План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».
план-конспект урока (9 класс) на тему
Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II ступени обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvodnye_slova_9.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования г. Москвы
Южное окружное управление образования.
ГБОУ СКОШ V вида № 573
План-конспект открытого урока
по русскому языку в 9 классе по теме
«Вводные слова и знаки препинания
при них».
Учитель: Сафонова О. А.
18.03.2014
Москва
Цель: дать понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки высказывания и правилах выделения слов, не являющихся членами предложения.
Задачи
образовательные:
- актуализировать знания учащихся о словах, не являющихся членами предложения;
- сформировать представление о вводных словах и их основных по значению группах;
- учить находить в предложении вводные слова;
- начать формировать умение определять значения вводных слов и навык выделения вводных слов интонационно и на письме;
коррекционные:
- уточнять знания о грамматической и смысловой связи слов в простом предложении;
- развивать умение грамматически правильно и по смыслу использовать вводные слова;
- формировать навык отличать вводные слова от омонимичных форм;
- обогащать словарь учащихся;
воспитательные:
- повышать мотивацию к совершенствованию лексико-грамматической стороны речи;
- совершенствовать навыки контроля за собственной речью и речью одноклассников;
здоовьесберегающие:
- создание комфортного психологического климата на уроке;
- чередование различных форм и видов работы.
Оборудование: раздаточный материал с заданиями на каждого ученика; лист с таблицей для заполнения на каждого ученика; рабочие тетради по русскому языку (Новый УМК. Е. С. Симакова. К учебнику Л. А. Тротсенцовой, Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 8 класс») на каждого ученика.
Приложение 1.
Задание №1.
Ты куда течёшь ____________________доброту свою сохраня?
___________________покажись вдали краешком…
Зачем ты трёшься у ноги _______________________________?
бездомный глупый зверь берег мой речка малая
Задание №2.
Часто работа вначале кажется невыполнимой.
Работа, кажется, будет сделана в срок.
По моему рисунку будет сшито платье.
Ты, по-моему, недооцениваешь свои силы.
К счастью своему надо относиться бережно.
Луна, к счастью, светила ярко.
В первых ящиках находился только старый хлам.
Ты, во-первых, сначала поешь.
Задание 3.
По-видимому, она не собиралась оставлять меня наедине со старым коллекционером. Я так и не приблизился к разгадке, напротив, каждая моя попытка приблизиться к ней ещё больше отдаляла меня от желанной цели. К сожалению, ни одна дорога не бывает бесконечной. Возможно, горечь залечило время. Несомненно, он обладал артистизмом. Конечно, столь поздний визит должен был вызвать удивление и настороженность. Он был в хорошем расположении духа и теперь, видимо, жаждал общения. Действительно, его постоянно и неудержимо тянуло в путь. Одним словом дотошный был, а не упрямый. Итак попробуем воспроизвести весь ход событий. Кстати он в прошло году прибыл к нам. Я впрочем в секрете это не держу. Читатель узнает например о внешности и повадках уссурийского тигра. Но признаюсь о дамах я очень боюсь говорить. Он просил убедительно сделать ему честь своим приездом в деревню, к которой по его словам было только вёрст пятнадцать. К моему удивлению она заспешила к подъезду трёхэтажного дома с колоннадой. Сознаться по совести в начале пути я всё время чего-то ждала. К его немалому облегчению до мастерской они добрались без каких-либо приключений.
Задание 4.
У него ______________ доброе сердце. Вдали ______________ море.
Ваше предложение вполне _______________________. Журавль ___________________ был подстрелен и лететь не мог.
Луна _________________ светила ярче. Поле ___________________ морем.
________________всё обошлось благополучно. Всякий человек стремится к __________.
Я хочу, чтобы это было ____________________. Лебедь ____________________ одна из красивейших птиц.
Сужу о тебе _________________________. Журавль _____________________ сильная птица.
По-моему, по словам брата, видно, вероятно, к счастью, казалось.
Приложение 2.
Группы вводных конструкций по их значению.
Что выражают | Наиболее употребительные слова и конструкции |
различную степень уверенности | |
различные чувства | |
источник сообщения | |
порядок оформления мыслей; связь данной мысли с предшествующей | |
привлечение внимания собеседника |
Ход урока.
