Конспект урока "Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Назывные предложения, их роль в языке".
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Живаева Светлана Михайловна

Тип урока-  урок изучения и первичного открытия нового материала (урок постановки и решения познавательных задач.

Цель: способствовать формированию учащимися способов предметно-исследовательской деятельности в процессе изучения назывных предложений, создать условия для формирования познавательных и логических умений  в процессе самостоятельной познавательной деятельности при формировании понятия об односоставных назывных предложениях. Данный урок призван воспитывать культуру речевого поведения, чуткое отношение к состоянию природы, потребность правильно оценивать собственную деятельность.

 Материал данного урока содержит примеры, позволяющие подготовить учащихся к ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок назывные предложения48.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.    Назывные предложения, их роль в языке.

  «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»

Цель: способствовать формированию учащимися способов предметно-исследовательской деятельности в процессе изучения назывных предложений, создать условия для формирования познавательных и логических умений  в процессе самостоятельной познавательной деятельности при формировании понятия об односоставных назывных предложениях.

Задачи:

-образовательные:

формировать умение нахождения назывных предложений в тексте;

обеспечить формулирование учащимися выводов по изучаемому материалу;

совершенствовать умение лаконично, точно и выразительно строить свою речь;

обеспечить связь содержания учебного занятия с личностным опытом учащихся;

-развивающие:

развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод;

развивать способность к рефлексии своей деятельности, поведения;

развивать коммуникативную культуру учащихся;

-воспитательные:

воспитывать культуру речевого поведения;

воспитывать чуткое отношение к состоянию природы;

воспитывать потребность правильно оценивать собственную деятельность.

Оборудование:

для учителя:

- компьютер;

- тексты произведений для анализа.

для учащихся:

- тексты произведений для анализа назывных предложений;

                -раздаточный материал;

                 -произведения художественной литературы.

Тип урока:

  -  урок изучения и первичного открытия нового материала (урок постановки и решения познавательных задач.

Ход урока

  1. Организационный этап
  2. Вводное слово учителя

Расправьте плечи, улыбнитесь!

И вслушайтесь в мои слова.

   Сегодня, ребята, мы продолжим изучение видов  односоставных предложений, но сначала  повторим то, что  уже знаем.

  1. Актуализация опорных знаний

1.Индивидуальное задание:

- Сейчас два человека будут работать за ноутбуками.

Из одного и того же текста один  ученик выпишет определенно-личные предложения, другой - неопределенно-личные предложения, подчеркнув грамматические основы (приложение 1).

1.Жду от тебя известий.

2. Переведу часы, хотя знаю, что будет гонка.

3.Вдруг стучатся у дверей.

4.Перевели его в другую губернию.

5. Вас, наверное, тоже арестуют?  

6.Вале уже звонили из клуба.

                                                      Ответ: О-Л – 1,2,5; Н-Л -3,4,6.

Проверка выполненных работ.

2. «Мозговой штурм».

Остальные учащиеся принимают участие в «Мозговом штурме»:

-Подготовка к ОГЭ:

Задание №1:

Словарный диктант.

Растение, квартира, директор, выскочил, деревянный, озарится, убегаю, повторил, собирался, коридор, прикосновение, показать,  удивился, загорелся.

а). Проанализируйте данный материал, как вы считаете,  какой грамматической проблеме он соответствует? (правописание гласных в корнях слова).

б). Можно ли данный материал сгруппировать по конкретным правилам?

 (можно, основанием для группировки мы считаем: правописание проверяемых гласных в корне слова, правописание непроверяемых гласных в корне слова и правописание корней с чередующимися гласными).

в). Среди записанных слов найдите слова с чередующей гласной в корне.

Задание №2. Решение лингвистической задачи.

Укажите правильный вариант синтаксической характеристики предложения:

Уча других, тоже учишься (Н.В. Гоголь):

а) побудительное, восклицательное, односоставное, обобщённо-личное, распространённое, осложнённое обособленным определением, полное;

б) повествовательное, невосклицательное, односоставное, обобщённо-личное, распространённое, осложнённое обособленным обстоятельством, полное.

