чудесный! ( А.С.Пушкин).

2. В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М. Лермонтов)

3. Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья. (А. Фет)

4. Пора, пора насмешкам света прогнать спокойствия туман

(М. Лермонтов).

5. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!

( А.С.Пушкин)

6. К кому-то принесли от мастера ларец. ( И. Крылов)

 

7. Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые.

 Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые

 

8. Еду. Тихо. Слышны звоны                       

Под копытом на снегу,                              

Только серые вороны

Расшумелись на лугу. (С. Есенин)

9. Нет любви ни к деревне, ни к городу,

Как же смог я её донести?

Брошу всё. Отпущу себе бороду

И бродягой пойду по Руси. (С. Есенин)

10. Люблю грозу в начале мая. (А. Фет)

 11.Бриллианты в лунном свете,

      Бриллианты в небесах,

      Бриллианты на деревьях,

      Бриллианты на снегах.      ( А.Фет).

12.Глушь да топь, коряги да пеньки.

     Старая березовая роща.     ( Д. Кедрин).

5.Работа по развитию речи.

- Мы проанализировали, как поэты передавали красоту мира, чувства лирического героя. Давайте обратимся к картине зимы и попробуем свои творческие способности. Мы рассмотрим выразительные возможности односоставных предложений.

 Написать сочинение – миниатюру по пейзажной зарисовке «В зимнем лесу», использовать в тексте односоставные предложения, проследить, как они помогают передать явления окружающего мира, состояние человека и окружающей среды.

- Звучит музыка.

- Учащиеся, которые испытывают затруднения в написании творческих работ, получают карточку с одним из предложений по картине. Продолжи рассказ по данному началу.

- Зачитываются  работы нескольких учеников.

6.Работа с текстом И. Бунина.

- Выразительное чтение прозаического отрывка, анализ используемых предложений. Дополните свою творческую работу одним их предложений  И.Бунина.

 Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушенный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

  Над глубокими свежими снегами, завалившими чаши елей, - синее, огромное и удивительное нежное небо. Солнце еще за лесом, просека в глубокой тени. А на вершинах уже играет золотистый солнечный свет.

7 .Тестовая проверка знаний по теме «Односоставные предложения».

Выполните тест (с самопроверкой).

  1. Односоставные предложения делятся на сколько групп?

а). 10        б) 2           в) 3      г) 4

        2.Какое предложение не является односоставным?

 а). На морозном воздухе было трудно дышать.

б). На востоке синело.

в). Дело словом не заменишь.

г). Свод неба был тих и чист.

         3. Укажите односоставное предложение.

а)  Наступил вечер.

 б) Вечереет.

 в) Вечером мы пойдём в кино.

 г). Как хороши в России летом вечера!

          4. Найдите назывное предложение.

      а). Светало.

б). Утро.

в). Наступило зимнее холодное утро.

г). В дверь постучали.

          5. Укажите определённо-личное предложение.

а). Утренний сон сладок.

б). Не забуду этой встречи.

в). В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всём.

г). Я люблю Балтийское море.

Проверь: 1.Г    2. Г     3.Б      4.Б       5.Б

8.Знакомство со словом синквейн  (пятистрочный  стих).

Это слово французское, в переводе на русский язык означает «пять».

Это стихотворение, которое требует синтеза информации материала в кратких выражениях.

Пример синквейна:     Школа.           (существительное, может быть название)

                                       Второй дом.              (прилагательное)

                                       Пишу, кричу, сижу.  (глаголы)

                                       Волненье, радость, ссоры.  ( 8 слогов)

                                       Классно.                      (предложение, 2 слога)

- Какие предложения помогают составить синквейн?

  1. Итог урока: Что сегодня вы узнали об односоставных предложениях новое, что закрепили?
  2.  Домашнее задание: составить синквейн об односоставных предложениях, упражнение № 246.

Предложения.

Яркие, выразительные.

Определять, применять, составлять.

Люблю великий могучий язык!

Наука.

8 класс

       Тестовая проверка знаний по теме «Односоставные предложения».

Выполните тест (с самопроверкой).

  1. Односоставные предложения делятся на сколько групп?

а). 10        б) 2           в) 3      г) 4

  2.Какое предложение не является односоставным?

 а). На морозном воздухе было трудно дышать.

б). На востоке синело.

в). Дело словом не заменишь.

г). Свод неба был тих и чист.

  3. Укажите односоставное предложение.

а)  Наступил вечер.

 б) Вечереет.

 в) Вечером мы пойдём в кино.

 г). Как хороши в России летом вечера!

 4. Найдите назывное предложение.

      а). Светало.

б). Утро.

в). Наступило зимнее холодное утро.

г). В дверь постучали.

  5. Укажите определённо-личное предложение.

а). Утренний сон сладок.

б). Не забуду этой встречи.

в). В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всём.

г). Я люблю Балтийское море.

Проверь: 1.Г    2. Г     3.Б      4.Б       5.Б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Предложения с обращениями"

Конспект урока в 8-м классе по учебнику Р.Б. Сабаткоева "Русский язык (для национальных школ), 8 класс"....

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией

Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...

ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА Предложения с однородными членами для 11 класса с указанием ЭОР

Обобщение знаний по теме «Осложнённое предложение» (однородные члены предложения).Использование ЭОР.Закрепление навыков правописания НЕ с разными частями речи.Совершенствование...

конспект урока "Предложения с прямой речью" 5 класс

Комментарий к уроку,конспект и раздаточный материал.Тема "Предложения с прямой речью"....

Конспект урока "Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс

Конспект урока "Предложения с прямой речью. знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс...

Конспект урока "Предложения со сравнительными оборотами"

Подробно разработанный урок с интересными и творческими заданиями...

Конспект урока "Предложения с вводными словами и обращениями" в коррекционной школе VIII вида

Конспект урока "Предложения с вводными словами и обращениями" в коррекционной школе VIII вида...