Этапы занятия. | Задачи. | Деятельность педагога. | Деятельность учащихся. |
1. Организационно-повторительный. (1 минута) | Настроить учащихся на работу, активизировать основные психические функции, актуализировать знания учащихся. | Проверяет готовность учащихся к уроку. Предлагает учащимся выполнить задание №1 на карточке (вставить в предложении обращение, отметить их буквой О, расставить знаки препинания). Предлагает ответить на вопрос: Чем отличается обращение от других членов предложения? | Готовятся к уроку. Выполняют задание №1на карточке. Зачитывают по очереди получившиеся ответы. Отмечают, что обращение членом предложения не являются.
|
2. Ориентировочный. (5 минут) | Формировать умение учащихся делать логические выводы после проделанной работы. | Сообщает, что на уроке познакомятся ещё с одним средством связной речи, не являющимся членом предложения. Предлагает выполнить задание на карточке №2 (определить, каким членом предложения являются выделенные слова и являются ли). Предлагает учащимся ответить на вопрос: какую дополнительную информацию дают слова, не являющиеся членами предложения? Обращает внимание учащихся на то, что на письме они выделяются запятыми, а в речи – паузами. | Выполняют задание №2на карточке. Зачитывают по очереди получившиеся ответы. Отмечают, что некоторые выделенные слова членами предложения не являются. Отвечают на вопрос: какую дополнительную информацию дают слова, не являющиеся членами предложения? (неуверенность, источник сообщения, эмоциональная окраска, порядок выражения мыслей). |
3. Репродуктивно- продуктивный. (15 минут) | Развивать умение выполнять задание по аналогии и переносить полученные знания на похожие задания. | Раздаёт учащимся таблицу «Группы вводных слов по значению». Предлагает выполнить самостоятельно задание №3 (найти в предложениях вводные слова и начать заполнять ими таблицу): 2 уровня заданий: со знаками препинания, без знаков препинания. Организует коллективное выполнение и коллективную проверку. | Коллективное выполнение части задания. Возможно самостоятельное выполнение более «сильными» учениками. |
4. Физминутка. (1 минута) | Снять мышечное и эмоциональное напряжение. | Дает инструкцию выполнения упражнений. | Выполняют упражнения по инструкции педагога. |
5. Продуктивно-творческий. (12 минут) | Закрепить навык осмысленного чтения и умение учащихся определять лексическое значение слова в контексте. Развивать умение работать с многоступенчатой инструкцией. | Предлагает выполнить самостоятельно задание по карточке №4: выбрать из данных слова и использовать их в качестве вводных слов или членов предложения (определить, каких) в каждой паре предложений; одно слово можно использовать для одной пары предложений. Организует коллективную проверку. | Самостоятельно выполняют задание по карточке №4. Зачитывают получившиеся ответы, анализируют, выбирают правильный. |
6. Итог занятия. (8 минута) | Систематизировать полученные на уроке знания и умения. | Предлагает выполнить упражнение 237 (тест по теории) из рабочих тетрадей для закрепления полученных знаний о вводных словах. Просит учащихся своими словами рассказать, какую роль играют в речи вводные слова и как они оформляются на письме. Оценивает работу учащихся на уроке (оценка носит стимулирующий характер). | Выполняют упражнение. По памяти рассказывают о том, какую роль играют в речи вводные слова и как они оформляются на письме. |
Используемая литературы: 1.Г. А. Богданова. Русский язык. 8 класс. II часть. Рабочая тетрадь. М., «Генжер», 2010
2. Т. В. Шклярова. Русский язык. Сборник упражнений. 8 класс. М., «Грамотей», 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 8 класс школа VIII вида.
Данная рабочая программа составлена для обучающихся по программе школы VIII вида (обучение на дому), рассчитана на 3 часа в неделю, содержит все необходимые структурные компоненты....
Конспект урока по русскому языку в коррекционной школе 8 вида по теме "Местоимение"
полный конспект обобщающего урока по русскому языку. Тема: "Местоимение"...
Методическая разработка урока русского языка в коррекционной школе VIII вида на тему: Частица не с глаголами
Цель: формирование представлений о частице НЕ и ее употреблении с глаголами. Задачи:1. Коррекционно –образовательные:- формировать представление о частице НЕ и ее употребл...
Рабочая коррекционно-развивающая программа по русскому языку 11 класса школы 8 вида
Представленная рабочая программа по русскому языку для учащихся 11 класса коррекционной школы 8 вида для детей с легкой умственной отсталостью....
Тест по письму для 8 класса школы 8 вида по теме "Состав слова, словообразование"
Тест предназначен для выявления уровня знаний обучающихся 8 класса и составлен в соответствии с действующей Программой по письму и развитию речи специальной (коррекционной) школы VIII вида, учеб...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс (школа VIII вида)
Календарно-тематическое планирование по русскому языку составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: ...
Конспект урока по русскому языку 5 класс школа 8 вида на тему "Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода"
Конспект урока по русскому языку 5 класс школа 8 вида на тему "Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода"...