3. Блиц-опрос:

-Что такое предложение?

-Какие бывают предложения по наличию главных  членов?

-Восстановите кластер по теме «Односоставные предложения» (распечатать  кластер)  (приложение 2).

Вопросы по кластеру:

- Какие предложения называются односоставными?

- На какие группы делятся односоставные предложения?

- Какие предложения относятся к определенно-личным, неопределенно-личным, обобщенно-личным?

- Какие предложения с главным членом сказуемым не указаны в кластере? Как вы думаете, почему? (Не все лингвисты признают эти предложения).

-Ребята, какое односоставное предложение мы с вами еще не изучали? (с главным членом подлежащим).

IV.  Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности

-Посмотрите на доску, там записан эпиграф к нашему уроку. «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

Давайте сегодня урок мы проведем под этим девизом. Наша цель на уроке – познакомиться с назывными предложениями, их значением и сферой употребления.

Наш урок будут сопровождать произведения литературы, живописи о природе.

-Ребята, как вы думаете, что лучше режет: нож или ножницы? «Оба инструмента режут одинаково, только разные предметы»,- ответите вы. Нож действует также хорошо, как ножницы, хотя состоит из одной режущей части, а не из двух.

Условно можно рассматривать нож и ножницы как символы односоставных и двусоставных предложений. Первые имеют один главный член: Зима. На улице вьюжит, вторые – два: Я изучаю физику. Односоставные предложения так же хорошо справляются с обязанностью сообщать, как и двусоставные. Сегодня вы убедитесь в этом на промере назывных предложений. Определяющей особенностью этих предложений является то, что им свойственны фрагментарность и одновременно большая ёмкость выражаемого содержания. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, рассчитанные на опыт или воображение слушателя или читателя, - такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий.

V.    Изучение нового материала

1.Выступление назывного предложения 

– Давайте послушаем, что нам расскажет о себе назывное предложение. Ему не терпится с вами поболтать. Что оно сообщает о своём значении и строении?

Позвольте назвать себя: Назывное предложение! Вы, конечно, догадались, чем я занимаюсь? Да, да! Мне нравится называть, т. е. сообщать о самом существовании чего– то: предметов, событий, явлений... Я вокруг вас, я на каждом шагу, но вы меня не замечаете. Вы приехали, сошли с поезда и увидели: «Н. Новгород», «Вокзал», «Выход в город», «Кассы», «Буфет», «Остановка троллейбуса» и т. п. – это все я, Назывное предложение. Вы едете в город, кондуктор объявляет остановки: «Парк культуры и отдыха», «Металлургический завод», «Порт» – это Назывные предложения. А ребенок смотрит в окно и кричит: «Вон море!» – и это опять я, Назывное предложение. Как жаль, что никто не спросит, что это за предложения, которые так часто встречаются? Каким предложением назвали магазины «Хлеб», «Обувь», «Книги»? А это все я, Назывное предложение. Мне достаточно одного слова, чтобы обрадовать людей. Услышав меня в поезде, в трамвае они говорят радостно: «Вот мой город. Вот моя остановка, а вон мой дом! А вот мой сынишка!» У меня один главный член предложения – подлежащее, но оно так много говорит людям. Подлежащее может иметь разные определения, а иногда у меня есть частицы – вот и вон. Порой я сообщаю и о страшных событиях: «Пожар!», «Землетрясение!», «Авария!» или отдаю приказания: «Огонь!», «Старт!», «Стоп!» Но главная моя задача – называть то, что нужно людям, что их радует и помогает жить. Меня используют и в поэзии, и в прозе. Есть даже целые стихотворения, которые написаны только Назывными предложениями.

Закоптелые палатки,
Черный хлеб, вода,
Кашель пряхи, плач дитяти.
О нужда! Нужда!

Правда, немного обидно, что ребята меня редко приглашают в свои сочинения.

2.Слово учителя. Учащиеся составляют тезисы.

- Итак, назывное предложение – это односоставное предложение с главным членом – подлежащим. В назывных предложениях сообщается о существовании и наличии предмета. Главный член назывного предложения выражается формой И.п. имени существительного: Бессонница. Гомер. Тугие  паруса ( О.Э.Мандельштам).

В состав назывных предложений могут входить указательные частицы вон, вот, а для введения эмоциональной оценки – восклицательные частицы ну и, каков вот так: Какая погода! Ну и дождь! Вот так гром!

Правило- помощник. Назывные предложения распространяются только определениями (согласованными и несогласованными): Поздняя осень.

Если распространителем является обстоятельство места, времени, то такие предложения можно трактовать как двусоставные неполные: Скоро осень. Ср.: Скоро наступит осень.// На улице дождь. Ср.: На улице идёт дождь.

В конце назывных предложений на письме ставят точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие: Москва! …Как много в этом звуке для сердца русского слилось!  (А.С.Пушкин)

После восклицательного или вопросительного знака часто ставят многоточие. Вопросительный знак ставят, если предложение является вопросительно-восклицательным и в начале его есть союз – частица а.

Функции назывных предложений

С помощью назывных предложений можно выразить:

- непосредственное восприятие: Пожар!

-указание: Вот лес. Вон речка;

-достижение: Вот и тишина;

- эмоциональную оценку: Ну и дом! Вот это лес! Какие пёрышки!

Особенности назывных предложений

Назывные предложения имеют следующие особенности:

-передаёт экспрессивность, фрагментарность, одновременно имеет большую ёмкость содержания;

-создаёт образную, зримую картину природы, состояния героя;

-запечатлевает одно мгновение, один кадр. Фиксирует только настоящее время;

- даёт возможность читателю додумать, представить общую картину;

-используется чаще в начале предложения или главы, при записи в личных дневниках, письмах, записных книжках, при создании сценариев.

3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока $ 31

Физминутка на координацию движения, психологическую разгрузку, общее развитие организма детей /конечностей и туловища

-  Сидя. Взяться  правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой -кончик носа.

- «Потягивание кошечки».

 Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед.

VI.  Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся

1.Поэтическая разминка

Задание. Послушайте стихотворение «Приход весны» и «Золотая осень.

Выпишите из них назывные предложения.

Приход весны

Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонка трепет,

        Тёплый дождь, сверканье вод,-

       Вас назвавши, что прибавить?

 Чем иным тебя прославить,

   Жизнь души, весны приход?

                           (В.А.Жуковский)

Золотая осень

(в сокращении)

                                                           Осень. Сказочный чертог,

        Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озёра.

Как на выставке картин:

                                                          Залы, залы, залы, залы

                                                          Вязов, ясеней, осин

                                                          В позолоте небывалой.

                     (Б.Л.Пастернак)

2. Проверка  опережающего домашнего задания

Приведите примеры односоставных назывных предложений из произведений художественной литературы, выделите грамматические основы.

а).  Ночь. Вокруг тишина.

      Ручеёк лишь журчит

      Своим блеском луна

      Всё вокруг серебрит.

                       (С.А. Есенин)

б). Тучки небесные, вечные странники,

     Степью лазурною, цепью жемчужною

                                                    (М.Ю.Лермонтов)

в). Жаркий июльский полдень.

                                (М.Е.Салтыков — Щедрин)

г). Ночь, улица, фонарь, аптека,

     Бессмысленный и тусклый свет.

                                                      (А.Блок)

д). Бессонница. Гомер, Тугие паруса.

                                                    (О.Мандельштам)

е). Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

     Очертанья столицы во мгле.

                                           (А.Ахматова)

ё).Тихая, звёздная ночь...

                                             (А.Фет)

ж). Длинная еловая аллея.

                                         (А.Чехов)

з). Тихая, тёплая ночь.

                                    (М.Пришвин)

2.Практическая работа с языковым материалом

Задание №1. Перепишите предложения. Найдите назывные предложения (в том числе в составе сложных). Выделите в них подлежащие (приложение 3).

1.Тёмная ростовская глухомань, домишки, заборы, морозная ночь, мелькание свечей за морозными окнами, рождество празднуют, никто о нас не догадывается (Ю.В.Трифонов).

2.Сумерки. Природа. Флейты голос нервный. Позднее катанье (Б.Ш.Окуджава). 3.Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьётся чуждый чарам чёрный чёлн (К.Д. Бальмонт). 4.Бред и ужас Востока. Пыльная катастрофа Азии. Зелень только на знамени Пророка (И.А.Бродский). 5.Холодная весна. Голодный Старый  Крым (О.Э.Мандельштам).

Задание №2. Найдите назывные предложения (в том числе в составе сложных). Выделите в них подлежащее (приложение 4).

1.Ребро скамейки в тени киоска, зигзагами веток в неверном свете. 2.Клочки афиши на рваных досках кусал бессильно голодный ветер (Дир  Туманный).

Задание №3. Распределите предложения на 2 группы. Запишите, выделяя грамматические основы: (приложение 5).

Односоставные предложения

Двусоставные предложения

2,3,4,5,7,9,10

1,6,8

1.Снег белеет кругом по колено.

2.Так морозно, светло и бело!...

3.Снегом пушистым лёд замело.

4.Встаю на лыжи и бегу к ближайшему лесочку.

5.Любишь кататься, люби и саночки возить.

6.Зимний воздух был тих и звучен.

7. В домах зимними вечерами зажигают огни.

8. Ночь светла, мороз сияет.

4. «Лингвистическая изюминка» (приложение 6)

Задание. Назывные предложения широко используют в ремарках – авторском описании обстановки действия в пьесе. Например: Небольшая комната в гостинице, в южной стране. Две двери: одна в коридор, другая на площадь. Сумерки. Это ремарка к первому действию пьесы Е.Л. Шварца «Тень».

  Прочитайте ремарку к первому действию пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Какие предложения использует автор для описания места действия? Определите роль назывных, безличных и двусоставных предложений в описании обстановки действия. Запишите текст. В предложениях подчеркните главные и второстепенные члены.

     Зимний лес. Укромная полянка. Никем не потревоженный снег лежит волнистыми сугробами, покрывает деревья пушистыми шапками. Очень тихо. Несколько мгновений на сцене пусто, даже как будто мёртво. Потом солнечный луч пробегает по снегу и освещает белёсо-серую Волчью голову, выглянувшую из чащи, Ворону на сосне, Белку, примостившуюся в развалине ветвей у дупла.

5.А теперь для вас награда:

  Вот загадка, вот шарада!

Задание: Отгадайте загадки. Найдите в них односоставные предложения. Ответом служит назывное односоставное предложение.

 а). Скоро ест, мелко жуёт,

     Сама не глотает, другим не даёт.  

                                                           (ПИЛА)

б). Стоят вместе, ходят врозь.

                                        (НОГИ)

в). Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто.  

                                                                              (БАРАБАН)

г). Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил.

                                                                      (ДОЖДЬ)

6.Задание. Вам дан список предложений, соотнесите  и внесите в таблицу  номера назывного предложения, выраженного (приложение 7)

Назывное предложение, выраженное:

Номера предложений

Только именем существительным

3

Существительным с прилагательным

1

Существительным с причастием

2

Существительным с числительным

5

Существительным с частицами вот, вон

4

Существительным с другим существительным

8

Существительным с наречием

6

Фразеологизмом

7

1.Поздний вечер.2. Смеющиеся лица.3.Зима. 4.Вот мельница. 5.Девять часов. 6. Спуск вниз.7. Буря в стакане. 8.Начало января.

7. «Готовимся к ОГЭ»: творческая работа (в группах) (приложение 8)

(Учащиеся получают открытки с репродукциями картин И.И. Шишкина, А.К. Саврасова)

Задание. Составьте сочинение-миниатюру (7-10 предложений), «введите» зрителя в описание картин при помощи назывных предложений. Регламент работы- 5-7 минут.

Образец сочинения-миниатюры по картине И.И. Шишкина «Рубка леса»

Опорные слова: поляна, ели, сосны, берёзы, ветки, плач, опустошение, зло.

 Поляна. Разлапистые ели, стройные  сосны. Хрупкие берёзы. Свежеспиленная сосна. Тонкая белая берёза, печально склонившая свои кудрявые ветки над прахом старшей сестры. Мы слышим крик спиленного дерева и плач берёзки.

Опустошение, смерть, зло - вот лейтмотив этого полотна.

Опорные слова к картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»: окрайна, церквушка, снег, берёзки, стая грачей, воздух, облака, небо, простата, нежность, доброта.

8. Ручное программирование

    Задание: определите вид односоставного предложения, заполнив перфокарту: (приложение  9)

  1. Горит в сердцах у нас любовь к земле родной.
  2. Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
  3. Зимним холодом пахнуло на поля и на леса.
  4. Так забудь же про свою тревогу.
  5. На улице было морозно.
  6. И вот снега больше нет.
  7. Уральский хребет.
  8. Друга узнают в несчастье.

О-Л

Н-Л

Б-Л

Н

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9.Составление  синквейна по картине. Самостоятельная работа (приложение 10)

Задание: возьмите карточки и прочтите задание. Синквейн должен быть написан на раздаточных листах.

-определите основную мысль вашего  синквейна;

-прочтите свое односоставное предложение. Попробуйте определить вид односоставного предложения.

Примеры:

1.Лоси.

  Голодные, дружные.

  Скопились, едят, прижимаются.

  Холодно лосиной семье в лесу!

 Зима.

2.Холод.

  Трескучий, скрипучий.

  Застывает, морозит, леденит.

  Лоси жмутся к скирде сена – лакомятся!

  Зима.

 Сделаем вывод:

-Назывные предложения чаще употребляются в художественной литературе, в газетных и журнальных статьях.

-С их помощью лаконично и точно рисуется место и время действия, пейзаж, обстановка.

10.Работа с упражнениями учебника: упр.174 - выразительное чтение, устное выполнение, пунктуационный разбор предложения; упр.175 – комментированное письмо, обсуждение вопросов и заданий, грамматические разборы на доске; упр.176,177 – устное выполнение, морфемный разбор на доске; упр.180 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

VII. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Мини-тест: да или нет (приложение 11)

1.Назывные – это  односоставные предложения? (Да)

2.Может ли назывное предложение быть распространённым? (Да)

3.Может ли главный член предложения в назывном предложении быть сочетанием числительного с существительным? (Да)

4.Правда ли, что НП распространяются обстоятельствами? (Нет)

5.Могут ли входить в состав НП частицы ну и, что за, вот, какой(Да)

6.Правда ли, что НП обозначают, что предмет или явление существует в настоящем времени? (Да)

2. «Микрофон»

-Продолжите предложение: сегодня на уроке я узнал(а), понял(а), научился(-ась)…

VIII. Домашнее задание с комментарием

1.Выучить теоретический материал по теме урока.

2.Выполнить творческое задание. Написать сочинение-миниатюру (5-8 предложений) по данному началу с использованием односоставных предложений: Первый снег! Сколько чувствует он!..

IX. Комментированное выставление отметок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8б классе по теме "Односоставные предложения с главным членом – сказуемым". (обобщающий урок)

Обобщающий урок с применением сингапурской методики по теме "Односоставные предложения с главным членом – сказуемым."Цель урока: закрепить представление об односоставных предложениях с глав...

Повторение и обобщение по теме "Односоставные предложения с главным членом - сказуемым"

План – конспект урока по русскому языку в 8 классе с использованием элементов сингапурской методики обучения по теме:: «Односоставные предложения с главным членом - сказуемым»....

Задание 8 ОГЭ Грамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языку

Задание 8 ОГЭГрамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языкузадание 8 ОГЭ теория:Подлежащее — ...